Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Внимание!
Положения, предусмотренные частью 2 статьи 39,
вступают в силу с 1 января 2018 года

Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\40b18bc8-d179-4f2f-b7bd-d9bfeb799cbf\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 27 апреля 2017 года № 63

Об охране и защите от семейного насилия

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

16 марта 2017 года

 

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) безопасное место - территория или помещение, в которых, по мнению лица, пострадавшего от семейного насилия, или его законного представителя, отсутствует опасность для его жизни или здоровья;

2) консультативно-профилактический центр (кризисный центр) - организация по оказанию социально-психологической, а также правовой, медицинской помощи лицам, пострадавшим от семейного насилия. При консультативно-профилактическом центре может создаваться убежище;

3) охранный ордер - документ, предоставляющий государственную защиту пострадавшему от семейного насилия и влекущий применение определенных настоящим Законом мер воздействия к лицу, совершившему семейное насилие;

4) пострадавший от семейного насилия - член семьи или лицо, приравненное к члену семьи, в отношении которых совершено семейное насилие, а также несовершеннолетнее лицо, ставшее свидетелем семейного насилия;

5) пренебрежительное отношение - умышленное невыполнение обязанностей по заботе о членах семьи и приравненных к ним лицах;

6) пресечение семейного насилия - меры, направленные на прекращение семейного насилия, обеспечивающие охрану жизни, здоровья, чести и достоинства лиц, пострадавших от семейного насилия;

7) приравненные к членам семьи лица - лица, состоящие в фактических брачных отношениях; лицо, предоставляющее содержание нетрудоспособному или несовершеннолетнему иждивенцу, и непосредственно сам нетрудоспособный или несовершеннолетний иждивенец; родители супругов; иные родственники, проживающие совместно;

8) профилактика (предупреждение) семейного насилия - система социальных, правовых, медицинских, психологических, просветительских, информационных и иных мер, осуществляемых субъектами охраны и защиты от семейного насилия, направленных на выявление, устранение причин и условий, создающих опасность совершения семейного насилия;

9) психологическое насилие - угроза совершения физического, сексуального, экономического насилия, а также умышленное унижение чести и достоинства, принуждение к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или ведущих к нарушению психического, физического здоровья, а также ограничение совершеннолетних лиц в праве на общение;

10) семейное насилие - это умышленные действия физического, психологического, экономического характера или их угроза, а также пренебрежительное отношение, совершенные одним членом семьи/приравненным к нему лицом в отношении другого члена семьи/приравненного к нему лица;

11) социальная служба - организация, учреждение, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющие социальные услуги и помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия;

12) убежище (центр временного пребывания для лиц, пострадавших от семейного насилия) - организация, предоставляющая безопасное временное проживание лицам, пострадавшим от семейного насилия. Убежища организуются для женщин и мужчин отдельно;

13) физическое насилие - прямое или косвенное умышленное физическое воздействие одного члена семьи/приравненного к нему лица на другого члена семьи/приравненного к нему лица, лишение возможности отправления жизненно важных функций, лишение или ограничение свободы передвижения, жилья, пищи, одежды, принуждение к тяжелому физическому труду, а также уклонение от обязанностей по уходу и заботе;

14) члены семьи - супруги, родители и дети, бабушки/дедушки и внуки/внучки, опекуны/попечители и подопечные, усыновители и усыновленные, приемные родители и приемные дети, другие лица, принявшие на воспитание детей в установленном законом порядке, бывшие супруги, мачехи/отчимы и падчерицы/пасынки, братья и сестры (полнородные и неполнородные), фактические воспитатели и фактические воспитанники;

15) экономическое насилие - умышленное невыполнение одним членом семьи/приравненным к нему членом семьи обязанностей по содержанию другого члена семьи/приравненного к нему лица, а также умышленное лишение или ограничение права получения или распоряжения предназначающимися в силу закона лицу имуществом или доходами, и/или использования средств и имущества доверенным лицом в ущерб доверителю.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об охране и защите от семейного насилия

Законодательство Кыргызской Республики об охране и защите от семейного насилия основывается на Конституции Кыргызской Республики, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, и общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет правовые основы предупреждения и пресечения семейного насилия, обеспечения социально-правовой охраны и защиты лиц, пострадавших от семейного насилия.

2. Действие настоящего Закона распространяется на членов семьи и лиц, приравненных к членам семьи, проживающих совместно.

Статья 4. Принципы настоящего Закона

Настоящий Закон основывается на следующих принципах:

1) соблюдение законодательства и международных стандартов в области прав человека и гендерного равенства;

2) равенство доступа к охране и защите от семейного насилия;

3) недопущение народных обычаев и традиций, ущемляющих права и свободы человека и способствующих семейному насилию;

4) ответственность за причиненное семейное насилие;

5) профилактическая направленность;

6) ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за соблюдение права граждан на охрану от семейного насилия;

7) участие общественности в охране и защите от семейного насилия;

8) предоставление защиты от семейного насилия независимо от факта возбуждения уголовного дела или административного производства.

