Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение 1

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 1 марта 2018 года № 119

ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики по охране психического здоровья населения Кыргызской Республики на 2018-2030 годы

1. Введение

В период с 2001 по 2010 годы в Кыргызской Республике проводилась последовательная государственная политика по изменению системы оказания помощи лицам с психическими расстройствами, созданию единой службы охраны психического здоровья, а также изменению отношения общества к психическому здоровью и психически больным.

Ключевыми направлениями Национальной программы "Психическое здоровье населения Кыргызской Республики на 2001-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 июля 2001 года № 344, были определены:

- реструктуризация организаций психиатрической и наркологической службы путем слияния, создания единой службы психического здоровья;

- создание республиканского центра психического здоровья;

- вовлечение врачей первичной медико-санитарной помощи, семейных врачей в деятельность службы психического здоровья;

- совершенствование системы подготовки специалистов по психическому здоровью;

- расширение сети дневных стационаров;

- создание кризисных стационаров в районных и городских больницах;

- развитие альтернативных форм помощи психически больным;

- усиление правовой защиты и социальной поддержки психически больных.

В Национальную программу реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2012 года № 309, также были включены мероприятия, предусматривающие разработку программы охраны психического здоровья.

Таким образом, вопрос разработки и реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по охране психического здоровья населения Кыргызской Республики на 2018-2030 годы (далее - Программа) является очень актуальным в настоящее время.

Настоящая Программа разработана в соответствии с основными приоритетами Программы Правительства Кыргызской Республики "Жаны доорго кырк кадам", утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 августа 2017 года № 1836-VI.

Вопросы охраны психического здоровья населения нашли свое отражение в Целях устойчивого развития до 2030 года, принятых на Саммите членами Организации Объединенных Наций, где одной из 17 целей является обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

Программа определяет цели и задачи развития системы по охране психического здоровья до 2030 года.

2. Цель, ключевые принципы, приоритетные направления и этапы реализации Программы

Целью настоящей Программы является укрепление психического здоровья, предотвращение психических расстройств, обеспечение доступной медицинской помощи и развитие системы оказания отзывчивых, комплексных услуг по охране психического здоровья на местном уровне, ускорение выздоровления, соблюдение прав человека и снижение смертности, заболеваемости и инвалидности лиц с психическими расстройствами.

Ключевые принципы Программы:

- всеобщий охват медико-санитарными, социальными услугами;

- соблюдение прав человека;

- практика, опирающаяся на доказательные данные;

- подход к медико-социальным потребностям на всех этапах жизненного цикла развития человека;

- многосекторальный подход в области охраны психического здоровья населения Кыргызской Республики;

- устранение неравенства и несправедливости;

- обеспечение прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и ограниченными возможностями.

Основные приоритетные направления Программы:

- эффективное лидерство и улучшение механизмов управления в области охраны психического здоровья;

- оказание качественной, комплексной, интегрированной и адекватно реагирующей на изменения медико-санитарной и социальной помощи на местном уровне, с учетом научно обоснованных подходов;

- укрепление психического здоровья и профилактика в области психического здоровья;

- укрепление информационной системы и исследований в области психического здоровья.

Предлагаемые меры Программы нацелены на комплексный, межсекторальный интегрированный системный подход к решению проблем в сфере охраны психического здоровья.

Реализация Программы будет осуществляться в три этапа.

Сроки реализации первого этапа: 2018-2022 годы. На данном этапе будут созданы условия и основа для дальнейшего развития системы охраны психического здоровья населения Кыргызской Республики.

Сроки реализации второго этапа: 2023-2027 годы. На основе результатов первого этапа планируется внедрение инновационных моделей, механизмов, подходов, направленных на повышение качества и улучшение доступа услуг в области охраны психического здоровья населения Кыргызской Республики.

Сроки реализации третьего этапа: 2027-2030 годы. На третьем этапе предусматривается выполнение поставленных задач по созданию системы предоставления отзывчивых, интегрированных и комплексных услуг по охране психического здоровья и достижение долгосрочных результатов Программы.

3. Эффективное лидерство и улучшение механизмов управления в области охраны психического здоровья

3.1. Совершенствование нормативной правовой базы для решения вопросов охраны психического здоровья

Анализ текущей ситуации.

Охрана здоровья граждан Кыргызской Республики, защита чести и достоинства, недискриминация, гарантированные права граждан на услуги здравоохранения, образования, социальную помощь заложены в Конституции Кыргызской Республики.

Вопросы охраны психического здоровья затрагивают деятельность многих государственных органов и органов местного самоуправления в сфере образования, здравоохранения, труда и занятости, социального развития, правоохранительных и судебных органов.

В 1999 году в Кыргызской Республике был принят Закон Кыргызской Республики "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Также, был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания услуг в области охраны психического здоровья, такие, как Кодекс Кыргызской Республики о детях, законы Кыргызской Республики "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья", "О пожилых гражданах в Кыргызской Республике", "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике", "Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике", "О государственных и муниципальных услугах", "Об образовании", "Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике" и другие.

В Национальной стратегии устойчивого развития, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 44, здравоохранение, социальная защита и образование обозначены стратегическими приоритетами.

