Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Внимание!
Изменения, внесенные
Законом КР от 8 июля 2019 года N 83,
вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования указанного
Закона

 

 

г.Бишкек от 16 ноября 1998 года № 145

 

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

                          О библиотечном деле

 

Принят Законодательный собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики          21 октября 1998 года

 

         (В редакции Законов КР от 18 марта 2017 года № 47,

          10 мая 2017 года № 79, 25 мая 2017 года № 90 , 8 июля 2019 года N 83 )

 

    Глава 1. Общие положения

    Глава 2. Права граждан в области библиотечного дела

    Глава 3. Обязанности и права библиотек

    Глава 4. Обязанности государства в области библиотечного дела

    Глава 5. Особые условия охраны и использования историко-

             культурного наследия в области библиотечного дела

    Глава 6. Организация взаимодействия библиотек

    Глава 7. Экономическое регулирование в области библиотечного дела

    Глава 8. Заключительные положения

 

    (Преамбула утратила  силу в  соответствии  с Законом КР от 25 мая

2017 года № 90)

 

                               Глава 1.

                            Общие положения

 

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

    Настоящий  Закон  является  правовой базой  сохранения  и развития

библиотечного дела  в Кыргызской  Республике и  устанавливает принципы

деятельности  библиотек, гарантирующие  права  человека,  общественных

объединений,  народов и  этнических  общностей на  свободный  доступ к

информации,  свободное  духовное   развитие,  приобщение  к  ценностям

национальной  и  мировой  культуры, а  также на  культурную, научную и

образовательную деятельность.

    Настоящий Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного

дела,  взаимоотношений  между государством, гражданами, предприятиями,

учреждениями   и   организациями  в   области   библиотечного  дела  в

соответствии с принципами и нормами международного права.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 11. Основные понятия

 

    В настоящем Законе применяются следующие понятия:

    библиотека - учреждение,   располагающее   организационным  фондом

печатных и  рукописных  документов, графических, аудиовизуальных мате-

риалов, документов  на электронных  носителях и  предоставляющее их во

временное пользование физическим и юридическим лицам;

    библиотечный фонд - упорядоченная совокупность  документов различ-

ного назначения  и статуса,  организационно и функционально  связанных

между собой, подлежащих учету,  комплектованию, хранению и использова-

нию в целях библиотечного обслуживания населения;

    библиотечное дело – отрасль информационной,  культурно - просвети-

тельской  и образовательной  деятельности,  в  задачи  которой  входят

создание  и  развитие  сети  библиотек,  формирование  и  обработка их

фондов, организация библиотечного, информационного  и справочно - биб-

лиографического   обслуживания   пользователей  библиотек,  научное  и

методическое обеспечение развития библиотек;

    документ - материальный  объект с  зафиксированной на нем информа-

цией в виде текста,  звукозаписи или  изображения, предназначенный для

передачи во  времени и  пространстве  в целях хранения и общественного

использования;

    книжные памятники - рукописные книги или печатные издания, которые

обладают выдающейся духовной,  материальной  ценностью,  имеют  особое

историческое,  научное,  культурное  значение  и в  отношении  которых

установлен особый режим учета, хранения и использования;

    общедоступная библиотека  -  библиотека,   которая   предоставляет

возможность пользования ее услугами, собственными и иными информацион-

ными   ресурсами   физическим   лицам  независимо  от возраста,  пола,

национальности,  языка,  образования,  происхождения, имущественного и

должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности

к общественным объединениям, а также юридическим  лицам, независимо от

их организационно-правовых форм и форм собственности;

    пользователь библиотеки  -  физическое   или   юридическое   лицо,

пользующееся услугами библиотеки;

    специализированная библиотека - библиотека,  обслуживающая  лиц  с

ограниченными   возможностями  здоровья  и  представляющая  документы,

набранные шрифтом Брайля, с увеличенным шрифтом, на различных  носите-

лях, в том числе электронные документы;

    электронная библиотека  –  информационная система,  обеспечивающая

сохранность  и  эффективное   использование   разнообразной  коллекции

электронных документов, размещенных в самой системе и  доступных через

телекоммуникационные сети;

