Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2019 года № 284

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "О благотворительных организациях" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "О благотворительных организациях" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики", инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Никитенко Н.В., Нурбаевым А.М., Осмоновой А.Ш., Орозовой К.Б., Акаевым Ж.К., Алтыбаевой А.Т., Керезбековым К.К., Карашевым А.А., Касымалиевой А.К., Бекешевым Д.Д., Кулбараковым А.И., Маннановым И.А., Рыспаевым К.Дж., Тиллаевым Т.Г., Токтошевым Э.Т., Асылбаевой Г.К., Каримовым Н.Т., Айдаровым С.А.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

М.Абылгазиев

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 7 июня 2019 года № 284

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "О благотворительных организациях" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проекты законов Кыргызской Республики "О благотворительных организациях" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики", инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Никитенко Н.В., Нурбаевым А.М., Осмоновой А.Ш., Орозовой К.Б., Акаевым Ж.К., Алтыбаевой А.Т., Керезбековым К.К., Карашевым А.А., Касымалиевой А.К., Бекешевым Д.Д., Кулбараковым А.И., Маннановым И.А., Рыспаевым К.Дж., Тиллаевым Т.Г., Токтошевым Э.Т., Асылбаевой Г.К., Каримовым Н.Т., Айдаровым С.А., приходит к следующему заключению.

По проекту Закона Кыргызской Республики "О благотворительных организациях" (далее - законопроект).

1. В соответствии со статьей 12 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" преамбула представляет собой самостоятельную, не являющуюся обязательной, часть нормативного правового акта, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания), включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.

В связи с этим преамбулу законопроекта, которая определяет предмет и цель регулирования нормативного правового акта, предлагаем оформить в виде отдельной статьи.

2. В статье 1 законопроекта слова ", Налогового кодекса Кыргызской Республики" предлагаем исключить, поскольку согласно статье 1 Налогового кодекса Кыргызской Республики, Налоговый кодекс регулирует налоговые отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов в Кыргызской Республике, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

3. Статьей 4 законопроекта предлагается статус благотворительной организации как некоммерческой организации предоставлять путем ее сертификации. В этой связи следует отметить, что законы Кыргызской Республики "О некоммерческих организациях" и "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)" не содержат нормы о сертификации благотворительных организаций, созданных в форме общественных объединений, фондов, учреждений или объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Кроме этого, под термином "сертификация" в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" понимается форма подтверждения соответствия, в ходе которого орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция или процессы проектирования, производства, строительства и так далее соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договора.

Из этого следует, что термин "сертификация" применим к процедуре соответствия определенным требованиям продукции или процессов производства, а также предоставления услуг.

В связи с этим считаем, что введение процедуры сертификации усложнит процедуру создания некоммерческих организаций в форме общественных объединений, фондов, учреждений или объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Кроме этого, частью 5 статьи 10 проекта Закона предлагается установить, что в случае предоставления некоммерческой организации статуса благотворительной организации, уполномоченный налоговый орган передает уполномоченному представителю некоммерческой организации сертификат о предоставлении некоммерческой организации статуса благотворительной организации.

Однако указанная норма законопроекта наделит налоговый орган несвойственными для него функциями. Кроме этого, возложение функций по ведению Реестра противоречит нормам законов Кыргызской Республики "О некоммерческих организациях" и "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)", поскольку регистрация и ведение реестра юридических лиц, филиалов (представительств), в том числе некоммерческих организаций, осуществляются Министерством юстиции Кыргызской Республики, а уполномоченным налоговым органом, согласно статье 95 Налогового кодекса Кыргызской Республики, ведется государственный реестр налогоплательщиков.

Одновременно отмечаем, что согласно Положению о Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 февраля 2012 года № 100, Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим сбор налогов, страховых взносов и других платежей в бюджет и контроль за полнотой и своевременностью их уплаты, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Основной целью Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики является обеспечение соблюдения налогового законодательства Кыргызской Республики.

Сертификация благотворительных организаций налоговыми органами не соответствует задачам и функциям налоговых органов, предусмотренным указанными нормативными правовыми актами.

Кроме этого, согласно статье 5 законопроекта, установлены факты для признания деятельности некоммерческой организации благотворительной, где соответствие одному из них достаточно для признания организации благотворительной. В связи с чем сертификация благотворительной организации, а равно создание Комиссии по благотворительности считаем нецелесообразным.

На основании изложенного предлагаем пересмотреть редакцию законопроекта на предмет исключения из него положений об уполномоченном налоговом органе, а также сертификации благотворительных организаций и создании Комиссии по благотворительности.

4. В пункте 4 части 3 статьи 6, части 1 статьи 14, части 6 статьи 23, части 3 статьи 25 и части 4 статьи 26 законопроекта используются бланкетные ссылки на законодательство в целом.

При этом следует отметить, что согласно пункту 78 Инструкции по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V, бланкетные ссылки на законодательство в целом не допускаются.