Программа развития социальной защиты населения в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 февраля 2015 года № 85, направляет усилия государства на реформирование, своевременное выявление и социальное сопровождение семей и детей в трудной жизненной ситуации, реформирование медико-социальной экспертной комиссии, предоставление социальных выплат, оказание социальных услуг. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2012 года № 201, поднимает вопросы инклюзивного образования и предоставления услуг в специальных и вспомогательных школах. В Программе развития местного самоуправления Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 декабря 2013 года № 678, содержатся основные направления и перспективы развития органов местного самоуправления. Вместе с тем, вопросы охраны психического здоровья населения Кыргызской Республики недостаточно освещены в государственных программах образования, социального развития, труда и занятости, развития органов местного самоуправления. Структура управления в сфере охраны психического здоровья на уровне законодательства Кыргызской Республики носит фрагментарный характер, существуют параллельные системы охраны психического здоровья в здравоохранении, органах социальной защиты и образования, Государственной службе исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики, Министерстве внутренних дел Кыргызской Республики, основанные больше на ведомственном финансировании и подотчетности, а не на скоординированном управлении и целостном видении нужд пользователей услуг в области охраны психического здоровья. Ограничено взаимодействие службы психического здоровья с некоммерческими организациями, основанное на возможностях финансирования, а не на выявленных приоритетах и потребностях пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей. Не определен статус психологической службы, слабо регламентированы механизмы взаимодействия психиатрической службы при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики с другими государственными органами и органами местного самоуправления, организациями здравоохранения, образования, социальной защиты, защиты детей, оказания психосоциальных услуг на местном уровне. Не проводятся научные исследования распространенности психических расстройств, оценка уровня удовлетворенности услугами, оказания эффективной помощи, а также мониторинга и оценки реализации программ.

Задачи по совершенствованию законодательства в области охраны психического здоровья:

- гармонизация законодательства в области охраны психического здоровья и его пересмотр с учетом принципов соблюдения прав человека и отсутствия дискриминации, потребностей пользователей услуг в области охраны психического здоровья, членов их семей, проблем в реализации действующих нормативных правовых актов;

- формирование согласованной государственной политики в области охраны психического здоровья на основе межсекторального подхода с учетом потребностей пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей.

Меры по реализации вышеназванных задач включают следующие аспекты:

1. Провести инвентаризацию и анализ нормативной правовой базы, регулирующей вопросы охраны психического здоровья, с последующей ее гармонизацией, с учетом соблюдения прав человека.

2. Внести изменения в Закон Кыргызской Республики "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" по результатам анализа нормативной правовой базы, регулирующей вопросы охраны психического здоровья, в целях ее усовершенствования, с учетом принципов соблюдения прав человека, отсутствия дискриминации, потребностей пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей.

3. Принять меры по интеграции вопросов охраны психического здоровья в разрабатываемые национальные, государственные, секторальные программы развития, в деятельность координационных органов (советов, комитетов) при Правительстве Кыргызской Республики, государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Усилить механизмы взаимодействия органов социальной защиты, здравоохранения, образования, правоохранительных органов и органов местного самоуправления, местных государственных администраций по оказанию качественных, комплексных, интегрированных услуг лицам с психическими расстройствами и членам их семей.

3.2. Оптимизация системы финансирования услуг в сфере охраны психического здоровья и материально-технической базы

Анализ текущей ситуации.

До 2016 года Министерство здравоохранения Кыргызской Республики из средств государственного бюджета финансировало организации здравоохранения третичного уровня, предоставляющие услуги по охране психического здоровья, в зависимости от их инфраструктуры.

Планирование бюджета происходило на основе бюджета предыдущего года, с поправкой на повышение цен, и осуществлялось в виде постатейного проекта сметы. Несмотря на то, что расходы на финансирование психиатрической службы ежегодно увеличивались, их доля в общем бюджете расходов на здравоохранение имела обратную тенденцию и сократилась в период с 2007 по 2014 годы практически вдвое (с 2,8 до 1,4%).

В рамках совершенствования системы финансирования сектора здравоохранения принято постановление Правительства Кыргызской Республики "О переводе организаций здравоохранения, предоставляющих специализированную помощь, на финансирование в системе Единого плательщика" от 27 марта 2012 года № 209.

Интеграция службы психического здоровья с 2016 года в систему Единого плательщика является одним из начальных этапов реформирования службы охраны психического здоровья.

Согласно распоряжению Правительства Кыргызской Республики от 17 марта 2016 года № 104-р, в целях совершенствования мер социальной защиты населения проведена пилотная апробация базового государственного медицинского страхования в 11 государственных организациях здравоохранения, предоставляющих специализированную медицинскую помощь, включая психиатрические организации здравоохранения.

С 2006 года, в рамках повышения финансовой защиты пациентов с психическими расстройствами, ряд психотропных средств был включен в Перечень жизненно важных лекарственных средств в соответствии с Положением о льготном лекарственном обеспечении населения на амбулаторном уровне по Программе государственных гарантий и Дополнительной программе обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2012 года № 28. Пациенты, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию, могут воспользоваться Программой льготного лекарственного обеспечения по Дополнительной программе обязательного медицинского страхования по лекарственному обеспечению на амбулаторном уровне. Однако ограниченность ресурсов, выделяемых на приобретение лекарственных средств в рамках указанных программ (в среднем около 12% за последние 5 лет), оказывает сдерживающее влияние на доступность лекарственных средств для пациентов психиатрической службы.

Задачи в сфере использования и планирования финансовых ресурсов и материально-технической базы:

- пересмотр существующих принципов финансирования услуг в области охраны психического здоровья с последующей разработкой и внедрением новых подходов;

- формирование механизмов эффективного использования материально-технической базы организаций здравоохранения и социальных учреждений, оказывающих стационарную психиатрическую помощь и уход за лицами с психическими расстройствами;

- создание механизмов мониторинга расходов на услуги в области охраны психического здоровья в здравоохранении и других имеющих отношение к данному вопросу секторах.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Провести комплексный анализ текущей ситуации по финансированию услуг в области охраны психического здоровья в межсекторальном контексте и имеющихся ресурсов путем инвентаризации материально-технической базы организаций здравоохранения и социальных учреждений, оказывающих стационарную психиатрическую помощь и осуществляющих уход за лицами с психическими расстройствами.

2. Разработать механизмы и стандарты устойчивого финансирования социальных услуг в полустационарных условиях на местном уровне.

3. Разработать предложения по реинвестированию средств от оптимизации материально-технической базы организаций здравоохранения и социальных учреждений, оказывающих стационарную психиатрическую помощь и уход за лицами с психическими расстройствами.

4. Разработать механизмы внедрения в программные бюджеты Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики, Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики, Министерства образования и науки Кыргызской Республики и других заинтересованных министерств и ведомств индикаторов результативности по вопросам охраны психического здоровья.

3.3. Усиление роли и потенциала пользователей услуг в области охраны психического здоровья, а также членов их семей

Анализ текущей ситуации.

В области охраны психического здоровья существует ряд проблем, связанных со стигмой и дискриминацией лиц с психическими расстройствами, членов их семей, малочисленностью некоммерческих организаций, представляющих и защищающих их интересы и права, низкой вовлеченностью данных организаций при разработке, реализации, мониторинге и оценке нормативных правовых документов, государственных программ и программ органов местного самоуправления. Низкий уровень информированности и правовой грамотности лиц с психическими расстройствами, при утере или отсутствии документов, удостоверяющих личность, затрудняет их доступ к государственным и муниципальным услугам, что еще более усугубляет их положение.

Задачи по усилению роли и потенциала пользователей услуг в области охраны психического здоровья, а также членов их семей:

- укрепление потенциала некоммерческих организаций, представляющих и защищающих интересы и права лиц с психическими расстройствами и членов их семей;

- усиление роли и участия лиц с психическими расстройствами, членов их семей в процессе разработки, реализации, мониторинга и оценки законодательства Кыргызской Республики, государственных программ и программ органов местного самоуправления, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также оказываемых ими услуг;

- расширение доступа лиц с психическими расстройствами к услугам по государственной регистрации актов гражданского состояния, здравоохранения, образования, социального страхования, труда, занятости, социального развития и оформления документов, удостоверяющих личность.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Поддерживать деятельность некоммерческих организаций, защищающих и представляющих интересы и права лиц с психическими расстройствами и членов их семей на республиканском и региональном уровне по вопросам стратегического планирования, бюджетирования, мониторинга и оценки, правам человека, развития местного самоуправления, процедурам государственного и муниципального социального заказа.

2. Привлекать пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей к участию в разработке, реализации, мониторинге и оценке государственных программ и программ органов местного самоуправления, Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также предоставляемых ими услуг через квотирование их представительства.

3. Привлекать пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей к разработке документов, регулирующих деятельность службы защиты прав пациентов, на уровне не менее 30% в службе защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.

4. Разработать проекты нормативных правовых актов, предусматривающие механизмы защиты прав лиц с психическими расстройствами, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы.

5. Обеспечить лиц с психическими расстройствами документами, удостоверяющими личность.

6. Провести информационно-разъяснительные кампании по вопросам доступа лиц с психическими расстройствами к услугам по государственной регистрации рождения, здравоохранения, образования, социального страхования, труда, занятости, социального развития и оформления документов, удостоверяющих личность.

4. Оказание комплексной, интегрированной медико-санитарной и социальной помощи на местном уровне

4.1. Развитие социальных услуг в полустационарных условиях на местном уровне

Анализ текущей ситуации.

Деятельность центров, оказывающих услуги населению на местном уровне, разнообразна и включает широкий спектр услуг: центры дневного и временного пребывания, кризисные центры, реабилитационные центры, центры социальной помощи, группы самопомощи, дома семейного типа. Ранее некоммерческие организации, оказывавшие социальные услуги в полустационарных условиях при поддержке международных организаций, при завершении донорской поддержки и при условии отсутствия поддержки со стороны государственных органов и органов местного самоуправления прекращали свою деятельность. Законодательством Кыргызской Республики предусматривалось финансирование этих центров и учреждений в течение одного года. В 2015 году сумма финансирования 36 социальных проектов государственного социального заказа составила 22431,4 тыс. сомов.

Имеет место и практика оказания отдельных видов услуг в рамках проектов международных и некоммерческих организаций без учета потребностей местного сообщества.

В 2017 году принят Закон Кыргызской Республики "О государственном социальном заказе", в рамках которого предусматривается финансирование деятельности вышеуказанных центров из средств республиканского бюджета на период от 1 года до 5 лет.

Задачи в сфере развития социальных услуг в полустационарных условиях на местном уровне:

- формирование базы данных организаций, оказывающих социальные услуги в полустационарных условиях, на местном уровне во всех районах Кыргызской Республики;

- создание устойчивых механизмов обеспечения деятельности организаций, оказывающих социальные услуги в полустационарных условиях в области охраны психического здоровья на местном уровне.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Провести сбор, анализ, программное обеспечение по формированию базы данных об организациях, оказывающих социальные услуги в полустационарных условиях в области охраны психического здоровья, и создание корпоративной информационной системы социальной помощи.

2. Сформировать нормативную правовую базу для устойчивого развития рынка социальных услуг для лиц с психическими расстройствами и членов их семей на основе оценки нужд и потребностей, с использованием механизмов делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления.

3. Принять меры по созданию центров, оказывающих социальные услуги в полустационарных условиях в области охраны психического здоровья на местном уровне, включая круглосуточный уход за лицами с психическими расстройствами, в условиях, приближенных к семейному окружению, с привлечением дополнительных источников финансирования.

4.2. Предоставление комплексных, интегрированных услуг в сфере психического здоровья на уровне первичной медико-санитарной помощи

Анализ текущей ситуации.

Первичная медико-санитарная помощь в стране представлена следующими организациями здравоохранения: центрами семейной медицины - 65, центрами общей врачебной практики - 28, группами семейных врачей - 709 (из них 17 - юридически самостоятельных), фельдшерско-акушерскими пунктами - 1056, распределенными по всей территории и функционирующими в каждом районе.

На уровне первичной медико-санитарной помощи работают 1706 семейных врачей, 10549 специалистов со средним образованием, из них семейных медицинских сестер - 6191. Ставки среднего медицинского персонала укомплектованы полностью.

Согласно данным Министерства здравоохранения Кыргызской Республики в центрах семейной медицины по всей республике предусмотрено 137 ставок врачей-психиатров и клинических психологов. Из них фактически заняты 9,25 ставки психотерапевтов и 29 ставок клинических психологов, что указывает на существенную нехватку указанных специалистов. В целях интеграции службы психического здоровья в первичную медико-санитарную помощь, психиатрические кабинеты Республиканского центра психического здоровья и Ошского областного центра психического здоровья были переданы в центры семейной медицины городов Бишкек и Ош.

Финансирование центров семейной медицины, групп семейных врачей и фельдшерско-акушерских пунктов осуществляется по подушевому принципу, в зависимости от количества приписанного населения. Результаты исследований показали низкий уровень знаний и навыков у семейных врачей для своевременного выявления психических расстройств и оказания соответствующей медицинской помощи.

В центрах семейной медицины имеется 87 ставок врачей психиатров, укомплектованность врачами-психиатрами составляет 77 процентов.

В каждом Центре семейной медицины функционируют кабинеты укрепления здоровья, однако они не осуществляют деятельность по вопросам охраны психического здоровья.

Несмотря на внедрение в 2006 году Фондом обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики льготного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне по Программе государственных гарантий для лиц с психическими расстройствами, отмечается низкая доступность к лекарственным средствам в отдаленных регионах, недостаточная информированность о возможностях различных лекарственных программ. Выписка льготных психотропных лекарств осуществляется не во всех центрах семейной медицины. Финансовые средства для лекарственного обеспечения лиц с психическими расстройствами осваиваются не полностью и неравномерно в разных населенных пунктах и организациях здравоохранения из-за недостаточного развития аптечной сети, перебоев в поставках в республику психотропных лекарственных средств.

Вопросы доступности психотропных лекарственных средств отражены в Программе Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 июля 2014 года № 376.

С 2016 года Министерством здравоохранения Кыргызской Республики в рамках дополнительного финансирования Национальной программы реформирования здравоохранения "Ден соолук" на 2012-2018 годы проводится апробация по предоставлению комплексных психосоциальных услуг, интегрированных на уровне первичной медико-санитарной помощи лицам с психическими расстройствами и членам их семей, в форме оказания им психиатрической помощи на дому мобильными командами, консультированием.

В настоящее время вопросы охраны психического здоровья не являются приоритетными направлениями в деятельности первичной медико-санитарной помощи и не включены в показатели для оценки качества и эффективности деятельности центров семейной медицины.

Задачи по предоставлению комплексных, интегрированных услуг в сфере психического здоровья на уровне первичной медико-санитарной помощи:

- усиление роли первичной медико-санитарной помощи в охране психического здоровья, включая профилактику и своевременное выявление распространенных психических расстройств путем координации, взаимодействия, постоянной методической поддержки всех структурных подразделений первичной медико-санитарной помощи по вопросам охраны психического здоровья;

- развитие комплексных медицинских услуг, интегрированных в первичную медико-санитарную помощь, альтернативных стационарной психиатрической помощи;

- улучшение доступности населения к психотропным лекарственным средствам, особенно в отдаленных регионах;

- совершенствование механизмов взаимодействия первичной медико-санитарной помощи и органов социальной защиты.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Приоритизировать вопросы охраны психического здоровья в деятельности первичной медико-санитарной помощи по вопросам профилактики, выявлении наиболее распространенных психических расстройств.

2. Внедрить модели по оказанию комплексных, психосоциальных услуг, интегрированных в первичную медико-санитарную помощь, альтернативных стационарной психиатрической помощи, на основе оценки результатов пилотирования.

3. Пересмотреть функциональные обязанности специалистов по оказанию первичной медико-санитарной помощи с учетом оказания комплексных, психосоциальных услуг, интегрированных в первичную медико-санитарную помощь для улучшения их взаимодействия и координации по вопросам оказания медицинской и социальной помощи лицам с психическими расстройствами.

4. Провести анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы доступности психотропных лекарственных средств, с последующим внесением в них соответствующих изменений.

5. Разработать предложения по пересмотру списка лекарственных средств, входящих в лекарственный пакет Программы государственных гарантий и Дополнительной программы обязательного медицинского страхования по лекарственному обеспечению лиц с психическими расстройствами.

6. Разработать и внедрить порядок взаимодействия специалистов по оказанию первичной медико-санитарной помощи с органами социальной защиты по вопросам психического здоровья.

4.3. Оптимизация деятельности организаций здравоохранения, оказывающих психиатрические услуги, и социальных стационарных учреждений

Анализ текущей ситуации.

Психиатрические стационары (лечебные и социальные) представлены в Кыргызской Республике в системах здравоохранения, социального развития, образования и пенитенциарной системе.

Стационарная специализированная психиатрическая помощь в Кыргызской Республике осуществляется стационарными отделениями (по данным за 2015 год - всего 1759 коек) в составе: центров психического здоровья (Республиканский центр психического здоровья - 460 коек, Ошский областной центр психического здоровья - 170 коек, Джалал-Абадский областной центр психического здоровья - 70 коек); психиатрических больниц в селах Чым-Коргон (600 коек) и Кызыл-Джар (325 коек) и Республиканской детской психиатрической больницы в селе Ивановка (40 коек); психонаркологических отделений в структуре территориальных и областных территориальных больниц (94 коек). С 2001 года произошло сокращение общего количества психиатрических коек в специализированных психиатрических организациях здравоохранения вторичного и третичного уровня на 69 процентов. Стационарная лечебная помощь оказывается и в психиатрическом отделении Учреждения № 47 Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики, рассчитанном на 35 коек.

По данным Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, за 2016 год пациентам психиатрических стационаров медицинские услуги по лечению соматических заболеваний оказываются не на должном уровне.

