Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\2e2b8cd9-9f9a-4e86-9c8d-4aa833539c96\document.files\image001.jpg

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 ноября 2021 года № 133

О Конституционном суде Кыргызской Республики

РАЗДЕЛ I. СТАТУС И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Конституционный суд Кыргызской Республики

1. Конституционный суд Кыргызской Республики (далее - Конституционный суд) является высшим органом судебной власти, осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

2. Конституционный суд независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция).

3. Конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции, незыблемость основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2. Основные принципы деятельности Конституционного суда

Основными принципами деятельности Конституционного суда являются независимость, коллегиальность, прозрачность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 3. Законодательство о Конституционном суде

1. Организация, компетенция, состав, порядок формирования, назначения и освобождения председателя и заместителя председателя Конституционного суда определяются Конституцией и настоящим конституционным Законом.

2. Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного суда, осуществляются в порядке конституционного судопроизводства, установленного Конституцией, настоящим конституционным Законом и Регламентом Конституционного суда (далее - Регламент).

3. Статус, гарантии независимости, порядок привлечения к ответственности, отстранения и освобождения от должности судей Конституционного суда определяются конституционными законами, законами.

Статья 4. Полномочия Конституционного суда

1. Конституционный суд:

1) дает официальное толкование Конституции;

2) разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

3) дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;

4) разрешает споры о компетенции между ветвями государственной власти;

5) дает заключение к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию;

6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Кыргызской Республики (далее - Президент).

2. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент, утверждает положение об аппарате Конституционного суда, его структуру и штатную численность в пределах сметы расходов.

3. Конституционный суд ежегодно анализирует исполнение принятых им актов и публикует для всеобщего сведения.

Глава 2. Состав и организация деятельности Конституционного суда

Статья 5. Состав Конституционного суда

1. Конституционный суд состоит из девяти судей: председателя, заместителя председателя и семи судей Конституционного суда.

2. Судьей Конституционного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Судьи Конституционного суда избираются не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) до достижения предельного возраста.

Статья 6. Порядок назначения председателя, заместителя председателя Конституционного суда

1. Председатель Конституционного суда назначается Президентом по предложению Совета судей и с согласия не менее половины голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша из числа судей Конституционного суда сроком на 5 лет.

2. Заместитель председателя Конституционного суда назначается Президентом по представлению председателя Конституционного суда сроком на 5 лет.

Статья 7. Основания для освобождения от должности председателя, заместителя председателя Конституционного суда

1. Председатель, заместитель председателя Конституционного суда освобождаются от своих должностей по истечении срока, на который они были назначены, либо по собственному желанию.

Полномочия председателя, заместителя председателя Конституционного суда прекращаются также в случае их досрочного освобождения от должности судьи,  прекращения полномочий в качестве судьи Конституционного суда.

2. До назначения нового председателя Конституционного суда в связи с истечением сроков полномочий или досрочным прекращением полномочий либо досрочным освобождением от должности действующего председателя Конституционного суда обязанности председателя исполняет заместитель председателя Конституционного суда.

В случае отсутствия председателя, заместителя председателя Конституционного суда обязанности председателя Конституционного суда временно исполняет судья Конституционного суда, на которого эти обязанности возложены собранием судей Конституционного суда.

Статья 8. Председатель Конституционного суда

Председатель Конституционного суда наряду с исполнением обязанностей судьи Конституционного суда:

1) руководит подготовкой дел и иных вопросов к рассмотрению на заседании Конституционного суда;

2) созывает заседания Конституционного суда, вносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению, председательствует на заседаниях;

3) представляет Конституционный суд и выступает от его имени;

4) распределяет поступившие обращения между судьями Конституционного суда;

5) представляет на утверждение Конституционного суда его Регламент;

6) определяет меры по обеспечению проведения заседания, безопасности его участников и присутствующих;

7) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда, назначает и освобождает от должности руководителя аппарата, а также представляет на утверждение Конституционного суда положение об аппарате Конституционного суда и его структуру;

8) подписывает копии решений, заключений, постановлений, определений и протоколы заседаний Конституционного суда;

9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим конституционным Законом и Регламентом.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения.

Статья 9. Заместитель председателя Конституционного суда

Заместитель председателя Конституционного суда наряду с исполнением обязанностей судьи Конституционного суда исполняет обязанности председателя Конституционного суда в его отсутствие.

РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Глава 3. Принципы конституционного судопроизводства

Статья 10. Независимость

1. Конституционный суд независим и подчиняется Конституции, руководствуется в своей деятельности настоящим конституционным Законом и Регламентом.

2. Решения Конституционного суда основываются на Конституции и выражают правовую позицию судей, свободную от каких бы то ни было пристрастий.

3. Судьи Конституционного суда принимают акты в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.

4. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Статья 11. Коллегиальность рассмотрения дел

1. Рассмотрение дел и принятие по ним решений производятся в Конституционном суде коллегиально.

Конституционный суд осуществляет свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей Конституционного суда, а также коллегиями из трех судей в предусмотренных настоящим конституционным Законом случаях.

Состав и порядок формирования коллегий определяются Регламентом.

2. Судья не может быть отстранен от участия в заседании Конституционного суда, кроме случаев его отстранения от должности либо при удовлетворительном решении вопроса о самоотводе или отводе в установленном настоящим конституционным Законом порядке.

Статья 12. Прозрачность конституционного судопроизводства

1. Рассмотрение дел в Конституционном суде проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим конституционным Законом. Заседания проводятся в зале судебного заседания, доступном для представителей гражданского общества и средств массовой информации.

2. Конституционный суд письменно уведомляет участников о времени и месте своих заседаний и размещает информацию о судебных заседаниях в помещении Конституционного суда, а также на официальном сайте Конституционного суда за десять дней до начала заседания.

3. Решения Конституционного суда провозглашаются публично.

Статья 13. Публичность разбирательства

Разбирательство в заседаниях Конституционного суда происходит публично, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41 настоящего конституционного Закона.

Статья 14. Язык конституционного судопроизводства

1. Конституционное судопроизводство осуществляется на государственном языке. По ходатайству участников судопроизводство может осуществляться на официальном языке.

2. Участникам конституционного судопроизводства, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Статья 15. Непосредственность рассмотрения дел

1. Конституционный суд не вправе принимать решение или заключение по существу дела без непосредственного его рассмотрения в установленном настоящим конституционным Законом порядке.

2. Судьи Конституционного суда лично участвуют в рассмотрении дела с момента открытия и до закрытия заседания.

3. Никто из судей не вправе уклониться от рассмотрения дела, за исключением случаев, препятствующих участию судьи в заседании.

4. Вступление в заседание нового судьи влечет возобновление производства по делу с начала судебного разбирательства, если его участие необходимо для обеспечения кворума.

5. Невозможность участия судьи в дальнейшем рассмотрении дела не препятствует продолжению производства при наличии кворума судей, но исключает участие выбывшего судьи в совещании судей и принятии решения или заключения.

6. Во время совещания Конституционного суда никто из судей, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться от голосования; каждый судья обязан лично выразить свою позицию по делу до оглашения решения или заключения.

Статья 16. Состязательность и равноправие сторон

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного суда.

Глава 4. Пределы разрешения дел

Статья 17. Пределы разрешения дела

1. Конституционный суд устанавливает и решает исключительно вопросы права.

2. Конституционный суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного правового акта, устанавливает соответствие его Конституции:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного правового акта;

3) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

3. Конституционный суд, давая заключение к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию, устанавливает его соответствие:

1) фундаментальным правам и свободам человека и гражданина, допустимости их ограничений;

2) принципам демократического, правового, светского государства;

3) предусмотренному статьей 116 Конституции порядку внесения изменений и дополнений в нее.

4. Конституционный суд выносит акты по предмету, затронутому в обращении, лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которой подвергается сомнению. Конституционный суд при этом не связан с доводами и соображениями, изложенными в обращении.

Статья 18. Особенности пределов разрешения дела

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны Конституционному суду, а другие - иным органам государственной власти, рассмотрению подлежат лишь требования по вопросам, входящим в компетенцию Конституционного суда.

Глава 5. Субъекты обращения в Конституционный суд

Статья 19. Субъекты обращения в Конституционный суд

1. Право на обращение в Конституционный суд принадлежит:

1) физическому (физическим) или юридическому (юридическим) лицу, если оно считает, что законами и иными нормативными правовыми актами нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией;

2) Президенту;

3) Жогорку Кенешу;

4) фракциям, депутатским группам Жогорку Кенеша;

5) Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров);

6) Верховному суду Кыргызской Республики (далее - Верховный суд);

7) органам местного самоуправления;

8) Генеральному прокурору Кыргызской Республики;

9) Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;

10) судье (судьям) Кыргызской Республики.

2. Органы и должностные лица, указанные в пунктах 2-9 части 1 настоящей статьи, подают в Конституционный суд обращения в форме представления, иные лица - ходатайства, а судья (судьи) - запроса.

Статья 20. Право на обращение об официальном толковании норм Конституции

Правом на обращение об официальном толковании норм Конституции обладают субъекты, указанные в пунктах 2, 3, 5, 6 части 1 статьи 19 настоящего конституционного Закона, которые подают в Конституционный суд обращения в форме представления.

Статья 21. Право на обращение о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов

Правом на обращение о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов обладают субъекты, указанные в части 1 статьи 19 настоящего конституционного Закона.

Статья 22. Право на обращение о даче заключения о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров

Правом на обращение о даче заключения о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров обладают субъекты, указанные в пунктах 2-5 части 1 статьи 19 настоящего конституционного Закона.

Статья 23. Право на обращение о разрешении спора о компетенции между ветвями государственной власти

Правом на обращение о разрешении спора о компетенции между ветвями государственной власти обладают субъекты, указанные в пунктах 2-7 части 1 статьи 19 настоящего конституционного Закона, которые могут вносить представления только в части, касающейся их компетенции.

Статья 24. Право на обращение о даче заключения к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию

Правом на обращение о даче заключения к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию обладают субъекты, указанные в пунктах 2-5, 9 части 1 статьи 19 настоящего конституционного Закона.

Статья 25. Право на обращение о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента

Правом на обращение о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента обладают субъекты, указанные в пунктах 2-5, 8 части 1 статьи 19 настоящего конституционного Закона.

Глава 6. Обращение в Конституционный суд

Статья 26. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном суде

1. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде является обращение в Конституционный суд в форме представления, ходатайства, запроса и жалобы, отвечающее требованиям настоящего конституционного Закона.

2. Основанием к рассмотрению дела является принятие проекта закона об изменениях и дополнениях в Конституцию, выдвижение Жогорку Кенешем обвинения против Президента или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, иной нормативный правовой акт, не вступивший в силу для Кыргызской Республики международный договор или противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, а равно неопределенность (неясность, неоднозначность) в понимании положений Конституции в процессе правотворчества и/или правоприменения в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями.

Статья 27. Общие требования к обращению

1. Обращение в Конституционный суд подается в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

2. Общие требования к обращению, перечень необходимых документов, порядок их регистрации устанавливаются Регламентом.

3. Обращения, а также прилагаемые к ним материалы представляются на государственном или официальном языке.

4. В обращении должны быть указаны:

1) наименование Конституционного суда;

2) наименование, адрес и иные необходимые данные, касающиеся обращающегося;

3) наименование, адрес и иные данные о представителе обращающегося и его полномочиях, кроме случаев представительства по должности;

4) наименование, адрес государственного органа, должностного лица, подписавшего или издавшего нормативный правовой акт, конституционность которого подлежит проверке;

5) нормы Конституции и настоящего конституционного Закона, дающие право на обращение в Конституционный суд;

6) обстоятельства, на которых сторона основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные стороной факты;

7) точное наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты оспариваемого нормативного акта;

8) конкретные, указанные в настоящем конституционном Законе, основания к рассмотрению обращения;

9) позиция обращающегося по поставленному им вопросу и его правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции;

10) требование, обращенное в связи с представлением, ходатайством, запросом к Конституционному суду;

11) перечень прилагаемых документов.

Статья 28. Документы, прилагаемые к обращению

К обращению прилагаются:

1) копия текста нормативного правового акта, конституционность которого в целом или в отдельной части оспаривается обращающейся стороной;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности.

В случае необходимости к обращению могут быть приложены список лиц, подлежащих вызову на заседание Конституционного суда, их адреса, а также другие документы и материалы.

Статья 29. Регистрация обращений, поступающих в Конституционный суд

Обращения, поступающие в Конституционный суд, подлежат обязательной регистрации в день их поступления.

