Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\LSoft\CdbSearchClient\836832d9-f7d0-4485-aa04-7fce341e9da0\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 1 августа 2020 года № 110

Об актах гражданского состояния

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

17 июня 2020 года

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы единой системы регистрации актов гражданского состояния как на территории Кыргызской Республики, так и в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Кыргызской Республики. Целью регистрационной системы является признание государством зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом действий граждан или событий, влияющих на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей граждан, а также характеризующих правовое состояние граждан и подлежащих государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния

Законодательство об актах гражданского состояния состоит из Конституции Кыргызской Республики, Гражданского кодекса Кыргызской Республики, Семейного кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о детях, Уголовного кодекса Кыргызской Республики, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) акты гражданского состояния - юридически оформленные обстоятельства, которые индивидуализируют человека и с которыми связаны возникновение и прекращение его прав и обязанностей;

2) события и факты - явления реальной действительности, возникающие по воле участников правоотношений в сфере гражданского состояния и находящие свое отражение в актах гражданского состояния, в том числе путем внесения изменений в запись акта гражданского состояния;

3) автоматизированная информационная система записей актов гражданского состояния - автоматизированная информационная система, используемая в процессе государственной регистрации, хранения, учета и обработки записей актов гражданского состояния и автоматизированного присвоения персонального идентификационного номера;

4) персональный идентификационный номер (далее - ПИН) - индивидуальный номер, присваиваемый уполномоченным органом, определяемым Правительством Кыргызской Республики, гражданам Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства один раз и сохраняющийся за этими лицами в течение всей их жизни без изменения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере персонифицированного (индивидуального) учета граждан Кыргызской Республики.

Статья 4. Виды актов гражданского состояния, подлежащие обязательной государственной регистрации

Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) перемена фамилии, имени, отчества;

5) смерть.

Статья 5. Государственная регистрация актов гражданского состояния

1. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

2. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится в электронном виде посредством автоматизированных информационных систем, подписывается заявителями и сотрудником органа записи актов гражданского состояния, составляющим запись акта гражданского состояния.

3. Регистрация актов гражданского состояния осуществляется органом записи акта гражданского состояния по месту обращения заявителя.

4. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Кыргызской Республики, проживающих за пределами территории Кыргызской Республики, производится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом в электронном виде посредством автоматизированных информационных систем.

5. Обеспечение информационной безопасности в установленном порядке и ответственность за несанкционированный доступ к записям актов гражданского состояния возлагается на уполномоченный орган в сфере регистрации.

6. Формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы и содержание записей актов гражданского состояния, бланков свидетельств, выдаваемых на основании данных записей актов гражданского состояния, формы бланков и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Во всех видах записей актов гражданского состояния и свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния указываются персональные идентификационные номера.

7. Сотрудник органа записи актов гражданского состояния не вправе осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга (супруги), его и своих близких родственников. В таких случаях государственная регистрация актов гражданского состояния производится другим сотрудником или в другом органе записи актов гражданского состояния.

8. Ответственность за правильность и качество государственной регистрации актов гражданского состояния возлагается на сотрудника, составившего записи актов гражданского состояния, и его непосредственного руководителя.

9. Порядок и организация государственной регистрации актов гражданского состояния и выдачи свидетельств о регистрации актов гражданского состояния определяются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния

1. Органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, являются:

- уполномоченный государственный орган в сфере регистрации актов гражданского состояния;

- дипломатические представительства и консульские учреждения за пределами территории Кыргызской Республики.

2. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния с ограничениями, установленными настоящим Законом, могут быть делегированы органам местного самоуправления (айыл окмоту) в тех административно-территориальных единицах, на территории которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния.

Статья 7. Запись акта гражданского состояния

1. Запись акта гражданского состояния составляется в электронном виде посредством автоматизированной информационной системы и распечатывается на бумажном носителе. В случае расхождения текста записи акта гражданского состояния в электронном виде с текстом на бумажном носителе, запись на бумажном носителе считается оригиналом.

2. Для составления записи акта гражданского состояния должен быть представлен один из следующих документов, удостоверяющих личность заявителя:

1) при государственной регистрации рождения, заключения брака, расторжения брака, перемены фамилии, имени, отчества и смерти:

а) действительный паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карт), а за пределами Кыргызской Республики - паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карт) или общегражданский паспорт;

б) удостоверение личности офицера;

в) вид на жительство для лиц без гражданства;

г) паспорт иностранного гражданина;

д) удостоверение "Кайрылман" при государственной регистрации рождения ребенка;

2) при получении повторного свидетельства:

а) паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карта), а за пределами Кыргызской Республики - паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карта) или общегражданский паспорт;

б) удостоверение личности офицера;

в) удостоверение "Кайрылман";

г) вид на жительство для лиц без гражданства;

д) паспорт иностранного гражданина;

е) справка об освобождении из мест лишения свободы.

Подлинность документов граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, выданных компетентными органами иностранных государств, удостоверяющих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, предъявленных для государственной регистрации актов гражданского состояния, подтверждается посредством консульской легализации или апостилирования, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, и переведены на государственный и официальный языки Кыргызской Республики. Подлинность подписи переводчика, осуществившего перевод документов, должна быть нотариально заверена.

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится на основании заявления с приложением необходимых документов, предусмотренных настоящим Законом и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

4. Регистрация факта рождения ребенка в случаях, когда у родителей нет документов, удостоверяющих их личность, осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 13 настоящего Закона.

5. Граждане обязаны в течение месяца произвести обмен документов, удостоверяющих личность, в случаях:

1) изменения фамилии супругов (супруга) при заключении или расторжении брака;

2) перемены фамилии, имени, отчества;

3) внесения изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния.

Статья 8. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния

1. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Закона.

2. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается сотрудником органа записи актов гражданского состояния и скрепляется гербовой печатью органа записи актов гражданского состояния.

3. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики.

Статья 9. Повторная выдача свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния

1. При утрате, порче, ветхости бланка свидетельства, ламинировании, нечитаемости текста и/или печати повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом записи актов гражданского состояния по месту обращения заявителя.

2. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

1) лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

2) опекунам лиц, признанных недееспособными;

3) близкому родственнику умершего (свидетельство о смерти);

4) родителям (лицам, их заменяющим) или представителю территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей, детских домов и интернатов в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;

5) иному лицу, в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

3. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

1) родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого родители (родитель) лишены или ограничены в родительских правах, - свидетельство о рождении ребенка;

2) лицам, расторгнувшим брак и лицам, брак которых признан недействительным, - свидетельство о заключении брака.

4. По обращению заявителя органами записи актов гражданского состояния выдаются выписки из записи актов гражданского состояния по всем видам записи актов гражданского состояния в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 10. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния

1. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях:

1) если государственная регистрация противоречит настоящему Закону;

2) если документы, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Закона;

3) при наличии оснований, препятствующих для регистрации актов гражданского состояния, предусмотренных Семейным кодексом Кыргызской Республики и настоящим Законом.

2. По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.

3. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики в сфере административной деятельности и административных процедур.

Статья 11. Конфиденциальность и порядок передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния

1. Сведения, ставшие известными сотруднику органа записи акта гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

2. Орган записи актов гражданского состояния, в котором произведена запись государственной регистрации смерти, сообщает сведения о государственной регистрации смерти в органы социальной защиты населения, Социального фонда Кыргызской Республики, налоговые органы и военные комиссариаты по территориальности.

3. Органы записи актов гражданского состояния предоставляют сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросам:

1) суда (судьи);

2) органов прокуратуры;

3) органов дознания или следствия;

4) Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики.

4. В целях официального статистического учета, органы записи актов гражданского состояния сообщают в органы статистики Кыргызской Республики сведения о государственной регистрации рождения, заключения и расторжения брака и смерти.

Статья 12. Признание действительными в Кыргызской Республике документов, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенные вне пределов территории Кыргызской Республики по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Кыргызской Республике при наличии их консульской легализации или апостиля, если иное не установлено вступившими в установленном порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Глава 2. Государственная регистрация рождения

Статья 13. Основания для государственной регистрации рождения

1. Основаниями для государственной регистрации рождения являются:

1) справка о рождении ребенка установленного образца, выданная организацией здравоохранения, в которой происходили роды, либо справка о рождении, выданная врачом или другим медицинским работником, уполномоченным органом здравоохранения при родах вне медицинского учреждения;

2) документы родителей ребенка, удостоверяющие их личность, свидетельство о заключении брака (документы, удостоверяющие личность матери, в случае отсутствия брака);

3) документы (медицинское свидетельство о рождении, выписка из реестра, сертификат о рождении и другие), выданные компетентными органами иностранных государств, подтверждающие факт рождения детей, родившихся в иностранном государстве, родители которых (или один из родителей) являются гражданами Кыргызской Республики;

4) заявление установленного образца.

2. При отсутствии медицинского свидетельства о рождении ребенка государственная регистрация рождения ребенка производится на основании вступившего в законную силу решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

3. При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, подтверждающий факт имплантации эмбриона, выданный медицинской организацией.

4. Заявление о рождении ребенка должно быть подано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

5. В случае отсутствия у родителей (родителя) документов, удостоверяющих их личность, государственная регистрация факта рождения ребенка осуществляется путем составления записи акта о рождении с выдачей выписки из записи акта о рождении. Данная выписка приравнивается к документу, обеспечивающему право на получение социальных и медицинских услуг до момента предоставления родителями (родителем) документов, удостоверяющих их личность. Свидетельство о рождении ребенка выдается при предоставлении родителями (родителем) документов, удостоверяющих их личность. Государственная регистрация факта рождения ребенка производится в отношении детей до одного года.

6. Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится по письменному заявлению родителей (одного из родителей) или близкого родственника, или территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей, а также по заявлению самого ребенка по достижении шестнадцатилетнего возраста с приложением необходимых документов, определяемых Правительством Кыргызской Республики.

7. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося на территории Кыргызской Республики, родителями которого являются иностранные граждане или лица без гражданства, проживающие на территории Кыргызской Республики, осуществляется в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

8. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося в период введения чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения на отдельной или всей территории Кыргызской Республики, осуществляется в соответствии с частью 1 настоящей статьи и в срок не более одного месяца после отмены чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения.

Статья 14. Присвоение персонального идентификационного номера

При государственной регистрации рождения ребенка ему одновременно присваивается персональный идентификационный номер. Персональный идентификационный номер присваивается в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

В случае отсутствия у лиц персональных идентификационных номеров подача заявления для государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется после присвоения таким лицам персональных идентификационных номеров органом записи актов гражданского состояния в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Закона.

Статья 15. Место государственной регистрации рождения

1. Государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту обращения заявителей.

2. В записи акта о рождении указывается фактическое место рождения ребенка на основании медицинского документа.

3. В случае если ребенок родился на судне, в самолете, в поезде или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту регистрационного учета родителей (одного из родителей) или любым ближайшим органом записи акта гражданского состояния, расположенным по маршруту следования транспортного средства. Местом рождения ребенка указывается место государственной регистрации рождения ребенка.

4. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося в экспедиции, на научной станции или в отдаленной местности, в которой отсутствует орган записи актов гражданского состояния, производится в ближайшем к фактическому месту рождения ребенка органе записи актов гражданского состояния.

Статья 16. Внесение сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка

Сведения о родителях ребенка вносятся:

1) по заявлению отца и/или матери ребенка, состоящих в браке;

2) по совместному заявлению отца и матери, не состоящих в браке при установлении отцовства;

3) по заявлению отца в случае смерти матери, признания ее недееспособной, отсутствия сведений о месте пребывания матери или лишения ее родительских прав;

4) по заявлению матери в случае, если отцовство не установлено;

5) по решению суда.

Статья 17. Запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения

1. При государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. При разных фамилиях родителей фамилия ребенка записывается по фамилии отца или по фамилии матери по соглашению родителей. Не допускается присвоение двойной фамилии.

2. Имя ребенка записывается по соглашению родителей. Допускается присвоение двойного имени.

3. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и/или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей), возникшие разногласия разрешаются в судебном порядке.

4. Отчество ребенка записывается по имени отца.

5. Если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя ребенка записывается по указанию матери, отчество - по имени лица, указанного матерью в качестве отца ребенка (либо не указывается), фамилия ребенка - по фамилии матери либо по имени отца матери.

6. Если оба родителя ребенка неизвестны, фамилию, имя и отчество ребенку присваивает территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей.

7. По кыргызским национальным традициям фамилия ребенка может быть записана:

1) по имени отца с добавлением для детей мужского пола "уулу" и для детей женского пола "кызы" или без добавления такового. В этих случаях отчество ребенку не присваивается;

2) по имени дедушки с добавлением "тегин", при этом отчество добавляется по желанию родителей для детей мужского пола "уулу" и для детей женского пола "кызы". По желанию родителей фамилия ребенку может присваиваться по имени предков до седьмого колена при наличии подтверждающих прямую родственную связь документов или их наличии в архивах уполномоченного государственного органа.

Имена и фамилии лиц других национальностей по их желанию указываются в соответствии с их традициями.