На 1 января 2016 года средняя продолжительность пребывания пациента на койке составляет 59,5 дня. Наряду с этим отмечены случаи исключительно длительного пребывания пациентов в психиатрических стационарах - от 6 до 10 лет.

Остается неразрешенной проблема по организации стационарной психиатрической помощи подросткам с психическими расстройствами.

Инфраструктура зданий психиатрических стационаров Кыргызской Республики 40-70-х годов постройки устарела и требует значительных затрат на содержание.

Стационарные социальные услуги оказываются в психоневрологических стационарных социальных учреждениях, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики, где общая плановая мощность составляет 1784 человека.

По результатам мониторинга реализации Закона Кыргызской Республики "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", проведенного правозащитными организациями (2004 г.), социальные стационарные учреждения, так же, как и психиатрические больницы, были включены в реестр организаций для превентивных посещений сотрудниками Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. По результатам данного мониторинга было выявлено, что лица, находящиеся в социальных стационарных учреждениях в режиме длительного пребывания, ограничены в вопросах контроля собственной повседневной жизни, утрачивают социальные навыки, усугубляется инвалидизация в связи с изоляцией от семьи, а условия содержания в отдельных учреждениях соответствуют жестоким, бесчеловечным и унижающим человеческое достоинство, что создает почву для системных нарушений прав людей, проживающих в них.

Задачи по оптимизации организаций здравоохранения, оказывающих психиатрические услуги, и социальных стационарных учреждений:

- оптимизация деятельности организаций здравоохранения, оказывающих психиатрические медицинские услуги;

- оптимизация деятельности социальных стационарных учреждений по уходу за лицами с психическими расстройствами;

- повышение качества лечения соматических заболеваний у лиц с психическими расстройствами в стационарных учреждениях.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Разработать и внедрить план оптимизации деятельности организаций здравоохранения, оказывающих психиатрические услуги, с учетом потребностей и нужд лиц с психическими расстройствами и членов их семей.

2. Разработать и внедрить планы оптимизации психоневрологических социальных стационарных учреждений с учетом потребностей и нужд лиц с психическими расстройствами и членов их семей.

3. Разработать и внедрить механизмы повышения качества лечения соматических заболеваний у лиц с психическими расстройствами в стационарных учреждениях, с условием постоянного контроля причин смертности.

4. Провести изучение потребности в оказании стационарной помощи подросткам с психическими расстройствами.

4.4. Психическое здоровье и психосоциальная поддержка в чрезвычайных ситуациях

Анализ текущей ситуации.

К чрезвычайным ситуациям в аспекте гражданской защиты относятся: вооруженные конфликты и локальные войны, техногенные аварии и природные катастрофы. В целом по республике имеется порядка 14 тысяч опасных участков и зон, источников стихийных бедствий, которые имеют различную плотность распределения по регионам. Около 75% населения республики, проживающего в 74 населенных пунктах, находится в зоне возможной активизации очагов землетрясений, интенсивность которых может достигать более 9 баллов.

За период с 2006 по 2015 год произошло 2719 чрезвычайных ситуаций. Из них наибольшее количество катаклизмов природного характера. При этом количество жертв за указанный период составило 1136 человек.

Рост социальных и природных катаклизмов, с одной стороны, и невозможность использовать имеющиеся навыки поведения в экстремальных ситуациях, с другой стороны, во многом определило рост психической травматизации населения, что не может не отражаться негативно на психическом здоровье населения. В ходе оказания медицинской психиатрической помощи населению выявилось отсутствие эффективной интегрированной психосоциальной помощи, способной адекватно реагировать на потребности населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Не предусмотрено предоставление базовой психологической помощи персоналу, оказывающему помощь в районах стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

В рамках настоящей Программы предполагается решение задачи по подготовке общественных, медицинских и социальных учреждений к работе в экстренном и чрезвычайном режиме по обеспечению психосоциальной поддержки населения в чрезвычайных ситуациях.

Задачи по вопросам охраны психического здоровья и психосоциальной поддержке населения в чрезвычайных ситуациях:

- создание психологической службы в Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

- формирование устойчивых механизмов усиления потенциала специалистов государственной системы Гражданской защиты по вопросам оказания психологической помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций;

- создание эффективных механизмов координации и взаимодействия организаций здравоохранения и служб Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики по вопросам охраны психического здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Предусмотреть создание Центра по оказанию психологической помощи в действующей структуре Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики с соответствующим кадровым, материально-техническим и финансовым обеспечением.

2. Разработать и внедрить образовательные программы, учебно-методические пособия, руководства по вопросам охраны психического здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций в деятельность Центра подготовки и переподготовки специалистов Гражданской защиты при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

3. Разработать и внедрить эффективные механизмы координации и взаимодействия организаций здравоохранения и служб Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики по вопросам охраны психического здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций на основе изучения потенциала и возможностей данных структур.

4.5. Развитие кадровых ресурсов

Анализ текущей ситуации.

В стране отмечается дефицит кадровых ресурсов на всех уровнях оказания медицинской помощи. В 2015 году обеспеченность психиатрами составила 0,24 на 10 тыс. населения или 144 психиатра, в том числе, 8 детских. В службе психического здоровья осуществляют деятельность 24 медицинских психолога, которые сосредоточены только в центрах психического здоровья.

Особо нуждаются в специалистах (психиатры, психологи) отдаленные регионы. Так, по Джалал-Абадской области потребность в перечисленных категориях специалистов составляет 48, по Ошской области - 32, Иссык-Кульской области - 28 специалистов. Количество семейных врачей, прошедших хотя бы краткосрочные циклы обучения по проблемам психического здоровья, составляет лишь 28 процентов.