    электронный документ - документ, в котором информация представлена

в электронно-цифровой форме.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о библиотечном

деле

 

    Законодательство  Кыргызской   Республики  о   библиотечном   деле

включает законы  Кыргызской Республики "О культуре", "Об  обязательном

экземпляре    документов",    "Об  информатизации",   "Об   охране   и

использовании  историко-культурного наследия", а также настоящий Закон

и принимаемые  в  соответствии  с ним  иные  нормативные правовые акты

Кыргызской Республики в области библиотечного дела.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

 

    Действие   настоящего  Закона  распространяется   на   библиотеки,

финансируемые  полностью или частично за счет средств республиканского

бюджета  и средств местных бюджетов,  а в части регулирования вопросов

сохранения  и  использования библиотечных фондов как  части  историко-

культурного   наследия   -  на  все  библиотеки   независимо   от   их

организационно-правовых форм и форм собственности.

 

    Статья 4. Основные виды библиотек

 

    Библиотеки могут  быть  учреждены  органами государственной власти

всех   уровней,  органами  местного  самоуправления,  юридическими   и

физическими лицами.

    В  соответствии  с  порядком учреждения  и  формами  собственности

выделяются следующие основные виды библиотек:

    государственные библиотеки,  учрежденные органами  государственной

власти, в том числе:

    - республиканские библиотеки;

    - библиотеки министерств и иных Органов исполнительной власти;

    областные, городские,  районные библиотеки,  учрежденные  органами

местного самоуправления;

    библиотеки   Национальной   академии   наук,   других    академий,

научно-исследовательских институтов, учреждений образования;

    библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

    библиотеки общественных объединений;

    частные библиотеки;

    библиотеки,  учрежденные  иностранными  юридическими и физическими

лицами,  а  также   международными   организациями  в  соответствии  с

вступившими  в  установленном  законом  порядке  в силу международными

договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

                               Глава 2.

              Права граждан в области библиотечного дела

 

    Статья 5. Право на библиотечное обслуживание

 

    Каждый  гражданин  независимо от пола,  возраста,  национальности,

образования,    социального   положения,    политических    убеждений,

отношения  к  религии  имеет  право на  библиотечное  обслуживание  на

территории Кыргызской Республики.

    Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

    - созданием государственной,  областной,  городской, районной сети

общедоступных   библиотек,  бесплатно  осуществляющих  основные   виды

библиотечного обслуживания;

    - многообразием видов  библиотек,  государственным  регулированием

создания   юридическими  и физическими лицами библиотек независимо  от

их    организационно-правовых   форм     и     форм     собственности,

специализации  и масштабов деятельности.

    Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны  по

отношению  к  правам в этой области государства и любых его  структур,

общественных объединений, религиозных и других организаций.

 

    Статья 6. Право на библиотечную деятельность

 

    Любое  юридическое  или физическое лицо имеет  право  на  создание

библиотеки   на  территории  Кыргызской Республики  в  соответствии  с

законодательством Кыргызской Республики.

    Граждане   имеют    право   принимать   участие   в   деятельности

попечительских,  читательских советов или иных объединений  читателей,

создаваемых  по  согласованию  с  руководителями  библиотек   или   их

учредителями.

    Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения

в    целях    содействия    развитию    библиотечного    обслуживания,

профессиональной    консолидации,   защиты    своих    социальных    и

профессиональных прав.

    Граждане,  имеющие  в  частной собственности собрания  документов,

которые  включают  особо значимые издания и коллекции,   отнесенные  к

объектам  историке-культурного наследия,  имеют право на поддержку  со

стороны   государства  для  обеспечения  их  сохранности  при  условии

регистрации  этих  собраний  в качестве объектов  историко-культурного

наследия   в  соответствующем  республиканском  органе  исполнительной

власти,  областном,  городском,  районном органе исполнительной власти

или органе местного самоуправления.

 

    Статья 7. Права пользователей библиотек

 

    Все  пользователи  библиотек имеют право доступа  в  библиотеки  и

право   свободного   выбора  библиотек  в   соответствии   со   своими

потребностями и интересами.

    Порядок  доступа  к  фондам  библиотек,  перечень основных услуг и

условия их предоставления библиотеками устанавливаются  в соответствии

с уставами  библиотек,  законодательством  об  охране  государственной

тайны,  законодательством  об  авторском и смежных  правах и законода-

тельством об охране и использовании историко-культурного наследия.

    Пользователь библиотеки имеет право  бесплатно  получать  в  любой

библиотеке  информацию  о  наличии в библиотечных  фондах  конкретного

документа.

    В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

    стать   пользователями   библиотек  по  предъявлении   документов,

удостоверяющих их личность;

    бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов

через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

    бесплатно  получать консультационную помощь  в  поиске  и   выборе

источников информации;

    бесплатно  получать  во временное пользование  любой  документ  из

библиотечных фондов;

    получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу  из

других библиотек;

    получать доступ к Интернету;

    пользоваться другими видами услуг,  в том числе платными, перечень

которых определяется правилами пользования библиотекой.

    В государственных и  областных,  городских,  районных  библиотеках

пользователи  библиотек  имеют  право  на  обслуживание  и   получение

документов на кыргызском и русском языках.

    Пользователь   библиотеки   может  обжаловать   в   суд   действия

должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек

 

    Представители   национальных    меньшинств   вправе   пользоваться

библиотечным фондом на их родном языке при его наличии.

    Лица  с  ограниченными  возможностями  по  зрению  имеют  право на

библиотечное   обслуживание   в   общедоступных  и  специализированных

библиотеках.  Для   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья

Правительство  Кыргызской  Республики  обязано  создавать  условия  по

доступности зданий библиотек и удобству обслуживания.

    Пользователи  библиотек, которые не могут  посещать  библиотеку  в

силу  преклонного  возраста  и физических  недостатков,   имеют  право

получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или

внестационарные  формы  обслуживания,  обеспечиваемые  финансированием

за  счет  средств  соответствующих бюджетов и средств  государственных

программ.

    Пользователи библиотек  детского и юношеского возраста имеют право

на    библиотечное    обслуживание   в   общедоступных    библиотеках,

специализированных государственных детских и юношеских библиотеках,  а

также  в  библиотеках  учреждений  образования  в  соответствии  с  их

уставами.

 

    Статья 9. Ответственность пользователей библиотек

 

    Пользователи  библиотек  обязаны  соблюдать  правила   пользования

библиотеками.

    Пользователи    библиотек,    нарушившие    правила    пользования

библиотеками  и  причинившие библиотекам ущерб,   компенсируют  его  в

размере,  установленном правилами пользования библиотеками,   а  также

несут   иную   ответственность в случаях, предусмотренных  действующим

законодательством.

 

    Статья 10. Учредитель библиотеки

 

    Учредитель библиотеки  финансирует  ее деятельность и осуществляет

контроль   за   этой  деятельностью  в  соответствии  с    действующим

законодательством,   а  также  назначает  на  должность   руководителя

библиотеки.   Учредитель   библиотеки  не   вправе    вмешиваться    в

творческую    деятельность   библиотеки,   за   исключением   случаев,

предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

 

                               Глава 3.

                     Обязанности и права библиотек

 

    Статья 11. Статус библиотек

 

    Государственные  и  областные,  городские,  районные   библиотеки,

централизованные  библиотечные системы  получают  статус  юридического

лица   с момента  их регистрации в порядке,  установленном действующим

законодательством.

    Статус других библиотек определяется их учредителями.

 

Статья 12. Обязанности библиотек

В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к объектам историко-культурного наследия, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части историко-культурного наследия, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках государственных программ сохранения и развития культуры.

Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и государственным органом в области официальной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.

(В редакции Закона КР от 8 июля 2019 года N 83)

 

    Статья 13. Права библиотек

 

    Библиотеки имеют право:

    самостоятельно  определять содержание  и  конкретные  формы  своей

деятельности  в  соответствии с целями и  задачами,  указанными  в  их

уставах;

    утверждать  по  согласованию  с учредителями  правила  пользования

библиотеками;

    определять  сумму   залога   при предоставлении  редких  и  ценных

изданий,  а также в других случаях, определенных правилами пользования

библиотеками;

    определять  в  соответствии с правилами  пользования  библиотеками

виды   и   размеры   компенсации  ущерба,  нанесенного  пользователями

библиотек;

    осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня

предоставляемых    пользователям    библиотек   услуг   и   социально-

творческого развития библиотек при условии,  что это не наносит ущерба

их  основной деятельности;

    определять  условия использования библиотечных  фондов  на  основе

договоров с юридическими и физическими лицами;

    образовывать     в     порядке,      установленном     действующим

законодательством, библиотечные объединения;

    участвовать   на   конкурсной  или  иной  основе   в    реализации

государственных и региональных программ развития библиотечного дела;

    осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками

и  иными  учреждениями и организациями иностранных государств,  в  том

числе   вести  международный  книгообмен,   вступать  в  установленном

порядке    в  международные  организации,   участвовать  в  реализации

международных библиотечных и иных программ;

    самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;

    изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с

порядком   исключения   документов,   согласованным   с   учредителями

библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

При  этом библиотеки  независимо  от их организационно-правовых форм и

форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы,

отнесенные к объектам историко-культурного наследия,  режим хранения и

использования  которых  определяется  в  соответствии  с   действующим

законодательством;

    совершать   иные   действия,    не   противоречащие   действующему

законодательству.

    Библиотеки   имеют   преимущественное   право   на    приобретение

документов,  выпускаемых по государственным программам книгоиздания, и

первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.

 

                               Глава 4.

         Обязанности государства и органов местного самоуправления

                       в области библиотечного дела

 

    Статья 14. Государственная политика в области

               библиотечного дела

 

    В  основе  государственной политики в области  библиотечного  дела

лежит    принцип    создания   условий   для    всеобщей   доступности

информации  и  культурных ценностей, собираемых  и  предоставляемых  в

пользование библиотеками.

    Государство  выступает  гарантом прав,  предусмотренных  настоящим

Законом,   и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек,

за  исключением случаев,  предусмотренных законодательством Кыргызской

Республики.

    Государство   поддерживает  развитие  библиотечного   дела   путем

финансирования,  проведения  соответствующей налоговой,   кредитной  и

ценовой политики.

    Правительство Кыргызской  Республики разрабатывает в установленном

порядке  государственные  программы развития  библиотечного  дела,   а

также программы,  являющиеся составной частью государственных программ

сохранения  и  развития  культуры  в  Кыргызской  Республике.   Органы

исполнительной   власти   организуют   координацию  межрегиональных  и

межведомственных связей по библиотечному обслуживанию,  в том числе  в

целях информатизации общества.

    Государство   поддерживает  развитие  библиотечного   обслуживания

наименее   социально и экономически защищенных слоев и групп населения

(детей,   юношества,  инвалидов, пенсионеров,  беженцев,  безработных,

жителей сельской  местности,  жителей высокогорья и приравненных к ним

местностей).

    Органы   государственной   власти   могут   стимулировать    путем

материальной     поддержки    библиотеки    негосударственных     форм

собственности,   организующие  бесплатное  общедоступное  обслуживание

населения.

    Органы  государственной  власти  и органы  местного самоуправления

обеспечивают формирование  современной  информационной  и телекоммуни-

кационной  инфраструктуры в  библиотечном  деле и предоставляют равные

возможности  для  обеспечения  высокого   уровня  телекоммуникационных

технологий в библиотеках всех уровней.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 15. Обязанности государства по развитию

               библиотечного дела

 

    Республиканские органы государственной власти обеспечивают:

    регистрацию и  контроль  за  соблюдением особого режима хранения и

использования  библиотечных фондов, отнесенных  к  объектам  историко-

культурного наследия;

    гарантированное  целевое  финансирование Национальной  и республи-

канской библиотек на комплектование библиотечных  фондов и подписку на

периодические и продолжающиеся  издания и обеспечение государственного

финансирования в смете республиканского  бюджета Кыргызской Республики

отдельной защищенной статьей;

    определение   принципов   государственной   политики   в   области

подготовки  и переподготовки библиотечных кадров,  занятости,   оплаты

труда,    а  также  установление  социальных  гарантий  и  льгот   для

работников  библиотек;

    создание и финансирование учреждений образования  республиканского

подчинения,     осуществляющих     подготовку     и     переподготовку

библиотечных кадров, управление этими учреждениями образования;

    содействие  научным  исследованиям и методическому  обеспечению  в

области библиотечного дела, а также их финансирование;

    установление государственных библиотечных стандартов и нормативов,

организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;

    организацию государственного статистического учета библиотек.

