Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\f7a4de9d-e6ed-4cf4-8e60-ca9a4811484b\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2019 года № 373

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакировым М.И., Торобаевым Б.Э., Матраимовым И.И., Алтынбековым А.А., Назаровым А.К., Эргешовым А.М., Алимбековым Н.К., Ормоновым У.З., Жамалдиновым З.И., Жунус у.А., Асылбаевой Г.К., Султановым А.М., Узакбаевым А.О., Шайназаровым Т.У., Юсуровым А.Л., Гайпкуловым И.Т., Токтошевым Э.Т.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

М.Абылгазиев

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 29 июля 2019 года № 373

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", инициированный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакировым М.И., Торобаевым Б.Э., Матраимовым И.И., Алтынбековым А.А., Назаровым А.К., Эргешовым А.М., Алимбековым Н.К., Ормоновым У.З., Жамалдиновым З.И., Жунус у.А., Асылбаевой Г.К., Султановым А.М., Узакбаевым А.О., Шайназаровым Т.У., Юсуровым А.Л., Гайпкуловым И.Т., Токтошевым Э.Т., приходит к следующему заключению.

Данное заключение подготовлено с учетом позиции государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, а также Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - ЦИК).

Концепция вышеуказанного проекта Закона предусматривает реализацию принципов паритетности и независимости, путем изменения порядка избрания председателя и членов ЦИК и введения членов ЦИК в систему государственных служащих.

Правительство Кыргызской Республики считает возможным принятие данного проекта Закона с учетом следующих замечаний и предложений.

1. Пунктом 1 статьи 1 проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики" (далее - проект Закона) предлагается установить срок полномочий членов ЦИК - шесть лет.

Однако, учитывая, что в справке-обосновании отсутствуют какие-либо аргументы увеличения сроков полномочий членов ЦИК, считаем необходимым указать в ней о целесообразности такого изменения.

2. Подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 проекта Закона предусматриваются дополнения по расширению полномочий ЦИК, в части отзыва председателя, секретаря территориальной участковой комиссии. Отзыв и основания для отзыва председателя, секретаря территориальной участковой избирательной комиссии не предусмотрены Законом Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики" (далее - Закон) как основание прекращения полномочий членов избирательной комиссии.

3. Пунктом 3 статьи 1 проекта Закона предусматривается части 4-11 статьи 8 Закона изложить в новой редакции.

Так, согласно части 8 статьи 8 Закона в новой редакции, ротация председателя, заместителя председателя ЦИК производится каждые два года в порядке, установленном настоящей статьей и очередностью, определенной жеребьевкой.

Согласно статье 30 Закона Кыргызской Республики "О государственной гражданской службе и муниципальной службе" ротация - перевод или перемещение служащих в системе государственной гражданской службы и муниципальной службы.

С учетом вышеизложенного возникает вопрос, каким образом будет осуществляться ротация, это будет ротация председателя и заместителя председателя ЦИК или переизбрание председателя и заместителя председателя ЦИК каждые два года.

Предлагаемый порядок избрания и ротации председателей и заместителей, с определением очередности исполнения полномочий председателя и заместителя сроком в два года, отражает связь субъектов, выдвинувших кандидатуры в члены ЦИК, с членами ЦИК. При этом, ЦИК работает на принципах независимости, члены ЦИК на период осуществления полномочий обязаны приостановить свою деятельность в политической партии и должны быть свободны от субъекта выдвижения. Предлагаемые изменения, напротив, укрепляют связь членов ЦИК с выдвинувшими их субъектами.

Председатель и заместители председателя ЦИК осуществляют представительские и организаторские функции, контролируют исполнение решений ЦИК, решают вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности избирательных комиссий.

Также ЦИК отмечает, что в действующей редакции Закона при формировании состава членов ЦИК обеспечивается достижение политического плюрализма при проведении выборов, в свою очередь, деятельность ЦИК основывается, в том числе, на принципах открытости, коллегиальности. Действующий порядок избрания и гарантии деятельности членов Центральной избирательной комиссии соответствуют международным стандартам формирования избирательных органов.

Вместе с тем, отмечаем, что данная норма может вызвать дестабилизацию и дезорганизацию в работе ЦИК, особенно в период выборных процессов, что недопустимо с учетом важности проводимых мероприятий. Вышеуказанное обстоятельство также относится к процедуре прекращения полномочий председателя и его заместителей в связи с выражением недоверия, отзыва и неодобрения отчета председателя о своей деятельности (изложенной в пункте 7 статьи 1 проекта Закона).

Наряду с этим полагаем логичным и оправданным принцип единоначалия со стороны председателя и его заместителей в вопросах осуществления руководства аппаратом ЦИК, на который возложено решение организационно-методического, информационно-аналитического и материально-технического обеспечения ЦИК.

4. Согласно части 2 статьи 95 Конституции Кыргызской Республики лицо, освобожденное от должности судьи в связи с нарушением им требований безупречности, не имеет права занимать в дальнейшем государственные и муниципальные должности, установленные законом, и лишается прав пользования льготами, установленными для судей и бывших судей.

В соответствии с Реестром государственных и муниципальных должностей Кыргызской Республики, утвержденным Указом Президента Кыргызской Республики от 31 января 2017 года № 17, должность члена ЦИК является специальной государственной должностью.

В связи с чем, часть 3 статьи 12 Закона (изменения в которую изложены в подпункте "а" пункта 5 статьи 1 проекта Закона) предлагаем дополнить пунктом 4), в котором предусматривается ограничение на занятие должности члена ЦИК:

"4) лицо, освобожденное от должности судьи, в связи с нарушением им требований безупречности;".