На уровне первичной медико-санитарной помощи, ввиду отсутствия специалистов-психиатров или психотерапевтов, психологов, специализированную консультацию и помощь оказывают специалисты других специальностей (терапевты, гинекологи, неврологи и др.).

Снизился престиж врача психиатра, молодые специалисты не имеют мотивации для выбора специальности "психиатрия". В 2016 году интернатуру и клиническую ординатуру окончили 1342 человека, из них специальность "врач психиатр" выбрали только 5 человек.

Отмечается высокая потребность в повышении потенциала организаторов здравоохранения в управлении современными формами оказания услуг в области охраны психического здоровья.

Отмечается большая текучесть медицинских кадров в системе здравоохранения, в том числе и специализированной психиатрической помощи.

В настоящее время подготовкой психологов и дефектологов занимаются различные организации образования, при этом система их подготовки развивается без учета потребностей в данных специалистах и соответствующей государственной бюджетной поддержки. Отмечается недостаточность кадровых ресурсов, обладающих современными практическими знаниями и навыками оказания социальных услуг в полустационарных условиях на местном уровне. Вопросы охраны психического здоровья не являются приоритетными в существующих программах повышения квалификации специалистов социальной защиты и социальных работников.

Система повышения квалификации, непрерывного обучения в области психического здоровья не учитывает потребности других секторов, оказывающих услуги нуждающимся и пользователям услуг охраны психического здоровья (соцзащита, правоохранительные, судебные органы, службы реагирования на чрезвычайные ситуации).

Задачи в сфере развития кадровых ресурсов:

- повышение мотивации и привлечение кадровых ресурсов в систему охраны психического здоровья с учетом оценки потребностей в специалистах;

- усовершенствование стандартов оказания медицинской помощи на всех уровнях организаций здравоохранения с учетом усиления роли среднего медицинского персонала и последующим их внедрением в программы на додипломном, последипломном и непрерывном уровнях обучения;

- интеграция и улучшение взаимодействия систем непрерывного образования специалистов других секторов, задействованных в охране психического здоровья.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Внести изменения в систему подготовки и переподготовки специалистов различных секторов, задействованных в охране психического здоровья, с учетом изучения потребностей и использованием научно обоснованных подходов.

2. Разработать и внедрить стандарты, клинические руководства, протоколы для всех уровней организаций здравоохранения, среднего, высшего, до-, последипломного и непрерывного профессионального образования.

4.6. Совершенствование организации и проведения медико-социальных, судебно-медицинских экспертиз психического здоровья

Анализ текущей ситуации.

В Кыргызской Республике все виды судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторные, стационарные, посмертные, экспертиза несовершеннолетних и другие) проводятся в государственных психиатрических организациях вторичного и третичного уровней в соответствии с законами Кыргызской Республики "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике", "О судебно-экспертной деятельности".

Согласно статистическим данным, в 2015 году в стране проведено 2939 судебно-психиатрических экспертиз, включая комплексные и комиссионные, что почти вдвое больше по сравнению с показателем 2013 года (1554). Основная часть судебно-психиатрических экспертиз проводится экспертами-психиатрами Республиканского центра психического здоровья, число которых составило 1829 (62,2%), и Ошского областного центра психического здоровья - 889 (30,2%). В Республиканских психиатрических больницах в селе Чым-Коргон и поселке Кызыл-Джар в 2015 году проведено соответственно 91 (3,1%) и 130 (4,4%) судебно-психиатрических экспертиз.

Судебно-экспертное отделение Республиканской психиатрической больницы в поселке Кызыл-Джар Джалал-Абадской области является единственным в республике, где осуществляется производство стационарных судебно-психиатрических экспертиз. В этом же отделении находятся пациенты, которым судом назначено принудительное лечение. Содержание лиц, проходящих судебно-психиатрическую экспертизу, и пациентов, к которым применены принудительные меры медицинского характера, в одном отделении является нарушением законодательства в области предоставления психиатрической помощи и гарантий прав граждан при ее оказании. Вместе с тем, не предусмотрено раздельное содержание указанных категорий лиц по гендерному признаку.

Медико-социальная экспертиза проводится медико-социальными экспертными комиссиями Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики в целях определения степени утраты гражданами трудоспособности, причин и групп инвалидности, а также мер социальной защиты граждан, включая реабилитацию. В сфере психического здоровья функционируют четыре медико-социальные экспертные комиссии, обслуживающие население всех регионов.

Задачи в сфере совершенствования организации и проведения судебно-психиатрических и медико-социальных экспертиз:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы проведения судебно-психиатрических и медико-социальных экспертиз на основе научно обоснованных подходов и соблюдения прав человека;

- совершенствование системы организации и проведения судебно-психиатрических и медико-социальных экспертиз;

- повышение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов по вопросам проведения судебно-психиатрических и медико-социальных экспертиз.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Провести анализ и внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы проведения судебно-психиатрических и медико-социальных экспертиз на основе научно обоснованных подходов и соблюдения прав человека.

2. Принять меры по обеспечению деятельности охраняемых отделений судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения путем реорганизации структурных подразделений службы психического здоровья на основе соблюдения прав человека.

3. Создать и организовать работу экспертно-квалификационных комиссий при Минздраве по вопросам сертификации компетентности судебных экспертов согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики "О некоторых вопросах судебно-экспертной деятельности в Кыргызской Республике" от 17 марта 2014 года № 132.

4.7. Создание условий для негосударственного сектора, предоставляющего услуги в области охраны психического здоровья, вопросы аккредитации и лицензирования

Анализ текущей ситуации.

Вопросы государственной поддержки частных поставщиков социальных услуг частично отрегулированы Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном заказе", которым предусматривается государственная поддержка и финансирование социально-бытовых, социально-правовых, медико-социальных, реабилитационных, психосоциальных и других услуг. В законах Кыргызской Республики "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике" отмечается, что психиатрическую помощь оказывают получившие на это разрешение государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры.

