Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Приложение 1

 

 

постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 27 июня 2019 года № 320)

ПРОГРАММА
продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы

1. Введение

Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и продовольственной независимости. Закон Кыргызской Республики "О продовольственной безопасности" устанавливает основные направления в области обеспечения продовольственной безопасности Кыргызской Республики.

Ранее вопросы продовольственной безопасности и питания были отражены и реализованы в рамках Программы продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики на 2015-2017 годы и Плана мероприятий по ее реализации, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 сентября 2015 года № 618.

По итогам оценки указанная Программа (всего было заложено 177 мероприятий) была выполнена на 98,9%, оставшиеся 1,12% не были выполнены из-за ограниченности финансовых средств.

В связи с чем, часть невыполненных мероприятий, предусмотренных вышеуказанной Программой, включены в настоящую Программу.

С учетом высокой приоритетности вопросов продовольственной безопасности и питания, Советом продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики принято решение о разработке Программы продовольственной безопасности и питания на 2019-2023 годы (далее - Программа).

Настоящая Программа учитывает цели Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, и Плана действий Правительства Кыргызской Республики на 2019 год по исполнению Плана Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы по реализации программы деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI(1), утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 марта 2019 года № 141, и непосредственно направлена на выполнение положений по обеспечению продовольственной безопасности и качественного питания.

Также, в рамках принятых на себя обязательств по адаптации, реализации и мониторингу Целей устойчивого развития (далее - ЦУР) до 2030 года в Кыргызской Республике, предусмотренных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и ответственности за достижение ее 17-ти целей, включая ЦУР 2 "Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшения питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства", в Программу включены соответствующие задачи и индикаторы ЦУР.

Настоящая Программа определяет требования и ограничения, которые должны быть интегрированы в программы развития отраслей здравоохранения, образования, экономического и социального секторов. Результаты деятельности отраслевых программ в части обеспечения продовольственной безопасности должны рассматриваться как важнейшая часть проводимой Правительством Кыргызской Республики политики обеспечения безопасности здоровья и качества питания.

1.2. Оценка текущей ситуации продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике

Оценка состояния продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике (далее - ПБиП) на сегодняшний день показывает следующее.

1. Степень удовлетворения минимальных потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики (далее - НСК)(1) в 2017 году среднесуточная энергетическая ценность питания была выше минимальной нормы (2101 ккал) только у населения двух наиболее обеспеченных по уровню доходов квинтильных групп. Среднее потребление белков и жиров выше минимальной нормы наблюдалось у населения только пятой квинтильной группы. Питание выше установленного уровня по всем трем оцениваемым показателям получает только население из пятой, самой обеспеченной квинтильной группы (1 млн. 249 тыс. человек).

Необходимо отметить, что с 2014 по 2017 годы показатели потребления среднесуточной энергетической ценности питания не менялись.

По регионам наиболее неблагополучная ситуация сложилась в Чуйской области, городе Бишкек и городе Ош (2,2 млн. человек). По возрастным группам неблагополучная ситуация с питанием сложилась у детей в возрасте 1-3 года (423 тыс. человек), среди которых средний уровень килокалорий ниже минимального на 23%, белков - на 45% и жиров - на 40%.

2. Базовыми продуктами для оценки уровня продовольственной безопасности в соответствии с Положением о мониторинге и индикаторах продовольственной безопасности Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 марта 2009 года № 138, определены хлеб и хлебопродукты, картофель, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, сахар, масло растительное, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, яйца.

3. Обеспеченность рациона человека оценивается отношением фактического потребления базовых продуктов к норме потребления. По данному показателю обеспеченность является недостаточной по мясу и мясопродуктам (62,8%), плодам и ягодам (21,6%), по яйцам (47,1%), по сахару (89,2%). По остальным базовым продуктам (картофель, овощи и бахчевые, молоко и молочные продукты) обеспеченность является достаточной.

4. Объем стратегических и оперативных продовольственных запасов в соответствии с нормативными потребностями определяется достаточностью запасов зерна в государственном материальном резерве. Нормы объема и номенклатура продукции на хранении регулируется Фондом государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики.

5. Экономическая доступность продуктов питания определяется как доля совокупных расходов на питание в общих совокупных расходах домохозяйства и в 2017 году она составила 43%. При этом наблюдается динамика снижения по сравнению с 2012 годом, когда этот показатель составлял 49%. Данный показатель колеблется от 51,0% для первой квинтильной группы, до 37,0% - в пятой (в среднем по стране 42,9%)(2).

6. Показатель дифференциации расходов на питание по социальным группам (соотношение стоимости питания между пятой и первой квинтильными группами) в 2017 году составил 2,05. При этом данный показатель в период с 2012 по 2017 год незначительно увеличивался, с 1,92 (в 2013 году) до 2,08 (в 2016 году).

За 2012-2017 годы в экономике Кыргызской Республики наблюдался ряд положительных тенденций по улучшению доступа населения к продуктам питания: преодоление уровня крайней бедности; снижение уровня безработицы с 8,4% до 6,9%; сокращение уровня общей бедности с 38% до 25,6%; экономический рост, в среднем 4% в год; рост реальных денежных доходов населения более чем на 20% и рост их покупательной способности; стабилизация инфляции, в том числе продуктовой, среднее значение которой составило 2,6%; рост на 70% реального размера ежемесячного пособия малообеспеченным семьям с детьми.

В настоящее время среднедушевые расходы домашних хозяйств на питание ниже установленных минимальных нормативов. Слабая покупательная способность населения не обеспечивает достаточный экономический доступ большей части населения к качественному питанию.

Недостаточно учитываются потребности детей, молодежи и женщин.

