Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2019 года № 301

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакировым М.И., Торобаевым Б.Э., Матраимовым И.И., Алтынбековым А.А., Назаровым А.К., Эргешовым А.М., Алимбековым Н.К., Ормоновым У.З., Жамалдиновым З.И., Жунус у. А., Асылбаевой Г.К., Султановым А.М., Узакбаевым А.О., Шайназаровым Т.У., Юсуровым А.Л., Гайпкуловым И.Т., Токтошевым Э.Т.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

М.Абылгазиев

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 20 июня 2019 года № 301

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проект конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (далее - проект конституционного Закона), инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакировым М.И., Торобаевым Б.Э., Матраимовым И.И., Алтынбековым А.А., Назаровым А.К., Эргешовым А.М., Алимбековым Н.К., Ормоновым У.З., Жамалдиновым З.И., Жунус у. А., Асылбаевой Г.К., Султановым А.М., Узакбаевым А.О., Шайназаровым Т.У., Юсуровым A.Л., Гайпкуловым И.Т., Токтошевым Э.Т., приходит к следующему заключению.

Данное заключение подготовлено с учетом позиции государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - ЦИК).

Концепция проекта конституционного Закона предусматривает отказ от действующей избирательной системы путем разделения единого избирательного округа на 13 избирательных округов, границы которых совпадают с пределами административно-территориальных единиц. Также предусматривается, что на каждый региональный избирательный округ политические партии будут представлять региональные списки кандидатов в количестве, соответствующем числу мандатов, распределенных для данного округа в зависимости от численности избирателей.

1. Пунктами 2 и 3 статьи 1 проекта конституционного Закона предлагается внести изменения в статьи 9 и 10-1, регламентирующие порядок деятельности наблюдателей, в частности, предоставить наблюдателям некоммерческих организаций право свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях, обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую они направлены.

В соответствии с нормами конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", в случае несогласия с решениями избирательных комиссий, политические партии вправе обжаловать их с целью защиты своих политических интересов. Однако отмечаем о том, что предоставление такого права некоммерческим организациям недостаточно обосновано, и более того, может нести в себе риск инициирования большого количества жалоб по надуманным фактам нарушений. Также отмечаем, что количественный показатель инициированных жалоб, несмотря на их необоснованность, может быть использован для дискредитации работы избирательных органов, итогов выборов, в том числе перед международным сообществом, со стороны наблюдателей, преследующих интересы проигравших кандидатов и/или политических партий.

2. Пунктом 4 статьи 1 проекта конституционного Закона предусматривается, что в Кыргызской Республике образуются 13 избирательных округов, то есть, для избирателей, проживающих за пределами территории Кыргызской Республики, - единый избирательный округ в границах всей территории Кыргызской Республики; для избирателей, проживающих на территории Кыргызской Республики, образуются 12 избирательных округов в границах административных территориальных единиц.

Также пунктом 4 статьи 1 проекта конституционного Закона предлагается установить, что мандаты между 12 избирательными округами распределяются ЦИК за 15 дней до дня назначения выборов. Кроме того, 120 мандатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) закрепляются за 12 избирательными округами до нового созыва.

В этой связи возникает вопрос относительно закрепления мандатов депутатов Жогорку Кенеша в 13-ом (едином избирательном округе). Кроме того, отмечаем, что данная информация также отсутствует в справке-обосновании к законопроекту.

Вместе с тем, данное новшество может привести к следующим рискам избирательной системы:

- сложные процедуры и подсчеты голосов могут стать непреодолимым препятствием для понимания и усвоения большинством избирателей принципов избирательной системы;

- предлагаемая избирательная модель, предусматривающая разделение страны по округам, может стать причиной разделения населения по региональному, клановому признакам, что в итоге может, при заинтересованности отдельных деструктивно настроенных сил, привести на этой основе к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране;

- высокая вероятность избрания в парламент лиц исключительно в зависимости от финансовых возможностей кандидатов (отражено в абзаце двадцать четвертом справки-обоснования к законопроекту) и представителей криминальных структур;

- высокая вероятность сокращения количества депутатов из числа молодежи, что не соответствует сведениям, изложенным в пункте 13 справки-обоснования к законопроекту.

