Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\NKN\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\759024e9-c820-45d8-8c4e-1b463432d029\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 сентября 2021 года № 121

О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цель и основные задачи регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ ВОЗ) регулирует общественные отношения в сфере защиты здоровья граждан Кыргызской Республики от воздействия табака, никотина и закрепляет права граждан на воздух, свободный от выделяемых табачными изделиями веществ, а также обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и сокращению заболеваний, возникающих из-за последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля.

2. Основной целью настоящего Закона являются профилактика и сокращение потребления всех видов табачных изделий с последующим снижением заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака и никотина.

3. Основными задачами настоящего Закона являются:

1) реализация положений РКБТ ВОЗ в законодательстве Кыргызской Республики в сфере защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля;

2) создание условий для устойчивого снижения распространенности потребления табака и никотина в Кыргызской Республике;

3) осуществление мероприятий по защите здоровья граждан от воздействия табака и никотина;

4) обеспечение охраны здоровья и прав граждан на чистый воздух, свободный от окружающего табачного дыма и аэрозоля;

5) проведение согласованных мероприятий на межсекторальном уровне по профилактике и сокращению табачной и никотиновой эпидемии среди населения;

6) осуществление антитабачной пропаганды, повышение уровня образования и информированности населения о вреде потребления табачных и никотиновых изделий, вредном воздействии окружающего табачного дыма и аэрозоля;

7) обеспечение доступности и эффективности медико-информационных услуг, направленных на отказ от потребления табачных и никотиносодержащих изделий.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) борьба против табака и никотина - широкий круг стратегий в области поставок, спроса и предупреждения вреда, направленных на улучшение здоровья населения посредством ликвидации или уменьшения потребления им табачных и никотиносодержащих изделий, а также воздействия на него табачного дыма и аэрозоля;

2) водяная трубка - курительная принадлежность, а именно прибор (такие как кальян, шиша, наргиле и другие подобные товары) для курения табака или нетабачных курительных смесей, в котором происходит фильтрация и охлаждение дыма, аэрозоля водой (обычно состоит из трех герметично соединяемых между собой основных частей: шахты, колбы и мундштука);

3) вторичный табачный дым и аэрозоль (или табачный дым и аэрозоль в окружающей среде) - табачный дым и аэрозоль, содержащиеся в атмосферном воздухе в местах, где осуществляются или осуществлялись ранее курение табака и использование электронных систем доставки никотина, возникающие от используемого курительного табачного и (или) никотиносодержащего изделия и (или) выдыхаемые лицом, осуществляющим курение или использование электронных систем доставки никотина;

4) изделия с нагреваемым табаком - изделия с табаком, предназначенные для вдыхания аэрозоля, образованного в результате нагревания табака электронным или иным способом без процесса горения табака;

5) ингредиент - вещество (за исключением табачного листа и других частей табака), используемое при производстве табачного изделия и присутствующее в готовом изделии, в том числе в измененной форме;

6) курение - использование табака и никотина (табачных и никотиносодержащих изделий) в целях вдыхания продуктов, возникающих от их тления или нагревания;

7) курительные принадлежности - предметы, предназначенные для осуществления процесса курения табачных и никотиносодержащих изделий (в том числе курительные трубки, водяные трубки (кальяны), системы для нагревания табака, электронные системы доставки никотина (включая электронные сигареты), сигаретная бумага, зажигалки, пепельницы);

8) курительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для курения;

9) лечение табачной (никотиновой) зависимости - оказание медицинской помощи потребителям табака и никотина, в том числе обеспечение поведенческой поддержки и обеспечение лекарственными препаратами с целью прекращения потребления табачных и никотиносодержащих изделий;

10) медико-информационный регламент - свод медико-информационных правил, применяемых в целях реализации мер РКБТ ВОЗ и настоящего Закона;

11) насвай - некурительное табачное изделие, предназначенное для сосания и изготовленное из табака с добавлением щелочного компонента (в том числе извести) и других ингредиентов;

12) незаконная торговля - любой запрещенный законом вид практики или поведения, который имеет отношение к производству, отправке, получению, владению, распределению, продаже или приобретению, включая любой вид практики или поведения, имеющий целью способствовать такой деятельности;

13) некурительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания, нюханья;

14) нетабачная курительная смесь - смесь, не содержащая табачный лист и другие части табака, предназначенная для потребления различными способами, в том числе с использованием водяных трубок;

15) никотин - алкалоид, содержащийся в растениях рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum и Nicotiana Rustica;

16) никотиносодержащая жидкость - жидкость, содержащая никотин и предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина, в том числе электронных сигаретах (в картриджах, резервуарах и других контейнерах), при нагревании которой образуется аэрозоль, предназначенный для вдыхания;

17) никотиносодержащие некурительные изделия - продукты, содержащие никотин или соли никотина, растительное сырье и (или) пищевые добавки, не являющиеся табачными изделиями и предназначенные для сосания, жевания, нюханья, за исключением лекарственных средств, а также пищевых продуктов природного происхождения, содержащих никотин в натуральном виде;

