ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2021 года № 200
Об утверждении Программы развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы
В целях развития системы образования, в рамках реализации Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить:
1) Программу развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы согласно приложению 1;
2) План действий на 2021-2023 годы по реализации Программы развития образования в Кыргызской Республике на период 2021-2040 годов (далее - План действий) согласно приложению 2.
2. Государственным органам и органам местного самоуправления (по согласованию), задействованным в реализации Плана действий:
- принять неукоснительные меры по исполнению Плана действий в установленные сроки;
- по итогам каждого полугодия, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе реализации Плана действий в Министерство образования и науки Кыргызской Республики.
3. Министерству образования и науки Кыргызской Республики по итогам каждого полугодия, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять обобщенный отчет в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.
4. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Кыргызской Республики "О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике" от 23 марта 2012 года № 201;
2) пункт 29 постановления Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики" от 1 июля 2013 года № 395;
3) постановление Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики "О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике" от 23 марта 2012 года № 201" от 2 марта 2016 года № 100;
4) постановление Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике" от 23 марта 2012 года № 201" от 4 июня 2018 года № 270.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел образования, культуры, спорта и молодежной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 21 мая 2021 года № 62
Премьер-министр Кыргызской Республики |
У.Марипов |
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
на 2021-2023 годы по реализации Программы
развития образования в Кыргызской Республике на период 2021-2040 годов
№ |
Задачи/меры |
Наименование индикатора |
Индикаторы |
Ответственные исполнители |
Источники финансирования | |||
базовый 2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год | |||||
Раздел 1. Дошкольное образование и предшкольная подготовка | ||||||||
Направление 1.1. Доступность к качественному дошкольному образованию и предшкольной подготовке | ||||||||
1 |
Анализ и обновление нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования |
Внесение изменений в Закон Кыргызской Республики "О дошкольном образовании" в части расширения видов дошкольных образовательных организаций |
Разработка |
Утверждение |
Реализация |
Реализация |
МОН, по согласованию - ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств |
Утверждение Положения о вариативных формах дошкольного образования |
Разработка |
Апробация, доработка, пилотирование на базе 50 библиотек |
Утверждение и внедрение |
Внедрение |
МОН, по согласованию - ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств | ||
Наличие пересмотренных и утвержденных санитарно-эпидемиологических норм и правил для создания безопасной обучающей среды в различных видах дошкольных образовательных организаций |
МЗСР 27 февраля 2020 года создало межведомственную рабочую группу для пересмотра и внесения изменений и дополнений в санитарно-эпидемиологические нормы и правила |
Утверждение |
Использование |
Использование |
МЗСР, МОН, по согласованию - ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств | ||
2 |
Расширение охвата детей различными программами дошкольного образования |
Наличие центров развития ребенка на базе библиотек |
100 |
+50 |
+50 |
+50 |
МКИСМП, МОН, по согласованию - ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств |
Наличие краткосрочных детских садов для детей 3-5 лет |
120 |
Запуск проекта |
100 |
180 |
МОН, по согласованию - ВБ |
За счет донорских средств | ||
Наличие доработанных механизмов государственно-частного партнерства в секторе дошкольного образования |
Анализ потребности в нормативной правовой базе и механизмах |
Разработка |
Утверждение |
Внедрение |
МОН, по согласованию - ГПЦО (ВБ), ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств | ||
Наличие телевизионной программы, утвержденной в качестве альтернативной обучающей программы для детей раннего и дошкольного возраста (Керемет коч) |
Керемет коч - обучающая ТВ-программа для детей дошкольного возраста |
Пересмотр, апробация |
Утверждение |
Внедрение |
МОН, МКИСМП, по согласованию - ЮНИСЕФ |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств | ||
