ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
|
| |
|
|
Приложение 1 (к постановлению Правительства Кыргызской Республики |
ПРОГРАММА
развития образования в
Кыргызской Республике на 2021-2040 годы
Кыргызская Республика сегодня находится на пути адаптации к новым условиям жизни в экономической и социальной сферах. Система отечественного образования в условиях адаптации будет играть важнейшую роль, так как именно человеческий капитал и его гибкость будут определять возможность и способность страны успешно развиваться и адаптироваться к меняющимся условиям в будущем.
Программа развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2040 годы (далее - Программа) разработана в целях продолжения реализации реформ, заложенных в Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2012 года № 201 (далее - Стратегия), и определяет государственную политику в соответствующей сфере, являясь программным документом.
Программа, ее задачи и индикаторы будут пересматриваться с учетом определения новых индикаторов ЦУР, а также при подготовке соответствующих планов действий, в которых будут изложены механизмы и мероприятия по поддержке достижения долгосрочных целей и стратегических направлений для сектора, наряду с целевыми показателями, затратами и обязанностями по осуществлению мониторинга прогресса.
2. Общая оценка текущей ситуации
В качестве основных тенденций, формирующих основные направления Программы, выделяются следующие:
1. Демографические тенденции.
За период реализации Стратегии общее количество граждан Кыргызской Республики возросло приблизительно на 1 млн. человек.
Количество детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно за отчетный период возросло с 28,7% до 30,4% и составило 2 млн. 17 тыс. человек.
Это связано со стабильным демографическим ростом рождаемости - если в 2012 году прирост детей, рожденных живыми, составлял 155 тыс. детей, то в 2020 году - уже 158 тыс. детей.
Согласно данным ООН, в 2025 году в Кыргызстане будет максимальный прирост населения за последние 74 года, который составит 5,92%. Соответственно, с 2028 года максимальная нагрузка придется на детские сады, а с 2032 года максимальная нагрузка ляжет на школы Кыргызской Республики.
Соответственно, демографическая ситуация будет оказывать растущее давление на развитие инфраструктуры системы образования, которая отстает от скорости роста численности населения, особенно в городах, а также потребует выстраивания опережающей политики строительства социальных объектов для сохранения охвата детей и населения в целом системой образования и улучшения качества образования. Увеличение числа учащихся неизбежно влечет за собой увеличение нагрузки на преподавателей, что формирует необходимость опережающей политики привлечения и подготовки педагогических кадров не только по количественным, но по качественным показателям.
2. Глобализация.
В условиях глобализации система образования вступает в международную образовательную среду и уже должна быть ориентирована на подготовку специалистов, которые могут быть востребованы не только на отечественном, но и на глобальном рынке труда. В связи с этим будут возрастать требования к качеству образования для повышения конкурентоспособности системы образования в мировом образовательном пространстве; будет увеличиваться потребность в формировании социально-эмоциональных/гибких навыков на разных уровнях образования; будут включены в содержание образования таких результатов обучения, как глобальная гражданственность, толерантность, межкультурные коммуникации, многоязычное образование.
3. Развитие технологий - цифровизация.
Развитие новых технологий будет требовать освоения потенциала новых технологий, обучения цифровым навыкам. В связи с этим перед системой образования будет все больше возрастать необходимость повышения компьютерной грамотности среди преподавателей и учащихся, улучшения образовательной инфраструктуры с учетом цифровых технологий, усиления дистанционных и других форм предоставления образования, через меняющуюся технологическую среду.
4. Социально-экономическая дифференциация.
Разрыв между населением с высоким и низким уровнями доходов углубляется как в развитых, так и в развивающихся странах. Уровень бедности в Кыргызстане в 2020 году вырос до 31%, что на 11% больше, чем в 2019 году. Целевая политика по реагированию на данную проблему должна увеличивать доступ к образованию разных категорий (включая детей с инвалидностью, детей из уязвимых категорий семей), и тем более доступ к качественному образованию в целом.
За период реализации Стратегии удалось достичь следующих результатов по охвату образованием:
- совокупный коэффициент охвата образованием населения в возрасте 7-24 лет повысился с 69,5% в 2012 году до 78,9% в 2020 году;
- число типовых детских садов возросло с 819 в 2012 году до 1648 в 2020 году, охват в них - с 16,1% до 22,2% соответственно (со 115 тыс. детей до 196 тыс.);
- с 2012 года увеличился охват детей соответствующего возраста школьным образованием (1-11 классы) с 88,7% до 97,8% в 2020 году (с 1 млн. 12 тыс. учащихся до 1 млн. 357 тыс.), а число школ увеличилось с 2201 до 2296;
- на уровне начального профессионального образования в профлицеях контингент учащихся был стабилен в диапазоне 29-32 тыс. учеников, что составляет порядка 10% населения в возрасте 15-17 лет. При этом число профлицеев было оптимизировано со 110 до 99, с сохранением общего контингента;
- в системе среднего профессионального образования на уровне спузов контингент вырос с 2012 года с 83 тыс. до 95 тыс. студентов в 2020 году (24% населения в возрасте 17-20 лет). Число самих спузов выросло со 132 до 138 (105 государственных и 33 негосударственных). 11,6 тыс. студентов обучается на бюджете, 84,3 тыс. студентов - на контракте;
- в республике функционирует 57 вузов (40 государственных и 17 негосударственных). Общий контингент студентов - 214 тыс. (26,5% от числа населения в возрасте 17-24). Из общего числа студентов 12,1% обучаются на бюджете;
- по педагогическому составу в сравнении 2012 и 2020 годов:
на уровне дошкольного образования увеличилось число воспитателей с 4053 до 8301;
на уровне школьного образования - с 75 тыс. до 82 тыс. учителей;
на уровне профлицеев число педагогов уменьшилось в связи с оптимизацией системы, с 3920 до 3403;
- на уровне спузов - увеличилось с 6343 до 7299 педагогов;
- на уровне вузов - уменьшилось с 12633 до 12197 педагогов.
