Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Приложение 1

 

 

постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 27 сентября 2019 года № 502)

СТРАТЕГИЯ
устойчивого развития промышленности Кыргызской Республики на 2019-2023 годы

1. Введение

Развитие промышленности является приоритетным направлением социально-экономического развития страны. Это подкреплено в ряде действующих документов развития, включая Национальную стратегию развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденную Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, Указ Президента Кыргызской Республики "Об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны" от 11 января 2019 года № 1, Концепцию региональной политики Кыргызской Республики на период 2018-2022 годов, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2017 года № 194, а также Программу Правительства Кыргызской Республики "Единство. Доверие. Созидание", утвержденную постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI.

Стратегия устойчивого развития промышленности на 2019-2023 годы (далее - Стратегия) разработана в целях развития отраслей промышленности, экспорта и повышения конкурентоспособности промышленной продукции.

Одной из важнейших отраслей экономики Кыргызской Республики, оказывающей значительное влияние на экономический рост, является промышленность, включая перерабатывающую промышленность.

Основными задачами Стратегии является совершенствование нормативно-правовой базы в сфере промышленной политики и развития промышленности, создание инфраструктуры и условий для привлечения инвестиций в промышленный сектор, внедрение индустриально-инновационных технологий в отраслях промышленности.

2. Общая оценка текущей ситуации

На сегодня промышленность Кыргызской Республики является одним из основных секторов экономики, обеспечивающих порядка 19,0% валового внутреннего продукта (далее - ВВП) (график 1), около 18,0% процента налоговых поступлений в республиканский бюджет и более 80,0% экспортных поставок. По итогам 2018 года выпуск промышленной продукции составил 250,6 млрд. сомов.

График 1: Структура ВВП Кыргызской Республики

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.

Основной объем промышленной продукции (до 90%) производится шестью экономикообразующими отраслями, пять из которых относятся к сфере обрабатывающей промышленности (график 2). Так, по итогам 2018 года удельный вес шести отраслей выглядит следующим образом:

- производство основных металлов и готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, с удельным весом - 44,4%;

- производство пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий - 11,7%;

- производство кокса и очищенных нефтепродуктов - 5,3%;

- производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов (строительные материалы) - в пределах 7,8%;

- текстильное производство, производство одежды и обуви, кожи и прочих кожаных изделий с удельным весом - 3,3%;

- обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом - 15,3%.

График 2: Экономикообразующие отрасли промышленности

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

Объем промышленной продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в 2017 году составил 50,6 млрд. сомов или 21,4% от общего объема производимой промышленной продукции. Доля МСП в общем объеме промышленной продукции значительно варьируется по стране, так в Нарынской, Ошской, Таласской областях и г.Ош субъектами МСП обеспечивается более половины объема промышленного производства региона.

Всего 6% промышленных предприятий внедряют и используют в своей работе инновационные методы производства.

Несмотря на то, что в начале 2000-х годов Кыргызской Республике удавалось поддерживать устойчивый рост экспорта, начиная с 2008 года экспорт из Кыргызстана в целом сокращался (таблица 1). По итогам 2018 года общий объем экспорта из Кыргызстана составил 1,76 млрд. долларов США, что более чем на 100 млн. долларов меньше, чем 10 лет назад.

 

Таблица 1. Экспорт

Begin_nocompare

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Экспорт (в млрд. долл. США)

1,67

1,76

2,24

1,93

2,0

1,88

1,48

1,57

1,76

1,76

Экспорт без учета золота (в млрд. долл. США)

1,14

1,09

1,24

1,37

1,27

1,17

0,82

0,87

1,06

1,1

End_nocompare

Основная доля экспортных поставок Кыргызской Республики приходится на товары обрабатывающего производства - 74,9% в 2018 году. При этом, наибольшая доля экспортированных товаров обрабатывающей промышленности в 2018 году пришлась на товары производства основных металлов и готовых металлических изделий (53,7%), производство одежды (11,1%), пищевых продуктов (6,8%), кокса и очищенных нефтепродуктов (6,5%).

Число занятых в промышленности в 2017 году составило 137629 человек или около 5,8% от общего количества трудоспособных граждан.

Промышленный потенциал Кыргызстана связан с природно-ресурсной базой, расположением вблизи крупных и растущих рынков, а также процессами региональной интеграции, в первую очередь, в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Межнациональные транспортные коридоры, новые технологии, позволяющие обмениваться знаниями и информацией, иностранные инвестиции и многие другие факторы способствуют большей взаимозависимости стран на глобальном рынке. Географическое положение Кыргызстана на пути между Китаем, Россией и Европой создает большой потенциал для торговли. Близость к странам с быстрорастущим населением и потребностями, такими как Индия и Пакистан, предлагает новые возможности для экспорта.

Конкурентными преимуществами для развития промышленности в Кыргызстане являются такие факторы, как существующая база образования, относительно низкая стоимость факторов производства, а также умеренный уровень инфляции. Благодаря невысокому уровню доходов населения Кыргызстан обладает сравнительными преимуществами для развития трудоемких отраслей промышленности.

Запасы природных ресурсов страны, в частности, золота, с одной стороны, создают условия для развития горнодобывающей промышленности, с другой, - ставят экономику в уязвимое положение из-за колебаний мировых цен на сырьевые товары.