Глава 7. Принятие обращений к производству, подготовка дел к рассмотрению и рассмотрение дел в Конституционном суде

Статья 30. Принятие обращения к производству

1. Поступившее обращение председателем Конституционного суда передается коллегии из трех судей Конституционного суда для решения в течение тридцати дней с момента регистрации вопроса о принятии обращения к производству.

2. Проверка обращения и прилагаемых к нему документов поручается одному из судей коллегии. Определение о принятии обращения к производству либо об отказе в его принятии принимается коллегией большинством голосов.

В случае принятия обращения к производству судья, которому была поручена проверка обращения, именуемый в дальнейшем судьей-докладчиком, проводит подготовку дела на заседание, в случае отказа в его принятии копия соответствующего определения коллегии судей с прилагаемыми материалами направляется заявителю.

3. Коллегия отказывает в принятии обращения к производству:

1) если обращение по форме и содержанию не соответствует требованиям настоящего конституционного Закона;

2) если обращение исходит от ненадлежащего органа или лица (субъекта);

3) если обращение подано представителем стороны, не имеющим полномочий на ведение дела в Конституционном суде, либо представителем является лицо, не предусмотренное настоящим конституционным Законом;

4) если заявленное в обращении требование неподведомственно Конституционному суду;

5) если конституционность указанного в обращении вопроса ранее проверялась и имеется акт, сохраняющий свою силу;

6) если в повторном обращении отсутствуют новые аргументы и доводы, касающиеся оспариваемого нормативного правового акта.

4. Отмена или утрата силы акта, конституционность которого оспаривается, влечет за собой отказ в принятии обращения к производству Конституционного суда.

5. Определение об отказе в принятии обращения к производству либо о его принятии может быть обжаловано сторонами в Конституционный суд в течение трех месяцев.

По результатам рассмотрения этого вопроса Конституционным судом принимается отдельное постановление.

6. Принятие к производству обращения о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров влечет за собой приостановление процесса вступления в силу оспариваемых международных договоров до окончания рассмотрения дела Конституционным судом.

Статья 31. Сроки рассмотрения вопросов в Конституционном суде

Конституционный суд рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему акт в течение шести месяцев со дня его принятия к производству.

По делам о толковании Конституции, а также связанным с запросом судьи (судей), акт Конституционного суда должен быть вынесен в течение двух месяцев.

По делам о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента, акт Конституционного суда должен быть вынесен в течение одного месяца.

Статья 32. Подготовка дела к рассмотрению

1. По принятому к производству обращению судья-докладчик в двухмесячный срок проводит подготовку дела к рассмотрению в соответствии с Регламентом.

Кроме того, судья-докладчик:

1) решает вопрос о соединении в одном судопроизводстве связанных между собой требований разных лиц либо о выделении неподведомственных требований, заявленных в одном обращении;

2) выносит определение о назначении дела к рассмотрению на заседании Конституционного суда, извещает участников заседания и обеспечивает участие необходимых лиц.

2. Ввиду особой сложности заявленных требований либо исключительной их важности подготовка дела к рассмотрению может быть поручена нескольким судьям.

Статья 33. Участники конституционного судопроизводства

Участниками конституционного судопроизводства считаются стороны, их представители, третьи лица, свидетели, эксперты, переводчики.

Статья 34. Стороны и их представители

1. Сторонами в конституционном судопроизводстве признаются:

1) обращающаяся сторона - лица или органы, представления и ходатайства которых приняты к производству;

2) сторона-ответчик - орган или должностные лица, издавшие, подписавшие нормативный правовой акт, или субъекты, инициировавшие проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, ратификацию, утверждение или иной способ вступления в силу для Кыргызской Республики международного договора, о конституционности которых ставится вопрос.

2. Стороны могут вести свои дела лично или через своих представителей. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Полномочия представителей оформляются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

3. Судья (судьи), запрос которого принят к производству Конституционного суда, стороной не признается, на заседание не вызывается.

4. Стороны пользуются равными процессуальными правами.

Стороны и их представители имеют право знакомиться с материалами дела, производить из них выписки, снимать копии, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе процесса вопросам, выступать с заключительной речью.

Стороны также имеют право заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения судьям, высказывать свое мнение по заявленным представлениям и ходатайствам.