    Органы местного самоуправления обеспечивают:

    гарантированное целевое финансирование комплектования библиотечных

фондов,  обеспечения  сохранности  фондов  государственных  областных,

городских, районных и  сельских библиотек и подписку на  периодические

издания;

    реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

    реализацию региональных и местных программ  развития библиотечного

дела.

    Республиканские   органы   государственной   власти,    областные,

городские,   районные органы государственной власти и органы  местного

самоуправления   не вправе принимать решения и осуществлять  действия,

которые    влекут   ухудшение   материально-технического   обеспечения

действующих  библиотек,  находящихся на бюджетном финансировании,   их

перевод  в  помещения,  не соответствующие требованиям  охраны  труда,

хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

    Решения указанных органов, а также  действия  или  бездействие  их

должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользова-

телей,  могут  быть  обжалованы  в  порядке,  предусмотренном  Законом

Кыргызской  Республики "Об  основах  административной  деятельности  и

административных процедурах".

    (В редакции Законов КР от 18 марта 2017 года № 47,

    25 мая 2017 года № 90)

 

                               Глава 5.

                 Особые условия охраны и использования

      историко-культурного наследия в области библиотечного дела

 

    Статья 16. Библиотечные фонды как объекты

               историко-культурного наследия

 

    Библиотечные фонды,  комплектуемые на основе системы обязательного

экземпляра  документов,   а также содержащие  особо  ценные  и  редкие

документы,  являются историко-культурным наследием и могут объявляться

объектами    историко-культурного   наследия    в    соответствии    с

законодательством Кыргызской Республики.

    Библиотечные фонды,  отнесенные  к  объектам  историко-культурного

наследия,  находятся на особом режиме охраны, хранения и использования

в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    В случае,  если библиотека не обеспечивает необходимые условия для

сохранности  и  доступности фонда,  отнесенного к  объектам  историко-

культурного наследия,  этот фонд может быть изъят и передан  в  состав

другой  библиотеки  решением  собственника  фонда   по   представлению

специально  уполномоченного  государственного  органа  по   охране   и

использованию историко-культурного наследия.

    Ликвидация библиотек,  фонды  которых  зарегистрированы в качестве

объектов    историко-культурного   наследия,    может    производиться

собственниками    библиотек    только    с    разрешения    специально

уполномоченного  государственного органа  по  охране  и  использованию

историко-культурного наследия с  обеспечением  последующей сохранности

и использования указанных фондов.

 

    Статья 17. Библиотеки как часть историко-культурного наследия

 

    Библиотеки,   отнесенные  в  установленном  порядке   к   объектам

историко-культурного  наследия,   включаются   в   перечень   объектов

историко-культурного наследия и находятся на особом  режиме  охраны  и

использования    в   соответствии   с   законодательством   Кыргызской

Республики.

    Книжные  памятники  являются  особо  ценной  частью  национального

библиотечного   фонда,   подлежат   регистрации   в   реестре  книжных

памятников. Порядок   отнесения   документов   к  книжным  памятникам,

регистрация книжных памятников в реестре книжных памятников  и ведение

реестра  книжных  памятников  определяются  Правительством  Кыргызской

Республики.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 18. Национальная библиотека Кыргызской Республики

 

    Национальная   библиотека   Кыргызской   Республики  удовлетворяет

универсальные   информационные   потребности   общества,    организует

библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в

интересах  всех народов Кыргызской Республики,  развития отечественной

и  мировой культуры, науки, образования.

    Национальная библиотека Кыргызской Республики выполняет  следующие

основные функции:

    формирует,   хранит   и  предоставляет  пользователям   библиотеки

наиболее  полное  собрание отечественных документов,  научно  значимых

зарубежных документов;

    организует  и   ведет  библиографический учет  всех  документов  о

Кыргызской  Республике, выходящих на территории  республики  и  за  ее

пределами;

    участвует в библиографическом учете национальной печати,  является

научно-исследовательским     учреждением     по     библиотековедению,

библиографоведению    и    книговедению,     методическим,     научно-

информационным   и   культурным  центром  государственного   значения;

участвует в разработке и реализации государственной политики в области

библиотечного дела.

    Национальная библиотека  Кыргызской Республики действует на основе

настоящего  Закона  и  положения о ней,  утверждаемого  Правительством

Кыргызской Республики.

    Национальная библиотека Кыргызской Республики  относится  к  особо

ценным     объектам   историко-культурного   наследия    и    является

исключительно   государственной   собственностью.    Изменение   формы

собственности   Национальной  библиотеки  Кыргызской  Республики,   ее

ликвидация  либо  перепрофилирование не  допускаются;   целостность  и

неотчуждаемость ее фондов  гарантируются.

    Здания,  сооружения  и  другое имущество  Национальной  библиотеки

Кыргызской   Республики   находятся  в  ее   оперативном   управлении;

занимаемые  ею  земельные  участки - в ее бессрочном  и  безвозмездном

пользовании.

    Фонд  Национальной  библиотеки  Кыргызской  Республики, содержащий

Особо  ценные  и  редкие  документы,  издания  и  коллекции,  является

объектом историко – культурного  наследия в  соответствии  с законода-

тельством Кыргызской Республики.

    Для обеспечения сохранности фондов и для общественного пользования

на  базе   Национальной  библиотеки  Кыргызской  Республики  создается

Национальная электронная библиотека.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

                               Глава 6.

                 Организация взаимодействия библиотек

 

    Статья 19. Участие государства в обеспечении координации и

               кооперации библиотечного обслуживания

 

    Для  более  полного   удовлетворения   потребностей  пользователей

библиотек в информации, рационального  использования фондов  библиотек

государство стимулирует  взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью

органы государственной власти финансируют деятельность государственных

библиотек, в том  числе  выполняющих функции центральных, по  созданию

условий   для   взаимоиспользования   их  ресурсов   (межбиблиотечного

абонемента,   сводных   каталогов,   автоматизированных   баз  данных,

депозитариев), в  обеспечении  координации  и кооперации библиотечного

обслуживания.

    Для   обеспечения   рационального   использования  государственных

информационных  ресурсов  библиотеки  взаимодействуют  с  учреждениями

научно - технической  информации,  архивами,  другими  предприятиями и

организациями,   которые  имеют   информационные  базы  данных  разных

уровней.

    Порядок их  взаимодействия  определяется Правительством Кыргызской

Республики.

    В  целях  координации   деятельности  библиотек  создается  Межве-

домственный   библиотечный  совет,   который   является  экспертным  и

консультативным органом,  призванным заниматься  стратегией библиотеч-

ного развития,  библиотечными  национальными программами, координацией

работы библиотек, важнейшими вопросами библиотечной деятельности.

    Деятельность Межведомственного библиотечного совета осуществляется

в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 20. Центральные библиотеки

 

    Библиотекам (областным, городским, районным), ведущим формирование,

хранение  и  предоставление   пользователям   библиотек  универсальных

собраний  документов,  осуществляющим  организацию взаимоиспользования

библиотечных  ресурсов   и  оказывающим  методическую   помощь  другим

библиотекам,  присваивается  статус  "центральная"  в порядке, опреде-

ляемом Правительством Кыргызской Республики.

    Функции центральной библиотеки выполняют:

    в области - областная библиотека;

    в городе - центральная городская библиотека;

    в районе - центральная районная библиотека.

    Центральная   библиотека   обязана   формировать,     хранить    и

предоставлять    пользователям   библиотеки   наиболее   универсальное

собрание    документов    в    пределах   обслуживаемой    территории,

организовывать взаимоиспользование  библиотечных  ресурсов и оказывать

методическую помощь библиотекам.

    Областные, городские  и  районные  органы государственной власти и

органы    местного   самоуправления   могут   учреждать    специальные

центральные  библиотеки  по  отраслевому принципу  и  по  обслуживанию

особых  групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста,

слепых и слабовидящих и других).

    Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном

порядке   между   несколькими  библиотеками.   В   этом   случае   они

финансируются из бюджета в соответствии с объемом их деятельности.

    Органы  государственной  власти  и  органы местного самоуправления

обеспечивают сохранение единой сети общедоступных библиотек, состоящей

из  первичного звена  –  сельских  и  городских  библиотек - филиалов,

входящих в  состав  централизованных библиотечных  систем регионов  во

главе  с  центральными   библиотеками,  в  свою  очередь  объединенных

областными библиотеками данных регионов.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 21. Взаимодействие библиотек с органами

               научно-технической информации и архивами

 

    В целях  обеспечения  рационального  использования государственных

информационных  ресурсов  библиотеки   взаимодействуют   с    органами

научно-технической   информации,  архивами,   другими   предприятиями,

учреждениями,   организациями,   которые  имеют  информационные  банки

данных    разных   уровней.    Порядок   взаимодействия   определяется

действующим законодательством,  государственными программами,  а также

договорами,  заключенными между библиотеками и  этими  учреждениями  и

организациями.

 

                               Глава 7.

       Экономическое регулирование в области библиотечного дела

 

    Статья 22. Порядок создания библиотек

 

    На   территории  Кыргызской  Республики  создаются   и   действуют

библиотеки  различных  форм собственности  в  порядке,   установленном

действующим   законодательством  Кыргызской  Республики  и   настоящим

Законом.

    Библиотека считается  учрежденной и приобретает права юридического

лица  со  дня  ее  регистрации  в порядке,  установленном  действующим

законодательством.   Библиотеки,  не  обладающие правами  юридического

лица,   в  случае  придания  им  статуса юридического  лица   проходят

соответствующую  регистрацию  в  порядке,  установленном   действующим

законодательством.

   Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, предусмотренном

Законом Кыргызской Республики "Об основах административной деятельнос-

ти и административных процедурах".

    Учредителями библиотек  могут  быть  собственники  имущества  либо

уполномоченные  ими  физические  или   юридические   лица,   а   также

органы культуры.

    Учредитель  библиотеки  утверждает ее устав,   принимает  на  себя

обязательства   по   ее   финансированию  и   материально-техническому

обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический

статус,    источники  финансирования,   основные  задачи  деятельности

библиотеки,  условия  ее доступности,  имущественные  отношения  между

библиотекой и ее учредителем, порядок управления библиотекой.

    Имущественные  и  финансовые  отношения  между  библиотекой  и  ее

учредителем     регулируются    действующим    законодательством     и

учредительными документами.

    (В редакции Закона КР от 18 марта 2017 года № 47)

 

    Статья 23. Реорганизация и ликвидация библиотек

 

    Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по  решению

ее  собственника  или учредителя, а также, в случаях,  предусмотренных

законодательством Кыргызской Республики.

    Орган, принявший  решение о ликвидации библиотеки,  в обязательном

порядке  в  письменной форме сообщает об этом органу,  осуществляющему

государственную  регистрацию юридических лиц,  создает  ликвидационную

комиссию из представителей учредителя,  профессиональных  объединений,

и  трудового   коллектива  библиотеки и  публикует  в  местной  печати

уведомление  о  решении не позднее, чем за два месяца  до  намеченного

срока ликвидации.

    При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения  ее

библиотечного   фонда   обладают органы  государственной  власти  всех

уровней,  органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего

профиля.

    Реорганизация  (слияние,  присоединение,  разделение,   выделение,

преобразование)    библиотеки    может    происходить    в    порядке,

установленном   действующим  законодательством,  как   по   инициативе

учредителя  библиотеки,  так и по инициативе библиотеки  при  согласии

всех сторон.

    Запрещаются   разгосударствление,   приватизация   государственных

областных,   городских,   районных  библиотек,  включая  помещения   и

здания, в которых они расположены.

    Запрещается  перевод   библиотек  в  помещения,  которые  ухудшают

условия  их  деятельности. В  случае  передачи  помещения,  в  котором

находится  библиотека,  другим   организациям  органы  государственной

власти   обязаны  предоставить   библиотеке  равноценное  помещение  и

обеспечить  финансирование  перемещения библиотечных фондов и оборудо-

вания библиотеки.

    Неправомерное решение о ликвидации государственных библиотек может

быть  обжаловано  физическими  и  юридическими  лицами,  общественными

объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в порядке,

предусмотренном Законом Кыргызской Республики "Об основах  администра-

тивной деятельности и административных процедурах".

    Решения о реорганизации или ликвидации библиотеки, расположенной в

сельской местности, принимаются только с учетом мнения  жителей данной

сельской  местности  и  с  учетом  мнения  специально  уполномоченного

государственного органа по охране и использованию историко-культурного

наследия.

    В   случае   ликвидации   библиотеки,   расположенной  в  сельской

местности, в состав  ликвидационной комиссии  включаются представители

местной  общественности  и  представители  специально  уполномоченного

государственного органа по охране и использованию историко-культурного

наследия.

    (В редакции Законов КР от 18 марта 2017 года № 47,

     25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 24. Имущество библиотеки

 

    Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и

распоряжается   закрепленным   за   ней   имуществом    в    пределах,

установленных законодательством Кыргызской Республики.

    Государственные   областные,   городские,    районные   и   другие

общедоступные  библиотеки имеют право на выделение им в  безвозмездное

пользование  земельных  участков  и  производственных  помещений   для

улучшения  библиотечного обслуживания населения.

    Порядок     использования    финансовых     средств     библиотеки

регламентируется ее уставом.

    Не  допускаются  ухудшение  материально - технического обеспечения

библиотек,  их  перевод в  помещения,  не  соответствующие требованиям

охраны труда, нормам и условиям  хранения информационно - библиотечных

фондов.

    (В редакции Закона КР от 25 мая 2017 года № 90)

 

    Статья 25. Фонды развития библиотек

 

    В   целях    содействия  материальному  обеспечению   деятельности

библиотек всех форм собственности могут создаваться государственные  и

негосударственные   фонды   развития   библиотек.     Источником    их

формирования  являются взносы учредителей этих фондов, поступления  от

предприятий,  учреждений,   организаций,   благотворительные    взносы

граждан  и  общественных объединений, доходы от проведения специальных

аукционов и других коммерческих мероприятий.

    Средства указанных  фондов  используются  в  целях  финансирования

программ   развития  библиотечного  дела,  координации  и   кооперации

деятельности библиотек,  на финансирование иных мероприятий в порядке,

предусмотренном  уставами этих фондов, утверждаемыми их  учредителями.

Средства  фондов  развития  библиотек могут  использоваться  в   целях

стимулирования  деятельности любых библиотек  независимо  от  их  форм

собственности.

    (В редакции Закона КР от 10 мая 2017 года № 79)

 

    Статья 26. Трудовые отношения работников библиотек

 

    Трудовые  отношения   работников библиотек  регулируются  Трудовым

кодексом Кыргызской Республики.

    Работники   государственных   библиотек   подлежат   периодической

аттестации,  порядок которой устанавливается Правительством Кыргызской

Республики.

    Размер   оплаты   труда   руководителей  Национальной   библиотеки

Кыргызской Республики приравнивается к оплате труда специалиста высшей

категории государственных служащих.  Оплата труда заведующих  отделами

Национальной   библиотеки   Кыргызской  Республики   приравнивается  к

должности специалиста I категории государственных служащих.

 

                               Глава 8.

                       Заключительные положения

 

    Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

 

    Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

    Правительству Кыргызской Республики:

    -  привести  свои  нормативные  правовые  акты  в  соответствие  с

настоящим Законом;

    -  подготовить   и  внести в установленном порядке  предложения  о

внесении   изменений   и  дополнений  в  законодательство   Кыргызской

Республики в связи с принятием настоящего Закона;

    - принять нормативные правовые акты в области библиотечного  дела,

обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

 

    Президент Кыргызской Республики               А.Акаев