Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

Приложение

 

 

постановлению Правительства Кыргызской Республики
от 18 октября 2019 года № 562)

КОНЦЕПЦИЯ
молодежной политики на 2020-2030 годы

1. Общая оценка текущей ситуации

Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221 (далее - Национальная стратегия), установлено, что Кыргызстан будет стремиться достичь Целей устойчивого развития, принятых резолюцией 70/1 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года.

Согласно Национальной стратегии, развитие человека является основой государственной политики в социальной сфере, экономике, социальной защите и пенсионном страховании, здравоохранении, образовании и науке, молодежной политике.

В целях реализации Национальной стратегии, Целей устойчивого развития предполагается активное вовлечение молодежи в процесс развития страны, создание эффективной системы развития молодежи для полноценной реализации государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика направлена, в первую очередь, на предоставление молодежи возможностей для развития человеческого потенциала, формирование молодежи, как основного ресурса развития государства и общества, поощрение молодежных инициатив в политической, экономической и социальных сферах, формирование ответственного отношения молодых граждан к своему здоровью, наследию предков, взаимодействию с окружающим миром, собственным решениям.

Должна быть создана целостная система мер поддержки молодежных инициатив и социальной адаптации отдельных категорий молодежи (молодые семьи, молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации), подготовлены и внедрены отдельные программы, механизмы и модели инвестиций государства, бизнеса в развитие наиболее способных, одаренных, талантливых молодых людей.

В соответствии с Программой деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI, в молодежной сфере следует утвердить и обеспечить ресурсами полноценную политику развития молодежи, учитывающую приоритеты ценностной ориентации, и привлечение наиболее активной прослойки молодежи к совместному противодействию угрозам чуждой пропаганды и деструктивных идеологий, в том числе через продвижение информационной и медийной грамотности.

Для реализации указанных программных документов разработана Концепция молодежной политики на 2020-2030 годы (далее - Концепция), которая является стратегическим документом, призванным ответить на стоящие перед Кыргызской Республикой вызовы в развитии молодежи, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодежи.

Ключевые положения Концепции основаны на результатах национального исследования "Индекс благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике". Индекс благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике является для нашей страны новаторским инструментом в оценке ситуации в молодежной сфере. В основу положены международные инструменты определения Глобального индекса развития молодежи и Индекса благополучия молодежи, адаптированные к условиям Кыргызской Республики.

Концепция определяет долгосрочные ориентиры развития субъектов молодежной политики, а также параметры инвестиций в молодежные программы, проекты, общественные молодежные объединения и инфраструктуру молодежной политики. Концепция носит межсекторальный характер, предполагает тесное межведомственное взаимодействие по ее реализации.

Молодежь в настоящее время представляет собой стратегический ресурс развития государства, в котором заложен огромный социально-экономический, культурный, творческий и научный потенциал.

Концепция рассматривает молодежь как активный субъект преобразования общества, драйвер развития и лидерства страны, так и объекта социализации, ценнейший кадровый ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. Развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций признаются главными приоритетами. В процессе разработки и обсуждения проекта Концепции активно участвовали молодые люди со всех регионов страны.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основах государственной молодежной политики" к молодежи относятся граждане Кыргызской Республики и лица без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет.

Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, на 1 января 2018 года численность населения страны составляла 6 млн. 256 тыс. 730 человек, в том числе молодежи - 1 млн. 610 тыс. 309 человек (25,7% общей численности населения). В процентном соотношении это составляет 50,9% мужчин и 49,1% женщин. В то же время наблюдается тенденция к снижению численности молодежи: на начало 2017 года доля молодых людей составляла порядка 27%. Ежегодно около 350 тысяч молодых людей выходят на рынок труда, что требует создания рабочих мест для обеспечения их работой. Местный рынок труда не в состоянии обеспечить всех молодых людей работой, что вынуждает молодых людей отправляться в трудовую миграцию в другие страны.

Ожидается, что к 2020 году начнется устойчивое снижение доли рождаемости детей. В структуре населения будут расти доли взрослого и пожилого населения, что повлечет за собой серьезные социальные, экономические и политические трансформации, к которым необходимо готовить и систему управления, и саму молодежь.

Ранее со стороны государства был принят ряд стратегических документов по развитию молодежной политики.

В частности, были реализованы Национальная программа "Жаштык" по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 года, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 18 июня 2000 года № 152, Национальная программа "Кыргызстан жаштары" на 2006-2008 годы и Концепция развития государственной молодежной политики Кыргызской Республики до 2010 года, утвержденные Указом Президента Кыргызской Республики от 14 апреля 2006 года № 173.

Кроме этого, на сегодняшний день реализуется Программа Правительства Кыргызской Республики "Развитие молодежной политики на 2017-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 августа 2017 года № 471, большинство мероприятий которой фактически реализовано, за исключением разработки проекта Концепции молодежной политики на 2020-2030 годы.

Однако следует признать, что предыдущие стратегические документы носили отраслевой характер и на практике оказалось невозможным соорганизовать деятельность различных заинтересованных сторон в государственном и негосударственном секторах.

Важным шагом в решении этой проблемы стало возобновление деятельности Совета по делам молодежи при Правительстве Кыргызской Республики. Указанный Совет образован в целях обеспечения конструктивной и скоординированной работы государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений по реализации государственной молодежной политики. Он призван играть важную роль в разработке рекомендаций по укреплению и расширению взаимоотношений между государственными органами, органами местного самоуправления, общественными, молодежными и международными организациями по развитию молодежи.

2. Достижения и проблемы

Наряду с достигнутыми успехами не теряют актуальности различные вопросы развития молодежи. Прежде всего, необходимо отойти от представления о монолитности понятия "молодежь", которая состоит из множества групп, имеющих специфические потребности и проблемы гендерного, возрастного, социального, экономического, культурного и политического характера.

Это наглядно демонстрируют данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики, выводы исследований, в том числе международных рейтингов, экспертные оценки. Реальное состояние молодежной сферы отражено в результатах национального исследования "Индекс благополучия и развития молодежи", измерения которого проводилось в 2017 году по заказу Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики общественным объединением "Институт развития молодежи". Итоговое значение Индекса благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике составило 0,53 (при идеальном значении - 1), которое рассчитано на основании значений Индекса благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике по сферам: гражданское участие - 0,51, экономические возможности - 0,32, образование и наука - 0,66, культура - 0,36, здоровье - 0,52, информационно-коммуникационные технологии - 0,51, безопасность и защищенность - 0,71, семья - 0,62.

В сфере гражданского участия следует отметить недостаточный уровень охвата молодежи общественно-политической деятельностью, например, представленность молодежи в политических партиях, взаимодействие молодежи с представителями органов государственного управления, как исполнительных, так и законодательных органов государственной власти. Молодые люди не видят себя в политической деятельности, считают, что соблюдение их прав и свобод не обеспечивается в полной мере.

Важно отметить, что молодые люди в качестве цели молодежной политики видят создание условий для самореализации, необходимость учета нужд молодежи и отражения в государственных программах/планах, а также необходимость стимулирования/поощрения молодежных организаций.

Несмотря на наличие законодательной базы в сфере молодежной политики, имеется ряд проблем в вопросах финансирования.

Экономические возможности молодежи требуют более пристального внимания со стороны государства.

В настоящее время не обеспечиваются достаточные условия для создания положительного сальдо миграции. Несмотря на принимаемые меры, уровень миграции молодежи остается высоким. Это указывает на то, что в миграционном балансе превалирует число желающих жить и реализовывать себя за рубежом, чем в нашей стране. Причинами такого положения являются слабые позиции страны по индикаторам: инновационный потенциал (123-е место), размер рынка (121-е место), конкурентоспособность компаний (119-е место), состояние инфраструктуры (113-е место).

Низкооплачиваемые рабочие места не позволяют молодежи иметь доходы, дающие возможность поддерживать развитие, так как значительная их доля расходуется на поддержку базовых потребностей. Это обусловлено общей ситуацией низкой продуктивности труда, отсутствием опыта и навыков молодежи, равно как и несоответствием квалификации текущим потребностям рынка труда. При этом, во всех возрастных группах уровень занятости мужчин выше, чем уровень занятости женщин.