ЦИК отмечает, что разделение на многомандатные округа на выборах депутатов Жогорку Кенеша представляет собой отказ от пропорциональной системы, поскольку система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить количество мандатов пропорционально числу голосов избирателей. В соответствии с частью второй статьи 70 Конституции Кыргызской Республики выборы в Жогорку Кенеш проходят по пропорциональной системе. В соответствии с данной нормой субъектом выборного процесса являются политические партии.

Инициаторами законопроекта предлагается введение положений, согласно которым на каждый региональный округ будут представлены региональные списки кандидатов.

В условиях становления политических партий как института демократического общества и необходимости создания условий для партийного строительства - введение вышеуказанных положений не будет способствовать развитию данного института, несмотря на их, в целом, позитивное предназначение.

3. Согласно части 4 статьи 15 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" каждый избиратель с момента ознакомления со списком избирателей, но не позднее 15 календарных дней до дня голосования, вправе заявить о намерении голосовать по избирательному адресу путем подачи в соответствующую участковую избирательную комиссию заявления установленного образца с приложением копий паспортов.

Однако согласно пункту 5 статьи 1 проекта конституционного Закона, предлагается применять данную норму только на выборах Президента Кыргызской Республики, то есть избиратели, согласно предлагаемым изменениям, на парламентских выборах смогут голосовать только в избирательных округах по месту прописки.

Принятие данной нормы может вызвать недовольство граждан, учитывая большую внешнюю и внутреннюю миграцию, невозможность смены избирательного адреса на основании заявления по форме № 2, ухудшит условия реализации активного избирательного права. Между тем, применение заявлений по форме № 2 позволяет гражданам голосовать там, где им удобно. Так, например, с заявлением о намерении голосовать по избирательному адресу на выборах депутатов Жогорку Кенеша обратились более 106 тыс. граждан, а на выборах Президента Кыргызской Республики - более 98 тыс. граждан.

В связи с этим, предлагаем поправки в часть 4 статьи 15 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" пересмотреть с учетом вышеуказанных рисков.

4. Пунктом 12 статьи 1 проекта конституционного Закона предусматривается часть 2 статьи 51 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" дополнить абзацем вторым, согласно которому обязанность по организации оценки владения государственным языком кандидатом на должность Президента возлагается на ЦИК.

Согласно справке-обоснованию данная норма дополняется с целью исключения пробела, в части организации процедуры определения уровня знаний государственного языка кандидатов в Президенты Кыргызской Республики, находящихся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Однако вышеуказанная цель изложенная в справке-обосновании, не полностью раскрывается в пункте 12 статьи 1 проекта Закона и приводит к разночтению.

В случае принятия данного акта в представленной редакции, ЦИК будет осуществлять организацию оценки уровня владения государственным языком всех кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, а не только кандидатов в Президенты Кыргызской Республики, находящихся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

В связи с чем, абзац второй пункта 12 статьи 1 проекта Закона предлагаем изложить в следующей редакции:

"Обязанность по организации оценки уровня владения государственным языком кандидата на должность Президента, находящегося в местах содержания под стражей в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений, возлагается на Центральную избирательную комиссию.".

5. Подпунктом "б" пункта 18 статьи 1 проекта конституционного Закона предусматривается изложение части 3 статьи 60 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" в новой редакции. Данной нормой предусматривается порядок формирования списка кандидатов, выдвигаемых политической партией.

В целях осуществления эффективной процедуры реализации и защиты соответствующих прав человека и гармонизации с нормами Конституции Кыргызской Республики при формировании вышеназванного списка, предлагаем предусмотреть включение кандидатов различной этнической, возрастной представленности, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Подпунктом "в" пункта 18 статьи 1 проекта конституционного Закона предусматривается, что в случае "если политической партией будет принято решение о размещении кандидатов в списке на основе рейтинга кандидатов в избирательном округе и представлении в Центральную избирательную комиссию соответствующего заявления и положения о порядке размещения кандидатов в списке с учетом требований части 3 настоящей статьи, утвержденном высшим органом партии", регистрация списка кандидатов, приобретших право на получение депутатских мандатов, производится после определения результатов выборов и утверждения очередности списка кандидатов высшим органом политической партии, в срок, установленный ЦИК. В связи с чем отмечаем, что данная поправка нарушает прямое избирательное право граждан, установленное статьей 2 Конституции Кыргызской Республики и статьями 2 и 5 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", то есть, когда избиратель голосует на выборах непосредственно за определенный список кандидатов, предлагаемая поправка на основе вышеуказанного рейтинга кандидатов в соответствующем округе дает возможность политическим партиям самостоятельно изменять состав и порядок списка кандидатов, за которых уже проголосовали избиратели.

Кроме того, выбытие кандидатов, включенных в список после голосования, может привести к существенным искажениям волеизъявления избирателей и подрывает заявленную инициаторами цель предлагаемых поправок "для решения проблемы неизменности списка кандидатов". Предлагаемая норма узаконит практику изменения списка кандидатов, которая является объектом постоянной общественной критики.

Упомянутые поправки также затрагивают установленные частями 1, 5 и 8 статьи 61 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" принцип и порядок регистрации списка кандидатов в депутаты парламента, в части соблюдения сроков представления в ЦИК соответствующих документов для регистрации списка кандидатов и ее последующего завершения.

В законопроекте используется понятие "рейтинг кандидатов в избирательном округе", в справке-обосновании к нему - "рейтинг голосования", а также отсутствие данных понятий как в самом законопроекте, так и в действующем законодательстве Кыргызской Республики, целесообразно в законопроекте предусмотреть их четкие определения.

6. Согласно предлагаемым поправкам в части 2 и 3 статьи 64 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", изложенным в подпункте "б" пункта 20 статьи 1 проекта конституционного Закона, при введении открытого списка кандидатов, прикрепленного к округу, все голоса, полученные за кандидатов от партии, суммируются и выводится общая сумма. Партии, которые по этой сумме не преодолели 7-процентный барьер, выбывают.

Важно отметить, что список изменяется (формируется) после выборов. В парламент проходят те партии, которые имеют общенациональную поддержку, при этом на первых местах оказываются кандидаты, которые имеют большую поддержку по сравнению с другими партийцами.

Между тем, ЦИК отмечает, что цель, заявленную инициаторами (улучшение представленности регионов в парламенте), можно также достичь путем принятия внутрипартийных сбалансированных решений, укрепления партийной дисциплины, улучшения связи политических партий с регионами.

7. С учетом требований статьи 28 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", а также расчетов возможных последствий в случае вступления данного законопроекта в юридическую силу, необходимо пересмотреть условия его вступления в силу.

8. В целом по проекту конституционного Закона отмечаем, что на сегодняшний день, в рамках реализации Стратегии совершенствования законодательства о выборах на 2018-2020 годы, которая была одобрена на VII заседании Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики, разработан проект конституционного Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционные законы Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики", который инициирован депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Эргешовым А.М., Алимбековым Н.К., Кулбараковым А.И., Кыдыралиевым У.Т., Самаевым У.О., Примовым У.Б., Токторовым А.С., Икрамовым Т.И. При этом, следует отметить, что представленный проект конституционного Закона и вышеуказанный проект конституционного Закона предусматривают разные пути совершенствования избирательной системы.

На основании изложенного Правительство Кыргызской Республики считает, что представленный проект конституционного Закона требует серьезной доработки.