ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2019 года № 320
Об утверждении Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы
В целях реализации стратегических приоритетов устойчивого развития, обеспечения продовольственной безопасности страны и оперативного реагирования на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка Кыргызской Республики, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
- Программу продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы (далее - Программа) согласно приложению 1;
- План мероприятий по реализации Программы (далее - План мероприятий) согласно приложению 2;
- Матрицу индикаторов мониторинга и оценки реализации Программы (далее - Матрица индикаторов) согласно приложению 3;
- бюджет Плана мероприятий Программы (далее - бюджет Плана мероприятий) согласно приложению 4.
2. Министерствам и административным ведомствам, ответственным за реализацию Плана мероприятий, обеспечить его исполнение и ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять соответствующую информацию в Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики.
3. Министерству сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики:
- совместно с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления;
- по итогам каждого квартала, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики информацию о ходе выполнения Плана мероприятий.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел агропромышленного комплекса и экологии Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 23 июля 2019 года N 61
Премьер-министр Кыргызской Республики |
|
М. Абылгазиев |
|
|
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Программы
продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023
годы
№ |
Задачи |
Меры/Действия |
Срок реализации |
Ожидаемые результаты (продукт) |
Ответственные исполнители |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Направление 1: Наличие продовольствия для потребления населения |
| |||||
Цель: Рост объемов и повышение стабильности отечественного производства базовых продуктов питания, повышение устойчивости поставок продовольствия на внутренний рынок |
| |||||
Приоритет 1. Стимулирование и поддержка отечественного производства базовых продуктов питания |
| |||||
1 |
1.1. Стимулирование роста внутреннего производства базовых продуктов питания продовольственной безопасности (далее - ПБ) |
1.1.1. Разработка ежегодного прогноза и рекомендаций по улучшению внутреннего производства базовых продуктов питания ПБ |
IV кв. каждого года |
Предоставлен анализ включающий: - прогноз баланса внутреннего рынка по базовым продуктам питания ПБ на следующий год; - рекомендации по внутреннему производству базовых продуктов питания ПБ на следующий год; - потребность в ресурсах, необходимых для поддержки производства базовых продуктов питания ПБ на следующий год |
МСХППМ, НСК (по согласованию) |
|
1.1.2. Улучшение кредитования производства и переработки базовых продуктов питания ПБ (пшеница, масличные культуры, плоды и ягоды, мясо птицы и яйцо) с расширением доступа для хозяйств, возглавляемых женщинами |
2020-2023 годы |
Подготовлен проект предложений по дополнительной поддержке в рамках реализации государственного проекта "Финансирование сельского хозяйства" производства базовых продуктов питания ПБ, внутреннее производство которых является недостаточным (пшеница, масличные культуры, плоды и ягоды, мясо птицы и яйцо) |
МСХППМ, МЭ, МФ |
|||
1.1.3. Стимулирование производства пшеницы и масличных культур через улучшение обеспеченностью крестьянских/фермерских хозяйств качественными семенами |
2019-2023 годы |
Увеличена урожайность пшеницы на площади 95,6 тыс. га и получено дополнительно 47,8 тыс. тонн пшеницы; Разработаны меры по обеспечению высокопродуктивными семенами подсолнечника и софлора |
МСХППМ |
| ||
1.1.4. Содействие доставке базовых продуктов питания ПБ внутри страны из регионов с избыточным производством в регионы с недостаточным производством |
IV кв. 2019 года |
Подготовлены рекомендации для создания логистических каналов по перемещению базовых продуктов питания ПБ внутри страны |
МСХППМ, ПППКР в областях |
| ||
1.1.5. Содействие расширению площади посевов базовых продуктов питания ПБ, внутреннее производство которых является недостаточным за счет ввода новых орошаемых площадей |
I кв. 2020 года |
Разработка рекомендаций и механизма по использованию новых орошаемых земель для внутреннего производства базовых продуктов ПБ |
МСХППМ, ПППКР в областях |
| ||
1.1.6. Содействие увеличению производства плодов и ягод через: - разработку и реализацию ведомственного плана мероприятий по садоводству; - законодательное расширение возможностей по использованию земель под садоводство; - финансирование с учетом специфики садоводства; - развитие переработки плодово-ягодной продукции; - улучшение обеспеченности саженцами плодово-ягодных культур |
2019-2023 годы |
Созданы правовые и финансовые предпосылки для увеличения внутреннего производства плодов и ягод |
МСХППМ, МФ, ПППКР в областях, АПЗИ, ОМСУ (по согласованию), партнеры по развитию (по согласованию) |
|||
1.1.7. Содействие развитию птицеводства через: - внесение изменений в нормативно-правовые акты для улучшения кормовой базы; - разработку и реализацию мер по стимулированию внутреннего производства кормов, селекционной работы; - усиление роли бизнес-ассоциаций с активным вовлечением женщин-птицеводов |
2019-2023 годы |
Созданы условия для увеличения внутреннего производства мяса птицы и яиц |
МСХППМ, АПЗИ, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
1.1.8. Содействие развитию ЦДС в стране по производству растительного масла, сахара, переработки плодово-ягодных культур через: - расширение партнерства между перерабатывающими предприятиями и фермерскими группами; - внедрение кредитования под контрактное финансирование |
2019-2023 годы |
Рост спроса перерабатывающих предприятий на сырье стимулировало производство базовых продуктов питания ПБ |
МСХППМ, ПППКР в областях, АПЗИ |
| ||
2 |
1.2. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства |
1.2.1. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, повышение эффективности использования водных ресурсов |
2019-2023 годы |
При реализации мер Государственной программы развития ирригации на 2017-2026 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2017 года № 440, увеличена площадь |
МСХППМ |
|
(*) животноводства через проведение инвентаризации соответствующих нормативно-правовых актов: - улучшение селекционно-племенной работы; - эффективное совместное управление и использование пастбищ с вовлечением женщин; - улучшение ветеринарного обслуживания и внедрения современных зоотехнологий |
(*) годы |
(*) мясом |
ГИФВБ, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
1.2.3. Развитие кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов сельского хозяйства |
2019-2023 годы |
Кооперирование субъектов сельского хозяйства позволило увеличить внутреннее производство базовых продуктов питания ПБ |
МСХППМ, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
Приоритет 2. Улучшение управления государственными резервами продуктов питания, повышение устойчивости внутреннего рынка продуктов питания |
| |||||
3 |
1.3. Улучшение управление государственными резервами продуктов питания |
1.3.1. Разработка программы накопления в государственный материальный резерв |
IV кв. 2019 года |
Утвержден план накопления в продовольственный фонд государственного материального резерва |
МСХППМ, ФГМР, МЭ |
|
1.3.2. Расширение номенклатуры продуктов питания в продовольственном фонде государственного материального резерва |
IV кв. 2019 года |
Принято постановление Правительства Кыргызской Республики о расширении номенклатуры продуктов питания в продовольственном фонде государственного материального резерва |
МСХППМ, ФГМР, МЭ |
| ||
4 |
1.4. Обеспечение устойчивости внешнего снабжения продуктами питания внутреннего продовольственного рынка |
1.4.1. Расширение сотрудничества в рамках коллективной продовольственной безопасности стран ЕАЭС |
2019-2023 годы |
Обеспечено наличие качественных и безопасных пищевых продуктов, внутреннее производство которых в стране является недостаточным |
МСХППМ, МЭ, ГИФВБ |
|
1.4.2. Создание договорных отношений по поставкам на внутренний рынок наиболее чувствительных для ПБ видов пищевых продуктов |
2019-2023 годы |
Заключены межгосударственные соглашения, определены контрагенты, способные обеспечить поставки на внутренний рынок наиболее чувствительные для ПБ видов продовольствия в долгосрочном периоде |
МСХППМ |
| ||
Направление 2: Обеспечение доступности продовольствия для населения |
| |||||
Цель: Создание социально-экономических условий для обеспечения стабильного экономического и физического доступа населения к продуктам питания, в объемах и ассортименте, соответствующих минимальным нормам, установленным государством |
| |||||
Приоритет 1. Улучшение доступности продовольствия для населения с фокусом на социально-уязвимые слои |
| |||||
5 |
2.1. Улучшение доступа уязвимых слоев населения к продуктам питания |
2.1.1. Определение уязвимого с позиции продовольственной безопасности и питания населения |
II кв. 2020 года |
Внесено в нормативно-правовой акт определение уязвимого с позиции продовольственной безопасности и питания населения, регулирующие процессы ПБиП в разрезе по полу, возрасту и статусу в семье |
МТСР, МСХППМ, НСК (по согласованию), партнеры по развитию (по согласованию) |
|
2.1.2. Повышение эффективности функционирования "Социальных магазинов" |
I кв. 2021 года |
Рекомендации государственным органам власти и ОМСУ по развитию "Социальных магазинов"/Проект Положения "О социальных магазинах" |
МТСР, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
2.1.3. Расширение минимальных социальных стандартов в части обеспечения продовольственной безопасности и качественного питания |
III кв. 2021 года |
Разработаны рекомендации по обеспечению продовольственной безопасности и качества питания населения через расширение минимальных социальных стандартов |
МТСР, МСХППМ, МЗ, МЧС, ФГМР, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
2.1.4. Проведение анализа фактического питания детей и оценка его последствий, включая анализ "затрат-выгод" от предоставления пособий детям до 3 лет |
I кв. 2020 года |
Предоставлены рекомендации Правительству Кыргызской Республики по текущей ситуации и направлениям улучшения питания детей |
МТСР, МЗ, ЮНИСЕФ (по согласованию) |
| ||
6 |
2.2. Стимулирование малоимущих семей к доходной самозанятости |
2.2.1. Проведение анализа пилотных проектов, предусматривающих механизмы стимулирования малоимущих семей к доходной самозанятости |
I кв. - IV кв. 2019 года |
Представлен отчет по оценке затрат и планы по институционализации мер комплексной социальной помощи малоимущим семьям/Разработан пакет изменений в нормативный правовой акт, закрепляющие меры комплексной социальной помощи малоимущим семьям |
МТСР, ВПП ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию) |
|
2.2.2. Внедрение стимулирующих мер комплексной социальной поддержки на местном уровне |
IV кв. 2019 года |
Разработаны обучающие модули и проведено обучение специалистов, вовлеченных в использование стимулирующих мер комплексной социальной поддержки |
МТСР, ВПП ООН (по согласованию) |
| ||
2.2.3. Разработка и внедрение устойчивой государственной системы передачи навыков, знаний и технологий ведения сельскохозяйственного производства с фокусом на малоимущие сельские семьи и семьи, возглавляемые женщинами |
2019-2022 годы |
Приняты нормативные правовые акты, направленные на внедрение системы передачи навыков, знаний и современных технологий по сельскохозяйственному производству |
МТСР, МСХППМ, ВПП ООН (по согласованию) |
| ||
2.2.4. Разработка обучающих модулей и обучение современным технологиям производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с фокусом на малоимущие сельские семьи |
2019-2023 годы |
Обучено около 4000 представителей малоимущих семей |
МТСР, МСХППМ, ВПП ООН (по согласованию) |
|||
7 |
2.3. Совершенствование школьного питания |
2.3.1. Изменение нормативного правового акта о школьном питании в соответствии с лучшими практиками организации школьного питания в стране |
2019-2022 годы |
Улучшено качество школьного питания путем внесения изменений в Законы Кыргызской Республики "Об образовании", "Об организации питания в общеобразовательных школах Кыргызской Республики" |
МОН, МЗ, ВПП ООН (по согласованию) |
|
2.3.2. Разработка рекомендаций по обеспечению качества и безопасности школьного питания |
IV кв. 2020 года |
Улучшены качество и безопасность школьного питания/Внесены изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие качество и безопасность школьного питания |
МЗ, МОН, ГИВФБ, ВПП ООН (по согласованию), Мерсико (по согласованию) |
| ||
2.3.3. Создание 4 региональных тренинговых центров со специализированной программой обучения поваров детского (в том числе школьного) питания |
I кв. 2020 года |
Качество и безопасность школьного питания улучшены путем обучение 2000 поваров детского (в том числе школьного) питания |
МОН, МЗ, ГИФВБ, ВПП ООН (по согласованию) |
| ||
2.3.4. Обучение поваров школьного питания |
2019 год |
Обучено 230 поваров школьного питания |
МОН, Мерсико (по согласованию) |
| ||
2.3.5. Разработать, апробировать и внедрить новые модели организации школьного питания: - централизованное производство школьного питания; - организация питания в школах с отсутствием инфраструктуры, в том числе чистой питьевой воды |
2019-2022 годы |
Внедрены новые модели организации школьного питания: - 641 школа обеспечены современным столовым оборудованием; - 61 дошкольная детская образовательная организация обеспечены современным столовым оборудованием и мебелью; - в 372 школах пищеблоки отремонтированы ОМСУ и донорами; - в 130 школьных пищеблоках установлены фильтры для обеспечения чистой питьевой водой |
МОН, ГААСЖКХ, ОМСУ (по согласованию), ВПП ООН (по согласованию), Мерсико (по согласованию) |
|||
2.3.6. Обеспечение школьного питания продуктами |
2019-2023 годы |
- 2023 школы обеспечены продуктами питания |
МОН, ВПП ООН, Мерсико (по согласованию), партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
Приоритет 2. Формирование системы по обеспечению продовольственной помощи населению в условиях продовольственных шоков |
| |||||
8 |
2.4. Разработка концептуальных механизмов обеспечения продовольственной помощью населения в условиях продовольственных шоков |
2.4.1. Разработать механизмы поддержки населения в случае продовольственных шоков при форс-мажорных обстоятельствах |
II кв. 2020 года |
Внесен в Правительство Кыргызской Республики проект нормативного правового акта о механизмах поддержки населения в случае продовольственных шоков при форс-мажорных обстоятельствах |
МТСР, МЧС, ПППКР в областях, партнеры по развитию (по согласованию) |
|
9 |
2.5. Совершенствование государственного регулирования внутренних цен на продукты питания |
2.5.1. Усовершенствовать механизмы государственного регулирования цен на базовые продукты питания в случае продовольственных шоков |
IV кв. 2020 года |
Разработано и принято Положение о государственном регулировании цен на базовые продукты питания в случае продовольственных шоков |
МЭ, ГААР |
|
Направление 3: Улучшение статуса питания населения |
| |||||
Цель: Обеспечить право каждого человека на достаточное количество разнообразного, питательного и качественного продовольствия на всех этапах его жизненного цикла и научно-обоснованную информацию по питанию для улучшения знаний о здоровом питании и пищевого поведения |
| |||||
Приоритет 1. Расширение и поддержка благоприятных политических условий для улучшения питания |
| |||||
10 |
