Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\7e06e9e0-87d5-4e01-b0db-272feb251bf6\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 28 января 2019 года № 19

О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

(В редакции Закона КР от 22 января 2021 года № 11)

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики                                                         20 декабря 2018 года

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования, устанавливает правовые и организационные основы защиты данных лиц, а также направлен на укрепление доверия населения к государству и его структурам.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о сообщивших о коррупционных правонарушениях

Законодательство Кыргызской Республики о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанных принципов и норм международного права.

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, сообщения которых получили подтверждение в ходе проверки.

Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

1.  Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

2) органы, осуществляющие меры безопасности.

2. Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

3. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, национальной   безопасности,   уголовно-исполнительной системы, по борьбе с экономическими преступлениями по уголовным делам, находящимся в их производстве! или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществление отдельных мер безопасности.

4. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или постановлению прокурора органами внутренних дел, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы, по борьбе с экономическими преступлениями, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

5. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

6. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики.

Статья 4. Принципы защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

Принципами защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, являются:

1) законность, уважение прав и свобод человека и гражданина;

2) создание условий для формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции;

3) обеспечение гарантий от неправомерного вмешательства в профессиональную (трудовую) деятельность лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от служебного преследования;

4) ответственность лиц, раскрывших информацию о лицах, сообщивших о фактах коррупционных правонарушений;

5) предупреждение о вредных последствиях коррупционных правонарушений.

Статья 5. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице

1. Информация о лице, сообщившем о факте коррупционных правонарушений, может быть засекречена только после подтверждения сведений, изложенных в заявлении.

Засекречивание должно производиться по заявлению защищаемого лица или с его согласия.

Порядок засекречивания устанавливается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о защите государственных секретов.

В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, уполномоченные органы обеспечивают личную безопасность лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

2. Сохранение тайны о лице, сообщившем о коррупционных правонарушениях, обеспечивается уполномоченными государственными органами.

3. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

4. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы следствия, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

5. Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию.

Статья 6. Лица, подлежащие защите

Лица, сообщившие в установленном порядке о коррупционном правонарушении, находятся под защитой государства в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 7. Основания применения мер безопасности к лицам, сообщившим о коррупционных правонарушениях

1. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

2. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей отделов по поддержке семьи и детей (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

3. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Статья 8. Сообщение о коррупционном правонарушении

Сообщение о коррупционном правонарушении, должно содержать информацию о нарушениях, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную или уголовную ответственность.

Статья 9. Права и обязанности лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

1. Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, имеет право:

1) знать свои права и обязанности;

2) обжаловать решения уполномоченных государственных органов предусмотренном законодательством;

3) обращаться с письменным заявлением о применении мер защиты отмене в уполномоченные органы;

4) получать материальное вознаграждение в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами.

2. Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, обязано:

1) иметь достаточные данные, свидетельствующие о сообщаемом коррупционном правонарушении;

2)  выполнять законные требования органов прокуратуры, уполномоченных государственных органов, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

3. Лицу, сообщившему о заведомо ложном коррупционном правонарушении, предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 10. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту

1. Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:

1) запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;

2) производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, для осуществления государственной защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях;

3) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер государственной защиты;

4) полностью или частично отменять меры безопасности по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.

2. Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:

1) избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Законом, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;

2) требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении них мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;

3) обращаться в суд (к судье), к прокурору, начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене.

3. Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении него государственной защиты.

Статья 11. Материальное вознаграждение

1. Лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, выплачивается вознаграждение от возмещенной суммы коррупционного правонарушения.

2. Лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, денежное вознаграждение выплачивается за счет средств, возмещенных от коррупционных правонарушений, поступивших в бюджет государства, в размере не более одного миллиона сомов.

3. Порядок и размер выплаты вознаграждения устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 22 января 2021 года № 11)

Статья 12. Меры безопасности

1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов с изменениями анкетных данных, применяемая также, в случае необходимости, в отношении членов семьи защищаемого лица;

6) изменение внешности;

7) маскировка их внешности или дополнительная визуальная изоляция при выступлении на суде, а также не оглашение анкетных и других данных в ходе судебного следствия;

8) изменение места работы (службы) или учебы;

9) временное помещение в безопасное место;

10) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в исправительных учреждениях, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

2. Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 - 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам по тяжким и особо тяжким преступлениям.

3. Меры безопасности могут быть отменены в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере защиты прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.

4. Меры безопасности близких родственников, родственников и близких лиц осуществляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере защиты прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики  принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона.

 

 

Президент Кыргызской Республики

 

С. Жээнбеков