Обращающаяся сторона имеет право изменить основания или предмет требований, увеличить или уменьшить их объем, отказаться от требований.

Сторона-ответчик вправе признать их полностью или частично либо возражать против них.

При судебном разбирательстве по письменной процедуре стороны представляют свои разъяснения, ходатайства, предложения и возражения в письменном виде до начала судебного разбирательства дела.

5. Каждая сторона вправе представлять доказательства и доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Стороны обязаны добросовестно пользоваться своими правами. Сообщение суду заведомо ложных сведений расценивается как неуважение к Конституционному суду и влечет ответственность по закону.

Стороны и их представители обязаны явиться по вызову Конституционного суда, дать объяснения и ответить на вопросы.

Статья 35. Свидетели

При необходимости исследования обстоятельств нормотворческого процесса по оспариваемому нормативному правовому акту в качестве свидетеля могут вызваны лица, обладающие сведениями о таких обстоятельствах.

Статья 36. Эксперт

На заседание Конституционного суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.

Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным судом.

Статья 37. Участие третьих лиц в заседании Конституционного суда

По инициативе судьи-докладчика, суда либо по ходатайству сторон к рассмотрению дела могут быть привлечены физические и юридические лица, государственные органы, общественные объединения, международные организации, которые обязаны представить свои объяснения, доводы и соображения по вопросу, рассматриваемому Конституционным судом. При этом Конституционный суд не связан с их доводами и соображениями.

Статья 38. Рассмотрение дел по письменной процедуре

1. Письменный процесс - судебное заседание Конституционного суда, проводимое по категориям дел, определенных частью 2 настоящей статьи, в отсутствие участников судебного процесса.

2. Рассмотрение по письменной процедуре осуществляется по следующим категориям дел:

1) об официальном толковании Конституции;

2) о даче заключения о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров;

3) по запросу судьи (судей);

4) о рассмотрении жалобы на определение коллегии судей об отказе или о принятии обращения к производству.

3. Дела, указанные в настоящей статье, рассматриваются по письменной процедуре, за исключением случаев, когда необходимость устного судебного разбирательства будет признана Конституционным судом по собственной инициативе либо по ходатайству участников конституционного судопроизводства.

4. Порядок рассмотрения дел с использованием письменной формы конституционного судопроизводства определяется Регламентом.

Статья 39. Отвод судьи (судей)

1. Стороны вправе заявить отвод судье (судьям) Конституционного суда на любом этапе конституционного судопроизводства в случаях:

1) если объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его близких родственных связей с участниками судопроизводства;

2) если имеются иные веские обстоятельства, которые могут повлиять на его непредвзятость и беспристрастность.

По этим же основаниям судья (судьи) обязан заявить самоотвод.

2. Конституционный суд по ходатайству сторон при наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, выносит мотивированное определение об отводе судьи после заслушивания судьи, вопрос об отводе которого должен быть решен.

При этом не допускается отвод (самоотвод) судьи (судей), если это приведет к нарушению кворума для рассмотрения дела, о чем Конституционный суд выносит определение.

Статья 40. Открытые заседания

Заседания Конституционного суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных настоящим конституционным Законом.

Присутствующие могут фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного суда. Председательствующий после предупреждения может удалить отдельных лиц из зала заседания, если ими допущено вмешательство в надлежащий порядок ведения заседания.

Статья 41. Закрытые заседания

Конституционный суд назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для охраны государственной тайны, обеспечения безопасности граждан, тайны их личной жизни и защиты общественной нравственности.

О необходимости слушания дела в закрытом заседании выносится мотивированное определение, которое перед началом заседания объявляется публично.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного суда, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников судопроизводства определяется Конституционным судом. Присутствие сотрудников аппарата Конституционного суда, непосредственно обеспечивающих надлежащий порядок ведения заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Статья 42. Отложение заседания

1. Заседание Конституционного суда может быть отложено в следующих случаях:

1) при отсутствии кворума;

2) при неявке сторон или одной стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, и их отсутствие может повлиять на правильное разрешение дела;

3) если Конституционный суд найдет рассматриваемое дело недостаточно подготовленным;

4) при несвоевременном представлении истребованных материалов, если они имеют существенное значение для разрешения дела;

5) при наличии других обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного заседания или всестороннему рассмотрению дела, если эти обстоятельства не могут быть устранены в ходе судебного заседания.

2. Решение об отложении судебного заседания Конституционного суда принимается большинством голосов от числа судей, участвующих в заседании суда. При принятии решения об отложении судебного заседания Конституционный суд назначает дату, на которую переносится заседание.

Статья 43. Приостановление производства по делу

1. В случаях, когда рассмотрение дела невозможно в течение установленного настоящим конституционным Законом срока, Конституционный суд вправе приостановить по нему производство на срок, необходимый для устранения возникших препятствий. При этом приостанавливается и срок его рассмотрения.

Производство по делу возобновляется при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. Приостановление производства по делу Конституционного суда не препятствует рассмотрению других дел.

2. Рассмотрение дела возобновляется с момента, на котором оно было приостановлено, а вторичный вызов заслушанных экспертов, специалистов, свидетелей производится лишь в необходимых случаях. При возобновлении производства Конституционный суд выносит определение и извещает об этом лиц, участвующих в деле.

Если заседание Конституционного суда возобновляется в ином составе судей, рассмотрение дела начинается заново.

Статья 44. Прекращение производства по делу

1. Конституционный суд прекращает производство по делу в случаях:

1) отказа заявителя от требований, добровольного снятия стороной вопроса до принятия решения Конституционным судом по существу;

2) если в процессе подготовки или рассмотрения дела будет установлено, что оно неподведомственно Конституционному суду. При этом обязательно указывается орган, которому оно подведомственно;

3) если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу в процессе подготовки или рассмотрения дела, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы физических и юридических лиц.

2. Решение вопроса о прекращении производства по делу принимается Конституционным судом большинством голосов судей, участвующих в заседании суда.

Определение Конституционного суда о прекращении производства по делу лишает стороны возможности повторного обращения в Конституционный суд с тем же требованием и по тем же основаниям.

Статья 45. Порядок рассмотрения дел

Рассмотрение дел в Конституционном суде проводится в устной или письменной форме, а также в отдельных случаях в онлайн-режиме в соответствии с Регламентом.

Статья 46. Протокол заседания Конституционного суда

В заседании Конституционного суда секретарем судебного заседания ведется протокол.

Статья 47. Применение мер процессуальной защиты

1. С целью защиты достоинства Конституционного суда, участников заседания и обеспечения надлежащего порядка ведения конституционного судопроизводства Конституционным судом допускается удаление лиц из зала судебного заседания или привлечение к ответственности за каждый случай нарушения, выразившегося в одной из следующих форм:

1) вмешательство в процессуальную деятельность суда, оказание воздействия на судью;

2) неисполнение или несвоевременное исполнение без уважительных причин требований Конституционного суда в процессе подготовки и рассмотрения дела;

3) неявка без уважительных причин или неуведомление о причинах неявки в Конституционный суд;

4) нарушение порядка заседания Конституционного суда, неподчинение судьям Конституционного суда, пренебрежение к принятым в Конституционном суде процедурам и правилам этикета;

5) самовольное нарушение участниками заседания последовательности выступлений;

6) использование оскорбительных выражений.

2. Если указанные в данной статье нарушения были проявлены в процессе судебного заседания, меры процессуальной защиты применяются немедленно по протокольному определению Конституционного суда.

3. В иных случаях меры процессуальной защиты применяются в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Глава 8. Акты Конституционного суда

Статья 48. Виды актов Конституционного суда

1. Конституционный суд принимает акты в виде решений, заключений, постановлений и определений.

2. Конституционный суд в результате рассмотрения обращений по полномочиям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 части 2 статьи 97 Конституции, принимает решение, пунктами 3, 5, 6 части 2 указанной статьи - заключение.

3. Решение и заключение Конституционного суда выносятся именем Кыргызской Республики и подписываются председательствующим и судьями Конституционного суда.

4. Иные акты Конституционного суда принимаются в форме постановления, отдельного или протокольного определения.

Статья 49. Порядок принятия актов Конституционного суда

1. Акты Конституционного суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей в совещательной комнате.

2. В ходе совещания судьи могут свободно излагать собственную позицию по рассматриваемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений не могут быть ограничены.

3. В совещании Конституционного суда участвуют только судьи Конституционного суда, рассматривающие данное дело. Присутствие посторонних лиц не допускается.

4. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

5. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол ведется судьей-докладчиком, подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.

6. Судьи, присутствовавшие на совещании, не вправе разглашать содержание дискуссий и результаты голосования.

7. Дело считается разрешенным по существу, когда Конституционный суд удовлетворяет полностью или частично либо оставляет без удовлетворения заявленные в обращении требования.

8. Акт Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании судей. В случае, когда ни одно предложение не собрало большинства голосов, председательствующий ставит на повторное голосование два предложения, собравшие наибольшее количество голосов.

9. В случае если при принятии решения или заключения голоса разделились поровну, то решение или заключение принимается в пользу конституционности оспариваемого акта. При равенстве голосов при принятии иных актов считается принятым акт, за который голосовал председательствующий.

10. Акт Конституционного суда должен быть обоснованным и мотивированным.

11. Решение и заключение Конституционного суда, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном статьей 38 настоящего конституционного Закона, провозглашаются в полном объеме в открытом заседании Конституционного суда немедленно после их подписания.

В отдельных случаях составление мотивировочной части решения может быть отложено на срок до десяти дней, но его резолютивная часть оглашается в том же заседании. В случае проведения письменного процесса итоговый акт Конституционного суда составляется и подписывается в день проведения письменного процесса и в течение трех рабочих дней рассылается сторонам по делу.

Статья 50. Особое мнение судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда, не согласный с актом Конституционного суда, либо голосовавший за принятое решение, постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого акта, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде.

Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с актом Конституционного суда в тех же изданиях, где подлежит опубликованию сам акт.

Статья 51. Исправление неточностей в акте

Конституционный суд после провозглашения акта может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.

Статья 52. Юридическая сила актов Конституционного суда

1. Акты Конституционного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат, кроме определения о принятии обращения к производству либо об отказе в его принятии. Решения и заключения Конституционного суда вступают в силу с момента провозглашения, а иные акты - с момента подписания.

Юридическая сила решения о признании нормативного правового акта или его части неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта или его части такого же содержания.

Решения и заключения Конституционного суда, принятые в порядке, предусмотренном статьей 38 настоящего конституционного Закона, вступают в силу со дня их опубликования на официальном сайте Конституционного суда.

2. Акты Конституционного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики.

3. Установление Конституционным судом неконституционности законов и иных нормативных правовых актов или их положений отменяет их действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными, за исключением судебных решений.

До приведения их в соответствие или отмены непосредственно применяются Конституция и решения Конституционного суда.

4. Судебные акты, основанные на нормах законов и иных нормативных актов, признанных неконституционными, пересматриваются судом, принявшим этот акт, в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты.

5. Не вступившие в силу международные договоры, признанные неконституционными заключением Конституционного суда, не подлежат введению в действие и применению.

Статья 53. Исполнение актов Конституционного суда

1. Решения и заключения Конституционного суда направляются сторонам, государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, чьи нормативные правовые акты были предметом рассмотрения, и публикуются в официальных изданиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, в "Вестнике Конституционного суда Кыргызской Республики", на официальном сайте Конституционного суда, а также при необходимости - и в иных изданиях.

2. В случаях если решением Конституционного суда нормативный правовой акт признан противоречащим Конституции полностью или частично либо из решения Конституционного суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Кабинет Министров не позднее трех месяцев с даты поступления решения Конституционного суда вносит в Жогорку Кенеш проект конституционного закона или закона, вытекающий из указанного решения.

Проект закона, вытекающий из решения Конституционного суда, может быть инициирован депутатами Жогорку Кенеша либо иными субъектами законодательной инициативы.

Указанные законопроекты подлежат рассмотрению Жогорку Кенешем во внеочередном порядке;

2) Президент, Кабинет Министров не позднее двух месяцев с даты поступления решения Конституционного суда принимают новый нормативный правовой акт либо вносят изменения в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие в соответствии с законодательством нормотворческими полномочиями, не позднее двух месяцев с даты поступления решения Конституционного суда принимают новый нормативный правовой акт либо вносят изменения в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

3. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению актов Конституционного суда, а также вмешательство в деятельность Конституционного суда влекут установленную законом ответственность.

Статья 54. Частные определения Конституционного суда

1. При выявлении в судебном заседании случаев нарушения законности, а также неисполнения актов Конституционного суда он вправе вынести частное определение и направить его соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и (или) их должностным лицам, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах.

2. В случае неисполнения требований Конституционного суда виновные должностные лица подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством. При этом данное обстоятельство не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности исполнения частного определения Конституционного суда.

РАЗДЕЛ III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 55. Финансовое обеспечение деятельности Конституционного суда

1. Финансирование деятельности Конституционного суда обеспечивается из средств республиканского бюджета.

2. Конституционный суд самостоятельно формирует свой бюджет на очередной финансовый год, который представляется Совету судей Кыргызской Республики и включается в республиканский бюджет в установленном порядке.

3. Конституционный суд самостоятельно распоряжается денежными средствами, предусмотренными бюджетом для финансирования Конституционного суда.

4. При формировании республиканского бюджета на соответствующий год объем расходной части бюджета всей судебной системы, включая и Конституционный суд, может быть ниже утвержденных показателей предыдущего года только с согласия Совета судей Кыргызской Республики.

Статья 56. Аппарат Конституционного суда

1. Деятельность Конституционного суда обеспечивается его аппаратом.

2. Непосредственное руководство аппаратом Конституционного суда осуществляет руководитель аппарата, назначаемый и освобождаемый от должности председателем Конституционного суда.

Работники аппарата Конституционного суда являются государственными служащими, назначаются и освобождаются от должностей руководителем аппарата в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, а также законодательством о труде.

3. Аппарат Конституционного суда:

1) осуществляет кадровое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Конституционного суда;

2) проводит прием посетителей по вопросам, не связанным с конституционным судопроизводством;

3) рассматривает обращения в адрес Конституционного суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного суда;

4) содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

5) изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения актов Конституционного суда;

6) осуществляет иную деятельность в пределах установленных полномочий.

Статья 57. Официальное издание Конституционного суда

Официальным изданием Конституционного суда является "Вестник Конституционного суда Кыргызской Республики".

Статья 58. Символы судебной власти Конституционного суда

В зале заседания Конституционного суда находятся изображение Государственного герба Кыргызской Республики, Государственный флаг Кыргызской Республики и издание Конституции.

Судьи Конституционного суда заседают в мантиях, описание и образцы которых утверждаются Советом судей Кыргызской Республики.

Статья 59. Печать Конституционного суда

Конституционный суд имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием.

Статья 60. Местопребывание Конституционного суда

Постоянным местопребыванием Конституционного суда является столица Кыргызской Республики - город Бишкек.

Заседания Конституционного суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Конституционный суд может провести заседание и в другом месте, когда он сочтет это необходимым.

РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 61. Порядок рассмотрения обращений, поступивших до вступления в силу Конституции и настоящего конституционного Закона

Обращения, поступившие до вступления в силу Конституции и настоящего конституционного Закона, рассматриваются и разрешаются Конституционным судом в пределах его полномочий, установленных статьей 97 Конституции.

Статья 62. Правопреемство Конституционного суда

1. Конституционный суд является правопреемником Конституционной палаты Верховного суда. Материальные гарантии независимости Конституционной палаты Верховного суда, установленные до вступления в силу настоящего конституционного Закона, в том числе отдельное здание, ранее занимаемое Конституционной палатой Верховного суда, сохраняется за Конституционным судом.

2. Материально-техническое обеспечение деятельности Конституционного суда осуществляется Кабинетом Министров на базе имущества Конституционной палаты Верховного суда в пределах утвержденного бюджета Конституционной палаты Верховного суда на 2021 год.

3. Решения Конституционной палаты Верховного суда, принятые до вступления в силу Конституции от 5 мая 2021 года, подлежат исполнению в установленном законодательством порядке.

Статья 63. Вступление в силу настоящего конституционного Закона

1. Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Признать утратившими силу:

1) конституционный Закон Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" от 13 июня 2011 года № 37 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 6, ст.532);

2) статью 1 конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 26 мая 2012 года № 66 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 5, ст.2290);

3) конституционный Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" от 26 июня 2013 года № 105 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 6, ст.611);

4) конституционный Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" от 20 июля 2017 года № 136 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 7-8, ст.738).

 

Президент

Кыргызской Республики

 

С.Жапаров

 

Принят Жогорку Кенешем

Кыргызской Республики

30 сентября 2021 года