Также отмечаем, что понятие "законодательство" является обобщенным понятием и носит расплывчатый характер, предоставляющий возможность широкой трактовки. Так, в соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" под законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Содержание бланкетной (отсылочной) нормы влечет за собой возникновение временного отрезка, в течение которого общественные отношения не будут урегулированы в результате того, что норма прямого действия, на которую идет отсылка, еще не принята, что является потенциальной коррупционной нормой.

В связи с вышеизложенным предлагаем соответствующие положения законопроекта пересмотреть и проанализировать нормативные правовые акты, на которые имеются ссылки в законопроекте, указать на их отрасль или сферу регулирования.

5. С учетом положений Закона Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании" в пункте 3 части 1 статьи 11 законопроекта слова "в Социальный фонд Кыргызской Республики" предлагаем заменить словами "по государственному социальному страхованию".

6. В соответствии со статьей 89 Гражданского кодекса Кыргызской Республики юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на его вид, организационно-правовую форму и характер его деятельности.

В связи с этим в пункте 1 части 2 статьи 12, в пункте 2 части 2 статьи 25, в пункте 1 части 2 статьи 42 законопроекта слово "наименование" предлагаем заменить словами "фирменное наименование".

7. Статьей 12 законопроекта предусмотрен порядок обжалования решения Комиссии по благотворительности.

При этом отмечаем, что согласно пункту 5 статьи 4 Закона Кыргызской Республики "Об основах административной деятельности и административных процедурах", административные процедуры - это действия административного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, инициативы административного органа по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению или прекращению прав и/или обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей административного акта (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества либо предоставлением денежных средств, иного имущества и/или услуг за счет средств государственного бюджета из имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 1 указанного Закона, данный Закон регулирует правоотношения между административными органами и физическими, юридическими лицами при осуществлении административных процедур, а также определяет порядок обжалования административного акта, действий и бездействия административных органов.

В связи с этим статью 12 законопроекта предлагаем пересмотреть на предмет соответствия вышеуказанному Закону.

Аналогичное замечание по пункту 5 статьи 29 законопроекта.

8. Статьей 45 законопроекта предусматривается предоставление налоговых преференций для благотворительных организаций и их деятельности.

При этом следует отметить, что налоговым законодательством Кыргызской Республики предусмотрен ряд налоговых льгот в отношении благотворительных организаций (НДС, налог на прибыль, налог с продаж).

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Кыргызской Республики, налоговое законодательство Кыргызской Республики - это система нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения.

В связи с этим следует отметить, что согласно пункту 6 статьи 5 Налогового кодекса Кыргызской Республики запрещается включать в законодательство, не являющееся налоговым законодательством Кыргызской Республики, нормы, регулирующие налоговые правоотношения.

Учитывая изложенное, пункты 2 и 3 статьи 45 законопроекта предлагаем исключить.

9. Согласно части 2 статьи 46 проекта Закона Правительству Кыргызской Республики поручается в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным Законом.

Между тем обращаем внимание, что в соответствии со статьей 24 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" в случаях если для применения нормативного правового акта необходимо внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, к вносимому проекту нормативного правового акта должны быть приложены проекты нормативных правовых актов с указанными изменениями и дополнениями.

Вместе с тем, информация о нормативных правовых актах, подлежащих пересмотру в случае принятия рассматриваемого проекта Закона, не отражена в справке-обосновании к законопроекту.

При этом, если по итогам анализа будет выявлена необходимость разработки проектов нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики, следует увеличить срок вступления в силу законопроекта, в целях устранения правового вакуума между законами и подзаконными актами.

Аналогичное замечание по статье 5 проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики".

10. Частью 5 статьи 46 проекта Закона предлагается признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "О меценатстве и благотворительной деятельности".

Однако положения указанного Закона более конкретно регулируют меценатство и благотворительную деятельность, а также порядок осуществления деятельности благотворительных организаций, тогда как представленный законопроект направлен только на регулирование деятельности благотворительных организаций.

С учетом изложенного признавать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "О меценатстве и благотворительной деятельности" считаем нецелесообразным.

По проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики".

1. Наименование законопроекта предлагаем пересмотреть с учетом требований пунктов 9 и 86 Инструкции по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V.

2. Статью 2 законопроекта предлагаем исключить, поскольку вносимые законопроектом изменения не направлены на регулирование благотворительной деятельности, а также не все некоммерческие организации могут являться благотворительными организациями.

3. Части 1-6 и 8 статьи 3 законопроекта предлагаем исключить. Обоснованием данного предложения является следующее.

Так, согласно части 2 статьи 5 проекта Закона Кыргызской Республики "О благотворительных организациях", "некоммерческая организация для признания ее благотворительной должна тратить не менее половины своих доходов на осуществление деятельности в сферах, перечисленных в статье 3 настоящего Закона".

Из этого следует, что не все доходы благотворительной организации могут направляться на благотворительность. Следовательно, у благотворительной организации, являющейся по форме образования некоммерческой организацией, возникают налоговые обязательства как у участника налоговых правоотношений.

При этом получение налогового вычета на благотворительность физическим лицом противоречит самому принципу благотворительности, то есть деятельности, осуществляемой на бескорыстной основе, без материальной выгоды.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 153 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее - Кодекс) "благотворительная деятельность" - добровольная деятельность физического и/или юридического лица, направленная на реализацию благотворительных целей, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики о благотворительной деятельности, по передаче гражданам и юридическим лицам активов, предоставлению услуг и выполнению работ на бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) основе либо за оплату, не превышающую расходы, понесенные при их реализации.

Также, статьей 208 Кодекса установлено, что безвозмездно переданные активы, включая денежные средства и имущество (по балансовой стоимости), благотворительным организациям, а также организациям культуры и спорта вне зависимости от форм собственности и течение налогового года в размере, не превышающем 10 процентов налогооблагаемого дохода налогоплательщика, при условии, что эти активы не используются в пользу налогоплательщика, их передавшего, подлежат вычету из совокупного годового дохода.

Согласно статье 212 Кодекса, освобождается от налогообложения прибыль благотворительных организаций.

Кроме этого, статьей 251 Кодекса предусмотрено, что поставки, осуществляемые благотворительными организациями в благотворительных целях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о меценатстве и благотворительной деятельности, являются поставками, освобожденными от НДС.

Пунктом 4 части 1 статьи 315 Кодекса установлено, что от уплаты налога с продаж освобождаются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг благотворительной организацией.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Кодекса не подлежат налогообложению объекты имущества 2 группы организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обеспечения и защиты детей или малообеспеченных граждан преклонного возраста.

На основании вышеизложенного отмечаем, что Кодексом предусмотрены достаточные льготы как для оказывающих помощь благотворительным организациям в виде предоставления вычетов из совокупного годового дохода, так и самим благотворительным организациям в виде освобождения от уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж и налога на имущество.

4. Статьей 4 законопроекта предлагается статью 12 Закона Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" дополнить пунктом 14, согласно которому страховые взносы не начисляются на материальную помощь, получаемую физическим лицом от благотворительной организации, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о благотворительных организациях.

Вместе с этим следует отметить, что в соответствии со статьей 12 Закона Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" установлен исчерпывающий перечень видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы, в том числе на единовременную материальную помощь, оказываемую в благотворительных целях инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам, многодетным матерям, на стипендии, выплачиваемые за счет средств организации студентам (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства, а также стипендии, учреждаемые и выплачиваемые предприятиями, организациями, учреждениями и фондами в благотворительных целях.

Таким образом, материальная помощь единовременного характера не облагается страховыми взносами, а в остальных случаях материальная помощь в соответствии с действующим законодательством подлежит обложению страховыми взносами.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании" государственное социальное страхование является системой гарантированных государством видов обеспечения застрахованных лиц при утрате ими заработка или дохода вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и смерти за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Основными принципами государственного социального страхования являются всеобщий и обязательный характер социальной защиты застрахованных лиц, а также равноправие и правовая защита субъектов государственного социального страхования.

Так, концепция статьи 4 законопроекта противоречит принципам Закона Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании", таким как:

- государственная гарантированность достигнутого уровня социальной защиты застрахованных лиц;

- дифференциация уровня социальной защиты застрахованных лиц с учетом их трудового вклада, причин страхового случая и других факторов;

- собственная ответственность застрахованных лиц, предусматривающая их непосредственное участие в оформлении и финансировании своего социального страхования.

В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" право на пенсии по государственному пенсионному социальному страхованию имеют застрахованные граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, вносящие взносы на государственное пенсионное социальное страхование на основании и условиях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании". Размеры получаемых пенсий зависят от стажа и накопленных сумм страховых взносов на личных счетах застрахованных лиц.

С учетом изложенного статью 4 законопроекта предлагаем исключить.

В целом отмечаем, что представленные законопроекты нуждаются в тщательной доработке, а также в приведении в соответствие с правилами нормотворческой техники, установленными Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" и Инструкцией по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V.

В свою очередь, в порядке информации сообщаем, что ранее Правительством Кыргызской Республики было дано официальное заключение (постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 мая 2013 года № 307) на проекты законов Кыргызской Республики "О благотворительных организациях и благотворительной деятельности" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики", инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Эрматовым Э., Зулпукаровым Т.З., Сасыкбаевой А.А., Никитенко Н.В., о нецелесообразности их принятия в представленной редакции.

При этом анализ показывает, что положения представленных законопроектов дублируют положения законопроектов, инициированных ранее депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает нецелесообразным принятие вышеуказанных законопроектов в представленной редакции и предлагает их доработать с учетом замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.