Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Приложение

 

 

постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 31 декабря 2018 года № 647)

ПОЛОЖЕНИЕ
об уполномоченном лице по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (Бизнес-омбудсмен)

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет правовую и институциональную основу деятельности уполномоченного лица по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (далее - Бизнес-омбудсмен).

2. В своей деятельности Бизнес-омбудсмен руководствуется Конституцией и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, и настоящим Положением.

3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

Бизнес-омбудсмен - уполномоченное лицо, наделенное полномочиями по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и осуществляющее свою деятельность в соответствии с настоящим Положением;

субъекты предпринимательской деятельности - физические лица (граждане Кыргызской Республики; лица без гражданства; лица, имеющие двойное гражданство; иностранные граждане), а также юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, или юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранного государства, вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие на свой риск и под свою имущественную ответственность не запрещенную законодательством деятельность с целью извлечения прибыли;

государственный орган - орган, учрежденный на постоянной основе в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, уполномоченный осуществлять функции государственной власти, принимать обязательные для исполнения решения и обеспечивать их реализацию, финансируемый из республиканского бюджета;

орган местного самоуправления - представительные, исполнительные органы, обеспечивающие решение вопросов местного значения в соответствии с законодательством о местном самоуправлении;

предприятия государственного сектора - государственные и муниципальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (в том числе выполняющие функции, не связанные с осуществлением функции государственной власти или местного самоуправления, включая учреждения здравоохранения, образования, информационные, статистические, консультационные, по выдаче кредитов), а также хозяйственные общества и иные юридические лица, в которых доля участия государства или муниципального образования превышает 50 процентов или которые в силу иных обстоятельств находятся под контролем государства или муниципального образования;

секретариат - рабочий аппарат Бизнес-омбудсмена, оказывающий содействие реализации функций и задач, а также осуществляющий организационно-техническое обеспечение работы Бизнес-омбудсмена, включающий заместителей Бизнес-омбудсмена, специалистов и административный персонал;

Наблюдательный совет - коллегиальный высший орган управления Бизнес-омбудсмена и секретариата, образованный группой сторон для целей осуществления надзора за деятельностью Бизнес-омбудсмена и секретариата, соблюдения требований настоящего Положения и иных применимых норм, в том числе наделенный функциями планирования и разработки стратегии деятельности Бизнес-омбудсмена и секретариата;

акты реагирования Бизнес-омбудсмена - правовые средства реагирования Бизнес-омбудсмена на выявленные им нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. К актам реагирования Бизнес-омбудсмена относятся рекомендации, представления;

рекомендации - акт реагирования Бизнес-омбудсмена, направленный в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия государственного сектора, их должностным лицам, содержащий предложения по устранению выявленных по итогам деятельности Бизнес-омбудсмена нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

представление - акт реагирования Бизнес-омбудсмена, направленный в государственные органы и органы местного самоуправления, предприятия государственного сектора, их должностным лицам о дальнейшем или дополнительном рассмотрении дела и определении шагов, направленных на устранение выявленных нарушений и предотвращение их в будущем, в том числе вариантов возбуждения дисциплинарного или административного производства в отношении соответствующих должностных лиц и служащих.

4. Бизнес-омбудсмен содействует прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора с целью предотвращения коррупционных деяний и/или других нарушений прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

5. Бизнес-омбудсмен избирается на должность в порядке, предусмотренном настоящим Положением, сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Бизнес-омбудсмена более двух сроков подряд.

6. Бизнес-омбудсмен и секретариат осуществляют свою деятельность на основе принципов верховенства права, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, независимости, политической нейтральности, открытости и прозрачности, рассмотрения жалоб на безвозмездной основе.

7. Бизнес-омбудсмен и работники секретариата не являются государственными или муниципальными служащими и осуществляют свою деятельность независимо от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора и их должностных лиц, не подчиняются и не подотчетны им. Вмешательство в их деятельность, равно как и воздействие на их деятельность, либо воспрепятствование ей в любой форме запрещается.

2. Задачи Бизнес-омбудсмена

8. Основными задачами Бизнес-омбудсмена являются:

1) принятие и рассмотрение в соответствии с настоящим Положением и Регламентом работы жалоб от субъектов предпринимательской деятельности на действия (в том числе решения) или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора, а также их должностных лиц, и направление рекомендаций и представлений в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия государственного сектора;

2) направление соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям государственного сектора рекомендаций по обеспечению формирования и реализации государственной политики в сфере предпринимательской деятельности, с целью ее усовершенствования и улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности, предотвращения коррупционных действий и/или других нарушений прав и/или законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

3) представление государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям государственного сектора рекомендаций о совершенствовании или оптимизации процедур и/или способов реализации своих полномочий, предпринимательской или иной деятельности.