В настоящее время в Кыргызской Республике наблюдается значительный уровень безработицы среди молодежи, чем в целом по стране среди всех возрастных групп.

Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, численность безработных возрастной категории 15-29 лет имеет тенденцию к сокращению. Численность безработных 15-19 лет составила в 2016 году 22,3 тыс. человек, от 20-29 лет - 79,6 тыс. человек. Следует отметить, что численность безработных в возрасте 15-19 лет с 2013 года сокращается более быстрыми темпами. Возрастная группа 20-29 лет является самой многочисленной и составляет около 43% общего числа безработных.

Молодежное предпринимательство является важным ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства. Молодые предприниматели в большей степени восприимчивы к нововведениям и отличаются большей склонностью к рискам в бизнесе. Большая часть молодежи Кыргызстана демонстрирует неготовность начать свой бизнес. Среди причин, мешающих молодежи открыть и успешно вести свой бизнес, наиболее важными являются нехватка соответствующего образования, малодоступные и дорогие кредиты, правовая неграмотность.

Несмотря на то, что по ряду показателей в сфере образования и науки Кыргызская Республика показывает неплохие результаты, остаются актуальными такие проблемы, как общий показатель охвата молодежи образованием, который составляет всего 62,2%, т.е. около 37,8% молодежи не учится в школах, в профессиональных лицеях, в колледжах.

Молодые люди заняты ведением домашнего хозяйства, работой на предприятиях, по найму или являются служащими. Молодежь школьного возраста (15-17), в основном, работает на семейных предприятиях или по найму. Молодые люди постарше (18 и более) в большей степени работают по найму, на предприятиях и являются служащими. Отвлечение их от образования связано с низкими доходами домохозяйств, вынуждающими их покидать образовательные учреждения.

Еще одна проблема - качество образования, обусловленное недостатком квалификации преподавателей в системе среднего и высшего профессионального образования, состоянием образовательной и производственной инфраструктуры, нуждающейся в обновлении и капитальном ремонте, недостаточным информационным обеспечением школьного образования.

Сфера культуры представляет собой наиболее проблемную зону в работе с молодежью. Только 16% молодежи читают книги или посещают культурные объекты (театры, музеи, выставки). Основные причины такой ситуации: молодежь крайне слабо информирована о значимости и роли культуры в социально-культурном и психологическом становлении человека; не сформирована культура поведения молодежи в досуговой сфере; недостаточное влияние родителей и другого значимого окружения, практически не уделяющих время культурному досугу.

Всего 58,6% молодежи охвачены культурной деятельностью, т.е. около 41,4% молодежи не посещают кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, выставки, кружки по интересам. Следует учесть, что молодые люди в свое свободное время в основном подрабатывают или помогают родителям по домашнему хозяйству. При этом 7,5% преимущественно проводят время в социальных сетях и за компьютерными играми. Кроме того, около 8% молодежи ежедневно (или несколько раз в неделю) посещают религиозные учреждения, а около 12% всей молодежи - каждую пятницу.

В составе государственных расходов на культуру преобладают расходы на оплату труда работников культуры, но не на приобретение книжного фонда, музейных экспонатов, театрального реквизита.

Состояние культуры молодежи становится очевидным по негативным проявлениям, имеющим место в ряде сообществ, прежде всего, в городах. Старшее поколение говорит о безответственности части молодежи, которая проявляется и в неумении распоряжаться своими ресурсами, зачастую подкрепляющемся иждивенческим отношением к государству и родителям, повышаются асоциальные проявления и маргинализация. Складывающаяся ситуация в дальнейшем может привести к снижению работоспособности и экономической активности.

Здоровье молодежи Кыргызской Республики также требует более концентрированного внимания, как со стороны государства, так и самой молодежи.

Структура заболеваемости среди молодежи во многом связана со сложившейся социально-экономической ситуацией в нашей стране. В структуре причин инфекционных заболеваний среди молодого населения на первом месте стоят туберкулез, ВИЧ/СПИД и инфекции, передающиеся половым путем. Так, на 1 июля 2019 года, из всех зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в стране среди граждан Кыргызской Республики (8711 случаев) 29,71% приходится на молодых людей в возрасте 15-29 лет. Одной из наиболее частых причин смертности среди молодого трудоспособного населения страны остается смертность в результате внешних причин. Репродуктивное здоровье является важным компонентом здоровья молодых людей. Показатель подростковой беременности составляет 50 на 1000 женщин этого возраста, согласно данным Мульти-индикаторного кластерного обследования за 2018 год. Однако этот показатель в сельской местности в 2 раза выше чем в городской. В сельской местности этот показатель составляет 64, а в городской 32 на 1000 женщин. Это указывает на важность полового просвещения среди подростков, улучшение предоставления услуг здравоохранения и информации для молодых людей, которые необходимы для улучшения здоровья в том числе репродуктивного здоровья и социально-экономического благосостояния молодых людей. Профилактика ранней беременности является важным мероприятием для улучшения материнского здоровья и снижения материнской и младенческой смертности.

Большая часть молодежи не заботится о своем здоровье. Молодежь, особенно в регионах, слабо осведомлена о ведении здорового образа жизни. Отмечен рост врожденных аномалий и новообразований. Необходимо принимать меры для изменения ситуации, при которой доля молодежи, ведущей активный образ жизни, низкая, а доступ к инфраструктуре для занятий физической культурой и спортом имеют менее 30% молодых людей. Доля молодежи, которая регулярно и "время от времени" занимается физической культурой и спортом, составляет 36%.

Также непосредственное влияние на здоровье молодежи оказывает фактор обеспеченности чистой питьевой водой. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, доля населения, имеющего устойчивый доступ к чистой питьевой воде, составляет 89,1%. При этом доступ населения к чистой воде ухудшился по сравнению с 2012 годом, когда показатель был равен 93,2%. Причинами неполного обеспечения доступа к чистой питьевой воде является недостаток финансирования в рамках государственных инвестиций систем водоснабжения, высокая стоимость создания инфраструктуры водоснабжения в высокогорных и отдаленных населенных пунктах.

Сфера информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике развивается динамично, но очевидно и то, что в стране пока сохраняется недостаток инфраструктуры, информационных технологий, особенно в сельской местности. Следует признать в целом невысокий уровень охвата молодежи доступом в Интернет, даже с учетом восходящего тренда последних нескольких лет.

На конец 2016 года, согласно оценке Международного союза электросвязи, доступность Интернета в Кыргызской Республике для всего населения не превышала 34,5%. В 2012 году данный показатель составлял 19,8%, в 2013 году - 23%, в 2014 году - 28,3%, в 2015 году - 30,25%.

Согласно исследованию международной профессиональной организации Internet Society, занимающейся развитием и обеспечением доступности сети Интернет, за 2015 год доступность услуг, с точки зрения стоимости, является одним из двух важнейших барьеров для расширения доступа к сети Интернет в Кыргызской Республике (другим барьером является актуальность содержания для аудитории). Стоимость мобильного широкополосного доступа к сети Интернет в Кыргызской Республике в среднем составляет 10% ежемесячного дохода на душу населения, что превышает 5% порог, рекомендованный Комиссией Международного союза электросвязи и ЮНЕСКО по развитию широкополосного доступа.

Государственная образовательная система не предоставляет большинству учащихся необходимых технических навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего успешного обучения, трудоустройства и функционирования в обществе. Навыки включают пользование компьютером, планшетом и другими устройствами; работу с электронными документами, электронной почтой; поиск и обработку информации в режиме онлайн; знание основного программного обеспечения; проведение исследовательской работы с использованием онлайн-источников.

Особого внимания требует вопрос освоения молодежью возможностей Интернета - отдельно взятых "цифровых дивидендов" для развития общества в целях саморазвития, информационного просвещения и гражданской активности. Только 26% молодых людей используют Интернет для доступа к образовательным ресурсам, 26,8% - для доступа к новостным и информационным ресурсам, 5,7% - для получения государственных услуг.

