ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 24 мая 2018 года № 54
О Гражданской защите
19 апреля 2018 года |
(В редакции Законов КР от 15 апреля 2020 года № 42, 7 мая 2020 года № 52, 27 марта 2023 года № 71)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в области Гражданской защиты населения и территории Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
Защите от чрезвычайных ситуаций подлежат все граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Кыргызской Республики независимо от времени пребывания.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) Гражданская защита - составная часть системы общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
2) государственная система Гражданской защиты - общегосударственная система, элементами которой являются органы управления, силы и средства государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и добровольных организаций Кыргызской Республики, выполняющая функции по защите населения и территории Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. Государственная система Гражданской защиты включает в себя Национальную платформу Кыргызской Республики по снижению риска бедствий;
3) Национальная платформа Кыргызской Республики по снижению риска бедствий - национальный механизм координации и стратегического руководства в сфере снижения риска бедствий, которые носят многоотраслевой и междисциплинарный характер, с участием всех заинтересованных сторон, включая государственные структуры, частный сектор и гражданское общество;
4) чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
5) угроза от чрезвычайной ситуации - обстановка, при которой создается опасность для населения, его имущества и иных видов собственности и окружающей природной среды;
6) зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация;
7) источник чрезвычайной ситуации - опасное техногенное происшествие, авария, катастрофа, опасное природное явление, стихийное бедствие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
8) пострадавший в чрезвычайной ситуации:
- человек, погибший и/или получивший вред для здоровья, утративший полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате чрезвычайной ситуации;
- юридическое лицо, которому причинен ущерб (убытки) в результате чрезвычайной ситуации;
9) первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации - своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в воде, продуктах питания, предметах первой необходимости, медицинских услугах и средствах, коммунально-бытовых услугах, жилье, транспортном и информационном обеспечении;
10) безопасность в чрезвычайных и кризисных ситуациях - состояние защищенности населения, территорий, объектов и инфраструктуры страны от угроз, возникающих в результате воздействия чрезвычайной ситуации в мирное и военное время, обеспечивающее первоочередное жизнеобеспечение населения с учетом гендерных и демографических потребностей, функционирование объектов и инфраструктуры;
11) предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба в случае их возникновения;
12) специальные превентивные и ликвидационные мероприятия - организация и проведение предупреждающих мероприятий, ликвидация возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оперативное реагирование и проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
13) ликвидация чрезвычайных ситуаций - локализация и прекращение действия факторов, вызвавших чрезвычайную ситуацию, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба;
14) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - мероприятия, проводимые по восстановлению инженерной инфраструктуры, жилья, окружающей среды, оказанию социально-реабилитационной помощи населению, возмещению вреда (ущерба), причиненного физическим и юридическим лицам вследствие чрезвычайных ситуаций. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные периоды восстановления;
15) аварийно-спасательные и другие неотложные работы - первоочередные работы в зоне чрезвычайных ситуаций, направленные на спасение и оказание помощи людям, локализацию и подавление очагов поражающих воздействий, предотвращение возникновения вторичных поражающих факторов, защиту и спасение материальных и культурных ценностей;
16) чрезвычайное происшествие - неожиданное и непредвиденное событие, которое повлекло за собой уничтожение либо повреждение материальных объектов, гибель людей или другие тяжкие последствия;
17) бедствие - серьезное нарушение функционирования общества, повышающее человеческую уязвимость, вызывающее большие человеческие жертвы, масштабный материальный и экологический ущерб, превышающий возможности общества справиться исключительно за счет собственных ресурсов;
18) риск бедствий - возможные (потенциальные) потери в результате бедствий, выражающиеся в человеческих потерях, материальном, экономическом и экологическом ущербе;
19) снижение риска бедствий - это комплексный подход к выявлению, оценке и снижению рисков бедствий, направленный на снижение социально-экономической уязвимости к бедствиям, повышение готовности к чрезвычайным ситуациям, а также на устранение угроз стихийных бедствий, экологических и других опасностей, которые их вызывают. Комплексный подход включает политический, технический, социальный и экономический характер деятельности государственной системы Гражданской защиты;
20) уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области Гражданской защиты - государственный орган исполнительной власти Кыргызской Республики, специально уполномоченный решать задачи в области Гражданской защиты, определяемый Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
21) органы управления Гражданской защиты - государственные органы, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие руководство и обеспечивающие выполнение мероприятий Гражданской защиты в мирное и военное время;
22) комиссия по Гражданской защите - постоянно действующий координирующий орган государственной системы Гражданской защиты, предназначенный для организации и выполнения мероприятий по Гражданской защите;
23) мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций - совокупность мер по наблюдению, анализу, оценке состояния и изменения природных, техногенных процессов, явлений и прогнозированию их развития, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
24) территория, отнесенная к группе по Гражданской защите - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное, экономическое значение в области Гражданской защиты;
25) система комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций - система, объединяющая функционально-отраслевые структуры и службы по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
26) служба Гражданской защиты - организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств государственных органов, организаций и их структурных подразделений независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), обладающих сходным профилем деятельности и способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий Гражданской защиты;
27) силы Гражданской защиты - войска, подразделения и формирования Гражданской защиты;
28) средства Гражданской защиты - специальные сооружения, техника, инструменты, оборудование, снаряжение, средства связи, индивидуальные и коллективные средства защиты и оказания первой помощи пострадавшим, запасы материально-технических средств, предназначенных для спасения людей и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
29) войска и подразделения Гражданской защиты - воинские части, соединения и подразделения уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты, специально подготовленные для решения задач Гражданской защиты в мирное и военное время;
30) формирования Гражданской защиты - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-отраслевому принципу, владеющие специальной техникой и имуществом, подготовленные для проведения предупредительных, аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, в том числе создаваемые на добровольной основе общественные объединения;
31) информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области Гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности;
32) подготовка населения в области Гражданской защиты - целенаправленный процесс организации деятельности всех групп населения по овладению знаниями и умениями, а также приобретению практических навыков по защите от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах;
33) организации - организации (учреждения, предприятия, объекты хозяйствования независимо от форм собственности), имеющие объекты оборонного, экономического и социального значения или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
34) объекты Гражданской защиты - пункты управления, отдельно стоящие и встроенные убежища, противорадиационные укрытия, складские помещения для хранения имущества Гражданской защиты;
35) потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют пожаро-, взрывоопасные, радиоактивные, опасные химические, биологические и ядовитые вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, инженерно-технические, а также другие сооружения и объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;
36) потенциально опасный участок - территория (земельное, водное или воздушное пространство), подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, отнесенных к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
37) отселение населения - комплекс мероприятий по осуществлению переселения людей из потенциально опасных участков при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в безопасные районы на временное или новое местожительство;
38) эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации) районах (местах).
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 3. Принципы организации и ведения Гражданской защиты
1. Организация и ведение Гражданской защиты являются одной из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики. Гражданская защита организуется и ведется в Кыргызской Республике по территориально-отраслевому принципу.
Организация и ведение Гражданской защиты в Кыргызской Республике осуществляется государственной системой Гражданской защиты.
Государственная система Гражданской защиты состоит из территориальной подсистемы, создающейся на базе административно-территориальных единиц, отраслевой подсистемы, создающейся на базе министерств и ведомств, и специальных подсистем, создающихся для решения специальных задач в области Гражданской защиты в мирное и военное время.
2. Планирование и осуществление мероприятий по Гражданской защите проводятся органами управления Гражданской защиты с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также демографических, гендерных, культурных особенностей различных групп населения, особенностей территорий и степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
План мероприятий по Гражданской защите определяется Президентом Кыргызской Республики исходя из принципа необходимой достаточности и использования имеющихся сил и средств.
Мероприятия по Гражданской защите осуществляются силами и средствами государственных органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности.
Мероприятия по снижению риска бедствий осуществляются через Национальную платформу Кыргызской Республики по снижению риска бедствий.
Подготовка государства к Гражданской защите в военное время осуществляется органами управления Гражданской защиты заблаговременно, в мирное время - с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Перевод Гражданской защиты с мирного на военное время на территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны Президентом Кыргызской Республики или фактического начала военных действий.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 4. Правовое регулирование в области Гражданской защиты
Правовое регулирование в области Гражданской защиты осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Статья 5. Государственная система Гражданской защиты
1. Порядок функционирования государственной системы Гражданской защиты определяется Президентом Кыргызской Республики.
2. Задачи государственной системы Гражданской защиты:
1) разработка и реализация правовых норм по обеспечению защиты населения, учитывающих демографические и гендерные особенности различных групп, и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение риска бедствий и повышение устойчивости функционирования объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечение готовности органов управления Гражданской защиты, сил и средств государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
4) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
5) сбор, обработка, обмен и предоставление информации в области Гражданской защиты;
6) подготовка и повышение квалификации руководителей и сотрудников государственных органов, органов местного самоуправления всех уровней и организаций;
7) обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
8) проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска бедствий;
9) предусмотрение финансовых и материальных резервов для предупреждения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
10) осуществление государственной экспертизы, контроля и надзора за промышленной, горной, пожарной безопасностью и контроля в области Гражданской защиты;
11) международное сотрудничество в области снижения риска бедствий, защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций;
12) создание и поддержание в готовности убежищ и противорадиационных укрытий, запасных пунктов управления, систем связи и оповещения для своевременного доведения до населения сигналов об опасности, возникающей в мирное и военное время;
13) защита сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водных источников и систем водоснабжения в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
14) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
15) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
16) снижение уязвимости и предупреждение насилия в отношении женщин и детей в период чрезвычайных ситуаций, а также в местах временного размещения;
17) восстановление коммунально-технических служб и коммуникаций;
18) осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи, жизнеобеспечению населения;
19) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
20) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
21) проведение мероприятий по санитарной обработке населения и обеззараживанию техники, зданий и других объектов;
22) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
23) осуществление исследований по оценке риска для населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
24) мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
25) организация вовлечения всех заинтересованных сторон в мероприятия по снижению риска бедствий в рамках Национальной платформы Кыргызской Республики по снижению риска бедствий;
26) проведение иных мероприятий, в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. В мирное время устанавливаются следующие режимы функционирования государственной системы Гражданской защиты:
1) режим повседневной деятельности - при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке;
2) режим повышенной готовности - при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки или получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
3) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении чрезвычайных ситуаций и во время ликвидации их последствий.
Порядок введения режимов функционирования Гражданской защиты в мирное и военное время определяется Президентом Кыргызской Республики.
4. Решение о вводе режима функционирования государственной системы Гражданской защиты в зависимости от возможной или реально сложившейся обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации принимают:
- Президент Кыргызской Республики;
- полномочные представители Президента Кыргызской Республики в областях;
- мэры городов Бишкек и Ош;
- главы местных государственных администраций;
- главы органов местного самоуправления;
- руководители организаций.
При принятии решений о введении соответствующих режимов функционирования государственной системы Гражданской защиты на всех уровнях должны быть учтены:
- обстоятельства, послужившие основанием для введения соответствующего режима функционирования государственной системы Гражданской защиты;
- обоснование необходимости введения соответствующего режима функционирования;
- перечень проводимых мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- государственные органы, ответственные за осуществление мероприятий Гражданской защиты в пределах своих полномочий;
- границы территории, на которой вводится режим функционирования государственной системы Гражданской защиты;
- дата введения режима функционирования государственной системы Гражданской защиты (повышенная готовность или чрезвычайная ситуация) и обстоятельства, послужившие для снятия данных режимов функционирования.
5. Решение о введении режимов функционирования государственной системы Гражданской защиты (повышенная готовность или чрезвычайная ситуация) немедленно доводится до сведения населения.
6. Степень готовности и порядок функционирования государственной системы Гражданской защиты в военное время определяются Президентом Кыргызской Республики - начальником Гражданской защиты Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 51. Подготовка специалистов в сфере Гражданской защиты
Подготовка специалистов в сфере Гражданской защиты осуществляется уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 6. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты
Для наблюдения и лабораторного контроля за загрязнением (заражением) окружающей среды (открытых водоемов, воздуха, почвы и растительности), продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, биологическими (бактериологическими) и другими средствами, а также для контроля за возникновением эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и других инфекционных заболеваний создается сеть наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты.
В состав сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты входят центры гигиены и эпидемиологии, ветеринарные лаборатории и станции, агрохимические лаборатории, лаборатории по аналитическому контролю окружающей среды, посты радиационного и химического наблюдения, а также объектовые лаборатории и другие организации.
Порядок создания и деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Глава 2. Полномочия Президента Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики и уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты, обязанности министерств, государственного комитета и административных ведомств, полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций, права и обязанности населения в области Гражданской защиты
(Наименование главы
в редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 7. Полномочия Президента Кыргызской Республики в области Гражданской защиты
Президент Кыргызской Республики:
1) определяет единую государственную политику в области Гражданской защиты;
2) утверждает планы в области Гражданской защиты Кыргызской Республики;
3) утверждает стратегии развития государственной системы Гражданской защиты, снижения риска бедствий;
4) принимает решение об определении руководителей работ по ликвидации последствий республиканских, трансграничных чрезвычайных ситуаций и оказании государственной помощи в случае их возникновения;
5) принимает решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Кыргызской Республики и других воинских формирований;
6) осуществляет иные полномочия в области Гражданской защиты в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и иными законодательными актами.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 7-1. Полномочия Кабинета Министров Кыргызской Республики в области Гражданской защиты
Кабинет Министров Кыргызской Республики:
1) утверждает концепции и программы в области Гражданской защиты и снижения риска бедствий, планы на основе и во исполнение Конституции Кыргызской Республики, законов, указов Президента Кыргызской Республики и постановлений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в целях реализации государственных программ Кабинета Министров Кыргызской Республики;
2) решает вопросы финансирования мероприятий Гражданской защиты и создает необходимые запасы продовольственных, медицинских и иных средств за счет средств республиканского бюджета для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
3) готовит предложения об определении руководителей работ по ликвидации последствий республиканских, трансграничных чрезвычайных ситуаций и оказании государственной помощи в случае их возникновения;
4) утверждает Положение о войсках Гражданской защиты;
5) определяет перечень служб Гражданской защиты и утверждает их задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности государственных органов исполнительной власти и организаций в области Гражданской защиты, принимает решение о создании республиканских служб Гражданской защиты;
6) обеспечивает создание государственных финансовых и материальных резервов для нужд Гражданской защиты, а также определяет порядок их использования;
7) определяет порядок сбора и обмена информацией в области Гражданской защиты между государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
8) определяет порядок создания и деятельности формирований Гражданской защиты;
9) определяет порядок взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных организаций и граждан по снижению рисков насилия в отношении женщин и детей в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
10) определяет перечень и порядок отнесения территорий к группам по Гражданской защите в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций к категориям по Гражданской защите в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
11) определяет порядок эвакуации и отселения населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
12) определяет порядок обучения населения по вопросам Гражданской защиты;
13) определяет порядок создания и содержания защитных сооружений и иных объектов Гражданской защиты;
14) определяет порядок накопления, хранения и использования в целях Гражданской защиты запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
15) определяет порядок приведения в готовность Гражданской защиты;
16) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и критерии их оценки;
17) определяет порядок оценки риска и ущерба от чрезвычайных ситуаций;
18) определяет порядок создания и функционирования системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
19) определяет порядок компенсации затрат на проведете аварийно-спасательных и других неотложных работ;
20) устанавливает порядок осуществления государственной экспертизы, контроля и надзора в области Гражданской защиты;
21) определяет нормы и правила осуществления государственного надзора и контроля в области Гражданской защиты;
22) утверждает Положение о порядке выдачи предписаний в области Гражданской защиты;
23) определяет порядок проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий;
24) определяет порядок создания и функционирования Национальной платформы Кыргызской Республики по снижению риска бедствий;
25) организует разработку и проведение научных исследований, выполнение специальных программ в области Гражданской защиты;
26) утверждает задачи, функции и состав комиссии по Гражданской защите;
27) определяет минимальные стандарты оказания помощи пострадавшему населению от чрезвычайных ситуаций;
28) осуществляет иные полномочия в области Гражданской защиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 8. Полномочия уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты
1. Уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты является воинским учреждением и комплектуется военнослужащими, государственными служащими, служащими (далее - сотрудники уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты) и младшим обслуживающим персоналом.
2. Сотрудники уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты обеспечиваются специальной и ведомственной формой с символикой и знаками различия. Специальная техника оснащается символикой и специальными сигналами, утверждаемыми Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
3. Силами постоянной готовности являются войска Гражданской защиты и подразделения уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты.
4. Уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты:
1) участвует в реализации единой государственной политики в области Гражданской защиты;
2) осуществляет по решению Кабинета Министров Кыргызской Республики меры по организации и ведению Гражданской защиты;
3) выдает предписания и указания в области Гражданской защиты, являющиеся обязательными для исполнения министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности;
4) по факту неисполнения выданных предписаний и указаний в области Гражданской защиты уведомляет соответствующие органы о привлечении виновных физических и юридических лиц к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
5) вносит предложение в Кабинет Министров Кыргызской Республики и в правоохранительные органы о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства Кыргызской Республики, нормативов, правил и стандартов в области Гражданской защиты, а также в случае чрезвычайных ситуаций;
6) осуществляет государственное управление и координацию деятельности органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций в области Гражданской защиты;
7) осуществляет в установленном порядке сбор и обработку информации в области Гражданской защиты, а также обмен информацией;
8) организует и координирует подготовку и переподготовку органов управления, сил Гражданской защиты, организаций и населения в области Гражданской защиты;
9) координирует и проводит мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению риска бедствий;
10) организует разработку и реализацию концепций, стратегий, целевых программ в области Гражданской защиты;
11) проводит специальные превентивные и ликвидационные мероприятия, аварийно-восстановительные работы и другие мероприятия по защите населения и территорий;
12) создает и содержит средства индивидуальной защиты, приборы химического и дозиметрического контроля;
13) организует функционирование системы комплексного мониторинга и прогнозирования природных, техногенных и других опасностей;
14) координирует и обеспечивает жизнедеятельность населения, а также деятельность международных организаций и участников Национальной платформы по снижению риска бедствий на территории Кыргызской Республики;
15) обеспечивает в соответствии с законодательством социальную защищенность и страхование сотрудников уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты;
16) создает и поддерживает в постоянной готовности Единую информационно-управляющую систему Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях, систему оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Организации образования уполномоченного органа в области Гражданской защиты создаются в целях обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области Гражданской защиты.
6. Главными задачами организаций образования уполномоченного органа в области Гражданской защиты являются:
1) обучение, подготовка и переподготовка специалистов в области Гражданской защиты;
2) создание условий для профессионального роста и повышения квалификации специалистов в области Гражданской защиты;
3) проведение исследований по актуальным проблемам совершенствования деятельности в области Гражданской защиты.
7. Полномочия, права и задачи уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты и его территориальных органов, порядок осуществления им нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области Гражданской защиты определяются Положением об этом органе, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 15 апреля 2020 года № 42, 27 марта 2023 года № 71)
Статья 9. Обязанности министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики в области Гражданской защиты
1. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства Кыргызской Республики образуют в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделения (специалистов) для решения задач в области Гражданской защиты.
2. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства Кыргызской Республики:
1) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты на мирное и военное время, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
2) создают на всех уровнях и во всех структурных подразделениях комиссии по Гражданской защите, эвакуационные комиссии, определяют их состав, задачи и координируют их деятельность;
3) осуществляют подготовку необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты в мирное и военное время, обучение сотрудников правилам действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
4) разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
5) обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по обеспечению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, безопасности на воде, а также соблюдение норм и правил при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения при выполнении инженерно-технических мероприятий Гражданской защиты;
6) предусматривают финансирование за счет республиканского бюджета и собственных средств мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
7) осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики, и защиту населения в мирное и военное время;
8) создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления Гражданской защиты;
9) создают в мирное время и содержат в целях Гражданской защиты запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и индивидуальных средств защиты, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
10) осуществляют деятельность по мониторингу, прогнозированию природных и техногенных процессов в профильной сфере;
11) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах;
12) осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
13) разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования и другие нормативные правовые акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты работников организаций и населения.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 10. Обязанности полномочных представительств Президента Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области Гражданской защиты
1. Полномочные представительства Президента Кыргызской Республики в областях и местные государственные администрации:
1) создают комиссии по Гражданской защите, эвакуационные комиссии и координируют их деятельность;
2) принимают решения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области Гражданской защиты;
3) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты на мирное и военное время, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
4) проводят на подведомственной территории мероприятия по мониторингу, прогнозированию, оценке риска бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
5) согласовывают с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты решение о выделении земельных участков под строительство жилых, административных и производственных зданий и сооружений в целях предупреждения выделения земельных участков в зоне опасных природных процессов;
6) осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты;
7) организуют обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты, в том числе в образовательных организациях в областях;
8) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организуют их проведение;
9) обеспечивают выполнение предписаний и указаний уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты;
10) принимают заблаговременно комплексные меры по отселению населения из потенциально опасных участков;
11) обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
12) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах и территориях;
13) ежегодно предусматривают в республиканском бюджете финансовые средства на создание в мирное время и содержание в готовности к применению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, индивидуальных и коллективных средств защиты.
2. Обязанности органов местного самоуправления:
1) создают комиссии по Гражданской защите, эвакуационные комиссии и координируют их деятельность;
2) назначают ответственных сотрудников по организации и ведению Гражданской защиты;
3) принимают решения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области Гражданской защиты;
4) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
5) проводят на подведомственной территории мероприятия по прогнозированию, оценке рисков бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
6) согласовывают с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты решение о выделении земельных участков под строительство жилых, административных и производственных зданий и сооружений в целях предупреждения выделения земельных участков в зоне опасных природных процессов;
7) осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты;
8) осуществляют информирование и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
9) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организуют их проведение;
10) принимают заблаговременно комплексные меры по отселению населения из потенциально опасных участков;
11) совместно с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
12) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах и территориях;
13) предусматривают в местном бюджете и выделяют финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите и снижению риска бедствий;
14) обеспечивают выполнение предписаний и указаний уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 11. Обязанности организаций в области Гражданской защиты
Организации на своих объектах:
1) содержат в своем штате должность специалиста по Гражданской защите;
1-1) создают комиссии по Гражданской защите, эвакуационные комиссии и координируют их деятельность;
2) создают формирования Гражданской защиты и поддерживают их в готовности к проведению мероприятий Гражданской защиты;
3) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты в мирное и военное время;
4) на потенциально опасных объектах проводят мероприятия по мониторингу, прогнозированию, оценке риска бедствий;
5) проводят мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, устойчивому функционированию организаций в мирное и военное время;
6) осуществляют во взаимодействии с уполномоченным государственным органом обучение своих работников способам защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
7) создают системы оповещения и обеспечивают их устойчивое функционирование на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
8) создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских, индивидуальных и коллективных средств защиты;
9) на потенциально опасных объектах обеспечивают персонал и население, проживающее в расчетной зоне распространения чрезвычайных ситуаций, средствами индивидуальной защиты;
10) незамедлительно информируют органы управления Гражданской защиты и население об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
11) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории своих объектов;
12) при необходимости по решению органа управления Гражданской защиты предоставляют имеющиеся в собственности объекты, территории, транспортные средства, инструменты и оборудование для выполнения задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В случае нанесения ущерба имуществу и территориям, предоставленным для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, собственнику возмещается нанесенный ущерб.
Порядок использования объектов, территорий, транспортных средств и порядок возмещения нанесенного ущерба собственнику определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 12. Права и обязанности населения Кыргызской Республики в области Гражданской защиты
1. Население Кыргызской Республики имеет право:
1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) на бесплатное медицинское обслуживание и лечение при нахождении в зонах чрезвычайных ситуаций;
3) на использование имущества местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций, предназначенного для выполнения мероприятий Гражданской защиты;
4) вступать в состав добровольных (общественных) спасательных формирований;
5) быть информированным о риске, которому население может подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Кыргызской Республики, и о мерах необходимой безопасности;
6) принимать участие в мероприятиях Гражданской защиты.
2. Населению, принимающему непосредственное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в установленном порядке предоставляется право на получение компенсаций и льгот за работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок предоставления компенсаций и льгот населению устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
3. Население Кыргызской Республики обязано:
1) принимать заблаговременные меры по обеспечению собственной безопасности в случае угрозы чрезвычайной ситуации;
2) соблюдать меры безопасности в повседневной деятельности, не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
3) изучать способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
4) оказывать содействие органам государственной власти и организациям в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
5) информировать соответствующие органы управления Гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Глава 3. Органы управления Гражданской защиты, комиссия по Гражданской защите, службы Гражданской защиты
Статья 13. Органы управления Гражданской защиты
1. Государственная система Гражданской защиты состоит из трех уровней: республиканского, территориального и объектового.
2. Руководство государственной системой Гражданской защиты осуществляют:
1) на республиканском уровне - Президент Кыргызской Республики - начальник Гражданской защиты Кыргызской Республики. Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики является первым заместителем начальника Гражданской защиты Кыргызской Республики. Руководитель уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты является заместителем начальника Гражданской защиты Кыргызской Республики;
2) на территориальном уровне - полномочные представители Президента Кыргызской Республики в областях, мэры городов Бишкек и Ош, главы местных государственных администраций, органов местного самоуправления - начальники Гражданской защиты на своих территориях. Руководители соответствующих территориальных подразделений уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты являются заместителями начальника Гражданской защиты на территориальном уровне;
3) на объектовом уровне - руководители организаций - начальники Гражданской защиты;
4) в отраслевых подсистемах - руководители исполнительных государственных органов власти - начальники Гражданской защиты.
3. Органами управления Гражданской защиты являются:
1) на республиканском уровне - уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты, а также отделы (работники) Гражданской защиты центральных органов исполнительной власти;
2) на территориальном уровне - территориальные подразделения уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты, а также отделы (работники) Гражданской защиты местных органов исполнительной власти областей, городов и органов местного самоуправления;
3) на объектовом уровне (в организациях) - структурные подразделения (отдельные работники), специально уполномоченные на решение задач в области Гражданской защиты, непосредственно подчиненные руководителю организации.
В отраслевой подсистеме Гражданской защиты независимо от форм собственности создаются аналогичные органы управления решением руководителя.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 14. Комиссия по Гражданской защите
Постоянно действующим координирующим органом Гражданской защиты являются комиссии по Гражданской защите на соответствующих уровнях, в отраслях и на объектах.
Типовое положение о комиссиях по Гражданской защите утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 15. Службы Гражданской защиты
1. Для выполнения мероприятий по Гражданской защите в мирное и военное время создаются республиканские, областные, районные и городские службы Гражданской защиты.
2. Службы Гражданской защиты предназначены:
1) для выполнения инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий Гражданской защиты;
2) для подготовки своих сил и средств;
3) для обеспечения действий органов управления и сил Гражданской защиты в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
4) для выполнения специальных задач в соответствии с решениями комиссии Гражданской защиты.
3. Решения о создании служб Гражданской защиты, их перечень и положения о них принимаются на соответствующих уровнях Кабинетом Министров Кыргызской Республики, государственными органами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Глава 4. Силы Гражданской защиты
Статья 16. Силы Гражданской защиты
1. Войска и подразделения Гражданской защиты являются многопрофильной высокоэффективной спасательной системой с оптимальной численностью, составляющей организационное ядро сил спасения.
2. Организационно-штатная структура частей и подразделений войск Гражданской защиты в пределах установленной Кабинетом Министров Кыргызской Республики численности утверждается руководителем уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 17. Формирования Гражданской защиты
1. Перечень организаций, на базе которых создаются формирования Гражданской защиты, определяется территориальным подразделением уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты и утверждается соответствующим начальником Гражданской защиты.
2. В формирования Гражданской защиты могут быть зачислены граждане Кыргызской Республики:
1) мужчины - в возрасте от 18 до 60 лет;
2) женщины - в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III групп (лиц с ограниченными возможностями здоровья), беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Статья 171. Привлечение Вооруженных Сил Кыргызской Республики, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Кыргызской Республики, других войск и воинских формирований.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Глава 5. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Статья 18. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
1. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению риска бедствий проводятся заблаговременно с учетом риска их возникновения и возможного ущерба от них. В случае необходимости проводятся эвакуация и/или отселение населения в безопасные районы.
Порядок проведения мероприятий по эвакуации и/или отселению населения определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
2. Планирование и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций возлагаются на органы управления и силы государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, в соответствии с возложенными на них функциями, задачами, полномочиями и обязанностями в области Гражданской защиты.
Координацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляет уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты.
3. Руководство работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возлагается на руководителей соответствующих организаций, органов местного самоуправления, местных государственных администраций, на чьей территории произошла чрезвычайная ситуация, в зависимости от степени их тяжести, установленной Кабинетом Министров Кыргызской Республики в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций.
В случае необходимости (непосредственной угрозы жизни и здоровью людей) руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации временно ограничивает доступ людей и транспорта в зону чрезвычайной ситуации и приостанавливает деятельность организаций, находящихся в этой зоне.
Мероприятия по восстановлению инженерной инфраструктуры, жилья, оздоровлению окружающей среды, оказанию социально-реабилитационной помощи населению проводятся в зависимости от характера и масштаба чрезвычайных ситуаций.
4. Порядок проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Глава 6. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области Гражданской защиты
Статья 19. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области Гражданской защиты
Государственная экспертиза, надзор и контроль в области Гражданской защиты проводятся государственными органами согласно задачам, возложенным на государственную систему Гражданской защиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 7. Международное сотрудничество и международные договоры в области Гражданской защиты
(Глава утратила силу
в редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Глава 8. Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты
Статья 21. Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты
1. Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Кыргызской Республики, а также из других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
2. Расходы на проведение мероприятий в области Гражданской защиты возмещаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики, из средств республиканского и местного бюджетов.
Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты предусматривается в бюджетах государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в пределах средств ежегодно утверждаемых бюджетов.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 22. Создание и использование финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Порядок создания, использования и восполнения использованных средств финансовых и материальных резервов определяется Бюджетным кодексом Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области Гражданской защиты
Неисполнение должностными лицами и населением Кыргызской Республики обязанностей в области Гражданской защиты влечет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Кыргызской Республики и Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
(В редакции Закона КР от 27 марта 2023 года № 71)
Статья 24. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 5 июня 2018 года № 47
2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.
3. Со дня введения в действие настоящего Закона признать утратившими силу:
- Закон Кыргызской Республики "О Гражданской защите" от 20 июля 2009 года № 239 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 7, ст.749);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О Гражданской защите" от 13 июля 2012 года № 108 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 7, ст.2719);
- статью 3 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере обороны и безопасности" от 18 марта 2017 года № 46 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 3, ст.178).
Президент Кыргызской Республики |
С.Ш. Жээнбеков |