Проводимые Правительством Кыргызской Республики реформы в экономике, такие как оптимизация налогового администрирования и принятие мер налогового стимулирования, предоставление государственной поддержки экспортерам, создание инфраструктуры качества для промышленной продукции, сокращение барьеров в торговле, включая вступление Кыргызстана в ЕАЭС, позволили улучшить показатели развития в промышленности. За последние 3 года рост промышленного производства составлял от 4,9 до 21% в год, без учета промышленного производства на предприятии Кумтор - от 4,8 до 11,5% в год (график 3).

График 3: Динамика производства промышленной продукции

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

Однако для устойчивого экономического роста и сокращения бедности необходимо, чтобы Кыргызская Республика продолжила укрепление промышленного сектора.

Основными проблемами для промышленного развития являются ограниченный размер внутреннего рынка, не позволяющий предприятиям в полной мере использовать положительные эффекты масштаба производства, высокая зависимость от одного предприятия Кумтор, доля которого в общем объеме промышленного производства составляет около 20%, недостаточная квалификация рабочей силы, необходимой для внедрения и развития современных производств, сложные процедуры налогового администрирования, особенно в области возмещения налога на добавленную стоимость, недостаток инфраструктуры для сертификации промышленной продукции, высокая доля транспортных расходов при поставках сырья и доставке товаров на внешние рынки. Высокая доля неформального сектора экономики, составляющего по данным Национального статистического комитета 23,6%, также является негативным фактором для развития промышленности, создавая неравные условия конкуренции для добросовестных инвесторов. Также среди основных факторов, препятствующих осуществлению инвестиций, согласно опросам предпринимателей, являются высокий уровень коррупции, недостаточная защита прав собственности, трудности с получением доступа к электроэнергии, другим коммунальным услугам и проблемы с местным населением.

В предлагаемой Стратегии главным направлением является ее инновационная направленность. Задачи перехода на инновационный путь развития и формирования прогрессивных структурных сдвигов, хотя и требуют принятия мер уже в настоящее время, не могут быть решены в короткие сроки и будут являться приоритетными направлениями в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Такими направлениями будут являться:

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере промышленности;

- формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в промышленности и на конкретных рынках;

- организационная перестройка компаний-производителей промышленной продукции в целях повышения эффективности управления, широкая диверсификация производства, глобализация деятельности, развитие взаимовыгодных отношений с потребителями, кооперация предприятий на национальном и международном уровнях для решения возникающих сложных научно-технических и производственных проблем в более короткие сроки и с меньшими затратами;

- обеспечение рентабельного производства и устойчивого финансового положения предприятий промышленности, обеспечение текущих и единовременных затрат на развитие производства за счет собственных средств;

- дальнейшее совершенствование рыночных механизмов и институтов, оптимизация структуры государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом.

Промышленность в Кыргызстане должна стать основой социально-экономического развития страны, источником повышения уровня жизни населения с минимизацией отрицательного влияния на окружающую среду.

3. Цель Стратегии

Главная цель Стратегии - достижение устойчивых темпов роста производства промышленной продукции на основе последовательного перехода на индустриально-инновационный путь развития, повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

- развитие промышленности с учетом специализации регионов Кыргызской Республики и протекающих процессов региональной интеграции с другими странами;

- расширение высокотехнологичной, конкурентоспособной экспортной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к индустриально-инновационному типу развития;

- создание эффективной системы государственного управления в промышленности и условий для привлечения инвестиций.

4. Приоритетные отрасли промышленности

Приоритет 1. Развитие горнодобывающей и горно-металлургической отраслей промышленности

Целенаправленное изучение и использование минерально-сырьевых ресурсов недр обеспечивает развитие и функционирование горнодобывающего комплекса страны, который является одной из приоритетных отраслей экономики.

Основной вклад в общий объем продукции горнодобывающего комплекса вносят золотодобывающая отрасль и предприятия стройиндустрии. Нефтегазовая отрасль и угледобывающая промышленность в общем объеме производства имеют резко подчиненное значение, притом, что именно они являются стратегическими отраслями в плане обеспечения энергетической безопасности страны.

Поэтому для развития горнопромышленного комплекса необходимо, в первую очередь, уделить особое внимание этим секторам добывающей отрасли, которые в перспективе должны обеспечить максимальное удовлетворение потребностей страны в энергоресурсах.

В добывающей отрасли необходимо продолжать добычу на существующих месторождениях с осуществлением мониторинга экологической устойчивости. В дальнейшем требуется расширение деятельности по разведке новых месторождений и уточнению запасов уже в разведанных месторождениях. Немаловажное значение играет повышение роли местных органов самоуправления в лицензировании добывающей отрасли. В перспективе требуется диверсификация новых месторождений, новых видов нерудных материалов и редкоземельных металлов, с соблюдением интересов государства, местного сообщества и недропользователя, с учетом национальной и международной практики.

Для развития отрасли необходимо решение следующих задач:

- создание условий для увеличения степени переработки сырья внутри страны;

- повышение устойчивости развития горноперерабатывающей отрасли.

Индикаторы:

- сокращение экспорта руды и концентратов драгоценных металлов;

- повышение роли недропользования в развитии регионов.

Приоритет 2. Энергетика

Развитие промышленности Кыргызстана должно основываться на опережающем создании необходимой инфраструктуры. В первую очередь в области энергетики. В настоящее время недостаток инфраструктуры является одним из основных ограничений для развития промышленности, создавая дополнительные издержки для промышленных предприятий, снижающие их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

В целях обеспечения энергетической безопасности и достаточных объемов энергии для развития промышленности, экспорта промышленных товаров необходимо решение следующих задач:

- улучшение эффективности сектора энергетики через оптимизацию ценообразования и системы управления энергосектором;

- увеличение объемов производства электроэнергии на основе оптимизации энергобаланса и ввода новых энергомощностей.

Индикаторы:

- объем выработки электроэнергии;

- улучшение позиций Кыргызской Республики в индексе "Ведение бизнеса" по индикатору "Подключение к системе электроснабжения".

Отдельные энергетические источники.

Угольная отрасль. Дальнейшая перспектива развития угольной отрасли связана со значительным увеличением доли открытой разработки угольных месторождений (в том числе Кавакского бассейна), как наиболее производительного и дешевого способа ведения горных работ.

Однако не теряет своего значения и подземный способ добычи, так как необходимы поставки сортового угля населению и для коммунально-бытовых нужд.

Перспектива роста объемов добычи кыргызского угля тесно связана с ростом объемов его потребления на внутреннем рынке, то есть с импортозамещением. Этот процесс требует капиталовложений в реконструкцию котельных бюджетных потребителей, работающих на мазуте, природном газе и электроэнергии при существующей в настоящее время потребности бюджетных потребителей в объеме 260,0 тыс. тонн в год.

Но для этого необходимы обновление и реконструкция производственно-технического оборудования, финансовое оздоровление угольных компаний за счет привлечения инвесторов, инвестирование финансовых средств в котельные хозяйства подведомственных бюджетных организаций, а также оказание содействия со стороны государства развитию угледобывающих регионов путем создания новых производств, производящих из углей альтернативные виды топлива.

В связи с этим развитие угольной отрасли приобретает в энергетической безопасности государства существенное значение.

Принятие соответствующих мероприятий по решению проблем угольной отрасли включают в себя следующие меры:

- развитие добычи угля на существующих месторождениях через технологическую модернизацию и улучшение структуры управления при соблюдении экологических норм;

- изучение возможности внедрения новых технологий по снижению воздействия использования угля на окружающую среду.

Нефтегазовая и нефтеперерабатывающая отрасли.

За последние годы наблюдается рост добычи нефти и плавное снижение объема добычи природного газа в целом по республике. При этом увеличивается потребление природного газа за счет газификации населенных пунктов в стране. Первоначальной задачей является сохранение существующих объемов добычи нефти и газа, а также обеспечение необходимого объема импорта природного газа, нефти и нефтепродуктов, а в дальнейшем - обеспечение тенденции роста объема добычи нефти и газа, проведение геологоразведочных работ на перспективных нефтегазовых месторождениях.

Также в перспективе планируется увеличение объемов переработки нефти и мощности производства, развитие нефтегазовой и нефтеперерабатывающей отраслей республики за счет привлечения потенциальных инвесторов.

Возобновляемые источники энергии.

Государственная политика в области возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) основывается на принципах укрепления энергетической безопасности через увеличение доли возобновляемой энергии, развитие конкурентоспособных энергетических систем и обеспечение защиты окружающей среды, вовлечения населения в использование и производство оборудования ВИЭ.

В целях продвижения использования ВИЭ ведется изучение потенциальных возможностей для их внедрения, включая локализацию для различных видов ВИЭ. Основной задачей является проведение организационной, научно-исследовательской, проектной, экспертной, конструкторской, строительной и регулятивной деятельности, направленной на увеличение использования ВИЭ, в первую очередь малых гидроэлектростанций (далее - ГЭС) для увеличения доли ВИЭ в общем энергопотреблении в стране.

Гидроэнергетика.

Кыргызская Республика обладает большим потенциалом для развития гидроэнергетики, которая является магистральным путем развития энергетических мощностей и увеличения выработки электроэнергии.

Гидроэнергетика позволит решить ряд важных для общества и государства задач, так как является инфраструктурой деятельности и развития целого ряда важнейших отраслей экономики и страны в целом.

Каждая введенная в эксплуатацию гидроэлектростанция становится точкой роста экономики региона по своему географическому расположению, вокруг нее создаются производства, новые рабочие места, развивается промышленность.

В этой связи развитие гидроэнергетики и строительство новых гидрогенерирующих мощностей на основе крупных ГЭС является приоритетным направлением в энергетике.

Приоритет 3. Развитие пищевой промышленности

В производственном секторе Кыргызстана пищевая промышленность играет ключевую роль в рамках производства, занятости и экспорта. В объеме промышленного производства удельный вес пищевой и перерабатывающей отрасли по итогам 2017 года составил - 12,6%, а в 2018 году - 11,7%, т.е. идет снижение объемов производства.

Развитие отрасли предполагается путем кооперирования и кластеризации, а также поддержки специализации регионов на местной продукции с учетом экономической рациональности. Необходимо повышение экспортного потенциала продукции и улучшение качества продукции через модернизацию существующих предприятий. Одним из важных факторов является внедрение международных стандартов качества безопасности пищевых продуктов по всей цепочке добавленной стоимости.

Для развития отрасли необходимо решение следующих задач:

- повышение качества и безопасности отечественных пищевых продуктов;

- увеличение производства и экспорта продукции пищевой отрасли.

Индикаторы:

- количество предприятий пищевой промышленности, получившей международные сертификаты качества;

- доля перерабатывающей и пищевой промышленности в объеме экспорта.

