Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\b69fa587-afb3-4b06-8319-0ef5f1843515\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 октября 1998 года № 131

Об оперативно-розыскной деятельности

(В редакции Законов КР от 4 августа 2001 года № 81, 20 марта 2002 года № 41,
 11 июня 2003 года № 98, 12 июня 2003 года № 105, 28 марта 2004 года № 52,
15 августа 2007 года № 152, 23 мая 2008 года № 97, 14 июля 2008 года № 143,
11 марта 2009 года № 80, 24 февраля 2010 года № 33, Декрета Временного Правительства КР
 от 17 сентября 2010 года ВП № 128, Законов КР от 26 сентября 2011 года № 154,
10 августа 2012 года № 164, 22 мая 2013 года № 76, 11 июля 2013 года № 129, 18 февраля 2014 года № 31,
28 июля 2017 года № 162
, 18 января 2022 года №4)

Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

Раздел I
Общие положения

 

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

 

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой, гласно или негласно, уполномоченными на то настоящим Законом государственными органами в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

Статья 2. Основные понятия

 

Опрос граждан - личная беседа оперативного работника с гражданином, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии или о причастных к нему лицах.

Наведение справок - официальное получение оперативником фактической информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, из оперативных, криминалистических и иных баз данных.

Сбор образцов для сравнительного исследования - обнаружение и изъятие материальных носителей информации, сохранивших следы преступления или лица, совершившего преступление, служивших объектами преступных посягательств и иных предметов, могущих служить средством обнаружения общественно-опасного противоправного деяния и лиц, к нему причастных.

Проверочная закупка - искусственно созданная оперативником (оперативным подразделением) ситуация приобретения товара (без цели потребления и сбыта) при наличии оперативной информации о влекущих уголовную ответственность нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую или торговую деятельность.

Исследование предметов и документов - исследование предметов и документов, сохранивших на себе следы преступной деятельности, явившихся орудием совершения преступления или результатом преступной деятельности, в целях обнаружения преступлений и лиц, к ним причастных.

Контролируемая поставка (проверочная поставка) - создание контролируемого перемещения товаров или предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления с целью эффективного выявления, пресечения и расследования преступлений.

Отождествление личности - установление личности подозреваемого (проверяемого) по дактилоскопической картотеке, следам, оставленным на месте происшествия, по составу крови, слюны, следам запаха и пр.

Обследование помещений зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - гласный или негласный осмотр объектов, занимаемых или используемых проверяемым лицом для возможного обнаружения следов преступления, орудий совершения преступления, иных предметов или документов, имеющих отношение к преступной деятельности.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - конспиративный просмотр определенной корреспонденции с целью обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица, выявления его связей и получения информации.

Специальные технические средства - устройства, аппаратура, приспособления, оборудование, имеющие специальные функции, программное обеспечение и конструктивные особенности для добывания и документирования информации в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе в сетях (на каналах) связи.

Оперативный поиск в сетях связи - конспиративные действия по выявлению признаков противоправной деятельности в информации, передаваемой по сети связи, осуществляемые с помощью специальных технических средств.

Негласное прослушивание и запись разговоров - конспиративный контроль видео- и речевой информации проверяемого лица, подозреваемого, обвиняемого с использованием видео-, аудиотехники и (или) специальных технических средств и фиксация ее содержания на материальном носителе.

Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - изъятие информации о входящих и исходящих звонках (соединениях) абонента, а также иных сведений из банка данных операторов связи.

Прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефону и другим переговорным устройствам - конспиративный слуховой контроль переговоров, производящихся по телефону и другим переговорным устройствам, фиксация их содержания на материальном носителе с помощью звукозаписывающих и (или) специальных технических средств в целях обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задач оперативно-розыскной деятельности.

Оперативное внедрение - совокупность взаимосвязанных действий по проникновению в окружение объекта оперативного интереса оперативного работника или конфидента либо создание конспиративной организации (юридического лица) для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Оперативное наблюдение - конспиративное, систематическое, непосредственное, визуальное или опосредованное восприятие с помощью оперативно-технических средств и регистрация значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, событий, деяний, фактов, процессов.

Оперативный эксперимент - конспиративное наблюдение за объектом оперативно-розыскной деятельности, в специально созданных, полностью управляемых или контролируемых условиях с целью получения оперативной информации.

Оперативная установка - конспиративный сбор сведений о преступной деятельности проверяемого лица, выявление его связей и получение иной информации путем проведения зашифрованного опроса граждан, должностных лиц и негласного наведения справок, ознакомления с документами.

Оперативная проверка - осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершенных (совершаемых) преступлений для их пресечения или раскрытия, а также в отношении скрывшихся преступников для их розыска, когда иным путем достичь указанных целей невозможно либо крайне затруднительно.

Конфидент - физическое лицо, вступившее на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством об оперативно-розыскной деятельности, в отношения конспиративного сотрудничества с оперативно-розыскным органом (в лице его представителя - оперативника).

(В редакции Законов КР от 10 августа 2012 года № 164, 11 июля 2013 года № 129)

 

Статья 3. Задачи оперативно-розыскной деятельности

 

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- обеспечение безопасности Кыргызской Республики и содействие в реализации интересов государства на мировой арене;

 - выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;

- (абзац четвертый утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 сентября 2011 года № 154)

- обеспечение охраны государственной границы Кыргызской Республики;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов следствия и суда, уклоняющихся от уголовного преследования, а также розыска без вести пропавших;

- обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

(В редакции Законов КР от 11 марта 2009 года № 80, 26 сентября 2011 года № 154)

 

Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности

 

Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

 

Статья 5. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

 

Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 24 февраля 2010 года № 33, 22 мая 2013 года № 76)

 

Статья 6. Гарантии соблюдения прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности

 

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, неприкосновенность жилища, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Законом.

Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по требованию прокурора или суда обязан представить ему оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением данных о лицах, внедренных в окружение объекта оперативного интереса, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, конфиденциально содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприятий, и также об организации и тактике проведения оперативно-розыскной деятельности и иных сведениях, составляющих государственные секреты.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю надзирающий прокурор или судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

Сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, в отношении лица, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, уничтожаются.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественных объединений и религиозных организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке, с целью оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных законами; совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны; склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушения, использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права граждан, фальсифицировать оперативно-розыскные материалы, а равно использовать заведомо недостоверные либо ложные сведения.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 22 мая 2013 года № 76, 11 июля 2013 года № 129)

 

Раздел II
Проведение оперативно-розыскных мероприятий

 

Статья 7. Оперативно-розыскные мероприятия

 

Для решения задач, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются:

1) опрос граждан;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочные закупки;

5) исследование предметов и документов;

6) контролируемые поставки (проверочные поставки);

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефону и другим переговорным устройствам;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) создание конспиративных предприятий и организаций;

13) оперативное внедрение;

14) оперативное наблюдение;

15) оперативный эксперимент;

16) оперативная установка;

17) применение технических средств для получения сведений, не затрагивающих охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, а также тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

18) поиск технических средств незаконного снятия информации;

19) оперативный поиск в сетях и на каналах связи;

20) негласное прослушивание и запись разговоров (с использованием видео-, аудиотехники и (или) специальных технических средств);

21) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Установленные частью первой настоящей статьи действия реализуются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде. Ввоз в Кыргызскую Республику и вывоз за ее пределы, а также разработка, производство, сертификация, реализация, приобретение и использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Нарушение установленных правил ввоза в Кыргызскую Республику и вывоза за ее пределы, а также разработки, производства, сертификации, реализации и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, влечет ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с использованием сети связи, в интересах решения задач органами, указанными в части первой статьи 16 настоящего Закона, технически осуществляются органами национальной безопасности в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

См.:

Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 22 апреля 2015 года

(В редакции Законов КР от 24 февраля 2010 года № 33, 11 июля 2013 года № 129, 18 февраля 2014 года № 31)

 

Статья 8. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

 

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении условного дела;

о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности;

о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

о лицах, безвестно отсутствующих, и обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5) постановление о применении в отношении охраняемых лиц мер безопасности, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи, ратифицированными Кыргызской Республикой.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

2) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

3) об установлении и о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

4) по обеспечению безопасности органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

5) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

 

Статья 9. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

 

Гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Кыргызской Республики, если иное не оговорено законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие и особо тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, по мотивированному постановлению одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, исключительно на основании судебного акта с последующим уведомлением надзирающего прокурора в течение 24 часов. Перечень категорий таких руководителей устанавливается актами соответствующих уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом обследование жилых помещений допускается в исключительных случаях и только по решению суда, с незамедлительным уведомлением надзирающего прокурора.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению террористического акта или диверсии, на основании мотивированного постановления одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным уведомлением соответствующего суда (судьи) и надзирающего прокурора и последующим получением решения суда в течение 24 часов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) и надзирающего прокурора и последующим получением решения суда в течение 24 часов.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 и 5 части второй статьи 8 настоящего Закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8-14 и 17-21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность органов внутренних дел, органов национальной безопасности, уполномоченного государственного органа по борьбе с экономическими преступлениями, органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченного государственного органа в области обороны, проводятся в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. По основанию, предусмотренному пунктом 4 части второй статьи 8 настоящего Закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8-14 и 17-21 части первой статьи 7 настоящего Закона, без решения суда (судьи) при согласии гражданина в письменной форме.

(В редакции Законов КР от 11 июля 2013 года № 129, 28 июля 2017 года № 162)

 

Статья 10. Производство оперативной проверки

 

При наличии оснований, предусмотренных в части первой статьи 8 настоящего Закона, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.

Оперативная проверка проводится с разрешения и под контролем руководителя органа, ее осуществляющего. Результаты оперативно-розыскных мероприятий отражаются в оперативно-служебных документах и систематизируются.

Оперативно-служебные документы должны быть представлены прокурору при осуществлении прокурорского надзора или для получения санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

 

Статья 11. Основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий

 

Оперативно-розыскные мероприятия прекращаются:

- при выполнении задач, для решения которых их проведение было предусмотрено;

- в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной возможности решения поставленных задач;

- при выявлении обстоятельств, исключающих привлечение проверяемого лица к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики.

Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются, приостанавливаются и прекращаются в сроки, определяемые Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 февраля 2010 года № 33)

 

Статья 12. Основания и порядок рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

 

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается актами соответствующих уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

По требованию судьи могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в окружение объекта оперативного интереса, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов суд (судья) разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей судебного решения исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом судебном решении. При необходимости продления срока действия судебного решения судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

(В редакции Законов КР от 24 февраля 2010 года № 33, 11 июля 2013 года № 129)

 

Статья 13. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности

 

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить, дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 8 настоящего Закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Дело оперативного учета прекращается в случаях, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

Статья 14. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

 

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1-3 и 5 части второй статьи 8 настоящего Закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

(В редакции Закона КР от 24 февраля 2010 года № 33)

 

Статья 15. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в окружение объекта оперативного интереса, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну, подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в окружение объекта оперативного интереса, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики.

Решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания, следователю, прокурору, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, установленных настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 11 июля 2013 года № 129)

 

Раздел III
Органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

 

Статья 16. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

 

На территории Кыргызской Республики право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел Кыргызской Республики;

2) органов национальной безопасности Кыргызской Республики;

3) органов военной разведки Министерства обороны Кыргызской Республики;

4) органов финансовой полиции;

5) таможенных органов;

6) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 сентября 2011 года № 154)

7) органов уголовно-исполнительной системы;

8) органов Пограничной службы Кыргызской Республики;

9) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 28 июля 2017 года № 162)

10) органов налоговой службы

Органы национальной безопасности и внутренних дел Кыргызской Республики вправе применять весь перечень оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части первой статьи 7 настоящего Закона.

Уполномоченный государственный орган по борьбе с экономическими преступлениями Кыргызской Республики вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-17, 20 и 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Органы военной разведки Министерства обороны Кыргызской Республики вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-17, 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Таможенные органы вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-8, 13-16, 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Органы Пограничной службы Кыргызской Республики вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-3, 5-16, 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

(Часть пятая утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 февраля 2010 года № 33)

Органы уголовно-исполнительной системы вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-3, 5, 7, 11, 13, 16, 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, а также содействие отдельных граждан, с их согласия, на гласной и негласной основе.

Запрещаются проведение оперативно-розыскных мероприятий, хранение и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Законом физическими и юридическими лицами.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только настоящим Законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Кыргызской Республики.

Органы налоговой службы вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-17, 20 и 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

(В редакции Законов КР от 4 августа 2001 года № 81, 20 марта 2002 года № 41, 11 июня 2003 года № 98, 12 июня 2003 года № 105, 28 марта 2004 года № 52, 23 мая 2008 года № 97, 11 марта 2009 года № 80, 24 февраля 2010 года № 33, Декрета Временного Правительства КР от 17 сентября 2010 года ВП № 128, Законов КР от 26 сентября 2011 года № 154, 11 июля 2013 года № 129, 28 июля 2017 года № 162, 18 января 2022 года №4)

Статья 17. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

При решении определенных настоящим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1) принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;

3) осуществлять предусмотренные законодательством Кыргызской Республики меры безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с решением суда (судьи), прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело;

4) выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Кыргызской Республики, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

5) информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Кыргызской Республики, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

6) соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

7) содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

(В редакции Закона КР от 14 июля 2008 года № 143)

 

Статья 18. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия в пределах своих полномочий, установленных настоящим Законом, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Кыргызской Республики;

2) требовать от операторов мобильной сотовой связи приостановления работы мобильного устройства, если его международный идентификатор включен органами внутренних дел Кыргызской Республики в Реестр похищенных мобильных устройств, ведущийся в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

3) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

4) использовать по договору или устному соглашению в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

5) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влечет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 15 августа 2007 года № 152)

 

Статья 19. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

 

Раздел IV
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно розыскную деятельность

 

Статья 20. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

 

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

 

Статья 21. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

 

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

При назначении наказания в отношении лиц из числа преступной группы, совершивших противоправное деяние и привлеченных к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавших раскрытию преступлений, возместивших нанесенный ущерб или иным образом загладивших причиненный вред, суд учитывает данные обстоятельства как обстоятельства, смягчающие ответственность в соответствии с уголовным законодательством Кыргызской Республики.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

 

Раздел V
Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

 

Статья 22. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

 

Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выделяются из бюджета финансовые средства, которые расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

 

Раздел VI
Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

 

Статья 23. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

 

Надзор за исполнением законов Кыргызской Республики органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и уполномоченные им прокуроры не ниже статуса прокуроров областей и города Бишкек.

По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в окружение объекта оперативного интереса, и штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

Руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

(В редакции Закона КР от 11 июля 2013 года № 129)

 

Статья 24. Ведомственный контроль

 

Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

Статья 25. Введение в действие настоящего Закона

 

Ввести в действие настоящий Закон с момента опубликования.

Правительству Кыргызской Республики:

- внести предложения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о приведении законодательства Кыргызской Республики в соответствие с Законом Кыргызской Республики "Об оперативно-розыскной деятельности";

- привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

 

          Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев