Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Приложение 1

к постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 31 октября 2018 года № 513

ПРОГРАММА
развития местного самоуправления Кыргызской Республики на 2018-2023 годы

1. Введение

Программа развития местного самоуправления Кыргызской Республики на 2018-2023 годы (далее - Программа) разработана для дальнейшей реализации реформ в системе местного самоуправления, направленных на улучшение качества жизни граждан. Программа учитывает цели, предусмотренные Программой Правительства Кыргызской Республики "Единство. Доверие. Созидание", утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI.

Программа предназначена для координации деятельности заинтересованных сторон по достижению согласованных видения, цели, приоритетов, задач, а также основных мер, направленных на развитие местного самоуправления в 2018-2023 годы.

Согласно Плану действий по реализации Программы развития местного самоуправления Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 декабря 2013 года № 678, из запланированных 48 мероприятий исполнены 37, 8 мероприятий исключены в соответствии с постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

В связи с тем, что вопросы развития местного самоуправления остаются актуальными и требуют дальнейшего совершенствования и эффективного управления, некоторые мероприятия с длительным сроком исполнения перенесены в настоящую Программу.

Программа направлена на повышение роли органов местного самоуправления, местных сообществ и граждан.

2. Оценка текущей ситуации

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики за 2017 год, 1/3 часть населения (33,8 процента) проживает в городах и 2/3 части (66,2 процента) - в сельской местности. Все население страны состоит из местных сообществ, которые реализуют свои права через местное самоуправление.

В настоящее время в Кыргызской Республике 31 город и 453 айылных аймака. При этом все органы местного самоуправления существенно отличаются между собой по численности населения, количеству населенных пунктов, территории, экономическим возможностям развития и географическим условиям.

В Конституции Кыргызской Республики отдельный раздел посвящен местному самоуправлению как составной части системы власти в стране. Сформирована нормативная правовая база, регулирующая развитие местного самоуправления.

История становления местного самоуправления в Кыргызской Республике показала жизнеспособность органов местного самоуправления, их устойчивость и способность развиваться в изменяющихся внешних и внутренних условиях и обстоятельствах.

Разграничение функций и полномочий государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает относительную административную, финансово-экономическую и политическую самостоятельность местного самоуправления.

Важным достижением развития местного самоуправления в Кыргызской Республике является финансовая децентрализация, закрепленная в законодательстве. Исполнительные органы местного самоуправления обладают правом управления ресурсами (пастбища, природные ресурсы, земельные участки и др.). Признание права муниципальной собственности, наряду с государственной, усиливает экономический и административный потенциал местного самоуправления.

Внедрение системы оценки деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (индекс доверия и т.д.) обеспечивает повышение эффективности и потенциала органов местного самоуправления.

Наличие уполномоченного государственного органа, отвечающего за реализацию политики в сфере местного самоуправления, - Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики (далее - уполномоченный государственный орган по делам местного самоуправления) позволяет решать вопросы местного самоуправления на государственном уровне и воплощать инициативы по его дальнейшему развитию. Для защиты интересов органов местного самоуправления, продвижения их инициатив и оказания методической помощи действует объединение юридических лиц "Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики".

В высших учебных заведениях готовят специалистов по муниципальному управлению на уровне бакалавриата и магистратуры, развиваются местные консультационные услуги, растет интерес молодежи к участию в делах местного самоуправления.

Для развития местного самоуправления привлекаются общественные организации и международные доноры.

3. Анализ проблем

Причинами большинства проблем в сфере местного самоуправления являются дотационность органов местного самоуправления, слабая роль местных сообществ в процессе принятия решений на местном уровне. Органы местного самоуправления при планировании и реализации программ социального и экономического развития местного сообщества слабо учитывают потребности граждан. Это вызвано отсутствием навыков вовлечения общественности в процессы планирования и принятия решений по вопросам местного значения. На сегодняшний день принятые уставы местного сообщества не стали реальным инструментом взаимодействия органов местного самоуправления с членами местных сообществ.

Недостаточные экономические и финансовые возможности не позволяют органам местного самоуправления в полной мере отвечать на потребности местных сообществ и оказывать качественные муниципальные услуги.

Административно-территориальное деление страны требует проведения оптимизации, например, по численности населения Кара-Суйский район Ошской области (363,8 тыс. чел.) превышает численность населения Таласской (240,0 тыс. чел.) или Нарынской (262,1 тыс. чел.) областей. В республике функционирует 67 айылных аймаков, состоящих только из одного села. В то же время существуют айылные аймаки, в состав которых входит более 15 сел, с населением более 20 тысяч человек.

Бюджетная обеспеченность местных сообществ остается низкой. Согласно действующей системе межбюджетных отношений, на местный уровень распределяется меньше ресурсов, чем необходимо для решения вопросов местного значения и исполнения делегированных государственных полномочий. На 1 января 2018 года 75 айылных аймаков из 453 являются самодостаточными, что составляет 16,5%. В 2017 году сумма выравнивающих грантов составила 1818,1 млн. сомов, по сравнению с 2016 годом больше на 208,8 млн. сомов. Более трети от всех доходов органов местного самоуправления поступает за счет выравнивающих грантов, что делает местные бюджеты зависимыми. Предоставление органам местного самоуправления дотаций стало фактором, снижающим их заинтересованность в финансовой самостоятельности.

В отличие от айылных аймаков, доля выравнивающих грантов, получаемых городами, снижается. В 2016 году по сравнению с 2015 годом доходы городов выросли в среднем на 40%, доходы айыл окмоту - только на 12%, что создает неравные условия для развития городов и айылных аймаков.

Исполняемые органами местного самоуправления делегированные государственными органами полномочия финансово не подкрепляются. За последние годы увеличился на 3 вопроса список вопросов местного значения. Так, к вопросам местного значения добавлен вопрос об ответственности за правовое просвещение граждан и предотвращение насилия в семье. В настоящее время сотрудники исполнительных органов местного самоуправления заняты исполнением делегированных государственных полномочий. В результате из-за загруженности сотрудников органов местного самоуправления имеют место факты некачественного исполнения вопросов местного значения.

Качество управления в органах местного самоуправления снижается из-за частой сменяемости глав и их низкого профессионального уровня. Как правило, избрание нового состава местного кенеша часто приводит к смене руководства исполнительного органа.

Сохраняются недостаточность квалифицированных кадров в органах местного самоуправления, снижение потенциала сотрудников. Уровень текучести кадров продолжает оставаться высоким.

Недостаточные знания и навыки по организации услуг и построению взаимоотношений с муниципальными предприятиями и частными поставщиками услуг приводят к некачественному оказанию услуг населению.

Недостаточен уровень инфраструктурной обеспеченности местного самоуправления.

Отсутствует комплексное планирование развития территорий с учетом взаимодействия государства и местного самоуправления.

Проверки органов местного самоуправления не носят профилактического характера, отсутствуют механизмы мониторинга индикаторов результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Слабо развиты межмуниципальное сотрудничество и обмен опытом между органами местного самоуправления Кыргызской Республики.

4. Цель, приоритетные направления, задачи и меры Программы

Цель Программы: к концу 2023 года ответственные местные сообщества и обеспеченные, стабильные органы местного самоуправления, взаимодействуя между собой, с органами государственного управления, обеспечат улучшение качества жизни граждан.

Меры по достижению поставленной цели будут осуществляться в трех приоритетных направлениях:

1. Повышение уровня участия членов местного сообщества в решении вопросов местного значения.

2. Укрепление обеспеченности, стабильности и авторитета органов местного самоуправления.

3. Мобилизация ресурсов для развития местного самоуправления.

§ 1. Повышение уровня участия членов местного сообщества в решении вопросов местного значения

Задача 1.1. Повысить уровень участия и ответственность членов местного сообщества за решение вопросов местного значения.

Совершенствовать работу органов местного самоуправления по обеспечению доступа граждан к информации об их правах и обязанностях как членов местного сообщества; повысить ответственность органов местного самоуправления за развитие территорий с учетом потребностей граждан. Совершенствование процедуры отчетности органов местного самоуправления, территориальных общественных самоуправлений перед местным сообществом, методического обеспечения и нормативного регулирования деятельности судов аксакалов. Внесение изменений в Закон Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" по вопросам повышения ответственности территориальных общественных самоуправлений за решение вопросов местного значения и механизмов их избрания.

Широко внедрить практику муниципального социального заказа и муниципально-частного партнерства.

Обеспечить вовлечение граждан в процесс совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг на местном уровне.

Задача 1.2. Разработать и внедрить новые механизмы взаимодействия местного самоуправления и государственных органов.

Создать устойчивую комплексную систему регулярного взаимодействия органов местного самоуправления между собой и с государственными органами.

Проводить дальнейшую работу по оптимизации административно-территориального устройства.

Разработать и внедрить механизмы координации работы органов местного самоуправления с государственными органами по вопросам планирования социально-экономического развития местного самоуправления.

Ожидаемые результаты: члены местных сообществ и их объединения становятся активными субъектами развития местного самоуправления, в равной мере используют свои права и исполняют обязанности членов местного сообщества; повышается инициативность граждан, участие в выработке коллективных решений по вопросам местного значения; контроль государства в сфере соблюдения законодательства органами местного самоуправления упорядочен и носит профилактический характер, способствует повышению эффективности местного самоуправления.

§ 2. Обеспеченные и стабильные органы местного самоуправления

Задача 2.1. Создать условия для экономического развития и достижения финансовой обеспеченности местного самоуправления.

Совершенствовать распределение доходов и расщепление налогов между государством и местным самоуправлением. Совершенствовать систему выравнивания местных бюджетов в целях стимулирования развития местного самоуправления.

Создать условия для привлечения инвестиций и развития субъектов предпринимательства в айылных аймаках, повысить потенциал сотрудников органов местного самоуправления и депутатов местных кенешей по вопросам повышения доходов органов местного самоуправления.

Задача 2.2. Обеспечить стабильность органов управления и профессиональное соответствие руководителей местного самоуправления.

Обеспечить стабильность органов управления, повысить потенциал глав органов местного самоуправления, депутатов местных кенешей.

Внести изменения в Закон Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" в части выдвижения кандидатов для избрания на должность главы айыл окмоту и повышения квалификационных требований к главе айыл окмоту. Провести обучение ответственных секретарей по вопросам правоприменения. Обеспечить подключение органов местного самоуправления к системе межведомственного электронного взаимодействия "Тундук".

Задача 2.3. Повысить способность органов местного самоуправления решать вопросы жизнеобеспечения местного сообщества.

Продолжить процесс оптимизации системы предоставления муниципальных услуг. Разработать предложения по повышению уровня инфраструктурной обеспеченности местного самоуправления, включая обеспечение органов местного самоуправления доступом к сети Интернет, и развитию электронных форм предоставления услуг.

Задача 2.4. Укрепить кадровый потенциал органов местного самоуправления.

Создание условий для повышения потенциала сотрудников органов местного самоуправления. Организация проведения семинаров, обучающих тренингов.

Создать механизмы и мотивацию привлечения квалифицированных кадров в органы местного самоуправления.

Ожидаемые результаты: повышение доверия граждан к органам местного самоуправления (исходя из показателя уровня доверия населения к органам местного самоуправления, из показателя Индекса доверия населения), реализуется экономический потенциал территорий, повышается уровень жизни населения и уровень инфраструктурной обеспеченности местного самоуправления, снижается социальное недовольство населения, растет потенциал сотрудников органов местного самоуправления, муниципальная служба становится более привлекательной.

§ 3. Мобилизация ресурсов для развития местного самоуправления

Задача 3.1. Сформировать программно-ориентированные местные бюджеты, включающие бюджеты развития.

Внедрить механизмы программно-целевого планирования социально-экономического развития территорий; механизмы бюджетирования на программной основе для местных бюджетов.