Приоритет 4. Строительный сектор

Промышленность строительных материалов Кыргызской Республики (удельный вес в общем объеме промышленного производства по республике составляет порядка 7,0%) - это комплексная отрасль, включающая в себя такие самостоятельные подотрасли, как цементное производство, производство листового стекла, асбестоцементных изделий (шифер), производство бетона, раствора, извести, сборных и железобетонных конструкций и изделий, стеновых материалов (кирпич), изделий из природного камня (облицовочные плиты и пр.).

Развитие производства стройматериалов напрямую зависит от состояния строительного комплекса, активизация которого возможна за счет строительства социального жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов.

В целях увеличения объемов выпуска строительных материалов внутреннего производства через привлечение инвестиций для ввода новых мощностей предполагается расширение производства строительных материалов из отечественного сырья.

Индикатор:

- объем производства отечественных строительных материалов.

Приоритет 5. Легкая промышленность

На долю легкой промышленности Кыргызской Республики, представленной тремя основными отраслями: текстильной, швейной и кожевенно-меховой, приходится порядка 3,3% от общего объема промышленного производства по итогам 2018 года.

Легкая промышленность имеет высокий экспортный потенциал и важную социальную значимость для республики, обеспечивая большую занятость населения.

Дальнейшее развитие отрасли предусматривается путем повышения экспортного потенциала через кооперирование и кластеризацию по региональному принципу, внедрение технополисов, включая диверсификацию рынков и улучшение логистики поставок.

Необходимо проведение работы по переходу функционирования отрасли на новый уровень развития производственных процессов, ориентированных на выпуск швейной продукции брендового уровня (для сетевых маркетов).

При этом немаловажными требованиями к выпускаемой продукции остается повышение качества товаров и содействие соблюдению требований международных стандартов, через модернизацию и внедрение требований электронной коммерции. В перспективе необходимо комплексное развитие отрасли через создание цепочки продукции от производства сырья, текстильного производства к готовой швейной продукции.

Для развития отрасли необходимо решение следующих задач:

- снижение зависимости от импорта сырьевых и материальных ресурсов;

- создание условий для развития промышленности с внедрением кластерных принципов управления, размещение производительных сил в промышленных зонах городов, с возможностью осуществлять крупные заказы;

- внесение изменений в программы учебных заведений, соответствующих современным требованиям;

- создание условий для привлечения инвестиций, внедрение новых систем управления и новых технологий.

Индикаторы:

- увеличение объемов производства и экспорта продукции легкой промышленности, создание рабочих мест.

Приоритет 6. Туризм

Сфера туризма является одной из приоритетных отраслей экономики Кыргызстана.

В целях развития сектора промышленности, непосредственно связанного с развитием туризма в Кыргызской Республике, предполагается создание и развитие промышленных предприятий для обеспечения туристической инфраструктуры, а также содействие производству ювелирных и национальных изделий, ориентированных на туристов.

Для развития промышленности в туризме планируется расширение ассортимента и увеличение производства ювелирных и национальных изделий.

Индикаторы:

- объем производства ювелирных и национальных изделий;

- строительство туристической инфраструктуры.

Приоритет 7. Развитие инфраструктуры, необходимой для промышленного развития

Транспортная и коммунальная инфраструктура. Существенным препятствием для развития промышленности является недостаточность развития систем транспортной и коммунальной инфраструктуры. По данному направлению необходимо решение вопросов, направленных на реконструкцию транспортных путей, снижение себестоимости транспортных перевозок, через укрепление железнодорожной инфраструктуры, улучшение всех транспортных артерий для развития промышленности в регионах и облегчение процедуры доступа к воде, к системе канализации, электрификации и газификации промышленных объектов.

Индикатор:

- грузооборот всех видов транспорта;

- промышленные предприятия, подключенные к коммунально-инженерным сетям.

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура.

В целях развития промышленности необходимо изучение передовых технологий и практики для внедрения цифровых технологий в промышленность. Основными задачами являются:

- развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для промышленного развития;

- внедрение новых технологий в отраслях промышленности.

Индикаторы:

- число предприятий и организаций, использующих информационно-коммуникационные технологии;

- увеличение доли промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение инноваций.

Приоритет 8. Региональное промышленное развитие

Промышленность должна стать одной из основ социально-экономического развития регионов. В целях повышения конкурентоспособности экономики регионов необходимо определить эффективную модель региональной экономики, позволяющую максимально использовать существующий потенциал. К одним из наиболее распространенных механизмов реализации государственной и региональной экономической политики относится кластерная политика.

Основной ее целью является диверсификация промышленности в регионах, включая инновационные производства, такие как электроника, машиностроение, сборочные производства и комплектующие для них, фармацевтика, химическая промышленность и другие направления, основанные на эффективном использовании внутренних и внешних ресурсов.

Для развития регионов необходимо решение следующих задач:

- содействие промышленному развитию в регионах с учетом международного опыта;

- внедрение механизмов стимулирования развития регионов путем их специализации;

- формирование промышленных кластеров;

- обеспечение региональной специализации на основе сравнительных преимуществ каждого региона;

- строительство и запуск новых предприятий в регионах.

Индикаторы:

- объем промышленного производства по каждому региону;

- количество кластеров в каждом регионе;

- количество новых промышленных предприятий в регионах.

