Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

ВНИМАНИЕ!
Изменения, внесенные Законом КР от 16 декабря 2016 года № 207, вступают в силу
по истечении шести месяцев со дня официального опубликования
Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики,
банках и банковской деятельности"

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\d479d945-926a-418b-8b49-4fe0fa9993c1\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 13 августа 2004 года № 117

О Счетной палате Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 4 июня 2007 года № 77, 7 июля 2008 года № 139, 21 июля 2008 года № 163,
15 октября 2008 года № 213, 26 января 2009 года № 26, 18 февраля 2011 года № 2, 14 июля 2011 года № 100,
14 мая 2012 года № 53, 19 июля 2013 года № 152, 18 февраля 2014 года № 30, 16 декабря 2016 года № 207)

Настоящий Закон определяет статус, цели, задачи, принципы, функции, полномочия, права и обязанности Счетной палаты Кыргызской Республики.

 

Глава I
Общие положения

 

Статья 1. Основные определения, используемые в настоящем Законе

 

Государственный аудит - деятельность органа государственной власти по аудиту над управлением государственными ресурсами (финансовыми, материальными и другими), целью которой является эффективность использования государственных средств и имущества, достоверность составления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета, предотвращение нарушений финансовой дисциплины.

Аудит - предоставление независимой и профессиональной оценки, а также отчета о достоверности и надежности информации, подготовленной аудируемым субъектом.

Виды аудита - финансовый аудит, аудит на соответствие и аудит эффективности.

Финансовый аудит - изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы объекта аудита, позволяющие аудитору выразить мнение, что вся финансовая отчетность подготовлена в соответствии с требованиями законодательства и бухгалтерскими стандартами.

Аудит на соответствие - оценка соблюдения объектом аудита законодательства, регламентирующего его деятельность.

Аудит эффективности - изучение и анализ деятельности объекта аудита на предмет экономности, продуктивности и результативности.

Внешний аудит - независимая функция высшего органа государственного аудита, призванная осуществлять аудит отчетности Правительства Кыргызской Республики, эффективности его деятельности, включая аудит эффективности внутреннего аудита.

Внутренний аудит - независимая и объективная функция, выполняемая внутри объекта внутреннего аудита, включающая в себя анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации; результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления, сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики.

Предварительное исследование - получение статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности до получения полномочий на проведение аудита.

Член Счетной палаты - аудитор Счетной палаты - государственная должность с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий Счетной палаты, установленных настоящим Законом.

Внебюджетные средства - 1) денежные средства государства, не включаемые в республиканский и местный бюджеты и используемые по определенному целевому назначению; 2) средства, находящиеся в распоряжении организации и учреждения, выделяемые не из республиканского и местного бюджетов, а формируемые за счет других источников.

Специальные средства - средства, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из республиканского и местного бюджетов Кыргызской Республики. Специальными средствами являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

Нецелевое использование средств - расходование средств из республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных и специальных средств не по назначению.

Неэффективное использование средств - нерациональное, неэкономичное, непродуктивное использование средств из республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных и специальных средств.

Операционная деятельность - деятельность предприятий, организаций и учреждений, которая является источником ее денежных поступлений.

Финансовая дисциплина - обязательный для всех субъектов экономической деятельности и их должностных лиц порядок, связанный с использованием государственных средств.

Большая доля государственного и/или муниципального участия - государственное и/или муниципальное участие, составляющее 51 процент и более в предприятиях и организациях с частной и иной формой собственности.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года № 213, 18 февраля 2011 года № 2)

 

Статья 2. Законодательство о Счетной палате Кыргызской Республики

 

Полномочия, организация и порядок деятельности Счетной палаты Кыргызской Республики (далее - Счетная палата) определяются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Вопросы, касающиеся проведения внутреннего аудита в государственных органах и учреждениях, регулируются Законом Кыргызской Республики "О внутреннем аудите".

В своей деятельности Счетная палата применяет нормы международных договоров и соглашений, вступивших в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика. Если международными договорами или соглашениями, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международных договоров и соглашений.

Счетная палата по внутренним вопросам своей деятельности, неурегулированным законодательством Кыргызской Республики, вправе принимать Регламент Счетной палаты, не противоречащий законодательству Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 26 января 2009 года № 26, 18 февраля 2011 года № 2)

 

Статья 3. Статус Счетной палаты

 

(Название статьи в редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Счетная палата является независимым высшим органом государственного аудита.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики со своим наименованием и собственную символику.

Постоянным местопребыванием Счетной палаты является столица Кыргызской Республики город Бишкек.

Счетная палата имеет свои территориальные подразделения. Организация и деятельность территориальных подразделений регулируется законодательством о Счетной палате.

В своей деятельности Счетная палата подотчетна Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 4. Цель деятельности Счетной палаты

 

Основной целью деятельности Счетной палаты является аудит и аудит эффективности: оценка исполнения республиканского бюджета, составления и исполнения местного бюджета, внебюджетных и специальных средств, использования государственной и муниципальной собственности, обеспечение и реализация международных стандартов государственного аудита.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 5. Область действия полномочий Счетной палаты

 

Полномочия Счетной палаты действуют только на территории Кыргызской Республики. Исключения составляют аудит и аудит эффективности государственных организаций, действующих за границей.

Счетная палата является государственным аудитором всех государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений Кыргызской Республики.

Полномочия Счетной палаты распространяются на предприятия и организации с частной и иной формой собственности, где имеется большая доля государственного и/или муниципального участия.

По поручению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или Президента Кыргызской Республики Счетная палата может осуществлять аудит эффективности предприятий и организаций с долей государственного участия от 10% и более.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 6. Принципы организации деятельности Счетной палаты

 

Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

1) верховенства Конституции и законов Кыргызской Республики;

2) строгого соблюдения законности;

3) охраны интересов государства, прав и свобод граждан;

4) объективности, достоверности и честности;

5) гласности и открытости в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод личности, и с учетом режима секретности и иных охраняемых законодательством Кыргызской Республики сведений;

6) конфиденциальности;

7) финансовой, функциональной и организационной независимости;

8) профессиональной компетентности и должной тщательности;

9) коллегиальности;

10) следования профессиональным стандартам;

11) строгого соблюдения профессиональной этики и этики государственных служащих.