Безопасность и защищенность молодежи в целом не вызывает тревоги. Однако важно учитывать, что 2,4% юношей и девушек в последнее время лично сталкивались с физическим, психологическим или сексуальным насилием.

Согласно Международному исследованию общественной безопасности в Кыргызской Республике за 2015 год, 6,6% респондентов в возрасте от 16 до 24 лет сообщили, что стали в течение последних пяти лет жертвами рэкета - насилия или угрозы насилием, если жертва отказывается выполнять требование преступника.

Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, количество выявленных лиц, совершивших преступление, среди молодежи (от несовершеннолетних до 29 лет) сократилось в 2013-2016 годах более чем на 10%.

Наблюдается тенденция к повышению религиозности среди молодежи и вербовка молодежи из Кыргызской Республики в насильственные экстремистские/террористические группы, особенно на юге страны.

Согласно данным из открытых источников, 863 члена Исламского государства(1) в период с 2010 по июнь 2016 годов являлись гражданами Кыргызской Республики, причем 188 из них - женщины.

Семья в молодежной среде продолжает оставаться важным устойчивым социальным институтом. В среднем, количество браков среди молодежи выше количества разводов более чем в 5 раз. Значительная часть молодежи (81,7%) планируют создать семью. Во взглядах молодежи происходят некоторые изменения, связанные с формой брачно-семейного состояния. Обряд венчания (нике) также считают браком 70,5% мужчин и 64,5% женщин молодого возраста (21-30 лет). Примерно около 38% молодежи (18-30 лет) не поддерживают законодательную инициативу о запрете религиозного обряда до регистрации в органах регистрации актов гражданского состояния. В стране существует проблема раннего вступления в брак. Согласно результатам Мульти-индикаторного кластерного обследования за 2018 год, каждая 11 девушка-подросток в возрасте 15-19 лет в настоящее время состоит в браке. Около 13% женщин в возрасте 20-24 года впервые вступили в гражданский или официальный брак в возрасте до 18 лет. Как показали результаты обследования "Гендер в восприятии общества", похищения невесты все еще имеют очень широкое распространение. На всей территории Кыргызской Республики через них прошли 22% состоящих в браке женщин, при этом треть из них не давали на это своего согласия. В наибольшей степени этот обычай похищения невесты распространен в Таласской и Иссык-Кульской областях, где через него прошли 60% и 45% женщин, вступивших в брак. Самый высокий уровень насильственных похищений (без согласия женщины) отмечается в Нарынской области, где 68% похищенных не давали на это своего согласия.

Молодые люди ощущают государственную поддержку в отношении детей, но получаемые пособия на ребенка недостаточны для покрытия расходов, связанных с содержанием и развитием ребенка. Также недоступны льготные ссуды и займы для молодых родителей.

Несмотря на относительно благополучную ситуацию в отношении своего будущего, у многих молодых людей складываются ограниченные представления о будущем. Это связано с тем, что они сталкиваются с рядом барьеров, препятствующих их самореализации. Ключевые субъекты развития воспринимают молодежь не как равного партнера, а как объект. Такое отношение к молодым людям присутствует как в общественном сознании, так и в семьях. Это порождает другие проблемы, такие как принижение роли девушек, недоверие к способности молодежи принимать решения и так далее.

В настоящее время для Кыргызской Республики наиболее важной задачей является наращивание человеческого капитала. Он формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность, информационное обеспечение труда, безопасность граждан и бизнеса, экономическую свободу, а также в культуру, искусство.

Концепция основана на анализе текущего состояния молодежной политики в Кыргызской Республике и основных тенденций ее развития. В ней определены долгосрочные приоритеты государственной молодежной политики, достижение которых позволит сформировать устойчивую основу для дальнейшего развития молодежи, а также определены целевые индикаторы и разработан механизм ее реализации.

Новизной Концепции является комплексный скоординированный подход к ее реализации и ориентация на конкретные целевые показатели, привязанные к Индексу благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике.

3. Цель и принципы Концепции

Целью настоящей Концепции являются создание эффективной системы развития молодежи, создание условий для реализации государственной молодежной политики, формирование активной гражданской позиции и ценностных ориентиров молодежи, обеспечивающих стабильное инновационное развитие страны, содействие социальному развитию и саморазвитию молодежи.

Разработка Концепции соответствует международным стандартам качества молодежной политики, основана на следующих принципах:

- законность - верховенство Конституции Кыргызской Республики, законов при реализации прав молодых граждан и их объединений;

- приоритетность гуманистических и патриотических ценностей в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- нацеленность на всестороннее развитие молодежи;

- защита прав и законных интересов молодежи, недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному, гендерному, этническому и другим основаниям, равенство условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижение личного успеха, реализации инновационного потенциала в интересах общественного развития и самой молодежи;

- признание особых потребностей разных групп молодежи, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации;

- вовлеченность молодых граждан в формирование и реализацию политики;

- открытость и прозрачность в вопросах реализации мер в сфере государственной молодежной политики;

- включение и координация интересов всех граждан и организаций, участвующих в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- научность - изучение, анализ и прогнозирование ситуации в молодежной среде для выработки мер в сфере государственной молодежной политики;

- системность - объединение взаимосвязанных видов деятельности в рамках реализации государственной молодежной политики.

4. Приоритеты

Достижение цели Концепции будет осуществляться в трех ключевых приоритетных направлениях, поэтапно.

Приоритетное направление 1.

Формирование и совершенствование механизмов, инструментов, институтов, дающих возможность участия молодежи в достижении ее целей.

Приоритетное направление 2.

Расширение активного участия молодежи как равноправных участников в развитии и принятии ответственных решений.

Приоритетное направление 3.

Комплексное и системное повышение конкурентоспособности молодежи.

5. Задачи по каждому из приоритетов

Задачи для достижения приоритетного направления 1:

- на регулярной основе проводить инвентаризацию нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодежи, в целях совершенствования законодательства и выявления пробелов;

- обеспечить принятие решений, основанных на анализе ситуации в сфере молодежной политики;

- улучшить сбор и анализ данных по молодежи;

- на постоянной основе реализовывать государственный социальный заказ, направленный на обеспечение прав и интересов молодежи;

- привлечение молодежи к планированию, реализации, мониторингу и оценке реализации Концепции;

- разработать и реализовать национальные и региональные программы по молодежному развитию, трудоустройству и самореализации молодых граждан;

- развитие общинного, студенческого и школьного самоуправления, способного влиять на принятие решений на всех уровнях.

Задачи для достижения приоритетного направления 2:

- повысить информированность участников политики о правах и потребностях молодежи, ценности их участия в принятии решений, касающихся молодежи;

- создать условия для стимулирования молодежи к активному участию в общественной жизни;

- создать условия для активного участия органов местного самоуправления в создании условий и вовлечении молодежи в процессы принятия решений.

Задачи для достижения приоритетного направления 3:

- внедрить системный подход к воспитанию, образованию, обучению, изобретению, научной работе молодежи, ориентированный на результат;

- создать систему по поддержке молодежных инициатив и социальной адаптации отдельных категорий молодежи;

- внедрить программы, механизмы, модели инвестиций государства, бизнеса в развитие наиболее способных, одаренных, талантливых молодых людей;

- включить в стратегии и программы министерств, государственных комитетов и административных ведомств меры по развитию молодежного предпринимательства и расширить доступ к финансовым ресурсам;

- увеличить инвестиции в формирование культурных ценностей у молодежи, основанных на национальных ценностях и лучших мировых достижениях;

- усилить работу с молодежью в цифровом пространстве, используя современные методы;

- развивать навыки гражданственности молодых людей (волонтерство, гражданское участие, социальная активность) и сплоченность молодежи как на республиканском, так и на местном уровнях, позволяющие молодежи занимать гражданскую позицию и удерживаться от вовлечения в деструктивные и экстремистские группы.