Приоритет 9. Повышение экспортного потенциала страны

Как показывает мировой опыт, успешное промышленное развитие основывается на постоянно расширяющемся экспортном секторе. Согласно классификации Всемирного экономического форума (ВЭФ), Кыргызстан в настоящее время конкурирует на внешних рынках, в основном, за счет использования неквалифицированных рабочих и природных ресурсов.

За последние 10 лет экспорт из Кыргызстана демонстрирует застойную тенденцию в отличие от положительных темпов роста экспорта в других странах Содружества Независимых Государств (где рост экспорта в реальном выражении составлял в среднем 7% в год).

В целях повышения объемов экспорта отечественной промышленной продукции, диверсификации экспорта и рынков для экспорта необходимо решение следующих задач:

- создание необходимой инфраструктуры для экспорта;

- обеспечение льготным финансированием экспортно-ориентированных промышленных предприятий;

- освоение новых экспортных рынков для отечественной промышленной продукции.

Индикаторы:

- увеличение объема экспорта промышленной продукции;

- объем субсидирования процентных ставок коммерческих банков для поддержки предприятий экспортно-ориентированной направленности;

- количество предприятий, внедривших международные стандарты качества.

5. Инструменты для развития приоритетных отраслей промышленности

Управление сектором промышленности

Для достижения целей и задач Стратегии необходимо значительно увеличить государственную поддержку промышленного сектора, в первую очередь ориентированного на экспортные поставки, а также улучшение условий для привлечения инвестиций в промышленность.

В настоящее время функции по государственному регулированию промышленности разделены между различными государственными органами, включая Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики, Министерство экономики Кыргызской Республики, Агентство по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики, местные органы власти.

Для ускоренного развития промышленности необходимо наличие эффективного специализированного государственного органа, определяющего политику и осуществляющего меры стимуляции и контроля в этой сфере.

В целях создания механизмов координации между государственными органами, отвечающими за развитие промышленности, а также повышение ответственности и роли местных органов власти для реализации промышленного развития в регионах необходимо решение следующих задач:

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере промышленной политики и развития промышленности;

- усиление роли государственных органов, ответственных за промышленную политику, включая укрепление их институционального и кадрового потенциала.

По результатам использования инструмента ожидается рост промышленного производства, повышение качественного уровня проработки вопросов промышленности за счет реализации комплекса мер по активизации инвестиционной и инновационной деятельности, для обеспечения ускоренного роста сферы малого и среднего бизнеса путем эффективной реализации кластерной инициативы на региональном уровне.

Социальное развитие

Социальное развитие страны играет ключевую роль в развитии промышленности. Для развития высокотехнологичной и конкурентоспособной промышленности в Кыргызстане необходимо обеспечить подготовку квалифицированных кадров, а также условий для их работы на отечественных промышленных предприятиях.

С учетом современных требований промышленности необходимо совершенствование системы высшего и среднего профессионального образования, создание новых рабочих мест, особенно для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью снижения внутренней и внешней миграции рабочих кадров.

Наряду с этим требуется развитие научно-технического потенциала и исследовательской деятельности в области промышленности, а также содействие внедрению инновационных технологий в промышленность.

Социальное развитие будет обеспечено путем доступа работников всех отраслей промышленности к социальному пакету, в том числе участие в системе обязательного социального и пенсионного страхования, предоставление возможности получения дополнительного обучения и повышения профессиональной квалификации.

Повышение квалификации кадров, необходимых для промышленного развития посредством использования этого инструмента в целях достижения приоритетов Стратегии, направлено на увеличение количества выпускников по техническим и инженерным направлениям, и повышение качества полученного образования, что, в свою очередь, увеличит количество договоров о целевой подготовке и повышении квалификации действующих или будущих сотрудников в образовательных организациях республики, с оплатой стоимости обучения за счет средств промышленных предприятий.

Вместе с тем предусматривается увеличение числа женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занятых в промышленном производстве.

Привлечение инвестиций в развитие промышленности

Увеличение объемов промышленного производства требует значительного увеличения объемов инвестиций в промышленный сектор и обеспечения доступа к финансам для действующих промышленных предприятий, в первую очередь ориентированных на экспорт своей продукции.

В целях привлечения инвестиций и финансирования в промышленный сектор необходимо решение следующих задач:

- создание инфраструктуры и условий для привлечения инвестиций в промышленный сектор;

- снижение процедурной и административной нагрузки на инвесторов;

- усиление защиты прав инвесторов;

- увеличение внутренних источников финансирования промышленности;

- привлечение внешних инвестиций в банковский сектор для финансирования сектора промышленности.

Использование данного инструмента, предполагающее увеличение внутренних источников финансирования в промышленный сектор на 4% и внешних источников финансирования в промышленный сектор - на 10% ежегодно, направлено на улучшение позиций в рейтинге индекса "Глобальная конкурентоспособность" и "Ведение бизнеса".

Экологическое развитие

Развитие промышленности в Кыргызской Республике должно носить устойчивый характер. В разработке мер промышленной политики необходимо принимать во внимание негативное воздействие на окружающую среду, включая факторы изменения климата, а также предусматривать адаптационные мероприятия в случае такого воздействия.

Основной целью должно стать снижение нагрузки со стороны промышленной деятельности на окружающую среду.

Для этого необходимо увеличение экологически чистых инвестиций, и в дальнейшем использование инструмента должно быть направленно на развитие системы вторичного использования материалов и комплексного подхода переработки и, соответственно, сокращение количества промышленных отходов.