Создать условия для формирования бюджетов развития. Изменить систему стимулирующих грантов, преобразовав их в бюджеты развития каждого органа местного самоуправления.

Повысить потенциал органов местного самоуправления по вопросам бюджетирования на программной основе, планирования и управления бюджетными инвестициями.

Задача 3.2. Повысить уровень участия местного сообщества в формировании доходов и управлении ресурсами.

Внедрить меры повышения доходной обеспеченности местных бюджетов. Улучшить качество прогнозирования доходов местных бюджетов на основе социально-экономических показателей.

Повысить уровень информированности граждан по вопросам формирования доходов местного самоуправления.

Завершить инвентаризацию муниципальной собственности. Внедрить механизмы обеспечения прозрачности принятия и исполнения решений по использованию муниципальной собственности. Разработать и внедрить методику рыночных механизмов использования ресурсов на местном уровне, включая методику оценки имущества.

Повысить эффективность использования муниципальных ресурсов, в том числе через внедрение электронной торговой площадки для проведения электронного аукциона по продаже и предоставлению в аренду муниципального имущества.

Совершенствовать систему оказания услуг населению. Повысить потенциал депутатов местных кенешей по вопросам бюджетирования и контроля.

Задача 3.3. Обеспечить полное финансирование функций органов местного самоуправления.

Провести инвентаризацию функций и государственных полномочий, делегируемых органам местного самоуправления, сделать анализ эффективности механизмов делегирования по отдельным полномочиям. Провести анализ общей суммы финансовых затрат на делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления, финансируемых из республиканского бюджета, устранить пробелы в законодательстве.

Ожидаемые результаты: расходы местных бюджетов направлены на приоритеты развития местных сообществ; повышается уровень доходов местных сообществ (расчетные доходы местного самоуправления на одного гражданина); сокращается количество нефинансируемых функций и вопросов, выполняемых органами местного самоуправления.

5. Риски реализации Программы

В качестве возможных рисков рассматриваются:

1) риски, связанные с несовершенством принятых процедур, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой данной Программы, потерей институциональной памяти и потенциала в результате частой сменяемости руководителей органов местного самоуправления и текучести кадров, отсутствием реальной мотивации и заинтересованности государственных органов и органов местного самоуправления, коррупционными рисками;

2) риски, связанные с кризисными явлениями в экономике, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризисом банковской системы и т.п. Изменение уровня мировых цен на товары и услуги в аграрном секторе может привести к снижению доходности местных сообществ;

3) риски дестабилизации, религиозные, межэтнические факторы нарушения стабильности;

4) риски, связанные с высоким темпом внешней и внутренней миграции.

Для предотвращения рисков Программой предусмотрены механизмы мониторинга и оценки, внесения необходимых корректировок в задачи.

6. Оценка потребностей в ресурсах

Финансирование реализации Программы будет проводиться с учетом дальнейшего развития экономики Кыргызской Республики, а также создания благоприятных условий для развития экономической активности на местном уровне.

Эффективность использования ресурсов местных бюджетов будет обеспечиваться за счет усиления подотчетности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, снижения коррупционных рисков.

Особое внимание будет уделено реализации частных инициатив по развитию местного самоуправления, координации деятельности международных партнеров по развитию.

Мероприятия, закрепленные за государственными органами, будут реализованы за счет предусмотренных министерствам и ведомствам средств республиканского бюджета.

7. Мониторинг и оценка реализации Программы

Мониторинг и оценка реализации Программы организуются уполномоченным государственным органом по делам местного самоуправления.

Результаты мониторинга и оценки рассматриваются уполномоченным государственным органом по делам местного самоуправления, принимающим на их основе решение о корректировке Программы в установленном порядке.

Источниками информации для мониторинга и оценки реализации Программы будут данные статистического наблюдения, информация государственных и муниципальных органов, ответственных за реализацию мероприятий Программы.

Результаты мониторинга и оценки будут размещаться на сайте уполномоченного государственного органа по делам местного самоуправления и распространяться через средства массовой информации.