18) общественные места - места, доступные для неограниченного круга лиц или предназначенные для коллективного использования, независимо от оснований владения и права пользования ими, а также времени доступа к ним;

19) общественный транспорт - транспорт общего пользования (автомобильный, железнодорожный, воздушный, внутренний водный, городской электрический транспорт), используемый для предоставления услуг по перевозке пассажиров;

20) помещение - любое пространство, имеющее крышу и (или) ограниченное одной или более стенами или перегородками, независимо от вида материалов, использованных для крыши, стены или перегородок, и независимо от того, является ли конструкция постоянной или временной;

21) последствия потребления табака и никотина - причинение вреда жизни или здоровью человека, среде его обитания вследствие потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

22) потребление табака - курение, нюханье, сосание, жевание табачных изделий, а также иные способы использования табачных изделий по назначению;

23) потребитель табака и (или) никотина - лицо, потребляющее любое табачное и (или) никотиносодержащее изделие;

24) предупреждение о вреде потребления табачных изделий - информация о разрушительных последствиях потребления табачных изделий и табачного дыма для здоровья человека, нанесенная на потребительскую упаковку табачных изделий в виде цветных рисунков или фотоизображений, включающих текст;

25) предупреждение о вреде курения табака и (или) нетабачной смеси с использованием водяных трубок (кальяна, шишы, наргиле и других) - информация о разрушительных последствиях курения табака или нетабачной курительной смеси для здоровья человека, нанесенная на упаковку водяных трубок в виде цветных рисунков или фотоизображений, включающих текст;

26) предупреждение о вреде использования электронных систем доставки никотина, включая электронные сигареты - информация о разрушительных последствиях использования электронных систем доставки никотина, в том числе электронных сигарет, для здоровья человека, нанесенная на их потребительскую упаковку в виде цветных рисунков или фотоизображений, включающих текст;

27) предупреждение о вреде курения изделий с нагреваемым табаком - информация о разрушительных последствиях курения табака для здоровья человека, нанесенная как на потребительскую упаковку изделий с нагреваемым табаком, так и на потребительскую упаковку систем нагревания табака в виде цветных рисунков или фотоизображений, включающих текст;

28) прекращение потребления табака и никотина - процесс прекращения потребления любого табачного и никотиносодержащего изделия с чьей-либо помощью или без нее;

29) рабочее место - место постоянного или временного пребывания работников в процессе трудовой деятельности, в том числе места, используемые работником в течение рабочего времени;

30) раствор для электронных систем доставки никотина - никотиносодержащая жидкость и (или) гель с содержанием никотина, а также жидкость или гель без содержания никотина, предназначенные для использования в электронных системах доставки никотина, в том числе в электронных сигаретах;

31) реклама и стимулирование продажи табачных и никотиносодержащих изделий, курительных принадлежностей - любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака и никотина прямо или косвенно;

32) руководящие принципы по осуществлению статей РКБТ ВОЗ - документы, утвержденные решением Конференции Сторон РКБТ ВОЗ, разработанные с целью оказания содействия государствам в осуществлении отдельных статей РКБТ ВОЗ;

33) система для нагревания табака - электронное устройство (курительная принадлежность), предназначенное для употребления изделий с нагреваемым табаком и продуцирующее аэрозоль или пар в целях вдыхания потребителем, включая любой предмет или деталь, изготовленные для использования с устройством, независимо от того, продаются они отдельно или нет;

34) содействие прекращению потребления табака и никотина - меры и подходы, охватывающие все население, которые способствуют прекращению потребления табака и никотина, включая лечение табачной (никотиновой) зависимости;

35) социальная корпоративная ответственность - концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы, выходящую за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство, и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом;

36) спонсорство табака и никотина - любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного и никотиносодержащего изделия или употребления табака и никотина прямо или косвенно;

37) табак - растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum и Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья;

38) табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленные таким образом, чтобы использовать их для курения, сосания, жевания, нюханья;

39) табачная (никотиновая) зависимость - совокупность поведенческих, когнитивных и физиологических явлений, которые формируются после неоднократного потребления табака и (или) никотина и обычно включают сильное желание потреблять табак и (или) никотин, вызывают затруднение контроля за его потреблением, приводят к постоянному потреблению табака и (или) никотина;

40) табачные организации - юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение табачных и никотиносодержащих изделий. В целях настоящего Закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение табачных и никотиносодержащих изделий;

41) электронные системы доставки никотина (ЭСДН) - устройства, имитирующие курение табака путем нагревания раствора для электронных систем доставки никотина и генерации аэрозоля или пара, вдыхаемых пользователем, в том числе электронные сигареты (могут быть похожи на обычные табачные изделия, такие как сигареты, сигары, сигарки, трубки или кальяны, а также могут иметь вид изделий повседневного обихода, например ручек, USB-флешек и более крупных цилиндрических, прямоугольных изделий или другие виды и формы);

42) электронные сигареты - изделия без табака, которые с помощью электронных технологий нагревают никотиносодержащую жидкость (в картриджах, резервуарах и других контейнерах для использования в электронных сигаретах) и образуют аэрозоль, предназначенный для вдыхания.

