ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 17 января 2022 года № 1
О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2022 год и прогнозе на 2023-2024 годы
1. Утвердить республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2022 год по доходам в сумме 282112890,6 тыс. сомов и расходам в сумме 291234571,0 тыс. сомов согласно приложению 1.
2. Установить предельный размер дефицита республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2022 год в сумме 9121680,4 тыс. сомов согласно приложению 1.
3. Направить на покрытие предельного размера дефицита республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2022 год средства внешних и внутренних источников финансирования в сумме 9121680,4 тыс. сомов согласно приложению 1.
1. Одобрить прогноз консолидированного бюджета Кыргызской Республики на 2022-2024 годы согласно приложению 2.
2. Одобрить прогноз основных параметров республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2023-2024 годы:
1) прогноз по доходам на 2023 год - в сумме 295853377,0 тыс. сомов, на 2024 год - в сумме 312163485,8 тыс. сомов;
2) прогноз по расходам на 2023 год - в сумме 303530378,9 тыс. сомов, на 2024 год - в сумме 303858292,0 тыс. сомов;
3) прогноз дефицита республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2023 год - в сумме 7677001,9 тыс. сомов;
4) прогноз профицита республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2024 год - в сумме 8305193,8 тыс. сомов.
3. Кабинет Министров Кыргызской Республики вправе производить уточнение прогнозных параметров республиканского бюджета Кыргызской Республики, одобренных на 2023-2024 годы, при их принятии на каждый конкретный период.
Формировать доходную часть республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2022-2024 годы за счет поступлений по источникам согласно приложениям 3 и 3-1.
Установить средства на финансирование расходов из республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2022-2024 годы согласно приложениям 4, 5 и 6.
1. Установить расходы по государственным инвестициям на 2022-2024 годы согласно приложению 7.
2. Утвердить объем средств, выделенных на финансирование капитальных вложений в 2022 году, в сумме 3000000,0 тыс. сомов и направить их на завершение строительства объектов, предусмотренных в предыдущие периоды, а также на строительство, реконструкцию объектов, утвержденных в перечне на 2022 год, учитывая их приоритетность.
3. Направить 150000,0 тыс. сомов на выплату бюджетных средств, предоставляемых пострадавшим от стихийных бедствий, согласно государственным ипотечным сертификатам Финансово-кредитного фонда при Министерстве финансов Кыргызской Республики.
4. Утвердить объем средств, выделенных на финансирование стимулирующих (долевых) грантов в 2022 году, в сумме 600000,0 тыс. сомов, в 2023 году - 600000,0 тыс. сомов, в 2024 году - 1000000,0 тыс. сомов. Установить приоритетность финансирования стимулирующих (долевых) грантов органам местного самоуправления, получающим дотацию из республиканского бюджета.
1. Производить в первоочередном порядке финансирование расходов по защищенным статьям (заработная плата, взносы в Социальный фонд, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, приобретение продуктов питания, пособия по социальному обеспечению, пособия по социальной помощи населению, стипендии), а также по государственным долговым обязательствам и текущим грантам других единиц сектора государственного управления (трансферты в Социальный фонд Кыргызской Республики при Кабинете Министров Кыргызской Республики и Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики).
2. Допускается уменьшение сумм, предусмотренных на защищенные статьи, в связи с образованием вакансий в бюджетных учреждениях, принятием нормативных правовых актов, повлекших изменение их штатной численности, за исключением пилотных министерств, предусмотренных в приложении 11-1.
3. Возложить ответственность на руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных государственных органов за полное обеспечение собственных расходов по защищенным статьям в соответствии с настоящим Законом.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления осуществлять финансирование расходов местных бюджетов на 2022-2024 годы в первоочередном порядке по защищенным статьям и коммунальным услугам.
5. В соответствии с решениями Кабинета Министров Кыргызской Республики разрешить министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам и иным государственным органам создавать фонды развития и материального поощрения сотрудников за счет платных услуг и иных источников.
Кабинет Министров Кыргызской Республики вправе вносить уточнения во взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами органов местного самоуправления согласно принимаемым соответствующими органами нормативным правовым актам, а также структурным изменениям, изменениям объемов производства (работ, услуг), уровням цен.
1. Установить оборотную кассовую наличность по республиканскому бюджету Кыргызской Республики на 1 января 2022 года в сумме не менее 500000,0 тыс. сомов.
