ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 11 августа 2021 года № 98
О государственно-частном партнерстве
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является создание правовых условий для разработки и реализации проектов государственно-частного партнерства, создания благоприятных условий для субъектов государственно-частного партнерства.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения в сфере государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство применяется к инфраструктурным объектам и/или инфраструктурным услугам. Государственно-частное партнерство не применяется к инфраструктурным объектам и/или инфраструктурным услугам, связанным с пользованием недрами, государственными закупками и приватизацией.
2. Не допускается включение в другие законы норм, предметом регулирования которых является настоящий Закон.
3. Взаимоотношения по проектам государственно-частного партнерства межгосударственного характера регламентируются, вступившими в силу в установленном законом порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
4. При применении государственно-частного партнерства к объектам, включенным в перечень стратегических объектов, должны соблюдаться также требования законодательства Кыргызской Республики о стратегических объектах.
5. К банковским правоотношениям и субъектам, лицензируемым и регулируемым Национальным банком Кыргызской Республики, настоящий Закон применяется с учетом требований банковского законодательства Кыргызской Республики.
Если участниками проекта государственно-частного партнерства являются поднадзорные Национальному банку Кыргызской Республики лица, то нормы настоящего Закона применяются в части, не противоречащей нормам банковского законодательства Кыргызской Республики.
Статья 3. Задачи государственно-частного партнерства
Задачами государственно-частного партнерства являются:
1) повышение эффективности и качества создания инфраструктурных объектов и предоставления инфраструктурных услуг;
2) повышение эффективности государственных расходов на проектирование, строительство и/или модернизацию, эксплуатацию, содержание инфраструктурных объектов и предоставление инфраструктурных услуг;
3) привлечение инвестиций в экономику страны;
4) вовлечение дополнительного управленческого потенциала частного сектора;
5) достижение оптимального соотношения цены в течение жизненного цикла активов и качества или соответствия их назначению при реализации инфраструктурных проектов;
6) использование инноваций и эффективности частного сектора;
7) стимулирование роста и развития новых технологий.
Статья 4. Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнерство (палее - ГЧП) - это сотрудничество между государственным и частным партнерами в целях разработки и реализации проектов по созданию и/или модернизации, эксплуатации и содержанию инфраструктурных объектов и/или инфраструктурных услуг.
Государственным партнером вправе выступать уполномоченный государственный орган в сфере ГЧП совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями, акционерными обществами, 50 и более процентов голосующих акций которых принадлежат государству, в соответствующей сфере деятельности либо государственные органы, органы местного самоуправления, государственные, муниципальные предприятия и учреждения, акционерные общества, 50 и более процентов голосующих акций которых принадлежат государству, в соответствующей сфере деятельности по малым проектам.
Частным партнером вправе выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:
1) государственная поддержка - государственная финансовая поддержка, государственная экономическая поддержка, направленные на создание благоприятных и взаимовыгодных условий реализации проектов ГЧП и обеспечение исполнения обязательств государственных партнеров по соглашениям о ГЧП;
2) заинтересованное лицо - индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Кыргызской Республики или законодательством иностранного государства, консорциум, заинтересованное в участии в конкурсе и/или инициировании проекта ГЧП;
3) запрос квалификаций для участия в конкурсе - документ, разрабатываемый, утверждаемый уполномоченным органом по организации конкурса и включающий:
а) описание проекта ГЧП;
б) квалификационные требования к участникам конкурса;
в) минимальные требования к проекту ГЧП;
г) критерии оценки и отбора частного партнера;
д) срок для подачи заявок на участие в квалификационном отборе;
е) иную информацию, устанавливающую требования к участникам конкурса и/или проекту ГЧП;
4) запрос предложений для участия в конкурсе - документ, разрабатываемый и утверждаемый уполномоченным органом по организации конкурса, содержащий требования к техническим и финансовым предложениям участников конкурса;
5) инфраструктурные услуги - работы и/или услуги социального, экономического или производственного назначения, в том числе работы и/или услуги, предоставляемые с использованием инфраструктурного объекта и/или по обслуживанию инфраструктурного объекта;
6) инфраструктурный объект - имущество или имущественный комплекс социального, экономического или производственного назначения, находящийся в государственной, муниципальной или частной собственности;
