Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Приложение 1

 

 

постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 19 июля 2019 года № 360)

КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы

1. Введение

Конституцией Кыргызской Республики гарантировано право каждого гражданина на образование, а Законом Кыргызской Республики "Об образовании" установлено равенство прав всех граждан на получение качественного образования.

Сегодня социально-экономическая ситуация в Кыргызской Республике диктует необходимость повышения качества образования и доступа к нему всех категорий обучающихся, в том числе и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с основными задачами стратегии развития страны и законодательными актами в сфере образования.

В Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента от 31 октября 2018 года № 221 заложена задача по формированию системы непрерывного образования, с учетом задач медицинской и социальной инклюзии, а одним из инструментов ее реализации является разработка законодательной среды, с учетом многообразия образовательных потребностей населения.

Концепция развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы разработана с учетом реализуемых страной стратегических документов по вопросам образования лиц со специальными образовательными потребностями и направлена на создание более открытой для разнообразия, более эффективной и равноправной системы образования, что повысит ее способность решать новые и современные задачи.

В Концепции принимаются во внимание также и международные обязательства Кыргызской Республики по обеспечению равноправного и доступного образования всем обучающимся, включая нормы Конвенции ООН по правам детей и Конвенции ООН по правам инвалидов.

В Концепции предоставление инклюзивного образования определено приоритетным направлением реализации образовательной политики государства. В связи с чем, в Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы была поставлена задача обеспечения условий предоставления инклюзивного образования обучающимся со специальными образовательными потребностями на базе общеобразовательных и специальных общеобразовательных организаций, интеграции инклюзивного образования на всех уровнях образования.

Исходя из значимости и необходимости повышения качества образования и доступа к нему всех категорий обучающихся, в том числе и обучающихся со специальными образовательными потребностями, в соответствии с основными задачами стратегии развития страны и законодательными актами в сфере образования, определены цели, задачи и этапы реализации национальной политики в области инклюзивного образования.

2. Понятия и определения

В настоящей Концепции используются следующие понятия и определения:

инвалидность - нарушения здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящие к полной или значительной утрате трудоспособности или существенным ограничениям жизнедеятельности. В зависимости от степени расстройств функций организма и нарушений жизнедеятельности устанавливают I, II и III группы инвалидности, дети до 18 лет включаются в категорию "ребенок-инвалид";

инклюзивная культура - это соблюдение ценностей и принципов инклюзивного образования, принятие культурного многообразия учащихся, имеющих разные, в то же время специальные образовательные потребности, сотрудничество и партнерство всех участников образовательного процесса, при котором стимулируется развитие и участие всех членов сообщества/общества;

инклюзивная среда - среда обучения, в которой все обучающиеся с разными образовательными потребностями чувствуют себя комфортно и полноценно участвуют в образовательном процессе. Для создания инклюзивной среды образовательная организация должна учесть специальные образовательные потребности каждого ребенка, обеспечить условия для реализации этих потребностей в целях получения качественного образования;

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

инклюзия - в переводе с английского означает "включение". В данном документе определяется как включение каждого обучающегося в образовательный процесс и сферы жизни сообщества/общества в целом, предотвращение исключения обучающихся, имеющих специальные образовательные потребности, из образовательной и социально-культурной жизни;

образовательный стандарт - совокупность норм и правил, определяющая образовательный минимум содержания основных образовательных программ, базовые требования к качеству подготовки выпускников, предельно допустимую учебную нагрузку обучающихся;

психолого-медико-педагогическое сопровождение - комплексное сопровождение обучающихся со специальными образовательными потребностями с целью обеспечения всестороннего эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения обучающихся;

раннее выявление и вмешательство - комплекс мероприятий, направленных на развитие обучающихся, а также поддержку родителей, семьи и социального окружения ребенка, которые осуществляются незамедлительно после определения состояния развития обучающегося;

реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного, педагогического, психологического и профессионального характера, с целью полного или частичного восстановления способностей индивидуума к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;

абилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного, педагогического, психологического и профессионального характера, с целью формирования отсутствующих способностей индивидуума к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;

специальные образовательные потребности - потребности обучающихся, при удовлетворении которых требуется создание специальных условий и среды, применение специальных образовательных технологий, с предоставлением специальных образовательных услуг;

специальные образовательные условия - условия, обеспечивающие создание доступной образовательной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам, предоставление обучающимся со специальными образовательными потребностями педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, а также в случае необходимости - технических средств обучения;

специальные услуги - услуги, предоставляемые узкопрофильными специалистами в сфере образования (логопед, тифло-, сурдопедагог, специальный педагог) обучающимся со специальными образовательными потребностями, способствующие их включению/интеграции в процесс обучения;

тьютор - лицо, осуществляющее сопровождение обучающегося в процессе обучения, организацию образовательной среды и содействие в реализации образовательного маршрута в соответствии с индивидуальной образовательной программой.

3. Цели, задачи и этапы реализации Концепции

Цель настоящей Концепции - создание целостной, эффективно действующей системы образования и национальной модели включения лиц со специальными образовательными потребностями в образовательный процесс.

Реализация Концепции развития инклюзивного образования должна обеспечить равноправный доступ к образованию всех обучающихся системное внедрение индивидуального подхода в обучении обучающихся с разными образовательными потребностями и повысить качество образования в целом.

Специальные образовательные потребности имеются у разных обучающихся, которым требуется индивидуальная поддержка для их полноценного участия в обучении и достижения качественных образовательных результатов. В Кыргызской Республике доминирующим фактором, обуславливающим неравноправный доступ к образованию, является ограничения в здоровье и/или инвалидность. В связи с этим, в Концепции фокусируется внимание на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Инклюзивное образование дает возможность подготовить потенциал педагогических и управленческих кадров в системе образования, требует комплексных процессов обеспечения непрерывного доступа всех обучающихся к качественному образованию путем организации их обучения в общеобразовательных организациях, на основе применения личностно-ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности обучающихся. Определение оптимальных путей и средств развития инклюзивного образования базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения.

Реализация Концепции развития инклюзивного образования предусматривает:

- совершенствование законодательства в области образования обучающихся со специальными образовательными потребностями;

- разработку, пилотирование и внедрение механизмов развития инклюзивного образования (образовательных стандартов, обучающих программ, вспомогательных ресурсов, инструментов и методов оценивания);

- внедрение необходимых педагогических знаний, навыков и технологий в систему подготовки и повышения квалификации кадров;

- межведомственную координацию на всех уровнях для обеспечения согласованной и всесторонней социальной поддержки обучающихся со специальными образовательными потребностями, особенно с инвалидностью, на этапе их выявления, интеграции и успешного обучения в системе образования;

- развитие инклюзивной культуры и благоприятной образовательной среды в образовательных организациях республики;

- мониторинг включения обучающихся со специальными образовательными потребностями в образование и качество их обучения;

- мобилизацию государственных и других финансовых средств;

- усиление потенциала управленческих кадров для эффективного развития инклюзивного образования в стране.

4. Ценности инклюзивного образования

Внедрение инклюзивного образования основывается на следующих ценностях:

1) признание разнообразия способностей всех обучающихся и их полноценное участие в деятельности образовательной организации, обогащение процесса образования, окружающего сообщества/общества. В инклюзивной среде внимание и уважение к каждому обучающемуся создает чувство безопасности, комфорта и чувство принадлежности, что благотворно влияет на образовательный процесс;

2) инклюзивное образование повышает качество, доступность и эффективность образования всех обучающихся. При инклюзивном образовании используются более гибкие подходы, методы и программы, при которых соблюдаются интересы и потребности каждого обучающегося, формируется благоприятная образовательная среда, которая поможет всем обучающимся в обучении. Все эти изменения экономически, социально, культурно, политически выгодны для обучения как отдельно взятого обучающегося, так и развития всей школы, сообщества и общества;

3) инклюзивное образование меняет отношение общества к обучающимся с разными образовательными потребностями. Во время внедрения инклюзивного образования по отношению к обучающимся с инвалидностью медицинский подход, рассматривающий инвалидность как девиацию, болезнь или дефект, сменяется подходом био-социо-культурного разнообразия, который признает, что все люди разные, и общество должно отказаться от стереотипа, что инвалидность является барьером к получению образования;

4) инклюзивное образование - это возможность полноценно жить и разносторонне развиваться в семье. Обучающиеся с разными образовательными потребностями, обучаясь по месту жительства в местной образовательной организации среди сверстников и других детей, полноценно развиваясь в семье (без помещения в интернатное учреждение), имеют больше возможностей для дальнейшего включения и участия в жизни общества с правом на независимую жизнь.

5. Принципы инклюзивного образования

Развитие инклюзивного образования основывается на следующих принципах:

1. Соблюдение права каждого обучающегося на образование: каждый обучающийся уникален и имеет право на уважение его (ее) личности, право на получение качественного и доступного образования, право выбора формы обучения, индивидуальный подход в обучении, стимулирующий когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное развитие обучающегося.

2. Принцип преемственности и вариативности: инклюзивное образование начинается с рождения. Инклюзивное образование осуществляется по вертикали согласно преемственности этапов вмешательства: раннее выявление и диагностика, раннее вмешательство, дошкольное обучение, предшкольная подготовка, начальное, основное и среднее общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование.

3. Комплексный подход: включение обучающихся со специальными образовательными потребностями в процесс обучения в общеобразовательной системе требует реализации комплекса мер, осуществляемых различными ведомствами, службами и специалистами, включая все этапы образовательного процесса: диагностика, определение формы и программы обучения, специальные услуги, поддержка и сопровождение, реабилитационные и абилитационные мероприятия, адаптация и социализация, мониторинг и оценивание в соответствие с индивидуальными потребностями ребенка.

4. Вовлечение семьи и сообщества в реализацию инклюзивного образования: родители/семья - ценные сопартнеры в осуществлении образовательного процесса. Они имеют право и обладают ответственностью за реализацию права обучающегося на получение качественного образования. Участие родителей/семьи и сообщества повышает качество и эффективность образования. Родители становятся более осведомленными, делятся с учителями информацией об особенностях обучающихся, сотрудничают со школой и реализуют инициативы по продвижению инклюзивного образования.

5. Обучающийся имеет право обучаться и принимать участие в школьных и внешкольных мероприятиях: участие обучающихся со специальными образовательными потребностями во всех аспектах школьной и внешкольной жизни имеет жизненно важное значение для приобретения богатого образовательного опыта как для самих обучающихся со специальными образовательными потребностями, так и для их сверстников и других учащихся школы, в том числе окружающего сообщества.

6. Среда и условия развития инклюзивного образования

Развитие услуг раннего вмешательства

Развитие услуг раннего вмешательства (помощи) - это семейно-ориентированная комплексная психологическая, медицинская, социальная, образовательная поддержка детей в раннем возрасте (от рождения до 3-х лет), с проведением индивидуальных и групповых развивающих и обучающих мероприятий при активном участии семьи. В настоящее время услуги раннего вмешательства предоставляются разными структурами (здравоохранение, социальная защита, образование, местная администрация) фрагментарно, тогда как комплексный подход позволит учитывать все потребности ребенка и семьи и своевременно реагировать на возникающие риски. Чем раньше будут выявлены особенности развития ребенка, тем эффективнее будет оказанная помощь. Комплексные услуги раннего вмешательства позволят подготовить ребенка к обучению в дошкольной и школьной организациях. В настоящее время разрабатывается положение о раннем выявлении и вмешательстве детей от рождения до 3-х лет. В раннем вмешательстве важна роль родителей как ключевых партнеров в реализации прав детей на получение услуг, в том числе образовательных.