5. Относительно подпункта "б" пункта 5 статьи 1 проекта Закона, в части определения правового статуса членов ЦИК как государственных служащих, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе сроком на 6 лет, ЦИК считает, что предлагаемое положение не соответствует концепции Закона.

По мнению ЦИК, действующий порядок деятельности члена ЦИК на общественных началах, в первую очередь, обеспечивает гарантии, связанные с особым режимом работы и статусом члена ЦИК (член ЦИК не может преследоваться за свое мнение, предложение по тому или иному вопросу). При введении предлагаемых норм ЦИК считает, что принцип независимости может быть нарушен.

Кроме того, согласно статье 5 Закона Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", Жогорку Кенеш Кыргызской Республики избирает членов ЦИК: одну треть состава - по представлению Президента Кыргызской Республики, одну треть - парламентского большинства и одну треть - парламентской оппозиции.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственной гражданской службе и муниципальной службе" государственный гражданский служащий - гражданин Кыргызской Республики, занимающий административную должность в государственном органе, осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение из средств республиканского бюджета профессиональную служебную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение, который при поступлении на государственную службу проходит конкурсный отбор. В связи с этим вносимые изменения могут привести к противоречиям вышеуказанных законов.

Также, деятельность на постоянной основе в качестве государственных служащих потребует дополнительного финансирования из республиканского бюджета, в связи с чем, в справке-обосновании необходимо указать наличие источника финансирования.

6. Абзацы шестой-семнадцатый подпункта "б" пункта 5 статьи 1 проекта Закона дублируют статью 15 Закона, в связи с чем, предлагаем рассмотреть целесообразность внесения поправок.

7. Предлагаем часть 13 статьи 12 Закона (изложенную в новой редакции в подпункте "д" пункта 5 статьи 1 проекта Закона) исключить, в связи с тем, что установление условий оплаты труда, медицинского и бытового обслуживания члена ЦИК на уровне членов Правительства Кыргызской Республики нарушает иерархию государственных должностей и государственных органов.

Кроме того, член Правительства Кыргызской Республики - это политическая государственная должность, в процессе замещения которой лицо осуществляет властные полномочия и принимает политикоопределяющие решения, ориентированные на проведение в жизнь политических программ и проектов, несет ответственность за реализацию поставленных политических целей и задач в рамках полномочий, установленных Конституцией и иными нормативными правовыми актами, деятельность которого регулируется конституционным Законом Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики".

Член ЦИК в настоящее время осуществляет свою деятельность по мере проведения выборов и референдумов, и его деятельность имеет узкоспециальную направленность.

В порядке информации сообщаем, что члены ЦИК в настоящее время получают ежемесячное вознаграждение в размере 40000 сомов.

8. Относительно абзаца второго пункта 10 части 1 статьи 14 Закона (изменения, которые изложены в подпункте "б" пункта 6 статьи 1 проекта Закона) отмечаем, что аппарат ЦИК осуществляет организационно-методическое, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности ЦИК.

Согласно статье 9 Закона работники аппарата являются государственными служащими. Замещение вакантных должностей в аппарате ЦИК осуществляется с соблюдением требований и в порядке, установленном Трудовым кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О государственной гражданской и муниципальной службе".

ЦИК отмечает, что предлагаемые положения о том, что "прием на работу и увольнение постоянных специальных представителей, системных администраторов, руководителя аппарата, руководителей структурных подразделений аппарата ЦИК осуществляется с одобрения ЦИК", нарушают основной принцип построения и функционирования системы государственной службы, выраженный в единстве правовых и организационных основ государственной службы.

В связи с чем, по мнению ЦИК, предлагаемые изменения могут привести к политическому контролю над ЦИК. При этом, ЦИК должна быть независимой (аполитичной), которая обеспечивает соблюдение беспристрастности в принятии решений, нейтральности.

Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальным органом. Вопросы текущего характера решаются компетентным должностным лицом. Помимо персональной ответственности, данный порядок обеспечивает оперативность и своевременность решения вопросов технического, организационного характера, что является особенно важным в условиях проведения выборов.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно статье 32 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, регулирующего данную сферу правоотношений.

Закон Кыргызской Республики "О государственной гражданской и муниципальной службе" направлен на повышение эффективности государственной гражданской службы и муниципальной службы, обеспечение преемственности, стабильности и независимости профессиональной служебной деятельности граждан Кыргызской Республики в государственных органах и органах местного самоуправления.

Таким образом, предлагаемая проектом Закона вышеуказанная поправка вступает в противоречие со специальным законом, регулирующим порядок поступления на государственную службу.

9. Согласно пункту 8 статьи 1 проекта Закона территориальную избирательную комиссию предлагается формировать в составе двух третей представителей от политических партий, принявших непосредственное участие в предшествующих выборах депутатов Жогорку Кенеша или местных кенешей, и одной третей - от представителей представительных органов местного самоуправления.

ЦИК отмечает, что с учетом внедрения в избирательный процесс новых технологий (системы идентификации избирателей по биометрическим данным и автоматически считывающих урн) в качестве инструмента контроля ручного подсчета, на практике наблюдается низкая представленность политических партий среди членов избирательных комиссий. Между тем, действующим законодательством установлено, что избирательные комиссии формируются в составе одной второй представителей от политических партий и одной второй - от представителей представительных органов местного самоуправления. То есть, на сегодняшний день политические партии недостаточно активно представляют свои кандидатуры в состав территориальных, участковых избирательных комиссий.