Наличие утвержденной программы по усилению потенциала родителей, в том числе маргинальные группы, по вопросам развития детей, с учетом гендерного и инклюзивного подхода |
Создана межведомственная рабочая группа |
Разработка и утверждена |
Внедрение |
Внедрение |
МОН, МЗСР, по согласованию - ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств | ||
Доля детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных всеми формами раннего развития |
4% |
4,5% |
5% |
6% |
МОН, МКИСМП, МЗСР |
Республиканский и местный бюджеты | ||
Доля детей в возрасте 3-7 лет, охваченных всеми формами дошкольного образования |
42% |
45% |
50% |
55% |
МОН, МКИСМП, МТАСКД по согласованию - донорские агентства |
Республиканский и местный бюджеты | ||
Доля детей в возрасте 5,5-7 лет, охваченных предшкольным образованием |
82% |
85% |
87% |
90% |
МОН |
Республиканский бюджет | ||
Направление 1.2. Качество стандартов/программ раннего/дошкольного образования и предшкольной подготовки | ||||||||
3 |
Обновление содержания дошкольного образования |
Наличие утвержденного обновленного госстандарта Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми" и обновленных программ. Наличие педагогов детских садов, обученных использованию нового стандарта, новых программ |
Наличие госстандарта "Дошкольное образование и уход за детьми" |
Приведение в соответствие с госстандартом программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов детских садов |
Тиражирование и распространение, обучение педагогов |
Использование |
МОН, по согласованию - ЮНИСЕФ, ВБ |
За счет донорских средств |
Наличие организованной системы обучения библиотекарей по вопросам раннего развития детей |
Разработка тренингового модуля |
Пилотирование |
Утверждение |
Внедрение |
МОН, МКИСМП, по согласованию - ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств | ||
4 |
Поддержка многоязычного образования в Кыргызской Республике как средства интеграции и сплочения общества и поддержки языкового разнообразия в системе образования |
Методическая поддержка детских садов, работающих по программам многоязычного образования. Количество детских садов г.Бишкек, устойчиво реализующих инклюзивные программы многоязычного образования |
30 |
45 |
55 |
60 |
МОН, по согласованию - Фонд "Сорос-Кыргызстан" |
За счет донорских средств |
Направление 1.3. Управление, мониторинги финансирование | ||||||||
5 |
Усиление государственной поддержки дошкольного образования |
Наличие проекта нормативного правового акта в части приравнивания размера зарплаты работников дошкольного образования к зарплате учителей начальных классов, а также формирования стимулирующего гранта для работников детских садов |
- |
Анализ нормативных правовых актов |
Разработка, обсуждение и доработка |
Утверждение |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет |
Сумма средств, выделяемых на дошкольное образование в зависимости от процента охвата детей |
2,7 млрд. сомов на 42% охвата |
3 млрд. сомов на 45% охвата |
3,3 млрд. сомов на 50% охвата |
3,7 млрд. сомов на 55% охвата |
МЭФ, МОН |
Республиканский бюджет | ||
Наличие обновленной модели нормативного финансирования в дошкольном образовании |
Анализ пропилотированной модели нормативного финансирования на базе 40 детских садов |
Разработка и согласование соответствующего проекта нормативного правового акта |
Утверждение |
Внедрение |
МОН, МЭФ, по согласованию - ВБ, ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств | ||
Раздел 2. Школьное образование | ||||||||
Направление 2.1. Качество образования через изменение содержания | ||||||||
6 |
Обновление содержания школьного образования |
Наличие обновленного Государственного образовательного стандарта школьного общего образования |
Государственный стандарт утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2014 года № 403 |
Обновление и утверждение |
Внедрение |
Внедрение |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
Наличие обновленных предметных стандартов и учебных программ |
|
Разработка и утверждение стандартов и программ для 1-4 классов |
Разработка и утверждение стандартов и программ для 5-11 классов (включая профильное обучение) |
Внедрение |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств | ||
Направление 2.2. Обновленная система учебного книгоиздания | ||||||||
7 |
Обеспечение школ учебно-методическими комплексами нового поколения |
Наличие разработанных учебно-методических комплексов для 1-4 классов на основе пересмотренных стандартов образования |
|
Объявление конкурса, разработка и экспертиза |
Апробация и доработка |
Тиражирование |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет |
Наличие разработанных учебно-методических комплексов для 5-9 классов на основе пересмотренных стандартов образования |
|
Разработка, апробация, экспертиза, тиражирование (по ряду предметов) |
Экспертиза, доработка, тиражирование (по ряду предметов) |
Экспертиза, доработка, тиражирование (по ряду предметов) |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет и за счет донорских средств | ||
Направление 2.3. Цифровизация образования | ||||||||
8 |
Реализация программы "Новая школа - школа будущего" |
Развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий в школах. Число школьников, приходящихся на 1 компьютер, соответствующий современным системным требованиям |
28/1 |
28/1 |
27/1 |
26/1 |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
Охват государственных школ сетью Интернет со скоростью не менее 10 Мб/сек. и локальной сетевой инфраструктурой |
99% |
100% |
100% |
100% |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств | ||
Наличие в школах электронных библиотек и классов, оборудованных для использования электронных материалов в обучении (проектор, компьютер, экран или другие гаджеты) |
60 |
- |
+300 |
+500 |
МОН, по согласованию - ВБ |
За счет донорских средств | ||
Наличие цифровых дополнительных учебных материалов для основных предметов начальной и средней школы |
- |
- |
Дополнение базы цифровых учебных материалов для 1-4 классов |
Дополнение базы цифровых учебных материалов для 5-9 классов |
МОН, по согласованию - ВБ |
За счет донорских средств | ||
Наличие электронных лабораторных работ и практических материалов по естественным наукам (химия, физика, биология) |
- |
Адаптация |
Адаптация |
Внедрение |
МОН, по согласованию - ВБ |
За счет донорских средств | ||
Направление 2.4. Система оценки качества школьного образования | ||||||||
9 |
Создание системы оценки качества школьного образования |
Введение стандартизированных инструментов для итогового измерения образовательных достижений по окончании начальной школы. Доля учащихся 4 классов, охваченных измерением |
Диагностическое тестирование в 3 классе |
20% |
100% |
100% |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
Наличие контрольно-измерительных материалов для проверки на уровне класса сформированности математической, естественно-научной грамотности (по STEM-предметам), чтения и понимания текста учащихся. Наличие методических рекомендаций для учителей |
- |
Разработка базы тестовых заданий для 6 класса |
Разработка базы тестовых заданий для 7 класса |
Разработка базы тестовых заданий для 8 класса |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств | ||
Наличие онлайн компьютерных тестов по основным предметам (PISA тесты) |
- |
Разработка и внедрение тестов для 5-6 классов |
Разработка и внедрение тестов для 7-8 классов |
Использование тестов на практике во всех школах |
МОН |
За счет донорских средств | ||
Показатели среднего балла ОРТ по стране |
120 баллов |
121 балл |
122 балла |
123 балла |
МОН |
Республиканский бюджет | ||
Направление 2.5. Непрерывное профессиональное развитие педагогов | ||||||||
10 |
Повышение квалификации учителей общеобразовательных организаций |
Охват учителей программами повышения квалификации, ежегодно |
12% |
15% |
20% |
20% |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств, средства слушателей курсов повышения квалификации |
Количество педагогов, обученных по разработанным программам обучения методологии преподавания предметов естественно-научного цикла, включая STEM-предметы (учителя средних школ); корректирующему чтению и пониманию (учителя начальных школ), в том числе в электронном формате |
- |
Разработка и апробация программ |
Внедрение для 4000 педагогов |
Внедрение для 5000 педагогов |
МОН, по согласованию - ВБ |
За счет донорских средств | ||
Количество школьных администраторов и сотрудников районных/городских отделов образования, обученных по вопросам методической поддержки профессионального развития учителей |
- |
3500 |
- |
3500 |
МОН, по согласованию - ЮСАИД |
За счет донорских средств | ||
Количество социальных педагогов, обученных ведению дел (с акцентом на случаи гендерного насилия), а также профилактике и реагированию на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
21 |
300 |
600 |
- |
МОН, по согласованию - ЮНИСЕФ |
За счет донорских средств | ||
Направление 2.6. Доступность образования | ||||||||
11 |
Охват детей средним общим образованием в городских поселениях и сельской местности (в процентах от населения в возрасте 7-17 лет): - охват с 1-4 классы; - охват с 5-9 классы; - охват с 10-11 классы |
Доля детей, посещающих школу, в процентах от населения в возрасте 7-17 лет |
97,8% |
98% |
98% |
98% |
МОН |
Республиканский бюджет |
Предстоит определить |
Предстоит определить |
Предстоит определить |
Предстоит определить | |||||
Направление 2.6. Многоязычие и инклюзивное образование | ||||||||
12 |
Расширение доступа учащихся к программам многоязычного образования |
Методическая поддержка школ, работающих по программам многоязычного образования. Количество школ, реализующих программы многоязычного образования |
80 |
90 |
95 |
100 |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
Количество школ с узбекским и/или таджикским языками обучения, в которых реализуются различные формы инклюзивных программ многоязычного образования как средства поддержки языкового разнообразия |
30 |
40 |
50 |
50 |
МОН, по согласованию - Фонд "Сорос-Кыргызстан" |
За счет донорских средств | ||
13 |
Разработка и внедрение в школах системы поощрений педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Наличие разработанной системы поощрений |
- |
Разработка |
Внедрение |
Внедрение |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
14 |
Охват детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных школах с 1-11 классы |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным планам обучения и адаптивным программам с 1-11 классы |
4% (из числа зарегистрированных детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7-18 лет на 2020 год - 10200 человек) |
6% |
8% |
10% |
МОН, МЭФ, МЗСР |
Республиканский бюджет |
Направление 2.7. Обеспечение здоровья учащихся | ||||||||
15 |
Развитие школьной медицины |
Введение штатной единицы медицинской сестры в школах и утверждение соответствующего нормативного правового акта |
- |
Разработка, утверждение, внедрение |
Внедрение |
Внедрение |
МЗСР, МЭФ, МОН |
Республиканский бюджет |
Разработка и утверждение стандарта медицинского обслуживания в школах и перечня необходимого оборудования. Обеспечение школ необходимым оборудованием и изделиями для оснащения медицинских кабинетов в школах |
- |
Разработка, утверждение, обеспечение |
Обеспечение |
- |
МЗСР, МЭФ, МОН, по согласованию - ВБ |
Республиканский бюджет. За счет донорских средств | ||
Направление 2.8. Управление, мониторинг и финансирование | ||||||||
16 |
Обеспечение функционирования сети общеобразовательных организаций согласно минимальным нормативам бюджетного финансирования |
Процент покрытия финансирования |
94,3% |
Не менее 100% |
Не менее 100% |
Не менее 100% |
МЭФ, МОН |
Республиканский бюджет |
Пересмотр в сторону увеличения нормативов минимального стандарта бюджетного финансирования школ |
Минимальный стандарт бюджетного финансирования на 1 ученика не индексирован |
Разработка и утверждение соответствующего нормативного правого акта |
Внедрение |
Внедрение |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет | ||
Раздел 3. Внешкольное образование | ||||||||
Направление 3.1. Доступность качественного нешкольного образования | ||||||||
17 |
Анализ и обновление нормативных правовых актов в сфере внешкольного образования |
Утверждение Типового положения о внешкольной образовательной организации |
Действующий документ требует существенного обновления |
Разработка и утверждение |
Внедрение |
Внедрение |
МОН |
Республиканский бюджет |
Утверждение типовой программы кружков и студий с учетом преемственности школьного и внешкольного образования |
Действующий документ требует существенного обновления |
Разработка и утверждение |
Внедрение |
Внедрение |
МОН |
Республиканский бюджет | ||
18 |
Запуск проекта по развитию школьного спорта "Школьная лига" |
Разработка необходимых нормативных правовых актов и их внедрение (приоритетные направления: футбол, баскетбол, волейбол) |
- |
Запуск |
Внедрение |
Внедрение |
МКИСМП, МЭФ, МОН |
Республиканский бюджет |
Раздел 4. Начальное профессиональное образование | ||||||||
Направление 4.1. Доступность начального профессионального образования | ||||||||
19 |
Повышение участия молодежи в начальном профессиональном образовании |
Доля востребованности выпускников на рынке труда (доля трудоустроенных выпускников в первый год после выпуска и закрепившихся в течение года по данным отслеживания выпускников) |
65% |
70% |
75% |
80% |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
Доля профлицеев, внедривших элементы дуального обучения (обучение на производстве) от общего количества профлицеев, с указанием отраслей производства |
5% |
8% |
10% |
12% |
МОН, по согласованию предприятия и отраслевые организации |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств | ||
Доля лиц из групп риска (лица с ограниченными возможностями здоровья, сироты/полусироты, выпускники детских домов, в численности обучающихся в профлицеях) |
2,3% (сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья) |
3% (сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети из многодетных семей) |
3,5% (сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети из многодетных семей) |
4% (сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети из многодетных семей) |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств и средств профлицеев | ||
Доля профлицеев с созданной благоприятной для лиц с ограниченными возможностями здоровья инфраструктурой и средой обучения |
50% |
52% |
53% |
55% |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств и за счет средств профлицеев | ||
Направление 4.2. Содержание образования | ||||||||
20 |
Обновление содержания образования |
Наличие разработанных и утвержденных государственных образовательных стандартов |
- |
2 |
3 |
5 |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
Направление 4.3. Повышение квалификации | ||||||||
21 |
Повышение квалификации педагогического персонала и управленческих кадров |
Процент педагогических кадров, прошедших повышение квалификации по разработке образовательных программ и модулей |
10% |
12% |
12% |
15% |
МОН |
Республиканский бюджет |
Доля педагогических кадров, прошедших повышение квалификации по специальности (в том числе на производственной базе работодателей) |
5% |
+2% |
+3% |
+5% |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств и за счет средств профлицеев и слушателей | ||
Доля руководителей организаций, прошедших повышение квалификации |
15% |
20% |
25% |
30% |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств и средств профлицеев и слушателей | ||
Направление 4.4. Цифровизация образования | ||||||||
22 |
Внедрение цифровых и мультимедийных технологий |
Доля обеспеченности профлицеев компьютерной техникой |
50% |
52% |
53% |
55% |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств и средств профлицеев |
Направление 4.5. Оценивание | ||||||||
23 |
Внедрение современных и объективных методов оценивания |
Наличие независимой сертификации выпускников по пилотным программам |
2 |
2 |
4 |
6 |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
24 |
Внедрение системы внутреннего и внешнего обеспечения качества образования |
Наличие действующей системы внутреннего и внешнего обеспечения качества образования |
- |
Разработаны модель внутренней и внешней системы обеспечения качества, концепция конкурса "World Skills Kyrgyzstan", как инструмент повышения качества и привлекательности профессионального образования |
Подготовка к участию в конкурсе. Апробация системы гарантии качества |
Модель внутренней системы гарантии качества апробирована и внедрена в центрах передового опыта. Проведен первый конкурс "World Skills Kyrgyzstan" |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет донорских средств |
Раздел 5. Среднее профессиональное образование | ||||||||
Направление 5.1. Доступность среднего профессионального образования | ||||||||
25 |
Повышение участия партнеров в профобразовании |
Количество спузов, реализующих принципы обучения на рабочем месте |
3 |
5 - по приоритетным отраслям |
12 - по приоритетным отраслям |
15 - по приоритетным отраслям |
МОН |
Республиканский бюджет, средства учебных заведений |
26 |
Обеспечение эффективного финансирования системы и ее прозрачность |
Количество организаций, внедривших систему нормативного (подушевого) финансирования |
Разработана модель нормативного финансирования |
8 спузов |
Расширение проекта |
Расширение проекта |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет, средства учебных заведений |
Направление 5.2. Инклюзивное образование | ||||||||
27 |
Обеспечение условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Доля образовательных организаций с созданной благоприятной для лиц с ограниченными возможностями здоровья инфраструктурой и средой обучения |
- |
2% |
5% |
10% |
МОН |
Республиканский бюджет, средства учебных заведений |
Направление 5.3. Обновление содержания образования в соответствии с потребностями рынка труда | ||||||||
28 |
Обновить содержание образования |
Наличие обновленных государственных образовательных стандартов |
- |
Пересмотр |
Пересмотр |
Обновлены образовательные программы (в т.ч. учебные планы) |
МОН |
Республиканский бюджет |
29 |
Создание учебных центров передового опыта для реализации программ среднего профессионального образования |
Наличие учебных центров |
Проведение ремонтных работ в отобранных спузах |
Проведение ремонтных работ в отобранных спузах |
Апробация деятельности учебных центров передового опыта |
Внесение изменений в учебные центры передового опыта с учетом апробации |
МОН, по согласованию - АБР |
Республиканский бюджет, за счет средств учебных заведений и донорских средств |
30 |
Внедрение методов обучения предпринимательству |
Наличие модулей по обучению предпринимательству |
Определение количества кредитов на обучение предпринимательству |
Разработка обучающих модулей |
Включение обучающих модулей в учебные программы |
Пилотирование обучающих модулей |
МОН, по согласованию - АБР |
Республиканский бюджет и за счет донорских средств |
Направление 5.4. Повышение квалификации | ||||||||
31 |
Создание системы повышения потенциала педагогов |
Наличие программы повышения потенциала педагогов |
Разработка |
Апробация |
Утверждение |
Внедрение |
МОН, по согласованию - АБР |
Республиканский бюджет, за счет средств учебных заведений и донорских средств |
Направление 5.5. Цифровизация образования | ||||||||
32 |
Внедрение цифровых и мультимедийных технологий |
Создание нормативной правовой базы по электронному обучению |
- |
Разработка |
Внедрение |
Внедрение |
МОН |
Республиканский бюджет, средства учебных заведений |
Доля обеспеченности спузов компьютерной техникой |
50% |
52% |
53% |
55% |
МОН |
Республиканский бюджет, средства учебных заведений | ||
Раздел 6. Высшее профессиональное и послевузовское образование | ||||||||
Направление 6.1. Развитие ведущих вузов республики для участия в мировых рейтингах вузов | ||||||||
33 |
Разработка национальной модели рейтинга вузов и его апробация |
Наличие апробированной национальной модели рейтинга вузов |
- |
Разработка |
Участие вузов в национальном рейтинге |
Участие вузов в национальном рейтинге, анализ итогов рейтинга |
МОН |
Республиканский бюджет |
34 |
Интернационализация высшего образования и повышение его конкурентоспособности на международном рынке |
Доля: - иностранных студентов, обучающихся в вузах Кыргызской Республики; - студентов из Кыргызской Республики, обучающихся в зарубежных вузах; - иностранных профессоров, преподающих в вузах Кыргызской Республики на постоянной основе; - магистерских программ, ведущих обучение на иностранных языках (английском); - преподавателей, прошедших стажировку и обучение в зарубежных вузах |
22% иностранных студентов в вузах КР |
По факту |
По факту |
По факту |
МОН, МИД |
Республиканский бюджет, за счет вузов |
35 |
Разработка нормативного правового акта по реализации программ PhD. Аккредитация программ PhD |
Наличие нормативного правового акта и аккредитационных программ PhD |
- |
Разработка |
Количество полученных лицензий по подготовке PhD докторантов в Кыргызской Республике |
Количество вузов, прошедших аккредитацию по программам подготовки PhD |
МОН |
Республиканский бюджет, средства учебных заведений |
Направление 6.2. Структура и содержание программ высшего профессионального образования | ||||||||
36 |
Совершенствование содержания высшего профессионального образования |
Наличие разработанных обновленных государственных образовательных стандартов с учетом Национальной квалификационной рамки, профессиональных стандартов, позволяющей формировать программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры различных типов, с учетом потребностей национального и международного рынков труда |
- |
Разработка и утверждение |
Внедрение |
Внедрение |
МОН |
Республиканский бюджет |
37 |
Разработка и пилотирование проекта "Национальная вузовская наука" по переориентации науки на прикладные исследования, и улучшение качества исследовательской деятельности и экономической эффективности результатов работ |
Наличие разработанного и пилотируемого проекта |
- |
Разработка проекта и его компонентов (виды научных проектов, модели финансирования, поддержка стартапов, совместно с бизнесом создание венчурных фондов, создание стартапов, креативных лабораторий и научных центров при вузах) |
Все сопутствующие программы проекта разработаны и утверждены |
Система образования подготовлена к пилотированию, разработана модель Национального научного цитирования |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет, за счет учебных заведений |
Направление 6.3. Повышение квалификации кадров | ||||||||
38 |
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов |
Усредненная доля работников профессорско-преподавательского состава вузов, прошедших повышение квалификации за последний год |
Не менее 25% |
Не менее 25% |
Не менее 25% |
Не менее 25% |
МОН |
За счет учебных заведений и слушателей |
Наличие реализованной модели виртуальной мобильности профессорско-преподавательского состава |
- |
Созданы технические условия для проведения повышения курсов квалификации с использованием цифровых технологий |
Созданы условия для виртуальной мобильности профессорско-преподавательского состава |
Разработаны и приняты нормативы, обеспечивающие признание результатов обучения с учетом виртуальной мобильности |
МОН |
За счет учебных заведений и слушателей | ||
Направление 6.4. Система обеспечения качества высшего профессионального образования | ||||||||
39 |
Повышение эффективности системы обеспечения качества образования (система независимой аккредитации, мониторинга и контроля деятельности агентств) |
Количество учебных заведений/программ, прошедших аккредитацию. Наличие мониторинга деятельности независимых агентств с участием независимых экспертов. Анализ результатов мониторинга деятельности аккредитационных агентств |
По факту |
По факту |
По факту |
По факту |
МОН, по согласованию - независимые аккредитационные агентства |
За счет учебных заведений |
Раздел 7. Образование взрослых | ||||||||
Направление 7.1. Доступность образования для взрослых | ||||||||
40 |
Разработка и реализация концептуального документа о развитии образования и обучения взрослых в Кыргызской Республике |
Наличие утвержденного и реализуемого документа |
Анализ ситуации |
Разработка |
Утверждение |
Реализация |
МОН, по согласованию - общественный фонд "Институт развития молодежи" |
Республиканский бюджет и за счет донорских средств |
Наличие модели системы официального признания квалификаций, знаний и умений, приобретенных неформальным путем и на основе опыта профессиональной деятельности |
- |
- |
- |
Разработка модели |
МОН, МЗСР |
Республиканский бюджет | ||
41 |
Повышение доступности непрерывного профобучения для взрослых |
Количество лицензий, выдаваемых на организацию курсов для взрослого населения |
- |
По факту |
По факту |
По факту |
МОН |
Республиканский бюджет |
Процент профлицеев, реализующих программы дополнительного профессионального образования |
По факту |
По факту |
По факту |
По факту |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет учебных заведений | ||
Процент спузов, реализующих программы дополнительного профессионального образования |
По факту |
По факту |
По факту |
По факту |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет учебных заведений | ||
Процент вузов, реализующих программы дополнительного профессионального образования |
По факту |
По факту |
По факту |
По факту |
МОН |
Республиканский бюджет, за счет учебных заведений | ||
Раздел 8. Управление, мониторинг, стратегическое планирование в образовании | ||||||||
Направление 8.1. Совершенствование системы управления и финансирования образования | ||||||||
42 |
Применение на всех уровнях образования нормативов для определения потребностей бюджета образования на основании финансового анализа |
Наличие нормативного финансирования на всех уровней образования |
Используется в рамках реализации нормативного финансирования школ, профлицеев и вузов. Начало проведения финансового анализа |
Разработка нормативов финансирования для спузов |
Разработка нормативов финансирования для детских садов |
Анализ и соответствующий пересмотр механизмов управления финансированием |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет, за счет учебных заведений |
Направление 8.2. Повышение человеческого потенциала | ||||||||
43 |
Создание эффективной системы управления человеческими ресурсами |
Наличие системы конкурсного отбора руководителей образовательных организаций (кроме вузов) |
- |
Внесение изменений в законодательство КР |
Разработка подзаконных актов |
Внедрение |
МОН |
Республиканский бюджет |
44 |
Обеспечение регионов педагогическими кадрами |
Процент трудоустройства и удержания в профессии выпускников педагогических специальностей, обучавшихся за счет бюджета: |
72% |
74% |
76% |
78% |
МОН, МЭФ |
Республиканский бюджет |
- в течение 3 лет |
- |
По факту |
По факту |
По факту |
|
| ||
- в течение 5 лет |
- |
По факту |
По факту |
По факту |
|
|
Список использованных сокращений:
PhD |
- |
доктор философии; |
PISA |
- |
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся; |
STEM |
- |
наука, технологии, инженерия и математика; |
АБР |
- |
Азиатский банк развития; |
ВБ |
- |
Всемирный банк; |
Вуз |
- |
высшее учебное заведение; |
ГПЦО |
- |
Глобальное партнерство в целях образования; |
МИД |
- |
Министерство иностранных дел Кыргызской Республики; |
МКИСМП |
- |
Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики; |
МЗСР |
- |
Министерство здравоохранения и социального развития Кыргызской Республики; |
МОН |
- |
Министерство образования и науки Кыргызской Республики; |
МЭФ |
- |
Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики; |
ОРТ |
- |
Общереспубликанское тестирование; |
Спуз |
- |
среднее профессиональное учебное заведение; |
ЮНИСЕФ |
- |
Детский фонд ООН; |
ЮСАИД |
- |
Агентство Соединенных Штатов Америки по международному развитию. |