6. Ожидаемые результаты

В Плане Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы по реализации программы деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 марта 2019 года № 140, определена задача привлечения активной молодежи к участию в устойчивом развитии страны. Целевым индикатором является улучшение к 2023 году показателей Глобального индекса развития молодежи (50 стран), а к 2030 году войти в число 45 развитых стран.

В рамках реализации Концепции предполагается до 2030 года повысить уровень благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике, подтверждаемый ростом значения Индекса благополучия и развития молодежи с 0,53 до 0,75.

Реализация Концепции позволит осуществить единую государственную политику в сфере молодежной политики и достичь следующих результатов:

- молодежь является непосредственным участником при принятии ответственных решений;

- молодежь обладает здоровьем, достаточными знаниями и навыками для достижения своих интересов;

- молодежь способна достигать финансовой устойчивости;

- молодежь инициирует и участвует в создании условий для своего благополучия;

- молодежь продвигает свои интересы, мобилизуя членов общества;

- рост численности молодежи, активно участвующей в процессах развития;

- молодежь является полноправным и полноценным субъектом развития государства и общества.

7. Оценка рисков и меры управления рисками

Выделяются следующие риски, которые могут возникнуть в ходе реализации Концепции:

- сокращение предусмотренных объемов бюджетных средств, что потребует внесения изменений в план реализации Концепции, пересмотра целевых значений показателей и, возможно, отказа от реализации отдельных мероприятий;

- потеря с течением времени значимости отдельных мероприятий;

- длительный срок реализации Концепции и, как следствие, возрастание неопределенности и отклонений от запланированных целевых показателей;

- неэффективность организации и управления процессом реализации мероприятий Концепции;

- низкая эффективность использования бюджетных средств;

- слабый мониторинг исполнения мероприятий Концепции;

- слабое межведомственное взаимодействие и недостаточный уровень исполнительской дисциплины исполнителей Концепции и плана по ее реализации.

Меры управления рисками:

- обеспечение надлежащего мониторинга выполнения Концепции и на основе его результатов оперативное реагирование и внесение изменений в Концепцию, нивелирующих или снижающих воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей;

- разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации мероприятий, а также эффективности использования бюджетных средств;

- проведение регулярной, в том числе внешней оценки результативности и эффективности реализации Концепции;

- принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия уполномоченного государственного органа в сфере молодежной политики и участников реализации Концепции.

8. Механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа.

В целях практической реализации настоящей Концепции запланировано утверждение планов мероприятий по реализации Концепции, предусматривающих конкретные меры, ответственных исполнителей и сроки их выполнения.

При этом планируется утвердить план мероприятий по реализации Концепции на период 2020-2025 годов, в качестве первого этапа реализации Концепции.

По итогам завершения первого этапа, с учетом его оценки и мониторинга будет утвержден план мероприятий по реализации Концепции на период 2026-2030 годов, в качестве второго этапа реализации Концепции.

Координация процесса реализации Концепции и планов по ее реализации будет возложена на уполномоченный государственный орган в сфере молодежной политики, а также Совет по делам молодежи при Правительстве Кыргызской Республики, который является межведомственным координационным органом по вопросам молодежной политики.

Для мониторинга и оценки выполнения Концепции планируется разработка системы индикаторов, позволяющих объективно оценивать ситуацию и принимать адекватные и своевременные решения.

Источниками информации для мониторинга и оценки будут результаты опросов, независимая оценка и отчеты органов государственного управления и местного самоуправления.

Результаты мониторинга и оценки будут доступны для всех вовлеченных участников, заинтересованных групп и отдельных граждан.

9. Финансовая оценка потребностей в ресурсах

Реализация мероприятий Концепции, требующих финансовых затрат, обеспечивается в рамках утвержденных бюджетов задействованных государственных органов.

Дополнительными источниками финансирования станут средства партнеров по развитию (международные финансовые институты, донорские организации), институтов гражданского общества и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

 

(1) Исламское государство признано террористической и экстремистской организацией и его деятельность на территории Кыргызской Республики решением Октябрьского суда, г.Бишкек от 13 февраля 2015 года запрещена.