Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2019 года № 262

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики")"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики")", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Байбакпаевым Э.Дж.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

М. Абылгазиев

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 3 июня 2019 года № 262

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики")"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики")" (далее - проект Закона), инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Байбакпаевым Э.Дж., приходит к следующему заключению.

В целом, поддерживая концепцию проекта Закона, заключающуюся в упорядочении процессов формирования, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджета, предлагаем учесть следующие предложения.

1. Абзацами вторым и восьмым статьи 1 проекта Закона предлагается в части 2 статьи 29 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики (далее - Бюджетный кодекс) изменить срок утверждения перечня объектов строительства и реконструкции - до утверждения закона о республиканском бюджете (согласно действующей редакции - после утверждения закона о республиканском бюджете). При этом статью 90 Бюджетного кодекса, в которой перечисляются прогнозы показателей проекта нормативного правового акта о бюджете на очередной бюджетный год, предлагается дополнить перечнем объектов строительства, финансируемых по статье "капитальные вложения".

Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Бюджетного кодекса бюджетным годом на территории Кыргызской Республики является промежуток времени с 1 января по 31 декабря включительно. При этом выделение средств из республиканского бюджета по статье "капитальные вложения" осуществляется до конца соответствующего года. Ежегодно, после формирования перечня строек государственными заказчиками утверждается план работы по завершению объектов на соответствующий год. По объективным причинам, из-за нехватки финансовых средств, строительство незавершенных объектов переходит на следующий год.

В связи с чем, предлагаемая норма по утверждению перечня государственных строек - до утверждения закона о республиканском бюджете Кыргызской Республики не позволит включить незавершенные объекты в перечень приоритетных строек на следующий год.

Кроме того, как показывает практика, стихийные бедствия природного характера чаще всего происходят в летне-осенний период. При принятии нормы, указанной в данном проекте Закона, решать вопросы ликвидации последствий в оперативном порядке не представится возможным.

В этой связи, абзацы второй и восьмой статьи 1 проекта Закона предлагаем исключить.

2. Проектом Закона предлагается дополнить статьи 71, 76 и 77 Бюджетного кодекса нормой о том, что проекты законов о республиканском бюджете, о бюджете Социального фонда Кыргызской Республики (далее - Социальный фонд), о внесении в него изменений, наряду с Правительством Кыргызской Республики, также вносятся на рассмотрение Счетной палаты Кыргызской Республики (далее - Счетная палата).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики (далее - Правительство) разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение.

При этом, согласно пункту 3 части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Счетная палата в области регулирования бюджетных правоотношений представляет заключения к проектам законов о республиканском бюджете, бюджетах Социального фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, об изменениях к ним и отчетам об исполнении этих бюджетов не позднее 10 дней со дня их внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша.

В этой связи представление проектов законов о республиканском бюджете, бюджетах Социального фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, об изменениях к ним в Счетную палату до одобрения решением Правительства Кыргызской Республики является преждевременным.

Относительно нормы о представлении проекта бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, об изменениях к нему на рассмотрение Правительства отмечаем, что данная норма предусмотрена в проекте Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики", одобренном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2018 года № 410 (одобрен Комитетом по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в первом чтении, 4 марта 2019 года).

3. Кроме этого, проектом Закона предлагается в статье 115 Бюджетного кодекса изменить срок внесения законопроекта о внесении изменений в республиканский бюджет во второй раз, с 1 ноября на 20 сентября.

Однако реализация данной нормы является проблематичной, так как по итогам 9 месяцев текущего года проводится анализ исполнения бюджета (в целях выявления экономии по фонду оплаты труда, коммунальным услугам и другим приоритетным статьям расходов, а также по проектам государственных инвестиций). Соответственно, к 20 сентября сформировать проект закона о внесении изменений в бюджет текущего года, с учетом достоверных данных, не представится возможным.

Кроме того, согласно статье 91 Бюджетного кодекса уполномоченный государственный орган представляет проект закона о республиканском бюджете на очередной бюджетный год и прогнозируемый период в Правительство не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному бюджетному году.

В связи с чем, принятие данной нормы может привести к риску несвоевременного внесения проекта бюджета на следующий год, ввиду отвлечения временных и человеческих ресурсов в рамках бюджетного процесса, связанного с подготовкой проекта бюджета на очередной бюджетный год.

4. Также проектом Закона предлагается в статье 115 Бюджетного кодекса исключить норму о том, что при необходимости изменения бюджетных параметров, утвержденных законом о республиканском бюджете, до принятия соответствующих поправок к нему, могут исполняться по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша, в ведение которого входят вопросы бюджетного законодательства.

В целях эффективного распределения бюджетных ресурсов и рационального использования финансовых средств, а также учитывая специфику органов дипломатической службы, связанную с возможными непредвиденными расходами по обеспечению их бесперебойного функционирования, в том числе, по обеспечению жизнедеятельности загранучреждений Кыргызской Республики, исключение второго абзаца части 4 статьи 115 Бюджетного кодекса является неприемлемым.

Дополнительно информируем, что ежегодно по статье "капитальные вложения" предусматриваются средства в ограниченных объемах, что приводит к недофинансированию строительства социальных объектов.

Однако в течение бюджетного года при поступлении дополнительных финансовых ресурсов, для решения первоочередных задач высокого социального значения Правительством вносятся соответствующие изменения в утвержденный перечень, что является обычной практикой бюджетного процесса с социально ориентированным уклоном.

5. Относительно изменения срока представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета: в Правительство - с 1 мая на 1 марта; в Жогорку Кенеш - с 15 мая на 15 марта; и принятия Жогорку Кенешем в одном чтении - с 1 октября на 30 июня (статья 116 Бюджетного кодекса, статья 103 Закона Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики") отмечаем следующее.

Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета составляется на основании отчетов государственных органов, органов местного самоуправления согласно графикам представления отчетов в срок с 1 февраля по 20 марта следующего финансового года и представляется в Правительство.

Кроме этого, согласно статье 117 Бюджетного кодекса отчеты об исполнении местных бюджетов составляются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются соответствующими местными кенешами. Утвержденные годовые отчеты об исполнении местных бюджетов представляются в уполномоченный государственный орган в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом того, что процесс принятия и составления отчетов об исполнении бюджета (с пояснительной запиской) является трудоемким и требует определенных временных и трудовых затрат, считаем необходимым оставить действующие сроки представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Правительство и Жогорку Кенеш - "1 мая" и "15 мая" соответственно.

6. В статье 118 Бюджетного кодекса вводится норма о том, что Правительство представляет проект закона об отчете исполнения бюджетов Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования не только в Жогорку Кенеш, но и в Счетную палату, не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании" плательщики страховых взносов обязаны представлять органам социального страхования отчетные данные и расчетную ведомость по государственному социальному страхованию в порядке и сроки, определяемые Правительством.

Согласно Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов по государственному социальному страхованию, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 мая 2013 года № 278, плательщики страховых взносов ежемесячно составляют расчетные ведомости по средствам обязательного государственного социального страхования и представляют их в региональные органы Социального фонда до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, срок сдачи отчетов по средствам обязательного государственного социального страхования за декабрь заканчивается 20 января следующего года.

Также, согласно статье 12 Закона Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете" субъекты, за исключением бюджетных организаций, обязаны представлять годовую финансовую отчетность в течение 60 дней по окончании отчетного года.

В связи с этим, региональные органы Социального фонда в период с 20 января по 1 февраля формируют годовой отчет. В период с 1 февраля по 1 марта все 53 региональных органа представляют годовой отчет в центральный аппарат Социального фонда.

В период с 1 марта по 1 апреля формируется сводный годовой отчет и проект закона об утверждении отчета об исполнении бюджета Социального фонда за соответствующий год, который вносится на рассмотрение правления Социального фонда и проходит процедуру одобрения на заседании Наблюдательного совета по управлению государственным социальным страхованием.

Далее, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики "О Регламенте Правительства Кыргызской Республики" от 10 июня 2013 года № 341 проекты решений Правительства Кыргызской Республики до их внесения в Аппарат Правительства Кыргызской Республики подлежат обязательному согласованию с заинтересованными государственными органами по вопросам, отнесенным к сферам их деятельности, не менее чем с девятью членами Правительства.

Также, до внесения законопроектов в Правительство, в соответствии со статьей 23 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" срок общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов составляет не менее одного месяца.

В связи с вышеизложенным, а также в целях качественного формирования годового отчета и подготовки законопроекта "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Социального фонда Кыргызской Республики за соответствующий год" предлагаем в проекте Закона учесть следующее:

- абзацы шестнадцатый, восемнадцатый и девятнадцатый статьи 1 исключить;

- абзац семнадцатый статьи 1 изложить в следующей редакции:

"Правительство рассматривает и представляет в Жогорку Кенеш и Счетную палату проект закона об отчете исполнения бюджетов Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования за отчетный период не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.";

- статью 2 исключить.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает возможным принятие данного проекта Закона, с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.