Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2019 года № 226

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регистрационного учета граждан (в Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции", Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах)"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регистрационного учета граждан (в Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции", Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах)", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Пирматовым И.А.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

М.Абылгазиев

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 21 мая 2019 года № 226

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регистрационного учета граждан (в Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции", Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах)"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регистрационного учета граждан (в Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции", Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах)", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Пирматовым И.А., приходит к следующему заключению.

1. Подпунктом а) пункта 1 статьи 1 проекта Закона предлагается статью 1 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции" дополнить абзацем, согласно которому аутентификация в АИС - это процедура проверки подлинности данных, идентифицирующих пользователя в автоматизированной информационной системе.

Однако необходимо отметить, что Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции" также регламентирует вопросы функционирования единого государственного реестра населения.

Согласно статье 1 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции", единый государственный реестр населения - это система единого автоматизированного персонифицированного учета граждан Кыргызской Республики.

В соответствии со статьей 21 указанного Закона единый государственный реестр населения предназначен для сбора, хранения, актуализации и анализа сведений о гражданах Кыргызской Республики, являющихся объектом регистрации, о масштабе и направлении миграции, а также для предоставления этой информации органам государственной власти и управления Кыргызской Республики, другим юридическим и физическим лицам в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики в сфере ведения государственного реестра населения.

Так, единый государственный реестр населения включает в себя такие компоненты, как "АИС ЗАГС", "АИС Паспорт", "АИС АСЗ", "АИС Гражданство" и т.д.

Учитывая изложенное, полагаем что предлагаемые законопроектом изменения будут идти вразрез с действующей системой, так как система АИС является одним из компонентов единого государственного реестра населения.

При этом необходимо отметить, что по тексту проекта Закона не используется термин "аутентификация в АИС", также не ясно, о какой АИС идет речь, как и кем осуществляется сама процедура проверки подлинности данных, а также возможные последствия проверки.

2. Подпунктом б) пункта 1 статьи 1 проекта Закона предлагается статью 1 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции" дополнить абзацем шестым, согласно которому под "документированием населения" понимается обеспечение уполномоченным государственным органом граждан Кыргызской Республики паспортом гражданина Кыргызской Республики (ID-карта) образца 2004 года, идентификационной картой - паспортом гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта).

Согласно статье 1-1 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции", данный Закон регулирует общественные отношения в области внутренней миграции в Кыргызской Республике, определяет правовые, организационные основы внутренних миграционных процессов и создания необходимых условий проживания на новом месте жительства и месте пребывания для лиц и семей внутренних вынужденных мигрантов.

В связи с чем, необходимо отметить, что в предмет регулирования указанного Закона не входят отношения в части документирования населения, также как и вопросы аутентификации в АИС, отраженные в подпункте а) пункта 1 статьи 1 проекта Закона.

Также следует отметить, что под документированием населения понимается не только выдача паспортов, но и выдача документов, подтверждающих регистрацию актов гражданского состояния, выдачу документов, подтверждающих регистрацию прав на недвижимое имущество.

Одновременно отмечаем, что согласно пункту 2 постановления Правительства Кыргызской Республики "Об идентификационной карте - паспорте гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта)" от 3 апреля 2017 года № 197 осуществление приема документов на изготовление паспортов граждан Кыргызской Республики образца 2004 года в связи с введением идентификационной карты - паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта) прекратилось с 30 апреля 2017 года. Кроме того, виды национальных паспортов могут видоизменяться.

В этой связи, обозначенные положения необходимо исключить.

3. Подпунктом в) пункта 1 статьи 1 проекта Закона предлагается установить, что местом жительства является жилое помещение, установленное в соответствии с жилищным законодательством, в котором гражданин Кыргызской Республики проживает в качестве собственника жилого помещения с членами семьи и зарегистрирован в порядке, установленном законом. Членами семьи собственника жилого помещения являются лица, предусмотренные семейным законодательством.

Аналогичные поправки предусмотрены в статью 55 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

Предлагаемые изменения подразумевают, что в жилом помещении могут быть зарегистрированы только собственник жилого помещения и его члены семьи. Следует заметить, что не все граждане имеют в собственности жилое помещение либо имеют в собственности несколько жилых помещений.

Также, необходимо отметить, что предлагаемой нормой ограничиваются права собственника на прописку в собственном жилом помещении не только членов семей, но и иных лиц, по своему усмотрению.

Между тем, обращаем вниманием, что в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Кыргызской Республики собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться имуществом иным образом.

4. Согласно действующей редакции статьи 16 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции" при осуществлении регистрации по месту жительства, гражданин предоставляет паспорт и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (технический паспорт на недвижимое имущество), не позднее 3 рабочих дней со дня предъявления им документов для регистрации.

В настоящее время регистрация граждан по месту жительства производится посредством автоматизированной информационной системы, с помощью которой обеспечивается возможность в электронном виде подтвердить факт наличия недвижимого имущества. С внедрением данной информационной системы регистрация граждан по месту жительства производится в течение 5-10 минут. В связи с чем, отпадает необходимость предоставления гражданами документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (технического паспорта на недвижимое имущество).

Ввиду этого предлагаем пересмотреть данные положения.

5. Абзацем одиннадцатым пункта 5 статьи 1 проекта Закона предлагается предусмотреть, что органы местного самоуправления осуществляют регистрационный учет граждан на основании Закона или договора с одновременным установлением порядка государственного обеспечения условий реализации передаваемых полномочий необходимыми материалами и финансовыми средствами.

В этой связи сообщаем, что образована межведомственная рабочая группа, в рамках которой были осуществлены мероприятия по анализу функций, фактически исполняемых органами местного самоуправления, а также функций по исполнению делегированных полномочий, которые могут быть переданы в соответствии с перечнем этих полномочий, указанных в Законе Кыргызской Республики "О местном самоуправлении".

В ходе анализа было выявлено, что делегированные полномочия можно подразделить на делегированные полномочия, выполняемые на постоянной и непостоянной основе.

Вместе с тем, совместно с Государственным агентством по делам местного самоуправления и межэтнических отношении при Правительстве Кыргызской Республики был подготовлен проект методики расчета объемов трансфертом, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления отдельных делегированных полномочий, который находится на стадии обсуждения.

Так, данная ситуация приводит к необходимости проведения функционального анализа расходных обязательств и делегированных полномочий по каждому министерству и ведомству, по итогам которого можно определить целесообразность перевода на соответствующий бюджет.

На основании вышеизложенного, в целях осуществления единого подхода к процессу делегирования полномочий обозначенное положение считаем необходимым исключить.

6. Согласно абзацу третьему пункта 7 статьи 1 проекта Закона граждане Кыргызской Республики, проживающие на соответствующей административно-территориальной единице Кыргызской Республики, независимо от факта регистрации по месту жительства или месту фактического проживания, должны быть документированы уполномоченным органом. Отсутствие места жительства не может служить основанием ограничения в праве на документирование граждан.

В случае отсутствия у осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, паспорта, его документирование осуществляется на основании регистрационного учета в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции". В случае отсутствия у гражданина без определенного места жительства паспорта, уполномоченный орган из уст гражданина без определенного места жительства восстанавливает информацию для установления личности гражданина в целях его документирования.

Так, необходимо отметить, что предлагаемая норма содержит в себе риск увеличения числа граждан, не имеющих регистрационного учета, что отрицательно повлияет на учет населения со стороны государства, а также затруднит деятельность правоохранительных органов при розыске тех или иных лиц.

Данные положения также могут отрицательно повлиять на деятельность социальных, медицинских и образовательных учреждений, в части отсутствия количества зарегистрированных граждан на территории той или иной административно-территориальной единицы Кыргызской Республики.

Кроме того, в случае отсутствия паспорта у граждан без определенного места жительства, восстановление документов со слов данного гражданина может повлечь риск незаконной выдачи паспортов.

Также, в порядке информации отмечаем, что постановлением Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Инструкции о порядке приема документов, оформления, изготовления (персонификации), учета, выдачи и уничтожения идентификационной карты - паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2017 года (ID-карта) и общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики образца 2006 года" от 21 апреля 2017 года урегулированы вопросы документирования лиц, осужденных и отбывающих наказание.

7. Абзацем седьмым пункта 7 статьи 1 проекта Закона предлагается отметить, что расходы, связанные с обеспечением регистрации и получением паспорта гражданина Кыргызской Республики для лиц, осужденных и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а также граждан без определенного места жительства, возлагаются на уполномоченный орган.

Между тем, в справке-обосновании к проекту Закона не определен источник финансирования.

Согласно статье 80 Конституции Кыргызской Республики проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики после определения Правительством источника финансирования.

Согласно статье 26 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" нормативные правовые акты, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения по ним источника финансирования.

8. В целом статья 1 проекта Закона предлагает, чтобы полномочия по определению порядка регистрации граждан без определенного места жительства, а также порядок регистрации по месту фактического пребывания определялись Правительством Кыргызской Республики.

Между тем, необходимо отметить, что данные положения дублируют нормы статьи 20 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции", которой установлены правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства и пребывания в пределах Кыргызской Республики, включая упрощенный порядок регистрации, а также регистрации в населенных пунктах, находящихся в условиях особого режима, которые утверждаются постановлением Правительства Кыргызской Республики.

Во исполнение указанной нормы было принято постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Положения о правилах регистрации и снятия граждан Кыргызской Республики с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания" от 4 декабря 2004 года № 886.

С учетом изложенного предлагаемые изменения необходимо пересмотреть.

9. Пунктом 10 статьи 1 проекта Закона предлагается дополнить Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции" статьей 17-1, которая будет определять положения относительно регистрационного учета по месту фактического проживания в режиме онлайн, перечень необходимых документов, а также дальнейшие действия заявителя и другие процедурные моменты.

Вместе с тем, обращаем внимание, что согласно пункту 4 Инструкции по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V, при изложении правовых норм законопроекта следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу.

Так, учитывая, что абзац семнадцатый обозначенного пункта проекта Закона, согласно которому порядок регистрации по месту фактического проживания в режиме онлайн предлагается определять Правительством, считаем целесообразным указанные положения отразить в соответствующих подзаконных актах.

Кроме того, согласно положениям предлагаемой статьи 17-1 проекта Закона, для проведения регистрации гражданину необходимо основание, по которому заявитель планирует проживать по указанному адресу.

Однако не ясно, о каком основании идет речь.

В порядке информации отмечаем, что постановлением Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики по вопросам деятельности Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики" от 7 декабря 2018 года № 570 были внесены изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики "О вопросах регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызской Республики" от 19 декабря 2016 года № 689, согласно которым, в случае, если принимающая сторона обращается для регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по адресу жилого помещения, собственником которого принимающая сторона не является, необходимо нотариально заверенное согласие собственника жилого помещения или нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия его представителя.

10. Статьей 3 проекта Закона предлагается внести изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности. Поскольку Кодекс об административной ответственности утратил силу с 1 января 2019 года, в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях указанную статью следует исключить.

11. Статьей 5 проекта Закона, в случае принятия данного проекта, Правительству поручается привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом.

В соответствии со статьей 24 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", в случаях, если для применения нормативного правового акта необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, к вносимому проекту нормативного правового акта должны быть приложены проекты нормативных правовых актов с указанными изменениями и дополнениями.

Вместе с тем, информация о нормативных правовых актах, подлежащих пересмотру в случае принятия рассматриваемого проекта Закона, не отражена в справке-обосновании к законопроекту.

Ввиду чего, предлагаем дополнить справку-обоснование сведениями о необходимости разработки или внесения соответствующих поправок в нормативные правовые акты Правительства.

12. Также, необходимо отметить, что в законопроекте на государственном языке понятие "регистрационный учет" предлагается указать как "каттоолук эсепке алуу".

Однако в Законе Кыргызской Республики "О внутренней миграции" понятие "регистрационный учет" предусмотрено как "каттап эсепке алуу".

Ввиду чего, указанное понятие в законопроекте на государственном языке необходимо привести в соответствие с редакцией на государственном языке Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции".

13. В целом отмечаем, что проект требует доработки в соответствии с Инструкцией по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V.

В порядке информации обращаем внимание, что постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 августа 2018 года № 394 одобрен проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции", который в установленном порядке внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В предусмотренном проекте Закона содержатся аналогичные положения, отраженные в настоящем проекте Закона, ввиду чего предлагаем при доработке проекта Закона учесть данные положения.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает возможным принятие проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регистрационного учета граждан (в Закон Кыргызской Республики "О внутренней миграции", Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах)", с учетом замечаний и предложений, отраженных в настоящем заключении.