 

Статья 7. Основные виды деятельности Счетной палаты

 

Основные виды деятельности Счетной палаты включают:

1) аудит исполнения местного и республиканского бюджетов, деятельности налоговой и таможенной службы при выполнении доходной части государственного бюджета;

2) аудит использования государственной и муниципальной собственности;

3) аудит деятельности предприятий и организаций с большей долей государственного и/или муниципального участия;

4) аудит использования внебюджетных средств;

5) аудит деятельности предприятий и организаций с частной и иной формой собственности, которые получают средства из республиканского и местного бюджетов, только в отношении этих средств;

6) аудит состояния и управления государственным внутренним и внешним долгом Кыргызской Республики;

7) аудит для дачи заключений, ответов на запросы органов государственной власти и других организаций;

8) аудит деятельности предприятий и организаций независимо от формы собственности для дачи заключений, ответов на запросы правоохранительных органов по возбужденным уголовным делам, а также постановлениям судов и Омбудсмена (Акыйкатчы);

9) анализ проектов республиканского бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений Кыргызской Республики, государственных программ и иных документов, затрагивающих вопросы республиканского бюджета Кыргызской Республики и бюджета местного самоуправления, и дача по ним заключения;

10) подготовка и внесение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложений и рекомендаций по усовершенствованию бюджетного законодательства;

11) подготовка и представление отчетов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по исполнению республиканского и местного бюджетов и внебюджетных фондов, а также направление соответствующей информации в органы местного самоуправления;

12) предоставление Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики информации о ходе исполнения республиканского бюджета и результатах проведенных мероприятий;

13) предоставление консультаций и рекомендаций на обращение органов государственной власти и других организаций, а также осуществление иной деятельности, вытекающей из настоящего Закона;

14) аудит Национального банка Кыргызской Республики в части осуществления операций по обслуживанию счетов Правительства Кыргызской Республики, правильности исчисления прибыли, отчисляемой в республиканский бюджет;

15) аудит коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими республиканского и местных бюджетов;

16) внесение предложений Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики по результатам проведенных аудитов.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 8. Полномочия Счетной палаты

 

1. Счетная палата вправе:

1) проводить предварительное исследование установленной статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) проводить аудит по направлениям, указанным в статье 7 настоящего Закона, и давать по результатам отчеты об аудите и другие отчеты;

3) давать заключения касательно деятельности объекта аудита;

4) давать обязательные к исполнению предписания объектам аудита, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

5) получать в пределах установленного законодательства запрашиваемую информацию, необходимую для обеспечения деятельности Счетной палаты, от всех органов государственной власти и местного самоуправления в Кыргызской Республике, Национального банка Кыргызской Республики, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Национальный банк Кыргызской Республики, банки и иные кредитно-финансовые учреждения должны по запросу Счетной палаты и в соответствии с порядком, предусмотренным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", представлять необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов аудируемых объектов, если они получают, перечисляют, используют средства из республиканского или местного бюджетов или используют государственную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные национальным законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

6) осуществлять оперативный контроль своевременности денежных поступлений, фактического расходования бюджетных ассигнований в процессе исполнения республиканского бюджета в сравнении с законодательно утвержденными показателями, выявлять отклонения и нарушения, проводить их анализ, вносить предложения по их устранению.

2. Счетная палата не вправе:

1) продвигать политические цели объектов аудита;

2) налагать административные и иные санкции к должностным лицам и сотрудникам объекта аудита.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года № 213, 16 декабря 2016 года № 207)

 

Глава II
Организация и планирование деятельности Счетной палаты

 

Статья 9. Состав и структура Счетной палаты

 

Счетная палата формируется из девяти аудиторов Счетной палаты, назначенного из их состава председателя Счетной палаты, аппарата и ее территориальных подразделений.

Структура, предельная штатная численность государственных служащих и штатное расписание Счетной палаты утверждаются председателем Счетной палаты с согласия профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в пределах средств, предусмотренных законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год для осуществления деятельности Счетной палаты.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года № 213, 18 февраля 2011 года № 2, 14 июля 2011 года № 100, 18 февраля 2014 года № 30)

 

Статья 10. Сотрудники Счетной палаты

 

Аппарат сотрудников формируется из специалистов и иных штатных сотрудников Счетной палаты.

Руководство центральным аппаратом осуществляет руководитель аппарата Счетной палаты.

Руководство территориальным подразделением Счетной палаты осуществляет руководитель территориального подразделения Счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность сотрудников Счетной палаты определяются настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О государственной службе", трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 11. Планирование работы Счетной палаты

 

Счетная палата строит свою работу на основе стратегического, годового и текущих планов, которые составляются исходя из необходимости осуществления государственного аудита с учетом всех направлений деятельности Счетной палаты.

Планы работ по осуществлению аудита, возглавляемого членами (аудиторами) Счетной палаты, составляются с обязательным условием их ежегодной ротации с учетом специализации направлений аудируемого объекта.

В план работы Счетной палаты включаются поручения Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его профильного Комитета, а также запросы Правительства Кыргызской Республики. План работы Счетной палаты и ее территориальных подразделений утверждается на Совете Счетной палаты.

В утвержденный план работы Счетной палаты при необходимости могут быть внесены изменения и дополнения, которые принимаются на Совете Счетной палаты.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании поручения Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, запросов Правительства Кыргызской Республики, а также руководителей правоохранительных органов по возбужденным уголовным делам.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года № 213, 18 февраля 2014 года № 30)

 

Статья 12. Совет Счетной палаты и его полномочия

 

Высшим органом Счетной палаты является Совет Счетной палаты, состоящий из председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты.

Совет Счетной палаты созывается по мере необходимости председателем Счетной палаты или по требованию одной трети аудиторов Счетной палаты, но не реже одного раза в месяц.

Заседания Совета Счетной палаты являются правомочными, если в них принимает участие более половины состава Счетной палаты.

Решения Совета Счетной палаты принимаются в виде постановления и подписываются председательствующим на Совете Счетной палаты.

Совет Счетной палаты принимает следующие решения:

1) рассматривает и утверждает стратегический, годовой и текущие планы работы;

2) вносит изменения и дополнения в утвержденные планы работы;

3) заслушивает проекты отчетов об аудите и аудите эффективности аудиторов, руководителей групп и территориальных подразделений;

4) утверждает отчеты об аудите и аудите эффективности, в том числе о финансовой деятельности Счетной палаты;

5) утверждает Регламент Счетной палаты, положения и инструкции, регулирующие внутренние вопросы деятельности Счетной палаты;

6) утверждает методологии проведения аудита и аудита эффективности;

7) утверждает Этический кодекс;

8) утверждает проект бюджета Счетной палаты;

9) заслушивает отчеты руководителя аппарата Счетной палаты, структурных и территориальных подразделений;

10) вносит предложения Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и Правительству Кыргызской Республики по совершенствованию законодательства;

11) утверждает и направляет на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отчет председателя Счетной палаты за отчетный период в сроки, установленные законами;

12) вносит предложения о возбуждении вопроса о приостановлении полномочий либо об освобождении от занимаемой должности аудиторов и сотрудников Счетной палаты.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года № 213, 18 февраля 2011 года № 2, 18 февраля 2014 года № 30)

 

Статья 13. Ведение записей и хранение документов

 

Счетная палата обязана хранить подлинники заключений, отчетов и других документов, сохраняя их конфиденциальность и обеспечивая сохранность.

Сроки и условия хранения данных документов определяются Счетной палатой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 14. Обучение и профессиональное образование

 

Счетная палата в соответствии с законодательством Кыргызской Республики может создавать учебные учреждения и центры по обучению и повышению квалификации кадров.

Сотрудники Счетной палаты обязаны проходить регулярное обучение по вопросам повышения квалификации, а именно изучения новых технологий, изменений в законодательстве и т.д. за счет средств республиканского бюджета и грантов.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 15. Международные отношения Счетной палаты

 

Счетная палата вправе устанавливать и поддерживать международные отношения с государственными органами иностранных государств и их международными объединениями, занимающимися вопросами государственного аудита, заключать с ними соглашения о сотрудничестве.

Счетная палата при необходимости может сотрудничать, предоставлять или делиться информацией с институтами аудита и правоохранительными органами других стран.

 

Глава III
Правовой статус председателя, аудиторов и сотрудников Счетной палаты

 

Статья 16. Квалификационные требования к кандидатам на должность председателя Счетной палаты

 

Председатель Счетной палаты назначается Президентом Кыргызской Республики из числа избранных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики аудиторов Счетной палаты сроком на 5 лет.

(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 18 февраля 2011 года № 2)

(Часть третья утратила силу в соответствии с Законом КР от 18 февраля 2011 года № 2)

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Жогорку Кенеша и местных кенешей Кыргызской Республики, членом Правительства Кыргызской Республики, членом политической партии (либо членство в партии должно быть приостановлено), заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Председатель Счетной палаты не может состоять в близких родственных отношениях с Президентом Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, Руководителем Аппарата Президента Кыргызской Республики, Генеральным прокурором Кыргызской Республики, Председателем Верховного суда Кыргызской Республики и Председателем Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 4 июня 2007 года № 77, 21 июля 2008 года № 163, 15 октября 2008 года № 213, 18 февраля 2011 года № 2, 14 мая 2012 года № 53)

 

Статья 17. Полномочия председателя Счетной палаты

 

Председатель Счетной палаты:

1) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 18 февраля 2011 года № 2)

2) утверждает структуру и штатное расписание Счетной палаты в пределах утвержденного бюджета и штатной численности;

3) назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Счетной палаты, руководителей территориальных подразделений и других сотрудников Счетной палаты;

4) назначает руководителя группы для проведения аудита и аудита эффективности;

5) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми сотрудниками Счетной палаты;

6) председательствует на Совете Счетной палаты и подписывает его решения;

7) возлагает свои полномочия на одного из аудиторов Счетной палаты сроком не более трех месяцев;

8) решает вопрос о проведении внепланового аудита и аудита эффективности с последующим согласованием с Советом Счетной палаты;

9) решает вопрос о проведении перепроверки при установлении документов, свидетельствующих о нарушениях, не выявленных проверкой;

10) возбуждает дисциплинарное производство в отношении аудиторов и сотрудников Счетной палаты по результатам служебных проверок;

11) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 18 февраля 2011 года № 2)

12) продлевает сроки проведения аудита и аудита эффективности, принимает решение о рассмотрении отдельных отчетов по результатам аудитов;

13) принимает участие в заседаниях и сессиях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его комитетов и комиссий, заседаниях Правительства Кыргызской Республики;

14) представляет Счетную палату в органах государственной власти Кыргызской Республики и за рубежом;

15) заключает договоры с внешними специалистами;

16) заключает хозяйственные и иные договоры;

17) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы.

Председатель Счетной палаты может иметь и другие полномочия, необходимые для выполнения своих обязанностей.

(В редакции Законов КР от 15 октября 2008 года № 213, 18 февраля 2011 года № 2)

 

Статья 18. Обязанности и ответственность председателя Счетной палаты

 

1. Председатель Счетной палаты обязан:

1) осуществлять общее руководство деятельностью Счетной палаты, организовывать и контролировать ее работу;

2) организовывать и руководить деятельностью Совета Счетной палаты;

3) предоставлять Жогорку Кенешу Кыргызской Республики ежегодный отчет и другие отчеты;

4) информировать Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о деятельности Счетной палаты.

2. Председатель Счетной палаты несет персональную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

1) за нарушение законодательства Кыргызской Республики;

2) за разглашение государственной и иной охраняемой законами Кыргызской Республики тайны;

3) за злоупотребление властью и превышение служебных полномочий;

4) за неисполнение служебных обязанностей;

5) за организацию деятельности Счетной палаты;

6) за нарушение правил Этического кодекса.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 19. Приостановление и прекращение полномочий председателя Счетной палаты

 

1. Полномочия председателя Счетной палаты приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:

1) признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке;

2) привлечен к уголовной ответственности;

3) по состоянию здоровья не способен длительное время выполнять свои обязанности;

4) зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики либо местного кенеша Кыргызской Республики, на должность главы местного самоуправления.

2. Привлечение к уголовной ответственности председателя Счетной палаты возможно только с санкции Генерального прокурора и уведомления Президента и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. Приостановление полномочий председателя Счетной палаты, кроме случая, когда он заключен под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты председателю Счетной палаты, а при признании его безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера, а также снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения председателя Счетной палаты.

4. Решение о приостановлении или возобновлении полномочий председателя Счетной палаты принимается Президентом Кыргызской Республики.

5. Председатель Счетной палаты может быть освобожден от занимаемой должности до истечения срока полномочий по следующим основаниям:

1) письменного заявления председателя Счетной палаты о досрочном освобождении с приложением отчета о выполненной работе и обоснования причин увольнения Жогорку Кенешу Кыргызской Республики;

2) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности, либо о признании его недееспособным;

3) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять обязанности председателя Счетной палаты в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики;

4) прекращения гражданства Кыргызской Республики;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении председателя Счетной палаты;

6) вступления в законную силу решения суда о применении к председателю Счетной палаты принудительных мер медицинского характера;

7) смерти председателя Счетной палаты или вступления в законную силу решения суда о признании его умершим;

8) перехода на другую работу, не совместимую с выполнением полномочий председателя Счетной палаты.