3.1. Создание руководящих принципов правильного питания на основе имеющихся продуктов |
3.1.1. Выборочное исследование для оценки моделей питания и пищевого поведения населения с анализом различий по полу, возрасту и статусу в семье |
I кв. 2020 года |
Предоставлен отчет о моделях питания и пищевого поведения населения |
МЗ, МОН, МТСР, ВПП ООН (по согласованию), ВОЗ ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
|
3.1.2. Разработка национальных руководящих принципов правильного питания, основанные на имеющихся продуктах (диверсификация питания, ограничение использования соли, сахара и трансжиров и др.), и методическое пособие по реализации |
I кв. 2021 года |
Разработаны национальные руководящие принципы правильного питания и методическое пособие по реализации |
МЗ, МСХППМ, МОН, МТСР, ЮНИСЕФ (по согласованию), ВОЗ ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
| ||
3.1.3. Внедрение национальных рекомендаций правильного питания |
3 кв. 2021 года |
Национальные рекомендации правильного питания внедрены, и проведен мониторинг результатов (отчеты министерств и ведомств) |
МЗ, МОН, МТСР, ЮНИСЕФ (по согласованию), ВОЗ ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
| ||
11 |
3.2. Улучшение качества питания через внедрение положительного опыта пилотных проектов |
3.2.1. Исследование проблем питания в наиболее уязвимых сообществах в пилотных областях, с анализом различий по полу, возрасту, региону и социально-экономическому статусу (предположительно Нарынская, Иссык-Кульская, Жалал-Абадская области) |
I кв. 2019 года |
Составлен аналитический обзор о проблемах питания в наиболее уязвимых сообществах пилотных областей |
МЗ, ПППКР в областях, ГАУПБиП (по согласованию), Проект FSDS (по согласованию) |
|
3.2.2. Разработка субнациональных планов питания в трех пилотных областях и оценка реализации плана по улучшению питания |
II кв. 2019 года |
Разработан и утвержден (после общественных слушаний) проект субнационального плана в 3-х пилотных регионах по улучшению питания. Проведена оценка и разработаны рекомендации для расширения использования опыта пилотных проектов |
МЗ, МОН, МСХППМ, МТСР, ПППКР в областях, МГА, ОМСУ (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
| ||
3.2.3. Улучшение производства, обработки и хранения продуктов питания домашними хозяйствами |
2019-2023 годы |
Результаты пилотных мероприятий представлены для использования населением |
МСХППМ, ГИФВБ, Проект FSDS (по согласованию), ПУСПП (по согласованию), партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
12 |
3.3. Совершенствование государственного регулирования в области использования адекватного и безопасного питания |
3.3.1. Актуализация и утверждение стандартов на обогащенную муку |
IV кв. 2019 года |
Стандарты на обогащенную муку актуализированы и утверждены |
ТК по стандартизации, МЭ, МЗ, МСХППМ, ЮНИСЕФ (по согласованию) |
|
3.3.2. Разработка и внесение в ЕАЭС проекта изменений в ТР ТС 021 в части установления обращения обогащенной муки на территории Кыргызской Республики |
IV кв. 2019 года |
Внесены изменения об обогащенной муке в ТР ТС 021. Увеличено потребление обогащенной муки населением |
МЗ, МСХППМ, МЭ |
|||
3.3.3. Разработка изменений Закона Кыргызской Республики "О профилактике йододефицитных заболеваний" с внесением дополнений в связи с внедрением политики ограничения употребления соли и с учетом результатов биологического мониторинга |
IV кв. 2020 года |
Сравнительная таблица, АРВ и справка-обоснование к Закону Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О профилактике йододефицитных заболеваний" |
МЗ |
| ||
13 |
3.4. Повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на мероприятия по питанию и продовольственной безопасности |
3.4.1. Анализ бюджета, выделяемого на питание и продовольственную безопасность, а также отчетности о расходах на специфические и чувствительные модели вмешательства в области питания и распространения информации на всех уровнях |
II кв. 2020 года |
Получены достоверные данные о финансировании мероприятий по питанию и продовольственной безопасности |
МЗ, МОН, МТСР, МСХППМ, ВПП ООН (по согласованию), ЮНИСЕФ (по согласованию), ВОЗ ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
|
3.4.2. Разработка инструментов отслеживания внебюджетных и бюджетных расходов на питание и продовольственную безопасность |
4 кв. 2021 года |
Разработаны инструменты отслеживания внебюджетных и бюджетных расходов на питание и продовольственную безопасность |
МЗ, МСХППМ, ВПП ООН (по согласованию), ЮНИСЕФ (по согласованию), ВОЗ ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
|||
3.4.3. Проведение регулярного мониторинга финансовых расходов (бюджетных и внебюджетных) на мероприятия по питанию и продовольственную безопасность |
2021-2023 годы |
Проводится мониторинг и принимаются решения по финансовым расходам (бюджет и внебюджет) на мероприятия по питанию и продовольственную безопасность |
МЗ, МОН, МТСР, МСХППМ, ВПП ООН (по согласованию), ЮНИСЕФ (по согласованию), ВОЗ ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию) |
| ||
Приоритет 2. Повышение качества и охвата специфическими мерами по питанию |
| |||||
14 |
3.5. Улучшение мероприятий по питанию |
3.5.1. Создание нормативно-правовой базы для обеспечения уязвимых групп по анемии (дети до 2-х лет, девочки-подростки 15-17 лет, беременные и кормящие грудью женщины) железом и фолиевой кислотой (саплементация, обогащение домашней пищи) |
IV кв. 2019 года |
Пересмотрены приказы и клинические протоколы по профилактике анемии, с учетом обновленных результатов о состоянии питания детей и женщин. Созданы механизмы для закупки и распределения железа и фолиевой кислоты/витаминно-минеральных комплексов с доказанной эффективностью |
МЗ |
|
3.5.2. Рассмотреть обеспечение препаратами железа и фолиевой кислотой детей в возрасте 6-24 мес. |
2021-2023 годы |
В 2021 гг. все дети в возрасте 6-24 мес., с установленной анемией (43% от всех детей данного возраста) будут обеспечены бесплатным железом и фолиевой кислотой. В 2022-2023 гг. не менее 80% всех детей в возрасте 6-24 мес., получают железо и фолиевую кислоту |
МЗ |
| ||
3.5.3. Обеспечение терапевтическим питанием детей с тяжелым истощением |
2019-2023 годы |
Все дети с тяжелым истощением обеспечены терапевтическим питанием (ежегодно около 120 детей) |
МЗ |
| ||
3.5.4. Обеспечение препаратом железа и фолиевой кислоты (саплементация) беременным женщинам и кормящим матерям |
2020-2023 годы |
В 2020-2021 гг. все беременные женщины и кормящие матери с установленной анемией (37% от всех беременных женщин и кормящих матерей) будут обеспечены бесплатным железом и фолиевой кислотой. В 2022-2023 гг. не менее 80% всех беременных женщин и кормящих матерей получают препарат железа и фолиевую кислоту |
МЗ |
| ||
3.5.5. Обеспечение саплементации препаратами железа и фолиевой кислоты девочек-подростков |
2021-2023 годы |
В 2021 гг. все девочки-подростки с установленной анемией (35% от всех девочек-подростков) будут обеспечены бесплатным железом и фолиевой кислотой. К 2023 г. не менее 80% всех девочек-подростков получают препарат железа и фолиевой кислоты |
МЗ, МОН |
| ||
3.5.6. Обеспечение препаратами цинка детей с диареей для профилактики истощения |
Ежегодно с 2020 года |
К 2023 году не менее 80% детей с диареей получают препарат цинка |
МЗ |
| ||
3.5.7. Внедрение рекомендаций ВОЗ/ЮНИСЕФ по ведению детей с умеренным нарушением питания на уровне сообществ |
С 2019 года |
Не менее 50% ЖДВ и их супруги информированы о ведении детей с умеренным нарушением питания на уровне сообществ |
МЗ |
| ||
3.5.8. Распространение БДОМиР на первичный уровень оказания медицинской помощи (ЦСМ/ФАП) |
2019-2023 годы |
К 2023 году: - не менее 50% детей до 2-х летнего возраста обслуживаются в ЦСМ со званием БДОМиР; - не менее 70% детей до 6-ти месяцев находятся на исключительно грудном вскармливании; - не менее 50% детей до 2-х летнего возраста продолжают получать грудное вскармливание |
МЗ, ЮНИСЕФ (по согласованию), ВОЗ ООН (по согласованию) |
|||
3.5.9. Сертификация и ресертификация родильных домов на звание БДОМиР |
Ежегодно |
К 2023 году не менее 70% детей рождаются в родильных домах со званием БДОМиР |
МЗ |
| ||
3.5.10. Проведение биологического мониторинга йододефицитных заболеваний среди детей и беременных женщин |
IV кв. 2019 года |
Отчет о распространенности йододефицитных заболеваний среди детей и беременных женщин с рекомендациями |
МЗ, ЮНИСЕФ (по согласованию) |
| ||
3.5.11. Оценка распространенности нарушений питания среди детей и женщин детородного возраста (далее - ЖДВ) (выборочное исследование) |
III кв. 2019 года III кв. 2022 года |
Отчет о распространенности нарушений питания среди детей и ЖДВ (базовое и контрольное исследование) |
МЗ, НСК (по согласованию), ЮНИСЕФ (по согласованию) |
| ||
15 |
3.6. Профилактика инфекционных (отравления, паразитарные заболевания) и неинфекционных заболеваний (НИЗ), связанных с питанием: избыточный вес и ожирение, сахарный диабет 2-го типа, болезни сердца и сосудов |
3.6.1. Реализация мер по ограничению употребления населением нездоровой еды, с содержанием избыточного количества сахара, соли, создание эпидемиологического надзора, управление инфекционными и паразитарными заболеваниями, по обеспечению чистой водой, продвижению санитарии и гигиены и др. |
IV кв. 2023 года |
Сокращено число отравлений, паразитарных заболеваний и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием, водой, санитарией и гигиеной |
МЗ |
|
3.6.2. Восстановление/улучшение инфраструктуры питьевой воды в 390 населенных пунктах |
IV кв. 2020 года |
Жители в 390 населенных пунктов получили доступ к безопасной питьевой воде |
ГААСЖКХ, ОМСУ (по согласованию), АРИС (по согласованию), партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
16 |
3.7. Создание регистра дефектов нервной трубки |
3.7.1. Доработка и внедрение программного обеспечения для сбора данных о распространенности дефектов нервной трубки (ДНТ) |
2019-2020 годы |
Регистр нервной трубки позволит вести качественный учет данных дефектов нервной трубки. Доработано и утверждено приказом МЗ программное обеспечение для регистра дефектов нервной трубки (ВПР) |
МЗ, ЮНИСЕФ (по согласованию) |
|
3.7.2. Сбор, анализ и распространение данных, полученных из регистра ДНТ и ВПР |
2020-2023 годы |
Подготовлен отчет |
МЗ |
| ||
Приоритет 3. Усиление кадрового потенциала и формирование у населения устойчивого спроса на здоровые продукты питания |
| |||||
17 |
3.8. Усиление кадрового потенциала по вопросам питания и продовольственной безопасности |
3.8.1. Организация курсов повышения квалификации для преподавателей высших профессиональных образований, средних профессиональных образований, начальных профессиональных образований и общеобразовательных организаций, по вопросам организации питания и продовольственной безопасности |
IV кв. 2019 года |
Повышен уровень подготовки кадров по вопросам питания и продовольственной безопасности; - организована кафедра/курсы повышения квалификации для преподавателей вузов, сузов и общеобразовательных школ, воспитателей детских садиков по вопросам питания и продовольственной безопасности; - утверждено руководство для тренера; - утверждена учебная программа для преподавателей вузов, сузов, общеобразовательных школ, детских садов по вопросам питания; - утверждена учебная программа продовольственной безопасности |
МЗ, МОН, ЮНИСЕФ (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
|
3.8.2. Разработка дистанционного обучения вопросам питания и продовольственной безопасности |
I кв. 2020 года |
Модуль для дистанционного обучения |
МЗ, МОН |
| ||
3.8.3. Разработка и внедрение программного обеспечения дистанционного обучения вопросам питания и продовольственной безопасности с выдачей электронного сертификата |
III кв. 2020 года |
Программное обеспечение дистанционного обучения. Число выданных электронных сертификатов |
МЗ, МОН |
| ||
3.8.4. Разработка и утверждение информационных сообщений для детей школьного, дошкольного возраста по вопросам питания |
IV кв. 2019 года |
Используются информационные сообщения |
МЗ, МОН |
| ||
18 |
3.9. Активное вовлечение населения в решение вопросов здорового питания и информирование населения о диверсификации рациона питания, адекватной практики кормления детей, фортифицированной муке и соли |
3.9.1. Привлечение людей к продвижению политики по питанию и продовольственной безопасности и питания |
2019-2023 годы |
Население участвует в продвижении политики по продовольственной безопасности и питания, что будет способствовать выделению средств/привлечения инвестиций, принятию законов, созданию и реализации региональных планов и т.д. |
МЗ, МОН, МТСР, ГАУПБиП (по согласованию) |
|
3.9.2. Информирование целевой группы о грудном вскармливании, обогащении и диверсификации домашней пищи, о последствиях |
2019-2023 годы |
Не менее 80% среди опрошенных знают о диверсификации домашней пищи, важности грудного вскармливания |
МЗ, СМИ, FSDS (по согласованию) |
| ||
Направление 4: Повышение безопасности продуктов питания |
| |||||
Цель: Создание системы обеспечения безопасности продуктов питания на всех этапах пищевой цепи направленной на исключение допустимого риска для жизни здоровья человека |
| |||||
Приоритет 1. Обеспечение пищевой безопасности на всех этапах продовольственной производственно-сбытовой цепи |
| |||||
19 |
4.1. Совершенствование системы управления пищевой безопасностью |
4.1.1. Разработка и принятие Положения о межведомственной координации и взаимодействии между государственными органами с целью обеспечения безопасности продуктов питания |
IV кв. 2019 года |
Улучшена межведомственная координация и взаимодействие между государственными органами |
МСХППМ, МЗ, Совет по ПБиП, ГИВФБ, МЭ |
|
4.1.2. Продвижение Закона Кыргызской Республики "Об обеспечении пищевой безопасности в Кыргызской Республике" |
IV кв. 2019 года |
Принят Закон Кыргызской Республики "Об обеспечении пищевой безопасности в Кыргызской Республике" |
МЗ |
| ||
20 |
4.2. Улучшение инфраструктуры контроля за безопасностью продуктов питания по всей производственно-сбытовой цепи (от поля до тарелки) |
4.2.1. Создание системы мониторинга пищевой продукции, подлежащей государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору, за перемещением (транспортировкой) животных, продукции и сырья животного происхождения |
IV кв. 2019 года |
Разработано и принято: - Положение о мониторинге пищевой продукции, подлежащей государственному ветеринарно-санитарному контролю; - Положение по контролю и надзору, за перемещением (транспортировкой) животных, продукции и сырья животного происхождения |
МСХППМ, ГИВФБ |
|
4.2.2. Создание нормативной основы для изъятия и утилизации пищевой продукции несоответствующей требованиям технических регламентов |
IV кв. 2019 года |
Разработано и принято Положение по утилизации продукции выявленной и признанной несоответствующей |
ГИВФБ, МЗ |
| ||
4.2.3. Создание системы эффективного управления очагами распространения вредных, особо опасных вредных организмов и карантинных объектов, особо опасных заразных болезней животных, скотомогильников и ям Беккереля |
III кв. 2023 года |
Разработано и внедрено электронное картирование: - очагов распространения вредных, особо опасных вредных организмов и карантинных объектов; - особо опасных заразных болезней животных, скотомогильников и ям Беккереля; - разработана инструкция по внедрению электронного картирования |
ГИФВБ, МСХППМ, ПППКР в областях |
|||
4.2.4. Разработка механизма, предусматривающего субсидирование затрат СХТП на приобретение пестицидов и биопрепаратов (биоагентов) для борьбы с вредными и особо опасными вредными организмами, локализации и ликвидации карантинных объектов |
II кв. 2022 года |