3. Основные направления деятельности Бизнес-омбудсмена

9. В соответствии с возложенными задачами Бизнес-омбудсмен выполняет следующие функции:

1) рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности относительно нарушений их прав, свобод и/или законных интересов со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора и их должностных лиц;

2) обращается с запросами в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия государственного сектора;

3) осуществляет сбор, обработку и систематизирует информацию по рассматриваемым жалобам субъектов предпринимательской деятельности;

4) опубликовывает в средствах массовой информации и на веб-сайте Бизнес-омбудсмена периодические отчеты о своей деятельности, в том числе результаты рассмотрения дел относительно совершения коррупционных деяний и/или других нарушений прав, свобод и/или законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

5) направляет в Правительство Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Президенту Кыргызской Республики предложения относительно внесения изменений в нормативные правовые акты с целью защиты прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности от коррупционных деяний и/или других нарушений со стороны государственных органов;

6) заключает меморандумы о взаимодействии с Правительством Кыргызской Республики, другими государственными органами, органами местного самоуправления и предприятиями государственного сектора для выполнения возложенных на Бизнес-омбудсмена задач;

7) представляет регулярные отчеты о своей деятельности Наблюдательному совету, образованному группой сторон согласно настоящему Положению.

4. Права и полномочия Бизнес-омбудсмена

10. Бизнес-омбудсмен имеет право:

1) направлять запросы и получать своевременно (а именно, в срок до 15 рабочих дней), а при соответствующем указании Бизнес-омбудсмена - в срочном порядке (в срок до 5 рабочих дней) от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора и субъектов предпринимательской деятельности, в том числе путем проведения личных собеседований (устных объяснений) с соответствующими должностными лицами, информацию, документы и другие материалы и сведения, необходимые или полезные для рассмотрения жалоб и решения вопросов, касающихся дел, которые рассматриваются Бизнес-омбудсменом;

2) направлять государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям государственного сектора, их должностным лицам информацию о случаях и возможных правовых последствиях в случае нарушения прав, свобод и/или законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. В случае, если у Бизнес-омбудсмена есть основания полагать, что такие нарушения имеют место, направлять рекомендации и представления в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия государственного сектора, их должностным лицам;

3) получать своевременно (а именно, в срок до 15 рабочих дней), а при соответствующем указании Бизнес-омбудсмена - в срочном порядке (в срок до 5 рабочих дней) от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора ответы (в письменной форме), с детальным разъяснением о ходе рассмотрения и принятых мерах по решению вопросов, отраженных в рекомендациях и представлениях Бизнес-омбудсмена;

4) привлекать должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности (с их согласия), к рассмотрению вопросов, относящихся к полномочиям Бизнес-омбудсмена;

5) направлять в Правительство Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Президенту Кыргызской Республики предложения относительно кандидатур экспертов для формирования рабочих групп с целью подготовки проектов нормативных правовых актов по вопросам улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и борьбы с коррупцией;

6) направлять в Правительство Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Президенту Кыргызской Республики, в том числе в рамках личных встреч, предложения и рекомендации относительно путей устранения системных причин нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

7) в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке участвовать в заседаниях Правительства Кыргызской Республики, Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики и вносить свои предложения;

8) обнародовать информацию о случаях совершения коррупционных деяний и/или других нарушений со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора, выявленных в ходе деятельности Бизнес-омбудсмена, в том числе в форме ежегодных отчетов, включая информацию о жалобах, которые рассматривались Бизнес-омбудсменом, выводах Бизнес-омбудсмена относительно жалоб, и, в случае необходимости, информацию о реагировании соответствующих государственных и муниципальных структур по вопросам рассмотрения жалобы, а также о выполнении направленных рекомендаций и представлений;

9) обнародовать информацию о взаимодействии с Правительством Кыргызской Республики, другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями государственного сектора, а также об участии Бизнес-омбудсмена в подготовке проектов нормативных правовых актов и других инициативах, целью которых является улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и/или борьба с коррупцией;

10) привлекать на контрактной основе экспертов, ученых, специалистов, компании, в том числе иностранные, для выполнения возложенных на Бизнес-омбудсмена задач, в частности для проведения исследований;

11) вправе участвовать в заседаниях судебных органов при рассмотрении вопросов, касающихся жалоб, которые рассматривались Бизнес-омбудсменом;

12) иметь доступ в здания государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий государственного сектора в целях исполнения возложенных данным Положением задач и полномочий, при предъявлении служебного удостоверения (паспорта; документа, удостоверяющего личность).

11. Содействие в деятельности Бизнес-омбудсмена.

