Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\61d4f961-1721-4425-8868-cd366d257e35\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 23 января 2003 года № 30

Об экспортном контроле

(В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года № 73, 5 октября 2011 года № 161 , 29 марта 2019 года N 40 , 24 апреля 2019 года N 51 )

Настоящий Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственного управления Кыргызской Республики и участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля контролируемой продукции, а также определяет их права, обязанности и ответственность в этой области.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

Глава 1
Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная, брокерская и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена сырьем и материалами, оборудованием и технологиями, научно-технической информацией, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);

контролируемая продукция - виды сырья и материалов, оборудования и технологий, научно-технической информации, работ и услуг, продукции двойного назначения и результатов интеллектуальной деятельности, включенные в Национальный контрольный список Кыргызской Республики и которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

продукция двойного назначения - продукция или товары, включая технологии и программное обеспечение, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

экспорт и импорт - вывоз и ввоз контролируемой продукции с территории и на территорию Кыргызской Республики. Передача технологий с помощью технических средств с использованием информационно-коммуникационных технологий с территории и на территорию Кыргызской Республики также приравнивается к экспорту (импорту);

реэкспорт - экспорт контролируемой продукции, произведенной за пределами страны, ранее ввезенной на территорию Кыргызской Республики и не подвергшейся переработке;

транзит - перемещение контролируемой продукции через территорию Кыргызской Республики, перевозка (транспортировка) которой началась и должна закончиться за пределами территории Кыргызской Республики (за исключением международных транзитных полетов воздушных судов без посадки на территории Кыргызской Республики);

ядерные и специальные неядерные материалы - материалы, определенные таковыми в соответствии с требованиями международных норм и правил о нераспространении ядерного оружия;

экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;

участники внешнеэкономической деятельности - юридические, физические лица Кыргызской Республики, зарегистрированные в установленном порядке, а также иностранные юридические, физические лица, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства и которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

внутрифирменная программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые предприятиями и организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля;

оружие массового поражения - ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие;

средства доставки - ракеты, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, зенитно-ракетные комплексы и артиллерийские системы, способные доставлять оружие массового поражения;

уполномоченный орган - орган государственного управления Кыргызской Республики, имеющий соответствующие полномочия в области экспортного контроля;

государственная экспертиза - комплекс мер по проверке, анализу документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономическим сделкам с контролируемой продукцией в целях определения ее соответствия международным обязательствам Кыргызской Республики, ее государственным интересам и требованиям экологической безопасности;

брокерская деятельность - оказание услуг по совершению сделок купли-продажи, поставке контролируемой продукции, а также по ведению переговоров, подготовке контрактов или организации передачи контролируемой продукции, включая финансовые и транспортные услуги;

услуги - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей третьих лиц, включая брокерскую деятельность, техническую помощь и транспортировку контролируемой продукции;

идентификация - установление принадлежности (соответствия) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к контролируемой продукции;

техническая помощь - оказание технической поддержки, связанной с контролируемой продукцией и технологиями;

технология - научно-техническая информация и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), выраженные в форме моделей, прототипов, чертежей, диаграмм, проектов, инструкций, программных продуктов либо в неосязаемой форме - обучение, техническое обеспечение (обслуживание), необходимые для разработки, производства или использования товаров;

материалы, относящиеся к ядерному, химическому и биологическому оружию и средствам его доставки, - материалы, оборудование и технологии, подпадающие под действие соответствующих многосторонних (международных) договоров и договоренностей (в области нераспространения оружия массового поражения) или включенные в национальные контрольные списки, которые могут быть использованы для проектирования, разработки, производства или применения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения органов государственного управления Кыргызской Республики и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Действие настоящего Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении контролируемой продукции на всей территории Кыргызской Республики.

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также научно-технической информации, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальная собственность), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством и другими нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики в области военно-технического сотрудничества.