Разработан и принят Закон Кыргызской Республики о субсидировании затрат СХТП на приобретение пестицидов и биопрепаратов (биоагентов) для борьбы с вредными и особо опасными вредными организмами, локализации и ликвидации карантинных объектов |
МСХППМ |
| ||
4.2.5. Обеспечение безопасности при выращивании сельскохозяйственных культур |
IV кв. 2019 года |
Разработаны и утверждены Постановлением Правительства Кыргызской Республики Правила применения надлежащей сельскохозяйственной практики |
МСХППМ, ГИВФБ |
| ||
4.2.6. Улучшение анализа фитосанитарного риска |
III кв. 2020 года |
Разработаны и утверждены нормативные правовые акты по анализу фитосанитарного риска |
МСХППМ, ГИФВБ |
| ||
4.2.7. Модернизация и аккредитация лабораторий Департамента химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики |
IV кв. 2021 года |
Модернизированы и аккредитованы в соответствии с международными стандартами: - Центральная специализированная контрольно-токсикологическая (ЦСКТЛ) (г.Бишкек); - Ошская специализированная контрольно-токсикологическая лаборатория (Ошской КТЛ) |
МСХППМ, МЭ, МФ |
| ||
4.2.8. Создание условий для экспресс-анализа при экстренных случаях |
III кв. 2020 года |
Приобретены 2 мобильных передвижных лаборатории для ДПЗиГСЭН с целью проведения экспресс-анализов |
МЗ, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
21 |
4.3. Защита рынка от фальсифицированных продуктов питания |
4.3.1. Изучение и внесение изменений в нормативные правовые акты по контролю за фальсифицированными продуктами питания |
IV кв. 2022 года |
Принят нормативный правовой акт о контроле (надзоре) за обращением пищевой продукции на территории Кыргызской Республики |
МЭ, МЗ, МСХППМ, ГААР |
|
4.3.2. Внести изменения в Закон Кыргызской Республики о защите прав потребителей о нарушениях, в части повышения ответственности при производстве, реализации, транспортировке, фальсифицированной продукции |
II кв. 2021 года |
Внесены изменения в Закон о защите прав потребителей о нарушениях, в части повышения ответственности при производстве, реализации, транспортировке, фальсифицированной продукции |
МЭ, МЗ, МСХППМ ГААР |
| ||
Приоритет 2. Информирование всех участников производственно-сбытовой цепи и населения, развитие образования/обучения и науки по вопросам пищевой безопасности |
| |||||
22 |
4.4. Подготовка квалифицированных специалистов, приоритетное развитие научных исследований в области технологии пищевых продуктов, пищевой безопасности |
4.4.1. Подготовка квалифицированных специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, владеющих новыми знаниями и инновационными технологиями в области производства, хранения и сбыта продовольствия, обеспечения безопасности пищевых продуктов, основанных на требованиях "Кодекс Алиментариус", общих принципах гигиены пищевых продуктов |
2019-2023 годы |
Увеличится число квалифицированных специалистов по хранению и сбыту продовольствия, обеспечения безопасности пищевых продуктов. Введены в учебные программы и планы дисциплины по безопасности пищевых продуктов в вузах, средне специальных образовательных учреждениях, школах. Совершенствованы учебные планы вузов, средне специальных образовательных учреждениях специальностей по направлениям: - управление качеством; - технология заготовки и переработки с/х продуктов; - технология продуктов питания; - технология продуктов общественного питания; - ресторанное дело и сервис; - туризм; - товароведение и экспертиза товаров; - торговое дело и коммерция; - агрономия; - ветеринария; - зоотехния путем введения в учебные программы тематики по части анализа риска, отслеживания, проведения проверок на основе риска, организации системы раннего предупреждения и т.д. В школах - путем включения в учебные программы тематики, охватывающие компоненты безопасности пищевых продуктов в виде классных часов |
МСХППМ, ГИВФБ, МОН |
|
4.4.2. Проведение научных исследований в области разработки технологий производства, направленных на повышение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, осуществляют по заказу Государственных структур |
2019-2023 годы |
Выработка конкретных предложений по повышению качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также разработка соответствующих нормативных правовых актов и инструктивно-оперативных документов |
МОН, МСХППМ, ГИВФБ |
| ||
4.4.3. Организация прямого внедрения в производство результатов исследований и трансферта технологий повышающих качество продуктов питания |
2019-2023 гг. |
Акты о внедрении в производство и отчеты о результатах исследований, публикации в журналах РИНЦ, Web of Science, Scopus |
МОН, МСХППМ |
| ||
4.4.4. Организация исследования качества и безопасности продовольственных товаров и системный мониторинг с привлечением профильных вузов (КЭУ им.М.Рыскулбекова, КГТУ им.И.Раззакова, КНАУ им.К.И.Скрябина) |
2019-2023 годы |
Подготовлены отчеты о проведенных исследованиях и мониторингу качества и безопасности продовольственных товаров |
МОН, МСХППМ, ГИВФБ |
| ||
23 |
4.5. Совершенствование системы информирования |
4.5.1. Усиление работы по информированию производителей, руководителей предприятий общественного питания и других потребителей по стандартам пищевой безопасности (ХАССП, GLOBALGAP, IFC, BRC, FSSC и др.) |
IV кв. 2022 года |
Определена потребность в обучении и проведении тренингов; - составлена программа обучения, график обучения и повышения квалификации; - проведены тренинги |
МСХППМ, МЗ, МЭ, ГИВФБ, СМИ |
|
4.5.2. Оказание содействия во внедрении международных стандартов, ХАССП, включая онлайн курсы |
|
Разработаны требования к консультантам; - составлен реестр сертифицированных национальных консультантов; - проведены консультации, обучение, тренинги, семинары со стороны подготовленных консультантов и соответствующих государственных органов, при содействии доноров; - созданы онлайн курсы |
МСХППМ, МЗ, МЭ, ГИВФБ |
|||
4.5.3. Улучшение осведомленности всех заинтересованных сторон по вопросам безопасности/прослеживаемости пищевых продуктов |
Ежеквартально с III кв. 2019 года |
Разработаны и распространены информационные материалы (листовки, брошюры) по вопросам прослеживаемости через социальные сети, мероприятия (конкурсы, дебаты и др.) |
МСХППМ, МЗ, МЭ, ГИВФБ |
| ||
4.5.4. Проведение информирования населения по вопросам: - о возможных загрязнителях, безопасности продуктов питания и мерах их предотвращения; - о безопасных технологиях переработки продуктов питания в домохозяйствах (консервация, замораживание) и рисках, связанных с неправильной технологией хранения, консервирования (отравления, ботулизм и др.) |
2019-2023 гг. |
Население страны информировано о загрязнителях, безопасности продуктов питания и мерах их предотвращения; - проведены информационные мероприятия; - организован цикл передач по телевидению и радио; - проведены открытые уроки для школьников; - проведена демонстрация простых решений для безопасной переработки и хранения с/х продуктов питания в домохозяйствах |
МСХППМ, МЗ, МЭ, ГИВФБ, СМИ, ГААР, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
Направление 5: Формирование эффективной системы управления продовольственной безопасности, мониторинга и оценки программы продовольственной безопасности и питания |
| |||||
24 |
5.1. Совершенствование нормативной правовой базы продовольственной безопасности и питания (далее - ПБиП) Кыргызской Республики |
5.1.1. Анализ действующих нормативных правовых актов Кыргызской Республики и функций органов власти, бизнес-сообщества, гражданского общества на национальном и региональном уровне, включая обзор источников финансирования в сфере продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики |
IV кв. 2019 года |
Разработаны рекомендации по: - внесению изменений в нормативные правовые акты по ПБиП; - повышению роли и обязанностей государственных органов, бизнес-сообщества, гражданского общества, других заинтересованных сторон по ПБиП |