7. Продовольственная независимость по отдельному продукту определяется как соотношение между объемом импорта отдельного продукта в натуральном выражении и емкостью его внутреннего рынка. В 2017 году пороговый показатель (20%) был превышен по хлебу и хлебопродуктам (60,7%), маслу растительному (71,7%), сахару (33%), плодам и ягодам (35,9%).

8. Оценка соответствия пищевых продуктов отечественного и импортного производства по показателям безопасности производится по соответствию фактических данных требованиям технических регламентов, действующих в Кыргызской Республике. Лабораторный потенциал для оценки и подтверждения соответствия продукции недостаточен для удовлетворения существующей потребности. Для повышения осведомленности производителей необходимо оказать содействие во внедрении системы анализа рисков и контрольных критических точек (ХАССП) со стороны подготовленных консультантов.

По состоянию на апрель 2019 года, в Единый реестр аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕАЭС (далее - Единый реестр ЕАЭС) внесены и действуют 14 органов сертификации и 34 испытательных лаборатории Кыргызской Республики, аккредитованных в соответствии с международными стандартами ИСО/МЭК 17065 и ИСО/МЭК 17025, соответственно.

Чтобы подтверждение качества отечественных товаров не становилось техническим барьером в торговле, страна должна добиваться международного признания национальной системы качества.

9. При реализации мер по достижению ПБиП наблюдается недостаточная координация между ведомствами, слабая роль региональных органов власти и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), интеграция деятельности с партнерами по развитию, вовлечение бизнес-сообщества, гражданского общества.

2. Основные вызовы и проблемы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике

Продовольственная безопасность и питание в Кыргызской Республике обеспечивается наличием и доступностью достаточного количества продовольствия, качеством и безопасностью продуктов питания для всех групп населения.

2.1. Основные проблемы обеспечения наличия базовых продуктов продовольственной безопасности (далее - ПБ) в Кыргызской Республике:

1. Темпы роста сельского хозяйства в Кыргызской Республике ниже, чем темпы роста всей экономики при сравнительно высоких темпах роста населения. За период 2012-2017 годов вся экономика выросла на 30,8%, а прирост сельскохозяйственного производства составил 13,9% (в реальных ценах). Динамика роста населения в стране требует большего темпа роста сельхозпроизводства базовых продуктов питания и большей производительности.

Развитие сельскохозяйственного сектора и повышение уровня жизни сельского населения зависит от того, в какой равной степени все участники, включая женщин (фермеры, предприниматели, получатели услуг), получат поддержку в реализации своего потенциала.

2. В Кыргызской Республике не достигнута продовольственная независимость по сахару и кондитерским изделиям, растительному маслу, плодам и ягодам, хлебу и хлебопродуктам.

3. В целом в Кыргызской Республике имеют место недостаточное потребление мяса и мясопродуктов, плодов и ягод, яиц, сахара.

4. Низкая конкурентоспособность и продуктивность сельскохозяйственного производства вследствие мелкотоварности, слабой распространенности эффективных форм производственной интеграции сельских товаропроизводителей (кооперативы, кластеры) являются одной из причин недостаточного производства базовых продуктов ПБ.

5. Использование ключевых для сельскохозяйственного производства природных ресурсов нуждается в стабилизации и постоянном улучшении для обеспечения устойчивости. В 2016 году общая площадь пашни составила 1205,3 тыс. га (6% общей площади всей территории). За период 2003-2016 годов изменение наличия пашни на одного постоянного жителя снизилось с 0,25 га до 0,2 га, в том числе орошаемой пашни - с 0,16 до 0,13 га. По данным кадастра мелиоративного состояния земель (2016 года) в хорошем состоянии находилось 85% пашни, в удовлетворительном - 6%, в неудовлетворительном - 9%(3).

Общий объем потребляемых водных ресурсов в республике составляет в пределах 10-12 млрд. куб. метров в год. Потери воды при транспортировке от источника до потребителя достигают 1,7-2,3 млрд. куб. метров.

2.2. Основными проблемами доступности продуктов питания для населения Кыргызской Республики являются:

1. Среди населения трудоспособного возраста растет доля экономически неактивного населения (с 29,1% в 2012 году до 32,9% в 2017 году). Неактивное население состоит из студентов и учащихся очной формы обучения, пенсионеров и лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, большинство из которых - женщины репродуктивного возраста из категории неоплачиваемых семейных работников.

Занятые в сельской местности женщины чаще задействованы в мелкомасштабной переработке сельхозпродукции, а также в выращивании фруктов и овощей на мелких приусадебных участках. Фокусная поддержка занятости и самозанятости женщин будет способствовать росту сельскохозяйственного производства и созданию рабочих мест, как для самих занятых, так и для других женщин и мужчин.

2. Действующая система социальных пособий для малообеспеченных семей с детьми имеет ряд существенных недостатков, которые проявляются в том, что некоторые семьи являются получателями пособий по 10 и более лет, в то время как они обладают значительным трудовым потенциалом и способны самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания.

3. Доля доходов населения за счет личных подсобных хозяйств составляет 13%. Низкая реальная заработная плата по отдельным видам экономической деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, образование и др.), неконтролируемая и нерегулируемая трудовая миграция населения, недостаточная эффективность системы социальной защиты и социального страхования, в свою очередь, ограничивают доступ населения к продуктам питания. Большая часть населения первой квинтильной группы, наиболее сильно страдающая от низкокалорийного и несбалансированного питания, это лица с ограниченными возможностями здоровья (далее - ЛОВЗ), семьи, потерявшие кормильца, многодетные семьи, сельское безземельное население.

4. Нерешенные проблемы в части организации рационального питания, предоставляемого школьникам, легализации лучших практик использования продуктов с пришкольных садов и огородов, вклада общественности, мониторинга, оценки и регулирования, а также контроля за качеством питания.

5. Отсутствие современной складской и логистической инфраструктуры, согласованных механизмов и четких алгоритмов проведения мероприятий в случае продовольственных шоков, влекущих ограничение доступа к базовым продуктам питания вследствие роста цен на них, обуславливают риски непрогнозируемого увеличения доли уязвимого населения.

6. Высокая волатильность цен на продукты питания, обусловленная ростом себестоимости сельскохозяйственной продукции, низким урожаем в стране или в мире, ограничением или прекращением импорта продовольствия со стороны экспортеров, может значительно ухудшить доступ населения к продуктам питания.

2.3. Основными проблемами в улучшении качества питания являются:

1. Высокий уровень распространенности среди населения железодефицитной анемии (37,8% беременных и 34,2% женщины детородного возраста (далее - ЖДВ), 42,6% детей), скрытого дефицита железа (41% женщин), дефицита фолатов (42% небеременных женщин), йододефицитных заболеваний (61,6% беременных женщин и 43,1% детей школьного возраста), избыточной массы тела и ожирения (35,7% женщин и 9% детей первых 5-ти лет жизни), недостаточной массы тела (7,3% женщин и 18% девочек 15-19 лет).

2. У 13% детей в возрасте до 5-ти лет (в том числе, 13,8% мальчиков и 12% девочек, 11,8% городских и 13,4% сельских детей) отмечалась задержка роста.

3. В питании населения страны наблюдается высокое содержание трансгенных жирных кислот (далее - ТЖК). По данным совместного выборочного исследования Министерства здравоохранения Кыргызской Республики и Всемирной Организацией Здравоохранения (далее - ВОЗ) (2016 год), за счет одной усредненной порции еды из сети общественного питания жители страны получают от 70,8%-170,4% ТЖК и 82,9%-99,0% - соли от рекомендуемого максимального ежесуточной нормы потребления.

4. При осуществлении прямых вмешательств по питанию нет приверженности на политическом уровне к продвижению саплементации препаратов железа с фолиевой кислотой для беременных женщин, терапевтического питания для детей с тяжелым истощением, закупке полимикронутриентных добавок для обогащения домашней пищи детей в возрасте 6-24 месяцев.

5. Недостаточная информированность о принципах здорового питания, последствиях недостаточного или избыточного питания, вредных компонентах пищи оказывает существенное влияние на нарушение питания. Обучение вопросам питания не признано приоритетной задачей в образовательных организациях немедицинского профиля (школа, вуз, суз).

6. После вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) многие технические регламенты (далее - ТР) о безопасности продуктов питания потеряли актуальность (например, ТР о безопасности обогащенной муки, продуктов детского питания, йодированной соли), и с 12 августа 2017 года вступил в силу ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов". Однако, запрещение ввоза необогащенной муки, регламентированное Законом Кыргызской Республики "Об обогащении муки хлебопекарной", является незаконным согласно требованиям положений ЕАЭС и ВТО о свободном передвижении товаров. Необходимо также актуализировать разработанные стандарты на обогащенную муку.

7. Проблемы в области обеспечения чистой питьевой водой и водоотведения населенных пунктов остается значимой угрозой в обеспечении качественным питанием из-за микробного и химического загрязнения водопроводной воды.

2.4. Основными проблемами в обеспечении безопасности продуктов питания являются следующие:

1. Большая часть производителей в Кыргызской Республике недостаточно осведомлена о требованиях технических регламентов ЕАЭС, в том числе и по безопасности пищевых продуктов, о системе ХАССП, стандарте ИСО 22000:2005, "Кодексе Алиментариус" и других международных стандартах.

2. Система контроля безопасности пищевых продуктов по принципу обеспечения безопасности на всех этапах производственно-сбытовой продовольственной цепи требует совершенствования.

3. Отсутствуют инструменты выявления и утилизации фальсифицированной и нелегальной продукции импортного и внутреннего производства.

4. Недостаточно квалифицированных кадров, имеющих знания по международным стандартам управления безопасностью пищевых продуктов.

2.5. Проблемы управления вопросами ПБиП:

1. Необходимо совершенствование Закона Кыргызской Республики "О продовольственной безопасности", регулирующего вопросы ПБиП, направленные на улучшение управлением ПБ в Кыргызской Республике, внесение изменений в Положение о мониторинге и индикаторах ПБ для повышения эффективности системы мониторинга и оценки. Существующая система индикаторов оценки ПБ недостаточно полно отражает фактическую ситуацию в ПБиП.

2. Обеспечение ПБ является межсекторальной задачей, в решении которой должны принимать участие все органы власти на национальном и местном уровне, напрямую или косвенно решающие вопросы здоровья и качества питания, вопросы социальной поддержки уязвимых слоев, связанные с обеспечением доступности продовольствия, вопросы обеспечения безопасности продуктов питания, достаточности и стабильности сельскохозяйственного производства для внутреннего рынка, а также своевременного и полного финансирования Программы продовольственной безопасности.

3. Решение вопросов ПБиП требует эффективного взаимодействия, высокого уровня координации и интеграции деятельности государственных органов власти и всех заинтересованных сторон на местном и региональном уровне, включая донорские проекты и программы развития, гражданское общество.

4. Необходимо учитывать обязательства Кыргызстана, связанные с членством страны в ЕАЭС, международными договорами, а также обязательствами по достижению ЦУР. В перспективе участие Кыргызской Республики в ЕАЭС должно понизить уровень рисков для ПБиП в период продовольственных кризисов. Также важно защищать внутренний продовольственный рынок в рамках нормативных актов, принятых в ЕАЭС.

5. Недостаточная информационно-образовательная деятельность, направленная на все слои населения страны, отсутствие научно-исследовательской работы, необходимой для повышения эффективности мероприятий по обеспечению ПБиП в Кыргызской Республике.

3. Стратегическая цель и направления политики обеспечения продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике

Стратегической целью продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики является качественное улучшение питания населения через стабильное обеспечение наличия, доступности и требований безопасности продуктов питания.

Ключевыми направлениями политики достижения стратегической цели являются:

1. Улучшение наличия продовольствия для потребления населения.

2. Обеспечение доступности продовольствия для населения.

3. Улучшение статуса питания населения.

4. Повышение безопасности продуктов питания.

5. Формирование эффективной системы управления, мониторинга и оценки Программы ПБиП.

Степень достижения целей к 2023 году определяется системой индикаторов, указанных в Матрице индикаторов мониторинга и оценки реализации.

4. Политика и меры в направлении "Улучшение наличия продовольствия для потребления населением"

Цель в направлении. Рост объемов и повышение стабильности отечественного производства базовых продуктов питания, повышение устойчивости поставок продовольствия на внутренний рынок.

Реализация мер по достижению цели будет осуществляться в рамках следующих приоритетов:

- стимулирование и поддержка отечественного производства базовых продуктов питания;

- улучшение управления государственными резервами продуктов питания, повышение устойчивости внутреннего рынка продуктов питания.

4.1. Задачи и меры.

Приоритет 1. Стимулирование и поддержка отечественного производства базовых продуктов питания.

Задача 1.1. Стимулирование роста производства базовых продуктов питания.

Для анализа текущего состояния и определения необходимых мер по производству базовых продуктов питания ежегодно будут разработаны рекомендации, основанные на прогнозе баланса внутреннего рынка по базовым продуктам питания, который учитывает основные факторы влияния, а также данных мониторинга и прогнозирования будущего урожая в Кыргызстане.

Будет проведено стимулирование сельскохозяйственного производства базовых продуктов питания, внутреннее производство которых является недостаточным (хлеб и хлебопродукты, плоды и ягоды, сахар, масло растительное, яйца) с использованием существующих инструментов финансирования сельского хозяйства, включая льготное кредитование.

Для увеличения объема производства плодов и ягод будет разработана и реализована ведомственная целевая программа, направленная на создание условий для развития садоводства.

Улучшение обеспеченностью семенами, развитие перерабатывающих предприятий, использование новых орошаемых земель позволит улучшить внутреннее производство базовых продуктов ПБ.

Создание механизмов перемещения базовых продуктов питания ПБ из регионов с избыточным производством в регионы с недостаточным производством позволит улучшить обеспеченность базовыми продуктами ПБ в регионах страны.

Задача 1.2. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Повышение эффективности использования пастбищ и водных ресурсов требует улучшения механизмов управления использования этими ресурсами и улучшения доступа к этим ресурсам для всех групп населения, включая социально уязвимые группы общества.

Интенсификация производства путем обновления племенного состава товарного стада в животноводстве и птицеводстве, применения фермерами качественных семян являются фактором роста устойчивости сельского хозяйства.

Поддержку сельских товаропроизводителей необходимо связать с мерами по объединению их в различные формы интеграции для роста потенциала и экономической эффективности. Должна быть поддержана кооперация небольших фермерских хозяйств для решения проблем роста их доходности и улучшения питания членов семей.

Приоритет 2. Улучшение управления государственными резервами продуктов питания, повышение устойчивости внутреннего рынка продуктов питания.

Задача 1.3. Повышение качества мониторинга запасов продовольствия.

Будет проведена оценка возможности и даны рекомендации по расширению номенклатуры продуктов питания, хранящихся в системе государственного материального резерва.

Задача 1.4. Обеспечение устойчивости внешней торговли для долгосрочного снабжения продуктами питания внутреннего продовольственного рынка.

Политика обеспечения сбалансированности внешней торговли продуктами питания должна учитывать фактор участия Кыргызской Республики в ЕАЭС и возможности импорта необходимых продуктов из других стран, что должно сократить риски обеспечения наличия продовольствия вне зависимости от урожайности, экономических, политических и иных внутренних факторов.

5. Политика и меры в направлении "Обеспечение доступности продовольствия для населения"

Цель в направлении. Создание социально-экономических условий для обеспечения стабильного экономического и физического доступа населения к продуктам питания в соответствии с нормами, установленными в Кыргызской Республике.

Реализация мер по достижению цели будет осуществляться в рамках следующих приоритетов:

- улучшение доступности продовольствия для населения с фокусом на социально уязвимые слои;

- формирование системы обеспечения продовольственной помощи населению, в условиях продовольственных шоков.

5.1. Задачи и меры.

Приоритет 1. Улучшение доступности продовольствия для населения с фокусом на социально уязвимые слои.

Задача 2.1. Обеспечение гарантированного доступа уязвимых слоев населения к продуктам питания.

При решении задачи особое внимание будет уделено осуществлению мер, направленных на обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих возможности ведения доходоприносящей деятельности, покупки или производства продуктов питания.

Задача 2.2. Стимулирование малоимущих семей к доходной самозанятости/самообеспечению продуктами питания.

На основе анализа результатов деятельности программ, пилотируемых партнерами по развитию, будет разработана система мер по оказанию комплексной социальной помощи малоимущим семьям.

Задача 2.3. Совершенствование школьного питания.

Будет улучшена система школьного питания, включающая в себя изменение стандартов школьного питания, использование эффективных механизмов форм организации питания с использованием государственно-частного партнерства.

Приоритет 2. Формирование системы по обеспечению продовольственной помощи населению в условиях продовольственных шоков.