По итогам 2020 года чистый процент реализации мероприятий Стратегии составил 84,3%, а процент частичного исполнения (от 16,6% до 97,9%) составил 15,6%. Соответственно, с учетом процентности полностью исполненных и частично исполненных мероприятий Стратегии - общий процент исполнения составил 91%.
К частично исполненным отнесены мероприятия, которые не были завершены из-за дефицита бюджета, а также в условиях отсутствия возможности реального обучения в период пандемии.
К основным достижениям за период 2012-2020 годов можно отнести следующие:
- создана годовая (по 3 часа в день) предшкольная подготовка на базе 4000 классов для 100 тыс. детей в возрасте 5,5-7 лет, которые не имеют доступа к дошкольному образованию. С учетом детей, которые ходят в типовые детские сады - общий охват программами развития составил к 2020 году 40% детей в возрасте 3-7 лет. Позитивное влияние дошкольных программ на результаты обучения подтверждается результатами НООДУ 2017 года, которые указывают на увеличение индекса в среднем на 26,2 балла, по математике - на 21,6 балла, по родиноведению - на 14,2 балла у детей, получивших дошкольное образование;
- впервые был разработан государственный образовательный стандарт для уровня дошкольного образования, а также государственный образовательный стандарт для школьного образования на компетентностной основе;
- для стимулирования роста частных детских садов и школ по всей стране были облегчены требования к санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения/содержания в школах и детских садах, правилам пожарной безопасности при выдаче лицензии, а также на законодательном уровне введены нормы об освобождении частных детских садов и школ от налогов с продаж, на прибыль и на добавленную стоимость;
- реализованы инициативы "Электронная очередь в дошкольные образовательные организации" и "Электронная запись в первый класс";
- впервые началась разработка и внедрение предметных стандартов для школьного образования;
- была создана система оценивания уровня знания государственного языка "Кыргызтест";
- внедрены пилотные механизмы многоязычного обучения - детский сад - школа - вуз;
- обеспеченность учебниками возросла с 49,6% до 72%;
- внедрен новый порядок проведения аттестации учителей и выплаты надбавок учителям за квалификационную категорию;
- создан Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики;
- создана система горячего питания в школах, которой охвачено уже 1635 школ, и принят Закон Кыргызской Республики "Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях" от 4 декабря 2019 года № 135;
- утверждены стандарты безопасности образовательной среды по трем параметрам: физической, экологической, психологической безопасности;
- утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике, впервые в Центральной Азии открыта лаборатория инклюзивного образования для системной подготовки специалистов по инклюзивному подходу;
- возвращена в новом формате система аренды учебников, для администрирования которой создано государственное учреждение "Жаны китеп";
- внедряются инициативы по подготовке учебников отечественных авторов;
- все школы, профлицеи и вузы Кыргызской Республики охвачены подушевым (нормативным) финансированием, отработан подобный пилот на уровне среднего профессионального и дошкольного образования;
- финансирование образовательных организаций, ранее финансируемых местным бюджетом, переведено на республиканский бюджет через территориальные подразделения Министерства образования и науки Кыргызской Республики;
- проведена 100% инвентаризация школ на предмет технического состояния;
- показатель из расчета "50 учеников на 1 компьютер" улучшился до 28 учеников на 1 компьютер;
- с 2,4% до 99% вырос процент школ, использующих в обучении сеть Интернет, оставшиеся 20 школ в высокогорных регионах были оснащены оборудованием Илим-бокс, которое позволяет им изучать образовательные ресурсы с помощью локальной беспроводной связи, в связи с отсутствием технической возможности установки кабельного Интернета;
- на уровне профессионального образования разработаны новые макеты государственных образовательных стандартов, перечни направлений, специальностей и нормативных сроков обучения, государственные стандарты нового поколения;
- созданы пилотные центры передового опыта в начальном и среднем профессиональном образовании;
- внедрен механизм определения и выделения грантовых мест в вузах только при наличии заявок работодателей;
- введена двухуровневая структура высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура, а также квалификация PhD;
- всего в период с 2014 по 2019 годы (начало действия бессрочной лицензии) 1443 юридическим лицам выданы лицензии на право ведения образовательной деятельности по 5884 программам дополнительного (неформального) образования взрослых;
- разработана Национальная система квалификаций;
- создано 7 научно-исследовательских институтов при вузах, меморандумы об интеграции подписаны в 6 вузах и 17 научно-исследовательских институтах;
- разделены процедуры лицензирования и аккредитации, внедрена независимая аккредитация на принципах аутсорсинга;
- разработана Информационная система управления образованием, соответствующие индикаторы и программное обеспечение.