Процедуры аккредитации организаций здравоохранения и лицензирования частных поставщиков социальных услуг отличаются ведомственной принадлежностью.

Задачей по созданию условий для негосударственного сектора, предоставляющего услуги в области охраны психического здоровья, по вопросам аккредитации и лицензирования является урегулирование вопросов аккредитации и лицензирования частных поставщиков услуг с внесением изменений в нормативные правовые акты.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Провести анализ законодательства, регулирующего вопросы лицензирования частных поставщиков услуг.

2. Создание равных условий для деятельности государственных и частных поставщиков услуг в области охраны психического здоровья.

5. Укрепление психического здоровья и вопросы профилактики

5.1. Укрепление психического здоровья и профилактика психических расстройств

Анализ текущей ситуации.

Негативные социальные явления, такие как жестокое обращение, пренебрежение, неблагоприятные жизненные обстоятельства, травмирующие события, употребление психоактивных веществ, миграция и неустроенность, ограничения свободы и другие в сочетании с психологическими и физическими факторами, являются причинами развития психических расстройств и их роста. Факты стигматизации и дискриминации в отношении лиц с психическими расстройствами и членов их семей усугубляют их положение, ведут к поздней обращаемости за медицинской помощью и, как следствие, к инвалидизации. В связи с этим увеличиваются расходы государства на лечение запущенных форм психических расстройств и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение информационно-образовательных кампаний по вопросам психического здоровья с акцентом на освещение фактов насилия, совершенных суицидов искажает восприятие психических расстройств в обществе.

Недостаточно развита система оказания профилактической помощи для сотрудников специализированных служб (сотрудники правоохранительных органов, служб, реагирующих на чрезвычайные ситуации, психиатрические организации здравоохранения, медицинские и социальные работники).

Задачи по укреплению психического здоровья и профилактике психических расстройств:

- приоритизация вопросов профилактики и укрепления психического здоровья населения в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, организаций здравоохранения, социальных служб на основе эффективного межсекторального взаимодействия;

- формирование благоприятной среды, свободной от стигмы и дискриминации, для лиц с психическими расстройствами и членов их семей;

- проведение кампаний в средствах массовой информации и обществе по широкой пропаганде ценностей психического здоровья и разъяснительной работе по вопросам психических расстройств.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Включить вопросы профилактики и укрепления психического здоровья населения в разрабатываемые и действующие государственные программы по укреплению здоровья, общественного здравоохранения, социальной защиты, образования, ювенальной юстиции, гендерного равенства и т.д.

2. Проводить информационно-разъяснительные кампании по снижению стигмы и дискриминации с использованием современных инновационных технологий, с привлечением пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей на регулярной основе.

5.2. Предупреждение суицидов

Анализ текущей ситуации.

Суициды являются индикатором как психического здоровья, так и социального благополучия общества.

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики наиболее высокий уровень распространенности завершенных суицидов отмечался в 2012 году - 9,49 случая на 100 тыс. населения, в 2015 году данный показатель снизился и составил 6,93 на 100 тыс. населения. Аналогичная тенденция отмечается по суицидальным попыткам - показатель распространенности на 100 тыс. населения в 2012 году составил 27,9, а в 2015 году - снизился до 19,3. Количество детско-подростковых суицидов в 2015 году увеличилось почти в 1,5 раза и составил 7,19% от общего количества суицидов. По данным Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в 2015 году зарегистрировано 90 случаев суицидов среди подростков; 22,63% суицидальных попыток от общего числа совершено лицами в возрасте от 18 до 22 лет.

Вариабельность показателей распространенности суицидов и суицидальных попыток во временном диапазоне, в возрастном и региональном аспектах требует проведения научно обоснованных подходов в изучении данной проблемы.

Фактические данные министерств, ведомств и служб по регистрации случаев суицидов и суицидальных попыток существенно отличаются, в связи с чем возникает потребность в создании единой базы данных по их регистрации.

В целях профилактики суицидов среди детей и молодежи распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 22 марта 2016 года № 120-р принят Межведомственный план мероприятий по профилактике суицидов, правонарушений и преступлений среди детей и молодежи в Кыргызской Республике на 2016-2018 годы. Указанный Межведомственный план охватывает определенную категорию населения. В связи с этим решение проблемы суицида требует принятия более комплексных мер, с учетом возрастных, культурных и этнических особенностей.

Задачи по предупреждению суицидов:

- формирование плана действий государства по предупреждению суицидов;

- совершенствование системы учета суицидальных действий;

- повышение информированности населения по проблемам суицидов и факторам, предрасполагающим к ним.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Разработать и утвердить межведомственный план действий по предупреждению суицидов.

2. Повысить потенциал специалистов организаций здравоохранения по вопросам, связанным с профилактикой и оказанием помощи при суицидах (особенно на уровне первичной медико-санитарной помощи).

3. Разработать и внедрить единую методологию регистрации и учета суицидов, как на уровне Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, так и на национальном уровне.

4. Провести информационно-разъяснительные мероприятия среди населения по проблемам суицидов и факторам, предрасполагающим к ним, с учетом региональных, возрастных, гендерных, культурных, этнических, религиозных особенностей.

6. Укрепление информационной системы и проведение научных исследований в области психического здоровья

Анализ текущей ситуации.

Доступ к информации является ключевым фактором успеха в деле обеспечения населения более качественными и своевременными медицинскими услугами.

Информационные системы в области психического здоровья не развиты и не скоординированы. Данные системы в различных ведомствах разрознены, не объединены национальной статистической системой, а использование неунифицированных статистических показателей в области охраны психического здоровья затрудняет сбор достоверной информации для ее последующего анализа и планирования. Развитие электронного здравоохранения, в том числе технологий по телемедицине, должно способствовать повышению эффективности использования диагностического оборудования, обеспечению доступности получения всех видов медицинской помощи для населения, независимо от места проживания.

Дальнейшее развитие качественных медицинских услуг должно быть основано на достоверных данных и научно обоснованных подходах.

В настоящее время отсутствует приоритезация в политике планирования научных исследований в области психического здоровья, отмечается низкая мотивация молодых специалистов к выполнению данных исследований.

Задачи по укреплению информационной системы и проведению исследований в области психического здоровья:

- создание комплексной интегрированной информационной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность службы охраны психического здоровья;

- приоритизация в политике планирования и финансирования научных работ и исследований в области охраны психического здоровья, с привлечением молодых специалистов;

- приведение национальных этических аспектов научных исследований в соответствие с международными стандартами в контексте соблюдения прав человека.

Меры по реализации вышеназванных задач:

1. Создать комплексную интегрированную информационную систему с внедрением современных информационных технологий в деятельность службы охраны психического здоровья.

2. Включить вопросы охраны психического здоровья в общенациональные исследования, информационные системы здравоохранения, образования, труда и социального развития, социального страхования, правоохранительных органов.

3. Проводить научные исследования по приоритетным направлениям в области охраны психического здоровья в условиях полноценного финансирования, с соблюдением этических норм и принципов проведения научных исследований в соответствии с международными стандартами.

7. Ожидаемые результаты Программы

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов.

Краткосрочные результаты:

- вопросы охраны психического здоровья являются приоритетными при разработке и реализации национальных, государственных, секторальных, местных программ;

- создана гармонизированная нормативная правовая база, регулирующая вопросы охраны психического здоровья на принципах соблюдения прав человека и отсутствия дискриминации, учета потребностей и нужд пользователей услуг в области охраны психического здоровья, членов их семей;

- усилена роль, участие и потенциал пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей.

Среднесрочные результаты:

- создана устойчивая сеть учреждений, организаций, центров, оказывающих качественные социальные услуги в полустационарных условиях, реабилитационные услуги в области охраны психического здоровья на местном уровне;

- повысилась выявляемость лиц с наиболее распространенными психическими расстройствами на уровне первичной медико-санитарной помощи;

- внедрены новые подходы в оказании комплексной медицинской помощи, альтернативной стационарной помощи лицам с психическими расстройствами и членам их семей на уровне первичной медико-санитарной помощи;

- внедрена Международная классификация функционирования в работу медико-социальных экспертных комиссий в качестве международного стандарта для описания и измерения степени нарушений здоровья;

- 95 процентов лиц с психическими расстройствами имеют документы, удостоверяющие личность;

- внедрены новые механизмы финансирования организаций, предоставляющих услуги в области охраны психического здоровья.

Долгосрочные результаты:

- снижен уровень госпитализации, в том числе повторных, на 20 процентов;

- снижен уровень смертности от суицидов до 5 случаев на 100 тыс. населения;

- на 20 процентов сокращена средняя продолжительность пребывания в психиатрических стационарах;

- повышен уровень средней продолжительности жизни лиц с психическими расстройствами;

- создана комплексная интегрированная информационная система в области охраны психического здоровья;

- улучшен доступ населения к услугам охраны психического здоровья, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- создан механизм мониторинга расходов на охрану психического здоровья в здравоохранении и других имеющих отношение к данному вопросу секторах;

- внедрены образовательные программы на всех уровнях подготовки (додипломный, последипломный и непрерывный) по вопросам охраны психического здоровья для специалистов, оказывающих государственные и муниципальные услуги населению Кыргызской Республики.

8. Система мониторинга и оценки реализации Программы

Мониторинг и оценка реализации Программы будут осуществляться в соответствии с планами мероприятий по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по охране психического здоровья населения Кыргызской Республики на 2018-2030 годы.

Сбор данных по индикаторам будет основан на двух видах источников информации:

- рутинные источники - регулярный сбор показателей в соответствии с официально утвержденными статистическими формами;

- оценочные исследования - ежегодные оценочные исследования по реализации Программы по направлениям, определяемым Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.

Пакет индикаторов включает базовые (на основе данных 2015 года) и целевые показатели к 2030 году, который может быть пересмотрен в процессе разработки последующих планов мероприятий по реализации Программы.

Координация всего процесса мониторинга и оценка результатов реализации настоящей Программы будет осуществляться межсекторальной мониторинговой рабочей группой с участием представителей всех заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, пользователей услуг в области охраны психического здоровья и членов их семей.

Министерством здравоохранения Кыргызской Республики будут обобщаться текущие результаты Программы и представляться по итогам отчетного года в Правительство Кыргызской Республики, а также партнерам по развитию и другим заинтересованным сторонам на ежегодной основе.

Осуществление мониторинга и оценки настоящей Программы предполагает повышение потенциала в области мониторинга и оценки. С этой целью запланированы регулярные обучающие мероприятия для специалистов, задействованных в мониторинге и оценке в сфере охраны психического здоровья и лиц, принимающих решения.

Для некоммерческих организаций предусмотрена разработка методического руководства по мониторингу и оценке Программы, а также их обучение на основе данного методического руководства.

Реализация стратегии мониторинга и оценки предполагает тесное сотрудничество и межсекторальное взаимодействие между государственными органами и органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, партнерами по развитию, что позволит обеспечить необходимую объективность и эффективность процесса мониторинга и оценки реализации Программы по охране психического здоровья.

9. Финансовая оценка потребностей в ресурсах

Реализация мероприятий Программы, требующих финансовых затрат, обеспечивается за счет республиканского бюджета, донорской помощи и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

Оценка финансовой потребности проведена на основе приоритетных направлений Программы.

Первоначальный план мероприятий по реализации Программы разработан на период 2018-2022 годов, финансовая оценка составляет 242,9 млн. сомов.

Финансовые расчеты носят оценочный характер и, при необходимости, могут быть скорректированы в ходе реализации настоящей Программы.