ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 15 декабря 2017 года № 210 (15)
О защите государственных секретов Кыргызской Республики
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики |
2 ноября 2017 года |
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1) государственные секреты - информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические, научно-технические и политические интересы Кыргызской Республики, подконтрольная государству и ограничиваемая специальными перечнями и правилами, разработанными в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
2) система защиты государственных секретов (режим секретности) - установленный нормативными правовыми актами Кыргызской Республики единый порядок обеспечения сохранности государственных секретов, включающий в себя систему административно-правовых, организационных, инженерно-технических, криптографических и иных мер;
3) засекречивание информации - совокупность мероприятий, установленных государством по ограничению распространения информации;
4) рассекречивание информации - совокупность мероприятий, установленных государством по снятию ограничений на распространение информации;
5) носители сведений, составляющих государственные секреты - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственные секреты, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
6) гриф секретности (ограничительный гриф) - реквизит, проставляемый на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему, свидетельствующий о степени секретности содержащихся на этом носителе государственных секретов;
7) средства защиты сведений, составляющих государственные секреты - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственные секреты, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты государственных секретов;
8) разглашение секретной информации - противоправные умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или работе, выразившиеся в сообщении, передаче, представлении, пересылке, опубликовании или доведении иным способом секретной информации до лиц, не допущенных к ней;
9) утрата государственных секретов - выход, в том числе временный, сведений, составляющих государственные секреты, из законного владения или пользования в результате нарушения установленных правил обращения с ними, утери либо хищения, вследствие чего эти сведения стали или могли стать достоянием посторонних лиц;
10) допуск к государственным секретам - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, или государственного органа, органа местного самоуправления или предприятия, учреждения и других организаций, независимо от их формы собственности (далее - организации) на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;
11) доступ к сведениям, составляющим государственные секреты - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственные секреты;
12) степень секретности - категория, характеризующая важность секретной информации, степень ограничения доступа к ней и уровень ее охраны государством.
Статья 2. Законодательство о защите государственных секретов
Законодательство о защите государственных секретов состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, принимаемых в рамках настоящего Закона, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, системы их защиты, отношения, связанные с засекречиванием и рассекречиванием таких сведений, а также иной деятельности в сфере государственных секретов в интересах национальной безопасности.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на сведения, относящиеся к негосударственным секретам.
3. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Кыргызской Республики и за ее пределами государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами Кыргызской Республики, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Кыргызской Республики о государственных секретах.
Статья 4. Субъекты обеспечения защиты государственных секретов
1. Обеспечение защиты государственных секретов осуществляют в пределах своей компетенции:
1) уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения национальной безопасности (далее - уполномоченный государственный орган;
2) самостоятельное структурное подразделение (ответственное лицо) по защите государственных секретов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
3) Координационный совет по вопросам защиты государственных секретов Кыргызской Республики (далее - Координационный совет).
2. Субъекты, перечисленные в части 1 настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, составляющих государственные секреты, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственные секреты, руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций создаются структурные подразделения (определяется ответственное лицо) по защите государственных секретов, функции которых определяются указанными руководителями с учетом специфики проводимых ими работ.
3. Защита государственных секретов является одним из основных видов деятельности государственного органа, органа местного самоуправления и организации.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
.
Глава 2. Государственное регулирование и управление в сфере защиты государственных секретов
Статья 5. Полномочия государственных органов в сфере защиты государственных секретов
1. Государственное регулирование и управление в сфере защиты государственных секретов осуществляются Кабинетом Министров Кыргызской Республики, Координационным советом, уполномоченным государственным органом.
2. Кабинет Министров Кыргызской Республики в рамках регулирования вопросов защиты государственных секретов осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и осуществляет общую политику в сфере защиты государственных секретов;
2) обеспечивает исполнение законов и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также осуществляет руководство государственными органами, органами местного самоуправления и организациями в вопросах защиты государственных секретов;
3) определяет порядок организации, функционирования, финансирования и материально-технического обеспечения работы в данной области;
4) утверждает Перечень государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам;
5) утверждает Инструкцию по обеспечению режима секретности в Кыргызской Республике;
6) утверждает порядок отнесения государственных органов, органов местного самоуправления и организаций к категории особо важных и режимных объектов, их функционирования, а также утверждает перечень территорий, временно закрытых для посещения иностранными гражданами и лицами без гражданства;
7) устанавливает порядок разработки ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию;
8) утверждает Инструкцию по шифровальной службе в Кыргызской Республике, определяет порядок применения и использования средств защиты информации, в том числе средств криптографической защиты информации в информационно-телекоммуникационных системах Кыргызской Республики;
9) устанавливает порядок определения размера ущерба в результате разглашения секретной информации;
10) заключает международные договоры о совместном использовании и охране секретной информации, осуществляет контроль за передачей ее носителей другим государствам;
11) образует Координационный совет с участием заинтересованных государственных органов в целях осуществления контроля и организации работы по защите государственных секретов;
12) осуществляет иные полномочия по вопросам защиты государственных секретов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
3. Координационный совет:
1) осуществляет контроль за реализацией принятых решений и организацию работы по защите государственных секретов в Кыргызской Республике государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
2) вносит предложения Президенту Кыргызской Республики, Кабинету Министров Кыргызской Республики по основным направлениям политики государства в сфере защиты государственных секретов;
3) вносит предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов в сфере защиты государственных секретов;
4) принимает в соответствии со своими полномочиями решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
4. Уполномоченный государственный орган в пределах своей компетенции:
1) организует контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, противодействия иностранным техническим средствам разведки;
2) координирует и контролирует деятельность субъектов обеспечения защиты государственных секретов в интересах разработки и выполнения требований нормативных правовых актов по защите государственных секретов;
3) осуществляет проверку режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;
4) осуществляет контроль за исполнением на территории Кыргызской Республики системы правовых, административных, экономических, технических, программных и криптографических мер по защите государственных секретов;
5) осуществляет проверочные мероприятия граждан Кыргызской Республики при оформлении допуска к информации, составляющей государственные секреты;
6) выдает в установленном порядке разрешения на проведение работ, услуг с использованием сведений, составляющих государственные секреты;
7) оказывает методическую и практическую помощь в вопросах защиты государственных секретов государственным органам, органам местного самоуправления и организациям;
8) организует порядок аттестации руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, подготовки и переподготовки кадров структурных подразделений по защите государственных секретов;
9) вправе вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, об устранении выявленных недостатков, требовать принятия соответствующих мер и информирования об их исполнении;
10) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 6. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению защиты государственных секретов
Государственные органы, органы местного самоуправления и организации в сфере своей деятельности во взаимодействии с субъектами обеспечения защиты государственных секретов:
1) разрабатывают и утверждают ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию;
2) организуют и осуществляют защиту государственных секретов;
3) осуществляют координацию и контроль защиты государственных секретов, в том числе в подведомственных организациях;
4) обеспечивают защиту переданных им другими государственными органами, органами местного самоуправления и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими;
5) получают в установленном порядке разрешения на проведение работ, услуг с использованием сведений, составляющих государственные секреты;
6) эксплуатируют сертифицированные средства защиты информации, составляющей государственные секреты;
7) проводят в установленном порядке согласование по вопросам создания, организации структурных подразделений по защите государственных секретов и обеспечивают их функционирование;
8) определяют ответственных лиц за обеспечение защиты государственных секретов;
9) разрабатывают и утверждают номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам;
10) обеспечивают повышение квалификации руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, подготовки и переподготовки кадров структурных подразделений по защите государственных секретов;
11) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Глава 3. Порядок отнесения информации к государственным секретам, ее засекречивания и рассекречивания
Статья 7. Отнесение информации к государственным секретам и порядок ее засекречивания
1. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
2. Отнесение информации к государственным секретам осуществляется согласно Перечню главнейших сведений, составляющих государственные секреты, утверждаемому Кабинетом Министров Кыргызской Республики, а также ведомственным перечням сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаемым руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам.
3. Засекречивание информации осуществляется в соответствии с порядком определения и установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
4. Государственные органы, органы местного самоуправления и организации, определяемые Кабинетом Министров Кыргызской Республики, вправе засекречивать и рассекречивать информацию, являющуюся собственностью юридических и физических лиц Кыргызской Республики и отвечающую требованиям части 3 настоящей статьи, статей 9 и 10 настоящего Закона.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 8. Основные принципы отнесения информации к государственным секретам
Отнесение информации к государственным секретам основывается на принципах:
1) законности - осуществление засекречивания информации в порядке, установленном действующим законодательством;
2) обоснованности - определение целесообразности засекречивания информации путем экспертной оценки в интересах государства и граждан;
3) своевременности - установление ограничений на распространение сведений с момента их образования.
Статья 9. Степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и грифы секретности носителей этих сведений
1. Государственные секреты Кыргызской Республики по степени важности составляющих их сведений подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).
2. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
3. Сведениям, составляющим государственную тайну, присваиваются грифы секретности "особой важности", "совершенно секретно".
4. Сведениям, составляющим служебную тайну, присваивается гриф секретности "секретно". Служебная тайна имеет характер отдельных сведений, относящихся к государственной тайне, и не раскрывает их полностью.
5. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственным секретам, а также присвоение указанным сведениям иных ограничительных грифов не допускаются.
6. Порядок установления ограничительных грифов на информацию определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
.
Статья 10. Сроки действия секретности информации, порядок рассекречивания
1. Сведения, составляющие государственные секреты, могут быть рассекречены досрочно или сроки их секретности могут быть продлены, если этого требуют политические, экономические, научно-технические интересы Кыргызской Республики, а также с выявлением факторов, вызывающих необходимость их корректировки. Решение о рассекречивании и продлении сроков секретности принимается Кабинетом Министров Кыргызской Республики по представлению заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.
2. Порядок рассекречивания информации, составляющей государственные секреты, определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления и организации в сфере своей деятельности, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, обязаны периодически, но не реже чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
4. Правом изменения действующих в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, подлежат согласованию в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 11. Сведения, не подлежащие засекречиванию
Не подлежат засекречиванию сведения:
1) о стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан;
2) о катастрофах и их последствиях;
3) о положении дел в экологии, использовании природных ресурсов, здравоохранении, санитарии, культуре, сельском хозяйстве, образовании, торговле и обеспечении правопорядка;
4) о фактах нарушения законности государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, их должностными лицами;
5) о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности.
Статья 12. Негосударственные секреты
1. К негосударственным секретам относятся коммерческая тайна, информация для служебного пользования, не для печати, тайна следствия, врачебная, личная и другие виды тайны.
2. Сохранность негосударственных секретов осуществляется их собственником, а также лицами, которым они доверены по службе и роду деятельности.
Обеспечение сохранности негосударственных секретов регулируется действующим законодательством Кыргызской Республики и правилами, разработанными их собственниками в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 4. Защита государственных секретов
Статья 13. Основные элементы системы защиты государственных секретов
Основными элементами системы защиты государственных секретов являются:
1) правила определения и установления степени секретности информации, содержащейся в работах, документах, изделиях и носителях информации;
2) порядок обращения с государственными секретами;
3) порядок допуска к государственным секретам;
4) ограничения для лиц, работающих с государственными секретами;
5) особый режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
6) ограничения по обнародованию, передаче другому государству или распространению иным путем сведений, составляющих государственные секреты;
7) техническая и криптографическая защита сведений, составляющих государственные секреты;
8) разрешение на проведение работ, услуг с использованием сведений, составляющих государственные секреты;
9) контроль за обеспечением сохранности государственных секретов;
10) ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики о государственных секретах.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 14. Порядок обращения с государственными секретами
Порядок обращения с государственными секретами осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере защиты государственных секретов.
Статья 15. Порядок допуска к государственным секретам Кыргызской Республики должностных лиц, граждан Кыргызской Республики и иностранных граждан
1. Должностным лицам и гражданам Кыргызской Республики, которым для выполнения служебных обязанностей необходимо работать с государственными секретами, оформляется соответствующий допуск к этим секретам. При этом в отношении этих должностных лиц и граждан, с их добровольного письменного согласия, осуществляются проверочные мероприятия в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Не допускается заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий уполномоченным государственным органом.
2. Допуск должностных лиц и граждан Кыргызской Республики предусматривает:
1) принятие на себя письменных обязательств перед государством по неразглашению доверенных им сведений, составляющих государственные секреты;
2) согласие на ограничения их прав в соответствии со статьей 19 настоящего Закона;
3) ознакомление и соблюдение норм законодательства Кыргызской Республики о государственных секретах, в том числе предусматривающих ответственность за его нарушение.
3. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица должны быть предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
4. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Устанавливаются три формы допуска граждан к государственным секретам, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственные секреты: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
5. Порядок оформления или переоформления допуска должностных лиц и граждан Кыргызской Республики к государственным секретам устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
6. Иностранные граждане к государственным секретам допускаются только в рамках реализации вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика. Порядок допуска указанных лиц к государственным секретам определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
См. также:
Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 1 ноября 2018 года №08-р
Статья 16. Особый порядок допуска к государственным секретам
1. На период исполнения своих полномочий и должностных обязанностей к государственным секретам без согласования с уполномоченным государственным органом и без проведения проверочных мероприятий допускаются:
1) лица, занимающие отдельные политические государственные должности:
а) Президент Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики;
б) депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и члены Кабинета Министров Кыргызской Республики;
в) руководитель Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
г) руководитель государственного органа, находящегося в ведении Президента Кыргызской Республики, руководитель административного ведомства при Кабинете Министров Кыргызской Республики;
д) секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики;
е) заместитель Председателя Совета безопасности Кыргызской Республики;
ж) Государственный секретарь Кыргызской Республики;
2) лица, занимающие отдельные специальные государственные должности:
а) председатель, заместитель председателя, судья Верховного суда Кыргызской Республики;
б) председатель, заместитель председателя, судья Конституционного суда Кыргызской Республики;
в) председатель, заместитель председателя, судья местного суда;
г) Генеральный прокурор Кыргызской Республики;
д) председатель Национального банка Кыргызской Республики;
е) председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;
ж) председатель Счетной палаты Кыргызской Республики;
з) Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики;
и) начальник Генерального штаба Вооруженных сил Кыргызской Республики;
3) адвокаты, участвующие в качестве защитников или представителей в уголовном судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственные секреты, допускаются к таким сведениям, с уведомлением уполномоченного государственного органа, без проведения проверочных мероприятий.
2. Лица, указанные в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е", "ж", пункта 1 и в пункте 2 части 1 настоящей статьи, предупреждаются о неразглашении государственных секретов, ставших им известными в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении к ответственности в случае их разглашения, о чем у них отбирается соответствующее обязательство. У лиц, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, отбирается обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственные секреты, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.
Сохранность государственных секретов в таких случаях также гарантируется путем установления ответственности указанных лиц уголовным законодательством и законодательством о правонарушениях Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 17. Основания для отказа должностному лицу или гражданину Кыргызской Республики в допуске к государственным секретам
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственным секретам являются:
1) постоянное проживание за границей или обращение в соответствующие государственные органы с просьбой о выходе из гражданства Кыргызской Республики, получении иностранного гражданства;
2) признание судом недееспособными и ограниченно дееспособными и привлеченными в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых за совершение умышленных преступлений, а также при наличии у них неснятой или непогашенной судимости за эти преступления в установленном законом порядке;
3) наличие медицинских противопоказаний для работы с государственными секретами, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
4) уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных сведений о себе или своих близких родственниках;
См. также:
Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 1 ноября 2018 года №08-р
5) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемых лиц, создающих угрозу безопасности Кыргызской Республики;
6) наличие двойного или иного гражданства.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 18. Условия прекращения допуска должностных лиц или граждан Кыргызской Республики к государственным секретам
1. Допуск к государственным секретам должностных лиц или граждан прекращается в случае:
1) нарушения обязательств по трудовому договору (контракту), связанных с защитой государственных секретов;
2) прекращения срока полномочий лиц, перечисленных в части 1 статьи 16 настоящего Закона;
3) возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 17 настоящего Закона основаниями для отказа гражданину в допуске к государственным секретам;
4) внесения уполномоченным государственным органом в государственные органы, органы местного самоуправления и организации предписаний о прекращении допуска к государственным секретам должностного лица или гражданина.
2. Решение о прекращении допуска к государственным секретам принимается в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
3. Прекращение допуска к государственным секретам не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственные секреты.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 19. Ограничения прав должностного лица или гражданина Кыргызской Республики, допущенных или ранее допускавшихся к государственным секретам
1. Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственным секретам, могут быть временно ограничены в своих правах.
2. Ограничения могут касаться:
1) права на распространение сведений, составляющих государственные секреты, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
2) права на открытое разбирательство в судебных органах;
3) права выезда за границу в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
4) права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственным секретам.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 20. Доступ должностного лица или гражданина Кыргызской Республики к сведениям, составляющим государственные секреты
1. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, возлагается на руководителя государственного органа, органа местного самоуправления или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственных секретов. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
2. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими государственные секреты, и в таких объемах, которые необходимы для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
3. При расторжении трудового договора (контракта) доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, прекращается.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 21. Предоставление допуска к государственным секретам государственным органам, органам местного самоуправления и организациям, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам
1. Государственным органам, органам местного самоуправления и организациям, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, допуск к государственным секретам предоставляется на основании включения их в Перечень государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утверждаемый Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
2. Допуск государственных органов, органов местного самоуправления и организаций к проведению работ, услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственные секреты, осуществляется путем получения ими в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Закона, разрешения на проведение работ, услуг со сведениями соответствующей степени секретности, а также:
1) при выполнении ими требований законодательства Кыргызской Республики в сфере обеспечения защиты государственных секретов;
2) при надлежащей организации структурных подразделений по защите государственных секретов в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
3) при наличии допуска к государственным секретам у руководителей, ответственных за обеспечение режима секретности;
4) при выполнении иных мер защиты государственных секретов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере обеспечения защиты государственных секретов.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 22. Разрешение на работы с использованием сведений, составляющих государственные секреты
Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, связанная с использованием сведений, составляющих государственные секреты, осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом и его территориальными органами.
Разрешение выдается на основании результатов проверки государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также аттестации их руководителей в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 23. Сертификация средств защиты сведений, составляющих государственные секреты
Средства защиты сведений, составляющих государственные секреты, должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности, выдаваемый в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 24. Предоставление льгот гражданам Кыргызской Республики, работа которых связана с государственными секретами
Гражданам, имеющим оформленный в установленном порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и постоянно работающим с указанными сведениями в силу их должностных (функциональных) обязанностей, устанавливаются следующие льготы:
1) процентные надбавки к должностному окладу в зависимости от степени секретности сведений и объема выполняемых работ, к которым они имеют доступ, устанавливаемые Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
2) для сотрудников структурных подразделений государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по защите государственных секретов преимущественное право оставления на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий. Назначение и освобождение указанной категории работников производятся в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 25. Контроль за защитой государственных секретов
1. Контроль за обеспечением защиты государственных секретов в пределах полномочий осуществляется уполномоченным государственным органом и его территориальными органами, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, а также осуществляющими деятельность с использованием государственных секретов, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
2. Уполномоченный государственный орган имеет право контролировать состояние защиты государственных секретов во всех государственных органах, органах местного самоуправления и организациях. Представления органа, указанного в настоящей части, внесенные по результатам проверки состояния защиты государственных секретов, являются обязательными для исполнения должностными лицами.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 26. Передача секретной информации другому государству
Основанием для передачи секретной информации другому государству являются вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, предусматривающие обязательства сторон по защите передаваемой секретной информации.
Статья 27. Защита секретов других государств и международных организаций
Секреты других государств и международных организаций, переданные в установленном порядке Кыргызской Республике, охраняются настоящим Законом на основе вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.
Статья 28. Ответственность за разглашение государственных секретов, а также за неправомерное засекречивание информации
Ответственность за обеспечение сохранности государственных секретов возлагается на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.
За разглашение секретных сведений, неправомерное завышение либо занижение степени их секретности, нарушение режима секретности, а также за нарушение требований настоящего Закона виновные лица, в зависимости от тяжести нанесенного ущерба, привлекаются к уголовной ответственности и ответственности за правонарушение в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
2. Признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" от 14 апреля 1994 года № 1476-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 5, ст.153);
2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" от 18 мая 2013 года № 74 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 5, ст.471);
3) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" от 21 января 2014 года № 15 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2014 г., № 1, ст.15).
3. Кабинету Министров Кыргызской Республики:
1) принять нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом;
2) принять необходимые меры, вытекающие из настоящего Закона.
(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года № 34)
Президент Кыргызской Республики |
С.Жээнбеков |