Объем государственного бюджета на образование вырос с 2012 года с 21,7 млрд. до 39,9 млрд. сомов в 2020 году (из них расходы республиканского бюджета - 34,3 млрд. и 5,6 млрд. - местного бюджета). Это связано с двумя факторами: увеличением контингента обучающихся и повышением заработной платы учителям.
Если в 2012 году средняя зарплата учителя составляла 3500 сомов в месяц, то в 2020 году - 17 тыс. сомов в месяц. Повышение заработной платы способствовало сокращению нехватки учителей в школах: если до 2012 года нехватка составляла 3,5-4 тыс. человек ежегодно, то в 2020 году она составила около 700 чел. Из всей суммы, выделяемой бюджетом на образование, 93% - это средства на зарплату учителей и социальные отчисления и только 7% - на развитие.
В рамках антикризисного планирования при реагировании на ситуацию, связанную с распространением пандемии COVID-19, удалось реализовать такие меры, как:
- перевод всей системы образования в дистанционный формат, основанный на предоставлении образования и выводе системы в реальный режим обучения, спустя 12 месяцев;
- создание и наполнение электронных образовательных платформ как для учащихся, так и для педагогов, электронных библиотек, платформ для онлайн тестирования школьников, съемка и размещение на телевизионных платформах более 7 тыс. видеоуроков для дошкольного и школьного уровня обучения, включая обеспечение части из них сурдопереводом;
- организация дистанционного повышения квалификации учителей на специально созданной платформе, модернизация и разработка 128 программ повышения квалификации, из них 35 - онлайн-курсов;
- перевод системы приема абитуриентов на уровнях профессионального образования в онлайн формате;
- повышение размера стипендии студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, в два раза: студентам вузов - до 1600 сомов в месяц, спузов - до 1440 сомов в месяц.
Несмотря на позитивные сдвиги, остается актуальным ряд следующих проблем.
1. На уровне дошкольного образования:
- продолжает сохраняться проблема неполного охвата детей дошкольным образованием: 77,8% детей в возрасте 3-5 лет не имеют доступа к дошкольному образованию в силу отсутствия мест в типовых детских садах полного дня пребывания;
- наблюдается существенная разница в охвате дошкольным образованием между городом и селом: в 2020 году дошкольным образованием было охвачено 19,4% детей в селах, в то время как в городах - 36% детей;
- имеющиеся детские сады переполнены на 28 тыс. детей (детские сады посещают 196 тыс. детей при наличии только 168 тыс. мест) - это означает первоочередную нехватку 100 типовых детских садов на 280 мест каждый. В настоящее время есть группы по 60-80 детей на 1 воспитателя, что негативно сказывается на развитии и здоровье ребенка;
- отсутствие эффективной системы мониторинга и оценки деятельности в дошкольном образовании;
- слабая осведомленность родителей о важности развития детей в раннем возрасте.
2. На уровне школьного образования:
- неудовлетворенность в обществе качеством образования, несмотря на осуществляемые меры по развитию и росту выделяемых ресурсов. Наблюдается большой разрыв в качестве обучения между сельскими и городскими школами, а также школами с разными языками обучения. Например, процент учащихся 4 классов, набравших баллы ниже базового уровня по НООДУ в 2017 году, варьировался от 43% в г.Бишкек, до 60% в областных центрах и малых городах и до 70% в сельских школах. Наиболее низкий уровень достижения результатов обучения наблюдается по предметам естественно-математического цикла;
- слабая обеспеченность школ компьютерным оборудованием, недостаточность программ обучения педагогов цифровым навыкам, цифровых материалов, платформ дистанционного обучения являются препятствием на пути к цифровизации процесса обучения;
- угроза снижения охвата образованием: среди причин непосещения школ Национальный статистический комитет Кыргызской Республики выделяет такие, как инвалидность, материальные трудности в семье, необходимость в работе, семейные обстоятельства. Физическое отсутствие родителей рядом с детьми также ставит под угрозу посещение школы ребенком. Согласно данным ЮНИСЕФ, 12% детей Кыргызстана имеют хотя бы одного родителя за границей из числа трудовых мигрантов;
- расходы на одного обучающегося до сих пор остаются недостаточными для обеспечения качественного обучения и создания в каждой школе современной образовательной среды. Кроме того, в среднем по стране дефицит покрытия минимальных стандартов бюджетного финансирования в школьном образовании составляет порядка 500 млн. сомов ежегодно. Систематическое недофинансирование рождает проблему школьных поборов. При этом, непрозрачность распределения собираемых средств вызывает возмущение общественности;
- имеются проблемы с доступом школ к базовым ресурсам: обеспеченность компьютерами составляет 42,1% от минимальной потребности; 25,7% школ не имеют доступа к чистой питьевой воде; у 74,4% школ нет внутренних санитарных узлов (туалетов); 68,2% школ не подключены к горячему водоснабжению. Последнее порождает проблему неполного охвата горячим питанием учащихся 1-4 классов. Оснащение школ мебелью и лабораториями не финансируется из средств республиканского бюджета;
- во многих школах состояние инфраструктуры угрожает жизни и здоровью учеников, при этом в них продолжается обучение по причине отсутствия других зданий. Так, 245 школ признаны аварийными, которые должны быть снесены и построены заново. Еще 457 школ республики требуют капитального ремонта кровли, фундамента, стен, водоснабжения, канализации;
- переполненность школ в городской местности вследствие внутренней миграции: с 2012 года в два раза возросло число школ, работающих в 3 смены (с 83 до 151), а 37 тыс. детей учатся в 3 смену, что категорически запрещено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- недостаточная привлекательность педагогической профессии и, как следствие, набор потенциально слабых кадров в систему образования; отсутствие системы профессионального роста и гибкой системы профессиональной поддержки педагогов; отсутствие целевой подготовки методистов;
- требующая обновления система мониторинга и оценки деятельности педагогов;
- высокая нагрузка в школах влияет на высокую нагрузку на учителей, и здесь важно учитывать также и риски оттока педагогических кадров, так как уровень заработной платы педагогов в Кыргызстане в три раза ниже, чем в среднем по странам ЕАЭС.
3. На уровне начального и среднего профессионального образования:
- отсутствие четкости требований, предъявляемых работодателями к выходящим на рынок труда выпускникам профлицеев и спузов, по причине отсутствия унифицированных профессиональных стандартов в Кыргызской Республике;
- не выстроена система преемственности между ступенями профессионального образования, в виде унифицированных макетов государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, использования кредитных технологий ведения учебного процесса;
- наблюдается значительная разбалансированность системы профессионального образования, в том числе территориальная: большая часть профессиональных лицеев расположена в сельской местности (56%); большая часть колледжей - в городах (96%), поэтому в ряде областей Кыргызской Республики профессии, предоставляемые в профлицеях, не имеют преемственности с профессиями, предлагаемыми в этом же регионе спузами, и, чтобы продолжить обучение по своей специальности на следующем уровне образования, выпускники профлицеев вынуждены переезжать или менять специальность/специализацию;
- слабая связь с работодателями, что в том числе приводит к несоответствию количества и содержания программ профлицеев и спузов структуре рынка труда. Например, более 50% экономически активного населения Кыргызской Республики занимаются частным предпринимательством в области сельского хозяйства, однако только несколько спузов предлагают программы, предназначенные для этого конкретного сегмента населения. Во многих учебных программах профлицеев и спузов теоретический материал преобладает над возможностью получить практические компетенции;
- отсутствие методологии и проведения прогностических исследований рынка труда в региональном измерении. В связи с нестабильностью экономики отсутствует прогноз потребности экономики в кадрах на длительный срок, что также не позволяет соотносить количество подготовленных кадров и результаты их обучения с требованиями рынка труда;
- недостаточность ресурсов в организациях начального и среднего профессионального образования. Большая часть ресурсов идет на социальную помощь и поддержание инфраструктуры системы, оставляя непосредственно на сам образовательный процесс и его материально-техническое обеспечение весьма ограниченные средства, что приводит к серьезным проблемам устаревания материально-технической базы организаций образования. Работа на устаревшем оборудовании не позволяет выпускникам ряда профессий получать необходимые на рынке труда профессиональные компетентности, что приводит или к безработице, или к переподготовке за собственный счет, или за счет работодателей;
- недостаток квалифицированных педагогических кадров/мастеров производственного обучения, что связано с физическим старением квалифицированного педагогического состава, ограниченными возможностями повышения квалификации для преподавателей и мастеров производственного обучения и отсутствием у многих педагогов/мастеров производственного обучения и опыта работы на современном оборудовании;
- неэффективное управление, так как администрация многих учебных заведений профессионального образования не имеет современных управленческих навыков. Организации начального и среднего профессионального образования не имеют достаточной управленческой автономии, чтобы творчески и гибко реагировать на изменения рынка труда.
4. На уровне высшего профессионального и послевузовского образования:
- подготовка кадров по устаревшим специальностям для "уходящей" ресурсозатратной экономики;
- устаревшие методы преподавания, низкий порог восприимчивости инноваций преподавательским составом, что также негативно влияет на качество образования, не соответствующее требованиям рынка труда и запросам общества;
- коррумпированность высшего образования, что привело к замене ценности образования ценностью диплома о высшем образовании;
- слабое присутствие науки в деятельности вузов и низкая эффективность научных исследований. Объем средств, выделяемых на науку, составляет 0,08% от ВВП;
- устаревшая материально-техническая база вузов не соответствует темпам развития современных технологий;
- недостаточная автономия вузов, в том числе в вопросах содержания образования и управления, что не позволяет вузам оперативно реагировать на изменяющиеся условия.