По желанию родителей фамилия ребенка может быть записана по имени отца или деда ребенка с добавлением окончания "-ов", "-ев" и "-ова", "-ева".

Статья 18. Государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка

Государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, производится по ходатайству территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей, который обязан обратиться в орган записи актов гражданского состояния не позднее семи дней со дня обнаружения ребенка.

Статья 19. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни

1. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании медицинского свидетельства о перинатальной смерти, выданного организацией здравоохранения или частнопрактикующим врачом.

2. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.

В случае если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных организацией здравоохранения или частнопрактикующим врачом.

3. Обязанность заявить в орган записи актов гражданского состояния о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, возлагается:

1) на руководителя организации здравоохранения, в которой происходили роды или в которой ребенок умер;

2) на руководителя организации здравоохранения, врач которой установил факт рождения мертвого ребенка или факт смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, либо на частнопрактикующего врача - при родах вне организации здравоохранения.

4. Заявление о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, должно быть сделано в письменной форме не позднее чем через три дня со дня установления факта рождения мертвого ребенка или факта смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Глава 3. Государственная регистрация заключения брака

Статья 20. Основание для государственной регистрации заключения брака

Основанием для государственной регистрации заключения брака является добровольное волеизъявление мужчины и женщины, достигших брачного возраста, выраженное в совместном заявлении.

В случае если один из вступающих в брак, мужчина или женщина, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, волеизъявление лица, вступающего в брак, может быть оформлено отдельным заявлением о заключении брака. Подлинность подписи лица, вступающего в брак, должна быть нотариально заверена.

Статья 21. Место государственной регистрации заключения брака

Государственная регистрация заключения брака производится органом записи актов гражданского состояния по месту обращения лиц, вступающих в брак.

Статья 22. Государственная регистрация заключения брака

1. Государственная регистрация заключения брака производится при соблюдении условий, предусмотренных статьей 12, частью 1 статьи 13, статьями 14 и 163 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

2. Брак заключается путем государственной регистрации заключения брака при личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в орган записи актов гражданского состояния. По желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может проводиться в торжественной обстановке как в помещении органа записи актов гражданского состояния, так и вне помещения.

При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) брак может быть заключен в день подачи заявления.

3. В случае если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни, нахождения под стражей или отбывания наказания в местах лишения свободы, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации, в помещении, определяемом руководством уполномоченного государственного органа или лицами, вступающими в брак, в присутствии лиц, вступающих в брак.

4. Государственная регистрация заключения брака не может быть произведена при наличии препятствующих заключению брака обстоятельств, установленных статьей 15 Семейного кодекса Кыргызской Республики.

5. Руководитель органа записи актов гражданского состояния отказывает в письменной форме в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Отказ органа записи актов гражданского состояния в государственной регистрации заключения брака может быть обжалован лицами, желающими вступить в брак (одним из них), в порядке, определяемом законодательством об административной деятельности и административных процедурах, а в последующем - в судебном порядке.

Статья 23. Записи фамилий супругов при государственной регистрации заключения брака

1. При государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов.

2. В качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия одного из супругов или, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, супруги вправе записать фамилию, образованную посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа, при этом фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

Глава 4. Государственная регистрация расторжения брака

Статья 24. Основания для государственной регистрации расторжения брака

Основанием для государственной регистрации расторжения брака является:

1) совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и при отсутствии имущественных и иных претензий друг к другу;

2) заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

3) решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

Статья 25. Место государственной регистрации расторжения брака

Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния по месту обращения супругов (одного из супругов).

Статья 26. Государственная регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и при отсутствии имущественных споров

1. Супруги, желающие расторгнуть брак, подают в письменной или электронной форме совместное заявление о расторжении брака в орган записи актов гражданского состояния. В совместном заявлении о расторжении брака супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих несовершеннолетних детей и имущественных споров.

2. В случае если один из супругов, желающих расторгнуть брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи заявления, его волеизъявление может быть оформлено отдельным заявлением о расторжении брака. Подлинность подписи в заявлении супруга (супруги) должна быть нотариально заверена.

3. Расторжение брака производится в присутствии обоих супругов или одного из них по истечении одного месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.

Статья 27. Государственная регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов

1. Расторжение брака по заявлению одного из супругов производится органом записи актов гражданского состояния, в случае если другой супруг:

1) признан судом безвестно отсутствующим;

2) признан судом недееспособным;

3) осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

2. Государственная регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов производится в его присутствии по истечении одного месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

3. Орган записи актов гражданского состояния, принявший заявление о расторжении брака, извещает о государственной регистрации расторжения брака в трехдневный срок супруга, отбывающего наказание, либо опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга, а в случае их отсутствия - территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей.

Статья 28. Порядок государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда о расторжении брака

1. Государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится органом записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака, по месту регистрационного учета бывших супругов (одного из них) или опекуна недееспособного супруга, либо по месту вынесения решения суда.

2. Одновременно с заявлением о государственной регистрации расторжения брака должно быть представлено вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака и предъявлены документы, удостоверяющие личности бывших супругов (одного из супругов).

3. В случае если один из бывших супругов осуществил регистрацию расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, второй бывший супруг вправе обратиться в любой орган записи актов гражданского состояния за получением свидетельства о расторжении брака. Сведения об обратившемся позже супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака. В данном случае предъявления вторым супругом вступившего в законную силу решения суда не требуется.

4. Бывшие супруги (каждый из супругов) или опекун недееспособного супруга могут в письменной форме уполномочить других лиц подать заявление о государственной регистрации расторжения брака.

5. Расторжение брака допускается по нотариально удостоверенной доверенности, на основании которой составляется запись акта о расторжении брака. Полномочия на представление интересов по государственной регистрации расторжения брака и получение свидетельства о расторжении брака должны быть специально предусмотрены (оговорены) в доверенности.

Статья 29. Сохранение или изменение фамилий супругами после расторжения брака

Супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака сохранить данную фамилию или по его желанию при государственной регистрации расторжения брака ему присваивается добрачная фамилия.

Глава 5. Государственная регистрация перемены фамилии, имени и отчества

Статья 30. Перемена имени

1. Лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и/или отчество. Осуществление одновременной регистрации перемены фамилии, имени и отчества не допускается.

Перемена отчества осуществляется по именам отца, усыновителя, отчима, дедушки по линии отца или матери.

2. Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту обращения заявителя.

3. Перемена фамилии, имени и отчества лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет, производится в соответствии с настоящим Законом и статьей 64 Семейного кодекса Кыргызской Республики. Учет мнения родителя не обязателен при предоставлении вступившего в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим, лишении его родительских прав, признании его недееспособным.

4. Перемена фамилии, имени и отчества подлежит государственной регистрации органом записи актов гражданского состояния не чаще одного раза в год.

Статья 31. Внесение изменений в записи актов гражданского состояния в связи с регистрацией перемены имени

На основании записи акта о перемене фамилии, имени и отчества вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя, и выдается свидетельство о перемене фамилии, имени и отчества. При этом новое свидетельство о рождении лицу, обратившемуся за переменой фамилии, имени и отчества, не выдается.

Глава 6. Государственная регистрация смерти

Статья 32. Основания для государственной регистрации смерти

1. Основанием для государственной регистрации смерти является:

1) справка о смерти установленного образца, выданная уполномоченным органом здравоохранения;

2) вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим;

3) документ, выданный компетентными органами о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона "О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам".

2. Заявить о смерти обязаны:

1) супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

2) медицинская организация или учреждение социальной защиты населения - в случае если смерть наступила в период пребывания лица в данной организации или учреждении;

3) учреждение, исполняющее наказание, - в случае если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

4) орган дознания или следствия - в случае если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

5) командир воинской части - в случае если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Статья 33. Место государственной регистрации смерти

1. Государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по месту обращения заявителя.

2. В случае если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которого умерший был снят с транспортного средства.

3. В случае если смерть наступила в экспедиции, на научной станции или в отдаленной местности, в которой нет органа записи актов гражданского состояния, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти органе записи актов гражданского состояния.

4. Орган записи актов гражданского состояния, зарегистрировавший смерть умершего лица, направляет сообщение в орган записи актов гражданского состояния по месту регистрации рождения о регистрации смерти для проставления соответствующей отметки в записи акта о рождении.

Глава 7. Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния

Статья 34. Основания для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния

1. Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится при наличии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.

2. Основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является:

1) заявление об установлении отцовства:

а) отца и матери ребенка, не состоящих в браке;

б) отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случае смерти матери или лишении ее родительских прав с согласия территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей;

2) вступившее в законную силу решение суда об установлении отцовства;

3) вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении);

4) запись акта о перемене фамилии, имени и отчества;

5) вступившее в законную силу решение суда о внесении исправлений и изменений;

6) заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо их изменении или исключении;

7) заявление лица, достигшего возраста шестнадцати лет, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);

8) документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;

9) документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона "О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам" - в случае если смерть зарегистрирована ранее;

10) заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 35 настоящего Закона.