6. Председатель Счетной палаты освобождается от занимаемой должности Президентом Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

7. В случае отмены состоявшегося в отношении председателя Счетной палаты обвинительного приговора суда он подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы, а при истечении срока, на который он был избран, председателю Счетной палаты выплачивается причитающаяся заработная плата.

(В редакции Законов КР от 21 июля 2008 года № 163, 18 февраля 2011 года № 2)

 

Статья 20. Квалификационные требования к кандидатам на должность аудитора Счетной палаты

 

Аудитором Счетной палаты может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного аудита и контроля, экономики, финансов и права не менее 7 лет.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики избирает аудиторов Счетной палаты: одну треть состава - по представлению Президента Кыргызской Республики, одну треть - парламентского большинства и одну треть - парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Аудиторы Счетной палаты избираются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики сроком на 5 лет.

Аудитор Счетной палаты не может быть депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей Кыргызской Республики, членом Правительства Кыргызской Республики, членом политической партии (либо членство в партии должно быть приостановлено), заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Аудитор Счетной палаты не может состоять в близких родственных отношениях с Президентом Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, Руководителем Аппарата Президента Кыргызской Республики, Генеральным прокурором Кыргызской Республики, Председателем Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и Председателем Верховного суда Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 7 июля 2008 года № 139, 15 октября 2008 года № 213, 18 февраля 2011 года № 2)

 

Статья 21. Полномочия аудитора Счетной палаты

 

Аудитор Счетной палаты при осуществлении своих функций имеет право:

1) беспрепятственно посещать государственные органы, воинские части и подразделения и прочие организации, финансируемые из республиканского и местных бюджетов;

2) неограниченного доступа к первичным документам, отражающим хозяйственную и финансовую деятельность, счетным регистрам, балансам и счетам, статистическим материалам, сметам, договорам, приказам, распоряжениям и иным правовым актам, переписке и документам делопроизводства по данному делу, в том числе секретным документам, а также материалам проверки органов, осуществивших финансовый контроль;

3) получать в необходимых случаях от руководителей и других лиц проверяемого предприятия, учреждения и организации, а также от лиц, осуществивших проверки, устные и письменные объяснения и справки по вопросам, связанным с проверкой;

4) в случаях возникновения серьезных подозрений на наличие правонарушений на основании распоряжения председателя Счетной палаты с последующим уведомлением Совета Счетной палаты рекомендовать временно изымать подлинники документов, файлы, включая компьютеры. При этом объекту аудита должен быть предоставлен перечень изъятой информации и оборудования, а также копии изъятых документов в соответствии с настоящим Законом;

5) иметь особое мнение по вопросам, решаемым на Совете Счетной палаты;

6) быть назначенным ответственным по приему материалов аудита по возглавляемым направлениям деятельности;

7) имеет исключительное право подписи отчета по результатам деятельности по возглавляемым направлениям;

8) принимает участие в заседаниях и сессиях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его комитетов и комиссий, заседаниях Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 22. Обязанности и ответственность аудитора Счетной палаты

 

Аудитор при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать нормы настоящего Закона, законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Аудитор Счетной палаты несет персональную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

1) за определенные направления деятельности Счетной палаты, устанавливаемые Советом Счетной палаты;

2) за достоверность результатов аудита и аудита эффективности;

3) за разглашение государственной и иной охраняемой законами Кыргызской Республики тайны;

4) за неисполнение служебных обязанностей;

5) за злоупотребление властью и превышение служебных полномочий;

6) за нарушение действующего законодательства Кыргызской Республики;

7) за неисполнение правил Этического кодекса.

В случае обнаружения признаков преступления в действии или в бездействии аудитора Счетной палаты материалы об этом направляются правоохранительным органам Кыргызской Республики.

Ущерб, причиненный неправомерными действиями аудитора Счетной палаты, возмещается в порядке и на основаниях предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 23. Приостановление и прекращение полномочий аудитора Счетной палаты

 

1. Полномочия аудитора Счетной палаты приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:

1) признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке;

2) привлечен к уголовной ответственности;

3) по состоянию здоровья не способен длительное время выполнять свои обязанности;

4) зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики либо местного кенеша Кыргызской Республики, на должность главы местного самоуправления.

2. Привлечение к уголовной ответственности аудитора возможно только с санкции Генерального прокурора и уведомления Президента и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. Приостановление полномочий аудитора Счетной палаты, кроме случая, когда он заключен под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты аудитору Счетной палаты, а при признании его безвестно отсутствующим - его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, а также снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения аудитора Счетной палаты.

4. Приостановление или возобновление полномочий аудиторов Счетной палаты осуществляется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

5. Аудитор Счетной палаты может быть освобожден от должности до истечения срока полномочий по следующим основаниям:

1) письменное заявление аудитора Счетной палаты о досрочном освобождении, с приложением отчета о выполненной работе и обоснования причин увольнения Жогорку Кенешу Кыргызской Республики;

2) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании его недееспособным;

3) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять обязанности аудитора Счетной палаты в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики;

4) прекращение гражданства Кыргызской Республики;

5) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении аудитора Счетной палаты;

6) вступление в законную силу решения суда о применении к аудитору Счетной палаты принудительных мер медицинского характера;

7) смерть аудитора Счетной палаты или вступление в законную силу решения суда о признании его умершим;

8) переход на другую работу, не совместимую с выполнением полномочий аудитора Счетной палаты;

9) нарушение требований статьи 22 настоящего Закона.

6. Аудитор Счетной палаты освобождается от занимаемой должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики, парламентского большинства и парламентской оппозиции.

7. В случае отмены состоявшегося в отношении аудитора Счетной палаты обвинительного приговора суда он подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы, а при истечении срока, на который он был избран, аудитору Счетной палаты выплачивается причитающаяся заработная плата.

(В редакции Законов КР от 21 июля 2008 года № 163, 18 февраля 2011 года № 2, 18 февраля 2014 года № 30)

 

Статья 24. Руководитель аппарата и территориального подразделения Счетной палаты

(Название статьи в редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

1. Руководителем аппарата и территориального подразделения Счетной палаты может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного аудита и контроля, экономики, финансов и права не менее 7 лет.

2. Руководитель аппарата и территориального подразделения Счетной палаты не может быть депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей Кыргызской Республики, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. Руководитель аппарата осуществляет руководство деятельностью аппарата и организует его работу, выполняет поручения председателя Счетной палаты.