Дошкольное образование

Все дошкольные образовательные организации в республике должны использовать инклюзивный подход, принимая во внимание разнообразие потребностей детей в обучении и развитии. Для достижения этой задачи разрабатываются минимальные требования к дошкольной образовательной организации, включая программы обучения, по внедрению инклюзивного подхода: создание инклюзивной среды, использование обучающих программ, методов обучения и учебных материалов, подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по использованию инклюзивных подходов. Детям, нуждающимся в специальных технических средствах, будет обеспечена возможность их приобретения.

Предшкольная подготовка

Ребенок, имеющий специальные образовательные потребности, должен быть своевременно выявлен органами местного самоуправления, здравоохранения, социальной защиты и образования и пройти подготовку к школе. Освоение программы осуществляется по разработанному и утвержденному образовательной организацией совместно с родителями индивидуальному учебному плану или общей программе.

Школьное образование

При предоставлении начального, основного и среднего общего образования соблюдается преемственность раннего вмешательства, дошкольной/предшкольной подготовки и далее школьного образования.

Ребенок, у которого выявлены специальные образовательные потребности, обучается по общей или индивидуальной программе обучения, с учетом специальных образовательных потребностей ребенка и выбора ребенка, семьи и специалистов в общей или специальной образовательной организации.

Образовательная организация обязана создать инклюзивную среду для включения каждого ребенка в образовательный процесс, включая вариативные условия (обучение в общем или отдельном классе, на дому, дистанционные формы обучения, при ассистировании тьютором и другие формы). Органы местного самоуправления, совместно с органами здравоохранения и социальной защиты, при необходимости, предоставляют вспомогательные средства для обеспечения качественного обучения (коляска, аудио- и визуальные вспомогательные средства, организация комфортного физического пространства в классе и школе).

Педагогические кадры, осуществляющие образовательную деятельность в классе, где учится ребенок со специальными образовательными потребностями, должны иметь соответствующую подготовку в области применения инклюзивных подходов в образовании и тесно взаимодействовать со специальным или социальным педагогом в школе, службой психолого-медико-педагогического сопровождения на территориальном уровне, школьным методическим объединением/консилиумом.

Начальное и среднее профессиональное образование

Для обеспечения профессионального образования лицам со специальными образовательными потребностями на уровне начального и среднего профессионального образования должны быть созданы специальные образовательные условия, включая:

- создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке;

- техническое оснащение учебного процесса и разработку учебных курсов для педагогов и других участников образовательного процесса, направленных на развитие их взаимодействия со студентами, имеющими специальные образовательные потребности;

- разработку и внедрение специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации молодых людей со специальными образовательными потребностями к условиям образовательной организации начального и среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

Для лиц со специальными образовательными потребностями должны быть созданы специальные условия при поступлении в высшие учебные заведения. Получение высшего профессионального образования для лиц со специальными образовательными потребностями возможно в различных формах, установленных законодательством, включая и дистанционную форму обучения.

Высшие учебные заведения должны разрабатывать программы, способствующие быстрой адаптации студентов к новым условиям, позволяющие справиться с проблемами в получении качественного высшего образования (например, сурдоуслуги, дистанционные курсы, цифровизация, компьютеризация учебного процесса).

В высших учебных заведениях создается инклюзивная среда (инфраструктура, политика, учебные материалы и оценивание) и формируется инклюзивная культура (позитивное отношение к социо-био-культурному разнообразию).

Для поступления в высшие учебные заведения общереспубликанский тест должен быть адаптирован к лицам с инвалидностью.

Взаимодействие общего и специального образования

Специальные дошкольные и общеобразовательные организации должны сохраниться как одна из форм обучения, согласно выбору учащихся со специальными образовательными потребностями и их родителей, а также могут являться ресурсными центрами для обучения обучающихся со специальными образовательными потребностями, повышения квалификации педагогов и поддержки родителей. Для достижения этой цели необходимо установить партнерские отношения между системой специального и общего образования, усовершенствовать инфраструктуру специальных школ, обеспечить высокий уровень преподавания и консультирования в специальных школах, а также важно предоставлять на их базе специальные услуги (обучающие, специальные образовательные, реабилитационные, адаптированные и другие услуги) обучающимся со специальными образовательными потребностями.