7) малые проекты ГЧП - проекты ГЧП, предполагаемые инвестиции по которым составляют сумму, равную или менее 100 млн. сомов;
8) минимальные требования к проекту ГЧП - минимальные обязательные требования технического, эксплуатационного, коммерческого и иного характера, необходимые для реализации проекта ГЧП;
9) предложение о реализации проекта ГЧП - документ, включающий:
а) описание проекта ГЧП;
б) цели и задачи реализации проекта ГЧП;
в) обоснование целесообразности применения ГЧП к объекту ГЧП;
г) размер предполагаемых инвестиций для реализации проекта ГЧП;
д) минимальные требования к проекту ГЧП;
е) срок реализации проекта ГЧП;
ж) финансово-экономический и юридический анализ;
з) виды и условия предоставления государственной финансовой и/или государственной экономической поддержки;
10) предложение о частной инициативе - документ, включающий:
а) информацию, которая должна быть включена в предложение о реализации проекта ГЧП;
б) документ, подтверждающий наличие у заинтересованного лица, обратившегося с предложением о частной инициативе, опыта реализации проектов по инфраструктурным объектам или инфраструктурным услугам;
в) размер предполагаемых инвестиций и документ, подтверждающий наличие финансовых средств, гарантирующих их вложение в размере не менее 5 процентов от размера предполагаемых инвестиций;
г) основные условия соглашения о ГЧП;
11) проект ГЧП - урегулированный соглашением о ГЧП комплекс взаимоотношений государственного и частного партнера по реализации проекта ГЧП;
12) режим "проектной песочницы" - специальный регуляторный режим, регламентирующий порядок пилотной реализации проектов ГЧП, вносимых заинтересованным лицом;
13) соглашение о ГЧП - письменный договор между государственным и частным партнерами, определяющий права, обязанности, ответственность сторон и иные условия реализации проекта ГЧП в соответствии с настоящим Законом;
14) конкурсное предложение - пакет документов, включающий техническое и финансовое предложения участников конкурса;
15) конкурсные документы - запрос квалификаций и запрос предложений для участия в конкурсе и проект соглашения о ГЧП;
16) технико-экономическое обоснование - совокупность технической, экономической, юридической, экологической, финансовой оценки, оценки ключевых рисков, жизнеспособности проекта, а также обоснование реализации в форме проекта ГЧП;
17) участник конкурса - индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, зарегистрированные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики или законодательством иностранного государства, консорциум, участвующий в конкурсе.
1. ГЧП основывается на следующих принципах:
1) верховенство закона;
2) справедливость, партнерство и свобода договора;
3) стабильность и долгосрочная устойчивость;
4) прозрачность деятельности;
5) справедливое распределение рисков;
6) охрана окружающей среды и здоровья населения;
7) недопустимость проведения проверок со стороны правоохранительных и проверяющих органов до 3 лет после подписания соглашения о ГЧП, за исключением налоговых проверок.
2. Законы и подзаконные акты, принятые после заключения соглашения по ГЧП, и затрагивающие вопросы ГЧП, не применяются в отношении действующих соглашений по проекту, за исключением случаев, когда инициатива о необходимости их применения исходит от частного партнера. В этом случае внесение изменений в действующие соглашения осуществляется в порядке, предусмотренным соответствующими соглашениями о ГЧП.
Совершение соответствующих действий, направленных на защиту жизни и здоровья граждан и окружающей среды, мониторинг реализации проекта ГЧП осуществляются государственным партнером в соответствии с соглашением о ГЧП.
Статья 7. Вклады в реализацию проекта ГЧП
1. Вкладами в реализацию проекта ГЧП могут быть материальные и/или нематериальные активы партнеров.
Материальными активами признаются (в том числе, но не ограничиваясь) денежные средства, включая средства государственного бюджета, движимое и недвижимое имущество, включая предприятия как имущественные комплексы, товары и иные объекты, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.
Нематериальными активами признаются (в том числе, но не ограничиваясь) гарантии выполнения обязательств государственного партнера; объекты прав интеллектуальной собственности, права требования, личные неимущественные права, информация и др.
2. В качестве источников вложения в реализацию проекта ГЧП являются:
1) средства республиканского и (или) местного бюджета;
2) средства государственного партнера;
3) государственное и/или муниципальное имущество, находящееся в ведении государственного партнера;
4) средства частного партнера;
5) привлеченные и иные средства, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.
3. Вклады в проекты ГЧП могут предоставляться сроком до 49 лет.
Статья 8. Стадии реализации проекта ГЧП
Стадиями реализации проекта ГЧП являются:
1) инициирование проекта ГЧП;
2) подготовка проекта ГЧП;
3) проведение конкурса на отбор частного партнера;
4) заключение соглашения о ГЧП и его реализация.
Статья 9. Инициирование проекта ГЧП
1. Инициирование проекта ГЧП осуществляется государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями в соответствующей сфере деятельности либо заинтересованным лицом путем направления письма в уполномоченный орган по организации конкурса о намерении реализации проекта ГЧП.
2. После направления письма-намерения об инициировании проекта ГЧП, государственный орган, орган местного самоуправления, государственное, муниципальное предприятие и учреждение в соответствующей сфере деятельности или заинтересованное лицо переходит на стадию подготовки ГЧП.
3. В случае инициирования проекта ГЧП уполномоченным государственным органом в сфере ГЧП уполномоченный государственный орган определяет государственный орган, орган местного самоуправления, государственное, муниципальное предприятие и учреждение Кыргызской Республики, акционерное общество, 50 и более процентов голосующих акций которого принадлежат государству, в соответствующей сфере деятельности в качестве совместного государственного партнера.
Статья 10. Подготовка проекта ГЧП
1. Подготовка проекта ГЧП осуществляется государственным партнером или заинтересованным лицом путем подготовки предложения о реализации проекта ГЧП или предложения о частной инициативе соответственно.
2. Предложение о реализации проекта ГЧП или предложение о частной инициативе утверждается уполномоченным органом по организации конкурса.
3. После утверждения предложения о реализации проекта ГЧП или предложения о частной инициативе государственный партнер осуществляет подготовку конкурсных документов с включением в бюджет проекта ГЧП финансовых средств на проведение мониторинга проекта государственно-частного партнерства.
4. В случае если проект ГЧП предусматривает получение средств из государственного бюджета, то конкурсные документы до утверждения подлежат согласованию с соответствующим государственным органом по бюджетной политике.
5. Уполномоченный орган по организации конкурса утверждает конкурсную документацию, формирует и утверждает конкурсную комиссию и проводит конкурс по отбору частного партнера.
6. Количество членов конкурсной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее пяти человек. В состав конкурсной комиссии входят представители государственного партнера, специалист, обладающий опытом и знаниями по соответствующему инфраструктурному объекту, специалисты в области экономики или финансов, юриспруденции, представитель местного сообщества, на которое проект будет оказывать непосредственное влияние. Члены конкурсной комиссии не должны иметь конфликта интересов в отношении рассматриваемого проекта.
Статья 11. Стадии проведения конкурса по проектам ГЧП
1. Отбор частного партнера осуществляется путем проведения конкурса.
Конкурс включает два этапа:
1) квалификационный отбор;
2) отбор победителя конкурса.
2. Конкурс осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере ГЧП в отношении проектов ГЧП, сумма предполагаемых инвестиций по которым составляет более 100 млн. сомов, либо государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями в соответствующей сфере деятельности в отношении проектов ГЧП, предполагаемые инвестиции по которым составляют сумму, равную или менее 100 млн. сомов, (далее - уполномоченный орган по организации конкурса) в соответствии с процедурами, установленными настоящим Законом.
3. Если сумма инвестиций составляет более одного миллиарда сомов, проект ГЧП присуждается путем прямых переговоров при условии, что заявитель соответствует квалификационным требованиям.
Статья 12. Квалификационный отбор
1. На этапе квалификационного отбора уполномоченный орган по организации конкурса публикует запрос квалификаций для участия в конкурсе на своем официальном веб-сайте. В случае проведения конкурса в отношении проектов ГЧП, сумма предполагаемых инвестиций по которым составляет более 100 млн. сомов, запрос квалификаций для участия в конкурсе может быть также опубликован на международных ресурсах средств массовой информации.
2. Сбор заявок на участие в квалификационном отборе проводится конкурсной комиссией в течение срока, указанного в запросе квалификаций для участия в конкурсе, но не менее 30 и не более 60 календарных дней с даты публикации запроса квалификаций для участия в конкурсе.
3. Для проведения квалификационного отбора достаточно подачи одной заявки на участие в квалификационном отборе.
Заявки на участие в квалификационном отборе, не соответствующие квалификационным требованиям, указанным в запросе квалификаций для участия в конкурсе, подлежат отклонению конкурсной комиссией.
Статья 13. Отбор победителя конкурса
1. На этапе отбора победителя конкурса уполномоченный орган по организации конкурса предоставляет запрос предложений для участия в конкурсе и проект соглашения о ГЧП участникам конкурса, прошедшим квалификационный отбор.
2. Участники конкурса, прошедшие квалификационный отбор, вправе вносить предложения о внесении изменений в запрос предложений для участия в конкурсе и/или проект соглашения о ГЧП в течение 10 календарных дней с даты направления участникам конкурса запроса предложений для участия в конкурсе и/или проекта соглашения о ГЧП.
Уполномоченный орган по организации конкурса в течение 5 календарных дней вправе принять или отклонить изменения в запрос предложений для участия в конкурсе и/или проект соглашения о ГЧП. Измененный запрос предложений для участия в конкурсе и/или проект соглашения о ГЧП подлежит утверждению уполномоченным органом по организации конкурса.
В случае внесения изменения в запрос предложений для участия в конкурсе и/или проект соглашения о ГЧП срок сбора конкурсных предложений продлевается не более чем на 15 календарных дней с даты утверждения изменений в запрос предложений для участия в конкурсе и/или проект соглашения о ГЧП.
Измененный запрос предложений для участия в конкурсе и/или проект соглашения о ГЧП должен быть доведен до сведения всех участников конкурса, прошедших квалификационный отбор, не позднее следующего календарного дня с даты утверждения изменений в запрос предложений для участия в конкурсе и/или проект соглашения о ГЧП.
3. Сбор конкурсных предложений, включающих технические и финансовые предложения, проводится конкурсной комиссией в течение срока, указанного в запросе предложений для участия в конкурсе, но не менее 30 и не более 60 календарных дней с даты направления участникам конкурса, прошедшим квалификационный отбор, запроса предложений для участия в конкурсе и проекта соглашения о ГЧП.
4. Для проведения отбора победителя конкурса достаточно подачи одного конкурсного предложения.
5. Участник конкурса должен предоставить гарантийное обеспечение конкурсного предложения, условия которого определяются в запросе предложений для участия в конкурсе.
6. Победителем конкурса объявляется участник конкурса, технические и финансовые предложения которого признаются конкурсной комиссией соответствующими требованиям запроса предложений для участия в конкурсе и содержат наилучшие условия реализации проекта ГЧП. В случае признания конкурсной комиссией технических и/или финансовых предложений всех участников конкурса не соответствующими требованиям запроса предложений для участия в конкурсе конкурсная комиссия признает конкурс несостоявшимся и вправе объявить повторный конкурс.
7. Конкурсная комиссия публикует информацию о победителе конкурса на официальном веб-сайте уполномоченного органа по организации конкурса.
8. Расходы, понесенные участниками конкурса в связи с участием в конкурсе, независимо от результатов конкурса не подлежат возмещению.
9. В случае выявления конкурсной комиссией несоответствия действительности предоставленной победителем конкурса информации, при условии документального подтверждения такого несоответствия, конкурсная комиссия вправе принять решение о дисквалификации победителя конкурса или другого участника конкурса, которые исключаются из участия в конкурсе и не вправе участвовать в конкурсах по проекту ГЧП в течение 5 лет.
10. В случае дисквалификации победителя конкурса конкурсная комиссия вправе назначить победителем конкурса участника конкурса, занявшего по итогам конкурса следующее за победителем место.
Проект соглашения о ГЧП должен содержать следующие условия:
1) описание сторон, предмет соглашения, права и обязанности сторон;
2) описание объекта ГЧП с учетом его технико-экономических показателей;
3) формы ГЧП;
4) минимальный объем, порядок предоставления и стандарты качества инфраструктурных услуг, предоставляемых в процессе реализации проекта ГЧП;
5) порядок и сроки инновационных разработок, проектирования, строительства, реконструкции, модернизации (восстановления) и управления объектов инфраструктуры и оказания услуг по проекту ГЧП;
6) порядок и сроки технического обслуживания объекта ГЧП;
7) получение дохода и его распределение;
8) распределение рисков между государственным и частным партнерами;
9) порядок проведения мониторинга и контроля реализации проекта;
10) источники финансирования проекта ГЧП;
11) порядок владения, пользования и распоряжения инфраструктурным объектом;
12) сроки и порядок действия соглашения о ГЧП;
13) сроки и порядок возмещения расходов сторонами соглашения;
14) досрочное прекращение соглашения о ГЧП и его основания;
15) определение дальнейшей юридической судьбы инфраструктурного объекта, переданного частному партнеру, в связи с исполнением соглашения о ГЧП, после прекращения действия соглашения о ГЧП;
16) предоставление частным партнером финансовых гарантий реализации проекта ГЧП;
17) предоставление государственным партнером гарантий реализации проекта ГЧП;
18) ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению о ГЧП;
19) порядок разрешения споров, вытекающих из соглашения о ГЧП и связанных с реализацией проекта ГЧП.
Статья 15. Заключение соглашения о ГЧП
1. Соглашение о ГЧП должно быть заключено с победителем конкурса в течение 20 календарных дней со дня опубликования информации о победителе конкурса в средствах массовой информации и на официальном сайте государственного органа в сфере ГЧП.
2. В случае объявления победителем консорциума срок заключения соглашения ГЧП может быть продлен дополнительно на 20 календарных дней.
3. Победитель конкурса в целях реализации проекта ГЧП вправе учредить проектную компанию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Прекращение деятельности, залог имущества, отчуждение или залог акций (долей в имуществе, паев) частного партнера и/или проектной компании, изменение размера уставного (паевого) капитала частного партнера и/или проектной компании не могут производиться без письменного согласия государственного партнера.
Статья 16. Прекращение соглашения о ГЧП
Соглашение о ГЧП прекращается в следующих случаях:
1) досрочно в случаях, предусмотренных соглашением;
2) по истечении срока действия;
3) по соглашению сторон;
4) по решению суда;
5) по иным основаниям, вытекающим из соглашения о ГЧП.
Статья 17. Последствия прекращения действия соглашения о ГЧП
1. В случае прекращения действия соглашения о ГЧП частный партнер и/или проектная компания обязаны выполнить следующие действия, если иное не предусмотрено в соглашении о ГЧП:
1) передать государственному партнеру инфраструктурный объект и активы, полученные от государственного партнера, которые должны быть свободны от каких-либо обременений со стороны третьих лиц в соответствии с условиями соглашения о ГЧП;
2) подготовить персонал государственного партнера по вопросам эксплуатации и материально-технического обслуживания инфраструктурного объекта и/или по вопросам оказания инфраструктурных услуг,
3) обеспечить непрерывность оказания инфраструктурных услуг и предоставления ресурсов, включая поставку запасных частей, если это требуется, в течение не менее 3 месяцев после передачи инфраструктурного объекта государственному партнеру.
2. Досрочное прекращение соглашения о ГЧП по вине частного партнера влечет для него обязательства по возмещению другой стороне убытков, понесенных в связи с досрочным прекращением соглашения о ГЧП.
Статья 18. Реализация проектов ГЧП по принципу "проектной песочницы"
1. Для апробации новых, инновационных проектов ГЧП в пилотном режиме уполномоченный государственный орган может внести предложение заинтересованному лицу о реализации проекта ГЧП в режиме "проектной песочницы".
2. В случае согласия заинтересованного лица по реализации проекта ГЧП в режиме "проектной песочницы" уполномоченный государственный орган в сфере ГЧП вносит соответствующий проект нормативного правового акта Кабинету Министров Кыргызской Республики о реализации проекта ГЧП в режиме "проектной песочницы".
3. В случае принятия Кабинетом Министров Кыргызской Республики соответствующего решения о реализации проекта ГЧП в режиме "проектной песочницы" уполномоченный государственный орган в сфере ГЧП заключает с заинтересованным лицом соответствующее соглашение и определяет государственного партнера.
4. Мониторинг реализации проекта ГЧП в режиме "проектной песочницы" осуществляет государственный партнер и в случае его социально-экономической эффективности вносит предложения Кабинету Министров Кыргызской Республики о принятии мер по применению данной технологии в Кыргызской Республике в рамках данного проекта ГЧП.
Статья 19. Порядок разрешения споров
Споры, возникающие между сторонами соглашения ГЧП в связи с заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, разрешаются путем проведения переговоров в соответствии с положениями соглашения о ГЧП.
В случае невозможности урегулирования сторонами спора путем переговоров спор подлежит рассмотрению в судебных органах Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, если в соглашении о ГЧП не предусмотрена иная процедура, в том числе рассмотрению спора в международных судах или арбитражах.
Статья 20. Государственная регистрация проектов ГЧП и их субъектов
1. Проекты ГЧП, по которым заключены соответствующие соглашения, а также их субъекты подлежат обязательной государственной регистрации в государственном реестре проектов ГЧП Кыргызской Республики.
2. Порядок государственной регистрации проектов ГЧП, по которым были заключены соответствующие соглашения, а также их субъектов в государственном реестре определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Статья 21. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти календарных дней после официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики "О государственно-частном партнерстве" от 22 июля 2019 года № 95 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2019 г., № 7-8, ст.483);
2) статью 6 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам поддержки инвестиций" от 26 декабря 2020 года № 12 (газета "Эркин Тоо" от 5 января 2021 года № 1).
3. Кабинету Министров Кыргызской Республики принять соответствующие меры, вытекающие из настоящего Закона.
Президент Кыргызской Республики |
С.Н. Жапаров |
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики |
29 июля 2021 года |