В целях эффективности деятельности Бизнес-омбудсмена государственные органы, а также их должностные лица, с которыми взаимодействует Бизнес-омбудсмен, обязаны содействовать деятельности Бизнес-омбудсмена, его заместителей и специалистов секретариата, в том числе своевременно (а именно, в срок до 15 рабочих дней), а при соответствующем указании Бизнес-омбудсмена - в срочном порядке (в срок до рабочих 5 дней) реагировать на запросы о предоставлении информации, иные запросы, а также рекомендации и представления Бизнес-омбудсмена.

Лица, виновные в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей по предоставлению информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Организация деятельности Бизнес-омбудсмена

12. Регламент работы Бизнес-омбудсмена.

Бизнес-омбудсмен представляет на утверждение Наблюдательного совета регламент работы Бизнес-омбудсмена, который определяет порядок представления, принятия и рассмотрения жалоб от субъектов предпринимательской деятельности, а также порядок коммуникации между субъектами предпринимательской деятельности и Бизнес-омбудсменом. Регламент опубликовывается на официальном веб-сайте Бизнес-омбудсмена.

13. Штат Бизнес-омбудсмена состоит из:

1) Бизнес-омбудсмена;

2) секретариата, в состав которого входят:

а) два заместителя Бизнес-омбудсмена;

б) специалисты, которых Бизнес-омбудсмен может нанимать на работу согласно регламенту работы Бизнес-омбудсмена;

в) административно-технический персонал, обеспечивающий деятельность Бизнес-омбудсмена, его заместителей и специалистов секретариата.

14. Полномочия секретариата.

Заместители Бизнес-омбудсмена и специалисты секретариата имеют полномочия, права и задачи, а также осуществляют свою деятельность, в соответствии с настоящим Положением и регламентом работы Бизнес-омбудсмена.

15. Бизнес-омбудсмен:

1) возглавляет секретариат и определяет реализацию стратегии его деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и настоящим Положением;

2) принимает решение о принятии к рассмотрению поданных жалоб согласно регламенту работы Бизнес-омбудсмена;

3) взаимодействует с Наблюдательным советом и представляет секретариат при взаимодействии с третьими лицами;

4) отчитывается перед Наблюдательным советом о проделанной работе;

5) принимает решения относительно привлечения на контрактной основе экспертов, ученых, специалистов, компаний, в том числе иностранных, включая проведение исследований с целью выполнения возложенных на Бизнес-омбудсмена задач;

6) осуществляет контроль за работой заместителей и секретариата;

7) делегирует свои полномочия заместителю(-ям) и специалистам секретариата согласно регламенту работы Бизнес-омбудсмена;

8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные регламентом работы Бизнес-омбудсмена или предоставленные согласно решениям Наблюдательного совета.

16. Заместители Бизнес-омбудсмена подотчетны Бизнес-омбудсмену. Заместители Бизнес-омбудсмена осуществляют полномочия, возложенные на них или делегированные им Бизнес-омбудсменом в соответствии с регламентом работы Бизнес-омбудсмена.

17. Руководящим органом Бизнес-омбудсмена является Наблюдательный совет. Наблюдательный совет состоит из уполномоченных представителей 3-х сторон (совместно - группа сторон):

Сторона 1 - Правительство Кыргызской Республики;

Сторона 2 - международные партнеры по развитию;

Сторона 3 - бизнес-ассоциации.

Состав Стороны 1 определяет Правительство Кыргызской Республики. Назначение и отзыв представителя Правительства Кыргызской Республики в Наблюдательный совет осуществляются распоряжением Правительства Кыргызской Республики. Представителем Правительства Кыргызской Республики является руководитель уполномоченного органа Кыргызской Республики в сфере экономики или его заместитель.

Состав Стороны 2 будет определен по результатам консультаций, проводимых между Европейским банком реконструкции и развития и международными партнерами по развитию.

В состав Стороны 3 на постоянной основе войдут 5 бизнес-ассоциаций, имеющих:

- наибольший охват субъектов предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике;

- наибольший объем налоговых отчислений, осуществляемых членами бизнес-ассоциации;

- не менее 50 членов, осуществляющих оплату членских взносов бизнес-ассоциации;

- срок функционирования не менее 5 лет на момент формирования Стороны 3.

Также в состав Стороны 3 могут входить на ежегодной ротационной основе 2 бизнес-ассоциации, не отвечающие вышеуказанным критериям, из числа бизнес-ассоциаций, которые изъявят желание войти в состав Стороны 3.

В состав Сторон 2 и 3 (за исключением бизнес-ассоциаций, входящих в состав Стороны 3 на ротационной основе) могут входить новые члены, если все стороны дадут согласие на их вступление в группу сторон.

Решение Наблюдательного совета принимается путем голосования сторон. Каждая Сторона в Наблюдательном совете имеет один голос.