3. При внесении изменений в запись акта о рождении в связи с усыновлением и установлением отцовства выдается новое свидетельство о рождении.

4. Сотрудники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых усматривается, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.

5. При изменении военнообязанными и призывниками фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, а также в случаях регистрации смерти военнообязанного или призывника органы записи актов гражданского состояния обязаны в трехдневный срок направить в районные (городские) военные комиссариаты сведения о соответствующем изменении.

6. Порядок внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 35. Заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния

Заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае:

1) если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;

2) если запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных Семейным кодексом Кыргызской Республики и настоящим Законом.

Глава 8. Порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг)

Статья 36. Место хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг)

1. Записи актов гражданского состояния, собранные из бумажных экземпляров записей актов гражданского состояния, прошнурованные, пронумерованные и скрепленные печатью, хранятся в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации актов гражданского состояния.

2. Электронная база государственной регистрации актов гражданского состояния, пронумерованных и скрепленных печатью, сформированная в автоматизированной информационной системе записей актов гражданского состояния, а также метрические книги, составленные до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, а также архивные книги записи актов гражданского состояния, составленные до внедрения автоматизированной информационной системы записей актов гражданского состояния, хранятся в органах записи актов гражданского состояния, в компетенцию которых входит осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Записи акта гражданского состояния, собранные из бумажных экземпляров записей актов гражданского состояния, которые составлены дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Кыргызской Республики за пределами территории Кыргызской Республики, по истечении месяца вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов, передаются на хранение в соответствующий отдел подведомственного подразделения уполномоченного органа в сфере записи актов гражданского состояния на территории Кыргызской Республики в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

4. Создание надлежащих условий хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) и электронной записи актов гражданского состояния обеспечивает орган записи актов гражданского состояния в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Статья 37. Сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг)

1. Книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и электронные записи хранятся в органах записи актов гражданского состояния в течение ста лет со дня составления записей актов гражданского состояния.

2. По истечении ста лет органы записи актов гражданского состояния передают в государственные архивы собранные в бумажном и электронном виде метрические книги в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Глава 9. Восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния

Статья 38. Восстановление записей актов гражданского состояния

1. Восстановление записей актов гражданского состояния осуществляется органом записи актов гражданского состояния на основании вступившего в законную силу решения суда по месту обращения заявителя.

2. Основанием для обращения в суд об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния является извещение органа записи актов гражданского состояния, в котором была произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, об отсутствии первых и вторых экземпляров записи акта гражданского состояния.

Статья 39. Аннулирование записей актов гражданского состояния

Аннулирование записи акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи акта гражданского состояния на основании вступившего в законную силу решения суда.

Глава 10. Заключительные положения

Статья 40. Ответственность сотрудников органов записи актов гражданского состояния, граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение настоящего Закона

1. Сотрудники органов записи актов гражданского состояния, по вине которых нарушены права граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан или лиц без гражданства при государственной регистрации актов гражданского состояния, несут ответственность за вред, причиненный указанным лицам незаконными решениями, действиями (бездействием) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере административной деятельности и административных процедур.

2. Граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушение настоящего Закона, а также за достоверность сведений, предоставляемых для регистрации актов гражданского состояния, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 7 августа 2020 года № 62 (3134)

2. Признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "Об актах гражданского состояния" от 12 апреля 2005 года № 60 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2005 г., № 7, ст.501);

2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики "Об актах гражданского состояния" от 4 августа 2006 года № 147 (газета "Эркин Тоо" от 18 августа 2006 года № 61);

3) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об актах гражданского состояния" от 10 августа 2007 года № 148 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., № 7-8-9, ст.717);

4) статью 8 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 16 июля 2012 года № 114 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 7, ст.2725);

5) статью 1 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 16 января 2014 года № 12 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2014 г., № 1, ст.12);

6) статью 12 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 2 июля 2015 года № 142 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2015 г., № 7, ст.945);

7) статью 1 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" (в Закон Кыргызской Республики "Об актах гражданского состояния", Семейный кодекс Кыргызской Республики) от 23 июля 2016 года № 132 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.850);

8) статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Семейный кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики "Об актах гражданского состояния", "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах") от 5 июня 2018 года № 60 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2018 г., № 6, ст.343).

3. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

         Президент

Кыргызской Республики

 

С.Ш. Жээнбеков