2. Иные понятия используются в настоящем Законе в значениях, определенных РКБТ ВОЗ и руководящими принципами по осуществлению ее статей, Техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), другими техническими регламентами Таможенного союза/Евразийского экономического союза.

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о защите здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля

Законодательство Кыргызской Республики в сфере защиты здоровья граждан от воздействия табака, никотина, окружающего табачного дыма и аэрозоля основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Статья 4. Связь настоящего Закона с нормами международного права

1. Кыргызская Республика может заключать двусторонние или многосторонние международные договоры с целью более эффективной реализации РКБТ ВОЗ и ее протоколов.

2. В целях обеспечения охраны здоровья граждан Кыргызская Республика может принимать и осуществлять меры, дополнительно к содержащимся в РКБТ ВОЗ и ее протоколах, включая осуществление таких мер в соответствии с международными договорами, принятыми в рамках региональных интеграционных объединений, участницей которых является Кыргызская Республика, таких как Договор о Евразийском экономическом союзе.

Статья 5. Регулирование обращения электронных систем доставки никотина и раствора для них

В целях защиты здоровья граждан Кыргызской Республики от веществ, выделяемых электронными системами доставки никотина, и уменьшения количества лиц с хронической табачной (никотиновой) зависимостью, нормы настоящего Закона распространяются на электронные системы доставки никотина и растворы для них в соответствии с настоящим Законом.

Глава 2. Государственная политика в сфере защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля

Статья 6. Основные принципы защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля

Основными принципами защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля являются:

1) соблюдение прав граждан Кыргызской Республики в сфере защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля;

2) политическая приверженность делу разработки и определения государственной политики и стратегий в области защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля, приоритет защиты здоровья граждан Кыргызской Республики над интересами табачных организаций;

3) проведение налоговой политики, способствующей созданию системы защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля;

4) активное участие граждан и местного сообщества в решении вопросов охраны здоровья граждан и окружающей среды от воздействия табачного дыма и аэрозоля;

5) доступность информации о разрушительных последствиях потребления табака и никотина для здоровья человека;

6) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие потребления табака, никотина или воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля, в том числе лицам, получившим профессиональное заболевание в результате работы в табачной отрасли;

7) защита процесса разработки, принятия и внедрения политики общественного здравоохранения по борьбе против табака и никотина от воздействия коммерческих и корпоративных интересов табачных организаций;

8) открытость и прозрачность взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с табачной организацией и ее аффилированными организациями;

9) принятие эффективных мер по защите прав граждан на жизнь без табака, никотина, табачного дыма и аэрозоля, предупреждению заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с потреблением табака, никотина и воздействием окружающего табачного дыма и аэрозоля, а также по уменьшению потребления табачных и никотиносодержащих изделий населением;

10) обеспечение международного сотрудничества Кыргызской Республики в сфере защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля;

11) ответственность государственных органов и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля;

12) взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и юридических лиц, не связанных с табачными организациями, по вопросам охраны здоровья граждан и окружающей среды от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля;

13) информирование населения о наркотическом и пагубном характере табачных и никотиносодержащих изделий и вредном воздействии окружающего табачного дыма и аэрозоля;

14) системный подход, непрерывность и последовательность при реализации мер, предусмотренных в настоящем Законе;

15) предотвращение возникновения табачной (никотиновой) зависимости у населения и сокращение всех видов табачных и никотиносодержащих изделий, представленных на рынке Кыргызской Республики.

Статья 7. Гарантии государства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля

Государством гарантируются:

1) защита прав граждан Кыргызской Республики в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля;

2) разработка, принятие, внедрение государственных программ, включая медико-информационный регламент, иных социально-экономических мер, направленных на снижение предложения табака, никотина и спроса на табачные и никотиносодержащие изделия;

3) защита политики общественного здравоохранения по борьбе против табака и никотина от воздействия коммерческих и корпоративных интересов табачных организаций;

4) создание условий для повышения уровня информированности граждан Кыргызской Республики о последствиях потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля на здоровье человека;

5) лечение табачной (никотиновой) зависимости желающих отказаться от табака и (или) никотина потребителей;

6) проведение политики запрета производства, ввоза и продажи на территории Кыргызской Республики некурительных табачных изделий и никотиносодержащих некурительных изделий;

7) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля.

Статья 8. Меры по защите государственной политики общественного здравоохранения по борьбе против табака и никотина

В целях защиты разработки и осуществления политики общественного здравоохранения по борьбе против табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля от влияния табачных организаций:

1) государственным органам запрещается устанавливать любые партнерские отношения с табачными организациями и предоставлять преференциальный режим для табачных организаций, в том числе в виде их субсидирования любым способом;

2) табачной организации и ее аффилированным лицам запрещается публичное раскрытие информации о деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности или расходах на эту деятельность, кроме случаев, когда налоговым законодательством Кыргызской Республики установлена обязанность сообщать о таких расходах;

3) запрещается участие представителей табачных организаций и их аффилированных лиц в каких-либо комитетах или консультативных группах при государственных органах, формирующих или осуществляющих политику по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Закона;

4) запрещается при информировании населения о вреде потребления табака сообщать об использовании табачными организациями отдельных лиц и связанных с ними организаций, которые открыто или завуалировано действуют от лица табачных организаций или в их интересах;

5) запрещается разработка и утверждение Кабинетом Министров Кыргызской Республики регламента, устанавливающего правила поведения государственных и муниципальных служащих и требования к их поведению при взаимодействии с табачными организациями и лицами, продвигающими интересы табачных организаций;

6) табачной организации и ее аффилированным лицам запрещается осуществлять взносы на политическую деятельность.

Статья 9. Организация профилактической, консультативной помощи лицам с табачной (никотиновой) зависимостью, информирование о вреде потребления табака, никотина и воздействии окружающего табачного дыма и аэрозоля на здоровье

1. В целях предотвращения и сокращения распространения табачной (никотиновой) зависимости, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, никотина и воздействием окружающего табачного дыма и аэрозоля на здоровье граждан, Кабинет Министров Кыргызской Республики обеспечивает:

1) проведение эффективных медико-информационных, информационно-образовательных программ среди различных слоев населения с использованием всех доступных методов и средств коммуникаций, массовой информации, включающих информацию:

а) о преимуществах здорового образа жизни без табака, никотина, а также табачного дыма и аэрозоля;

б) об отрицательных социально-экономических, медико-демографических последствиях потребления табака и никотина;

в) о целях, стратегиях и тактиках табачной организации;

г) о масштабах потребления табака и никотина на территории Кыргызской Республики и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению их потребления с использованием незатратных и экономически эффективных методов;

д) о предоставляемых услугах по оказанию помощи для отказа от потребления табака, никотина, табачных и никотиносодержащих изделий;

2) квалифицированную медицинскую консультацию и оказание помощи, поведенческую поддержку, а также лечение табачной (никотиновой) зависимости на национальном, местном и индивидуальном уровнях путем:

а) организации горячей телефонной линии помощи на национальном уровне;

б) организации консультаций и (или) лечения табачной (никотиновой) зависимости;

в) проведения планомерных и долгосрочных мер по предотвращению табачной (никотиновой) зависимости, по профилактике и сокращению последствий от табачной (никотиновой) зависимости и заболеваний, возникающих в результате потребления табака и никотина.

2. Кабинет Министров Кыргызской Республики разрабатывает и утверждает медико-информационный регламент для реализации настоящей статьи.

3. Финансирование мер, предусмотренных настоящей статьей, проводится в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.

Статья 10. Научные исследования, эпидемиологический надзор, мониторинг и оценка проводимых мер

1. В целях изучения масштабов и последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля, а также проведения мониторинга и оценки эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля и снижение потребления табака и никотина, Кабинет Министров Кыргызской Республики обеспечивает:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табачных и никотиносодержащих изделий;

2) проведение исследований потребления табака и никотина среди различных групп населения, включая репрезентативные эпидемиологические исследования (эпидемиологический надзор);

3) проведение исследований различных аспектов контроля потребления табака и никотина совместно с компетентными международными и межправительственными организациями.

2. На основании результатов научных исследований, эпидемиологического надзора и мониторинга уполномоченный государственный орган в области здравоохранения Кыргызской Республики:

1) проводит анализ и оценку эффективности реализации мер, направленных на сокращение потребления табака, никотина и предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля на здоровье граждан;

2) разрабатывает мероприятия по противодействию потреблению табака и никотина, подлежащих включению в государственные программы защиты и укрепления здоровья граждан и развития сферы здравоохранения;

3) представляет отчет в Кабинет Министров Кыргызской Республики для определения курса дальнейших мероприятий по защите здоровья граждан Кыргызской Республики от воздействия табака и никотина в рамках настоящего Закона;

4) информирует государственные органы, органы местного самоуправления и население о масштабах потребления табака и никотина на территории Кыргызской Республики и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению их потребления;

5) осуществляет подготовку и представление доклада о выполнении Кыргызской Республикой РКБТ ВОЗ в рамках компетенции.

Статья 11. Участие некоммерческих организаций в проведении консультативной, информационной и исследовательской работы по сокращению потребления табака и никотина

В целях решения вопросов информирования, образования населения и оказания квалифицированной помощи лицам, решившим избавиться от табачной (никотиновой) зависимости, а также проведения исследовательской работы государственный уполномоченный орган в области здравоохранения привлекает к сотрудничеству соответствующие профессиональные некоммерческие организации в области укрепления, защиты здоровья, образования и информации.

Глава 3. Меры, касающиеся сокращения спроса на табак и никотин

Статья 12. Ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак и никотин

Кабинет Министров Кыргызской Республики в целях сокращения потребления табачных и никотиносодержащих изделий и укрепления здоровья населения обеспечивает проведение налоговой и ценовой политики в отношении всех видов табачных и никотиносодержащих изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики и (или) своими решениями.

Статья 13. Право граждан на воздух, свободный от окружающего табачного дыма и аэрозоля, выделяемых табачными изделиями, включая изделия с нагреваемым табаком и ЭСДН веществ

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля, выделяемых табачными изделиями, включая изделия с нагреваемым табаком и ЭСДН (включая электронные сигареты) веществ, в том числе электронными сигаретами, на здоровье человека, запрещается курение табака и никотина, в том числе с использованием водяных трубок (кальяна), систем для нагревания табака и других курительных принадлежностей, а также использование ЭСДН (включая электронные сигареты):

1) в следующих местах:

а) в подъездах, лифтах, на лестничных клетках и площадках, в туалетах, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе в помещениях общего пользования многоквартирных домов, вспомогательных и подсобных помещениях коммунальных квартир;

б) в зданиях и помещениях учреждений, органов по делам молодежи, культуры и спорта, социальных служб, на территориях стадионов;

в) в зданиях и помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;

г) в зданиях, сооружениях, помещениях, где предоставляются услуги населению, включая жилищные, гостиничные, бытовые, по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, общественного питания, в нестационарных торговых объектах;

д) в зданиях и помещениях, занятых государственными органами и органами местного самоуправления;

2) на рабочих местах и в рабочих зонах зданий, сооружений и помещений;

3) в пожароопасных местах, включая автозаправочные станции;

4) в местах (точках) общественного питания, расположенных в помещениях;

5) в общественном транспорте, в том числе такси, на судах водного и воздушного транспорта, в поездах местного и дальнего сообщения;

6) в зданиях и на территориях образовательных организаций всех уровней, организациях для отдыха детей, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, на детских площадках;

7) в зданиях организаций здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;

8) в зданиях и помещениях, предназначенных для оказания реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

9) в зданиях, сооружениях, помещениях, где населению предоставляются услуги торговли, на территориях крытых рынков;

10) на остановках общественного транспорта;

11) на открытых площадках в период проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, собраний, акций, в границах территорий, занятых пляжами, за исключением мест, специально выделенных для курения.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять контроль за исполнением требований настоящей статьи на территориях, в зданиях, сооружениях и помещениях, где осуществляют свою деятельность.

3. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где потребление табачных и никотиносодержащих изделий запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения (потребления), требование и порядок размещения которого разрабатываются и утверждаются уполномоченным государственным органом в сфере здравоохранения.

4. Запрещается размещение пепельниц и создание условий для курения табака в местах, перечисленных в части 1 настоящей статьи.

5. Руководители аэропортов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, могут организовывать специально выделенные изолированные помещения, которые оборудованы системами вентиляции, в аэропортах и зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, с соблюдением требований пожарной и авиационной безопасности.

Статья 14. Требования к курительным табачным изделиям

1. Требования к курительным табачным изделиям, к содержанию информации (маркировки) для потребителей табачных изделий, правилам представления отчета о составе табачных изделий и выделяемых ими веществах, а также процедуры оценки соответствия табачной продукции устанавливаются Технческим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014).

2. Контроль за соответствием курительных табачных изделий, производимых в Кыргызской Республике и (или) ввозимых на территорию Кыргызской Республики, нормам Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) осуществляется государственными органами, уполномоченными Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 15. Требования к некурительным табачным изделиям и никотиносодержащим некурительным изделиям

1. На территории Кыргызской Республики запрещается производство, ввоз и обращение (в том числе хранение, оптовая и розничная торговля, вывоз) некурительных табачных изделий и никотиносодержащих некурительных изделий, за исключением насвая.

2. Обязательные требования к составу насвая и правилам его обращения устанавливаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

3. Кабинет Министров Кыргызской Республики в целях профилактики и снижения потребления насвая обеспечивает:

1) поэтапное сокращение площади, предназначенной для выращивания табака, используемого при производстве насвая;

2) переход к экономически жизнеспособным альтернативам деятельности, включающим выращивание и продажу здоровых сельскохозяйственных культур вместо выращивания табака;

3) медико-консультативную помощь населению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

Внимание! Часть 1 статьи 15 вступает в силу через 3 месяца со дня официального опубликования настоящего Закона; часть 2 и пункт 2 части 3 статьи 15 вступают в силу через 36 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 16. Требования к предупреждению о вреде потребления табачных изделий и другой информации, предназначенной для размещения на потребительской упаковке табачных изделий, ЭСДН, в том числе электронных сигарет, изделий с нагреваемым табаком, насвая, водяных трубок

1. Каждая потребительская упаковка табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, насвая и водяных трубок, должна содержать предупреждение о вреде их потребления и использования на государственном и официальном языках в виде текстовой надписи и иллюстрированных цветных рисунков.

2. Предупреждение о вреде потребления табачных изделий, наносимое на потребительскую упаковку курительных табачных изделий, располагается в соответствии с правилами, установленными Техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014).

3. Перечень и параметры нанесения предупреждений о вреде курения табака (табачной смеси) и (или) нетабачной смеси с использованием водяных трубок (кальяна), изделий с нагреваемым табаком, вреде потребления ЭСДН (включая электронные сигареты) разрабатываются уполномоченным государственным органом в области здравоохранения и утверждаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

4. Предупреждения, указанные в части 3 настоящей статьи, не должны печататься на прозрачной оберточной пленке, каком-либо другом внешнем оберточном материале, перекрываться другой печатной информацией и могут частично перекрываться марками, за исключением лицевой стороны потребительской упаковки.

5. Текст предупреждений, указанных в части 3 настоящей статьи, должен быть нанесен четкими, разборчивыми, легкочитаемыми, несмываемыми, устойчивыми к действию климатических факторов буквами или символами.

6. Средства и способы нанесения на потребительскую упаковку предупреждений, указанных в части 3 настоящей статьи, должны обеспечивать их сохранность при транспортировке, хранении и реализации продукции.

7. Каждая потребительская упаковка насвая должна содержать предупреждение о вреде потребления насвая на государственном (на лицевой стороне) и официальном (на обратной стороне) языках, занимающее не менее 65 процентов площади каждой из основных сторон потребительской упаковки.

8. Информация о содержании системных ядов, канцерогенных и мутагенных веществ наносится на боковой части потребительской упаковки насвая цветом, контрастным по отношению к основному цвету потребительской упаковки, шрифтом Helvetica в виде надписи: "Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества", занимающей не менее 17 процентов поверхности площади боковой стороны потребительской упаковки насвая.

9. Каждая водяная трубка должна содержать предупреждение о вреде курения табака и (или) нетабачной смеси с использованием водяных трубок на государственном (на лицевой стороне) и официальном (на обратной стороне) языках, занимающее не менее 65 процентов основной площади большей части прибора (шахты).

10. На водяные трубки, поступившие на рынок Кыргызской Республики до вступления в силу настоящего Закона, в том числе используемые по назначению в общественных местах, предупреждение должно наноситься на лист-наклейку с односторонней водостойкой ламинацией, которая наклеивается на прибор таким образом, чтобы она покрывала основную видимую часть прибора (шахту) с обеих сторон.

11. Каждая потребительская упаковка изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака должна содержать предупреждение о вреде курения табака на государственном (на лицевой стороне) и официальном (на обратной стороне) языках, занимающее не менее 65 процентов площади каждой из основных сторон потребительской упаковки.

12. Каждая потребительская упаковка ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них должна содержать предупреждение о вреде использования ЭСДН (включая электронные сигареты) на государственном (на лицевой стороне) и официальном (на обратной стороне) языках, занимающее не менее 65 процентов площади каждой из основных сторон потребительской упаковки.

13. Не допускается наносить на потребительскую упаковку ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака информацию, вводящую потребителей в заблуждение, в том числе:

1) любой термин, описание, торговую марку (товарный знак), и (или) цвета торговых марок (товарных знаков), символический или иной знак, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о характеристиках изделия, а также о том, что определенное изделие является менее вредным чем другие подобные изделия, в том числе за счет способа их потребления, включая информацию, указывающую на отсутствие смол;

2) любое слово или словосочетание, которые создают ассоциацию изделия с пищевым продуктом, пищевой добавкой или лекарственным средством, включая лекарственные травы, в том числе создающие представления о том, что изделие имеет вкус пищевого продукта или лекарственного средства, включая лекарственные травы (в том числе такие слова как "вишня", "клубника", "яблоко", "шоколад", "мята"), слова, однокоренные таким словам, аналоги таких слов на иностранных языках, а также транслируемые с иностранных языков на государственный и (или) официальный языки, аналоги таких слов, знаков, символов и иных обозначений;

3) количественные показатели содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме, паре или аэрозоле изделий, а также информацию, содержащую утверждения о том, что:

а) использование данного изделия снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий или с использованием других подобных изделий и ЭСДН, в том числе за счет способа их потребления;

б) риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением данного изделия, снижен вследствие отсутствия (пониженного содержания) выделяемого при потреблении табачного изделия и ЭСДН вещества.

14. Производитель и (или) импортер (продавец) указанной в настоящей статье продукции должны обеспечить нанесение на нее предупреждений, указанных в части 3 настоящей статьи, в соответствии с эскизами в срок, не превышающий 12 месяцев со дня их утверждения.

Внимание! Части 3-12 статьи 16 вступают в силу через 18 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 17. Запрет спонсорства, рекламы и стимулирования продажи табачных и никотиносодержащих изделий, водяных трубок, изделий с нагреваемым табаком, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них

1. В целях защиты здоровья граждан от воздействия табака и никотина запрещаются:

1) спонсорство табака и никотина;

2) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, табачных и никотиносодержащих изделий, изделий с нагреваемым табаком, систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, водяных трубок и других курительных принадлежностей, в том числе:

а) применение ценовых скидок посредством издания купонов, талонов и иных способов;

б) распространение их среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

в) организация культурно-массовых, спортивных мероприятий, публичных акций и конкурсов, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению, потреблению табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, ЭСДН (включая электронные сигареты);

г) установление табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и водяных трубок, в виде призов при проведении культурно-массовых мероприятий;

д) изготовление, продажа и распространение конфет, жевательных резинок, игрушек и иных продовольственных и непродовольственных товаров, имитирующих табачные изделия, или с использованием товарных знаков (логотипов) табачных или никотиносодержащих изделий, а также табачных организаций;