Задача 2.4. Разработка концептуальных механизмов обеспечения продовольственной помощи населению в условиях продовольственных шоков.

Для преодоления такого рода рисков будет проведен анализ и разработаны концептуальные механизмы обеспечения продовольственной помощи населению в периоды продовольственных шоков.

Задача 2.5. Совершенствование государственного регулирования внутренних цен на продукты питания.

Будет разработан комплекс мер государственного регулирования, направленного на стабилизацию цен, который будет применяться в случае возникновения угрозы значительного роста цен на продукты питания, что позволит сохранить доступ населения к продовольствию.

6. Политика и меры в направлении "Улучшение статуса питания населения"

Цель в направлении. Обеспечить право каждого человека на здоровое питание на всех этапах его жизненного цикла и научно обоснованную информацию о питании для улучшения знаний о здоровом питании и пищевого поведения (практики).

Реализация мер по достижению цели будет осуществляться в рамках следующих приоритетов:

- расширение и поддержка благоприятных политических условий для улучшения питания;

- повышение качества и охвата специфическими мерами по питанию;

- усиление кадрового потенциала и формирование у населения устойчивого спроса на здоровые продукты питания.

6.1. Задачи и меры.

Приоритет 1. Расширение и поддержка благоприятных политических условий для улучшения питания.

Задача 3.1. Создание руководящих принципов правильного питания на основе имеющихся продуктов и устойчивого развития.

Для эффективной координации усилий всех заинтересованных сторон следует разработать руководящие принципы с учетом фактически доступных в стране продуктов питания.

Для лучшего понимания текущей ситуации доступа к питанию в семье, а также воздействия неравноправия на питание необходимы более углубленные исследования с фокусом на сбор фактологических данных и изучение поведенческих установок и практик для оценки доступа членов домохозяйств к качественному и адекватному продовольствию, с разбивкой по полу, возрасту, социально-экономическому статусу и статусу в семье. Такие данные послужат основой для разработки адекватных мер политики и последующей оценки потенциальной эффективности различных типов программ или механизмов адресности в конкретных контекстах.

Задача 3.2. Улучшение качества питания через реализацию пилотных проектов.

В рамках данной задачи пилотные мероприятия будут направлены на проведение функционального анализа в области обеспечения продовольственной безопасности и улучшения питания, разработку регионального плана реализации программы ПБиП, успешный опыт которого будет предоставлен для широкого использования в других регионах.

Задача 3.3. Совершенствование государственного регулирования в области использования здорового питания.

Кыргызстан должен защитить интересы населения с учетом высокой распространенности тех или иных заболеваний, связанных с питанием, через создание нормативно-правовой базы (закон) по запрету или существенному ограничению рекламы высококалорийных продуктов питания за счет насыщенных жиров, трансжиров, сахара и искусственных продуктов детского питания для замены грудного молока.

Задача 3.4. Создание механизмов программного финансирования мероприятий по питанию и системы финансовой отчетности о расходах на специфические и чувствительные вмешательства по питанию и распространения информации.

Для улучшения статуса питания населения необходимо целевое финансирование интервенций по питанию и эффективное его использование. С этой целью, в Программе предусмотрены:

- анализ бюджета, выделяемого на питание и продовольственную безопасность, а также отчетности о расходах на специфические и чувствительные вмешательства по питанию и распространения информации на всех уровнях;

- проведение регулярного мониторинга финансовых расходов (бюджетных и внебюджетных) на мероприятия по питанию и продовольственную безопасность.

Приоритет 2. Повышение качества и охвата специфическими мерами по питанию.

Задача 3.5. Улучшение мероприятий по питанию через стандартные медицинские услуги.

Для снижения воздействия микронутриентной недостаточности и достижения к 2025 году индикаторов ЦУР по питанию в Кыргызской Республике следует реализовать специфичные мероприятия по улучшению питания среди детей в возрасте до 5-ти лет в - 2,5 раза, а среди женщин репродуктивного возраста в - 7 раз. Для этого следует:

- продолжить мероприятия по саплементации беременных женщин и начать саплементацию для кормящих матерей и женщин детородного возраста, включая девочек-подростков, препаратами железа и фолиевой кислоты;

- усилить мероприятия по содействию исключительно грудному вскармливанию, продолжительному грудному вскармливанию;

- закупать терапевтическое питание для детей с тяжелым истощением и внедрить рекомендации ВОЗ/ЮНИСЕФ по ведению детей с умеренным нарушением питания на уровне сообщества.

Задача 3.6. Профилактика инфекционных (отравления, паразитарные заболевания) и неинфекционных заболеваний (далее - НИЗ), связанных с питанием: избыточный вес и ожирение, сахарный диабет 2-го типа, болезни сердца и сосудов.

Меры по снижению распространенности инфекционных и неинфекционных заболеваний должны быть направлены на строительство, реконструкцию и модернизацию систем питьевого водоснабжения и водоотведения, объектов санитарии в населенных пунктах республики, усиление кадрового потенциала в сфере водоснабжения и водоотведения, пропаганду правил личной гигиены, здорового образа жизни, принятие мер по ограничению употребления населением нездоровой еды и соли, создание эпидемиологического надзора за распространенностью и заболеваемостью населения инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

Задача 3.7. Создание регистра дефектов нервной трубки.

Высокая распространенность дефицита фолатов у женщин из-за недостаточного потребления с пищей становится причиной роста врожденных пороков развития головного и спинного мозга у детей.

Приоритет 3. Усиление кадрового потенциала и формирование у населения устойчивого спроса на здоровые продукты питания.

Задача 3.8. Усиление кадрового потенциала по вопросам питания и продовольственной безопасности.

Подготовка преподавателей, переподготовка специалистов по питанию для обучения/распространения информации о здоровом питании, последствиях неправильного питания и обеспечении продовольственной безопасности на уровне домашних хозяйств и через образовательные организации (детские садики, школы, колледжи, университеты) внесут значимый вклад в информированность и изменение пищевых привычек населения.

Задача 3.9. Активное вовлечение населения в решение вопросов здорового питания и информирование населения о диверсификации рациона питания, адекватной практики кормления детей, фортифицированной муке и соли.

Данная задача будет достигаться через широкое обсуждение результатов национальных исследований о причинно-следственных связях между пищевым поведением и здоровьем человека; опрос общественного мнения относительно пищевых привычек и состояния здоровья с широким обсуждением их результатов; документирование положительного опыта и его распространение, организацию интерактивных передач на ТВ и радио, способствующих не только повышению информированности населения, но и его ответственности за свое здоровье и питание.

7. Политика и меры в направлении "Повышение безопасности продуктов питания"

Цель в направлении. Создание системы обеспечения безопасности продуктов питания на всех этапах пищевой цепи, направленной на исключение риска для жизни здоровья человека.

Реализация мер по достижению цели будет осуществляться в рамках следующих приоритетов:

- обеспечение пищевой безопасности на всех этапах производственно-сбытовой продовольственной цепи;

- информирование всех участников производственно-сбытовой цепи и населения, развитие образования/обучения и науки по пищевой безопасности.

7.1. Задачи и меры.

Приоритет 1. Обеспечение пищевой безопасности на всех этапах производственно-сбытовой продовольственной цепи.

Задача 4.1. Совершенствование системы управления пищевой безопасностью.

Необходимо обеспечить межведомственную координацию и взаимодействие между государственными органами для улучшения контроля за безопасностью продуктов питания.

Для совершенствования национальной системы обеспечения пищевой безопасности предполагается разработка Положения об изъятии и утилизации пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, в том числе, в части сырья и продукции животного происхождения, при выявлении остатков запрещенных и вредных веществ, не соответствующих ветеринарно-санитарным нормам по мониторингу пищевой продукции, подлежащей государственному ветеринарно-санитарному контролю; по контролю и надзору за перемещением (транспортировкой) животных, продукции и сырья животного происхождения и утверждение Постановлением Правительства Кыргызской Республики.

Задача 4.2. Улучшение инфраструктуры контроля за безопасностью продуктов питания по всей производственно-сбытовой цепи (от поля до тарелки).

Безопасность продуктов питания будет обеспечена через совершенствование системы исполнения требований ТР ЕАЭС на каждом этапе производственно-сбытовой продовольственной цепи, повышение эффективности комплексной единой системы прослеживаемости безопасности продукции животного и растительного происхождения в соответствии со стандартами продовольственной сельскохозяйственной организации (далее - ФАО), рекомендаций ВОЗ и международного эпизоотического бюро (далее - МЭБ).

Будет внедрено электронное картирование очагов распространения вредных, особо опасных вредных организмов и карантинных объектов, особо опасных заразных болезней животных, скотомогильников.

Задача 4.3. Защита рынка от фальсифицированной продукции.

Будет разработано и принято положение о контроле (надзоре) за обращением пищевой продукции на территории Кыргызской Республики с введением понятия фальсифицированный продукт.

Также будут внесены изменения в Закон Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" в части повышения ответственности при производстве, реализации, транспортировке по всей производственно-сбытовой цепи, принят нормативный правовой акт о контроле (надзоре) за обращением пищевой продукции на территории Кыргызской Республики.

Приоритет 2. Информирование всех участников производственно-сбытовой цепи и населения, развитие образования/обучения и науки по пищевой безопасности.

Задача 4.4. Подготовка квалифицированных специалистов, приоритетное развитие научных исследований в области технологии, пищевой безопасности.

Необходимо усиление подготовки квалифицированных специалистов по инновационным технологиям в области производства, хранения и сбыта продовольствия, принципах обеспечения безопасности пищевых продуктов на основе международных стандартов.

Требуется усиление приоритетных направлений научных исследований в области питания населения и разработки технологий производства, направленных на повышение качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции.

Задача 4.5. Совершенствование системы информирования.

Информированность о требованиях безопасности пищи всех участников производственно-сбытовой цепи, потребителей продуктов питания будет достигнута через совершенствование системы информирования, образования и предоставления рекомендаций заинтересованным сторонам через усиление информационных кампаний по безопасности пищевых продуктов.

Информационные кампании, материалы и другие меры по повышению уровня осведомленности населения, запланированные в рамках Программы, должны учитывать различные нужды, интересы и приоритеты целевой аудитории в зависимости от пола, возраста, занятости, и уровня влияния в семьях и сообществах, на региональном и национальном уровнях.

8. Политика и меры в направлении "Формирование эффективной системы управления продовольственной безопасности и системы мониторинга и оценки Программы продовольственной безопасности и питания"

Задача 5.1. Совершенствование нормативно-правовой базы продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики.

Усовершенствование законодательной основы усилит и конкретизирует механизмы управления системой ПБиП.

Планируется обеспечить единство и непротиворечивость с настоящей Программой всех целей, задач и индикаторов секторальных/отраслевых программ развития по вопросам обеспечения ПБиП. Важно добиться увеличения целевого характера финансирования Программы ПБиП, расширять применение принципов программного бюджетирования.

Будет проведено изменение системы мониторинга и оценки через:

- улучшение прослеживаемости наличия базовых продуктов ПБ и доступности продуктов питания через совершенствование и дополнение существующей системы индикаторов;

- внедрение новых индикаторов по мониторингу и оценке улучшения качества питания и безопасности пищевых продуктов;

- внедрение количественных индикаторов, дезагрегированных по полу, возрасту, сфере занятости, социальному положению и региону;

- совершенствование интеграции и синхронизации с индикаторами ЦУР.

Задача 5.2. Повышение эффективности действий органов власти на национальном и региональном уровне по реализации Программы продовольственной безопасности и питания.

Проведение мониторинга и оценки реализации Программы позволит оперативно и достоверно оценивать текущее состояние, выявлять проблемы и достижения, формировать эффективные планы дальнейших действий по ПБиП.

Индикаторы Программы будут интегрированы в систему мониторинга и оценки ПБиП.

Планируются меры по улучшению координации и интеграции деятельности органов власти на национальном и местном уровнях со всеми заинтересованными сторонами, включая международные организации, доноров, гражданский сектор, для повышения эффективности мер по реализации Программы с использованием различных инструментов.

9. Реализационные риски

Выполнение настоящей Программы сопряжено со следующими реализационными рисками:

- политико-правовые риски для выполнения Программы связаны с необходимостью изменения институциональной схемы управления, что потребует соответствующих правовых решений и решения сложных задач изменения статуса вопросов продовольственной безопасности для каждого госоргана. Кроме того, присутствует риск формального изменения институциональной схемы, которая не обеспечит достаточный уровень координации действий государственных органов в решении задач данной Программы.

Наиболее остро неэффективность институциональной схемы может выявиться в регионах, где меньше ресурсов и подготовленных кадров для обеспечения реализации программы ПБиП.

Для смягчения данного риска будут реализованы меры по улучшению качества мониторинга выполнения данной Программы и усилению роли Совета по продовольственной безопасности и питанию в части контроля за решением задач, связанных с обеспечением ПБиП:

- финансовые риски для выполнения Программы обусловлены предложенными для реализации мерами и проектами при ограниченных бюджетных ресурсах. Большая зависимость от внешнего финансирования обусловливает высокую зависимость результативности Программы от участия в ее финансировании доноров и институтов развития. Для смягчения данного риска будут реализованы меры по углублению взаимодействия с донорскими организациями;

- риском для выполнения Программы также являются форс-мажорные обстоятельства, которые, в случае возникновения, приведут к необходимости реализации мобилизационных сценариев обеспечения ПБиП. Это может быть связано с неблагоприятными природно-климатическими условиями для сельскохозяйственного производства, а также вероятности распространения различных вредителей, нехваткой поливной воды. Существует также вероятность массовых заболеваний растений, распространения вредителей растений, источником которых могут стать сопредельные государства.

10. Объемы и источники финансирования

Для достижения целей Плана мероприятий Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы (далее - Плана мероприятий) будут мобилизованы все доступные источники финансирования.

В приложении "Бюджет Плана мероприятий Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы" (далее - бюджет Плана мероприятий) приведены данные о потребностях и возможностях финансирования Плана. В бюджете Плана мероприятий также оценены объемы недостающего финансирования - "финансовый разрыв", который может оказаться предметом конструктивного взаимодействия с партнерами по развитию.

Общая стоимость реализации Плана мероприятий (потребность в финансировании мер и задач) на период с 2019 по 2023 годы составляет 12567,5 млн. сомов. Возможности в целом оцениваются на уровне - 11939,8 млн. сомов (95%). Не покрываемая финансированием часть составляет 627,6 млн. сомов или 5%.

Подтвержденное финансирование Плана мероприятий (11939,8 млн. сомов) складывается из:

- средств республиканского бюджета - 2235,9 млн. сомов (прочие текущие расходы, необходимые для работы, и оплата труда сотрудников государственных организаций, вовлеченных в реализацию плана мероприятий программы. Без учета финансирования проектов ПГИ);

- средств местных бюджетов - в пределах средств, предусмотренных органами местного самоуправления;

- средств, предусмотренных для реализации проектов ПГИ, имеющих прямое отношение и способствующих достижению продовольственной безопасности - 9070,2 млн. сомов (в 2019-2021 годах, включая софинансирование из республиканского бюджета);

- средств, предоставляемых из других источников, включая донорское сообщество - 634,0 млн. сомов (средства партнеров по развитию, вовлеченных в реализацию плана мероприятий программы).

Объем подтвержденного финансирования из средств государственного бюджета представляет собой оценочную стоимость трудозатрат сотрудников различных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, которые будут принимать участие в реализации Плана.

Недостающий объем финансирования (627,6 млн. сомов), необходимый для реализации Плана мероприятий в полном объеме, необходимо изыскать из других источников, включая донорское сообщество.

Из средств государственного бюджета дополнительного финансирования не требуется. Финансирование будет проводиться в пределах средств, предусмотренных в бюджетах задействованных министерств и ведомств.

Недостающий объем финансирования из других источников (627,6 млн. сомов) необходим на:

1) закупку препаратов железа и фолиевой кислоты, препарата цинка для лечения диареи у детей до 5-ти лет, терапевтического питания для детей с тяжелым истощением (549,5 млн. сомов);

2) дооснащение Центральной и Ошской лабораторий МСХППМ (31,9 млн. сомов);

3) проведение различных обучающих и информационных мероприятий, привлечение экспертов, проведение исследований, разработки тиражирования, перевод и распространение информационно-методических материалов и др. (31,3 млн. сомов);

4) приобретение двух мобильных передвижных лабораторий с целью проведения экспресс-анализов для ДПЗиГСЭН (14,9 млн. сомов).

Глоссарий:

1. Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при их использовании не являются вредными и не представляют опасности для здоровья.

2. Здоровое (правильное, сбалансированное, рациональное) питание - это питание, способствующее росту, нормальному развитию человека, укреплению здоровья и профилактике заболеваний, при котором удовлетворяется суточная потребность организма человека в энергии, питательных веществах, микроэлементах и витаминах, а также поддерживается оптимальный баланс между ними.

3. Избыточное питание - чрезмерное потребление пищевых продуктов, что способствует возникновению патологических состояний и заболеваний.

4. Качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

5. Квинтильная группа - группа, содержащая 20% населения.

6. Межсекторальное сотрудничество - координация действий различных государственных органов и других заинтересованных сторон по проведению мероприятий, обеспечивающих достижение общей цели в ПБиП.

7. Микронутриентная недостаточность - это патологическое состояние, вызванное недостаточным поступлением в организм человека микроэлементов и витаминов.

8. Низкорослость - это остановка роста детей, которая отражает задержку линейного развития в результате неадекватного потребления пищи за длительный период или результат хронической болезни (хроническое нарушение питания).

9. Обогащенная (фортифицированная) пищевая продукция - пищевая продукция, в которую добавлены один или более необходимых ингредиентов (витаминов, минералов, белков, амино- или жирных кислот) и других веществ, не присутствующих в ней либо присутствующих в недостаточном количестве, вводимых в целях профилактики заболевания.

10. Пищевая продукция - продукты животного, растительного, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу.

11. Право на достаточное питание - это когда каждый человек в любое время имеет физические и экономические возможности доступа к достаточному питанию.

12. Продовольственная часть прожиточного минимума - минимальный набор продуктов питания с энергетической ценностью 2100 ккал/день на человека, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, составляет 65% от величины прожиточного минимума.

13. Продовольственный шок - скачок цен на продовольствие, сокращающий доступ к продовольствию значительной части населения страны.

14. Прожиточный минимум - стоимость стандартного набора продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг и расходов по обязательным платежам и сборам, удовлетворяющего потребности человека на минимально допустимом уровне и обеспечивающего его жизнедеятельность.

15. Профилактика заболеваний - мероприятия, направленные на предупреждение или снижение вероятности возникновения и распространения заболеваний либо остановку их течения, предотвращение рецидива и осложнений.

16. Санитарно-эпидемиологические требования - критерии безопасности для человека факторов среды его обитания, санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, установленные в нормативных правовых актах.

17. Система менеджмента пищевой безопасности - комплекс мероприятий на производстве, обеспечивающий безопасность потребляемой пищи.

18. Социально уязвимые слои населения - население, проживающее ниже черты бедности.

19. Трудовой потенциал семьи - это кумулятивная характеристика семьи, определяющая границы участия в трудовой деятельности каждого члена семьи в соответствии с возрастом и здоровьем.

20. Фальсифицированные пищевые продукты - пищевые продукты, с умышленно измененными свойствами (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

21. Физическая доступность продовольствия предусматривает наличие продовольствия и устойчиво функционирующую инфраструктуру продовольственных рынков для стабильного снабжения населения продуктами питания на всей территории страны (розничная и оптовая торговля, логистика и управление продуктовыми потоками; развитие межрегиональных и межгосударственных связей, государственные запасы).

22. Экономическая доступность продовольствия предусматривает наличие ресурсов у населения для потребления продуктов питания в объемах и ассортименте, не менее норм, установленных государством и обеспечивающих сбалансированное питание.

Сокращения:

АПЗИ

-

Агентство по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики

БП ПБ

-

базовые продукты для оценки продовольственной безопасности

ВОЗ

-

Всемирная организация здравоохранения

ВУЗ

-

высшее учебное заведение

ВПП

-

Всемирная продовольственная программа

ВТО

-

Всемирная торговая организация

ГАМСУМО

-

Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики

ГИВФБ

-

Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики

ГМД

-

гарантированный минимальный доход

ДПЗиГСЭН

-

Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики

ЖДВ

-

женщины детородного возраста

ЕАЭС

-

Евразийский экономический союз

ЕПМС

-

ежемесячное пособие малообеспеченным семьям

ЕСП

-

ежемесячное социальное пособие

ЛОВЗ

-

лица с ограниченными возможностями здоровья

МЗ

-

Министерство здравоохранения Кыргызской Республики

МИД

-

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики

МЭБ

-

Международное эпизоодологическое бюро

МОН

-

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

МРГ

-

межведомственная рабочая группа

МСХППМ

-

Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики

МТСР

-

Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики

МФ

-

Министерство финансов Кыргызской Республики

МЧС

-

Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики

МЭ

-

Министерство экономики Кыргызской Республики

МЮ

-

Министерство юстиции Кыргызской Республики

НИСИ

-

Национальный институт стратегических исследований

НПА

-

нормативные правовые акты

НСК

-

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

ОМСУ

-

органы местного самоуправления

ПБиП

-

продовольственная безопасность и питание

ПКР

-

Правительство Кыргызской Республики

ПППКР

-

полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях

СМИ

-

средства массовой информации

СПБиП

-

Совет по продовольственной безопасности и питанию

СУЗ

-

среднее учебное заведение

ТЖК

-

трансгенные жирные кислоты

ТР ТС

-

технические регламенты Таможенного союза

ФАО

-

Продовольственная и сельскохозяйственная организация

ФГМР

-

Фонд государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики

ХАССП

-

система анализа рисков и контрольных критических точек

ЦСМ

-

Центр стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики

ЦУР

-

Цели устойчивого развития

 

(1) Информационный бюллетень Кыргызской Республики по продовольственной безопасности и бедности. НСК 2018 г.

(2) Информационный бюллетень Кыргызской Республики по продовольственной безопасности и бедности. НСК 2014, 2016, 2018 г.

(3) Показатели кадастра мелиоративного состояния орошаемых земель за 2013 -2016 г., Кыргызская Республика http://livingasia.online/la_data/.