Статья 5. Права лиц, пострадавших от семейного насилия

1. Лицо, пострадавшее от семейного насилия, имеет право на получение правовой, социальной, медицинской, психологической помощи и защиты от семейного насилия от государственных органов, органов местного самоуправления и других субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия, в пределах их компетенции.

2. Основания и порядок предоставления охраны, помощи и защиты от семейного насилия определяются настоящим Законом.

Глава 2. Субъекты, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия

Статья 6. Круг субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия

К субъектам, осуществляющим охрану и защиту от семейного насилия, относятся:

1) Правительство Кыргызской Республики;

2) уполномоченный государственный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия, определяемый Правительством Кыргызской Республики;

3) суд;

4) прокуратура;

5) органы внутренних дел;

6) органы социального развития;

7) органы здравоохранения;

8) органы образования;

9) органы юстиции;

10) уполномоченный государственный орган по защите детей;

11) Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики;

12) адвокатура;

13) местные государственные администрации;

14) органы местного самоуправления;

15) суд аксакалов;

16) средства массовой информации;

17) иные организации в пределах своей компетенции.

Статья 7. Полномочия Правительства Кыргызской Республики по охране и защите от семейного насилия

Правительство Кыргызской Республики в сфере охраны и защиты от семейного насилия:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

2) разрабатывает и реализует государственные программы по охране и защите от семейного насилия;

3) определяет полномочия государственных органов в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

4) определяет государственный уполномоченный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия;

5) определяет порядок взаимодействия государственных органов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия;

6) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, а также инициирует проекты законов, направленные на охрану и защиту от семейного насилия;

7) осуществляет контроль за деятельностью государственных органов в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

8) оказывает содействие органам местного самоуправления в их деятельности по охране и защите от семейного насилия;

9) утверждает государственные стандарты оказания услуг в соответствии с законодательством о государственных и муниципальных услугах и предоставления помощи в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

10) реализует иные полномочия в сфере охраны и защиты от семейного насилия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 8. Уполномоченный государственный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия

В целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган по координации деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия (далее - уполномоченный орган):

1) координирует деятельность и взаимодействует с другими субъектами по охране и защите от семейного насилия, определенными настоящим Законом;

2) осуществляет сбор, обобщение и анализ данных о семейном насилии, проводит оценку эффективности системы мер по охране и защите от семейного насилия и вносит предложения по ее совершенствованию;

3) предоставляет субъектам, осуществляющим охрану и защиту от семейного насилия, методическую, информационную, консультативную и организационную помощь;

4) координирует разработку коррекционных программ по работе с лицами, совершившими семейное насилие;

5) осуществляет мониторинг деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия с учетом гарантии их независимости, определенной соответствующими законами, и направляет рекомендации по совершенствованию их деятельности в данной сфере;

6) организует проведение научных и иных исследований в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

7) осуществляет информационную и просветительскую деятельность в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

8) предоставляет информацию об охране и защите от семейного насилия средствам массовой информации и электронным изданиям;

9) ежегодно составляет и публикует отчеты об исполнении настоящего Закона;

10) обеспечивает доступ к информации в сфере охраны и защиты от семейного насилия, в том числе путем размещения ее на своем сайте;

11) оказывает содействие субъектам, осуществляющим охрану и защиту от семейного насилия, в привлечении внебюджетных средств и развитию сотрудничества с международными организациями, физическими и юридическими лицами;

12) осуществляет иную деятельность в сфере охраны и защиты от семейного насилия в пределах своей компетенции.

Статья 9. Полномочия органов прокуратуры по охране и защите от семейного насилия

Органы прокуратуры в сфере охраны и защиты от семейного насилия:

1) осуществляют надзор за соблюдением законодательства в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

2) обращаются в суд в целях защиты прав и интересов лиц, пострадавших от семейного насилия, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде свои права и свободы;

3) осуществляют повышение квалификации сотрудников прокуратуры по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

4) осуществляют иные полномочия в сфере охраны и защиты от семейного насилия, предусмотренные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 10. Полномочия органов внутренних дел по охране и защите от семейного насилия

1. В целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, Министерство внутренних дел Кыргызской Республики:

1) организует деятельность органов внутренних дел по профилактике, охране и защите от семейного насилия;

2) включает в программы обучения учебных заведений органов внутренних дел вопросы охраны и защиты от семейного насилия, обеспечивает профессиональную подготовку, курсы переподготовки, повышения квалификации и другие соответствующие виды обучения своих сотрудников в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

3) осуществляет мониторинг деятельности органов внутренних дел в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

4) взаимодействует с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

5) представляет ежегодный отчет, а также информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в уполномоченный орган;

6) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов внутренних дел по охране и защите от семейного насилия.

