ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
УТРАТИЛО
СИЛУ
в соответствии с постановлением Кабинета
Министров КР от 24 декабря 2021 года № 338
Приложение 1
(к постановлению Кабинета министра
Кыргызской
Республики
от 19
мая
2021 года №
11)
Положение о Государственном комитете по экологии и климату Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
1. Государственный комитет по экологии и климату Кыргызской Республики (далее – ГКЭК) является уполномоченным государственным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и климата, обеспечения экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной), природопользования, гидрометеорологии, осуществляющим государственный надзор и контроль по вопросам экологической безопасности.
2. ГКЭК в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являющимися составной частью правовой системы Кыргызской Республики, и настоящим Положением.
3. ГКЭК является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим фирменным наименованием на государственном и официальном языках, а также иные печати, штампы, бланки установленного образца, специальные и иные счета в системе Казначейства Министерства экономики и финансов Кыргызской Республики и вправе открывать новые счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
4. ГКЭК в своей структуре имеет подведомственные подразделения со статусом юридического лица и территориальные органы, а также имеет право выступать учредителем соответствующих юридических лиц.
5. Полное фирменное наименование ГКЭК:
- на государственном языке: «Кыргыз Республикасынын Экология жана климат боюнча мамлекеттик комитети»;
- на официальном языке: «Государственный комитет по экологии и климату Кыргызской Республики».
Сокращенное официальное наименование:
- на государственном языке: «ЭКМК»;
- на официальном языке: «ГКЭК».
6. Юридический адрес: г. Бишкек, ул. Горького, 142.
7. ГКЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями, предприятиями, учреждениями.
8. ГКЭК вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений в рамках законодательства Кыргызской Республики.
Глава 2. Цель ГКЭК
9. Целью ГКЭК является обеспечение сохранения уникальной экологической системы Кыргызской Республики, охрана окружающей среды и климата, а также обеспечение экологической (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной) и гидрометеорологической безопасности.
Глава 3. Задачи ГКЭК
10. Задачи ГКЭК:
- проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и климата, учета и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности, управления особо охраняемыми природными территориями;
- обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;
- обеспечение сохранения и устойчивого функционирования особо охраняемых природных территорий и развития охотничьих хозяйств, охраны, пользования и воспроизводства охотничьих ресурсов;
- осуществление государственного управления и регулирования в области охраны окружающей среды, экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной), экологического мониторинга и климата;
- определение приоритетных направлений в сфере химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности;
- государственный надзор и контроль в области охраны окружающей среды и климата, экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной), рационального использования природных ресурсов и гидрометеорологической деятельности;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, технических регламентов в сфере экологической безопасности;
- координация деятельности органов государственного управления, органов местного самоуправления и организаций в области охраны окружающей среды и климата, учета и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной);
- обеспечение экологической безопасности населения (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной);
- установление, осуществление и развитие международного сотрудничества Кыргызской Республики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной), рационального природопользования, гидрометеорологической деятельности и регулирования воздействия на климат, управления охотничьими хозяйствами и сетью особо охраняемых природных территорий, а также изучение, обобщение и распространение международного опыта.
Глава 4. Функции ГКЭК
11. ГКЭК осуществляет следующие функции:
1) функции по реализации отраслевой политики:
- осуществляет разработку и реализацию единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (химической, биологической радиационной и ядерной), в том числе по комплексному управлению охраной окружающей среды, охране климата, озонового слоя, сохранению биоразнообразия, рациональному природопользованию, охране охотничьих и других природных ресурсов, управлению особо охраняемыми природными территориями, экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития, привлечению финансовых ресурсов и инвестиций климатических фондов и международных организаций, продвижению инвестиций, реализации программ и проектов (в том числе по изменению климата);
- разрабатывает и вносит в установленном порядке в Кабинет Министров Кыргызской Республики предложения по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, регулирования воздействия на климат, а также гидрометеорологической деятельности, в том числе в области функционирования особо охраняемых природных территорий и развития охотничьих хозяйств;
- обеспечивает разработку проектов государственных программ, планов действий и других документов в области охраны окружающей среды, экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной) и рационального использования природных ресурсов, адаптации и смягчения последствий изменения климата, а также гидрометеорологической деятельности;
- разрабатывает и согласовывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность в области охраны окружающей среды, экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной) и климата, а также гидрометеорологической деятельности;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов по физической защите ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; по организации и ведению учета и контроля ядерных материалов, применению гарантий о нераспространении ядерного оружия; требования и условия безопасности (лицензионные условия) осуществления деятельности в сфере химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, методик, регламентирующих гидрометеорологическую деятельность, в соответствии с требованиями и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являющимися составной частью правовой системы Кыргызской Республики, соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики в сфере обеспечения единства измерений;
- разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и административными ведомствами механизмы природопользования, сохранения биоразнообразия, рационального использования природных ресурсов, охраны и использования животного и растительного мира, в том числе охотничьих ресурсов;
- ведет работу по продвижению инвестиций, реализации программ и проектов в области изменения климата;
- участвует в реализации программ и проектов, финансируемых Зеленым климатическим фондом Организации Объединенных Наций (далее – ЗКФ) и международными организациями;
- принимает участие в разработке форм государственных статистических наблюдений в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и гидрометеорологической деятельности, обеспечивает сбор и обработку первичных статистических данных в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
- создает и управляет национальным фондом гидрометеорологических данных, необходимых для гидрометеорологического обоснования проектирования, строительства и эксплуатации промышленно-хозяйственных объектов, разработки стратегии долговременного развития национальной экономики;
- в порядке и случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики, принимает решения и (или) вносит представления об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий, определяет перечень перспективных для развития туризма особо охраняемых природных территорий и порядок разработки, обустройства и использования экологических троп;
- вносит представления о резервировании территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями;
- участвует в формировании и обеспечении функционирования национальной экологической сети;
- устанавливает расчетные методы определения вреда, причиненного окружающей среде, а также методики определения массы загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, для исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде;
- устанавливает требования к обращению с отходами, за исключением вопросов, относящихся к компетенции других государственных органов;
- устанавливает порядок ведения экологического паспорта предприятия;
- обеспечивает разработку и внедрение оптимальных моделей природопользования, в том числе направленных на максимальное вовлечение отходов в использование в качестве вторичного сырья;
- организует совместно с заинтересованными государственными органами и научными учреждениями разработку предложений по проведению единой политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности), сохранения биоразнообразия и рационального использования природных ресурсов, изменения климата, охраны озонового слоя; привлечению финансовых ресурсов и инвестиций фондов и международных организаций; реализации программ и проектов (в т.ч. по изменению климата);
- ведет работу по привлечению инвестиций в области охраны окружающей среды и климата, а также гидрометеорологической деятельности;
2) функции регулирования:
- осуществляет государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности, а также изменения климата;
- в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке выдает, приостанавливает и аннулирует лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и разрешения;
- устанавливает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики ограничения и запреты на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира, пользование дикими животными отдельных видов в отдельных угодьях в определенные сроки, а также на использование отдельных орудий, способов изъятия диких животных;
- определяет перечень документов, представляемых для получения лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также требования к их оформлению и содержанию, и порядок представления лицензиатами отчетной документации;
- ведет в установленном порядке единый реестр выданных лицензий на осуществление лицензионных видов деятельности и разрешений;
- проводит государственную экологическую экспертизу проектной и иной документации, и выдает соответствующие экспертные заключения;
- в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке осуществляет административные процедуры в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- организует работу по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух;
- организует работу по митигационным и адаптационным мерам в области изменения климата;
- осуществляет анализ состояния загрязнения окружающей среды и информирует (для принятия решения) государственные органы, хозяйствующие субъекты;
- осуществляет совместно с министерствами, административными ведомствами, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами учет использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, и других вредных воздействий на окружающую среду и их источников, в том числе радиоактивных и ядерных материалов;
- ведет работу по привлечению финансовых ресурсов и инвестиций ЗКФ и международных организаций;
- организует и обеспечивает функционирование и развитие государственной гидрометеорологической службы, в том числе государственной сети гидрометеорологических наблюдений, а также осуществление сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления гидрометеорологической информации;
- ведет Красную книгу Кыргызской Республики;
- устанавливает нормативы, лимиты, квоты и иные нормы изъятия диких животных, согласовывает планы изъятия охотничьих животных нормированных видов;
- ведет реестр экологической информации государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействии на нее и формирует другие информационные ресурсы, предоставляет и распространяет экологическую информацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, обеспечивает издание информационных и других материалов, подготовку государственных докладов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов Кыргызской Республики, создание программного обеспечения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности;
- осуществляет учет природных ресурсов, регулирование и взимание платы за природопользование и загрязнение окружающей среды, нарушение требований обеспечения экологической безопасности, а также расходование средств на природоохранные цели;
- ведет учет объектов природы и природных комплексов, находящихся под охраной государства, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;
- совместно с государственными органами, научными учреждениями осуществляет учет, оценку состояния природных компонентов и ресурсов;
- осуществляет оценку безопасности радиационных, химических и биологических объектов;
- устанавливает в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики, сроки охоты, лимит и квоты на добычу объектов животного мира;
- в установленном порядке регулирует деятельность экологических постов при въезде на особо охраняемые природные территории;
- выдает экспертные заключения на импорт и экспорт товаров двойного назначения, включенных в Национальный контрольный список контролируемой продукции;
- выдает экспертные заключения на импорт, экспорт и реэкспорт специфических товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами;
- согласовывает гарантийные обязательства участников внешне-экономической деятельности при выдаче сертификатов конечного пользователя при импорте товаров двойного назначения;
- осуществляет ведение единой государственной системы учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
- ведет кадастр животного и растительного мира;
- осуществляет регистрацию химических веществ, смесей, ведет реестр химических веществ, а также нотифицирует новые химические вещества;
- устанавливает порядок освобождения от регулирующего контроля деятельности, связанной с радиоактивными источниками;
- в установленном порядке использует государственное имущество и распоряжается им;
3) функции координации, мониторинга, контроля и надзора:
- осуществляет координацию деятельности по охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира, рыбных запасов, среды их распространения и обитания, особо охраняемых природных территорий; контролю за производством и потреблением озоноразрушающих веществ, загрязнением водных ресурсов, порчей и загрязнением земельных ресурсов; обращению с отходами производства и потребления, их трансграничному перемещению, в том числе радиоактивными;
- осуществляет сбор и координирует обмен экологической информацией, распространение знаний и повышение информированности населения (в т.ч. по вопросам изменения климата);
- координирует действия по разработке национальной стратегии по проблемам изменения климата и мониторинга окружающей среды;
- осуществляет мониторинг окружающей природной среды;
- осуществляет мониторинг проектов в области изменения климата;
- осуществляет координацию и регулирование действий по выполнению Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций и Парижского соглашения по изменению климата;
- осуществляет координацию по подготовке национальных сообщений и докладов по вопросам изменения климата;
- организует сеть общественных экологов и координирует их деятельность;
- осуществляет координацию реализации Объединенной Конвенции по безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;
- осуществляет координацию по выполнению требований по Дополнительному протоколу к Соглашению между Кыргызской Республикой и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия, подписанному 29 января 2007 года в Вене;
- осуществляет координацию в области химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности в качестве регулирующего органа Кыргызской Республики;
- организует и координирует осуществление научных исследований в области охраны окружающей среды, воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности;
- осуществляет в пределах своей компетенции координацию исполнения международных договоров Кыргызской Республики, координирует органы государственного управления по вопросам взаимодействия Кыргызской Республики с соответствующими международными организациями, обеспечивает соблюдение и выполнение обязательств в соответствии с международными договорами по вопросам химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности, участницей которых является Кыргызская Республика;
- осуществляет координацию реализации Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), в качестве административного органа CITES Кыргызской Республики;
- осуществляет государственный надзор и контроль в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (в том числе химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности); рационального использования и охраны природных ресурсов, включая контроль за загрязнением водных ресурсов, порчей и загрязнением земельных ресурсов; охраны животного и растительного мира, атмосферного воздуха; обращения с отходами;
- осуществляет надзор за соблюдением требований по охране окружающей среды при проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации накопителей, шламохвостохранилищ, терриконов, отвалов, свалок, а также при осуществлении геологоразведочных работ, скотопрогона и других работ, связанных с воздействием на природные комплексы; при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, других химических веществ, препаратов, в том числе радиоактивных, использование которых разрешается в отдельных отраслях экономики; при эксплуатации природоохранных сооружений;
- осуществляет экологический контроль и надзор, проводит экологический мониторинг, а также налагает административные взыскания в пределах предоставленных полномочий;
- ведет совместно с соответствующими республиканскими органами государственного управления государственный климатический кадастр, государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира;
- обеспечивает ведение государственного кадастра отходов, реестра объектов по использованию отходов, реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, Единой базы данных о стойких органических загрязнителях, государственного реестра производителей гидрометеорологической информации;
- осуществляет контроль лицензируемого вида деятельности юридических и физических лиц (лицензиат) по соблюдению лицензионных требований;
- принимает участие в приемке в эксплуатацию предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, работа которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, а также иных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
- осуществляет проверки соблюдения в территориальных органах и подведомственных подразделениях порядка рассмотрения обращений в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, а также выездные проверки работы с обращениями;
- осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за использованием и сохранностью закрепленного государственного имущества;
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности; условий выданных документов разрешительного характера; норм, правил по ядерной и радиационной безопасности, физической защите ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;
- применяет в пределах своих полномочий санкции в случае правонарушений на объектах;
- направляет материалы проверок по выявленным нарушениям требований радиационной, ядерной, химической и биологической безопасности в правоохранительные органы;
- взаимодействует с государственными органами Кыргызской Республики по вопросам пресечения и предотвращения нарушений природоохранного законодательства;
- вносит соответствующие предложения государственным органам о приостановлении деятельности объектов, независимо от форм собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства, лицензий и разрешений на природопользование, а также готовит представления в соответствующие государственные органы о прекращении финансирования таких работ;
4) функции предоставления услуг:
- в установленном порядке обеспечивает предоставление услуг в сфере своей деятельности организациям и гражданам, в том числе на возмездной основе;
- выполняет в пределах своей компетенции функции государственного заказчика и обеспечивает проведение работ для государственных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
- осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на соответствующий финансовый год;
5) функции поддержки:
- осуществляет техническое сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ);
- осуществляет в установленном порядке финансирование природоохранных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, сохранение биоразнообразия, в том числе охотничьих ресурсов, сети особо охраняемых природных территорий и рационального природопользования из средств республиканского бюджета;
- организует и проводит научные и научно-технические исследования в области радиационной, ядерной, химической и биологической безопасности;
- организует проведение пропаганды и распространение знаний о природе, принципах устойчивого развития, ответственного потребления и устойчивого образа жизни, зеленого роста и экологической безопасности, проводит конкурсы, выставки, конференции, семинары по рациональному использованию природных ресурсов, мероприятия в области охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия, экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития;
- обеспечивает участие всех заинтересованных сторон в разработке, принятии и реализации экологически значимых решений и доступности экологической информации;
- осуществляет в установленном порядке взаимодействие с государственными органами, иностранными и международными организациями, партнерами по развитию, заинтересованными некоммерческими организациями, бизнес-структурами, учебными и научными заведениями в сфере охраны окружающей среды, изменения климата, сохранения биоразнообразия, рационального природопользования, экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития, а также химической, биологической ядерной и радиационной безопасности, управления охотничьими хозяйствами, особо охраняемыми природными территориями и гидрометеорологической деятельности и привлечения международной инвестиционной и грантовой помощи;
- рассматривает в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения) в пределах своей компетенции.
Глава 5. Права ГКЭК
12. ГКЭК в целях осуществления функций в установленной сфере деятельности имеет право:
- вносить в Кабинет Министров Кыргызской Республики предложения:
о заслушивании на заседаниях Кабинета Министров Кыргызской Республики отчетов руководителей министерств, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по вопросам охраны окружающей среды и климата, управления особо охраняемыми природными территориями, сохранения биоразнообразия и использования природных и охотничьих ресурсов;
об отмене противоречащих природоохранному законодательству решений Кабинета Министров Кыргызской Республики, министерств, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления;
об утверждении в установленном порядке нормативов и такс для исчисления размеров взысканий за ущерб, причиненный природным компонентам окружающей среды;
- в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке составлять протоколы и акты о нарушениях в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, животного и растительного мира и использования природных ресурсов;
- по результатам государственной экологической экспертизы выдавать отрицательное заключение на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение объектов и другие работы, осуществляемые с нарушением природоохранного законодательства, стандартов, норм и правил, в части охраны и использования природных ресурсов;
- в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке отзывать разрешения на ввоз, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий), отходов и сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушением экологических норм и правил, производство и использование продукции, веществ и материалов, применение которых приводит к загрязнению или деградации природной среды, наносит ущерб здоровью людей и животных;
- в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке отзывать по согласованию с научными организациями разрешения на ввоз, вывоз, выпуск, расселение и акклиматизацию животных и растений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба обитающим (произрастающим) на территории республики объектам животного и растительного мира или нанесение вреда здоровью людей;
- совместно с государственными органами участвовать в работе государственных и рабочих комиссий по приемке и вводу в эксплуатацию новых (реконструированных, расширяемых, технологически перевооружаемых, ликвидируемых) объектов, выбору места размещения объектов и отводу земель для ведения хозяйственной деятельности;
- получать от министерств, административных ведомств, юридических и физических лиц, осуществляющих природопользование, необходимые сведения (информацию, в том числе статистическую отчетность) о состоянии окружающей среды, выполнении мероприятий по охране окружающей среды, а также получать срочные сообщения от хозяйствующих и иных субъектов о залповых сбросах и выбросах, аварийных и чрезвычайных ситуациях;
- организовывать научно-технические, экспертные и другие советы, группы и комиссии для решения сложных природоохранных задач и разработки мер по охране и рациональному использованию природных ресурсов, проведения государственной экологической экспертизы наиболее сложных объектов, рассмотрения разногласий по результатам государственной экологической экспертизы;
- привлекать для проведения научно-исследовательских работ в курируемой области научно-исследовательские институты, ведомственные институты и другие высшие учебные заведения;
- привлекать в установленном порядке специалистов министерств, иных республиканских органов государственного управления и организаций к проведению государственной экологической экспертизы и выдаче соответствующих заключений, проведению работ, связанных с осуществлением контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и гидрометеорологической деятельности;
- заниматься развитием специализированных (целевых) методов гидрометеорологического обеспечения по вопросам, относящимся к компетенции ГКЭК;
- взаимодействовать со средствами массовой информации;
- участвовать в международном обмене информацией в рамках всемирной системы гидрометеорологических наблюдений;
- проводить систематический анализ и обобщение информации о складывающихся метеорологических, агрометеорологических и гидрологических условиях, а также о загрязнении природной среды на территории Кыргызской Республики, обеспечивать подготовку и издание реестра снежных лавин и ведение их кадастров;
- представлять интересы Кыргызской Республики во Всемирной Метеорологической Организации и в Межгосударственном совете по гидрометеорологии государств – участников СНГ;
- в установленном порядке взимать плату за пользование природными ресурсами растительного и животного мира, трофеи диких животных для иностранных охотников, сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей среде;
- в установленном порядке проводить проверку, осмотр, задержание документов, орудий (предметов) совершения правонарушений природоохранного законодательства, транспортных средств, незаконно добытых объектов природы, в том числе животного и растительного мира, в пределах компетенции;
- в установленном порядке выносить требования (предписания) о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
- выдавать обязательные для выполнения требования (предписания) об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
- на ношение форменной одежды утвержденного образца со знаками различия и хранение, ношение и использование служебного огнестрельного оружия и специальных средств (транспорт, средства связи и др.) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 6. Организация деятельности ГКЭК
13. ГКЭК возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Кыргызской Республики.
14. В ГКЭК предусматриваются должности статс-секретаря и заместителей председателя.
15. Порядок назначения, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются законодательством о государственной гражданской службе.
16. Заместители председателя назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению председателя ГКЭК, подчиняются непосредственно председателю и организуют деятельность ГКЭК в пределах возложенных на них обязанностей.
Председатель ГКЭК:
- осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью ГКЭК и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГКЭК задач;
- представляет ГКЭК в отношениях с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики, иностранных государств, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке подписывает международные договоры о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции ГКЭК;
- распределяет обязанности между заместителями председателя, устанавливает полномочия других должностных лиц системы ГКЭК по решению ими организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов, отнесенных к компетенции ГКЭК;
- вносит представления Председателю Кабинета Министров Кыргызской Республики на замещение должностей согласно его номенклатуре;
- назначает на должность и освобождает от должности, принимает и увольняет государственных служащих и работников системы ГКЭК согласно номенклатуре;
- утверждает структуру центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных подразделений ГКЭК, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций ГКЭК;
- утверждает штатное расписание центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных подразделений ГКЭК, в пределах установленных законодательством фонда оплаты труда и предельной численности работников ГКЭК;
- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах и подведомственных подразделениях;
- устанавливает надбавки к должностным окладам работников ГКЭК;
- присваивает в установленном порядке специальные классные чины работникам, а также в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке вносит представления о присвоении высших специальных классных чинов;
- представляет в установленном порядке особо отличившихся работников ГКЭК к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Кыргызской Республики;
- применяет установленные законодательством Кыргызской Республики меры дисциплинарной ответственности в отношении работников системы ГКЭК;
- издает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики обязательные для исполнения в системе ГКЭК приказы и другие акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями государственных органов, организует проверку их исполнения;
- отменяет противоречащие законодательству решения ГКЭК, а также территориальных органов и подведомственных подразделений;
- в установленном порядке распоряжается средствами и управляет имуществом ГКЭК, заключает сделки;
- осуществляет другие полномочия для решения вопросов, поставленных перед ГКЭК;
- председатель ГКЭК вправе временно отстранять руководителей структурных подразделений от выполнения обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
12. В ГКЭК образуется коллегия, в состав которой входит 9 человек. Председатель ГКЭК (председатель коллегии), статс-секретарь и заместители председателя входят в коллегию по должности. В состав коллегии в обязательном порядке входит представитель Администрации Президента Кыргызской Республики. Персональный состав членов коллегии утверждается председателем по согласованию с курирующим структурным подразделением Администрации Президента Кыргызской Республики.
13. В целях общественного мониторинга деятельности ГКЭК создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.
Глава 7. Заключительные положения
14. Ликвидация и реорганизация ГКЭК осуществляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
15. В случае прекращения деятельности, документы ГКЭК хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».