4. Руководитель территориального подразделения Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью территориального подразделения и организует его работу;

2) разрабатывает и представляет на утверждение в Совет Счетной палаты план работы территориального подразделения;

3) ведет заседание территориального подразделения и подписывает его решения;

4) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения сотрудниками территориального подразделения;

5) подписывает отчеты об аудитах, проводимых работниками территориальных подразделений;

6) продлевает срок проведения аудита на срок не более 21 дней. Последующее продление осуществляется с согласия председателя Счетной палаты;

7) вносит предложения по премированию сотрудников территориального подразделения;

8) вносит предложения по совершенствованию бюджетного права;

9) принимает и увольняет обслуживающий персонал территориального подразделения;

10) возбуждает дисциплинарное производство в отношении сотрудников территориального подразделения.

5. Руководитель территориального подразделения Счетной палаты обязан:

1) осуществлять руководство деятельностью территориального подразделения, организовывать и контролировать его работу;

2) организовывать и руководить деятельностью заседания территориального подразделения;

3) предоставлять в Счетную палату отчеты об аудите и другие отчеты, подготавливаемые в рамках компетенции территориального подразделения Счетной палаты;

4) информировать председателя Счетной палаты о деятельности территориального подразделения;

5) по согласованию с председателем Счетной палаты вносить на рассмотрение Совета Счетной палаты проекты отчетов по отдельным аудитам;

6) соблюдать нормы настоящего Закона, законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 25. Сотрудники Счетной палаты

 

Сотрудником Счетной палаты может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий опыт профессиональной деятельности в области государственного аудита и контроля, экономики, финансов и права не менее 5 лет.

Сотрудники Счетной палаты при осуществлении своих полномочий и только при наличии документа на право проведения аудита имеют право:

1) беспрепятственно посещать государственные органы, воинские части и подразделения и прочие организации, финансируемые из республиканского и местных бюджетов;

2) по вопросам проведения аудита входить в склады, хранилища, производственные здания и другие помещения, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики;

3) неограниченного доступа к первичным документам, отражающим хозяйственную и финансовую деятельность, счетным регистрам, балансам и счетам, статистическим материалам, сметам, договорам, приказам, распоряжениям и иным правовым актам, переписке и документам делопроизводства по данному делу, в том числе секретным документам, а также материалам проверки налоговых и таможенных органов;

4) получать в необходимых случаях от руководителей и других лиц проверяемого предприятия, учреждения и организации, а также от лиц, осуществивших предыдущие проверки, устные и письменные объяснения и справки по вопросам, связанным с настоящей проверкой:

5) в случаях обнаружения серьезных подозрений на наличие правонарушений на основании распоряжения председателя Счетной палаты, руководителя аппарата и руководителя территориального подразделения Счетной палаты с последующим уведомлением председателя Счетной палаты, временно изымать подлинники документов, файлы, включая компьютеры. При этом объекту аудита должен быть предоставлен перечень изъятой информации и оборудования, а также копии изъятых документов в соответствии с настоящим Законом;

6) быть назначенным руководителем группы для проведения аудита с

правом подписи отчета по его проведению.

Сотрудник Счетной палаты не имеет права принимать участие в проведении аудита или аудита эффективности в том случае, если он:

1) является близким родственником руководителя, учредителя или работника объекта аудита;

2) имеет личные имущественные интересы, относящиеся к объекту аудита;

3) является работником объекта аудита в течение периода, подлежащего аудиту.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 26. Внешние специалисты Счетной палаты

 

Счетная палата при осуществлении своей деятельности может воспользоваться услугами внешних специалистов (не сотрудников Счетной палаты), имеющих опыт профессиональной деятельности в области государственного аудита и контроля, экономики, финансов, права и по другим направлениям не менее 5 лет, для проведения полных или частичных аудитов.

Договор с внешними специалистами заключается председателем Счетной палаты от лица Счетной палаты.

Услуги внешних специалистов оплачиваются Счетной палатой из средств, предусмотренных для финансирования Счетной палаты республиканским бюджетом.

Счетная палата имеет право делегировать любое из своих полномочий или функций внешним специалистам для выполнения вверенных им функций под их личную ответственность.

Внешние специалисты обязаны соблюдать законодательство о Счетной палате Кыргызской Республики.

Внутренние вопросы взаимодействия Счетной палаты и внешних специалистов регулируются Счетной палатой.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2014 года № 30)

 

Статья 27. Гарантии независимости Счетной палаты

 

Независимость Счетной палаты обеспечивается:

1) осуществлением своей деятельности по правилам, предусмотренным законодательством о Счетной палате;

2) недопустимостью, под угрозой ответственности, воздействия на должностных лиц и сотрудников Счетной палаты в какой бы то ни было форме, с чьей бы то ни было стороны. Лица, неправомерно пытающиеся воздействовать на деятельность Счетной палаты, подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики;

3) созданием надлежащих условий для осуществления своей деятельности;

4) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты;

5) своевременным и надлежащим финансированием деятельности Счетной палаты.

 

Статья 28. Этический кодекс

 

(Название статьи в редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Председатель, аудиторы и сотрудники Счетной палаты обязаны соблюдать Этический кодекс, который регламентирует правила и нормы поведения при осуществлении служебных полномочий и функций.

Председатель, аудиторы Счетной палаты после избрания их на должность приносят присягу на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:

"Я, ... приступая к исполнению полномочий председателя (аудитора) Счетной палаты Кыргызской Республики, присягаю на верность Кыргызской Республике и клянусь:

соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, добросовестно, беспристрастно и квалифицированно исполнять свои обязанности в интересах государства и кыргызского народа. Если же нарушу данную клятву, буду нести ответственность перед Законом Кыргызской Республики". Сотрудники Счетной палаты приносят присягу на Совете Счетной палаты.

Неисполнение председателем Счетной палаты, аудиторами и сотрудниками Счетной палаты правил Этического кодекса влечет ответственность в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 29. Права и обязанности объектов аудита Счетной палаты

 

1. Должностное лицо объекта аудита:

1) обеспечивает аудиторов и сотрудников Счетной палаты рабочим местом, при его наличии;

2) обеспечивает аудиторов и сотрудников Счетной палаты необходимой для осуществления аудита и аудита эффективности всей запрашиваемой информацией и несет персональную ответственность за ее достоверность, объективность и полноту;

3) не вмешивается в действия аудиторов и сотрудников Счетной палаты, не вводит в заблуждение, не препятствует проведению аудита и не ограничивает его масштаб;

4) допускает аудиторов и сотрудников Счетной палаты к аудированию и изучению документов в течение рабочего времени с минимальным отрывом объекта аудита от ведения своих дел;

5) своевременно отчитывается о мерах, принятых по устранению недостатков, связанных с получением, перечислением или использованием ими средств республиканского и местного бюджетов, использованием государственной и муниципальной собственности и управлением ею.

2. Должностное лицо объекта аудита вправе:

1) знать время проведения и продолжительность аудита и аудита эффективности, их результаты, выводы и рекомендации (если таковые имеются);

2) не допускать аудиторов и сотрудников Счетной палаты, не представивших соответствующего документа, на проведение аудита и аудита эффективности;

3) получать полное письменное обоснование о продлении сроков аудита, В случае если должностное лицо считает, что продление аудита необоснованно, может обратиться в суд;

4) получить возмещение убытков, понесенных в результате неправомерных действий аудиторов и сотрудников Счетной палаты;

5) в случае неправомерных действий со стороны аудиторов и сотрудников Счетной палаты ставить в известность правоохранительные органы.

3. Все объекты аудита обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее функций.

4. Отказ или уклонение должностных лиц объектов аудита от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации и отказ отвечать на правомерно поставленные вопросы влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 30. Компенсация за неправомерные действия

 

Должностное лицо либо сотрудник объекта аудита, которому был нанесен вред со стороны председателя Счетной палаты, аудитора либо сотрудника Счетной палаты, действовавшего в нарушение настоящего Закона или правил, инструкций или стандартов, может обратиться в суд для выплаты компенсации.

Выплата компенсации производится за счет лиц, виновных в нанесении вреда.

 

Глава IV
Основные функции Счетной палаты

 

Статья 31. Отчеты об аудите и прочие отчеты по исполнению республиканского и местного бюджетов

 

Счетная палата осуществляет аудит по исполнению республиканского и местного бюджетов.

Счетная палата в процессе исполнения республиканского и местного бюджетов исследует и анализирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями республиканского и местного бюджетов, проводит их анализ, выявляет нарушения и вносит предложения по их устранению.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по исполнению республиканского и местного бюджетов.

 

Статья 32. Отчеты об аудите и прочие отчеты по состоянию государственного внутреннего и внешнего долга и использованию кредитных ресурсов

 

Счетная палата осуществляет аудит:

1) за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Кыргызской Республики;

2) за законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов, займов и гуманитарной помощи, получаемых Правительством Кыргызской Республики, а также хозяйствующими субъектами под гарантию Правительства Кыргызской Республики;

3) за эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

4) за предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по состоянию государственного внутреннего и внешнего долга и использованию кредитных ресурсов.

 

Статья 33. Отчеты об аудите и прочие отчеты по расходам представительств и организаций, работающих за границей

 

Счетная палата осуществляет аудит за расходами государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за границей и финансируемых из республиканского бюджета, по объемам, структуре, целевому назначению и целесообразности их расходования.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по расходам представительств и организаций, работающих за границей.

 

Статья 34. Отчеты об аудите и прочие отчеты по государственной инвестиционной деятельности

 

Счетная палата осуществляет аудит:

1) за целевым использованием органами государственного управления и хозяйствующими субъектами средств, предусмотренных для инвестирования экономики;

2) за использованием государственных инвестиционных средств, выделяемых на создание и развитие предприятий негосударственных форм собственности.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по инвестиционной деятельности.

 

Статья 35. Отчеты об аудите и прочие отчеты по внебюджетным средствам

 

Счетная палата осуществляет аудит за формированием и эффективностью использования средств республиканских и местных внебюджетных фондов, а также валютных средств, находящихся в ведении Правительства Кыргызской Республики или органов местного самоуправления.

Полномочия по осуществлению аудита распространяются на доходы внебюджетных средств, находящихся в ведении предприятий, организаций и объединений, специально созданных для этих целей,

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по внебюджетным средствам.

 

Статья 36. Отчеты об аудите и прочие отчеты по счетам специальных средств

 

Счетная палата осуществляет аудит специальных средств.

Полномочия по осуществлению аудита распространяются на доходы и расходы предприятий, организаций и объединений, где в соответствии с законодательством Кыргызской Республики созданы счета специальных средств в части аудита этих средств.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по аудиту специальных средств.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 37. Отчеты об аудите и прочие отчеты по поступлениям в республиканский и местный бюджеты от распоряжения государственной и муниципальной собственностью

 

Счетная палата осуществляет аудит за поступлениями в республиканский и местный бюджеты средств, полученных:

1) от распоряжения и управления государственным и муниципальным имуществом (в том числе его приватизации, продажи и аренды);

2) от использования природных ресурсов.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по поступлениям в республиканский и местный бюджеты от распоряжения государственной и муниципальной собственностью.

 

Статья 38. Отчеты об аудите и прочие отчеты по предприятиям и организациям с большей долей государственного и/или муниципального участия

 

Счетная палата осуществляет аудит и аудит эффективности предприятий и организаций с большей долей государственного и/или муниципального участия.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите и прочие отчеты по предприятиям и организациям с большей долей государственного и/или муниципального участия.

 

Статья 39. Отчеты об аудите эффективности и прочие отчеты мероприятий, предприятий и организаций с частной и иной формой собственности, которые получают средства из республиканского и местного бюджетов

 

Счетная палата осуществляет аудит эффективности мероприятий, предприятий и организаций с частной и иной формой собственности, которые получают средства из республиканского и местного бюджетов, только в отношении этих средств.

По результатам проведенных мероприятий Счетная палата готовит отчеты об аудите эффективности и прочие отчеты по предприятиям и организациям с частной и иной формой собственности, которые получают средства из республиканского и местного бюджетов.

Счетная палата не проводит аудит частных предприятий, предоставляющих товары, работы и услуги по заказам государства, но имеет право осуществлять встречные проверки по поставкам товаров, работ и услуг лишь в случаях наличия обоснованного мнения о возможных нарушениях.

 

Статья 40. Предоставление консультаций и рекомендаций

 

Счетная палата предоставляет Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики, объектам аудита, государственным органам, включая правоохранительные, консультации и рекомендации в отношении отдельных и особых вопросов.

Счетная палата рекомендует объекту аудита меры по совершенствованию его операционной деятельности.

Должностные лица и сотрудники объекта аудита, предоставившие Счетной палате верную информацию и правильно использующие предоставленные им консультации и рекомендации, позднее не могут быть подвергнуты административным мерам наказания по данному вопросу.

 

Статья 41. Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами

 

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики, государственный орган по национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, Национальный банк Кыргызской Республики, Министерство финансов Кыргызской Республики и их ведомственные подразделения, иные государственные органы обязаны содействовать деятельности Счетной палаты.

Счетная палата обязана сотрудничать с вышеперечисленными организациями, а также при выявлении правонарушений сообщить о них и предоставить свои заключения правоохранительным органам или суду.

Вышеперечисленные организации, в особенности правоохранительные органы и суды, обязаны предоставлять информацию о ходе разбирательства по переданным им делам.

(В редакции Закона КР от 21 июля 2008 года № 163)

 

Статья 42. Взаимодействие Счетной палаты со службой внутреннего аудита объекта аудита

 

Счетная палата при проведении аудита может проводить анализ работы и отчетности служб внутреннего аудита объектов аудита там, где такие службы имеются.

Счетная палата по своему собственному усмотрению может полагаться на отчеты, подготовленные службой внутреннего аудита, а также может применять собственное планирование аудита и оценку рисков, принимая во внимание результаты оценок внутреннего аудита.

 

Статья 43. Взаимоотношения Счетной палаты с Национальным банком Кыргызской Республики

 

Счетная палата проводит аудиты эффективности Национального банка Кыргызской Республики, готовит отчет в отношении обслуживания республиканского бюджета и использования золото-валютных резервов.

Счетная палата не имеет права:

1) давать Национальному банку Кыргызской Республики обязательные для исполнения указания;

2) изучать полномочия Национального банка Кыргызской Республики как регулятора коммерческих банков;

3) запрашивать конфиденциальную информацию, которой обладает Национальный банк Кыргызской Республики в отношении коммерческих банков;

4) изучать деятельность Национального банка Кыргызской Республики в отношении определения процентных ставок или денежной политики.

Аудит эффективности Национального банка Кыргызской Республики проводится с учетом целей и задач его деятельности, статуса независимости и конфиденциальности информации, установленной Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", а также в соответствии с международными стандартами аудита центральных банков.

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года № 207)

 

Глава V
Функции Счетной палаты в области стандартов

 

Статья 44. Стандарты аудита

 

Счетная палата при осуществлении своих полномочий применяет международные стандарты аудита.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 45. Стандарты финансовой отчетности

 

Счетная палата при осуществлении своих полномочий применяет международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты бухгалтерского учета.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Глава VI
Полномочия Счетной палаты в области сбора информации и секретности

 

Статья 46. Полномочия аудиторов и сотрудников Счетной палаты в области получения информации

 

Счетная палата обладает полномочиями в области сбора информации.

Информация, полученная Счетной палатой, может использоваться только для подготовки отчетов и комментариев и не может быть использована для иных целей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

 

Статья 47. Защита операционной независимости

 

Счетная палата предоставляет информацию только при наличии письменного запроса с обоснованием.

По своему собственному усмотрению Счетная палата может отклонить запрос в предоставлении информации, при этом причины отклонения должны быть сообщены источнику запроса и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

 

Статья 48. Доступ к помещениям

 

Аудиторы и сотрудники Счетной палаты имеют право доступа к помещениям с целью проведения аудирования документов и активов.

Доступ к помещениям осуществляется в течение официальных часов работы. Председатель Счетной палаты, руководитель аппарата и руководитель территориального подразделения имеют право разрешить доступ в другое время в случаях острой необходимости (например, при существовании опасности уничтожения записей, активов и т.д.).

 

Статья 49. Доступ к документам

 

Аудированию могут быть подвергнуты любые виды документов: бумажные, электронные, документы на микропленке и прочие.

Счетная палата при необходимости может делать копии всех документов, завизированных должностным лицом объекта аудита, а также опрашивать должностных лиц, сотрудников и акционеров.

В случаях когда есть серьезные подозрения в преступлении, председатель Счетной палаты, руководитель аппарата или руководитель территориального подразделения может дать распоряжение временно изъять подлинники документов, файлы, включая компьютеры. При этом объекту аудита должен быть предоставлен перечень изъятой информации, документов и оборудования, а также копии изъятых документов.

В объектах аудита негосударственной формой собственности файлы, включая компьютеры, изымаются с согласия должностного лица объекта аудита, в случае недостижения согласия файлы, дискеты и оборудование, содержащие необходимую информацию для проведения аудита, опечатываются до решения суда.

 

Глава VII
Аудиты и аудиты эффективности

 

Статья 50. Аудиты

 

Счетная палата проводит аудит финансовой отчетности, счетов и прочей информации государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений, за исключением Национального банка Кыргызской Республики.

По завершению аудита Счетная палата готовит отчет о проведенном аудите и в течение недели после его утверждения Советом Счетной палаты размещает его на своем официальном сайте.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2014 года № 30)

 

Статья 51. Аудиты эффективности

 

Целью аудитов эффективности является изучение и подготовка отчета для Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по вопросам экономии, эффективности, операционной действенности или административной деятельности Правительства Кыргызской Республики, а также предоставление рекомендаций по совершенствованию бюджетного права.

Данные отчеты могут содержать следующие вопросы:

1) относящиеся к административной деятельности государственного сектора, в отношении которой Жогорку Кенеш Кыргызской Республики определил аудиторскую приоритетность;

2) серьезного нарушения действующего законодательства Кыргызской Республики;

3) бухгалтерских и прочих записей, которые отступают от общепринятой практики ведения учета;

4) неправильного учета государственных (муниципальных) средств или средств объекта аудита;

5) отсутствия учетных и прочих записей или недостаточных процедур для:

а) защиты государственной (муниципальной) собственности или собственности объекта аудита;

6) обеспечения аудита эффективности над сбором и размещением денежных получений и выплат;

в) надлежащего использования бюджетных ресурсов;

г) обеспечения удовлетворительного мониторинга, измерения и отчетности по эффективности операций или программ;

д) обеспечения соблюдения приемлемых стандартов подотчетности;

6) относящиеся к честности и правильности сделок объекта аудита или сделок, совершаемых любым из его должностных лиц;

7) рекомендаций по изменению административного процесса, системы или практики внутри объекта аудита;

8) экономии, эффективности и действенности административных действий государственного сектора.

 

Статья 52. Общие положения в отношении отчетности

 

Отчеты - первичный метод, посредством которого Счетная палата обеспечивает реализацию настоящего Закона. Отчеты и рекомендации, которые готовит Счетная палата, представляются:

1) объекту аудита;

2) государственному органу или органу местного самоуправления, в чьем ведении находится объект аудита;

3) Жогорку Кенешу Кыргызской Республики;

4) Президенту Кыргызской Республики.

 

Статья 53. Комментарии по предлагаемым отчетам

 

Комментарии по предлагаемым отчетам предоставляют возможность объектам аудита и другим заинтересованным лицам изучить все предлагаемые отчеты, ставшие результатом аудита и аудита эффективности.

Объекту аудита дается 21 день для представления Счетной палате своего ответа к комментарию по предлагаемым отчетам.

Счетная палата решает разногласия между объектом аудита путем переговоров, в случае отсутствия согласия по предлагаемому отчету данный вопрос регулируется путем обращения в суд.

Счетная палата вправе при опубликовании отчета об аудите отметить спорные вопросы в отчете.

 

Статья 54. Информация, которая не должна включаться в отчеты

 

Отчеты Счетной палаты для Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не должны содержать информацию, являющуюся коммерческой тайной или ту, что может нанести вред интересам государства.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики может отклонить решение о невключении такого вида информации большинством голосов. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики может, в качестве альтернативы, решить, что им необходимо знать эту информацию, но в то же время она не должна предаваться общественной огласке.

Счетная палата имеет право предавать огласке имена должностных лиц, наименование объектов аудита в случае несоблюдения ими настоящего Закона, законов Кыргызской Республики или рекомендаций Счетной палаты.

 

Глава VIII
Независимый аудитор Счетной палаты

 

Статья 55. Независимый аудитор

 

Аудит финансовой отчетности Счетной палаты осуществляется один раз в 3 года независимым аудитором.

Независимый аудитор, имеющий соответствующую лицензию нa проведение аудита, назначается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению Счетной палаты.

Отбор независимого аудитора осуществляется на тендерной основе в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Один и тот же аудитор не может утверждаться Жогорку Кенешем Кыргызской Республики более двух раз подряд.

Оплата услуг независимого аудитора предусматривается законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год.

(В редакции Закона КР от 19 июля 2013 года № 152)

 

Статья 56. Полномочия независимого аудитора в области опубликования и раскрытия информации

 

Независимый аудитор имеет те же полномочия по сбору информации, что и Счетная палата.

На независимого аудитора налагаются такие же ограничения в отношении раскрытия информации, как и на Счетную палату.

Результаты проведенного независимого аудита финансовой отчетности Счетной палаты рассматриваются Советом Счетной палаты и принимаются соответствующие решения по ним.

(В редакции Закона КР от 19 июля 2013 года № 152)

 

Статья 57. Аудит

 

Независимый аудитор проводит аудит финансовой отчетности Счетной палаты в соответствии с международными стандартами аудита.

Отчет об аудите финансовой отчетности Счетной палаты должен быть представлен Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики не позднее 20 июня года, следующего за календарным, к которому относится финансовая отчетность.

(В редакции Закона КР от 19 июля 2013 года № 152)

 

Статья 58. Аудит эффективности

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2013 года № 152)

 

Глава IX
Отчеты и публикации

 

Статья 59. Ежегодные отчеты

 

Счетная палата готовит ежегодный отчет об аудите и аудите эффективности по исполнению республиканского бюджета и представляет его Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

Счетная палата направляет органам местного самоуправления информацию о результатах аудита и аудита эффективности по исполнению местных бюджетов и внебюджетных фондов органов местного самоуправления.

 

Статья 60. Специальные отчеты

 

Счетная палата готовит специальный отчет для Президента Кыргызской Республики и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по вопросу особой важности или срочности.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 61. Отчеты о деятельности Счетной палаты

 

Председатель Счетной палаты ежегодно представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отчет о деятельности Счетной палаты.

В случае представления Счетной палатой рекомендаций Правительству Кыргызской Республики, государственным органам, включая правоохранительные, в отчете отражается информация об этом, а также о выполнении этих рекомендаций и предпринимаемых действиях по их реализации.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2011 года № 2)

 

Статья 62. Публикации

 

Все представляемые в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики отчеты должны быть опубликованы в течение месяца, если иное не будет установлено Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Счетная палата имеет право публиковать информацию для общественности, если публикуемая информация не нарушает конфиденциальности объекта аудита. Однако в случае наличия свидетельств, указывающих на совершение преступления со стороны должностных лиц объекта аудита, такая информация не будет защищена от публикации на основании конфиденциальности.

Счетная палата регулярно представляет средствам массовой информации информацию о своей деятельности, подлежащую обязательному опубликованию.

Счетная палата имеет право в соответствии с законодательством Кыргызской Республики издавать журналы и другие печатные издания на средства, выделяемые из республиканского бюджета специально для этих целей.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Глава X
Финансирование

 

Статья 63. Предварительная оценка

 

Счетная палата финансируется из республиканского бюджета и иных средств.

Счетная палата ежегодно готовит проект бюджета для финансирования своей деятельности. Данный проект бюджета направляется на рассмотрение в профильный комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Счетная палата вправе представлять Жогорку Кенешу Кыргызской Республики дополнительный проект бюджета, если председатель Счетной палаты считает, что одобренная сумма неадекватна для того, чтобы Счетная палата могла выполнять свои обязанности.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 64. Дополнительное финансирование

 

Счетная палата имеет право обратиться в профильный комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики за дополнительным финансированием, в случае если расходы связаны с делом важного или безотлагательного характера и которое невозможно было при подготовке проекта бюджета Счетной палаты.

Для укрепления материально-технической базы, повышения потенциала сотрудников и стимулирования высоких показателей аудиторской деятельности создается фонд в размере 10 процентов от суммы расходов на содержание Счетной палаты. Порядок использования данного фонда регулируется соответствующим Регламентом Счетной палаты.

(В редакции Закона КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

Статья 65. Гарантия наличия бюджетных средств и финансирования

 

Правительство Кыргызской Республики гарантирует выделение средств для обеспечения адекватного финансирования операционной деятельности Счетной палаты.

Предусмотренные в республиканском бюджете средства для финансирования Счетной палаты должны своевременно выделяться Счетной палате. Задержка либо изменение размера предусмотренных средств не допускаются и влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 66. Имущество Счетной палаты

 

Здания, транспортные средства, средства связи и другое государственное имущество, необходимое для обеспечения деятельности Счетной палаты, находится в оперативном управлении Счетной палаты и не может использоваться для иных целей.

 

Глава XI
Заключительные положения

 

Статья 67. О введении в действие настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, предусмотренных в статье 68 настоящего Закона.

2. До приведения действующих законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Кыргызской Республики.

3. Правительству Кыргызской Республики в течение трех, месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) подготовить и внести в установленном порядке в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

2) принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

4. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

- Закон Кыргызской Республики "О Счетной палате Кыргызской Республики" от 19 октября 1996 года № 55;

- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О Счетной палате Кыргызской Республики" от 29 декабря 1998 года № 159.

Статья 68. Вступление в силу некоторых положений настоящего Закона

(Исключена Законом КР от 15 октября 2008 года № 213)

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев