Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2019 года № 199

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проекты конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики", законов Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", "О статусе депутатов местных кенешей", "О статусе столицы", "О статусе города Ош")", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проекты конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики", законов Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", "О статусе депутатов местных кенешей", "О статусе столицы", "О статусе города Ош")", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Исполняющий обязанности Премьер-министра, первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики

 

К.Боронов

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 29 апреля 2019 года № 199

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проекты конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики", законов Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", "О статусе депутатов местных кенешей", "О статусе столицы", "О статусе города Ош")", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проекты конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики", законов Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", "О статусе депутатов местных кенешей", "О статусе столицы", "О статусе города Ош")", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Эргешовым А., Алимбековым Н., Кулбараковым А., Кыдыралиевым У., Самаевым У., Примовым У., Токторовым А., Икрамовым Т., приходит к следующему заключению.

Концепция вышеуказанных законопроектов предусматривает совершенствование законодательства о выборах посредством обеспечения равного и беспрепятственного доступа граждан Кыргызской Республики к реализации своих конституционных прав избирать и быть избранными, улучшения качественного состава органов местного самоуправления.

Правительство Кыргызской Республики, изучив вышеназванные законопроекты, в целом поддерживая концепцию, цели и задачи законопроектов, считает необходимым, отметить следующее.

1. По проекту конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики" (далее - проект Закона).

По вопросу о внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики".

1) В абзаце двадцатом статьи 1 действующего Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" предлагаем из понятия "правоохранительные органы" исключить слова "органы по контролю за наркотиками", так как в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 ноября 2016 года № 63 Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики была ликвидирована.

Аналогичное замечание по абзацу двадцать четвертому части 2 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

2) По всему тексту законопроекта предусмотрены виды ответственности за те или иные нарушения норм выборного законодательства. Однако законодательством такие виды ответственности не предусмотрены. В связи с чем предлагаем в справке-обосновании к законопроекту указать, в какие законы планируется внести изменения, в части установления ответственности за нарушение выборного законодательства (абзац пятый части 3 статьи 15, абзац второй части 5 статьи 15 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (изложенные в пункте 10 статьи 1 проекта Закона), часть 6 статьи 21-1 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (изложенная в пункте 17 статьи 1 проекта Закона), абзац пятый части 1 статьи 27 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (изложенный в пункте 21 статьи 1 проекта Закона), части 7 и 8 статьи 28 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (изложенные в пункте 22 статьи 1 проекта Закона), абзац седьмой части 2 статьи 62 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (изложенный в пункте 45 статьи 1 проекта Закона).

3) По подпункту "в" пункта 5 статьи 1 проекта Закона отмечаем, что согласно статье 1 Закона Кыргызской Республики "О государственной гражданской и муниципальной службе Кыргызской Республики" государственный гражданский служащий - гражданин Кыргызской Республики, занимающий административную должность в государственном органе, осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение из средств республиканского бюджета профессиональную служебную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение; муниципальный служащий - гражданин Кыргызской Республики, занимающий административную должность в органе местного самоуправления, осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение из средств местного бюджета профессиональную служебную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение. Таким образом, лица, замещающие политические государственные должности, политические муниципальные должности, не подпадают под понятие "государственные гражданские и муниципальные служащие". Указанное замечание также относится к подпункту "б" пункта 6 статьи 1, пункту 12 статьи 1, подпункту "б" пункта 14 статьи 1, пункту 15 статьи 1 проекта Закона, а также к подпункту "в" пункта 5 статьи 1, к абзацу второму пункта 14, абзацу второму пункта 15, абзацу четвертому подпункта "а" пункта 16 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

4) В абзаце втором подпункта "в" пункта 9 статьи 1 проекта Закона слова "уполномоченного государственного органа в сфере миграции Кыргызской Республики" предлагаем заменить словами "представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом, аккредитованных в стране пребывания". Данное предложение вносится в связи с тем, что представительства могут быть открыты различными государственными органами Кыргызской Республики, к примеру, Министерством внутренних дел Кыргызской Республики, Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской Республики и др.

5) По поправкам в статью 13 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", предусмотренным пунктом 9 статьи 1 проекта Закона, предлагаем следующее:

а) в целях обеспечения избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, а также создания условий для голосования, подпункт "б" дополнить абзацами седьмым-восьмым следующего содержания:

"Положение абзаца первого части 4 настоящей статьи, касающееся количества избирателей, может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Кыргызской Республики.

В случае, если на одной территории количество избирателей, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, превышает количество избирателей, установленное абзацем первым части 4 настоящей статьи, по предложению органа, ведающего вопросами иностранных дел и по согласованию с компетентными органами страны пребывания, могут быть образованы два и более избирательных участков в одном помещении.";

б) подпункт "г" исключить.

6) Относительно поправок в статью 14 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", предусмотренных пунктом 10 статьи 1 проекта Закона, отмечаем следующее:

а) в связи с тем, что предварительные списки избирателей формируются путем автоматической выгрузки из Единого государственного реестра населения, который формируется уполномоченным органом в сфере регистрации населения, в абзаце восьмом статьи 14 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" слова "Центральной избирательной комиссией" следует исключить.

Аналогичное замечание по абзацу первому части 2 статьи 12 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" (подпункт "а" пункта 8 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей");

б) для создания дополнительных условий для избирателей при подаче заявлений о намерении голосовать по избирательному адресу места проживания или пребывания, в абзаце четвертом части 6 вышеуказанной статьи предлагаемой редакции Закона после слов "в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией" предлагаем дополнить словами ", при этом избиратель проходит биометрическую идентификацию и аутентификацию.".

Аналогично предлагаем дополнить вышеуказанными словами абзац первый части 3 статьи 15 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (изложенный в пункте 10 статьи 1 проекта Закона).

Также с учетом вышеизложенного предлагаем в абзацах первом и третьем части 2 статьи 13 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" (пункт 7 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей") после слова "идентификацию" дополнить словами "и аутентификацию";

в) предлагаемая редакция абзаца второго пункта 5 статьи 14 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" противоречит требованиям Закона Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики", так как информация о численности военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики относится к государственным секретам и включена в Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 июля 1995 года № 267/9.

7) Абзацем вторым части 2 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенным в пункте 10 статьи 1 проекта Закона, предлагается внести норму, согласно которой, в случае отсутствия биометрической регистрации избиратель вправе пройти биометрическую регистрацию на избирательном участке.

В этой связи следует отметить, что в настоящее время при получении паспорта во всех паспортных подразделениях и центрах обслуживания населения граждане проходят обязательную биометрическую регистрацию. Согласно информации Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, в ближайшее время в загранучреждениях республики у граждан, проживающих за пределами Кыргызской Республики, появится возможность также оформить паспорт гражданина Кыргызской Республики, с обязательной сдачей биометрических данных в параллельно работающих там пунктах сбора биометрических данных.

В период подготовки к выборам и референдумам Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики организуются выездные пункты сбора биометрических данных, по согласованию с органами местного самоуправления.

Учитывая, что Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики является уполномоченным государственным органом по регистрации биометрических данных граждан Кыргызской Республики, для выполнения данной нормы необходимо открыть пункты сбора во всех избирательных участках, на что потребуются значительные финансовые затраты, связанные с покупкой оборудования и другими организационными расходами. Только на выплату заработной платы операторам в период проведения выборов необходимы денежные средства в размере 47,5 млн. сомов, без учета средств за покупку оборудования и программного обеспечения.

Учитывая, что данные средства не заложены в республиканском бюджете, предлагаем исключить абзац второй части 2 статьи 15 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенный в пункте 10 статьи 1 проекта Закона.

Аналогичное замечание по абзацу второму части 2 статьи 13 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", изложенному в пункте 9 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

8) В абзаце пятом части 2 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенном в пункте 10 статьи 1 проекта Закона, слова "идентификационной карты - паспорта образца 2017 года (ID-карта) и персонального пароля карты" предлагаем заменить словами "в установленном законодательством порядке".

Аналогичное замечание по абзацу третьему части 3 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенному в пункте 10 статьи 1 проекта Закона.

Аналогичное предложение по абзацу восьмому части 2 статьи 13 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", изложенному в пункте 9 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

9) В части 7 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенной в пункте 10 статьи 1 проекта Закона, слова "При обработке биометрических данных граждан" предлагаем исключить.

Аналогичное предложение по абзацу первому части 6 статьи 13 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", изложенному в пункте 9 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

10) Учитывая, что списки избирателей не могут быть синхронизированы с Единым государственным реестром населения, а лишь актуализированы на основе данных Единого государственного реестра населения, предлагаем в абзаце первом части 5 статьи 15 и части 7 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (пункт 10 статьи 1 проекта Закона) слово "синхронизации" заменить словом "актуализации".

Аналогичное замечание по абзацу первому частей 4 и 6 статьи 13 Закона Кыргызской Республики "О выборах местных кенешей", изложенному в пункте 9 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

Для более точного уточнения взаимодействия между Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики и Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики предлагается часть 5 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенную в пункте 10 статьи 1 проекта Закона, дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:

"Центральной избирательной комиссией за 10 дней до дня голосования в уполномоченный государственный орган передаются окончательные списки избирателей в электронном виде для подготовки комплектов оборудования.

После получения окончательного списка избирателей уполномоченным государственным органом проводится работа по подготовке серверных комплектов оборудования по идентификации избирателей, с загрузкой списков избирателей с базой биометрических данных и передаются в Центральную избирательную комиссию не позднее 3-х календарных дней до дня выборов, для доставки комплектов оборудования на избирательные участки.".

Также предлагаем часть 4 статьи 13 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах местных кенешей", изложенную в пункте 9 статьи 1 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", дополнить абзацами вторым и третьим в вышеуказанной редакции.

11) По части 1 статьи 16 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенной в пункте 11 статьи 1 проекта Закона, для более детального определения и уточнения процесса формирования списков избирателей, предлагаем после слов "Государственный учет избирателей осуществляется" дополнить словами "Центральной избирательной комиссией".

12) По части 10 статьи 21 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенной в пункте 16 статьи 1 проекта Закона, предлагаем учесть, что Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности утратил силу, соответственно термин "административного взыскания" необходимо пересмотреть.

Аналогичное замечание по всему тексту данного проекта Закона, в том числе и по проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", относительно терминов "административного взыскания", "административная ответственность".

13) В абзаце седьмом пункта 19 статьи 1 проекта Закона предлагаем уточнить, что отказ от участия или неявка на совместное агитационное мероприятие не влекут за собой предоставление эфирного времени в другое время.

14) В абзаце втором части 9 статьи 28 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенном в пункте 22 статьи 1 проекта Закона, следует уточнить сферу действия уполномоченного государственного органа, заключение которого будет являться основанием для принятия решения Центральной избирательной комиссии.

Также, относительно абзаца третьего части 9 статьи 28 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенного в пункте 22 статьи 1 проекта Закона, предлагаем уточнить компетенцию органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, поскольку в настоящее время ни один из органов исполнительной власти не наделен подобными полномочиями. При этом отмечаем, что образование такого органа или наделение дополнительными функциями существующего государственного органа приведет к увеличению штатной численности государственных служащих, и соответственно, к дополнительному финансированию из республиканского бюджета.

15) В абзацах втором и третьем подпункта "а" пункта 24 проекта Закона слова "(или)" предлагаем исключить.

16) Учитывая, что волеизъявление избирателей выражается путем проставления отметки на лицевой стороне бюллетеня, отмечаем, что бюллетени, содержащие на обратной стороне отметки, не могут быть признаны недействительными. В этой связи часть 12 статьи 35 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" предлагаем дополнить абзацем следующего содержания:

"Избирательные бюллетени, содержащие на обратной стороне отметки, почерки или иные росписи, вне зависимости от их содержания, не могут быть признаны недействительными.".

17) Относительно требований, предусмотренных частью 5 статьи 49 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (пункт 39 статьи 1 проекта Закона), следует отметить, что:

- требование о предоставлении справки с места работы или учебы кандидата вызывает сомнение в своей обоснованности, поскольку наличие либо отсутствие факта осуществления трудовой деятельности или учебы не должно являться препятствием для выдвижения в кандидаты в президенты;

- информация о наличии либо отсутствии судимости предоставляется органами внутренних дел в виде соответствующей справки, а не декларации.

Аналогичное предложение по абзацу пятому подпункта "а" пункта 36 и абзацу шестому подпункта "а" пункта 39 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

18) В часть 4 статьи 53 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенную в пункте 39 статьи 1 проекта Закона, предлагается внести дополнения, предусматривающие основания, по которым может быть отказано кандидату в президенты Кыргызской Республики в регистрации. В связи с этим считаем, что в данный список необходимо включить следующее основание: "наличие иного гражданства и дача кандидатом заведомо ложных сведений о себе".

19) В абзаце втором подпункта "б" пункта 40 статьи 1 проекта Закона, предусматривающем сумму расходов кандидата в президенты за счет средств избирательного фонда, предлагаем изменение, позволяющее сократить расчетный показатель до 1000000 расчетных показателей.

20) Абзацем пятым подпункта "в" пункта 33 статьи 1 проекта Закона предусматривается пункт 4 части 3 статьи 46 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" изложить в новой редакции, согласно которой регистрация списка кандидатов отменяется не позднее чем за 5 календарных дня до дня голосования в случае нарушения руководством политической партии требований, предусмотренных статьей 21-1 настоящего конституционного Закона о недопустимости злоупотребления административным ресурсом, в целях избрания списка кандидатов.

Однако в предлагаемой редакции статьи 21-1 Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" не предусматриваются требования, касающиеся руководства политической партии.

В связи с чем, в целях исключения разночтения в правоприменительной практике предлагаем пересмотреть редакцию вышеуказанных норм проекта Закона.

Аналогичное замечание по пункту 34 проекта Закона.

По вопросу о внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О референдуме Кыргызской Республики" (далее - проект Закона).

1) Согласно части 3 статьи 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О референдуме Кыргызской Республики" на референдум могут быть вынесены несколько вопросов. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов, они включаются по отдельности в один бюллетень. В связи с чем, в целях уточнения формы бюллетеня при проведении референдума по нескольким вопросам предлагается в указанной части:

а) предложение четвертое дополнить словами "либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно";

б) дополнить предложением пятым следующего содержания:

"Напротив каждого вопроса указывается вариант волеизъявления голосующего словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты";

в) предложение седьмое исключить.

2) В соответствии с частью 13 статьи 35 Закона Кыргызской Республики "О референдуме Кыргызской Республики" недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление участника референдума. В связи с необходимостью уточнения данной формулировки предлагается указанную часть дополнить абзацами вторым-седьмым следующего содержания:

"Бюллетень считается недействительным, если:

1) одновременно заполнены несколько ответов по вопросу референдума;

2) одновременно заполнены ответы "За" по вопросу референдума и альтернативному вопросу референдума, или если заполнены ответы по вопросу (вопросам) референдума и одновременно ответ "Против всех вариантов";

3) по нескольким вопросам референдума заполнены варианты ответа и одновременно ответ "Против всех вариантов";

4) не содержит волеизъявление участника референдума (незаполненные бюллетени).

Бюллетень по нескольким вопросам референдума считается действительным, если часть вопросов референдума заполнена в соответствии с настоящим конституционным Законом, а другая часть признана недействительной. Подсчет голосов ведется по вопросам, заполненным в соответствии с настоящим конституционным Законом.".

5) Абзац первый статьи 3 проекта Закона следует пересмотреть, поскольку перенос сроков вступления в силу ряда положений законопроекта нецелесообразно.

2. По проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики" (далее - проект Закона).

1) Учитывая, что депутаты местных кенешей не имеют консультантов и помощников, а при принятии решения они полагаются только на себя, на свои знания, при этом принимаемые ими решения издаются в форме постановления, которые обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на соответствующей территории, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики полагает необходимым установить для кандидатов в депутаты местных кенешей требование о владении правовыми основами местного самоуправления, определяемое путем тестирования на правовую грамотность.

В связи с чем, предлагается часть 2 статьи 10 Закона, изложенную в пункте 3 статьи 1 проекта Закона, дополнить абзацем следующего содержания:

"- проведение тестирования кандидатов в депутаты местного кенеша на правовую грамотность по основам местного самоуправления.".

Аналогичную норму предлагаем также предусмотреть в Законе Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

2) Избирательным законодательством установлено, что в составе избирательной комиссии не может быть более одного представителя от одной политической партии, и в целях уточнения данной нормы предлагается часть 8 статьи 19 Закона дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Политические партии, чьи кандидатуры состоят в составе участковой, территориальной избирательной комиссии, не вправе вновь представлять кандидатуры в резерв соответствующих избирательных комиссий. Представители одной политической партии не могут состоять одновременно в составе и резерве одной избирательной комиссии".

3) Учитывая, что списки избирателей формируются на основании Единого государственного реестра населения, предлагаем законопроект дополнить нормой, предусматривающей приведение статьи 11 в соответствие с данными нормами.

Также, части 1 и 2 статьи 11 предлагаем изложить в следующей редакции:

"1. Информационная система учета избирателей и участников референдума формируется путем автоматической выгрузки из Единого государственного реестра населения данных о гражданах, достигших 18-летнего возраста, сдавших биометрические данные, и с учетом границ избирательных участков.

2. Центральная избирательная комиссия на период уточнения списков избирателей и участников референдума обновляет данные об избирателях, участниках референдумов и ведет систему учета избирателей.".

3. По проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", "О статусе депутатов местных кенешей", "О статусе столицы", "О статусе города Ош")" (далее - проект Закона). Следует отметить, что данный законопроект требует доработки с учетом нижеследующего.

1) Подпунктом 10 части 2 статьи 24 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" (изложенным в пункте 2 статьи 1 проекта Закона), предусматривается, что одним из оснований для досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша является его отсутствие на заседаниях местного кенеша без уважительных причин, более четырех раз подряд в течение одной сессии.

Статьей 2 законопроекта предлагается предусмотреть аналогичные изменения при изложении редакции статьи 3 Закона Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей".

Вместе с тем, отмечаем, что согласно части 1 статьи 28 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" основной организационно-правовой формой работы местных кенешей являются их сессии. Термин "заседание" применяется только в отношении постоянных комиссий местного кенеша (статья 34 Закона). Таким образом, участие депутатов в сессиях носит не постоянный, а периодический характер.

Кроме того, поскольку согласно справке-обоснованию нормы приводятся в соответствие с законодательством о статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, предлагаем слова "подряд в течение одной сессии" заменить словами "в течение одного года".

В связи с чем, редакцию подпункта 10 части 2 статьи 24 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" предлагаем пересмотреть, с учетом вышеуказанного.

Аналогичное замечание по статье 3 Закона Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей", предлагаемой в редакции, изложенной в статье 2 проекта Закона.

2) Кроме этого, законопроектом предлагается в части 3 статьи 42 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", изложенной в пункте 4 статьи 1 проекта Закона, предусмотреть норму, согласно которой мэром города не может быть гражданин, имеющий судимость до истечения определенного времени (от пяти до пятнадцати лет) в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Однако, принимая во внимание решения Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 31 октября 2013 года (по делу о признании абзаца второго статьи 42, абзаца второго статьи 48 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" неконституционными), от 26 ноября 2013 года (по делу о проверке конституционности статьи 427 Трудового кодекса Кыргызской Республики), от 25 ноября 2015 года (по делу о проверке конституционности нормативных положений абзаца 2 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "О статусе столицы", абзаца 2 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "О статусе города Ош"), предлагаем часть 3 статьи 42 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" изложить в следующей редакции:

"3. Не может быть мэром города гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, не погашенную в установленном законодательством порядке до окончания сроков регистрации кандидатов, а также граждане, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от того, погашена их судимость в установленном законодательством порядке или нет.".

Аналогичные предложения по части 3 статьи 48 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" (пункт 6 статьи 1 проекта Закона), по части 3 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "О статусе столицы" (статья 3 проекта Закона) и части 3 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "О статусе города Ош" (статья 4 проекта Закона).

3) В соответствии с частью 6 статьи 53 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней после регистрации всех кандидатов организует выборы главы исполнительного органа местного самоуправления.

Таким образом, для проведения выборов необходим факт регистрации, а не выдвижения кандидатов. В связи с этим предлагаем слово "выдвинутые" в абзацах третьем и пятом подпункта "а" пункта 5 статьи 1 проекта Закона исключить.

Аналогичное замечание по абзацам третьему и пятому подпункту "а" пункта 7 статьи 1 проекта Закона.

Кроме того, норма, предусмотренная в абзаце пятом пункта 5 статьи 1 проекта Закона относительно обязательности выдвижения Премьер-министром кандидатуры на должность мэра, противоречит части 2 статьи 43 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", в которой предусмотрено право, а не обязанность Премьер-министра.

4) В целях исключения разночтения в правоприменительной практике предлагаем редакцию части 1 статьи 22 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О статусе столицы" (статья 3 проекта Закона) и часть 1 статьи 22 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О статусе города Ош" (статья 4 проекта Закона) привести в соответствие с требованиями, изложенными в части 1 статьи 42 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" (пункт 4 статьи 1 проекта Закона).

4. По проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" (далее - проект Закона) предлагаем учесть следующее.

1) В абзаце третьем пункта 1 статьи 1 проекта Закона слово "всеобщего" исключить.

2) По мнению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, введение единых дней позволит повысить явку избирателей на выборах, реализовать задачи по планированию, оптимизации и унификации организации выборов, а также по эффективному использованию организационных и иных ресурсов участников избирательных процессов. Отмечаем, что выборы депутатов местных кенешей преимущественно проводятся в декабре и мае, в связи с чем предлагается ввести корректировки при определении периодичности выборов, а части 4 и 5 статьи 4 действующего Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" изложить в следующей редакции:

"4. Днями голосования являются второе воскресенье апреля и второе воскресенье октября года, в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Если сроки полномочий депутатов местных кенешей истекают в год проведения выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша очередного созыва, - день голосования на указанных выборах.

5. В случае, если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 по 31 декабря, то следующие выборы проводятся во второе воскресенье апреля года, следующего за годом, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 января по 31 мая, следующие выборы проводятся во второе воскресенье апреля года, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 июня по 31 ноября, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша - в день голосования на указанных выборах.".

1) Поскольку согласно предлагаемому понятийному аппарату, изложенному в подпункте "а" пункта 2 статьи 1 проекта Закона, государственный портал избирателей является интернет-сайтом Центральной избирательной комиссии, в целях единого применения терминов в абзаце третьем подпункта "в" пункта 8 статьи 1 проекта Закона слова "официальном сайте Центральной избирательной комиссии" предлагаем заменить словами "государственном портале избирателей".

2) Законопроектом предлагается часть 12 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" изложить в новой редакции (пункт 10 статьи 1 проекта Закона), предусматривающей перечень расходов, на которые могут быть использованы средства избирательных фондов. Так как в пункте 3 части 12 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" перечисляются не только услуги и работы, но и товары (приобретение канцелярских товаров, оборудования), предлагаем данный пункт дополнить словами "поставку товаров".

3) Законопроектом предлагается часть 20 статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" (пункт 10 статьи 1 проекта Закона) дополнить нормой о том, что остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, возвращаются кандидату, политической партии после дня голосования. Предлагаем также определить в данной части срок, в течение которого указанные средства должны быть возвращены.

4) В целях смыслового единства норм:

а) в абзаце первом подпункта "а" пункта 11 статьи 1 проекта Закона цифру "2" предлагаем заменить цифрой "1";

б) в части 5 статьи 17 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", изложенной в пункте 12 статьи 1 проекта Закона, цифры "61" заменить цифрами "60";

в) в подпункте 2 части 1 статьи 50 предлагаемой редакции Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", изложенном в пункте 33 проекта Закона, ссылку на исключение городов в части избирательного залога следует уточнить;

г) в абзацах первом и втором подпункта "в" пункта 35 статьи 1 проекта Закона цифру "2" заменить цифрой "1".

5) Руководствуясь статьей 12 Закона Кыргызской Республики "Об образовании", предлагаем в пункте 1 части 2 статьи 17-1 Закона, изложенном в пункте 13 статьи 1 проекта Закона, слова "учреждения образования" заменить словами "образовательные организации", а слова "учащихся средних и высших образовательных учреждений" заменить словами "учащихся, студентов начальных, средних и высших профессиональных образовательных организаций".

6) Также в части 5 статьи 17-1 Закона, изложенной в пункте 13 статьи 1 проекта Закона, после слова "государственными" дополнить словом "гражданскими".

7) В целях обеспечения реализации пассивного избирательного права и совершенствования порядка передачи вакантного мандата депутата городского кенеша предлагается подпункт "а" пункта 35 статьи 1 проекта Закона изложить в следующей редакции:

"пункт 3 части 1 после слов "органов политической партии" дополнить словами "при отсутствии возражения кандидата(ов), состоящего(их) следующим(ими) в списке кандидатов.".