Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\aff77b5d-cc02-4d05-bb86-385623cd91b8\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 26 февраля 2003 года № 44

О национальной безопасности

(В редакции Законов КР от 13 октября 2008 года № 212, 25 ноября 2011 года № 222, 18 марта 2017 года № 46, 1 декабря 2017 года N 197 (2) )

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему национальной безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения национальной безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Понятие  состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам национальной безопасности относятся:

личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

 

Статья 2. Субъекты обеспечения национальной безопасности

 

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Кыргызской Республики. Гражданам Кыргызской Республики, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством.

 

Статья 3. Угроза национальной безопасности

 

Угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам национальной безопасности, исходящая из внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

 

Статья 4. Обеспечение национальной безопасности

 

Национальная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного, военного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов национальной безопасности в Кыргызской Республике разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере национальной безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения национальной безопасности.

 

Статья 5. Принципы обеспечения национальной безопасности

 

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:

- соблюдение Конституции Кыргызской Республики, законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также общепризнанных принципов и норм международного права;

- уважение основных прав и свобод человека;

- единство, взаимосвязь и адекватность системы мер обеспечения национальной безопасности угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства;

- приоритет политических и экономических мер обеспечения национальной безопасности;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению национальной безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности;

- открытость и доступность информации о деятельности органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности, за исключением случаев, когда такая открытость и доступность в соответствии с законом может нанести ущерб национальным интересам обеспечения безопасности.

(В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222)

 

Статья 6. Правовая основа обеспечения национальной безопасности

 

Правовую основу обеспечения национальной безопасности составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон, законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие отношения в области безопасности, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222)

 

Статья 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении национальной безопасности

 

При обеспечении национальной безопасности не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, настоящим Законом и иными законами Кыргызской Республики в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям. Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией Кыргызской Республики.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих национальную безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством Кыргызской Республики сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению национальной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222)

 

Раздел II
Система национальной безопасности Кыргызской Республики

 

Статья 8. Основные элементы системы национальной безопасности

 

Систему национальной безопасности образуют органы государственной власти Кыргызской Республики, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения национальной безопасности, не установленных законом Кыргызской Республики, не допускается.

 

Статья 9. Основные функции системы национальной безопасности

 

Основными функциями системы национальной безопасности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов национальной безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- обеспечение территориальной целостности и безопасности Кыргызской Республики;

- обеспечение основных прав и свобод граждан;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

- создание и совершенствование законодательства в сфере национальной безопасности;

- формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка, социально-политической стабильности общества и государства;

- обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с соседними, а также другими государствами;

- управление силами и средствами обеспечения национальной безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов национальной безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

- создание благоприятных условий для подъема экономики Кыргызской Республики и ее гармоничной интеграции в мировую экономику;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Кыргызской Республики в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222)

 

Статья 10. Взаимодействие органов государственной власти в системе национальной безопасности

 

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти.

Президент Кыргызской Республики:

- возглавляет Совет безопасности Кыргызской Республики, образуемый в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- утверждает Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину Кыргызской Республики, разработанную (уточненную) Советом безопасности Кыргызской Республики;

- по предложению Совета безопасности Кыргызской Республики утверждает краткосрочные и долгосрочные программы обеспечения национальной безопасности, контролирует их реализацию;

- по предложению Совета безопасности Кыргызской Республики принимает оперативные решения по обеспечению национальной безопасности;

- в пределах определенной законами компетенции, в целях обеспечения национальной безопасности страны принимает решение об объявлении общей или частичной мобилизации, состояния войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике, военного положения, с последующим незамедлительным внесением данных вопросов на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

- при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, с последующим незамедлительным уведомлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики:

- осуществляет законодательное регулирование в сфере национальной безопасности;

- осуществляет контроль за исполнением законов в сфере национальной безопасности;

- вводит чрезвычайное положение в случаях и порядке, предусмотренных конституционным законом; утверждает или отменяет указы Президента Кыргызской Республики по этому вопросу;

- решает вопросы войны и мира; введения военного положения; объявления состояния войны; утверждения или отмены указов Президента Кыргызской Республики по этим вопросам;

- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

- рассматривает и принимает бюджет в сфере национальной безопасности.

Правительство Кыргызской Республики:

- принимает меры по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка и обеспечивает их реализацию;

- обеспечивает исполнение законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере национальной безопасности;

- в пределах своей компетенции осуществляет руководство государственными органами обеспечения национальной безопасности;

- в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по вопросам обеспечения национальной безопасности.

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 10, изложенную на государственном языке.

 (В редакции Законов КР от 25 ноября 2011 года № 222, 18 марта 2017 года № 46,  1 декабря 2017 года N 197 (2))

Статья 11. Силы и средства обеспечения национальной безопасности

 

Силы и средства обеспечения национальной безопасности создаются и развиваются в Кыргызской Республике в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Силы обеспечения национальной безопасности включают в себя:

- Вооруженные Силы Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности, уполномоченные государственные органы в сферах внутренних дел, таможенного дела, налоговой службы, а также иные государственные органы, вовлеченные в рамках своей компетенции в систему обеспечения национальной безопасности;

- службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, части и подразделения Гражданской защиты, внутренние войска;

- органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве.

Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности, уполномоченный государственный орган в сфере внутренних дел, иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222)

 

Раздел III
Совет безопасности Кыргызской Республики

 

(Утратил силу в соответствии с Законом КР от 25 ноября 2011 года № 222)

Раздел IV
Финансирование деятельности по обеспечению национальной безопасности

 

Статья 19. Финансирование деятельности по обеспечению национальной безопасности

 

Финансирование деятельности по обеспечению национальной безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Кыргызской Республики, местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

 

Раздел V
Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению  национальной безопасности

 

Статья 20. Контроль за обеспечением национальной безопасности

 

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право на получение информации о деятельности органов национальной безопасности в соответствии и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222)

 

Статья 21. Надзор за законностью деятельности органов

обеспечения национальной безопасности

 

Надзор за законностью деятельности органов обеспечения национальной безопасности осуществляют органы прокуратуры.

(В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222)

 

Статья 22. О введении в действие настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев