ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
|
|
Приложение |
|
|
(к постановлению Кабинета Министров Кыргызской
Республики |
Основные
направления
развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на
2022-2026 годы
Во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики от 12 октября 2021 года № 435 "Об утверждении Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года", Указа Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221 "Об утверждении Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы" разработаны Основные направления развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2022-2026 годы, предусматривающие реализацию стратегических проектов строительства внутренней сети железных дорог Кыргызской Республики и развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики.
Основные направления развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2022-2026 годы (далее - Основные направления) определяют основные направления, цели и задачи развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период до 2026 года. Основные направления рассматривают объективные предпосылки и формулируют основные положения стратегии развития железнодорожной отрасли Кыргызстана на среднесрочный период.
Актуальность утверждения Основных направлений продиктована необходимостью корректировки целей и задач Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период 2014-2020 годы, определенных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2014 года № 558, выполнением обязательств в связи со вступлением Кыргызской Республики в Евразийский экономический Союз и принятием в 2016 году новой редакции Закона Кыргызской Республики "О железнодорожном транспорте", а также принятием постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 декабря 2021 года № 352 "Об утверждении Плана мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года".
Основные направления сконцентрированы на дальнейшее продвижение решений, предусмотренных в развитии железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на период 2014-2020 годы результаты которых, способствовали существенному росту эффективности железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике.
Также, Основные направления учитывают цели и задачи Стратегического плана развития Государственного предприятия "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики (далее - ГП "НК "Кыргыз темир жолу") на 2020 год и среднесрочный период", утвержденный Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики.
Концептуальные направления развития железнодорожного транспорта:
1. Повышение экспортного и транзитного потенциала Кыргызской Республики и интеграция в международные транспортные системы.
2. Реконструкция и обновление основных фондов железнодорожного транспорта, электрификация основных участков железных дорог.
3. Укрепление системы обеспечения безопасности движения поездов на железной дороге.
4. Повышение качества и доступности железнодорожных транспортных услуг.
5. Повышение кадрового потенциала железнодорожного транспорта Кыргызской Республики.
6. Расширение государственно-частного партнерства в реализации проектов обновления и модернизации фондов железнодорожного транспорта Кыргызской Республики.
Таким образом, Основные направления будут являться основой для решения перспективных экономических задач и достижения социально значимых результатов.
Динамичное развитие железнодорожного транспорта окажет положительное воздействие на развитие смежных отраслей экономики, в том числе торговли, при разработке и транспортировке природных и строительных материалов, продукции сельского хозяйства.
I. Общая оценка текущей ситуации
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Кыргызской Республики выступает одним из важнейших факторов обеспечения условий для устойчивого роста национальной экономики Кыргызстана.
Как показала практика функционирования транспортного сектора в период глобальных вызовов, в пандемии коронавируса, в результате закрытия границ и приостановления автомобильного и авиационного сообщения, железнодорожный транспорт Кыргызской Республики выступал единственным транспортом экономического снабжения страны.
От качества провозной и пропускной способности железной дороги, от состояния ее объектов инфраструктуры и подвижного состава зависит не только эффективность работы предприятия, но и качество транспортного обеспечения экономики и населения государства.
Железнодорожный транспорт Кыргызской Республики является участником Евразийских железнодорожных транспортных коридоров, а также международных железнодорожных транспортных коридоров, связанных со странами Европы, Азии и Ближнего Востока.
Кыргызская железная дорога протяженностью 424,6 км, представлена географически разделенными двумя участками. Северный участок - 323,4 км Балыкчи - Турксиб (Казахстан), и южный участок - 101,2 км, обеспечивающими выход из Кыргызстана на железнодорожную сеть соседних государств - Казахстана и Узбекистана.
Грузовые перевозки
На сегодняшний день железнодорожным транспортом Кыргызской Республики осуществляется перевозка грузов, как в международном так и во внутриреспубликанском сообщении.
Анализ функционирования железнодорожной отрасли за последние 5 лет показывает следующую динамику развития грузовых железнодорожных перевозок.
Динамика изменения объема грузовых перевозок
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Грузооборот (млн. тонна-километр) |
935,0 |
949,3 |
870,4 |
937,5 |
1003,1 |
Перевезено грузов (тыс. тонн) |
7157,0 |
7526,3 |
7023,1 |
7306,5 |
7660,5 |
Погрузка (тыс. тонн) |
1935,7 |
2258,0 |
2242,5 |
2014,5 |
2112,0 |
Выгрузка (тыс. тонн) |
6373,0 |
6422,0 |
5920,8 |
6330,4 |
6627,9 |
Так, по итогам 2021 года рост перевозок грузов Кыргызской железной дорогой к соответствующему периоду 2020 года составил 104,8%, грузооборота - 107,0%. Следует отметить, что увеличение погрузки грузов сложилось на уровне 104,8% к соответствующему периоду 2020 года. Рост объемов погрузки грузов обеспечен за счет экспорта нефтепродуктов - 325,7%, металлолома - 225,9%, строительных грузов - 301,7%.
Прибытие грузов сложилось на уровне 104,7% к показателю 2020 года, которое в 2021 году обеспечено за счет роста импорта угля на 27,5%, сырья минерального промышленного - на 31,0%, сахара на 64,7%, строительных грузов - на 13,9%, зерна, муки, круп - на 17,5%, пищевых продуктов на - 10,6%.
Организация перевозок грузов Кыргызской железной дорогой регламентируется Законом Кыргызской Республики "О железнодорожном транспорте", Соглашением о международном грузовом сообщении, а также положениями и инструкциями, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.
Пассажирские перевозки
Помимо грузовых перевозок, железнодорожный транспорт Кыргызской Республики осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, обеспечивает своевременную перевозку пассажиров, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создает необходимые для них удобства.
Кыргызской железной дорогой перевозка пассажиров осуществляется как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении.
В международном сообщении в целях создания условий для повышения качества и уровня перевозок населения республики, функционируют следующие маршруты:
- Бишкек - Москва - 2 раза в неделю;
- Бишкек - Казань - 1 раз в неделю (с 12 декабря 2017 года);
- Бишкек - Новосибирск - 1 раз в 8 дней;
- Ташкент - Рыбачье - 1 раз в неделю в летний период (узбекский состав).
Во внутриреспубликанском пассажирском сообщении курсируют следующие маршруты:
- Бишкек - Токмок - ежедневно;
- Бишкек - Мерке - ежедневно;
- Бишкек - Кара-Балта - 2 раза в день;
- Бишкек - Рыбачье в летний период (июнь-июль - по выходным, август - ежедневно).
По итогам 2021 года Кыргызской железной дорогой перевезено 255,2 тыс. пассажиров или 352,7% к соответствующему периоду 2020 года. В связи с объявлением в марте 2020 года чрезвычайного положения в Республике Казахстан и Кыргызской Республике временно Кыргызской железной дорогой приостановлено пассажирское сообщение в международном сообщении.
Пассажирооборот составил 21,0 млн. пассажиро-километров или 308,8% к отчетному периоду 2020 года.
Динамика изменения перевозок пассажиров
|
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Пассажирооборот, млн. пассажиро-километр |
43,4 |
35,0 |
37,1 |
6,8 |
21,0 |
Перевезено пассажиров, человек |
313879 |
326088 |
360523 |
72361 |
255200 |
в том числе: | |||||
в международном сообщении |
27970 |
33146 |
27634 |
2194 |
- |
во внутриреспубликанском сообщении |
285909 |
292942 |
332889 |
70167 |
255200 |
Организация перевозок пассажиров Кыргызской железной дорогой регламентируется Законом Кыргызской Республики "О железнодорожном транспорте", Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений на железнодорожном транспорте Кыргызской Республики, утвержденный приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики от 30 декабря 2016 года № 428, Соглашением о международном пассажирском сообщении и другими нормативными документами Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии.
Состояние железнодорожной инфраструктуры
В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности сделаны оценки конкурентоспособности стран на основе Глобального индекса конкурентоспособности. Одним из компонентов индекса конкурентоспособности является инфраструктура.
Кыргызстан, согласно вышеуказанной оценке отнесен к категории стран с низким качеством железнодорожной инфраструктуры с индексом 77, при этом благоприятный рейтинг составляет не более 30. Китай имеет индекс - 16, Республика Казахстан - 27, Таджикистан - 46, Пакистан - 60, Монголия - 73.
Пути: рельсы и шпалы
Недостаток финансирования средств на развитие железнодорожного транспорта, привел к значительному увеличению износа путевой инфраструктуры Кыргызской железной дороги и накоплению объема невыполненных работ по модернизации и ремонту железнодорожной инфраструктуры.
Снижение качества путевой инфраструктуры Кыргызской железной дороги выступает основным фактором низкой участковой скорости Кыргызской железной дороги, что негативно сказывается на показателях работы предприятия.
Сегодня протяженность главных путей Кыргызской железной дороги составляет 424,6 км, то есть 849,2 км нити рельс.
При этом 17% рельс или 146,4 км/нити, находящихся в эксплуатации, имеют пропустившие сверхнормативный тоннаж и требуют замены.
Грузовые, пассажирские вагоны
Из имеющегося парка грузовых вагонов, 60% - не рабочий парк. На предприятии критически стоит вопрос приобретения полувагонов для обеспечения социально-значимых перевозок угля со станции Рыбачье для ТЭЦ города Бишкек, также перевозки сахарной свеклы для ОАО "Кайынды-Кант" и других хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики.
В рамках ранее проведенной работы по обновлению подвижного состава по итогам 2017 года приобретено 150 штук грузовых универсальных полувагонов за счет средств Российско-Кыргызского Фонда развития.
Данные вагоны поэтапно с января по апрель 2018 года поступили в южное отделение ГП "НК "Кыргыз темир жолу" для работы на южных станциях Кыргызской железной дороги.
Кроме того, в соответствии с реализацией распоряжения Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 октября 2021 года № 229-р, а также в целях обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики в грузовых железнодорожных перевозках, ГП "НК "Кыргыз темир жолу" закупило за счет собственных средств 100 полувагонов у Акционерного общества "Алтайвагон" - завода-изготовителя по производству железнодорожного грузового подвижного состава.
Также, из имеющегося инвентарного парка, пассажирских вагонов - 63% общего парка, вагоны нерабочего парка.
Локомотивы
Движение поездов на Кыргызской железной дороге кроме шести новых тепловозов осуществляется локомотивами, построенными 40 лет назад.
Нормативный срок эксплуатации большинства магистральных тепловозов - основной движущей силы Кыргызской железной дороги уже в 1993-2001 года выработан, однако магистральные тепловозы до сих пор эксплуатируются. Аналогичная ситуация и с маневровыми тепловозами.
Весь парк тепловозов Кыргызской железной дороги, кроме шести новых тепловозов, подлежит списанию.
Следует также отметить, что производственная база Кыргызской железной дороги не позволяет проводить капитальный ремонт тепловозов сложного технического уровня (на капитальный ремонт одного магистрального тепловоза требуется порядка 65 млн. сомов).
Однако приобретение локомотивов нового поколения обуславливает необходимость развития собственной производственно-технической базы для ремонта и обслуживания тягового подвижного состава.
Электроснабжение, сигнализация и связь
Основной проблемой системы обеспечения связи на Кыргызской железной дороге является морально устаревшая аналоговая система, которая на сегодняшний день не может обеспечить качественную связь.
Все каналы, тракты и оборудование построены с использованием воздушной и кабельной линии связи, подвержены быстрому износу и повреждению.
Применения механических (ручных) систем центральной блокировки значительно ограничивает пропускную способность и эффективность работы станционного хозяйства Кыргызской железной дороги.
География железнодорожного сообщения Кыргызской Республики и оценка прогнозов перевозочной деятельности
Отсутствие системы железнодорожного сообщения между севером и югом республики, интегрированной в межгосударственное железнодорожное сообщение, выступает сдерживающим фактором развития транспортной инфраструктуры, транзитного потенциала, а также экспорта полезных ископаемых и грузов на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и стран Ближнего Востока.
Перспективное соединение севера и юга республики железной дорогой позволит не только создать единую внутреннюю железнодорожную сеть, но и направить экспортную и импортную части транзита через север республики по направлению в/из Республику Казахстан и Российскую Федерацию. Дополнительным преимуществом данного проекта является соединение с проектируемой железной дорогой Китай - Кыргызстан - Узбекистан, что в свою очередь даст толчок развитию туризма и социально-экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем.
Проект строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан является одним из ключевых проектов в области строительства железных дорог в Кыргызстане и включен в Национальную стратегию развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. Данный проект позволит не только обеспечить более дешевый и быстрый транзит груза из Китая в страны Средней Азии, Ближнего Востока и Европы, но и в значительной степени составить конкуренцию уже существующим железнодорожным коридорам региона.
Во исполнение Протокола совещания у Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики - Руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики А.У.Жапарова № 18-39 от 20 января 2022 года, а также в целях расширения географии железнодорожных перевозок прорабатывается вопрос запуска пилотного поезда и организации перевозок по маршрутам Бендер-Аббас (Иран) - Ош, Бендер-Аббас (Иран) - Бишкек.
Это позволит в перспективе развить объемы контейнерных железнодорожных перевозок и привлечь дополнительные объемы грузов.
С учетом реализации Основных направлений развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики грузооборот на 2022-2026 годы прогнозируется ежегодно с увеличением в среднем на 1%. Динамика роста перевозок грузов будет обеспечена путем:
- наращивания интеграционных процессов во всех сферах экономики Кыргызской Республики со странами партнерами Кыргызской Республики в рамках ЕАЭС, ШОС и других региональных и международных интеграционных объединений;
- проработки вопроса привлечения дополнительных грузов на Кыргызскую железную дорогу за счет строительства и введения новых магистралей;
- расширения преимуществ реализации инициатив организации мультимодальных перевозок по международным маршрутам.
Одним из важнейших направлений работы Кыргызской железной дороги является обеспечение запросов населения в пассажирских перевозках. Темп роста пассажирооборота на 2022-2026 годы прогнозируется ежегодно в среднем на 1,2%.
Прогноз перевозочной деятельности Кыргызской железной дороги на 2021 год
Показатели |
Ед. изм. |
Отчет 2021 год |
Прогноз 2022 год |
Темп роста, % |
Грузооборот |
млн. тонна-километр |
1003,1 |
1008,1 |
0,5 |
Пассажирооборот |
млн. пассажиро-километр |
21,0 |
21,02 |
0,1 |
Прогноз перевозочной деятельности на 2022-2026 годы
Показатели |
Ед. изм. |
Прогноз | ||||
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. | ||
Грузооборот |
млн. тонно-километр |
1008,1 |
1010,0 |
1021,5 |
1035,7 |
1050,6 |
Пассажирооборот |
млн. пассажиро-километр |
21,02 |
21,2 |
21,5 |
21,7 |
22,0 |
Проблемные факторы:
Износ подвижного состава: тепловозы - 88%, грузовые вагоны - 60%, пассажирские вагоны - 63%, путевая инфраструктура - 35%;
Значительные затраты, не зависящие от объемов перевозок, связанные с содержанием инфраструктуры, подвижного состава и экономическая уязвимость отрасли, связанная с падением перевозки грузов и уровня доходов;
Ограниченность структуры перевозки грузов в связи с отсутствием транзитного сообщения и разрозненностью железных дорог;
Значительная капиталоемкость реализации проектов развития железной дороги (модернизация, строительство) и нехватка финансовых средств;
Недостаточная степень цифровизации и автоматизации транспортных процессов на Кыргызской железной дороге.
В этой связи, реализация Основных направлений направлена на устранение обозначенных проблем, сдерживающих качественный рост показателей работы Кыргызской железной дороги, повышение ее конкурентоспособности и выполнение поставленных задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения республики в железнодорожных перевозках.
III. Цель и приоритеты Основных направлений
Целью Основных направлений является формирование условий для обеспечения экономического роста и социального благосостояния в Кыргызской Республике посредством эффективного и полного обеспечения потребностей экономики, хозяйствующих субъектов и населения Кыргызской Республики в безопасных железнодорожных перевозках.
Приоритетами развития железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике являются:
- повышение качества жизни населения и конкурентоспособности экономики Кыргызстана;
- создание внутренней сети железнодорожных перевозок и развитие транзитного потенциала республики;
- обновление и модернизация инфраструктуры железной дороги;
- усиление кадрового и научного потенциала Кыргызской железной дороги.
IV. Задачи Основных направлений
1. Формирование внутренней сети железных дорог и усиление транзитного потенциала Кыргызской Республики.
2. Модернизация инфраструктуры путевого хозяйства, пополнение парка подвижного состава, формирование эффективной системы электроснабжения, сигнализации и связи железнодорожного транспорта.
3. Совершенствование процессов организации и контроля транспортной безопасности на железнодорожном транспорте Кыргызской Республики.
4. Внедрение информационных технологий для повышения эффективности и качества работы железной дороги.
5. Повышение кадрового и научного потенциала работников железнодорожного транспорта.
6. Реализация инвестиционных проектов железнодорожного сектора в рамках государственно-частного партнерства, направленных на развитие железнодорожного транспорта Кыргызской Республики.
V. Меры реализации задач Основных направлений
Выполнение задач, предусмотренных Основными направлениями развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики, предусматривает реализацию следующих мер.
1. В целях решения задачи усиления транзитного потенциала Кыргызской Республики в рамках реализации Основных направлений предусматривается реализация мер, направленных на формирование внутренней сети железных дорог Кыргызской Республики:
- начало строительства железной дороги Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече (63 км) в рамках проекта строительства железной дороги Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече (186 км);
- привлечение заинтересованных сторон к реализации проекта строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан;
- разработка технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) и обновленной проектно-сметной документации к проекту строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан;
- подготовка и подписание многостороннего межправительственного Соглашения о строительстве железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан.
На ГП "НК "Кыргыз темир жолу" возложены функции по проектированию и строительству магистральных железных дорог. Задачи по развитию сети железных дорог включены в план мероприятий Кабинета Министров Кыргызской Республики по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 12 октября 2021 года № 435.
В рамках реализации Основных направлений будут реализованы меры, направленные на строительство первого этапа железной дороги Балыкчы - Кочкор за счет средств ГП "НК "Кыргыз темир жолу".
Строительство первого участка железной дорога Балыкчы - Кочкор прежде всего ориентировано на перевозку угля Кара-Кечинского месторождения и имеет важное социально-экономическое значение, в первую очередь, за счет создания наименее затратного пути транспортировки угля при разработке буроугольного месторождения Кара-Кече для обеспечения населения и ТЭЦ города Бишкек углем в осенне-зимний период.
По предварительным расчетам запасы данного месторождения составляют порядка 1,5 млрд. тонн.
На сегодняшний день уголь с месторождения Кара-Кече перевозится автотранспортом до станции Балыкчы с дальнейшей транспортировкой по железной дороге до города Бишкек и другие населенные пункты на севере республики. Ежегодно порядка 700 тысяч тонн угля перевозится с месторождения Кара-Кече до станции Балыкчы и далее железнодорожным транспортом для ТЭЦ города Бишкек и населения столицы.
Перевозка угля автомобильным транспортом приводит к значительному удорожанию угля и к преждевременному разрушению дорожного покрытия и, в долгосрочной перспективе, обходится дороже, чем перевозка по железной дороге.
Кроме того, угольная пыль, разносимая постоянными ветрами района города Балыкчы, где производится загрузка привозимого с месторождения угля, наносит соответствующий вред экосистеме озера и приозерным территориям.
В связи с чем, строительство железной дороги принесет как экономические выгоды, так и экологические преимущества для Кыргызстана.
По предварительным расчетам стоимость строительства железной дороги Балыкчы - Кочкор собственными силами ГП "НК "Кыргыз темир жолу" составит 9472 млн. сомов.
Для разработки ТЭО, проектирования и строительства участка железной дороги Балыкчы - Кочкор будут привлечены проектно-изыскательские институты и профильные специалисты Кыргызской Республики.
Также, реализация мер, направленных на развитие сети национальных железных дорог предусматривает реализацию проекта строительства железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Узбекистан, что позволит сформировать южный коридор Евразийской трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая, пройдя через территорию Кыргызстана, соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом, Средиземноморьем и Европой.
Проект строительства железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Узбекистан включен в Программу "Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы".
Рис. Развитие сети железнодорожного транспорта
В настоящее время совместно со странами-участниками проекта ведется работа в целях выработки взаимовыгодного и компромиссного решения, а также согласования всех вопросов и технических аспектов (маршрут, ширина колеи, месторасположение перегрузочной станции).
Принято решение о создании трехсторонней рабочей группы по финансово-экономическому анализу проекта строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан для изучения модели финансирования, формы собственности, структуры финансирования, содержания железной дороги и эксплуатации.
В целях ускорения реализации проекта проведена работа по полевому исследованию комбинированного варианта маршрута, выполнены работы по обследованию и трассированию железной дороги, совершен облет на вертолете, выезд на место для более подробного изучения топографических, геологических и гидрографических условий по маршруту.
В ближайшее время планируется проведение трехстороннего заседания по рассмотрению отчета по предварительному технико-экономическому обоснованию, подготовленному Первым проектным институтом Китайской Народной Республики, а также план совместных работ по реализации проекта на 2022 год, включающего полевые изыскания и разработку ТЭО по комбинированному варианту маршрута.
После достижения консенсуса со странами-участниками проекта по вопросам технического и финансово-экономического характеров планируется подписание многостороннего межправительственного Соглашения о строительстве железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан.
2. Решение задачи реконструкции и обновления основных фондов железнодорожного транспорта в рамках Основных направлений предусматривает реализацию следующих мер:
- модернизация инфраструктуры путевого хозяйства с переходом на железобетонное подрельсовое покрытие;
- пополнение парка подвижного состава (тепловозы, вагоны);
- формирование эффективной системы электроснабжения, сигнализации и связи железнодорожного транспорта.
Пути
Усиление провозной и пропускной способности железной дороги зависит от проведения работ, обеспечивающих повышение скоростей движения поездов, что требует соответствующих капитальных вложений в реконструкцию и техническое перевооружение уже действующих объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Решение задачи усиления и восстановления железнодорожных путей и путевой инфраструктуры в рамках реализации Основных направлений предусматривает модернизацию железнодорожного пути, посредством поэтапного перевода верхнего строения пути Кыргызской железной дороги с деревянного подрельсового покрытия на железобетонное, а также приобретение машин механизации наиболее трудоемких путевых работ (ВПО-3-3000, щебнеочистительная машина ЩОМ-1200ПУ) и путевых машин (электробалластер и путеукладчик).
Замена деревянных шпал на железобетонные позволит Кыргызской железной дороге увеличить межремонтный период, благодаря долговечности железобетонных шпал, и повысить участковую скорость движения поездов, обеспечив установленный уровень движения пассажирских и грузовых поездов на всех участках железной дороги.
Реализация данного блока Основных направлений позволит ежегодно на собственные и привлеченные средства проводить капитальный ремонт в среднем 25 км пути, а в дальнейшем в течение 5-7 лет перейти с деревянных шпал на железобетонные на участках Кыргызской железной дороги.
Это также позволит повышать участковую скорость по мере укладки железобетонных шпал и новых рельс на наиболее сложных участках дороги и в течение реализации Основных направлений выйти на установленную скорость (70-80 км/ч).
Также одним из стратегических проектов Кыргызской железной дороги выступает проект обновления, модернизации верхнего строения пути за счет привлечения средств международных финансовых организаций.
Необходимый объем финансирования на реализацию Программы ремонта пути и развития путевого хозяйства в рамках Основных направлений составляет ежегодно свыше 477,1 млн. сомов.
Выполнение поставленных задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения республики в железнодорожных перевозках требует поддержания необходимого количества исправного подвижного состава, в частности, локомотивов и вагонов.
В целях решения задач модернизации и пополнения парка подвижного состава грузовых, пассажирских вагонов, локомотивов для повышения эксплуатационной пригодности и эксплуатационной эффективности, безопасности и в рамках настоящих Основных направлений развития железнодорожного транспорта планируются следующие меры обновления парка подвижного состава:
- приобретение дополнительного подвижного состава;
- модернизация существующего парка с продлением эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик;
- модернизация ремонтной базы тягово-подвижного состава и освоение видов ремонта, не проводимых в настоящее время ГП "НК "Кыргыз темир жолу".
В настоящее время производственная база Кыргызской железной дороги не позволяет проводить капитальный ремонт тепловозов сложного технического уровня.
Ремонт локомотивов
Виды ремонта |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
Плановый ремонт на собственной базе (усл. ед.) |
139,237 |
138,827 |
139,237 |
138,827 |
138,827 |
Плановый ремонт на собственной базе (тепловоз) |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Капитальный и текущий ремонт за рубежом (тепловоз) |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
Как отмечено ранее, приобретение тепловозов нового поколения обуславливает необходимость развития производственной базы для технического обслуживания подвижного состава.
В рамках Основных направлений будет реализована следующая Программа пополнения парка тягового подвижного состава локомотивами.
Программа пополнения парка тягового подвижного состава
Приобретение |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
Итого |
Тепловозов (ед.) |
2 |
|
2 |
2 |
|
6 |
В целях решения вопроса о пополнении парка вагонов Кыргызской железной дороги необходимо дальнейшее сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Также, большое внимание придается проработке вопроса о пополнении подвижного парка при финансовой поддержке финансовых институтов и инвесторов.
С учетом прогнозируемых грузовых и пассажирских перевозок к 2026 году планируется реализовать план ремонта вагонов.
Ремонт вагонов
|
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
Всего |
269 |
359 |
442 |
370 |
350 |
Грузовые вагоны |
219 |
300 |
380 |
310 |
292 |
Пассажирские вагоны |
50 |
59 |
62 |
60 |
58 |
В соответствии с реализацией Программы Правительства Кыргызской Республики на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 марта 2019 года № 140, а также с учетом прогнозируемых грузовых и пассажирских перевозок к 2026 году планируется реализовать следующую программу модернизации и обновления парка подвижного состава, в том числе:
Программа пополнения парка грузовых и пассажирских вагонов
Приобретение |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
Итого |
Грузовых вагонов |
|
50 |
50 |
50 |
|
150 |
Пассажирских вагонов |
|
|
|
|
34 |
34 |
Необходимый объем для реализации пополнения парка подвижного состава составляет свыше 4752,1 млн. сомов.
Электрификация, сигнализация и связь
Как было описано выше, основной проблемой системы обеспечения связи на Кыргызской железной дороге является морально устаревшая аналоговая система, которая на сегодняшний день не может обеспечить качественную связь.
Для решения задачи модернизации системы электрификации, сигнализации и связи, в этой связи в целях дальнейшего развития имеющихся на балансе четырех волокон волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС), а также модернизации и внедрения цифровых технологий на железнодорожном транспорте, предоставления новых видов услуг связи и улучшения ее качества Основными направлениями развития железнодорожного транспорта предусмотрено провести ряд мероприятий:
- разработать и реализовать проект на развитие ВОЛС от станции Турксиб до станции Рыбачье по модернизации и цифровизации оперативно-технологической связи. Ориентировочная стоимость проекта - 60,2 млн. сомов с учетом проектно-изыскательных и строительно-монтажных работ;
- поэтапный перевод воздушной линии связи на участке от станции Аламедин до станции Рыбачье на кабельную линию связи. Ориентировочная стоимость выполнения работ - 375,5 млн. сомов.
По устройству сигнализации, централизации и блокировки Кыргызской железной дороги необходимо провести следующие работы:
- проектирование и строительство электрической централизации станции Аламедин - 19 стрелок, станции Кант - 16 стрелок, станции Токмак - 20 стрелок, станции Рыбачье - 19 стрелок. Общая стоимость проекта на релейной основе с учетом стоимости материалов ориентировочно составит 634,5 млн. сомов;
- строительство автоблокировки с диспетчерской централизации на участке станция Бишкек-2 - станция Рыбачье с переходом воздушной линии связи в магистральный кабель связи. Ориентировочная стоимость проектно-изыскательских работ составит 465,3 млн. сомов.
Электроснабжение необходимо поэтапно заменить с существующей системы освещения на энергосберегающую систему освещения станций Кыргызской железной дороги. Ориентировочная стоимость работ - 7,7 млн. сомов.
Необходимый объем для реализации данного блока составляет ориентировочно 1543,2 млн. сомов.
3. Укрепление системы обеспечения безопасности движения поездов на железной дороге
В целях обеспечения и повышения безопасности транспортных процессов на Кыргызской железной дороге в рамках реализации Основных направлений предусматриваются следующие меры:
- реализация работ, направленных на развитие системы технического регулирования на железнодорожном транспорте;
- диагностирование верхнего строения пути путем ранее приобретенной Лаборатории серии ЛДМ 1 на базе автомобиля "УАЗ-Патриот";
- внедрение системной работы по сокращению рисков, связанных с "человеческим фактором";
- приобретение трех ультрадефектоскопных тележек для проверки рельс РДМ-24.
Укрепление системы обеспечения безопасности движения поездов на железной дороге предусматривает работу по диагностированию верхнего строения пути путем ранее приобретенной Лаборатории ЛДМ 1 на базе автомобиля "УАЗ-Патриот", кроме того, необходимо приобрести три ультрадефектоскопные тележки для проверки рельс РДМ-24.
Важнейшим фактором обеспечения безопасности транспортных процессов на железной дороге выступает внедрение системной работы по сокращению рисков, создаваемых так называемым "человеческим фактором".
В этой работе важны все составляющие - обучение, контроль за исполнением технологических процессов, особенно в наиболее критичных их элементах, рост автоматизации технологических процессов с многоуровневым контролем соответствия. В этой связи в новой структуре управления блок обеспечения безопасности перевозок должен повышать свою роль в вопросах разработки и реализации производственных регламентов, подготовке и повышении квалификации кадров, выработке технической политики с точки зрения обеспечения безопасности.
В целях обеспечения систематического контроля за техническим состоянием железнодорожного подвижного состава Кыргызская железная дорога на базе Беловодского и Бишкекского вагоноремонтных заводов ежегодно продолжит ремонт грузовых и пассажирских вагонов.
Также, в рамках улучшения системы обеспечения безопасности движения поездов Кыргызской железной дороге до 2023 года, необходимо приобретение прибора для производства поверки эталонных гирь (компаратор). На сегодняшний день ГП "НК "Кыргыз темир жолу" оказывает услуги по поверке вагонных весов грузополучателей и грузоотправителей. Один раз в год необходимо проводить поверку самих эталонных гирь, но в Кыргызской Республике нет соответствующей базы. В этой связи для получения сертификата на производство поверки вагонных весов весоповерочным вагоном, ГП "НК "Кыргыз темир жолу" ежегодно вынуждено обращаться в Акционерное общество "НК "Казахстан темир жолы" на что затрачивается 1,3 млн. тенге.
В рамках Программы Правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июня 2017 года № 394, ГП "НК "Кыргыз темир жолу" продолжает работы по установлению пожарно-охранной сигнализации и видеонаблюдения на объектах Кыргызской железной дороги.
4. Внедрение информационных технологий для повышения эффективности и качества работы железной дороги и обеспечение доступности железнодорожных транспортных услуг
Функционирование автоматизированной системы управления предполагает комплексную реализацию следующих мер:
- модернизация существующих автоматизированных систем управления данными;
- расширение возможностей централизованной базы данных, на основе современных реляционных систем управления;
- расширение применения технологии "клиент-сервер";
- внедрение долговременных архивов по поездной, вагонной и контейнерной моделям;
- расширение возможностей автоматизированной системы, реализующей использование электронных транспортных накладных, современных технологий обслуживания клиентов по грузовым перевозкам и формирование электронной финансовой, статистической отчетности;
- развитие автоматизированной системы управления финансовыми потоками, кадровыми ресурсами, материальными ресурсами.
Увеличение потоков передаваемой информации по каналам передачи данных влияет на оперативность их обработки. В связи с этим, руководством ГП "НК "Кыргыз темир жолу" поставлена задача по модернизации программно-технического комплекса филиала по информационно-вычислительному обеспечению, в части установки современных операционных систем, программного обеспечения, обновления серверного и сетевого оборудования.
При этом, упор должен быть направлен на приобретение программных продуктов и технических средств, способных прослужить без замены или коренной модификации не менее семи лет и обеспечить эффективное бесперебойное качество работы информационных систем, что позволит при сокращении затрат обеспечить универсальность, высокую производительность и простоту обслуживания.
Обязательным условием для централизации вычислительных ресурсов является наличие надежных высокопроизводительных каналов связи между периферийными объектами, станциями, информационно-вычислительным центром, филиалами и службами.
Для динамичного увеличения эффективности работы пользователей с базами данных будут внедрены гибкие программные системы отображения данных.
Также, в рамках выполнения обязательств Кыргызской Республики в ЕАЭС, для устранения барьеров создания единого транспортного рынка в системе железнодорожного транспорта будут реализованы меры, направленные на информатизацию технологических процессов, в том числе для:
- повышения уровня взаимодействия информационных систем Кыргызской железной дороги с информационными системами государственных контролирующих органов, в том числе по предварительному информированию при осуществлении международных грузовых перевозок;
- перехода на юридически значимый электронный документооборот между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, т.е. переход к обмену документами при оформлении перевозок грузов на основе безбумажных технологий;
- осуществление обмена электронными транспортными документами с соседними железнодорожными администрациями с применением взаимно признаваемой электронной подписи.
Выполнение масштабной работы по модернизации программно-технического комплекса и локальной вычислительной сети Кыргызской железной дороги потребует значительных финансовых вложений, что отображено ниже по статьям расхода и ориентировочным суммам необходимых затрат в деятельность филиала по информационно-вычислительному обеспечению:
Статьи расхода |
Сумма (млн. сом) |
Обновление программно-технического комплекса |
94,0 |
В рамках цифровизации процессов на Кыргызской железной дороге планируется реализация следующих задач:
- переход на новую автоматизированную систему управления перевозочным процессом;
- переход на электронный документооборот с участниками перевозочного процесса во внутриреспубликанском грузовом сообщении;
- внедрение безбумажных технологий при организации и оформлении перевозок грузов в международном грузовом сообщении. Взаимодействие с другими железнодорожными администрациями с использованием электронной транспортной накладной;
- развитие интерактивного портала по предоставлению железнодорожных услуг на сайте: www.kjd.kg;
- внедрение в промышленную эксплуатацию информационной системы электронной продажи билетов на пассажирские поезда внутриреспубликанского сообщения;
- внедрение в промышленную эксплуатацию информационной системы продажи проездных документов на поезда дальнего следования через сайт www.kjd.kg.
В целях повышения качества работы железной дороги и обеспечение доступности железнодорожных транспортных услуг в рамках Основных направлений будут реализованы следующие меры:
- развитие мультимодального маршрута "Страны АТР - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа";
- формирование льготных тарифных условий для транзитных перевозок всех видов грузов по территории Республики Узбекистан в/из южных регионов Кыргызской Республики железнодорожным транспортом;
- развитие международных контейнерных железнодорожных коридоров по направлению в/из Исламскую Республику Иран;
- обеспечение доступности международных пассажирских перевозок.
В рамках Основных направлений в целях дальнейшего совершенствования и увеличения объемов перевозок грузов ожидается расширение участия Кыргызской Республики в международных мультимодальных транспортных коридорах Страны АТР - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа.
Скоординированные меры и взаимодействие всех участников коридора способствовало оживлению маршрута, увеличению объемов грузоперевозок, ускорению пропуска контейнерных поездов и организации комбинированных перевозок грузов по данному маршруту.
Применение специальных тарифных ставок и условий перевозок грузов позволит увеличить объем торговли между странами, что будет отвечать интересам всех участников и способствовать привлечению дополнительных грузопотоков.
В целях наращивания грузовых перевозок между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан, а также решения вопроса транспортного обеспечения южных областей Кыргызской Республики, достигнута договоренность между ГП "НК "Кыргыз темир жолу" и Акционерным обществом "Узбекистан темир йуллари" о пролонгации скидок на транзитные перевозки грузов по территории Узбекистана.
Кроме этого, Основные направления направлены на развитие международных контейнерных железнодорожных коридоров по направлению в/из Исламскую Республику Иран.
Учитывая стратегическую важность для Кыргызской Республики формирования железнодорожного коридора контейнерных перевозок через иранский порт Бендер-Аббас в/через Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан и обратно, для поддержки развития бизнеса увеличения поставок товаров с КНР, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, а также для оптимального транспортного сообщения со странами Ближнего Востока будут реализованы конкретные меры, направленные на реализацию Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между железными дорогами Исламской Республики Иран и Кыргызской Республики в целях развития контейнерных железнодорожных перевозок и привлечения дополнительных объемов грузов на Кыргызскую железную дорогу.
В рамках реализации Основных направлений в целях решения вопроса доступности международных пассажирских железнодорожных перевозок предусмотрены мероприятия, направленные на снижение стоимости проезда в международном пассажирском сообщении, которая не конкурентна с другими видами транспорта, в частности проведение совместной работы с Российской Федерацией и Республикой Казахстан в части снижения повышающих коэффициентов индексации к базовым ставкам тарифа на проезд пассажиров в пассажирских поездах ГП "НК "Кыргыз темир жолу".
Кроме этого, для обеспечения безопасности международных пассажирских перевозок, запланированы меры связанные с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, как показатель непрерывности и бесперебойности деятельности железной дороги.
В рамках Основных направлений предусматривается решение вопросов предотвращения распространения коронавирусной инфекции в целях обеспечения сохранения здоровья сотрудников ГП "НК "Кыргыз темир жолу".
В этой связи мерами реализации Основных направлений в области противодействия распространению коронавирусной инфекции предусматривается реализация Совместного Приказа "О механизмах реализации Алгоритма действий по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в отношении сотрудников ГП "НК "Кыргыз темир жолу", пересекающих границу на железнодорожных пунктах пропуска (локомотивные бригады, составители, дефектоскописты, поездные бригады и др.).
Также будет проведена дальнейшая работа по реализации решений уполномоченных органов Кыргызской Республики "О механизмах реализации Алгоритма действий по предупреждению распространения коронавируса при осуществлении пассажирских перевозок международного сообщения Кыргызской железной дороги".
5. Расширение мер, направленных на качественную подготовку и повышение квалификации кадров железнодорожного транспорта
В рамках реализации Основных направлений в вопросах подготовки кадров будут реализованы следующие меры:
- целевая подготовка кадров рабочих и инженерных специальностей широкого, а также узкого профиля для обеспечения железнодорожного транспорта на всех уровнях;
- формирование системы мотивирования и заинтересованности работников в повышении профессионализма и роста квалификации как результат карьерного роста;
- усиление системы корпоративной этики, направленной на повышение производительности труда и эффективности работы;
- усиление механизмов взаимодействия между Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, ГП "НК "Кыргыз темир жолу" и образовательными учреждениями в сфере подготовки и повышения квалификации персонала;
- привлечение научных учреждений для проведения изучения проблем развития железнодорожного транспорта;
- расширение практики стажировки сотрудников научно-образовательных учреждений и послевузовского обучения работников железной дороги;
- активное использование имеющихся ресурсов Евразийского экономического союза в области ноу-хау и научно-технического сотрудничества.
Одной из наиболее ключевых проблем Кыргызской железной дороги является недостаточный уровень развития образовательной и научной базы для подготовки специалистов-железнодорожников, а также проведения научно-изыскательских работ по проблемам функционирования железнодорожного транспорта.
В рамках сотрудничества с ведущими образовательными учреждениями в сфере железнодорожного транспорта, в рамках реализации Основных направлений планируется расширение сотрудничества с Казахской академией транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева (Республика Казахстан) и ГП "НК "Кыргыз темир жолу".
Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева обладает большим накопленным опытом, имеет высококвалифицированные педагогические кадры и обширную научно-методическую базу.
Расширится практика, направленная на заочную подготовку специалистов южного отделения Кыргызской железной дороги на базе Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им.Н.Исанова по специальности: "Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте".
Будет усилена работа, направленная на обеспечение условий для повышения квалификации сотрудников предприятия на базе Профессионального лицея № 97.
В рамках реализации подписанных Протоколов межправительственных комиссий будут реализованы меры сотрудничества с профильными учебными заведениями Кыргызской Республики и с ведущими зарубежными вузами, готовящими специалистов для железнодорожной отрасли.
В целях обеспечения специалистами в системе эффективности и признания результатов неразрушающего контроля планируется расширение работы по обучению сотрудников предприятия в Уральском филиале Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации":
- по магнитному (магнитопорошковому, феррозондовому) видам неразрушающего контроля;
- по вихретоковому виду неразрушающего контроля;
- по ультразвуковому виду неразрушающего контроля.
Всего в течение реализации Основных направлений планируется повысить квалификацию и обучить порядка 50 сотрудников Кыргызской железной дороги.
6. Для расширения практики государственно-частного партнерства в финансировании обновления и модернизации фондов железнодорожного транспорта в рамках государственно-частного партнерства, бюджетного кредитования в рамках Основных направлений планируется реализация следующих мер:
- подготовка ТЭО инвестиционного проекта "Электрификация железнодорожного участка Турксиб - Балыкчы",
- реализация проекта строительства завода по производству железобетонных шпал на собственной производственной базе ГП "НК "Кыргыз темир жолу";
- реализация проекта по приобретению грузовых вагонов на условиях лизинга при финансировании международных донорских организаций Европейского банка реконструкции и развития и Российско-Кыргызского фонда развития.
В числе приоритетных проектов Основных направлений выступает проект развития внутригосударственной сети железных дорог - инвестиционный проект "Электрификация железнодорожного участка Турксиб - Балыкчы" реализация финансирования которого предусматривает инициативы в рамках государственно-частного партнерства.
Железнодорожный участок "Турксиб - Балыкчы" является главной транспортной артерией, связывающей Кыргызстан с Казахстаном и другими странами. Участок однопутный, эксплуатационная длина 321,5 км, из них 60,3 км - на территории Казахстана и 261,2 км - на территории Кыргызстана.
Реализация проекта "Электрификация железнодорожного участка Турксиб - Балыкчы" придаст толчок для увеличения пропускной способности железной дороги, сокращению топливной зависимости и загрязнения окружающей среды.
Капиталовложение в электрификацию участка Турксиб - Балыкчы окупится за счет ежегодной экономии эксплуатационных расходов получаемой за счет применения в качестве энергоносителя электроэнергии вместо дорогостоящего дизельного топлива и реализации более высоких скоростей движения поездов при электрической тяге, повышении мощности электровозов и уменьшения затрат на ремонт и амортизацию подвижного состава, уменьшения ущерба от загрязнения окружающей среды.
При переводе на электрическую тягу участка Турксиб - Балыкчы, парк тепловозов в грузовом, пассажирском и пригородном сообщениях заменяется на электровозы. В связи с этим, масса выбросов в атмосферу вредных веществ, содержащих: окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, сажа и другие вредные вещества сократятся на 100%. Сократится водопотребление поездными локомотивами на 4400 м3/год и водоотведение на 1900 м3/год. Уменьшится замазученность верхнего строения пути и полосы отвода. Существенным вредным фактором воздействия тепловозов на окружающую среду и здоровье человека является шум. С переводом на электротягу уровень шума снизится.
В рамках реализации Основных направлений планируется подготовка предварительного ТЭО на электрификацию участка Турксиб - Балыкчы, который принадлежит северной железнодорожной сети Кыргызстана.
Завод по производству железобетонных шпал
В рамках реализации Основных направлений планируется решение вопроса строительства завода по производству железобетонных шпал производительностью 100-130 тысяч шпал в год.
При этом следует отметить, что совокупная потребность Кыргызской железной дороги для ремонта и модернизации шпального хозяйства составляет свыше 1 млн. шпал.
Строительство завода по производству шпал на базе Кыргызской железной дороги позволит своевременно и в полном объеме обеспечить потребности предприятия в ремонте верхнего строения пути.
Реализация проекта по приобретению грузовых вагонов на условиях лизинга при финансировании международных донорских организаций Европейского банка реконструкции и развития и Российско-Кыргызского Фонда развития.
Как описывалось выше, потребность обновления парка подвижного состава возникла в связи с высоким уровнем износа и истечением срока эксплуатации существующего вагонного парка.
В этой связи, в рамках решения задач стратегического развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики, в целях обновления парка подвижного состава предприятия, укрепления продовольственной безопасности и своевременной подготовки к осенне-зимнему периоду, обеспечения перевозки сахарной свеклы и угля Основными направлениями предусматривается приобретение грузовых вагонов на условиях лизинга при финансировании международных донорских организаций Европейского банка реконструкции и развития и Российско-Кыргызского Фонда развития.
Совокупный эффект от реализации проекта по приобретению парка грузовых вагонов будет состоять в следующем:
- удовлетворение требований международных стандартов, предъявляемых к подвижному составу;
- повышение эксплуатационной надежности подвижного состава, снижение количества отказов подвижного состава в пути;
- снижение затрат на обслуживание и ремонт;
- повышение эффективности хозяйственной деятельности компании.
Обновление парка грузовых вагонов окажет прямое влияние не только на развитие самого стратегического предприятия, но и на укрепление экономики государства в целом, путем своевременного обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики в грузовых железнодорожных перевозках.
VI. Ожидаемые результаты реализации Основных направлений
Настоящие Основные направления являются основой для разработки планов мероприятий в области развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики до 2026 года.
Положение Основных направлений будет осуществляться путем реализации планов развития Кыргызской железной дороги на ежегодной основе.
Решения о распределении ресурсов и корректировке приоритетных направлений будут приниматься с учетом результатов мониторинга и оценки прогресса в реализации Основных направлений.
Также, реализация Основных направлений обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта.
Оснащение ремонтно-восстановительной базы современными диагностическими и метрологическими средствами позволит внедрить новые системы ремонта и поддержания технического состояния подвижного состава и устройств инфраструктуры на высоком уровне.
В результате восстановления и пополнения парка подвижного состава будет существенно сокращен уровень зависимости от привлечения подвижного состава других государств в эксплуатируемом парке, возрастет маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании, повысится уровень сервиса, будут введены новые маршруты.
Восстановление путей и путевой инфраструктуры с использованием новых материалов и методов работы на грузонапряженных участках, увеличится скорость движения поездов и доставки грузов.
В итоге реализации Основных направлений будут существенно улучшены условия для реализации потребностей граждан в пассажирских перевозках.
Также в результате реализации данного документа будет частично решена задача интегрирования железнодорожного транспорта Кыргызской Республики в мировую транспортную систему. Строительство новых железнодорожных линий будет способствовать развитию прилегающей инфраструктуры, в том числе строительство станций узлов, разъездов, а также жилых поселков для железнодорожников, обсуживающих перегоны, тоннели, мосты и так далее.
По итогам реализации Основных направлений будут:
- устранены существующие барьеры для формирования общего рынка транспортных услуг в сфере железнодорожного транспорта государств-участников ЕАЭС;
- повышены доступность и качество пассажирских перевозок;
- проведены работы по обновлению инфраструктуры железнодорожной отрасли (модернизировано 151,4 км пути);
- приобретено 34 пассажирских и 150 грузовых вагона;
- приобретено 6 единиц тепловозов;
- подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование по электрификации участка железной дороги Турксиб - Балыкчы;
- увеличена скорость движения поездов и доставки грузов;
- решен вопрос государственного субсидирования убыточных пассажирских перевозок, согласно Закону Кыргызской Республики "О транспорте";
- начнется строительство национальных стратегических проектов строительства железнодорожных магистралей Балыкчы - Кочкор (63 км);
- создано свыше 100 рабочих мест.
Реализация Основных направлений создаст дополнительные условия в обеспечении финансовой устойчивости ГП "НК "Кыргыз темир жолу", динамичного развития стратегического предприятия как результат железнодорожной отрасли Кыргызской Республики.
VII. Источники финансирования Основных направлений
Источниками финансирования реализации Основных направлений на 2022-2026 годы выступают собственные средства ГП "НК "Кыргыз темир жолу", средства, привлекаемые на грантовой и кредитной основе в рамках сотрудничества с международными финансовыми институтами, а также частные инвестиции.
Финансирование средств Российско-Кыргызского фонда развития будет направлено на приобретение полувагонов.
Также в настоящее время прорабатываются вопросы о возможности выделения гранта и кредита из средств Зеленого фонда Европейского банка реконструкции и развития для совместной реализации проекта "Модернизация верхнего строения пути и повышение безопасности Кыргызской железной дороги".
В рамках реализации механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций будут применены механизмы и формы государственно-частного партнерства, как в строительстве железных дорог, так и в приобретении локомотивов, вагонов, электрификации, модернизации систем связи.
Прибыль ГП "НК "Кыргыз темир жолу" при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики будет в приоритетном порядке направляться на развитие железнодорожного транспорта.
VIII. Благоприятные предпосылки и риски
На эффективную реализацию Основных направлений могут оказать влияние следующие факторы:
1) макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности. Данный риск может негативно повлиять на финансовое положение ГП "НК "Кыргыз темир жолу", а это может привести к невыполнению тех мероприятий плана, исполнение которых намечено за счет собственных средств предприятия;
2) недостаточность финансовых ресурсов на модернизацию и обновление фондов железнодорожного транспорта, и реализацию задач развития транзитного сообщения железнодорожного транспорта Кыргызской Республики;
3) дальнейший износ и устаревание инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта Кыргызской Республики;
4) нехватка квалифицированных железнодорожных кадров.