2. Установить количественное ограничение образования задолженности перед одним кредитором не более 50 процентов от общей суммы государственного внешнего долга.
1. Производить финансирование из республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2022 год учреждений, ранее состоявших на бюджете областей, согласно приложению 8.
2. Одобрить прогноз суммы финансирования из республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2023-2024 годы учреждений, ранее состоявших на бюджете областей, согласно приложениям 8-1 и 8-2.
1. Установить на 2022-2024 годы следующие нормативы отчислений от общегосударственных доходов:
1) подоходный налог, уплачиваемый налоговыми агентами, - в размере 100 процентов в местные бюджеты городов и айылных аймаков;
2) налог с продаж - в размере 100 процентов в республиканский бюджет;
3) налог на основе добровольного патента, налог на основе обязательного патента, единый налог, налог с розничных продаж по упрощенной системе налогообложения - в размере 100 процентов в местные бюджеты городов, айылных аймаков;
4) налог за пользование недрами (роялти), за исключением стратегических полезных ископаемых (золото, нефть, газ), - в размере 50 процентов в местные бюджеты городов и айылных аймаков по месту разработок месторождений, 50 процентов - в республиканский бюджет;
5) налог за пользование недрами (бонус) - в размере 100 процентов в республиканский бюджет;
6) сбор за предоставление права пользования недрами - в размере 7 процентов в местные бюджеты городов и айылных аймаков по месту разработок месторождений, 93 процента - в республиканский бюджет;
7) отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения - в размере 20 процентов в местные бюджеты городов и айылных аймаков по месту разработок месторождений, 80 процентов - в республиканский бюджет.
2. Распределение сумм сверхплановых поступлений общегосударственных доходов между республиканским и местными бюджетами производится согласно утвержденным нормативам отчислений по каждому виду дохода.
3. Доходы местных бюджетов не подлежат изъятию в бюджет другого уровня.
1. Утвердить размеры выравнивающих трансфертов для местных бюджетов из республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2022 год в общей сумме расходов 1423225,3 тыс. сомов согласно приложению 10.
2. Одобрить прогноз размеров выравнивающих трансфертов из республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2023-2024 годы согласно приложению 10.
3. Органам местного самоуправления в первоочередном порядке направить выравнивающие трансферты на финансирование расходов по защищенным статьям и коммунальным услугам (за исключением электроэнергии).
4. Ответственность за полноту финансирования расходов по коммунальным услугам (за исключением электроэнергии) за счет выравнивающих трансфертов из республиканского бюджета несут органы местного самоуправления.
5. В случае увеличения доходов местных бюджетов в пределах предусмотренных законодательством полномочий размеры выравнивающих трансфертов на последующие три года не подлежат уменьшению.
1. Предусмотреть в республиканском бюджете на финансирование фондов развития регионов полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в Ошской, Баткенской областях средства в сумме 100000,0 тыс. сомов и местных государственных администраций - в сумме 819400,0 тыс. сомов.
2. Ответственность за целевое использование средств республиканского бюджета, направляемых в фонды развития регионов, несут полномочные представители Президента Кыргызской Республики в Ошской, Баткенской областях и главы местных государственных администраций.
1. Предусмотреть в республиканском бюджете средства для местных государственных администраций для финансирования расходов на электроэнергию в городах районного значения и айылных аймаках в сумме 802400,0 тыс. сомов.
2. Местным государственным администрациям производить финансирование расходов на электроэнергию в городах районного значения и айылных аймаках согласно утвержденному лимиту потребления электроэнергии.
3. Ответственность за целевое финансирование расходов на электроэнергию в городах районного значения и айылных аймаках из республиканского бюджета несут главы местных государственных администраций.
Обеспечить возврат из местных бюджетов в республиканский бюджет суммы ранее полученных органами местного самоуправления бюджетных ссуд и кредитов в 2022-2024 годах согласно приложению 9.
Установить размер минимальной заработной платы на 2022 год - 2200,0 сомов, на 2023 год - 2337,0 сомов, на 2024 год - 2460,0 сомов.
1. Взыскать в соответствующие бюджеты средства республиканского бюджета Кыргызской Республики, использованные бюджетными учреждениями, хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления не по целевому назначению.
2. Государственным органам и органам местного самоуправления, учреждениям, созданным государственными органами и органами местного самоуправления, закрыть все счета вне системы казначейства, за исключением норм, предусмотренных пунктом 4 статьи 105 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, и бюджетных учреждений, расположенных за пределами Кыргызской Республики, а также Республиканского учреждения протезно-ортопедических изделий при Министерстве труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики.
3. При нарушении указанных норм руководители бюджетных учреждений будут нести ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
1. Предусмотреть в республиканском бюджете Кыргызской Республики на следующий год расходы по принятым в текущем году нормативным правовым актам, требующим дополнительные финансовые ресурсы.
2. Разрешить бюджетным учреждениям использовать остатки средств, аккумулируемые на специальных счетах на начало года, до внесения соответствующих изменений в настоящий Закон.
Осуществлять за счет средств соответствующих министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов государственной власти выплаты по исполнительным листам физических и юридических лиц по решениям судебных органов.
1. Одобрить программный бюджет на 2022-2024 годы министерств, государственных комитетов и административных ведомств согласно приложению 11.
2. Министерствам, государственным комитетам и административным ведомствам представлять в Министерство финансов Кыргызской Республики полугодовые и годовые отчеты о достижении индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам согласно приложению 11.
3. Предоставить Министерству финансов Кыргызской Республики право инициировать пилотирование бюджетирования, ориентированного на результат в отдельных бюджетных учреждениях.
1. Утвердить программные бюджеты и целевые значения индикаторов результативности на 2022-2024 годы пилотных министерств согласно приложению 11-1.
2. Предоставить право руководителям пилотных министерств:
1) самостоятельно определять структуру и количество необходимых штатных единиц в рамках предельной штатной численности с учетом бюджетных программ государственного органа, предусмотренных в приложении 11-1;
2) использовать денежные средства, высвободившиеся в ходе реализации программных бюджетов, предусмотренных в приложении 11-1:
- от экономии средств, предусмотренных по отдельным бюджетным программам, на реализацию иных программ, предусмотренных в приложении 11-1;
- от экономии, образовавшейся от наличия вакантных должностей и оптимизации штатных единиц, направить для установления служащим и работникам коэффициента к заработной плате (или надбавки к должностному окладу) при соблюдении требований в соответствии с частью 3 настоящей статьи в пределах фонда оплаты труда государственных органов.
3. Пилотным министерствам при исполнении программных бюджетов обеспечить соблюдение следующих требований:
1) представление полугодовых плановых значений индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам в Кабинет Министров Кыргызской Республики и Министерство финансов Кыргызской Республики в течение 10 рабочих дней после вступления в силу настоящего Закона;
2) достижение полугодовых и годовых плановых значений индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам;
3) представление в Кабинет Министров Кыргызской Республики и Министерство финансов Кыргызской Республики на полугодовой и годовой основе отчетов о достижении индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам.
4. Денежные средства в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи по итогам достижения полугодовых и годовых плановых значений индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам за 2022 год предусматриваются в бюджете пилотного министерства на 2023 год.
5. Кабинет Министров Кыргызской Республики вправе:
1) увеличить бюджетную смету пилотного министерства в случае достижения полугодовых плановых индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам;
2) сократить бюджетную смету пилотного министерства в случае недостижения полугодовых плановых индикаторов результативности по бюджетным программам и бюджетным мерам.
Увеличение и сокращение бюджетной сметы пилотного министерства в соответствии с настоящей статьей составляет не более 5 процентов.
1. Обеспечить исполнение положений законодательства о бюджетном регулировании, предусматривающих внесение изменений в настоящий Закон не более двух раз в год. При этом первое изменение должно быть внесено на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не позднее 1 июня текущего бюджетного года.
2. Установить, что на период действия чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации на территории Кыргызской Республики Кабинет Министров Кыргызской Республики в рамках утвержденного бюджета вправе перераспределять бюджетные средства между главными распорядителями бюджетных средств путем принятия соответствующих решений Кабинета Министров Кыргызской Республики до внесения изменений в настоящий Закон.
3. Кабинет Министров Кыргызской Республики вправе вносить изменения в сметные назначения главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с текущими изменениями структуры Кабинета Министров Кыргызской Республики в рамках настоящих параметров бюджета.
Настоящий Закон подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2022 года.
Президент Кыргызской Республики |
С.Н. Жапаров |
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики |
22 декабря 2021 года |