Решение Наблюдательного совета относительно избрания и освобождения от должности Бизнес-омбудсмена и каждого заместителя принимается единогласно всеми тремя сторонами и направляется в Правительство Кыргызской Республики для утверждения распоряжением Правительства Кыргызской Республики.

В случае недостижения Наблюдательным советом единогласия по любому вопросу, кроме избрания и освобождения от должности Бизнес-омбудсмена и его заместителей, решение по такому вопросу принимается большинством голосов.

Каждая сторона принимает решение простым большинством голосов его участников, за исключением Стороны 1 (представителя Правительства Кыргызской Республики). Другие процедурные вопросы относительно голосования определяются группой сторон.

Любая сторона может пригласить к участию в заседании Наблюдательного совета в качестве наблюдателей представителей государственных органов (для Стороны 1), международных партнеров по развитию (для Стороны 2) и бизнес-ассоциаций (для Стороны 3), не входящих в состав Наблюдательного совета.

18. Наблюдательный совет имеет право:

1) направлять Правительству Кыргызской Республики представление относительно утверждения и освобождения от должности Бизнес-омбудсмена и его заместителей;

2) утверждать регламент работы Бизнес-омбудсмена и вносить в него изменения;

3) осуществлять надзор за деятельностью Бизнес-омбудсмена;

4) определять планирование и стратегию деятельности Бизнес-омбудсмена;

5) рассматривать иные вопросы, касающиеся деятельности Бизнес-омбудсмена и секретариата.

19. Наблюдательный совет собирается не реже чем один раз в квартал, а также по мере необходимости, по инициативе одной из сторон.

20. Бизнес-омбудсменом и заместителем Бизнес-омбудсмена может быть лицо, являющееся гражданином Кыргызской Республики, или иностранным гражданином, который имеет безупречную деловую репутацию, высокие моральные качества, высшее образование, отсутствие судимости, не замешанный в коррупционных скандалах и разбирательствах, имеющий глубокие знания хозяйственных, общественных проблем, проблем государственного управления и иных проблем, связанных с ведением предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике, в соответствии с критериями, определенными регламентом работы Бизнес-омбудсмена или Наблюдательным советом.

21. Бизнес-омбудсмен и заместитель Бизнес-омбудсмена не вправе:

- занимать какую-либо выборную или любую иную должность в государственных структурах;

- выполнять какую-либо оплачиваемую или неоплачиваемую работу в государственных структурах, субъектах предпринимательской деятельности, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- являться учредителем и принимать финансовое или какое-либо иное участие в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, независимо от формы собственности;

- быть членом или принимать иное участие в деятельности какой-либо политической партии в Кыргызской Республике;

- заниматься предпринимательской или иной деятельностью, которая противоречит принципу беспристрастного выполнения обязанностей Бизнес-омбудсмена.

Ограничения и запреты, предусмотренные этим пунктом, не распространяются на преподавательскую и научную деятельность.

22. Полномочия Бизнес-омбудсмена прекращаются в случае:

1) увольнения Бизнес-омбудсмена по собственному желанию;

2) принятия Наблюдательным советом соответствующего решения, которое утверждается Правительством Кыргызской Республики;

3) смерти лица, которое занимает должность Бизнес-омбудсмена.

23. Полномочия заместителей Бизнес-омбудсмена прекращаются по основаниям, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения.

Прекращение полномочий Бизнес-омбудсмена не может быть причиной прекращения полномочий его заместителей.

24. Для обеспечения работы Бизнес-омбудсмена согласно регламенту работы Бизнес-омбудсмена создается секретариат. Секретариат может быть создан в форме юридического лица. Учредительные документы данного юридического лица утверждаются Наблюдательным советом. Определение и утверждение персонального состава секретариата и внесение изменений в него осуществляет Бизнес-омбудсмен согласно регламенту работы Бизнес-омбудсмена. Бизнес-омбудсмен несет ответственность перед Наблюдательным советом за работу секретариата.

25. Работники секретариата должны соблюдать и отвечать требованиям, предусмотренным пунктом 21 настоящего Положения.

26. Финансирование деятельности Бизнес-омбудсмена осуществляются за счет средств международных партнеров по развитию и других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики. Решение о финансировании принимается Наблюдательным советом. Независимо от решения Наблюдательного совета ни один субъект не может быть обязан осуществлять финансирование при отсутствии ясно выраженного согласия такого субъекта.

27. Бизнес-омбудсмен ежегодно, в порядке и сроки, установленные регламентом работы Бизнес-омбудсмена, представляет на утверждение Наблюдательного совета смету расходов (бюджет) и подробный отчет об исполнении утвержденной сметы расходов (бюджета) за предыдущий финансовый период.