6. Ожидаемые результаты

По итогам успешной реализации настоящей Стратегии предполагается, что к 2023 году в Кыргызстане будет зафиксирован экономический рост в условиях либерализации экономики и торговли.

Ожидается увеличение объема промышленного производства не менее чем на 4,6% ежегодно.

Посредством повышения качества товаров и услуг, производимых в стране, отечественная продукция становится конкурентоспособной на международных рынках.

Кыргызстан успешно встраивается в глобальные цепи поставок благодаря развитию торговой и транспортной инфраструктуры.

Решение задач будет реализовано посредством организации эффективной транспортно-складской логистики, состоящей из ряда ключевых звеньев:

- эффективное земельное управление (склады, торгово-логистические центры);

- транспортная логистика (автодороги, железнодорожные пути, воздушные пути);

- наличие транзитных и финальных складов, система страхования экспорта.

Основное производство ориентировано на экспорт, при этом мультипликативные эффекты обеспечивают рост прочих секторов экономики и благосостояния населения, что положительно влияет на рост внутреннего спроса.

В течение 5 лет будет достигнуто:

- увеличение объема экспорта промышленности - не менее чем на 4% ежегодно;

- кластерная форма организации производства в промышленности - не менее 3-х кластеров;

- организация технополисов и промышленных зон - не менее 4-х;

- создание новых рабочих мест - не менее 25 тыс. рабочих мест в течение 5 лет.

При достижении целей, поставленных в настоящей Стратегии, промышленность страны успешно преодолевает зависимость от внешних источников финансирования и становится страной с высоким уровнем дохода.

Таким образом, комплексное исполнение настоящей Стратегии позволит в течение 5 лет повысить уровень использования иностранных инвестиций для внедрения современных технологий в производство, диверсификации экономики, снижения зависимости от импорта и повышения конкурентоспособности промышленной продукции.

7. Возможные риски и угрозы

Реализация Стратегии сопряжена с реальными рисками и угрозами, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

К таким рискам можно отнести финансовые, технологические, социальные, экспортные, природно-климатические, экологические риски.

Финансовые риски обусловлены слабой инвестиционной привлекательностью страны вследствие негативного влияния социально-экономических факторов и недостаточностью эффективных механизмов для стимулирования развития промышленности, низкой эффективностью финансово-кредитной политики, ограниченностью республиканского и местных бюджетов.

Технологические риски обусловлены слабой образовательной и научно-исследовательской базой для внедрения инновационных технологий и развития потенциально эффективных секторов промышленности.

Социальные риски предполагают уменьшение занятости населения, рост внутренней и внешней миграции населения и несоответствие получения образования нуждам промышленного развития.

Экспортные риски производственной продукции обусловлены активным развитием промышленных производств в странах ЕАЭС и третьих странах.

Природно-климатические риски для развития энергетики обусловлены процессом глобального изменения климата, снижением уровня водности рек, на которых расположены генерирующие мощности.

Экологические риски для развития добывающей отрасли обусловлены высоким уровнем возможного воздействия сектора на окружающую среду.

8. Финансирование

Финансирование мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках средств, выделенных из государственного бюджета, а также за счет привлечения средств доноров и инвесторов на реализацию приоритетных направлений промышленности. Согласно проведенным расчетам, на реализацию мер, предусмотренных Стратегией, необходимо 373,5 млрд. сомов, 273,2 млрд. сомов из которых - инвестиции частного сектора, 100,3 млрд. сомов - средства бюджета и международных партнеров.

9. Мониторинг и оценка

Мониторинг реализации настоящей Стратегии и Плана мероприятий основывается на тесном сотрудничестве всех участников процесса развития промышленности, включая представителей государственного и частного секторов.

Функция мониторинга и реализации Плана мероприятий будет осуществляться уполномоченным государственным органам, ведающим вопросами промышленности, посредством:

- осуществления сбора информации о реализации Плана мероприятий и подготовки регулярных отчетов о мониторинге;

- оценки эффективности и воздействия Плана мероприятий;

- внесения корректировок и изменений в настоящие Стратегию и План мероприятий, по мере необходимости;

- содействия мобилизации ресурсов для реализации Плана мероприятий.

Периодичность мониторинга и оценки реализации Стратегии будет проводиться на ежеквартальной основе.

 

 

 

Приложение
к Стратегии устойчивого развития промышленности Кыргызской Республики на 2019-2023 годы

МАТРИЦА
индикаторов мониторинга и оценки реализации Стратегии устойчивого развития промышленности Кыргызской Республики на 2019-2023 годы

Задачи

Наименование индикатора

Единица измерения

Базовый год

Промежуточные индикаторы (годовые)

Конечные индикаторы или целевые показатели

Ответственный орган

2019

2020

2021

2022

2023

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

Приоритет 1. Развитие горнодобывающей и горно-металлургической отраслей промышленности

1

Создание условий для увеличения степени переработки сырья внутри страны

Сокращение экспорта руды концентратов драгоценных металлов

%

100

95

90

85

80

75

75

ГКПЭН, МЭ, МФ

2

Повышение устойчивости развития горноперерабатывающей отрасли

Повышение роли недропользования в развитии регионов

%

100

105

108

112

116

120

120

ГКПЭН, ПППКР в областях, ОМСУ (по согласованию)

