Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\a4247512-9e5b-4441-a203-b7088d5b5d20\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 1 августа 2003 года № 167

Об охране труда

(В редакции Законов КР от 17 апреля 2009 года № 127, 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

(Преамбула утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 июля 2016 года № 142)

Глава I
Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

охрана труда - система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию или снижению работоспособности;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме или внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

средства индивидуальной защиты работника - средства, предназначенные для личной защиты органов дыхания, слуха, зрения и кожных покровов работника от воздействия неблагоприятных факторов;

профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных производственных факторов в связи с выполнением работником своих трудовых (служебных) обязанностей;

профессиональный риск - величина вероятности нарушения здоровья с учетом тяжести последствий в результате воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

аттестация рабочих мест по условиям труда - система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной сферы и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности, для проведения оздоровительных мероприятий и подтверждения или отмены права предоставления занятым на них работникам льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда;

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

производственная травма - любая травма работника, случившаяся в связи с его производственной деятельностью независимо от места, времени и степени вовлеченности работника;

(абзац 15 утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 июля 2016 года № 142)

(абзац 16 утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 июля 2016 года № 142)

гигиена труда - комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса;

производственная санитария - система санитарно-гигиенических организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работников вредных производственных факторов;

специальная одежда - средство индивидуальной защиты, одежда, головной убор, рукавицы, иные предметы, предназначенные для защиты работника от вредных и (или) опасных производственных факторов.

(В редакции Законов КР от 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 11. Предмет регулирования

Настоящий Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(В редакции Закона КР от 26 июля 2016 года № 142)

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об охране труда и сфера его применения

Законодательство Кыргызской Республики об охране труда основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из Трудового кодекса Кыргызской Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Действие настоящего Закона распространяется:

- на работодателей;

- на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

- на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

- на студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных организаций начального профессионального образования и образовательных организаций среднего общего, основного общего образования, проходящих производственную практику или привлекаемых к выполнению строительных, сельскохозяйственных и других работ;

- на лиц, направленных в организации с целью обучения или трудовой реабилитации после инвалидности, не являющихся работниками этих организаций;

- на участников других видов трудовой деятельности, организуемых в интересах общества и государства;

- на военнослужащих, направляемых на работу в организации;

- на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;

- на граждан Кыргызской Республики, которые работают на предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим или физическим лицам, расположенным на территории Кыргызской Республики.

На граждан Кыргызской Республики, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Кыргызской Республики, - законодательство об охране труда Кыргызской Республики. Кроме того, на тех и других распространяются положения вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(Часть четвертая утратила силу в соответствии с Законом КР от 31 октября 2014 года № 149)

(В редакции Закона КР от 31 октября 2014 года № 149)

Статья 3. Требования охраны труда

Правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (далее - требования охраны труда), устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Требования охраны труда обеспечиваются юридическими и физическими лицами, указанными в части второй статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(В редакции Закона КР от 31 октября 2014 года № 149)

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников относительно результатов производственной деятельности у работодателя;

- принятие и реализация нормативных правовых актов Кыргызской Республики об охране труда, а также республиканских целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда и производственной санитарии;

- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных отравлений и заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую и напряженную работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

- координация деятельности в области охраны труда;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных технологий и техники, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

(В редакции Законов КР от 17 апреля 2009 года № 127, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 5. Система органов исполнительной власти в сфере охраны труда

Государственное управление охраной труда в Кыргызской Республике осуществляется Правительством Кыргызской Республики.

Выработка политики и осуществление контрольно-надзорных функций в сфере охраны труда реализуются уполномоченными государственными органами, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 31 октября 2014 года № 149)

Статья 51. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере охраны труда

К полномочиям Правительства Кыргызской Республики в сфере охраны труда относятся:

- выработка и реализация государственной политики в сфере охраны труда;

- определение уполномоченных государственных органов в сфере охраны труда;

- принятие в пределах компетенции нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за их соблюдением.

(В редакции Законов КР от 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 52. Полномочия уполномоченных государственных органов в сфере охраны труда

К компетенции уполномоченного государственного органа по выработке политики в сфере охраны труда относятся:

- выработка и реализация государственной политики в сфере охраны труда;

- разработка проектов нормативных правовых актов в сфере охраны труда и обеспечение их реализации;

- принятие участия в анализе состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка предложений по их предупреждению;

- ведение разъяснительных работ о трудовых правах работников, содействие обучению работодателей и работников по охране труда.

К компетенции уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда относятся:

- осуществление в установленном порядке надзора за соблюдением трудового законодательства Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;

- осуществление в установленном порядке контроля за использованием детского труда;

- проведение анализа обстоятельств, причин выявленных нарушений, ведение контроля по их устранению и восстановлению нарушенных прав граждан в сфере охраны труда;

- проведение проверки знаний руководителей и персонала опасного производственного объекта, энергоснабжающих организаций и потребителей, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, по вопросам знаний в области промышленной безопасности и энергобезопасности.

(В редакции Закона КР от 31 октября 2014 года № 149)

Глава II
Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

 

Статья 6. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право:

- на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере страхования;

- на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

- на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных законами, до устранения такой опасности;

- на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие несоответствия его требованиям охраны труда и технике безопасности;

- на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

- на обращение в органы государственной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

- на личное участие или участие через своих доверенных лиц в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

- на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

- на льготы и компенсации, установленные трудовым законодательством Кыргызской Республики, коллективным договором (соглашением), трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

(В редакции Законов КР от 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 7. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда и производственной санитарии.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

На время приостановления работ уполномоченным государственным органом, определяемым Правительством Кыргызской Республики, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Кыргызской Республики, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности либо прекращения трудового договора по инициативе работодателя.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства Кыргызской Республики об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

(В редакции Законов КР от 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 8. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Глава III
Обеспечение охраны труда

 

Статья 9. Служба охраны труда

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 50 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель может заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем в зависимости от численности работающих, степени опасности, вредности производства и других факторов. Типовое положение о службе охраны труда и порядок организации работы по охране труда определяются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 31 октября 2014 года № 149)

Статья 10. Права работодателя по обеспечению охраны труда

Работодатель имеет право:

- вносить в уполномоченный государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики, предложения о разработке или изменении правил или норм по безопасности и гигиене труда;

- получать информацию от уполномоченных государственных органов, определяемых Правительством Кыргызской Республики, в том числе о результатах проверок и расследований, проведенных в его организации;

- на проведение проверок, расследований и экспертиз уполномоченным государственным органом, определяемым Правительством Кыргызской Республики, при установлении и использовании технологического оборудования, сырья и материалов как возможных источников производственной опасности;

- участвовать в проведении проверок, рассмотрении жалоб на условия труда, незаконные действия государственных органов власти и органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, касающихся охраны труда в организации, на предприятии, а также в совещаниях, проводимых уполномоченными государственными органами, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

- обжаловать решения уполномоченных государственных органов, определяемых Правительством Кыргызской Республики, в установленном законодательством порядке;

- получать услуги и содействие государственных органов в управлении, обучении и организации охраны труда.

(В редакции Закона КР от 26 июля 2016 года № 142)

Статья 11. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики;

- приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, молока и других равноценных пищевых продуктов, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний правил и норм охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, а также не использующих требуемые средства индивидуальной защиты;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

- проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;

- недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление уполномоченному государственному органу, определяемому Правительством Кыргызской Республики, информации и документов, необходимых для осуществления им своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- беспрепятственный допуск должностных лиц уполномоченного государственного органа, определяемого Правительством Кыргызской Республики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также представителей органов общественного контроля для проведения проверок условий и охраны труда в организации, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц уполномоченного государственного органа, определяемого Правительством Кыргызской Республики, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- представление в органы государственной статистики утвержденную государственную статистическую отчетность о состоянии условий, охраны труда и производственного травматизма.

(В редакции Законов КР от 17 апреля 2009 года № 127, 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 12. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:

- соблюдать требования нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда;

- соблюдать установленные работодателем Правила внутреннего трудового распорядка;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний правил и норм охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания или отравления;

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

(В редакции Закона КР от 31 октября 2014 года № 149)

Статья 13. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать нормативным правовым актам, регулирующим вопросы охраны труда.

Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключения уполномоченного государственного органа, определяемого Правительством Кыргызской Республики, о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений уполномоченного государственного органа, определяемого Правительством Кыргызской Республики.

Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, не соответствующих требованиям, установленным в соответствующих технических регламентах.

В случае использования новых, не применявшихся в организации ранее вредных или опасных веществ, работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с уполномоченным государственным органом, определяемым Правительством Кыргызской Республики, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям, установленным в соответствующих технических регламентах.

(В редакции Законов КР от 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 14. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 15. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда

Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования и начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования.

Статья 16. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках республиканских и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также добровольных взносов организаций и физических лиц.

В организациях создаются фонды охраны труда в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Глава IV
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

 

Статья 17. Государственный надзор и контроль

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере охраны труда.

Должностные лица уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

- беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца и направления установленного образца на проведение проверки посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм, в том числе и иностранные;

- запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- приостанавливать в установленном законом порядке работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах;

- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- привлекать лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Должностные лица уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда являются государственными служащими.

Должностные лица уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 17 апреля 2009 года № 127, 31 октября 2014 года № 149)

Статья 18. Государственная экспертиза условий труда

(Исключена в соответствии с Законом КР от 17 апреля 2009 года № 127)

Статья 19. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях техническую инспекцию труда, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- вносить в уполномоченный государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики, предложения о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

- предъявлять работодателям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право проверять в организациях, входящих в профсоюзные объединения, соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

(В редакции Законов КР от 17 апреля 2009 года № 127, 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Глава V
Ответственность за нарушение требований охраны труда

 

Статья 20. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 26 июля 2016 года № 142)

Статья 21. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении нормативных правовых актов Кыргызской Республики в сфере охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятствующие деятельности представителей уполномоченного государственного органа, определенного Правительством Кыргызской Республики, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 26 июля 2016 года № 142)

Статья 22. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

В случаях если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация приостанавливаются в соответствии с предписаниями уполномоченного государственного органа, определяемого Правительством Кыргызской Республики, в том числе по представлению профсоюзных органов до устранения указанных нарушений.

Решения, принятые уполномоченным государственным органом, определяемым Правительством Кыргызской Республики, обжалуются в административном (досудебном) порядке, а в последующем - в судебном порядке.

Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

(В редакции Законов КР от 31 октября 2014 года № 149, 26 июля 2016 года № 142)

Статья 23. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

Организация может быть ликвидирована либо деятельность структурного подразделения организации может быть приостановлена по решению суда, по представлению уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере охраны труда, при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.

(В редакции Закона КР от 31 октября 2014 года № 149)

Глава VI
Заключительные положения

 

Статья 24. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов

Признать утратившими силу:

Закон Республики Кыргызстан "Об охране труда" (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1992 г., № 4/1, ст.152);

постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан "О порядке введения в действие Закона Республики Кыргызстан "Об охране труда" (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1992 г., № 4/1, ст.153);

Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об охране труда" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 4, ст.196).

Статья 25. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

А. Акаев