2. Органы внутренних дел в сфере охраны и защиты от семейного насилия:

1) осуществляют пресечение семейного насилия;

2) контролируют исполнение условий охранного ордера, а также содействуют исполнению решения суда по фактам семейного насилия;

3) ведут учет лиц, совершивших семейное насилие, и лиц, пострадавших от семейного насилия;

4) уведомляют уполномоченный государственный орган по защите детей о выявленных фактах семейного насилия в отношении несовершеннолетних;

5) уведомляют о фактах семейного насилия субъектов охраны и защиты от семейного насилия, указанных лицом, пострадавшим от семейного насилия, с его согласия;

6) направляют лицо, пострадавшее от семейного насилия, с его согласия на медицинское освидетельствование, судебно-медицинскую экспертизу. В случае если несовершеннолетний пострадал от своих родителей или иных законных представителей, он направляется на медицинское освидетельствование, судебно-медицинскую экспертизу без их согласия;

7) направляют с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия, информацию о совершенном насилии по месту работы лица, совершившего семейное насилие;

8) взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

9) проводят с населением профилактическую и информационную работу в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

10) осуществляют иную деятельность по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

Статья 11. Полномочия органов социального развития по охране и защите от семейного насилия

1. В целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган в сфере социального развития:

1) организует деятельность органов социального развития по охране и социальной защите от семейного насилия;

2) осуществляет мониторинг деятельности органов социального развития в сфере охраны и социальной защиты от семейного насилия, в том числе по соблюдению минимальных стандартов по предоставлению социальных услуг и порядка их предоставления государственными и муниципальными организациями и учреждениями в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

3) координирует деятельность органов и учреждений социального развития в сфере охраны и социальной защиты от семейного насилия;

4) обеспечивает методическую и консультативную помощь территориальным органам социального развития, органам местного самоуправления по вопросам охраны и социальной защиты от семейного насилия;

5) обеспечивает организацию и развитие государственных и муниципальных социальных служб, предоставляющих социальные услуги по вопросам охраны и социальной защиты от семейного насилия;

6) организует программы по повышению квалификации работников органов социального развития и социальных работников по выявлению, профилактике и защите от семейного насилия;

7) участвует в разработке коррекционных программ по работе с лицами, совершившими семейное насилие, и оказывает содействие территориальным органам социального развития по их внедрению;

8) определяет порядок выявления, регистрации и учета органами социального развития случаев семейного насилия;

9) взаимодействует с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

10) представляет ежегодный отчет, а также информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в уполномоченный орган;

11) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов социального развития в сфере охраны и защиты от семейного насилия, а также сведения о социальных службах, предоставляющих социальные услуги по вопросам охраны и защиты от семейного насилия, минимальные стандарты услуг и порядок их предоставления.

2. Органы социального развития в сфере охраны и защиты от семейного насилия:

1) предоставляют социальные услуги и помощь в сфере охраны и социальной защиты от семейного насилия;

2) уведомляют в течение двадцати четырех часов органы внутренних дел о выявленных фактах семейного насилия с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия. Согласия пострадавших не требуется в случаях совершения семейного насилия в отношении несовершеннолетних и/или лиц, признанных недееспособными;

3) проводят мониторинг и анализ потребностей лиц, пострадавших от семейного насилия, в предоставлении социальных услуг и помощи;

4) реализуют коррекционные программы по работе с лицами, совершившими семейное насилие;

5) осуществляют информационную и просветительскую деятельность в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

6) взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

7) представляют отчеты о деятельности по охране и защите от семейного насилия в уполномоченный государственный орган в сфере социального развития;

8) осуществляют иную деятельность по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

Статья 12. Полномочия органов здравоохранения в сфере охраны и защиты от семейного насилия

1. В целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган в сфере здравоохранения:

1) организует деятельность организаций здравоохранения по охране и защите от семейного насилия;

2) внедряет в практику организаций здравоохранения стандарты деятельности органов здравоохранения по охране, защите и предоставления медицинских услуг в сфере семейного насилия и осуществляет контроль их исполнения;

3) контролирует деятельность организаций здравоохранения в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

4) организует подготовку и переподготовку медицинских кадров по вопросам профилактики и выявления семейного насилия и оказания медико-санитарной помощи в случаях семейного насилия;

5) осуществляет информационную и просветительскую деятельность в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

6) осуществляет сбор данных в сфере оказания медико-санитарной помощи по семейному насилию;

7) взаимодействует с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

8) представляет ежегодный отчет, а также информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в уполномоченный орган;

9) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов здравоохранения в сфере охраны и защиты от семейного насилия.

2. Организации здравоохранения в сфере охраны и защиты от семейного насилия:

1) оказывают медико-санитарную помощь, в том числе осуществляют медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших от семейного насилия, и лиц, совершивших семейное насилие;

2) уведомляют органы внутренних дел о фактах обращения лиц, пострадавших от семейного насилия, и оказания им медицинской помощи с их согласия в течение двадцати четырех часов с момента обращения. Согласия лиц, пострадавших от семейного насилия, не требуется в случаях совершения семейного насилия в отношении несовершеннолетних и/или лиц, признанных недееспособными;

3) выдают пациенту выписку из амбулаторной медицинской карты или карты стационарного больного;

4) взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

5) осуществляют иную деятельность по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

Статья 13. Полномочия органов образования в сфере охраны и защиты от семейного насилия

1. В целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган в сфере образования:

1) организует деятельность органов образования по охране и защите от семейного насилия;

2) проводит мониторинг и анализ деятельности образовательных организаций по потребностям обучающихся, подвергшихся семейному насилию, в предоставлении социальных услуг и помощи;

3) включает в государственные образовательные стандарты вопросы охраны и защиты от семейного насилия в контексте прав человека;

4) обеспечивает подготовку и переподготовку работников образования по выявлению, профилактике и защите от семейного насилия;

5) разрабатывает образовательные и воспитательные программы для родителей (лиц, их заменяющих) и детей по предупреждению и пресечению семейного насилия и осуществляет мониторинг и оценку их реализации;

6) осуществляет информационную и просветительскую деятельность в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

7) организует консультирование обучающихся, пострадавших от семейного насилия;

8) осуществляет взаимодействие с другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

9) представляет ежегодный отчет, а также информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в уполномоченный орган;

10) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов образования в сфере охраны и защиты от семейного насилия.

2. Образовательные организации, независимо от форм собственности в сфере охраны и защиты от семейного насилия:

1) уведомляют органы внутренних дел о выявленных фактах семейного насилия в отношении несовершеннолетних;

2) реализуют образовательные и воспитательные программы для обучающихся по предупреждению и пресечению семейного насилия;

3) информируют обучающихся, родителей или лиц, их заменяющих, о недопустимости семейного насилия и мерах по охране и защите;

4) ведут учет, проводят мониторинг и анализ потребностей обучающихся, подвергшихся семейному насилию, в предоставлении социальных услуг и помощи;

5) взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

6) осуществляют иную деятельность по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

Статья 14. Полномочия органов юстиции в сфере охраны и защиты от семейного насилия

В целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, Министерство юстиции Кыргызской Республики:

1) оказывает консультационно-правовую помощь, а также квалифицированную юридическую помощь в соответствии с требованиями законодательства о гарантированной государством юридической помощи;

2) распространяет нормативные правовые акты и иную информацию по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

3) взаимодействует с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

4) представляет ежегодный отчет, а также информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия в уполномоченный орган;

5) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов юстиции в сфере охраны и защиты от семейного насилия.

Статья 15. Полномочия уполномоченного государственного органа по защите детей в сфере охраны и защиты детей от семейного насилия

В целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган по защите детей:

1) организует, координирует и контролирует деятельность своих территориальных подразделений по охране и защите детей от семейного насилия;

2) осуществляет комплекс мер по охране и защите детей, пострадавших от семейного насилия, в соответствии с настоящим Законом, Кодексом Кыргызской Республики о детях;

3) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности органов по защите детей в сфере охраны и защиты детей от семейного насилия, информацию о социальных службах, предоставляющих услуги по охране и защите детей, пострадавших от семейного насилия, стандарты услуг и порядок их предоставления;

4) обеспечивает методическую и консультативную помощь своим территориальным органам и иным органам системы защиты детей по вопросам охраны и защиты детей от семейного насилия, в том числе повышение квалификации их сотрудников;

5) взаимодействует с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту детей от семейного насилия;

6) представляет ежегодный отчет, а также информацию о своей деятельности по охране и защите детей от семейного насилия в уполномоченный орган.

Статья 16. Полномочия Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в сфере охраны и защиты от семейного насилия

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики:

1) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности ходатайства о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц и служащих, представления с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

2) по результатам рассмотрения заявлений и жалоб граждан обращается в суд в защиту лиц, чьи права и свободы нарушены решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления в сфере защиты от семейного насилия или их должностного лица, и которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно;

3) готовит специальные доклады по вопросам семейного насилия и/или включает эти вопросы в ежегодные доклады о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

4) размещает на своем сайте статистическую и иную информацию о деятельности Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в сфере охраны и защиты от семейного насилия.

Статья 17. Полномочия Адвокатуры Кыргызской Республики в сфере охраны и защиты от семейного насилия

Адвокат при осуществлении адвокатской деятельности:

1) консультирует по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) участвует в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

4) оказывает иную помощь в соответствии с законом об адвокатуре.

Статья 18. Полномочия местных государственных администраций в сфере охраны и защиты от семейного насилия

Местные государственные администрации:

1) обеспечивают и координируют согласованную деятельность государственных территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления и осуществляют государственный контроль за их деятельностью по делегированным функциям и полномочиям в сфере охраны и защиты от семейного насилия;

2) включают в программы социально-экономического развития территории и социальной защиты населения меры по охране и защите от семейного насилия, контролируют их исполнение;

3) осуществляют свод и анализ информации, полученной от органов местного самоуправления о деятельности по охране и защите от семейного насилия;

4) организуют программы по повышению квалификации сотрудников местных государственных администраций и местного самоуправления по вопросам охраны и защиты от насилия в семье;

5) взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими охрану и защиту от семейного насилия;

6) организуют информационную, просветительскую деятельность по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

7) привлекают финансовую, техническую и иную помощь в соответствии с законодательством для реализации программ по охране и защите от семейного насилия;

8) представляют ежегодный сводный отчет о деятельности по охране и защите от семейного насилия в уполномоченный орган.

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления по охране и защите от семейного насилия

1. Местные кенеши (городские, айылные) в сфере охраны и защиты от семейного насилия:

1) утверждают и контролируют выполнение мер по охране и защите от семейного насилия в рамках программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения;

2) утверждают стандарты оказания муниципальных услуг в соответствии с законодательством о муниципальных услугах и предоставления помощи органами местного самоуправления по охране и защите от семейного насилия;

3) предусматривают в местном бюджете средства на реализацию соответствующих программ по предупреждению семейного насилия и создание социальных служб, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия.

2. Исполнительные органы местного самоуправления (мэрии, айыл окмоту):

1) организуют предоставление социальных услуг по вопросам охраны и защиты от семейного насилия в соответствии с законодательством об основах социального обслуживания населения;

2) разрабатывают и реализуют программы по предупреждению семейного насилия и создают социальные службы, осуществляющие охрану и защиту граждан от семейного насилия;

3) осуществляют мониторинг и оценку эффективности и результативности принятых программ;

4) привлекают инвестиции и гранты для реализации местных программ по охране и защите от семейного насилия;

5) ведут учет данных о семейном насилии на своей территории;

6) оказывают содействие межведомственной координации и взаимодействию субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия, на местном уровне через создание специальных органов - местных комитетов по охране и защите от семейного насилия;

7) информируют органы внутренних дел о наличии опасности совершения семейного насилия;

8) участвуют в программах по повышению квалификации сотрудников местного самоуправления по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

9) публикуют на своих сайтах информацию о реализации мер по охране и защите от семейного насилия.

Статья 20. Полномочия судов аксакалов в сфере охраны и защиты от семейного насилия

Суды аксакалов рассматривают и разрешают дела, связанные с семейным насилием, в порядке, предусмотренном законом о судах аксакалов.

Статья 21. Полномочия средств массовой информации, финансируемых из республиканского и местного бюджетов в сфере охраны и защиты от семейного насилия

1. Средства массовой информации:

1) взаимодействуют с субъектами охраны и защиты от семейного насилия;

2) освещают вопросы охраны и защиты от семейного насилия в целях формирования в общественном сознании неприятия любых форм насилия;

3) представляют информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия по запросу уполномоченного органа;

4) обеспечивают в своей редакционной политике недопущение пропаганды гендерной дискриминации и насилия;

5) участвуют в программах по повышению квалификации корреспондентов и журналистов по освещению вопросов охраны и защиты от насилия в семье.

2. Средства массовой информации обязаны размещать информацию по вопросам охраны и защиты от семейного насилия в пределах эфирного времени или печатной площади, выделяемых на социальную рекламу.

Статья 22. Участие коммерческих и некоммерческих организаций и граждан в охране и защите от семейного насилия

1. Коммерческие и некоммерческие организации и граждане вправе:

1) оказывать социальную, правовую, юридическую, психологическую и иную поддержку и помощь в сфере охраны и защиты от семейного насилия в соответствии с законодательством, в том числе:

а) информировать лиц, пострадавших от семейного насилия, о праве обратиться за защитой в государственные органы либо в общественные организации;

б) предоставлять лицам, пострадавшим от семейного насилия, соответствующие консультации;

в) извещать с согласия лиц, пострадавших от семейного насилия, органы внутренних дел, прокуратуры и местного самоуправления, социальной защиты о фактах семейного насилия, за исключением случаев, касающихся несовершеннолетних и признанных недееспособными лиц, когда извещение указанных органов является обязательным;

2) осуществлять информационную и просветительскую деятельность по вопросам охраны и защиты от семейного насилия;

3) взаимодействовать с другими субъектами охраны и защиты от семейного насилия.