5. На уровне образования взрослых:
- несовершенство законодательной базы;
- финансирование программ образования взрослых из государственного бюджета производится только для зарегистрированных безработных;
- отсутствие государственного финансирования обучения взрослых на уровне школьного образования (вечерние, заочные, сменные школы и классы);
- отсутствие профессиональных управленческих и педагогических кадров в области образования взрослых, в связи с отсутствием устойчивой системы подготовки и переподготовки;
- недостаточные механизмы партнерства между формальным и неформальным секторами образования;
- отсутствие центров сертификации, обеспечивающих признание профессионального опыта и компетенций, полученных неформальным путем;
- ограничение доступа к образованию взрослых в регионах из-за отсутствия провайдеров, предлагающих востребованные программы;
- отсутствие культуры образования "на протяжении всей жизни" в обществе;
- отсутствие методологии анализа потребностей взрослого населения в обучении, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- отсутствие статистических данных об охвате граждан неформальным образованием, не подразумевающим выдачу документов государственного образца.
Учитывая основные тенденции, предъявляемые к современной системе образования, стратегические направления развития страны, видение, цель, задачи системы образования до 2040 года обозначены следующим образом.
Видение системы образования к 2040 году: система образования 2040 позволит человеку раскрыть свой интеллектуальный, творческий и эмоциональный потенциал в любом возрасте, будет предоставлять условия для обеспечения здорового образа жизни и благополучия учащихся и равные образовательные возможности для разных категорий граждан по всей стране, вне зависимости от географии проживания, гендерной принадлежности, религии, состояния здоровья, материального положения и других факторов. При этом приоритет будет отдан инновациям, способствующим развитию человеческих ресурсов в системе образования, качественного и конкурентоспособного образования, формирующего человека, способного взять на себя ответственность за свое развитие, мобильность, востребованность на рынке труда. Источником и участниками развития системы образования выступает не только государство, но и все общество.
Целью системы образования к 2040 году является формирование творческого и здорового человеческого потенциала, свободно адаптирующегося и способного изменять подвижную социально-экономическую среду путем интеграции ресурсов и возможностей государства и общества, а также модернизации системы управления.
Достижение заявленной цели будет реализовано через соответствующие меры политики, направленные на решение трех основных задач:
1. Обеспечение справедливого, равного доступа.
2. Обеспечение качества образования.
3. Эффективное управление и финансирование.
Реализация всех трех задач предусмотрена на всех уровнях образования, и в рамках каждой из задач предусмотрены основные приоритеты.
1. Обеспечение справедливого, равного доступа:
- охват образованием на всех уровнях системы образования;
- обеспечение инклюзивности образования и его многоязычность;
- безопасная и эффективная среда обучения.
2. Обеспечение качества:
- модернизация содержания образования на всех его уровнях;
- цифровизация образования;
- система непрерывного профессионального развития педагогов;
- эффективная и объективная система мониторинга и оценивания результатов обучения;
- качественные учебные материалы.
3. Эффективное управление и финансирование:
- улучшение управления человеческими ресурсами, организационным, техническим и административным потенциалом для обеспечения системного подхода к управлению сферой образования и планированию образовательной политики;
- укрепление перехода к нормативному финансированию на всех уровнях образования и к большей самостоятельности в управлении ресурсами на уровне самих образовательных организаций;
- аккредитация и лицензирование, осуществление необходимого контроля за образовательными услугами и их результатами;
- регулярный мониторинг реализации и оценки результатов функционирования и результативности системы образования;
- автоматизация системы управления образованием.
Меры политики в Программе направлены на обеспечение стабильного функционирования системы образования согласно следующей структуре системы образования в Кыргызской Республике.
Рисунок 1
Образование взрослых |
Возраст |
Класс |
Послевузовское профессиональное
образование |
Дополнительное профессиональное
образование |
| ||||||
26 и старше |
|
| |||||||||
25 |
| ||||||||||
24 |
|
| |||||||||
23 |
Высшее
профессиональное образование |
|
|
Неформальное
образование взрослых
|
| ||||||
22 |
|
Высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет - для определенных специальностей) |
| ||||||||
21 |
| ||||||||||
20 |
|
| |||||||||
19 |
|||||||||||
Профессиональное образование на базе 9 и 11 классов |
|
||||||||||
18 |
| ||||||||||
Обязательное образование |
17 |
11 |
Среднее общее образование |
Вечерние
школы |
Специализированные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья |
| |||||
16 |
10 |
| |||||||||
15 |
9 |
Основное общее образование |
| ||||||||
14 |
8 |
| |||||||||
13 |
7 |
| |||||||||
12 |
6 |
| |||||||||
11 |
5 |
| |||||||||
10 |
4 |
Начальное общее образование |
|
| |||||||
9 |
3 |
| |||||||||
8 |
2 |
| |||||||||
7 |
1 |
| |||||||||
|
6 |
0 |
Дошкольное образование |
Предшкольная подготовка для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации |
| ||||||
5 |
|
|
| ||||||||
4 |
|
| |||||||||
3 |
|
| |||||||||
2 |
|
| |||||||||
0,6-1 |
|
| |||||||||
|
В дошкольном образовании Программа направлена на реализацию следующих мер политики:
- расширение доступа к качественному дошкольному образованию и программам раннего развития детей. Государство будет поддерживать программу предшкольной подготовки и поощрять создание широкой сети дошкольных образовательных организаций, через вариативные формы дошкольного образования, такие как краткосрочные детские сады, центры раннего развития и центры детского творчества, центры выходного дня и др., формирующие разные области развития детей;
- модернизация содержания программ дошкольного образования и приведение в соответствии со стандартами развития детей, обеспечение преемственности с программой обучения в начальной школе;
- расширение охвата программами многоязычного обучения, что позволит ввести раннее обучение параллельно на разных языках;
- развитие цифровых образовательных материалов для педагогов дошкольного образования и программ предшкольной подготовки;
- внедрение системы непрерывного развития педагогов, а также целевая подготовка методических кадров для системы дошкольного образования;
- разработка стандарта оснащенности разных типов детских садов и программ дошкольной подготовки для создания безопасной обучающей среды, здорового образа жизни, включая требования к организации питания, санитарии, гигиены через усиление работ по обеспечению ухода за детьми дошкольного возраста;
- внедрение системы нормативного бюджетного (подушевого) финансирования дошкольного образования, которая будет способствовать равномерному и прозрачному распределению средств и создаст дополнительные возможности для развития альтернативных форм дошкольных организаций;
- внедрение регулярного мониторинга развития детей по разным областям развития (физическое развитие, социальная компетентность, эмоциональная зрелость, языковое и познавательное развитие, коммуникативные навыки и общие знания) с использованием эффективных инструментов наблюдения, как на уровне дошкольных организаций, так и на уровне системы.
В школьном образовании Программа направлена на реализацию следующих мер политики:
- переход, с 2022 года, к обязательному среднему общему образованию, согласно Закону Кыргызской Республики "Об образовании", через общеобразовательные школы, профессиональные лицеи и колледжи;
- улучшение инфраструктуры школ через строительство новых, капитальный ремонт действующих и строительство дополнительных зданий к действующим школам;
- создание и поддержание эффективной и безопасной среды обучения, предусматривающей физическую, психологическую/социальную, информационную и экологическую безопасность;
- улучшение условий для обеспечения горячего питания в общеобразовательных школах, поддержания гигиены и здорового образа жизни;
- внедрение принципов инклюзивного образования в системе общеобразовательных школ, при сохранении специализированных школ с учетом потребностей детей с инвалидностью;
- поддержка детей из категории уязвимых семей, а также соблюдение принципов равного гендерного доступа к образованию;
- развитие цифровой среды, цифрового обучения и доступа к образовательным ресурсам как из школы, так и в домашних условиях;
- формирование политики и практики воспитания как единого, преемственного, педагогически направленного процесса, а также вовлечение родителей и общественности в воспитательный, образовательный, познавательный процессы и социально-эмоциональное развитие учащихся;
- модернизация содержания образования, ориентированного на развитие знаний и компетентностей каждого обучающегося;
- развитие многоязычного образования для повышения человеческого потенциала и конкурентоспособности;
- улучшение качества учебников и учебных материалов, доведение уровня обеспеченности учебниками в разрезе предметов до 100%;
- повышение потенциала педагогических кадров и внедрение эффективной модели профессионального и карьерного роста педагогов, связанной с профессиональной поддержкой и системой стимулирования;
- обновление подходов для формирования прозрачного процесса отбора и расстановки кадров, основанного на оценке результатов деятельности и компетенциях;
- построение целостной системы оценивания результатов обучения и регулярное участие в национальных и международных исследованиях качества школьного образования;
- постепенное увеличение минимальных стандартов бюджетного финансирования для обеспечения функционирования и развития системы образования, систематическое повышение заработной платы педагогов;
- профилизация школы, в том числе по математической, естественно-научной, технологической образовательным областям (STEM-предметам).
В начальном и среднем профессиональном образовании Программа направлена на реализацию следующих мер политики:
- профессиональная ориентация молодежи, направленная на изменение отношения общества к востребованным рабочим профессиям, техническим направлениям подготовки, сложным наукоемким специальностям;
- усиление инклюзии в системе профессионального образования для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей в трудной жизненной ситуации и детей-сирот;
- повышение качества профессионального образования и обновление его содержания на основе профессиональных стандартов;
- усиление взаимодействия с объединениями работодателей и обеспечение для них стимулирующих факторов при формировании содержания образования, баз стажировок и практик, результатов обучения;
- развитие центров передового опыта как площадок для передачи современных знаний, передового опыта и инноваций для учащихся, преподавателей и администраторов организаций профессионального образования;
- развитие системы независимой оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию выпускников на основе Национальной рамки квалификаций, валидацию и проведение независимой аккредитации;
- развитие международной интеграции профессионального образования, в том числе и для обеспечения роста его экспорта, включая участие в международных профессиональных соревнованиях;
- оптимизация систем начального профессионального и среднего профессионального образования, что позволит сделать систему более мобильной, отвечающей запросам рынка труда и потребителей, эффективнее использовать финансовые ресурсы и предусмотреть преемственность между двумя уровнями;
- переход от финансирования профессионального образования, основанного на затратах, к нормативному бюджетному финансированию.
В высшем профессиональном и послевузовском образовании Программа направлена на реализацию следующих мер политики:
- совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи;
- повышение качества образования и модернизация его содержания в соответствии с международными тенденциями и постоянно изменяющимися требованиями к компетенциям выпускников, что предусматривает широкое вовлечение в процесс работодателей;
- передача роли основного определителя и регулятора содержания государственного образовательного стандарта вузам, с обязательным условием соблюдения лицензионных и аккредитационных требований;
- постепенный переход на регулирование Перечня специальностей Национальной системой квалификаций Кыргызской Республики;
- создание Национальной модели рейтинга вузов, как стартовой площадки для подготовки вузов к участию в международных рейтингах;
- усовершенствование системы независимой аккредитации по результатам мониторинга деятельности агентств;
- повышение научной составляющей в вузах, переориентация науки на прикладные исследования, улучшение качества исследовательской деятельности и экономической эффективности результатов научных работ, создание вузами креативных лабораторий, стартапов, научных и инновационных центров.
В образовании взрослых Программа направлена на реализацию следующих мер политики:
- создание системы официального признания квалификации, знаний и умений, приобретенных неформальным путем и на основе опыта профессиональной деятельности;
- налаживание связей образовательных организаций дополнительного образования с реальным сектором экономики в зависимости от реального контингента слушателей и заказа определенных направлений обучения;
- выстраивание системы гарантии качества согласно Национальной системе квалификаций Кыргызской Республики;
- соотнесение законодательства Кыргызской Республики с законодательными актами стран ЕАЭС и СНГ в области образования взрослых.
В сфере управления, мониторинга и стратегического планирования Программа направлена на реализацию следующих мер политики:
- управление образованием, ориентированное на результат, принятие решений, основанных на мониторинговых данных, проектирование изменений системы образования с учетом будущих тенденций;
- повышение прозрачности и подотчетности органов управления и образовательных организаций, с целью повышения общественного доверия и предотвращения коррупционных рисков;
- модернизация процесса управления человеческими ресурсами с целью раскрытия потенциала административных кадров на всех уровнях образования;
- формирование оптимальных подходов к финансированию системы образования, предусматривающих эффективное применение принципов финансового менеджмента в условиях имеющихся ресурсов;
- автоматизированная информационная система управления образованием как основной инструмент сбора, анализа данных и прогнозирования состояния системы образования по количественным и качественным показателям;
- проведение регулярных исследований в сфере образования и оценка их результатов для принятия обоснованных решений;
- систематический функциональный анализ для оптимизации системы и структур управления образованием.
7. Ожидаемые результаты - индикаторы достижения
№ |
Индикаторы |
Базовый
год |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз |
Источник данных |
1 |
Сумма расходов на дошкольное образование в соответствии с % охвата детей в возрасте 1-6 лет (ЦУР 1.а.) |
3,5 млрд. на 22,2% охвата дошкольным образованием |
3,9 млрд. на 25% |
5 млрд. на 32% |
6,6 млрд. на 42% |
МЭФ |
2 |
Охват детей в возрасте 5,5-7 лет программами предшкольной подготовки (ЦУР 4.2.) |
82% |
90% |
95% |
95% |
НСК |
3 |
Охват детей дошкольным образованием по полу и территории (в процентах к соответствующей возрастной группе 1-6 лет) (ЦУР 4.2.) |
22,2% |
25% |
32% |
42% |
НСК |
4 |
Охват детей средним общим образованием в городских поселениях и сельской местности (в процентах от населения в возрасте 7-17 лет) (ЦУР 4.1.) |
97,8% |
98,8% |
98,8% |
98,8% |
НСК |
5 |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным планам обучения и адаптивным программам в государственных школах с 1-11 класс, из числа зарегистрированных детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7-18 лет |
4% |
10% |
22% |
42% |
МОН |
6 |
Соотношение компьютер/учащийся в среднем по стране (ЦУР 4.а.) |
1/28 |
1/26 |
1/15 |
1/13 |
МОН |
7 |
Наличие системы измерений образовательных достижений школьников (ЦУР 4.1.) |
11 класс - регулярное проведение ИГА, 9 класс - пилотная апробация ИГА, данные НООДУ-2017 |
9 и 11 классы - регулярное проведение ИГА, данные НООДУ-2021 |
9 и 11 класс - регулярное проведение ИГА, национальные и международные исследования |
9 и 11 класс - регулярное проведение ИГА, национальные и международные исследования |
МОН |
8 |
Показатели среднего балла ОРТ по стране и результаты участия в PISA (ЦУР 4.1., ЦУР 4.6.) |
120 баллов |
123 балла |
130 баллов |
145 баллов Результаты PISA к 2040 г. - на 15 пунктов выше |
МОН |
9 |
Средний балл ОРТ у абитуриентов, поступающих на педагогические специальности в вузы страны |
130 баллов |
135 баллов |
145 баллов |
160 баллов |
МОН |
10 |
Соотношение средней зарплаты по экономике к средней зарплате учителя |