Приоритет 2. Энергетика

3

Обеспечение энергетической безопасности и достаточных объемов энергии для развития промышленности

Объем выработки электроэнергии

млрд. квт/ч

15,6

15,3

15,9

16,4

16,7

16,7

16,7

ГКПЭН, ОАО "НЭХК" (по согласованию)

4

Улучшение эффективности сектора энергетики через оптимизацию ценообразования и улучшение управления

Улучшение позиций Кыргызстана в индексе "Ведение бизнеса" по индикатору "Подключение к системе электроснабжения"

позиция в рейтинге

164

158

152

148

142

143

134

ГКПЭН, ГЭТИ, ГАРТЭК, ГАООСЛХ, ГАРТЭК, МТСР, ОАО "НЭХК" (по согласованию)

Приоритет 3. Развитие пищевой промышленности

5

Повышение качества и безопасности отечественных пищевых продуктов(1)

Количество предприятий пищевой промышленности, получившей международные сертификаты качества

единиц

10

20

25

30

50

70

70

МСХППМ, ГКПЭН, МЭ, МЗ

6

Увеличение производства и экспорта продукции пищевой отрасли

Удельный вес экспорта продукции пищевой перерабатывающей промышленности в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции

%

46,6

47,0

47,6

48,0

48,5

48,5

48,5

МСХППМ, ПППКР в областях, МЭ, ГКПЭН, МФ

Приоритет 4. Строительный сектор

7

Расширение производства строительных материалов из отечественного сырья

Увеличение производства отечественных строительных материалов

%

100

105

110

115

120

125

125

Госстрой, ГИК, ПППКР в областях

Приоритет 5. Легкая промышленность

8

Снижение зависимости от импорта сырьевых и материальных ресурсов

Объем производства промышленной продукции предприятиями легкой промышленности

млрд. сомов

5,2(2) (2016 г.)

6,3

7,3

8,4

9,4

10,4

11,4(3)

ГКПЭН, МЭ, МФ, ТПП (по согласованию)

9

Создание условий для развития кластерных производств и промышленных зон

Запущены кластерные производства и промышленные зоны

единиц

1

2

3

3

4

4

4

ГКПЭН, МСХППМ, ПППКР в областях, АПЗИ, Госстрой

Приоритет 6. Туризм

10

Расширение ассортимента и увеличение производства ювелирных и национальных изделий, ориентированных на туристов

Объем производства ювелирных и национальных изделий

%

100(4)

103

106

109

112

115

115

МКИТ

Приоритет 7: Инфраструктура необходимая для промышленного развития

Транспортная инфраструктура

11

Обеспечение необходимой транспортной инфраструктуры для промышленного развития регионов и экспорта промышленных товаров

Грузооборот всех видов транспорта

млн. тонн км

2777,5 (2018)

2860,8

2946,7

3035,0

3126,1

3219,9

3219,9(5)

МТД, МЭ, ПППКР в областях, мэрии городов (по согласованию), ОАО "МАМ" (по согласованию)

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура и инновации

12

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимой для промышленного развития

Число предприятий и организаций использующих ИКТ

тысяч

11,923(6) (2017)

12,280

12,649

13,029

13,419

13,822

13,822(7)

ГКИТС, соответствующие министерства и ведомства, ПППКР, ОМСУ, операторы связи (по согласованию)

13

Внедрение новых технологий в отраслях промышленности

Увеличение доли промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение инноваций

%
(на 1%)

6,3(8)

7,3

8,3

9,3

10,3

11,3

11,3

ГКПЭН, АПЗИ, МЭ, ГКИТС, МОН, АНПО, Национальная академия наук (по согласованию)

Приоритет 8. Региональное промышленное развитие

14

Содействие промышленному развитию в регионах на основании региональной специализации

Объем промышленного производства по каждому региону

%
(ежегодный рост на 5%)

100

105

110

115

120

125

125

ПППКР в областях, ГКПЭН, МЭ, МСХППМ, Госстрой, МФ, АПЗИ, Соцфонд (по согласованию), НСК (по согласованию), АРИС (по согласованию), ОМСУ (по согласованию)

15

Обеспечение региональной специализации на основе сравнительных преимуществ каждого региона

Количество кластеров в каждом регионе

Единиц

0

2

4

6

8

10(9)

10

ПППКР в областях, МЭ, МСХППМ, ГКПЭН, ОМСУ (по согласованию)

16

Строительство и запуск новых предприятий(10)

Количество новых промышленных предприятий

Единиц

4(11)

10

16

22

28

35

35

ПППКР в областях, ГКПЭН, АПЗИ, ГААСЖКХ, СЭЗы, ОМСУ, РКФР (по согласованию), ОАО "Гарантийный фонд"

Приоритет 9. Повышение экспортного потенциала страны

17

Создание необходимой инфраструктуры для экспорта

Увеличение объема экспорта промышленной продукции

%
(годовой рост 4%)

100

104

108

112

116

120

120(12)

МЭ, ГКПЭН, МИД, МСХППМ, МЗ, ГПС, ГТС, НИС и Кыргыз Центр по аккредитации, ТПП (по согласованию)

18

Предоставление государственной поддержки экспортерам

Объемы субсидирования процентных ставок коммерческих банков для поддержки предприятий экспортно-ориентированной направленности

млн. сом

350(13)

380

410

440

470

500

500

МЭ, АПЗИ, ГКПЭН, МСХППМ, Кыргызпатент, ТПП (по согласованию)