МСХППМ, МЗ, FSDS (по согласованию) |
|
5.1.2. Внесение изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О продовольственной безопасности и питании" |
II кв. 2020 года |
Улучшена система управления ПБ, повышена ответственность государственных органов и ОМСУ за решение задач по обеспечению продовольственной безопасности и улучшению питания |
Совет по ПБиП, МСХППМ, МЗ, МТСР, партнеры по развитию (по согласованию), гражданское общество (по согласованию) |
| ||
5.1.3. Разработка рекомендаций по реализации права граждан Кыргызской Республики на полноценное питание и внесение соответствующих дополнений в нормативные правовые акты с учетом пола, возраста, социального статуса |
I кв. 2020 года |
Подготовлена сравнительная таблица по анализу нормативного правового акта. Рекомендации по реализации права на питание внесены в нормативные правовые акты |
Совет по ПБиП, ВОЗ ООН (по согласованию), ФАО ООН (по согласованию), ЮНИСЕФ (по согласованию), ГАУПБиП (по согласованию) |
| ||
5.1.4. Внесение изменений в Положение о мониторинге и индикаторах продовольственной безопасности Кыргызской Республики |
II кв. 2020 года |
Повышена эффективность системы мониторинга и оценки ПБиП, которая оперативно и достоверно отражает текущее состояние и позволяет принимать своевременные решения по обеспечению продовольственной безопасности и качественного питания |
МСХППМ, МЗ, МЭ, НСК, Партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
5.1.5. Разработка рекомендаций по изменению нормативных актов, регламентирующих деятельность государственных органов власти и органов местного самоуправления для усиления роли и ответственности в обеспечении ПБиП |
II-III кв. 2020 года |
Повышена ответственность государственных органов власти и органы местного самоуправления в обеспечении ПБиП |
Совет по ПБиП, МСХППМ, ГИВФБ, МЗ, МТСР, партнеры по развитию (по согласованию) |
| ||
5.2. Улучшение действий по реализации программы продовольственной безопасности и питания на национальном и региональном уровне |
5.2.1. Мониторинг, оценка текущей ситуации и потенциальных рисков в реализации программы ПБиП |
Ежеквартально |
Результаты мониторинга и оценки рисков при реализации Программы ПБиП за период используются всеми органами власти и другими заинтересованными сторонами |
МСХППМ, ГИВФБ, МЗ, НСК (по согласованию) |
| |
5.2.2. Вовлечение в реализацию и мониторинг программы ПБиП представителей региональных органов власти, бизнес-сообщества, гражданского общества, включая НПО, представляющие интересы различных групп женщин, партнеров по развитию в регионах |
2019-2023 годы |
Разработаны и реализованы региональные планы действий по реализации программы ПБиП с использованием различных инструментов взаимодействия всех заинтересованных сторон в регионе, включая создание региональной многосекторальной платформы, ежегодным обсуждением текущей ситуации по ПБиП с вовлечением наиболее уязвимых слоев населения |
МСХППМ, МЗ, ГИВФБ, МТСР, ПППКР в областях, партнеры по развитию (по согласованию), бизнес-сообщество (по согласованию), гражданское общество (по согласованию) |
| ||
5.2.3. Повышение потенциала региональных органов власти, органы местного самоуправления, гражданского общества и бизнес-ассоциаций на местном уровне по обеспечению продовольственной безопасности и улучшению питания |
II кв. 2019 г. |
Разработаны учебные материалы и проведено обучение сотрудников органов власти, представителей гражданского общества и бизнес-ассоциаций в пилотных регионах (Нарынская, Иссык-Кульская области), учебные материалы представлены для широкого использования |
МСХППМ, МЗ, ГИВФБ, ГАУПБиП (по согласованию) |
|||
5.2.4. Координация и интеграция деятельности государственных органов со всеми заинтересованными сторонами, осуществляющими деятельность в сфере ПБиП в Кыргызской Республике |
Регулярно |
Улучшена координация и интеграция деятельности между всеми заинтересованными сторонами с использованием различных инструментов, включая расширение многосекторальной платформы РМП, ежегодный обзор текущей ситуации по ПБиП с вовлечением всех заинтересованных сторон |
Совет по ПБиП, МСХППМ, МЗ, ГИВФБ, партнеры по развитию (по согласованию), гражданское общество (по согласованию) |
| ||
5.2.5. Широкое информирование населения по вопросам ПБиП |
Регулярно |
Подготовлены информационные материалы по вопросам ПБиП для СМИ на национальном и региональном уровне |
МСХППМ, МЗ, ГИВФБ, МТСР, ППКР в областях, партнеры по развитию (по согласованию) |
|
(*) Примечание ИЦ "Токтом": Текст в оригинале отсутствует.
|
|
МАТРИЦА
индикаторов мониторинга и оценки
реализации Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской
Республике на 2019-2023 годы
№ |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Базовый год |
Промежуточные индикаторы (годовые) |
Конечные индикаторы или целевые показатели |
Ответственный орган | ||||
2017 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 | |||||
Направление 1: Улучшение наличия продовольствия для внутреннего потребления | ||||||||||
1 |
Индекс роста валового объема продукции сельского хозяйства на душу населения |
% |
103,5 |
Не менее 103,0 |
Не менее 103,0 |
Не менее 103,0 |
Не менее 103,0 |
Не менее 103,0 |
Не менее 103,0 |
МСХППМ |
2 |
Продовольственная независимость по отдельному базовому продукту продовольственной безопасности (далее - ПБ): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хлеб и хлебопродукты |
% |
60,7 |
60,0 |
59,5 |
59,0 |
58,5 |
58 |
58 |
МСХППМ |
|
Плоды и ягоды |
% |
35,9 |
35,0 |
34,0 |
33,0 |
31,0 |
29,0 |
27,0 |
МСХППМ |
|
Сахар |
% |
28,4 |
18,0 |
17,0 |
16,0 |
15,0 |
14,0 |
14,0 |
МСХППМ |
|
Масло растительное |
% |
71,7 |
71,0 |
69,0 |
67,0 |
65,0 |
3,0 |
63,0 |
МСХППМ |
|
Другие базовые продукты ПБ |
% |
Ниже 20% |
Ниже 20% |
Ниже 20% |
Ниже 20% |
Ниже 20% |
Ниже 20% |
Ниже 20% |
МСХППМ |
3 |
Достаточность производства базовых продуктов ПБ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мясо и мясопродукты |
% |
62,0 |
63 |
66,5 |
68 |
70 |
72 |
72 |
МСХППМ |
|
Плоды и ягоды |
% |
31,0 |
32,0 |
32,0 |
38,0 |
38,0 |
40,0 |
40,0 |
МСХППМ |
Яйца |
% |
45,0 |
46,0 |
47,0 |
51,0 |
52,0 |
54,0 |
54,0 |
МСХППМ | |
Сахар |
% |
64,0 |
86,0 |
87,0 |
90,0 |
94,0 |
100 |
100 |
МСХППМ | |
Масло растительное |
% |
20,0 |
20,0 |
22,0 |
24,0 |
26,0 |
28,0 |
28,0 |
МСХППМ | |
Другие базовые продукты ПБ |
% |
Выше 100% |
Выше 100% |
Выше 100% |
Выше 100% |
Выше 100% |
Выше 100% |
Выше 100% |
МСХППМ | |
5 |
Увеличение объема производства пшеницы за счет сортообновления |
тыс. тонн |
|
47,8 |
47,8 |
47,8 |
47,8 |
47,8 |
239 за период |
МСХППМ |
6 |
Ввод новых орошаемых земель |
тыс. га |
1023 |
0,430 |
3,125 |
4,550 |
6,050 |
8,180 |
1031,18 |
МСХППМ |
7 |
Улучшение мелиоративного состояния земель |
тыс. га |
87,0 |
11,3 |
14,4 |
17,5 |
19,0 |
22,3 |
64,7 |
МСХППМ |
8 |
Достаточность запасов зерна в государственном материальном резерве |
% |
Не ниже предельного порогового значения |
Не ниже предельного порогового значения |
Не ниже предельного порогового значения |
Не ниже предельного порогового значения |
Не ниже предельного порогового значения |
Не ниже предельного порогового значения |
Не ниже предельного порогового значения |
ФГМР |
Направление 2: Обеспечение доступности продовольствия для населения | ||||||||||
8 |
Суточная энергетическая ценность рациона для населения I квинтиля |
ккал |
1866 |
1944 |
1984 |
2023 |
2062 |
2101 |
2101 |
НСК |
Детей в возрасте 1-3 года |
ккал |
1286 |
1311 |
1337 |
1363 |
1600 |
1661 |
1661 | ||
9 |
Расходы на питание в общих потребительских расходах |
% |
43 |
42,5 |
42 |
41 |
40 |
39 |
39 |
НСК |
10 |
Средний уровень достаточности потребления по базовых продуктам ПБ |
|
0,74 |
0,74 |
0,75 |
0,76 |
0,78 |
0,80 |
0,80 |
НСК |
11 |
Охват школьным питанием |
кол. школ |
1146 |
1371 |
1537 |
1702 |
1867 |
2032 |
Не менее 2032 |
МОН |
Направление 3: Улучшение статуса питания населения | ||||||||||