1,3 |
По факту |
По факту |
По факту |
НСК, |
11 |
Доля образовательных программ в системе начального профессионального образования, реализующихся по принципам дуального обучения |
- |
12% |
20% |
30% |
МОН |
12 |
Доля педагогического персонала в начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании, регулярно проходящих повышение квалификации |
- |
15% |
50% |
100% |
МОН |
13 |
Система обеспечения качества высшего профессионального образования (аккредитационные агентства, ранжирование вузов путем сочетания различных факторов) |
Мониторинг деятельности агентств |
Анализ результатов мониторинга и усовершенствование нормативных правовых актов. Внедрение системы ранжирования (построения рейтинга) вузов |
Участие вузов в национальных и международных рейтингах |
Участие вузов в национальных и международных рейтингах |
МОН |
14 |
Показатели интернационализации высшего профессионального образования |
Доля: иностранных студентов в вузах КР, иностранных педагогов в вузах КР, магистерских программ на иностранных языках, ППС, прошедших ПК/стажировку за рубежом |
Доля: иностранных студентов в вузах КР, иностранных педагогов в вузах КР, магистерских программ на иностранных языках, ППС, прошедших ПК/стажировку за рубежом |
Доля: иностранных студентов в вузах КР, иностранных педагогов в вузах КР, магистерских программ на иностранных языках, ППС, прошедших ПК/стажировку за рубежом |
Доля: иностранных студентов в вузах КР, иностранных педагогов в вузах КР, магистерских программ на иностранных языках, ППС, прошедших ПК/стажировку за рубежом |
МОН |
15 |
Нормативное бюджетное финансирование |
Школы, профлицеи, вузы |
Детские сады, спузы |
На всех уровнях образования |
На всех уровнях образования |
МОН, |
16 |
Система официального признания квалификаций, знаний и умений, приобретенных неформальным путем и на основе опыта профессиональной деятельности |
- |
Разработка модели |
Внедрение |
Функционирование |
МОН |
При реализации Программы существуют следующие возможные риски, которые могут повлиять на достижение поставленных целей и задач:
- снижение темпов роста экономики, снижение притока инвестиций в страну, возникновение бюджетного дефицита, что приведет к снижению финансирования или недополучению достаточных средств для функционирования и развития системы образования;
- политическая нестабильность, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, коррупция, что может негативно повлиять на сбалансированный подход и исполнение всех поставленных задач;
- возможная радикализация общества, что может привести, в том числе, к межконфессиональным противоречиям и снижению охвата образованием;
- отсутствие понимания значимости проводимых преобразований и, соответственно, затягивание внедрения отдельных инициатив и решений, возможная незаинтересованность сообщества участвовать в реализации образовательной политики;
- отставание человеческого потенциала в системе образования и у населения от скорости развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
- напряженная демографическая ситуация и недостаточный контроль над внутренней и внешней миграцией.
Изложенные в настоящей Программе цели, задачи, меры политики и индикаторы будут реализовываться через соответствующие планы действий по реализации Программы, направленные на достижение конкретных результатов соответствующими исполнителями в установленные сроки.
Регулярный мониторинг исполнения планов действий при реализации стратегических направлений является неотъемлемым элементом выполнения Программы. Это позволит заблаговременно исключать возможные отклонения от целей, задач, мер политики Программы и вносить необходимые корректировки в каждый последующий план.
На реализацию каждого Плана действий будут направлены средства республиканского бюджета в рамках бюджетных ассигнований государственных органов, в пределах предусмотренных средств на соответствующий год, а также средства из других источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики, включая финансовые средства, выделяемые международными организациями-партнерами.
При этом следует отметить, что качественная реализация планов действий будет зависеть от надлежащего и своевременного финансирования мероприятий, указанных в них.
Список сокращений:
PhD |
- |
доктор философии; |
PISA |
- |
международная программа по оценке образовательных достижений учащихся; |
STEM |
- |
наука, технологии, инженерия и математика; |
ЕАЭС |
- |
Евразийский экономический союз; |
ИГА |
- |
итоговая государственная аттестация; |
МОН |
- |
Министерство образования и науки Кыргызской Республики; |
МЭФ |
- |
Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики; |
НСК |
- |
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики; |
НООДУ |
- |
национальное оценивание образовательных достижений учащихся; |
ООН |
- |
Организация Объединенных Наций; |
ОРТ |
- |
Общереспубликанское тестирование; |
ПК |
- |
повышение квалификации; |
ППС |
- |
профессорско-преподавательский состав; |
СНГ |
- |
Содружество Независимых Государств; |
Спуз |
- |
среднее профессиональное учебное заведение; |
ЦУР |
- |
цели устойчивого развития; |
ЮНИСЕФ |
- |
детский фонд ООН. |