2. Коммерческие и некоммерческие организации по охране и защите от семейного насилия вправе в предусмотренных законом случаях получать финансирование из республиканского и местного бюджетов и иных источников.

3. Коммерческие и некоммерческие организации по охране и защите от семейного насилия представляют информацию о своей деятельности по охране и защите от семейного насилия по запросу уполномоченного органа.

Глава 3. Предоставление охраны и защиты от семейного насилия

Статья 23. Профилактика (предупреждение) семейного насилия

1. Профилактика (предупреждение) семейного насилия осуществляется всеми субъектами по охране и защите от семейного насилия в пределах своей компетенции.

2. К мерам профилактики (предупреждения) относятся:

1) разработка и внедрение программ по профилактике семейного насилия, в том числе специальных программ для лиц, пострадавших от семейного насилия, и для лиц, совершивших семейное насилие;

2) профилактические беседы, консультации, в том числе посредством телефонов доверия с целью предотвращения и недопущения повторения случаев семейного насилия, а также обеспечения безопасности пострадавшего;

3) регистрация и учет лиц, совершивших семейное насилие;

4) контроль исполнения условий охранного ордера;

5) информирование лиц, совершивших семейное насилие, о недопустимости и противоправности семейного насилия, а также мерах по охране и защите от семейного насилия;

6) информационные и просветительские кампании, мероприятия в сфере охраны и защиты от семейного насилия, направленные на защиту прав и свобод граждан, пропаганду ненасильственного и бесконфликтного поведения, недопущение дискриминации любого лица.

Статья 24. Пресечение семейного насилия

1. Виды пресечения семейного насилия, осуществляемые органами внутренних дел:

1) принятие незамедлительных мер по устранению угрозы для жизни или здоровья лица, пострадавшего от семейного насилия, и других членов семьи или приравненных к ним лиц;

2) задержание лица, совершившего семейное насилие, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

3) выдача и продление охранного ордера;

4) привлечение лица, совершившего семейное насилие, к уголовной или административной ответственности;

5) незамедлительное помещение лица, пострадавшего от семейного насилия, жизни и здоровью которого угрожает опасность, в безопасное место либо убежище с его согласия.

2. Органы местного самоуправления, органы социального развития обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в незамедлительном помещении в безопасное место лиц, пострадавших от семейного насилия.

3. Иные субъекты охраны и защиты от семейного насилия, определенные настоящим Законом, оказывают содействие органам внутренних дел в незамедлительном помещении в безопасное место лиц, пострадавших от семейного насилия.

Статья 25. Действия органов внутренних дел по реагированию на факты обращений о семейном насилии

1. Органы внутренних дел обязаны:

1) принять все меры, предусмотренные настоящим Законом, Уголовно-процессуальным кодексом, Кодексом об административной ответственности Кыргызской Республики, законом об органах внутренних дел;

2) принять и зарегистрировать заявление о семейном насилии от любых лиц;

3) разъяснить порядок выдачи и продления охранного ордера, порядок привлечения лица, совершившего семейное насилие, к уголовной ответственности или административной ответственности;

4) предоставить лицу, пострадавшему от семейного насилия, сведения о социальных службах;

5) организовать в случае необходимости транспортировку лица, пострадавшего от семейного насилия, в медицинское учреждение или иное безопасное место;

6) выдать охранный ордер и контролировать исполнение условий, содержащихся в нем;

7) по заявлению лица, пострадавшего от семейного насилия, продлить охранный ордер и контролировать исполнение условий, содержащихся в нем;

8) в случае семейного насилия в отношении несовершеннолетнего незамедлительно информировать территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей;

9) с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия, информировать в трехдневный срок с момента продления охранного ордера территориальные подразделения органов социального развития;

10) выполнять все необходимые действия для передачи материалов по привлечению лица, совершившего семейное насилие, к уголовной ответственности или административной ответственности.

2. Сотрудник органа внутренних дел имеет право в соответствии с законом об органах внутренних дел беспрепятственно входить в помещения и на территорию граждан при наличии оснований полагать, что там находятся лица, жизни и здоровью которых угрожает опасность, для принятия мер по пресечению семейного насилия.

Статья 26. Основание выдачи охранного ордера

1. Основанием выдачи охранного ордера является сообщение любого лица о факте совершения семейного насилия в орган внутренних дел.

2. Факт семейного насилия устанавливается органом внутренних дел путем проверки сведений, содержащихся в сообщении о семейном насилии.

Охранный ордер выдается лицу, пострадавшему от семейного насилия, и лицу, совершившему семейное насилие, достигшим восемнадцати лет.

Статья 27. Выдача и продление охранного ордера

1. Охранный ордер в обязательном порядке выдается сроком на три дня органом внутренних дел по месту жительства лица, совершившего семейное насилие, в течение двадцати четырех часов с момента установления факта совершения семейного насилия.

2. По заявлению лица, пострадавшего от семейного насилия, орган внутренних дел продлевает охранный ордер на тридцать дней.

3. Сотрудник органа внутренних дел обязан под роспись ознакомить лицо, совершившее семейное насилие, с условиями охранного ордера и последствиями его неисполнения.

4. Сотрудник органа внутренних дел обязан проинформировать лицо, совершившее семейное насилие, получившее охранный ордер, о возможности и условиях прохождения коррекционных программ по изменению насильственного поведения под роспись.

5. Лицо, совершившее семейное насилие и получившее охранный ордер, обязано выполнить все условия, указанные в нем. Неисполнение им условий охранного ордера влечет административную ответственность и не прекращает его действия.

6. Информация о выдаче и/или продлении охранного ордера направляется сотруднику органа внутренних дел, уполномоченному контролировать исполнение условий охранного ордера.

7. Информация о выдаче и/или продлении охранного ордера направляется территориальному органу социального развития и органу местного самоуправления, а также по месту работы лица, совершившего семейное насилие, с согласия лица, пострадавшего от семейного насилия.

8. Выдача, продление охранного ордера или отказ в этих действиях обжалуется в прокуратуру либо в суд.

Статья 28. Охранный ордер в отношении лиц, пострадавших от семейного насилия, не достигших четырнадцати лет, или лиц, признанных судом недееспособными

1. Охранный ордер в отношении лиц, пострадавших от семейного насилия, не достигших четырнадцати лет или лиц, признанных судом недееспособными, выдается их законному представителю либо территориальному подразделению уполномоченного государственного органа по защите детей, либо сотруднику органа внутренних дел по делам несовершеннолетних.

2. От имени лиц, не достигших четырнадцати лет, а также лиц, признанных судом недееспособными, с заявлением о продлении охранного ордера на тридцать дней могут обратиться их законный представитель либо территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей, либо сотрудник органа внутренних дел по делам несовершеннолетних.

3. Информация о выдаче охранного ордера направляется территориальным подразделением уполномоченного государственного органа по защите детей территориальному органу социального развития, органу местного самоуправления.

Статья 29. Условия охранного ордера

1. Охранный ордер предусматривает:

1) запрет совершать семейное насилие;

2) запрет на прямые и косвенные контакты с лицом, пострадавшим от семейного насилия.

2. Охранный ордер содержит информацию о праве лица, пострадавшего от семейного насилия, на обращение в суд с требованиями, указанными в части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также информацию об ответственности лица, совершившего семейное насилие, за неисполнение условий охранного ордера.

3. В случае продления охранного ордера помимо условий, перечисленных в части 1 настоящей статьи, в него обязательно включается условие о прохождении лицом, совершившим семейное насилие, коррекционной программы по изменению насильственного поведения в соответствии с типовой коррекционной программой, утверждаемой Правительством Кыргызской Республики.

4. Форма охранного ордера утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 30. Обращение в суд по делам, связанным с семейным насилием

1. Правом на обращение в суд за защитой прав и законных интересов лица, пострадавшего от семейного насилия, обладают:

1) лицо, пострадавшее от семейного насилия, либо его представитель;

2) прокурор;

3) территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей и лиц, признанных судом недееспособными, в случае, если лицом, пострадавшим от семейного насилия, являются несовершеннолетний или лицо, признанное судом недееспособным.

2. К исковому заявлению по требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 32 настоящего Закона, прилагается копия охранного ордера или копия судебного акта, или решение суда аксакалов по факту совершения семейного насилия в отношении лица, его совершившего.

Статья 31. Сроки подачи и рассмотрения искового заявления

1. По требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 32 настоящего Закона, исковое заявление может быть подано в течение шести месяцев с момента выдачи охранного ордера или с момента вступления в законную силу судебного акта по факту семейного насилия в отношении лица, его совершившего.

2. Исковое заявление по делам, связанным с семейным насилием, рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд, не считая времени, предусмотренного гражданским процессуальным законодательством для принятия искового заявления к производству суда и подготовки дела к судебному разбирательству.

3. По требованиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Закона, заявление может быть подано в сроки, предусмотренные гражданским законодательством.

Статья 32. Требования, по которым лицо, пострадавшее от семейного насилия, вправе обратиться в суд

1. Лица, указанные в части 1 статьи 30 настоящего Закона, имеют право обратиться в суд с одним или несколькими требованиями к лицу, совершившему семейное насилие:

1) временно выселить из места совместного проживания;

2) ограничить родительские права в части контактов с несовершеннолетними детьми;

3) признать лицо, совершившее семейное насилие, ограниченно дееспособным в соответствии с гражданским законодательством;

4) иные требования, предусмотренные гражданским и семейным законодательством.

2. Ограничение прав по требованиям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, устанавливается судом на срок от одного до шести месяцев.

Статья 33. Исполнение решения суда

1. Решение суда, вынесенное по требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 32 настоящего Закона, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения. Порядок обжалования решения суда устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

2. Решение суда подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Статья 34. Помощь лицам, пострадавшим от семейного насилия

1. К помощи, предоставляемой лицам, пострадавшим от семейного насилия, относятся юридическая, социальная, медицинская, психологическая и иные виды помощи, оказываемые субъектами, определенными настоящим Законом, в пределах их полномочий и компетенции.

2. К юридической помощи относятся предоставление консультаций, подготовка юридических документов, представительство от имени лица, пострадавшего от семейного насилия, в судах и государственных органах, другие виды юридически значимых действий, определенных законодательством. Гарантированная государством юридическая помощь оказывается в порядке, установленном законом о гарантированной государством юридической помощи.

3. Лицам, пострадавшим от семейного насилия, оказываются все виды медико-санитарной помощи, определяемые законодательством об охране здоровья граждан.

4. К социально-психологической помощи лицам, пострадавшим от семейного насилия, относятся:

1) осуществление мероприятий по социальной защите;

2) оказание содействия в получении необходимых документов и социальных пособий в соответствии с законодательством о государственных пособиях;

3) предоставление консультаций социального работника, психолога;

4) предоставление безопасного места в социальных службах с целью обеспечения их безопасности;

5) содействие в социальной реабилитации;

6) социальная работа с семьями, в которых были выявлены случаи семейного насилия.

Статья 35. Права лиц, пострадавших от семейного насилия

1. Лица, пострадавшие от семейного насилия, имеют право на получение социально-психологической помощи в государственных и муниципальных учреждениях, а также в учреждениях социального обслуживания: консультативно-профилактических центрах (кризисных центрах), убежищах, а также в других учреждениях в соответствии с настоящим Законом и законодательством о социальном обслуживании населения.

2. Основанием для предоставления социально-психологической помощи является обращение за такой помощью лиц, пострадавших от семейного насилия, а также субъектов, осуществляющих охрану и защиту от семейного насилия, определенных настоящим Законом.

3. Лицо, пострадавшее от семейного насилия, имеет право на помещение в государственное или муниципальное убежище для безопасного временного проживания. Пребывание в убежище осуществляется на бесплатной основе на условиях договора в соответствии с правилами, определенными в уставе или положении убежища.

4. Лицо, пострадавшее от семейного насилия, имеет право на получение информации о возможностях обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, трудоустройства и иных формах социальной реабилитации.

Глава 4. Статистический учет и отчетность по семейному насилию

Статья 36. Статистический учет случаев семейного насилия

1. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики обеспечивает координацию статистической деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и консультативно-профилактических центров путем согласования перечня и состава показателей, статистических и учетных форм, порядка сбора, периодичности и обработки статистической информации, а также инструктивно-методологических материалов, необходимых для выполнения ведомственных статистических работ в сфере семейного насилия.

2. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики обеспечивает распространение и доступ общественности к статистической информации о семейном насилии путем издания статистических сборников, публикаций, бюллетеней, обзоров, размещения на сайте, а также иными путями.

Статья 37. Статистическая отчетность о семейном насилии

Статистическая отчетность о семейном насилии включает в себя гендерно-разделенные показатели, отражающие количество зарегистрированных случаев совершения семейного насилия, виды принятых мер, социально-демографические данные о лицах, совершивших семейное насилие и пострадавших от семейного насилия, а также о степени родства между пострадавшим и лицом, совершившим семейное насилие, и иные статистические данные.

Глава 5. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

Статья 38. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

Субъекты, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия, и их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона, установленную уголовным и/или административным законодательством.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, за исключением положений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 9 мая 2017 года № 56 (2781)

2. Положения, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 11; пунктом 2 части 2 статьи 19; пунктом 5 части 1 статьи 24; частью 3 статьи 29; частью 1 статьи 35 (в части реализации права на получение помощи в консультативно-профилактических центрах (кризисных центрах) и убежищах) и частью 3 статьи 35 вступают в силу с 1 января 2018 года.

3. До приведения в соответствие с настоящим Законом других законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

4. Признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "О социально-правовой защите от насилия в семье" от 25 марта 2003 года № 62 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 6, ст.238);

2) статью 15 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере делегирования государственных полномочий" от 6 июля 2016 года № 99 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.817).

5. Правительству Кыргызской Республики не позднее шестимесячного срока привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

А.Ш. Атамбаев