19

Освоение новых экспортных рынков для отечественной продукции

Количество предприятий внедривших международные стандарты качества

%

5,0

10,0

20,0

50,0

70,0

100,0

100,0

АПЗИ, МЭ, МСХППМ, ГКПЭН, ГИВФБ, МЗ

Управление сектором промышленности

20

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере промышленной политики и развития промышленности

Увеличение объема промышленного производства

%

100

103

106,1

109,3

112,6

115

115,9(14)

ГКПЭН, МЭ, ПППКР в областях, АПЗИ, ГАМСУМО, ОМСУ (по согласованию)

21

Усиление роли государственных органов, ответственных за промышленную политику, включая укрепление их институционального и кадрового потенциала

Индекс доверия населения ГКПЭН(15)

%

28

30

32

34

36

38

38

ГКПЭН, АПКР, МФ, МСХППМ

Привлечение инвестиций в развитие промышленности

22

Увеличение внутренних источников финансирования промышленности

Рост внутренних источников финансирования в промышленный сектор

%

100

104

108

112

116

120

120

ОАО "Гарантийный фонд", ГКПЭН, АПЗИ, МСХППМ, МФ

23

Привлечение внешних инвестиций в банковский сектор для финансирования сектора промышленности

Рост внешних источников финансирования в промышленный сектор

%

100

110

120

120

125

130

130

МЭ, МФ, ГКПЭН, АПЗИ, МСХППМ

24

Создание инфраструктуры и условий для привлечения инвестиций в промышленный сектор

Улучшение позиций в рейтинге индекса "Глобальной конкурентоспособности"

Позиция в рейтинге

97

95

93

91

89

87

87

АПЗИ, ГКПЭН, МЭ, МСХППМ, ГРС, ФУГИ, ПППКР в областях, ОМСУ (по согласованию)

25

Снижение процедурной и административной нагрузки на инвесторов

Улучшение позиций в рейтинге индекса "Ведения бизнеса"

Позиция в рейтинге

70

60

55

53

52

50

50

АПЗИ, ГКПЭН

26

Усиление защиты прав инвесторов

Улучшение позиций в рейтинге индекса "Обеспечение контрактов"

Позиция в рейтинге

131

129

127

125

123

121

121

АПЗИ, МЭ, Институт бизнес-омбудсмена (по согласованию), государственные проверяющие, фискальные и правоохранительные органы

Социальное развитие

27

Улучшение квалификации рабочей силы, необходимой для промышленного развития

Уровень заработной платы в промышленности

%
(ежегодный рост 5%)

100(16)

105

110

115

120

125

125

МОН, АНПО, ГКПЭН, МТСР, ГЭТИ

28

Обеспечение доступа работников промышленного сектора к социальному пакету

Количество крупных компаний, занимающихся КСО

%

12(17)

20

28

38

48

58

58

МТСР, МЭ, МОН, Соцфонд, ГКПЭН, профсоюзы, предприятий промышленности (по согласованию)

29

Создание новых рабочих мест на промышленных предприятиях с акцентом на женщин и молодежь

Доля женщин в промышленном производстве

%

39(18)

40

42

45

48

50

50

МТСР, МОН, ОМСУ (по согласованию), НБКР (по согласованию)

Экологическое развитие

30

Стимулирование экологически чистых инвестиций

Рост инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды

%
(ежегодный рост 5%)

100

105

110

115

120

125

125

МЭ, ГКПЭН, ГАООСЛХ, МФ, АПЗИ, ГЭТИ

 

(1) Программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики на 2017-2021 годы, постановление Правительства Кыргызской Республики от 30.04.2017 года № 191.

(2) https://www.akchabar.kg/news/obem-proizvodstva-legkoj-promyshlennosti-v-kr-vyros-na-446-mIn-somov-do-52-mIrd/.

(3) Проект Стратегии развития промышленности на 2019-2023 годы.

(4) По данным НСК производство ювелирных изделий из серебра и золота в 2015 году упало по сравнению с 2009 годом соответственно в 2,2 и 2,9 раза.

(5) Заложен рост грузооборота на 3% в год.

(6) Данные НСК.

(7) Заложен ежегодный рост на 3% в год.

(8) Данные НСК, Сборник "Промышленность КР", с.15.

(9) Данные Концепции региональной политики на 2018-2022 годы.

(10) План мероприятий по реализации Концепции региональной политики КР на 2018-2022 гг.

(11) Данные ГКПЭН по новым предприятиям.

(12) Проект Стратегии развития промышленности на 2019-2023 годы.

(13) Распоряжение Правительства № 272 от 4.07.2017 г. проект "Финансирование экспортно-ориентированных и импортозамещающих предприятий 1" в 2017 году выделено из бюджета 350 млн. сомов на субсидирование процентных ставок коммерческих банков для выделения 2,5 млрд. сомов предприятиям-экспортерам и производителям.

(14) Проект Стратегии устойчивого развития промышленности на 2019-2023 годы, рост 3,7% в год.

(15) Постановление Правительства КР № 105 от 17.02.12 г.

(16) Заработная плата в обрабатывающей промышленности по данным НСК в 2016 году составляла 16235 сомов.

(17) Исследование Агентства "КСО Бизнес сеть" совместно с Фондом Ага-Хана, 2015.

(18) Данные НСК "Женщины Кыргызстана: цифры и факты", 2017 г.