Настоящий Закон применяется и в тех случаях, когда действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) государственными органами и организациями, юридическими и физическими лицами за пределами Кыргызской Республики, могут способствовать распространению оружия массового поражения, средств его доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств его доставки или могут нанести ущерб национальной безопасности Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики в области экспортного контроля

 

Законодательство в области экспортного контроля основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов Кыргызской Республики и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики.

Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Кыргызской Республики.

 

Статья 4. Цели экспортного контроля

Основными целями экспортного контроля являются:

защита интересов Кыргызской Республики;

реализация требований международных договоров Кыргызской Республики в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом, импортом, реэкспортом и транзитом контролируемой продукции;

создание условий для интеграции экономики Кыргызской Республики в мировую экономику.

 

Статья 5. Принципы государственной политики Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Государственная политика в области экспортного контроля является частью внутренней и внешней политики Кыргызской Республики и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

Государственная политика Кыргызской Республики в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:

законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля, а также информации о порядке, правилах, целях, задачах и принципах функционирования системы экспортного контроля и мерах ответственности за нарушение нормативных правовых актов Кыргызской Республики об экспортном контроле;

обеспечение приоритета национальных интересов и безопасности Кыргызской Республики при осуществлении экспортного контроля;

добросовестность выполнения международных обязательств Кыргызской Республики в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом, импортом, реэкспортом и транзитом контролируемой продукции;

осуществление государственного контроля за перемещением контролируемой продукции на территории и через государственную границу Кыргызской Республики;

взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки;

гармонизация процедур и методов осуществления экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;

осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 6. Национальный контрольный список Кыргызской Республики

Национальный контрольный список Кыргызской Республики контролируемой продукции утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Обновление Национального контрольного списка Кыргызской Республики контролируемой продукции осуществляется не реже одного раза в течение двух лет, с момента последнего его обновления, и в соответствии с изменениями в контрольных списках международных режимов экспортного контроля.

Контролируемая продукция, включенная в Национальный контрольный список Кыргызской Республики, подлежит экспортному контролю и идентификации независимо от форм собственности, места происхождения и времени ее производства. Проведение идентификации является обязанностью участников внешнеэкономической деятельности.

Участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемой продукции организации, получившей в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемой продукции посредством заключения соответствующего договора. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемой продукции несет экспертная организация.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля

Экспортный контроль в Кыргызской Республике осуществляется посредством правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

установление соответствия (идентификация) конкретных видов сырья и материалов, оборудования и технологий, научно-технической информации, работ и услуг, продукции двойного назначения и результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, видам продукции, включенным в Национальный контрольный список Кыргызской Республики;

разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, предусматривающий лицензирование или иную форму его государственного регулирования;

совершение таможенных операций при экспорте, импорте, реэкспорте и транзите контролируемой продукции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки;

применение мер государственного принуждения (санкции) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции или предпринявших попытку совершить эти действия;

создание на предприятиях и в организациях, осуществляющих научную и производственную деятельность по обеспечению обороноспособности и безопасности Кыргызской Республики, внутрифирменных программ экспортного контроля;

обмен информацией и иное взаимодействие с уполномоченными органами по экспортному контролю иностранных государств и международными организациями;

обновление Национального контрольного списка Кыргызской Республики контролируемой продукции и товаров (работ, услуг) с учетом общепризнанных норм международного права и практики;

предоставление государственных гарантий, в том числе в виде сертификатов конечного пользователя, в отношении использования импортируемой в Кыргызскую Республику контролируемой продукции;

всеобъемлющий контроль.

(В редакции Законов КР от 29 марта 2019 года N 40, 24 апреля 2019 года N 51)

Глава 2
Правовые основы организации экспортного контроля

 

Статья 8. Полномочия Правительства Кыргызской Республики и органов государственного управления в области экспортного контроля

Правительство Кыргызской Республики:

организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;

определяет в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики порядок осуществления и учета внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;

принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных и межправительственных договоров в области экспортного контроля и осуществляет контроль за их исполнением;

определяет и руководит деятельностью уполномоченных органов Кыргызской Республики, ответственных за осуществление экспортного контроля и санкционированного транзита;

утверждает Национальный контрольный список Кыргызской Республики и Перечень стран, в которые запрещен или ограничен экспорт этой продукции, а также устанавливает количественные ограничения экспорта, импорта и реэкспорта контролируемой продукции;

устанавливает порядок проведения идентификации контролируемой продукции;

создает межведомственную комиссию по экспортному контролю, утверждает положение о ней и ее состав;

устанавливает порядок организации государственного контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях;

в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия в области экспортного контроля.

Органы государственного управления:

обеспечивают исполнение настоящего Закона, других законов, нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики и международных обязательств в области экспортного контроля;

разрабатывают и вносят на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики Национальный контрольный список Кыргызской Республики, предложения по его обновлению, количественному ограничению экспорта, импорта и реэкспорта контролируемой продукции, а также Перечню стран, в которые запрещен или ограничен экспорт этой продукции;

разрабатывают и вносят на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики порядок проведения идентификации контролируемой продукции;

готовят заключения, проводят досмотр и выдают разрешения на транзит контролируемой продукции, а также осуществляют осмотр контролируемой продукции при ее отгрузке с территории Кыргызской Республики;

пресекают незаконное перемещение по территории и через государственную границу Кыргызской Республики контролируемой продукции;

запрашивают от участников внешнеэкономической деятельности информацию об использовании контролируемой продукции, полученной по ранее совершенным сделкам, в соответствии с принятыми обязательствами;

осуществляют взаимодействие с международными организациями, государственными органами и неправительственными организациями иностранных государств, а также содействуют развитию контактов и обмену информацией между общественными организациями Кыргызской Республики и иностранными неправительственными организациями в области экспортного контроля;

осуществляют в пределах своей компетенции надзор и проверку участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

осуществляют в пределах своей компетенции иные полномочия в области экспортного контроля.

 (В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года № 73, 5 октября 2011 года № 161 , 24 апреля 2019 года N 51 )

 

Статья 9. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации и уполномоченных органов в отношении предоставленной информации

Участники внешнеэкономической деятельности:

обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией и по требованию уполномоченных органов предоставлять документы, объяснения и иную информацию, необходимые для выполнения ими задач и функций, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики в области экспортного контроля;

несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой уполномоченным органам для целей экспортного контроля.

Информация, предоставленная участниками внешнеэкономической деятельности, используется уполномоченными органами исключительно в целях экспортного контроля.

Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законами Кыргызской Республики тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться и использоваться должностными лицами уполномоченных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Всеобъемлющий контроль:

участникам внешнеэкономической деятельности запрещается заключать внешнеэкономические сделки с товарами, технологиями, программным обеспечением, результатами интеллектуальной деятельности, работами, услугами или участвовать в них любым иным образом в случае, если им известно, что данная продукция и результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги будут использованы иностранным государством либо иностранными юридическими, физическими лицами для целей создания, производства или использования оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов;

участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в установленном порядке лицензию и (или) разрешение уполномоченного органа на осуществление внешнеэкономических сделок с товарами, технологиями, программным обеспечением, результатами интеллектуальной деятельности, работами, услугами, не подпадающими под действие статьи 6 настоящего Закона, в тех случаях, когда:

- участники внешнеэкономической деятельности проинформированы уполномоченным органом или иным государственным органом Кыргызской Республики о том, что данная продукция и результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях создания оружия массового уничтожения и (или) средств его доставки;

- участники внешнеэкономической деятельности осознают, что данная продукция и результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях создания оружия массового уничтожения и (или) средств его доставки.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 10. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемой продукцией

Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемой продукции иностранному лицу, должны совершаться при наличии сертификата конечного пользователя и письменного обязательства иностранного лица о том, что указанная продукция не будет использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Участникам внешнеэкономической деятельности запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с контролируемой продукцией, если им достоверно известно, что данная продукция будет использована иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств в Кыргызской Республике могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, вплоть до эмбарго в отношении иностранных государств в случае нарушения ими обязательств, данных Кыргызской Республике, а также в соответствии с решениями международных организаций, в которых Кыргызская Республика является участником.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности с контролируемой продукцией, устанавливаемые в отношении отдельных государств, исходя из интересов обеспечения безопасности, вводятся законами Кыргызской Республики.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности с контролируемой продукцией, устанавливаемые в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики, вводятся указами Президента Кыргызской Республики.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, не совместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, вводятся постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

Передача контролируемой продукции между субъектами внутри республики допускается при наличии соответствующего разрешения, выданного уполномоченным органом.

Порядок и условия выдачи разрешения на передачу контролируемой продукции между субъектами внутри республики определяются в соответствии с Порядком осуществления экспортного контроля за контролируемой продукцией в Кыргызской Республике, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 11. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией

 

Внешнеэкономические операции, предусматривающие экспорт, импорт и реэкспорт контролируемой продукции, подлежат обязательному лицензированию.

Лицензирование этих операций, его принципы и порядок осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 12. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок

 

Внешнеэкономические сделки, предусматривающие экспорт, импорт и реэкспорт контролируемой продукции, подлежат государственной экспертизе, которая проводится уполномоченными органами.

Порядок и условия государственной экспертизы определяются в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики.

 

Глава 3
Международное сотрудничество в области экспортного контроля

 

Статья 13. Цели и формы международного сотрудничества в области экспортного контроля

 

Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области экспортного контроля осуществляется в целях:

координации усилий и взаимодействия с иностранными государствами по предотвращению распространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также технологий по их созданию;

содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений;

создания благоприятных условий для интеграции экономики Кыргызской Республики в мировую экономику на равноправной и взаимовыгодной основе;

активизации участия Кыргызской Республики в международном обмене всеми видами контролируемой продукции и расширении возможностей доступа участников внешнеэкономической деятельности на мировой рынок;

совершенствования международных и внутригосударственных механизмов экспортного контроля, выявления фактов нарушений нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области экспортного контроля, а также предприятий, организаций и участников внешнеэкономической деятельности, совершивших эти нарушения.

Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области экспортного контроля осуществляется посредством ее участия в международных режимах экспортного контроля и международных форумах, а также в проведении переговоров, консультаций с иностранными государствами, взаимного обмена информацией и в реализации совместных программ и иных мероприятий в области экспортного контроля на двухсторонней и многосторонней основе.

Участие Кыргызской Республики в международных санкциях, связанных с экспортным контролем, в отношении одной страны или ряда стран и осуществление этих санкций определяются законодательством Кыргызской Республики на основе норм международного права. В отдельных случаях такие санкции могут приниматься Кыргызской Республикой в одностороннем порядке.

С момента объявления международных санкций Кыргызская Республика не возмещает убытки участникам внешнеэкономической деятельности.

 

Глава 4
Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля

 

Статья 14. Нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Нарушением законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля является:

осуществление несанкционированных внешнеэкономических сделок по экспорту, импорту, реэкспорту контролируемой продукции, а также ее транзит через территорию Кыргызской Республики и оказание услуг без соответствующего разрешения;

предоставление органам государственного управления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения, на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией;

неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний уполномоченных органов;

создание препятствий для выполнения должностными лицами уполномоченных органов, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;

необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой уполномоченными органами для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или сокрытие;

нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией;

занятие деятельностью, не совместимой с требованиями вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Законов КР от 5 октября 2011 года № 161, 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Участники внешнеэкономической деятельности, виновные в нарушении Закона Кыргызской Республики "Об экспортном контроле", несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 15-1. Обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов и организаций, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, и их должностных лиц

Участники внешнеэкономической деятельности вправе обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов и организаций, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, и их должностных лиц при осуществлении полномочий в области экспортного контроля, нарушающие их права и законные интересы в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики об основах административной деятельности и административных процедурах.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года N 51)

 

Статья 16. О введении в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок:

представить в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

           Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев