Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\3952b382-561d-4013-a788-7a0d4cd8a912\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 декабря 2017 года № 210 (15)

О защите государственных секретов Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

2 ноября 2017 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) государственные секреты - информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические, научно-технические и политические интересы Кыргызской Республики, подконтрольная государству и ограничиваемая специальными перечнями и правилами, разработанными в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

2) система защиты государственных секретов (режим секретности) - установленный нормативными правовыми актами Кыргызской Республики единый порядок обеспечения сохранности государственных секретов, включающий в себя систему административно-правовых, организационных, инженерно-технических, криптографических и иных мер;

3) засекречивание информации - совокупность мероприятий, установленных государством по ограничению распространения информации;

4) рассекречивание информации - совокупность мероприятий, установленных государством по снятию ограничений на распространение информации;

5) носители сведений, составляющих государственные секреты - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственные секреты, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

6) гриф секретности (ограничительный гриф) - реквизит, проставляемый на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему, свидетельствующий о степени секретности содержащихся на этом носителе государственных секретов;

7) средства защиты сведений, составляющих государственные секреты - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственные секреты, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты государственных секретов;

8) разглашение секретной информации - противоправные умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или работе, выразившиеся в сообщении, передаче, представлении, пересылке, опубликовании или доведении иным способом секретной информации до лиц, не допущенных к ней;

9) утрата государственных секретов - выход, в том числе временный, сведений, составляющих государственные секреты, из законного владения или пользования в результате нарушения установленных правил обращения с ними, утери либо хищения, вследствие чего эти сведения стали или могли стать достоянием посторонних лиц;

10) допуск к государственным секретам - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, или государственного органа, органа местного самоуправления или предприятия, учреждения и других организаций, независимо от их формы собственности (далее - организации) на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;

11) доступ к сведениям, составляющим государственные секреты - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственные секреты;

12) степень секретности - категория, характеризующая важность секретной информации, степень ограничения доступа к ней и уровень ее охраны государством.

Статья 2. Законодательство о защите государственных секретов

Законодательство о защите государственных секретов состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, принимаемых в рамках настоящего Закона, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, системы их защиты, отношения, связанные с засекречиванием и рассекречиванием таких сведений, а также иной деятельности в сфере государственных секретов в интересах национальной безопасности.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на сведения, относящиеся к негосударственным секретам.

3. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Кыргызской Республики и за ее пределами государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами Кыргызской Республики, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Кыргызской Республики о государственных секретах.

Статья 4. Субъекты обеспечения защиты государственных секретов

1. Обеспечение защиты государственных секретов осуществляют в пределах своей компетенции:

1) уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения национальной безопасности (далее - уполномоченный государственный орган;

2) самостоятельное структурное подразделение (ответственное лицо) по защите государственных секретов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

3) Координационный совет по вопросам защиты государственных секретов Кыргызской Республики (далее - Координационный совет).

2. Субъекты, перечисленные в части 1 настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, составляющих государственные секреты, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственные секреты, руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций создаются структурные подразделения (определяется ответственное лицо) по защите государственных секретов, функции которых определяются указанными руководителями с учетом специфики проводимых ими работ.

3. Защита государственных секретов является одним из основных видов деятельности государственного органа, органа местного самоуправления и организации.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

.

Глава 2. Государственное регулирование и управление в сфере защиты государственных секретов

Статья 5. Полномочия государственных органов в сфере защиты государственных секретов

1. Государственное регулирование и управление в сфере защиты государственных секретов осуществляются Кабинетом Министров Кыргызской Республики, Координационным советом, уполномоченным государственным органом.

2. Кабинет Министров Кыргызской Республики в рамках регулирования вопросов защиты государственных секретов осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и осуществляет общую политику в сфере защиты государственных секретов;

2) обеспечивает исполнение законов и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также осуществляет руководство государственными органами, органами местного самоуправления и организациями в вопросах защиты государственных секретов;

3) определяет порядок организации, функционирования, финансирования и материально-технического обеспечения работы в данной области;

4) утверждает Перечень государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам;

5) утверждает Инструкцию по обеспечению режима секретности в Кыргызской Республике;

6) утверждает порядок отнесения государственных органов, органов местного самоуправления и организаций к категории особо важных и режимных объектов, их функционирования, а также утверждает перечень территорий, временно закрытых для посещения иностранными гражданами и лицами без гражданства;

7) устанавливает порядок разработки ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

8) утверждает Инструкцию по шифровальной службе в Кыргызской Республике, определяет порядок применения и использования средств защиты информации, в том числе средств криптографической защиты информации в информационно-телекоммуникационных системах Кыргызской Республики;

9) устанавливает порядок определения размера ущерба в результате разглашения секретной информации;

10) заключает международные договоры о совместном использовании и охране секретной информации, осуществляет контроль за передачей ее носителей другим государствам;

11) образует Координационный совет с участием заинтересованных государственных органов в целях осуществления контроля и организации работы по защите государственных секретов;

12) осуществляет иные полномочия по вопросам защиты государственных секретов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Координационный совет:

1) осуществляет контроль за реализацией принятых решений и организацию работы по защите государственных секретов в Кыргызской Республике государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

2) вносит предложения Президенту Кыргызской Республики, Кабинету Министров Кыргызской Республики по основным направлениям политики государства в сфере защиты государственных секретов;

3) вносит предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов в сфере защиты государственных секретов;

4) принимает в соответствии со своими полномочиями решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

4. Уполномоченный государственный орган в пределах своей компетенции:

1) организует контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, противодействия иностранным техническим средствам разведки;

2) координирует и контролирует деятельность субъектов обеспечения защиты государственных секретов в интересах разработки и выполнения требований нормативных правовых актов по защите государственных секретов;

3) осуществляет проверку режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;

4) осуществляет контроль за исполнением на территории Кыргызской Республики системы правовых, административных, экономических, технических, программных и криптографических мер по защите государственных секретов;

5) осуществляет проверочные мероприятия граждан Кыргызской Республики при оформлении допуска к информации, составляющей государственные секреты;

6) выдает в установленном порядке разрешения на проведение работ, услуг с использованием сведений, составляющих государственные секреты;

7) оказывает методическую и практическую помощь в вопросах защиты государственных секретов государственным органам, органам местного самоуправления и организациям;

8) организует порядок аттестации руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, подготовки и переподготовки кадров структурных подразделений по защите государственных секретов;

9) вправе вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, об устранении выявленных недостатков, требовать принятия соответствующих мер и информирования об их исполнении;

10) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

Статья 6. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению защиты государственных секретов

Государственные органы, органы местного самоуправления и организации в сфере своей деятельности во взаимодействии с субъектами обеспечения защиты государственных секретов:

1) разрабатывают и утверждают ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию;

2) организуют и осуществляют защиту государственных секретов;

3) осуществляют координацию и контроль защиты государственных секретов, в том числе в подведомственных организациях;

4) обеспечивают защиту переданных им другими государственными органами, органами местного самоуправления и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими;

5) получают в установленном порядке разрешения на проведение работ, услуг с использованием сведений, составляющих государственные секреты;

6) эксплуатируют сертифицированные средства защиты информации, составляющей государственные секреты;

7) проводят в установленном порядке согласование по вопросам создания, организации структурных подразделений по защите государственных секретов и обеспечивают их функционирование;

8) определяют ответственных лиц за обеспечение защиты государственных секретов;

9) разрабатывают и утверждают номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам;

10) обеспечивают повышение квалификации руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, подготовки и переподготовки кадров структурных подразделений по защите государственных секретов;

11) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

Глава 3. Порядок отнесения информации к государственным секретам, ее засекречивания и рассекречивания

Статья 7. Отнесение информации к государственным секретам и порядок ее засекречивания

1. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Отнесение информации к государственным секретам осуществляется согласно Перечню главнейших сведений, составляющих государственные секреты, утверждаемому Кабинетом Министров Кыргызской Республики, а также ведомственным перечням сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаемым руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам.

3. Засекречивание информации осуществляется в соответствии с порядком определения и установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

4. Государственные органы, органы местного самоуправления и организации, определяемые Кабинетом Министров Кыргызской Республики, вправе засекречивать и рассекречивать информацию, являющуюся собственностью юридических и физических лиц Кыргызской Республики и отвечающую требованиям части 3 настоящей статьи, статей 9 и 10 настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

Статья 8. Основные принципы отнесения информации к государственным секретам

Отнесение информации к государственным секретам основывается на принципах:

1) законности - осуществление засекречивания информации в порядке, установленном действующим законодательством;

2) обоснованности - определение целесообразности засекречивания информации путем экспертной оценки в интересах государства и граждан;

3) своевременности - установление ограничений на распространение сведений с момента их образования.

Статья 9. Степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и грифы секретности носителей этих сведений

1. Государственные секреты Кыргызской Республики по степени важности составляющих их сведений подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

2. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

3. Сведениям, составляющим государственную тайну, присваиваются грифы секретности "особой важности", "совершенно секретно".

4. Сведениям, составляющим служебную тайну, присваивается гриф секретности "секретно". Служебная тайна имеет характер отдельных сведений, относящихся к государственной тайне, и не раскрывает их полностью.

5. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственным секретам, а также присвоение указанным сведениям иных ограничительных грифов не допускаются.

6. Порядок установления ограничительных грифов на информацию определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

.

Статья 10. Сроки действия секретности информации, порядок рассекречивания

1. Сведения, составляющие государственные секреты, могут быть рассекречены досрочно или сроки их секретности могут быть продлены, если этого требуют политические, экономические, научно-технические интересы Кыргызской Республики, а также с выявлением факторов, вызывающих необходимость их корректировки. Решение о рассекречивании и продлении сроков секретности принимается Кабинетом Министров Кыргызской Республики по представлению заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

2. Порядок рассекречивания информации, составляющей государственные секреты, определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

3. Государственные органы, органы местного самоуправления и организации в сфере своей деятельности, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, обязаны периодически, но не реже чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

4. Правом изменения действующих в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, подлежат согласованию в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

Статья 11. Сведения, не подлежащие засекречиванию

Не подлежат засекречиванию сведения:

1) о стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан;

2) о катастрофах и их последствиях;

3) о положении дел в экологии, использовании природных ресурсов, здравоохранении, санитарии, культуре, сельском хозяйстве, образовании, торговле и обеспечении правопорядка;

4) о фактах нарушения законности государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, их должностными лицами;

5) о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности.

Статья 12. Негосударственные секреты

1. К негосударственным секретам относятся коммерческая тайна, информация для служебного пользования, не для печати, тайна следствия, врачебная, личная и другие виды тайны.

2. Сохранность негосударственных секретов осуществляется их собственником, а также лицами, которым они доверены по службе и роду деятельности.

Обеспечение сохранности негосударственных секретов регулируется действующим законодательством Кыргызской Республики и правилами, разработанными их собственниками в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 4. Защита государственных секретов

Статья 13. Основные элементы системы защиты государственных секретов

Основными элементами системы защиты государственных секретов являются:

1) правила определения и установления степени секретности информации, содержащейся в работах, документах, изделиях и носителях информации;

2) порядок обращения с государственными секретами;

3) порядок допуска к государственным секретам;

4) ограничения для лиц, работающих с государственными секретами;

5) особый режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

6) ограничения по обнародованию, передаче другому государству или распространению иным путем сведений, составляющих государственные секреты;

7) техническая и криптографическая защита сведений, составляющих государственные секреты;

8) разрешение на проведение работ, услуг с использованием сведений, составляющих государственные секреты;

9) контроль за обеспечением сохранности государственных секретов;

10) ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики о государственных секретах.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

Статья 14. Порядок обращения с государственными секретами

Порядок обращения с государственными секретами осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере защиты государственных секретов.

Статья 15. Порядок допуска к государственным секретам Кыргызской Республики должностных лиц, граждан Кыргызской Республики и иностранных граждан

1. Должностным лицам и гражданам Кыргызской Республики, которым для выполнения служебных обязанностей необходимо работать с государственными секретами, оформляется соответствующий допуск к этим секретам. При этом в отношении этих должностных лиц и граждан, с их добровольного письменного согласия, осуществляются проверочные мероприятия в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Не допускается заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий уполномоченным государственным органом.

2. Допуск должностных лиц и граждан Кыргызской Республики предусматривает:

1) принятие на себя письменных обязательств перед государством по неразглашению доверенных им сведений, составляющих государственные секреты;

2) согласие на ограничения их прав в соответствии со статьей 19 настоящего Закона;

3) ознакомление и соблюдение норм законодательства Кыргызской Республики о государственных секретах, в том числе предусматривающих ответственность за его нарушение.

3. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица должны быть предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

4. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Устанавливаются три формы допуска граждан к государственным секретам, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственные секреты: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

5. Порядок оформления или переоформления допуска должностных лиц и граждан Кыргызской Республики к государственным секретам устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

6. Иностранные граждане к государственным секретам допускаются только в рамках реализации вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика. Порядок допуска указанных лиц к государственным секретам определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

См. также:

Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 1 ноября 2018 года №08-р

 

Статья 16. Особый порядок допуска к государственным секретам

1. На период исполнения своих полномочий и должностных обязанностей к государственным секретам без согласования с уполномоченным государственным органом и без проведения проверочных мероприятий допускаются:

1) лица, занимающие отдельные политические государственные должности:

а) Президент Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики;

б) депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и члены Кабинета Министров Кыргызской Республики;

в) руководитель Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

г) руководитель государственного органа, находящегося в ведении Президента Кыргызской Республики, руководитель административного ведомства при Кабинете Министров Кыргызской Республики;

д) секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики;

е) заместитель Председателя Совета безопасности Кыргызской Республики;

ж) Государственный секретарь Кыргызской Республики;

2) лица, занимающие отдельные специальные государственные должности:

а) председатель, заместитель председателя, судья Верховного суда Кыргызской Республики;

б) председатель, заместитель председателя, судья Конституционного суда Кыргызской Республики;

в) председатель, заместитель председателя, судья местного суда;

г) Генеральный прокурор Кыргызской Республики;

д) председатель Национального банка Кыргызской Республики;

е) председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

ж) председатель Счетной палаты Кыргызской Республики;

з) Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики;

и) начальник Генерального штаба Вооруженных сил Кыргызской Республики;

3) адвокаты, участвующие в качестве защитников или представителей в уголовном судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственные секреты, допускаются к таким сведениям, с уведомлением уполномоченного государственного органа, без проведения проверочных мероприятий.

2. Лица, указанные в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е", "ж", пункта 1 и в пункте 2 части 1 настоящей статьи, предупреждаются о неразглашении государственных секретов, ставших им известными в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении к ответственности в случае их разглашения, о чем у них отбирается соответствующее обязательство. У лиц, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, отбирается обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственные секреты, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Сохранность государственных секретов в таких случаях также гарантируется путем установления ответственности указанных лиц уголовным законодательством и законодательством о правонарушениях Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 17. Основания для отказа должностному лицу или гражданину Кыргызской Республики в допуске к государственным секретам

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственным секретам являются:

1) постоянное проживание за границей или обращение в соответствующие государственные органы с просьбой о выходе из гражданства Кыргызской Республики, получении иностранного гражданства;

2) признание судом недееспособными и ограниченно дееспособными и привлеченными в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых за совершение умышленных преступлений, а также при наличии у них неснятой или непогашенной судимости за эти преступления в установленном законом порядке;

3) наличие медицинских противопоказаний для работы с государственными секретами, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

4) уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных сведений о себе или своих близких родственниках;

См. также:

Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 1 ноября 2018 года №08-р

5) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемых лиц, создающих угрозу безопасности Кыргызской Республики;

6) наличие двойного или иного гражданства.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

Статья 18. Условия прекращения допуска должностных лиц или граждан Кыргызской Республики к государственным секретам

1. Допуск к государственным секретам должностных лиц или граждан прекращается в случае:

1) нарушения обязательств по трудовому договору (контракту), связанных с защитой государственных секретов;

2) прекращения срока полномочий лиц, перечисленных в части 1 статьи 16 настоящего Закона;

3) возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 17 настоящего Закона основаниями для отказа гражданину в допуске к государственным секретам;

4) внесения уполномоченным государственным органом в государственные органы, органы местного самоуправления и организации предписаний о прекращении допуска к государственным секретам должностного лица или гражданина.

2. Решение о прекращении допуска к государственным секретам принимается в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

3. Прекращение допуска к государственным секретам не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственные секреты.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

Статья 19. Ограничения прав должностного лица или гражданина Кыргызской Республики, допущенных или ранее допускавшихся к государственным секретам

1. Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственным секретам, могут быть временно ограничены в своих правах.

2. Ограничения могут касаться:

1) права на распространение сведений, составляющих государственные секреты, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

2) права на открытое разбирательство в судебных органах;

3) права выезда за границу в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

4) права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственным секретам.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 20. Доступ должностного лица или гражданина Кыргызской Республики к сведениям, составляющим государственные секреты

1. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, возлагается на руководителя государственного органа, органа местного самоуправления или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственных секретов. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

2. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только с теми сведениями, составляющими государственные секреты, и в таких объемах, которые необходимы для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

3. При расторжении трудового договора (контракта) доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственные секреты, прекращается.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 21. Предоставление допуска к государственным секретам государственным органам, органам местного самоуправления и организациям, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам

1. Государственным органам, органам местного самоуправления и организациям, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, допуск к государственным секретам предоставляется на основании включения их в Перечень государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утверждаемый Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

2. Допуск государственных органов, органов местного самоуправления и организаций к проведению работ, услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственные секреты, осуществляется путем получения ими в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Закона, разрешения на проведение работ, услуг со сведениями соответствующей степени секретности, а также:

1) при выполнении ими требований законодательства Кыргызской Республики в сфере обеспечения защиты государственных секретов;

2) при надлежащей организации структурных подразделений по защите государственных секретов в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

3) при наличии допуска к государственным секретам у руководителей, ответственных за обеспечение режима секретности;

4) при выполнении иных мер защиты государственных секретов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере обеспечения защиты государственных секретов.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 22. Разрешение на работы с использованием сведений, составляющих государственные секреты

Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, связанная с использованием сведений, составляющих государственные секреты, осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом и его территориальными органами.

Разрешение выдается на основании результатов проверки государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также аттестации их руководителей в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 23. Сертификация средств защиты сведений, составляющих государственные секреты

Средства защиты сведений, составляющих государственные секреты, должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности, выдаваемый в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 24. Предоставление льгот гражданам Кыргызской Республики, работа которых связана с государственными секретами

Гражданам, имеющим оформленный в установленном порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и постоянно работающим с указанными сведениями в силу их должностных (функциональных) обязанностей, устанавливаются следующие льготы:

1) процентные надбавки к должностному окладу в зависимости от степени секретности сведений и объема выполняемых работ, к которым они имеют доступ, устанавливаемые Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

2) для сотрудников структурных подразделений государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по защите государственных секретов преимущественное право оставления на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий. Назначение и освобождение указанной категории работников производятся в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 25. Контроль за защитой государственных секретов

1. Контроль за обеспечением защиты государственных секретов в пределах полномочий осуществляется уполномоченным государственным органом и его территориальными органами, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, а также осуществляющими деятельность с использованием государственных секретов, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

2. Уполномоченный государственный орган имеет право контролировать состояние защиты государственных секретов во всех государственных органах, органах местного самоуправления и организациях. Представления органа, указанного в настоящей части, внесенные по результатам проверки состояния защиты государственных секретов, являются обязательными для исполнения должностными лицами.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 26. Передача секретной информации другому государству

Основанием для передачи секретной информации другому государству являются вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, предусматривающие обязательства сторон по защите передаваемой секретной информации.

Статья 27. Защита секретов других государств и международных организаций

Секреты других государств и международных организаций, переданные в установленном порядке Кыргызской Республике, охраняются настоящим Законом на основе вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 28. Ответственность за разглашение государственных секретов, а также за неправомерное засекречивание информации

Ответственность за обеспечение сохранности государственных секретов возлагается на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

За разглашение секретных сведений, неправомерное завышение либо занижение степени их секретности, нарушение режима секретности, а также за нарушение требований настоящего Закона виновные лица, в зависимости от тяжести нанесенного ущерба, привлекаются к уголовной ответственности и ответственности за правонарушение в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

2. Признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" от 14 апреля 1994 года № 1476-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 5, ст.153);

2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" от 18 мая 2013 года № 74 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 5, ст.471);

3) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики" от 21 января 2014 года № 15 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2014 г., № 1, ст.15).

3. Кабинету Министров Кыргызской Республики:

1) принять нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом;

2) принять необходимые меры, вытекающие из настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2023 года 34)

 

 

Президент

Кыргызской Республики

С.Жээнбеков