3) оптовая и розничная торговля табачными изделиями, в том числе изделиями с нагреваемым табаком и системами для нагревания табака, никотиносодержащими изделиями, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворами для них, водяными трубками и другими курительными принадлежностями путем выкладки (выставки) и демонстрации их в торговых объектах, при этом:

а) информация о табачных изделиях, в том числе изделиях с нагреваемым табаком и системах для нагревания табака, никотиносодержащих изделиях, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворах для них, водяных трубках и других курительных принадлежностях, предлагаемых для розничной торговли, доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемых табачных и никотиносодержащих изделий, текст которого выполнен строчными буквами черного цвета на белом фоне, шрифтом Times New Roman размером не более 14 пт, и который составлен в алфавитном порядке с указанием цены и без использования каких-либо графических изображений, цветов и рисунков;

б) демонстрация табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, водяных трубок и других курительных принадлежностей осуществляется только по требованию покупателя после ознакомления с перечнем;

в) хранение табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, водяных трубок и других курительных принадлежностей в непосредственном месте продажи осуществляется в закрытых шкафах;

г) в торговых объектах запрещается наносить куда-либо информацию, включая шкафы для хранения табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, водяных трубок и других курительных принадлежностей, рекламирующую и стимулирующую потребление и покупку указанных изделий, в том числе путем использования дизайна, изображений, торговых марок и логотипов табачных и никотиносодержащих изделий, наименований производителей или импортеров табачных и никотиносодержащих изделий.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты) и водяных трубок, процесса потребления табака и никотина во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация данных изделий и процесса их потребления.

3. Не допускается демонстрация табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты), водяных трубок и процесса потребления табака и никотина во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация таких изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

4. При демонстрации ранее созданных аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальные программы, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты), водяных трубок и процесса потребления табака и никотина, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака и никотина, непосредственно перед началом или во время демонстрации.

5. Допускается демонстрация табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты), водяных трубок и процесса потребления табака и никотина при информировании населения о вреде потребления табака, никотина и вредном воздействии окружающего табачного дыма и аэрозоля или ЭСДН (включая электронные сигареты) и изделий с нагреваемым табаком при проведении государственным органом в области здравоохранения информационных кампаний, в том числе в средствах массовой информации.

Внимание! Пункт 3 части 1, части 2-4 статьи 17 вступают в силу через 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 18. Отчетность производителей и импортеров изделий с нагреваемым табаком, систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, поставляющих свой товар на рынок Кыргызской Республики

1. Производители и импортеры ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, изделий с нагреваемым табаком, систем для нагревания табака, поставляющие свой товар на рынок Кыргызской Республики, обязаны ежегодно, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять отчет уполномоченному государственному органу в области здравоохранения, включающий:

1) информацию о произведенных и (или) ввезенных на рынок Кыргызской Республики ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, изделий с нагреваемым табаком, систем для нагревания табака по каждому виду и торговым наименованиям;

2) данные о том, на какую категорию граждан направлен дизайн данного изделия;

3) данные о применении предупреждений о вреде:

а) курения изделий с нагреваемым табаком;

б) курения табака и (или) нетабачной смеси с использованием водяных трубок;

в) потребления ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, в порядке, определяемом Кабинетом Министром Кыргызской Республики;

4) сведения о соответствии данных изделий требованиям, установленным настоящим Законом, законодательством Кыргызской Республики о техническом регулировании и техническими регламентами Евразийского экономического союза;

5) информацию о проведенных токсикологических исследованиях и результаты этих исследований с указанием использованных при этом методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. Факт проведения токсикологических исследований и их результаты не могут являться коммерческой тайной.

2. Государственные органы, уполномоченные Кабинетом Министров Кыргызской Республики, при необходимости могут требовать проведения выборочных проверок для оценки соответствия производимой продукции требованиям, установленным настоящим Законом. Данные исследования могут быть проведены как в Кыргызской Республике, так и в сотрудничестве с центрами Всемирной организации здравоохранения, аккредитованными признанным сертифицирующим органом в соответствии со Стандартом 17025 (Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий) Международной организации по стандартизации (ISO), в соответствии с методологией, принятой в рамках руководящих принципов по осуществлению РКБТ ВОЗ.

3. Уполномоченный государственный орган в области здравоохранения ежегодно информирует потребителей о содержании токсических ингредиентов в изделиях с нагреваемым табаком, ЭСДН, включая электронные сигареты и растворы для них, выделяемых ими веществах, а также о содержании отчета табачной организации о соответствии производимой продукции установленным настоящим Законом, законодательством Кыргызской Республики и правом Евразийского экономического союза требованиям.

Внимание! Статья 18 вступает в силу через 18 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона.

Глава 4. Меры, касающиеся сокращения поставок табака и никотина

Статья 19. Требования к торговле табачными изделиями, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворами для них, изделиями с нагреваемым табаком, системами для нагревания табака

1. На территории Кыргызской Республики продажа табачных изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, изделий с нагреваемым табаком, систем для нагревания табака и других курительных принадлежностей запрещается:

1) лицам и лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет;

2) в следующих местах:

а) в зданиях и помещениях учреждений, органов по делам молодежи, социальных служб, организаций культуры и спорта, на территории стадионов;

б) в зданиях и помещениях, занятых государственными органами и органами местного самоуправления;

в) на рабочих местах и в рабочих зонах зданий, сооружений и помещений;

г) в общественном транспорте, в том числе такси, на судах водного и воздушного транспорта, в поездах местного и дальнего сообщения;

д) в зданиях и на территориях образовательных организаций всех уровней, организациях для отдыха детей, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, на детских площадках;

е) в зданиях организаций здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;

ж) в зданиях и помещениях, предназначенных для оказания реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

з) на открытых площадках в период проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, собраний, акций;

3) путем разносной торговли;

4) с использованием торговых автоматов.

2. Не допускаются:

1) розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке);

2) розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно;

3) продажа табачных изделий без потребительской тары;

4) продажа табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, упакованных в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными и никотиносодержащими изделиями, а также устройствами для их потребления;

5) продажа табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них в случае несоответствия требованиям, установленным настоящим Законом, законодательством Кыргызской Республики о техническом регулировании и Техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), иным техническим регламентам Таможенного союза;

6) продажа всех видов табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, без предупреждений о вреде их потребления;

7) розничная торговля чистым никотином, солями никотина, а также раствором никотина если объем содержания никотина в растворе превышает 20 мг/мл.

3. Лица, осуществляющие реализацию табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, водяных трубок, обязаны рядом с каждой кассой (или местом, где производятся расчеты за купленный товар) размещать на видном месте плакаты с информацией о запрете продажи табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, водяных трубок и других курительных принадлежностей лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет. Размер каждого плаката должен быть не менее 1000 кв.см.

4. Лица, осуществляющие реализацию табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком и систем для нагревания табака, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворов для них, водяных трубок и других курительных принадлежностей:

1) при возникновении сомнения в возрасте покупателя обязаны требовать предъявления документов, удостоверяющих личность;

2) в случае непредъявления документов, удостоверяющих личность, обязаны отказать им в продаже изделий, указанных в настоящей части.

Внимание! Пункт 6 части 2 статьи 19 вступает в силу через 18 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона

Статья 20. Ликвидация незаконной торговли табачными и никотиносодержащими изделиями

1. Ликвидация незаконной торговли табачными изделиями осуществляется в соответствии с РКБТ ВОЗ и ее протоколами, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, настоящим Законом, законодательством Кыргызской Республики о нарушениях и уголовным законодательством.

2. Все табачные изделия, не соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного Союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), подлежат изъятию в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

3. Все изделия с нагреваемым табаком и системы нагревания табака, никотиносодержащие изделия, ЭСДН (включая электронные сигареты) и растворы для них, водяные трубки и другие курительные принадлежности, не соответствующие требованиям настоящего Закона, подлежат изъятию в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

4. Средства, поступившие от незаконной торговли и (или) производства и импортирования табачных и никотиносодержащих изделий, устройств для их потребления, должны быть конфискованы и перечислены в республиканский бюджет в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 21. Государственный контроль в сфере защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля

Государственный контроль в сфере защиты здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах своих компетенций.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 22. Финансирование мероприятий по защите здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля

Финансирование мероприятий по защите здоровья граждан от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля осуществляется:

1) из республиканского и местных бюджетов;

2) за счет грантов, взносов, пожертвований организаций, общественных объединений (ассоциаций, движений), граждан, не связанных с табачными организациями.

Статья 23. Возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан

1. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью в результате потребления табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком, никотиносодержащих изделий, ЭСДН (включая электронные сигареты) и (или) воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля, а также причиненного при производстве табачных и никотиносодержащих изделий.

2. Размер нанесенного вреда и порядок возмещения ущерба определяются по решению суда.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

За нарушение законодательства в сфере защиты здоровья граждан Кыргызской Республики от последствий потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность, предусмотренная законодательством Кыргызской Республики о нарушениях.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования, за исключением положений статей, частей и пунктов, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления в силу:

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 28 сентября 2021 года № 100

1) часть 1 статьи 15 вступает в силу через 3 месяца со дня официального опубликования настоящего Закона;

2) пункт 3 части 1, части 2-4 статьи 17 вступают в силу через 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона;

3) части 3-12 статьи 16, статья 18, пункт 6 части 2 статьи 19 вступают в силу через 18 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона;

4) часть 2 и пункт 2 части 3 статьи 15 вступают в силу через 36 месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона.

2. Признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака" от 21 августа 2006 года № 175 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2006 г., № 10, ст.851);

2) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики "О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака" от 25 декабря 2009 года № 316 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 11, ст.1030);

3) статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Закон Кыргызской Республики "О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака")" от 28 июня 2017 года № 111 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 11, ст.514).

3. Кабинету Министров Кыргызской Республики не позднее двенадцатимесячного срока привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Кыргызской Республики

С.Н. Жапаров

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

29 июля 2021 года