12 |
Заболеваемость анемией среди женщин репродуктивного возраста/беременных женщин |
% |
35 |
29 |
26 |
23 |
21 |
18 |
18% |
МЗ |
13 |
Показатель низкого веса при рождении |
% |
5,9 |
5,3 |
5 |
4,7 |
4,4 |
4,4 |
Не выше 4,4 |
МЗ |
14 |
Уровень исключительно грудного вскармливания младенцев до достижения возраста 6 месяцев |
% |
41 |
54 |
60 |
65 |
70 |
70 |
Не ниже 70 |
МЗ |
|
м. |
% |
40,5 |
40,5 |
60,5 |
65,5 |
70,5 |
70 |
70 < |
|
|
д. |
% |
41,8 |
41,8 |
61,8 |
66,8 |
71,8 |
71,8 |
71,8 < |
|
15 |
Распространенность низкорослости среди детей в возрасте 6-59 мес. |
% |
13 |
13,0 |
10 |
9,8 |
9 |
9 |
Не выше 9 |
МЗ |
|
м. |
% |
13,8 |
13,8 |
11,4 |
10,6 |
9,8 |
9,8 |
< 9,8 |
|
|
д. |
% |
12 |
12,0 |
9,6 |
8,8 |
8 |
8,0 |
< 8,0 |
|
16 |
Распространенность анемии среди детей 6-59 мес. |
% |
43 |
35 |
31 |
27 |
23 |
20 |
20 |
МЗ |
|
м. |
% |
42,2 |
34,2 |
30,2 |
26,2 |
22,2 |
18,2 |
< 18,2 |
|
|
д. |
% |
43 |
35 |
31 |
27 |
23 |
19,0 |
< 19,0 |
|
Направление 4: Повышение безопасности продуктов питания | ||||||||||
17 |
Соответствие качества, калорийности и безопасности пищевых продуктов нормативным требованиям. Предельное (пороговое) значение критерия определяется требованиями соответствующих нормативов |
Нормативы по качеству |
|
Не ниже нормативов по качеству |
Не ниже нормативов по качеству |
Не ниже нормативов по качеству |
Не ниже нормативов по качеству |
Не ниже нормативов по качеству |
Не ниже нормативов по качеству |
МЭ, МЗ, МСХППМ |
18 |
Информированность производителей сельхозпродукции, пищевой продукции, предприятий общественного питания и торговых предприятия по стандартам пищевой безопасности (ХАССП, GLOBALGAP, IFC, BRC, FSSC и др.) |
% |
Не установлен |
50 |
20 |
10 |
10 |
10 |
Не менее 100% |
МЗ, МСХППМ, ГИВФБ |
19 |
Оснащенность лабораторной базой, соответствующей международным требованиям |
% |
Не установлен |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
100% |
МСХППМ, МЗ, ГИВФБ |
20 |
Число производителей внедривших ХАССП |
% |
Не установлен |
5 |
20 |
50 |
70 |
100 |
Не менее 100% производителей |
МЭ, МЗ, МСХППМ, ГИВФБ |
21 |
Информированность населения о возможных загрязнителях продуктов питания, безопасности продуктов питания и мерах предотвращения загрязнения |
% |
Не установлен |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Не менее 50% населения КР |
МСХППМ, МЗ, МЭ, ГИВФБ, СМИ, НКО |
|
|
БЮДЖЕТ
Плана мероприятий Программы
продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023
годы
тыс. сом
Задачи |
Сроки |
Потребность |
Возможность |
Финансовый разрыв | ||||||||||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
всего |
в том числе | |||||||||||
ГБ |
ПГИ и гранты |
Другие источники |
ГБ |
ПГИ и гранты |
Другие источники |
ГБ |
ПГИ и гранты |
Другие источники | ||||||||
РБ |
МБ |
РБ |
МБ |
РБ |
МБ | |||||||||||
Итого по Плану мероприятий |
2019 |
3139482,5 |
453354,7 |
0,0* |
2595765,0 |
90362,8 |
3126947,1 |
453354,7 |
0,0* |
2595765,0 |
77827,4 |
-12535,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-12535,4 |
2020 |
4119495,9 |
451047,1 |
0,0* |
3446293,5 |
222155,3 |
4068414,9 |
451047,1 |
0,0* |
3446293,5 |
171074,3 |
-51081,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-51081,0 | |
2021 |
3717886,9 |
446412,8 |
0,0* |
3028171,5 |
243302,7 |
3611296,3 |
446412,8 |
0,0* |
3028171,5 |
136712,0 |
-106590,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-106590,6 | |
2022 |
811464,5 |
442591,4 |
0,0* |
0,0 |
368873,1 |
583242,5 |
442591,4 |
0,0* |
0,0 |
140651,1 |
-228222,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-228222,0 | |
2023 |
779205,3 |
442206,0 |
0,0* |
0,0 |
336999,2 |
549984,6 |
442206,0 |
0,0* |
0,0 |
107778,6 |
-229220,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-229220,6 | |
Всего |
12567535,1 |
2235612,0 |
0,0* |
9070230,0 |
1261693,1 |
11939885,4 |
2235612,0 |
0,0* |
9070230,0 |
634043,4 |
-627649,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-627649,7 | |
Направление 1: Улучшение наличия продовольствия для потребления населения | ||||||||||||||||
Приоритет 1. Стимулирование и поддержка отечественного сельскохозяйственного производства базовых продуктов питания |
2019 |
991576,3 |
4128,5 |
0,0* |
985522,8 |
1925,0 |
989651,3 |
4128,5 |
0,0* |
985522,8 |
0,0 |
-1925,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-1925,0 |
2020 |
1872176,3 |
2904,1 |
0,0* |
1869272,2 |
0,0 |
1872176,3 |
2904,1 |
0,0* |
1869272,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2021 |
1707197,7 |
1936,4 |
0,0* |
1705261,2 |
0,0 |
1707197,7 |
1936,4 |
0,0* |
1705261,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2022 |
1936,4 |
1936,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
1936,4 |
1936,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2023 |
1936,4 |
1936,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
1936,4 |
1936,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Приоритет 2. Улучшение управления государственными резервами продуктов питания, повышение устойчивости внутреннего рынка продуктов питания |
2019 |
1152?6 |
932,6 |
0,0 |
0,0 |
220,0 |
932,6 |
932,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-220,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-220,0 |
2020 |
336,0 |
33630 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
336,0 |
336,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2021 |
336,0 |
336,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
336,0 |
336,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2022 |
336,0 |
336,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
336,0 |
336,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2023 |
336,0 |
336,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
336,0 |
336,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Всего по направлению I. Увеличение продовольствия для внутреннего потребления |
2019 |
992729,0 |
5061,1 |
0,0* |
985522,8 |
2145,0 |
990584,0 |
5061,1 |
0,0* |
985522,8 |
0,0 |
-2145,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-2145,0 |
2020 |
1872512,2 |
3240,0 |
0,0* |
1869272,2 |
0,0 |
1872512,2 |
3240,0 |
0,0* |
1869272,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2021 |
1707533,7 |
2272,4 |
0,0* |
1705261,2 |
0,0 |
1707533,7 |
2272,4 |
0,0* |
1705261,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2022 |
2272,4 |
2272,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
2272,4 |
2272,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
2023 |
2272,4 |
2272,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
2272,4 |
2272,4 |
0,0* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Всего |
4577319,7 |
15118,4 |
0,0* |
4560056,3 |
2145,0 |
4575174,7 |
15118,4 |
0,0* |
4560056,3 |
0,0 |
-2145,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-2145,0 | |
Направление 2: Обеспечение доступности продовольствия для населения | ||||||||||||||||
Приоритет 1 Улучшение доступности продовольствия для населения с фокусом на социально-уязвимые слои |
2019 |
484744,7 |
437817,5 |
0,0* |
0,0 |
46927,3 |
484744,7 |
437817,5 |
0,0* |
0,0 |
46927,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
2020 |
484962,3 |
440759,9 |
0,0* |
0,0 |
44202,4 |
483359,9 |
440759,9 |
0,0* |
0,0 |
42600,0 |
-1602,4 |
0,0 |
0,0 |
|
-1602,4 | |
2021 |
468066,9 |
437466,9 |
0,0* |
0,0 |
30600,0 |
466716,9 |
437466,9 |
0,0* |
0,0 |
29250,0 |
-1350,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-1350,0 | |
2022 |
465511,5 |
436261,5 |
0,0* |
0,0 |
29250,0 |
465511,5 |
436261,5 |
0,0* |
0,0 |
29250,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
2023 |
435658,1 |
435658,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
435658,1 |
435658,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
Приоритет 2. Формирование системы по обеспечению продовольственной помощи населению в условиях продовольственных шоков |
2019 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
2020 |
2317,4 |
1191,2 |
0,0 |
0,0 |
1126,2 |
1191,2 |
1191,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-1126,2 |
0,0 |
0,0 |
|
-1126,2 | |
2021 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
2022 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
2023 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
Всего по направлению II. Обеспечение доступности продовольствия для населения |
2019 |
484744,7 |
437817,5 |
0,0* |
0,0 |
46927,3 |
484744,7 |
437817,5 |
0,0* |
0,0 |
46927,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
2020 |
487279,7 |
441951,2 |
0,0* |
0,0 |
45328,6 |
484551,2 |
441951,2 |
0,0* |
0,0 |
42600,0 |
2728,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-2728,6 | |
2021 |
468066,9 |
437466,9 |
0,0* |
0,0 |
30600,0 |
466716,9 |
437466,9 |
0,0* |
0,0 |
29250,0 |
-1350,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-1350,0 | |
2022 |
465511,5 |
436261,5 |
0,0* |
0,0 |
29250,0 |
465511,5 |
436261,5 |
0,0* |
0,0 |
29250,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
2023 |
435658,1 |
435658,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
435658,1 |
435658,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
Всего |
2341260,9 |
2189155,1 |
0,0* |
0,0 |
152105,8 |
2337182,3 |
2189155,1 |
0,0* |
0,0 |
148027,3 |
-4078,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-4078,6 | |
Направление 3: Улучшение статуса питания населения | ||||||||||||||||
Приоритет 1. Расширение и поддержка благоприятных политических условий для улучшения питания |
2019 |
13000,2 |
2142,7 |
0,0 |
0,0 |
10857,5 |
12546,2 |
2142,7 |
0,0 |
0,0 |
10403,6 |
-453,9 |
0,0 |
0,0 |
|
-453,9 |
2020 |
11934,6 |
1830,2 |
0,0 |
0,0 |
10104,4 |
11714,6 |
1830,2 |
0,0 |
0,0 |
9884,4 |
-220,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-220,0 | |
2021 |
3866,2 |
1659,1 |
0,0 |
0,0 |
2207,1 |
3446,4 |
1659,1 |
0,0 |
0,0 |
1787,3 |
-419,8 |
0,0 |
0,0 |
|
-419,8 | |
2022 |
1061,5 |
365,6 |
0,0 |
0,0 |
695,8 |
365,6 |
365,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-695,8 |
0,0 |
0,0 |
|
-695,8 | |
2023 |
1061,5 |
365,6 |
0,0 |
0,0 |
695,8 |
365,6 |
365,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-695,8 |
0,0 |
0,0 |
|
-695,8 | |
Приоритет 2. Повышение качества и охвата специфическими мерами по питанию |
2019 |
1630077,7 |
1288,6 |
0,0 |
1606991,8 |
21797,4 |
1624471,9 |
1288,6 |
0,0 |
1606991,8 |
16191,6 |
-5605,8 |
0,0 |
0,0 |
|
-5605,8 |
2020 |
1723385,0 |
1089,5 |
0,0 |
1577021,3 |
145274,2 |
1693454,6 |
1089,5 |
0,0 |
1577021,3 |
115343,8 |
-29930,4 |
0,0 |
0,0 |
|
-29930,4 | |
2021 |
1501358,6 |
1040,4 |
0,0 |
1322910,2 |
177408,0 |
1429625,4 |
1040,4 |
0,0 |
1322910,2 |
105674,8 |
-71733,2 |
0,0 |
0,0 |
|
-71733,2 | |
2022 |
339071,6 |
1360,9 |
0,0 |
0,0 |
337710,8 |
112762,0 |
1360,9 |
0,0 |
0,0 |
111401,1 |
-226309,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-226309,6 | |
2023 |
336002,5 |
1040,4 |
0,0 |
0,0 |
334962,1 |
108819,0 |
1040,4 |
0,0 |
0,0 |
107778,6 |
-227183,5 |
0,0 |
0,0 |
|
-227183,5 | |
Приоритет 3. Усиление кадрового потенциала и формирование у населения устойчивого спроса на здоровые продукты питания |
2019 |
3203,2 |
1472,2 |
0,0 |
0,0 |
1731,1 |
1610,2 |
1472,2 |
0,0 |
0,0 |
138,0 |
-1593,1 |
0,0 |
0,0 |
|
-1593,1 |
2020 |
1953,7 |
401,2 |
0,0 |
0,0 |
1552,5 |
401,2 |
401,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-1552,5 |
0,0 |
0,0 |
|
-1552,5 | |
2021 |
190,4 |
190,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
190,4 |
190,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
2022 |
190,4 |
190,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
190,4 |
190,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
2023 |
190,4 |
190,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
190,4 |
190,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 | |
Всего по направлению III. Улучшение статуса питания населения |
2019 |
1646281,1 |
4903,4 |
0,0 |
1606991,8 |
34385,9 |
1638628,3 |
4903,4 |
0,0 |
1606991,8 |
26733,1 |
-7652,8 |
0,0 |
0,0 |
|
-7652,8 |
2020 |
1737273,3 |
3320,9 |
0,0 |
1577021,3 |
156931,1 |
1705570,4 |
3320,9 |
0,0 |
1577021,3 |
125228,2 |
-31702,9 |
0,0 |
0,0 |
|
-31702,9 | |
2021 |
1505415,2 |
2889,9 |
0,0 |
1322910,2 |
179615,1 |
1433262,2 |
2889,9 |
0,0 |
1322910,2 |
107462,0 |
-72153,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-72153,0 | |
2022 |
340323,5 |
1916,9 |
0,0 |
0,0 |
338406,6 |
113318,0 |
1916,9 |
0,0 |
0,0 |
111401,1 |
-227005,5 |
0,0 |
0,0 |
|
-227005,5 | |
2023 |
337254,3 |
1596,4 |
0,0 |
0,0 |
335657,9 |
109375,0 |
1596,4 |
0,0 |
0,0 |
107778,6 |
-227879,3 |
0,0 |
0,0 |
|
-227879,3 | |
Всего |
5566547,4 |
14627,5 |
0,0 |
4506923,3 |
1044996,7 |
5000153,8 |
14627,5 |
0,0 |
4506923,3 |
478603,1 |
-566393,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-566393,6 | |
Направление 4: Повышение безопасности продуктов питания | ||||||||||||||||
Приоритет 1. Обеспечение пищевой безопасности на всех этапах производственно-сбытовой цепи |
2019 |
2470,1 |
1762,5 |
0,0 |
0,0 |
707,6 |
1762,5 |
1762,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-707,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-707,6 |
2020 |
15402,7 |
375,1 |
0,0 |
0,0 |
15027,6 |
375,1 |
375,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-15027,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-15027,6 | |
2021 |
34221,5 |
2035,2 |
0,0 |
0,0 |
32186,3 |
2035,2 |
2035,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-32186,3 |
0,0 |
0,0 |
|
-32186,3 | |
2022 |
549,8 |
392,2 |
0,0 |
0,0 |
157,6 |
392,2 |
392,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-157,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-157,6 | |
2023 |
1370,8 |
930,8 |
0,0 |
0,0 |
440,0 |
930,8 |
930,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-440,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-440,0 | |
Приоритет 2. Информирование всех участников производственно-сбытовой цепи и населения, развитие образования/обучения и науки по пищевой безопасности |
2019 |
1712,1 |
1062,1 |
0,0 |
0,0 |
650,0 |
1062,1 |
1062,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-650,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-650,0 |
2020 |
362,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
262,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-100,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-100,0 | |
2021 |
362,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
262,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-100,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-100,0 | |
2022 |
362,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
262,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-100,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-100,0 | |
2023 |
362,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
262,3 |
262,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-100,0 |
0,0 |
0,0 |
|
-100,0 | |
Всего по направлению IV. Повышение безопасности продуктов питания |
2019 |
4182,2 |
2824,6 |
0,0 |
0,0 |
1357,6 |
2824,6 |
2824,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-1357,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-1357,6 |
2020 |
15765,0 |
637,4 |
0,0 |
0,0 |
15127,6 |
637,4 |
637,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-15127,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-15127,6 | |
2021 |
34583,8 |
2297,5 |
0,0 |
0,0 |
32286,3 |
2297,5 |
2297,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-32286,3 |
0,0 |
0,0 |
|
-32286,3 | |
2022 |
912,1 |
654,5 |
0,0 |
0,0 |
257,6 |
654,5 |
654,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-257,6 |
0,0 |
0,0 |
|
-257,6 | |
2023 |
1733,1 |
1193,1 |
0,0 |
0,0 |
540,0 |
1193,1 |
1193,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-540,0 |
0,0 |