Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
         Ратифицировано Законом КР от 15 января 2000 года № 16
 
г.Вена
от 22 марта 1985 года
 
                           ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
                       об охране озонового слоя
 
                               Преамбула
 
     Стороны настоящей Конвенции,
     сознавая потенциально  пагубное  воздействие  изменения  состояния
озонового слоя на здоровье человека и окружающую среду,
     ссылаясь на соответствующие положения Декларации Конференции Орга-
низации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды и,  в
частности,  на принцип 21, который предусматривает, что "в соответствии
с Уставом Организации Объединенных Наций  и  принципами  международного
права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные
ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут  от-
ветственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрис-
дикции или контроля не наносила ущерба окружающей  среде  других  госу-
дарств или районов за пределами действия национальной юрисдикции",
     принимая во внимание обстоятельства и особые потребности развиваю-
щихся стран,
     учитывая работу и исследования,  проводимые как  в  международных,
так и в национальных организациях, и, в частности, Всемирный план дейс-
твий по озоновому слою Программы Организации Объединенных Наций по  ок-
ружающей среде,
     учитывая также предупредительные меры по  защите  озонового  слоя,
уже принятые на национальном и международном уровнях,
     сознавая, что меры по охране озонового слоя от изменений в резуль-
тате  деятельности  человека  требуют  международного  сотрудничества и
действий на международном уровне и должны основываться на соответствую-
щих научно-технических соображениях,
     сознавая также необходимость проведения дальнейших исследований  и
систематических  наблюдений для получения дополнительных научных сведе-
ний об озоновом слое и о возможных отрицательных последствиях изменения
его состояния,
     исполненные решимости защитить здоровье людей и  окружающую  среду
от неблагоприятного воздействия изменений состояния озонового слоя,
     договорились о следующем:

     Статья 1. Определения
 
     В настоящей Конвенции:
     1. "Озоновый  слой" означает слой атмосферного озона над погранич-
ным слоем планеты.
     2. "Неблагоприятное  воздействие"  означает изменения в физической
среде или биоте,  включая изменения климата, которые имеют значительные
вредные последствия для здоровья человека или для состава,  восстанови-
тельной способности или продуктивности природных и регулируемых экосис-
тем или для материалов, используемых человеком.
     3. "Альтернативные технологии или оборудование" означают  техноло-
гии  или  оборудование,  использование  которых позволяет уменьшить или
совсем устранить выбросы веществ,  оказывающих  или  способных  оказать
неблагоприятное воздействие на озоновый слой.
     4. "Альтернативные вещества" означают вещества, которые уменьшают,
устраняют  или  предупреждают  неблагоприятное  воздействие на озоновый
слой.
     5. "Стороны" с прописной буквы означают,  если в тексте не указано
иное, Стороны настоящей Конвенции.
     6. "Региональная организация по экономической интеграции" означает
организацию,  образованную суверенными государствами  данного  региона,
которая  компетентна  в  вопросах,  регулируемых настоящей Конвенцией и
протоколами к ней,  и должным образом уполномочена, в соответствии с ее
внутренними процедурами,  подписывать, ратифицировать, принимать, одоб-
рять соответствующие документы или присоединяться к ним.
     7. "Протоколы" означают протоколы к настоящей Конвенции.

    

     Статья 2. Общие обязательства
 
     1. Стороны  принимают надлежащие меры в соответствии с положениями
настоящей Конвенции и тех действующих протоколов,  участниками  которых
они являются, для защиты здоровья человека и окружающей среды от небла-
гоприятных последствий, которые являются или могут являться результатом
человеческой деятельности,  изменяющей или способной изменить состояние
озонового слоя.
     2. С  этой целью Стороны в соответствии с имеющимися в их распоря-
жении средствами и со своими возможностями:
     а) сотрудничают посредством систематических наблюдений, исследова-
ний и обмена информацией,  для того чтобы глубже познать и оценить воз-
действие деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения
состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды;
     b) принимают  надлежащие законодательные или административные меры
и сотрудничают в согласовании соответствующих  программных  мероприятий
для  контролирования,  ограничения,  сокращения или предотвращения дея-
тельности человека,  подпадающей под их юрисдикцию или  контроль,  если
будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неб-
лагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состо-
яния озонового слоя;
     с) сотрудничают в разработке согласованных мер,  процедур и  стан-
дартов для выполнения настоящей Конвенции в целях принятия протоколов и
приложений;
     d) сотрудничают  с  компетентными  международными органами в целях
эффективного выполнения настоящей Конвенции и  протоколов,  участниками
которых они являются.
     3. Положения настоящей Конвенции  никоим  образом  не  затрагивают
права  Сторон принимать в соответствии с международным правом внутриго-
сударственные меры в дополнение к мерам,  предусмотренным в пунктах 1 и
2  выше;  они не затрагивают также дополнительных внутригосударственных
мер,  уже принятых Сторонами,  при условии, что такие меры совместимы с
их обязательствами в рамках настоящей Конвенции.
     4. Применение настоящей статьи основывается на соответствующих на-
учно-технических соображениях.

     Статья 3. Исследования и систематические наблюдения
 
     1. Стороны обязуются в соответствующем порядке организовать иссле-
дования и научные оценки и сотрудничать непосредственно или через  ком-
петентные международные органы в их проведении по следующим вопросам:
     а) физические и химические процессы,  которые могут влиять на озо-
новый слой;
     b) влияние на здоровье человека и  другие  биологические  последс-
твия, вызываемые изменениями состояния озонового слоя, особенно измене-
ниями ультрафиолетового солнечного излучения,  влияющего на живые орга-
низмы (УФ-Б);
     с) влияние изменений состояния озонового слоя на климат;
     d) воздействие  любых  изменений состояния озонового слоя и любого
последующего изменения интенсивности излучения УФ-Б на природные и  ис-
кусственные материалы, используемые человеком;
     е) вещества,  практика работы, процессы и виды деятельности, кото-
рые могут влиять на озоновый слой, и их кумулятивное воздействие;
     f) альтернативные вещества и технологии;
     g) соответствующие  социально-экономические  вопросы;  а  также по
другим вопросам, подробно рассматриваемым в приложениях I и II.
     2. Стороны обязуются сами или через компетентные международные ор-
ганы с полным учетом национального законодательства и такого рода  дея-
тельности, проводимой как на национальном, так и на международном уров-
нях, содействовать проведению или проводить совместные или взаимодопол-
няющие  программы  систематических  наблюдений  за состоянием озонового
слоя и другими соответствующими параметрами,  как это  предусмотрено  в
приложении I.
     3. Стороны обязуются сотрудничать непосредственно или через компе-
тентные международные органы в обеспечении сбора, проверки и регулярной
и своевременной передачи исследовательских данных через соответствующие
международные центры данных.

     Статья 4. Сотрудничество в правовой и научно-технической областях
 
     1. Стороны  содействуют и благоприятствуют обмену научно-техничес-
кой, социально-экономической, коммерческой и правовой информацией, име-
ющей отношение к настоящей Конвенции, в соответствии с более подробными
положениями, содержащимися в приложении II. Такая информация предостав-
ляется органам, о которых договорятся Стороны. Любой такой орган, полу-
чающий информацию,  которую поставляющая сторона считает конфиденциаль-
ной, гарантирует неразглашение такой информации и обобщает ее таким об-
разом,  чтобы сохранить ее конфиденциальный характер до того,  как  она
будет предоставлена в распоряжение всех Сторон.
     2. Стороны сотрудничают в соответствии с их национальными  закона-
ми, нормами и практикой и с учетом, в частности, потребностей развиваю-
щихся стран в содействии, непосредственно или через компетентные между-
народные органы, развитию и передаче технологии и знаний. Такое сотруд-
ничество осуществляется, в частности, путем:
     а) облегчения  приобретения альтернативных технологий другими Сто-
ронами;
     b) предоставления  им  информации  об альтернативных технологиях и
оборудовании и соответствующих инструкций или руководств;
     с) поставки  необходимого оборудования и аппаратуры для проведения
исследований и систематических наблюдений;
     d) подготовки необходимых научно-технических кадров.

     Статья 5. Передача информации
 
     Стороны через секретариат передают Конференции Сторон, учрежденной
на основе статьи 6,  информацию о мерах, принимаемых ими по осуществле-
нию настоящей Конвенции и протоколов, участниками которых они являются,
в такой форме и с такой периодичностью,  какие будут установлены на со-
вещаниях сторон соответствующих договорных документов.

     Статья 6. Конференция сторон
 
     1. Настоящим учреждается Конференция Сторон. Первое совещание Кон-
ференции Сторон созывается назначенным на временной основе в  соответс-
твии со статьей 7 секретариатом не позднее чем через год после вступле-
ния в силу настоящей Конвенции. В дальнейшем очередные совещания Конфе-
ренции Сторон созываются с периодичностью,  которую установит Конферен-
ция на первом совещании.
     2. Внеочередные  совещания  Конференции  Сторон  созываются тогда,
когда Конференция сочтет это необходимым, или по письменной просьбе од-
ной из Сторон при условии, что в течение шести месяцев после ее направ-
ления секретариатом Сторонам эта просьба будет поддержана не менее  чем
одной третью Сторон.
     3. Конференция Сторон консенсусом согласовывает и принимает прави-
ла процедуры и финансовые правила как свои, так и любых вспомогательных
органов,  которые она может учредить, а также финансовые положения, ре-
гулирующие функционирование секретариата.
     4. Конференция Сторон постоянно следит  за  выполнением  настоящей
Конвенции и, кроме того:
     а) устанавливает форму и периодичность передачи информации,  кото-
рая должна представляться в соответствии со статьей 5,  и рассматривает
такую информацию, а также доклады, представляемые любым вспомогательным
органом;
     b) проводит обзор научной информации о состоянии озонового слоя, о
его  возможном изменении и о возможных последствиях любого такого изме-
нения;
     с) содействует  в соответствии со статьей 2 согласованию соответс-
твующей политики,  стратегии и мер в целях сведения к минимуму  выброса
веществ, вызывающих или способных вызвать изменения состояния озонового
слоя,  и выносит рекомендации по любым другим мерам, относящимся к нас-
тоящей Конвенции;
     d) принимает в соответствии со статьями 3 и 4 программы исследова-
ний,  систематических  наблюдений,  научно-технического сотрудничества,
обмена информацией и передачи технологии и знаний;
     е) по мере необходимости рассматривает и принимает поправки к нас-
тоящей Конвенции или приложениям к ней в соответствии со статьями  9  и
10;
     f) рассматривает поправки к любому протоколу, а также любым прило-
жениям к нему и, при наличии соответствующего решения, рекомендует сто-
ронам таких протоколов принять их;
     g) по  мере необходимости рассматривает и принимает дополнительные
приложения к настоящей Конвенции в соответствии со статьей 10;
     h) по мере необходимости рассматривает и принимает протоколы в со-
ответствии со статьей 8;
     i) учреждает  такие  вспомогательные органы,  какие представляются
необходимыми для осуществления настоящей Конвенции;
     j) пользуется по мере надобности услугами компетентных международ-
ных органов и научных комитетов,  в частности Всемирной метеорологичес-
кой организации и Всемирной организации здравоохранения,  а также Коор-
динационного комитета по озоновому слою,  в области научных  исследова-
ний,  систематических наблюдений и других видов деятельности, связанных
с целями настоящей Конвенции,  и надлежащим образом использует информа-
цию, получаемую от таких органов и комитетов;
     k) рассматривает и принимает любые  дополнительные  меры,  которые
могут потребоваться для достижения целей настоящей Конвенции.
     5. Организация Объединенных Наций,  ее специализированные учрежде-
ния  и Международное агентство по атомной энергии,  а также любое госу-
дарство,  не являющееся Стороной настоящей Конвенции, могут быть предс-
тавлены  на  совещаниях Конференции Сторон наблюдателями.  Любые органы
или учреждения,  национальные или международные,  правительственные или
неправительственные,  обладающие компетенцией в областях, относящихся к
защите озонового слоя,  которые известили секретариат о  своем  желании
быть  представленными на совещании Конференции Сторон в качестве наблю-
дателей, могут быть допущены к участию в нем, если против этого не воз-
ражает  по  меньшей мере одна треть присутствующих на совещании Сторон.
Допуск и участие наблюдателей регулируются правилами процедуры,  приня-
тыми Конференцией Сторон.

     Статья 7. Секретариат
 
     1. На секретариат возлагаются следующие функции:
     а) организация и обслуживание совещаний,  как это предусмотрено  в
статьях 6, 8, 9, и 10;
     b) подготовка и передача докладов, основанных на информации, полу-
чаемой согласно статьям 4 и 5, а также на информацию, получаемой от со-
вещаний вспомогательных органов, учрежденных согласно статье 6;
     с) выполнение функций, возлагаемых на него любыми протоколами;
     d) подготовка докладов о  его  деятельности  по  выполнению  своих
функций в соответствии с настоящей Конвенцией и представление их Конфе-
ренции Сторон;
     е) обеспечение  необходимой координации деятельности с другими со-
ответствующими международными органами и, в частности, заключение таких
административных и договорных соглашений, какие могут потребоваться для
эффективного выполнения его функций;
     f) выполнение  таких  других функций,  какие могут быть определены
Конференцией Сторон.
     Функции секретариата будут выполняться временно Программой Органи-
зации Объединенных Наций по окружающей среде вплоть до завершения  пер-
вого очередного совещания Конференции Сторон,  созванного во исполнение
статьи 6. На своем первом очередном совещании Конференция Сторон учреж-
дает  секретариат  из  числа их существующих компетентных международных
организаций, которые выразили готовность выполнять функции секретариата
в соответствии с настоящей Конвенцией.

     Статья 8. Принятие протоколов
 
     1. Конференция  Сторон  может  принимать на совещаниях протоколы в
соответствии со статьей 2.
     2. Текст любого предлагаемого протокола передается Сторонам секре-
тариатом по меньшей мере за шесть месяцев до проведения такого  совеща-
ния.

    
     Статья 9. Поправки к Конвенции или протоколам
 
     1. Любая из Сторон может предлагать поправки к настоящей Конвенции
или любому протоколу.  В таких поправках должным образом учитываются, в
частности, соответствующие научно-технические соображения.
     2. Поправки к настоящей Конвенции принимаются на совещании  Конфе-
ренции  Сторон.  Поправки  к  любому протоколу принимаются на совещании
Сторон соответствующего протокола.  Текст любой предложенной поправки к
настоящей Конвенции или любому протоколу, если в этом протоколе не пре-
дусмотрено иное,  сообщается секретариатом Сторонам не позднее,  чем за
шесть месяцев до проведения совещания,  на котором ее предлагается при-
нять.  Секретариат сообщает также текст предложенных поправок  странам,
подписавшим Конвенцию, для их сведения.
     3. Стороны прилагают все усилия к достижению согласия в  отношении
принятия  любой  предложенной поправки к настоящей Конвенции путем кон-
сенсуса.  Если исчерпаны все средства для достижения консенсуса, а сог-
ласия не достигнуто,  то в качестве последней меры поправка принимается
большинством в три четверти голосов Сторон Конвенции, присутствующих на
совещании  и  участвующих в голосовании,  и представляется Депозитарием
всем Сторонам для ратификации, утверждения или присоединения.
     4. Процедура,  упомянутая в пункте 3 выше, применяется к поправкам
к любому протоколу,  за исключением тех случаев,  когда для их принятия
достаточно  большинства в две трети голосов присутствующих на совещании
и участвующих в голосовании Сторон этого протокола.
     5. Депозитарию  направляются письменные уведомления о ратификации,
одобрении или принятии поправок.  Поправки,  принятые в соответствии  с
пунктом 3 или 4 выше,  вступают в силу для тех Сторон,  которые приняли
их,  на девяностый день после получения Депозитарием уведомления об  их
ратификации,  одобрении  или  принятии по меньшей мере тремя четвертями
Сторон настоящей Конвенции или по меньшей  мере  двумя  третями  Сторон
данного протокола,  если только в этом протоколе не предусмотрено иное.
В дальнейшем для любой другой Стороны поправки вступают в силу на девя-
ностый день после сдачи данной Стороной на хранение документа о ратифи-
кации, одобрении или принятии этих поправок.
     6. Для целей настоящей статьи под термином "Стороны,  присутствую-
щие и участвующие в голосовании" имеются в виду Стороны, присутствующие
и голосующие "за" или "против".

     Статья 10. Принятие приложений и внесение в них поправок
 
     1. Приложения к настоящей Конвенции или к любому протоколу состав-
ляют,  соответственно, неотъемлемую часть настоящей Конвенции или этого
протокола, и если прямо не предусматривается иного, то ссылка на насто-
ящую Конвенцию или на протоколы к ней представляет собой в то же  время
ссылку на любые приложения к ним. Такие приложения ограничиваются науч-
но-техническими и административными вопросами.
     2. Если  каким-либо протоколом не предусматривается иных положений
в отношении приложений к нему, то применяется следующая процедура пред-
ложения,  принятия и вступления в силу дополнительных приложений к нас-
тоящей Конвенции или приложений к протоколу:
     а) приложения  к  настоящей Конвенции предлагаются и принимаются в
соответствии с процедурой,  установленной в пунктах 2 и 3 статьи  9,  а
приложения  к любому протоколу предлагаются и принимаются согласно про-
цедуре, установленной в пунктах 2 и 4 статьи 9;
     b) любая  сторона,  не считающая возможным одобрить дополнительное
приложение к настоящей Конвенции или  приложение  к  любому  протоколу,
участником  которого  она  является,  уведомляет  об этом Депозитария в
письменной форме в течение шести месяцев со дня направления Депозитари-
ем  сообщения  о  принятии.  Депозитарий незамедлительно уведомляет все
Стороны о любом таком полученном им уведомлении.  Сторона может в любое
время  заменить  ранее направленное заявление о возражении заявлением о
принятии, после чего приложения вступают в силу для данной Стороны;
     с) по  истечении шести месяцев со дня рассылки сообщения Депозита-
рием приложение вступает в силу для всех тех Сторон настоящей Конвенции
или  любого из соответствующих протоколов,  которые не представили уве-
домления в соответствии с положениями подпункта (b) выше.
     3. Предложение, принятие и вступление в силу поправок к приложени-
ям к настоящей Конвенции или к любому протоколу,  регулируются процеду-
рой,  аналогичной той,  которая установлена для предложения, принятия и
вступления в силу приложений к Конвенции или приложений к протоколам. В
приложениях и поправках к ним должным образом учитываются, в частности,
соответствующие научно-технические соображения.
     4. Если дополнительное приложение или поправка к приложению связа-
ны с внесением поправки в настоящую Конвенцию или протокол,  то это до-
полнительное  приложение  или приложение с внесенными в него поправками
вступает в силу лишь после вступления в силу поправки к настоящей  Кон-
венции или к соответствующему протоколу.

     Статья 11. Урегулирование споров
 
     1. В случае спора между Сторонами относительно толкования или при-
менения настоящей Конвенции заинтересованные стороны  стремятся  к  его
урегулированию путем переговоров.
     2. Если заинтересованные стороны не могут достичь  согласия  путем
переговоров,  они  могут  совместно прибегнуть к добрым услугам третьей
стороны или обратиться к ней с просьбой о посредничестве.
     3. При  ратификации,  принятии,  одобрении настоящей Конвенции или
присоединении к ней или в любое время после этого государство или реги-
ональная организация экономической интеграции могут направить Депозита-
рию письменное заявление о том,  что в отношении спора,  который не был
разрешен  в соответствии с положениями пункта 1 или пункта 2 выше,  они
признают одно или оба из следующих  средств  урегулирования  спора  как
обязательные:
     а) арбитраж в соответствии с процедурами, которые будут установле-
ны Конференцией Сторон на ее первом очередном заседании;
     b) передача спора в Международный Суд.
     4. Если стороны не приняли,  в соответствии с пунктом 3 выше, одну
и ту же или любую из процедур, то спор передается на урегулирование пу-
тем согласительной процедуры в соответствии с пунктом 5 ниже, если сто-
роны не договорились об ином.
     5. По  просьбе  одной из сторон спора создается согласительная ко-
миссия.  Комиссия состоит из равного числа членов,  назначаемых  каждой
заинтересованной стороной,  и председателя, выбранного совместно члена-
ми,  назначенными каждой стороной. Комиссия выносит окончательное реше-
ние,  имеющее рекомендательный характер,  которое стороны добросовестно
учитывают.
     6. Положения  настоящей статьи применяются в отношении любого про-
токола, если в этом протоколе не предусматривается иное.

     Статья 12. Подписание
 
     1. Настоящая Конвенция открыта для подписания в Федеральном минис-
терстве  иностранных  дел Австрийской Республики в Вене с 22 марта 1985
года по 21 сентября 1985 года и в Центральных  учреждениях  Организации
Объединенных Наций в Нью-Йорке с 22 сентября 1985 года по 21 марта 1986
года.

     Статья 13. Ратификация, принятие или одобрение
 
     1. Настоящая Конвенция и любой протокол подлежат ратификации, при-
нятию  или одобрению государствами и региональными организациями эконо-
мической интеграции.  Документы о ратификации,  принятии или  одобрении
сдаются на хранение Депозитарию.
     2. Любая организация, указанная в пункте 1 выше, которая становит-
ся Стороной Конвенции или любого протокола, и при этом ни одно ее госу-
дарство-член не является такой Стороной, будет связана всеми обязатель-
ствами,  вытекающими из Конвенции или протокола соответственно.  В слу-
чае,  когда одно или более государств-членов такой организации являются
Сторонами  Конвенции или соответствующего протокола,  эта организация и
ее государства-члены принимают решение в отношении  их  соответствующих
обязанностей по выполнению своих обязательств,  вытекающих из Конвенции
или протокола,  соответственно. В таких случаях организация и государс-
тва-члены  не могут осуществлять параллельно права,  вытекающие из Кон-
венции или соответствующего протокола.
     3. В своих документах о ратификации,  принятии или одобрении орга-
низации, указанные в пункте 1 выше, заявляют о пределах своей компетен-
ции в вопросах, регулируемых Конвенцией или соответствующим протоколом.
Эти организации также уведомляют Депозитария о любом существенном изме-
нении пределов своей компетенции.

     Статья 14. Присоединение
 
     1. Настоящая  Конвенция и любой протокол открыты для присоединения
государств и региональных организаций экономической интеграции  с  даты
прекращения подписания Конвенции или соответствующего протокола.  Доку-
менты о присоединении сдаются на хранение Депозитарию.
     2. В  своих  документах  о присоединении организации,  указанные в
пункте 1 выше,  заявляют о пределах своей компетенции в вопросах, регу-
лируемых  Конвенцией  или  соответствующим протоколом.  Эти организации
также уведомляют Депозитария о любом  существенном  изменении  пределов
своей компетенции.
     3. Положения пункта 2 статьи 13 применяются к региональным органи-
зациям  экономической  интеграции,  которые  присоединяются к настоящей
Конвенции или любому протоколу.

     Статья 15. Право голоса
 
     1. Каждая Сторона Конвенции или любого протокола имеет один голос.
     2. За исключением положения, предусмотренного в пункте 1 выше, ре-
гиональные организации экономической интеграции в вопросах,  входящих в
их компетенцию, осуществляют свое право голоса, располагая числом голо-
сов,  равным числу их государств-членов, являющихся Сторонами Конвенции
или соответствующего протокола. Указанные организации теряют свое право
голоса, если их государства-члены осуществляют свое право голоса, и на-
оборот.

     Статья 16. Связь между Конвенцией и протоколами к ней
 
     1. Государство или региональная организация экономической интегра-
ции могут стать сторонами какого-либо протокола лишь в том случае, если
они являются или становятся в то же время Сторонами Конвенции.
     2. Решения, касающиеся любого протокола, принимаются только сторо-
нами соответствующего протокола.

     Статья 17. Вступление в силу
 
     1. Настоящая  Конвенция  вступает в силу на девяностый день со дня
сдачи на хранение двадцатого документа о ратификации, принятии, одобре-
нии или присоединении.
     2. Любой протокол,  если в  этом  протоколе  не  предусматривается
иное, вступает в силу на девяностый день со дня сдачи на хранение один-
надцатого документа о ратификации,  принятии или одобрении данного про-
токола или о присоединении к нему.
     3. Для каждой Стороны, которая ратифицирует, принимает или одобря-
ет настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение
двадцатого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоедине-
нии, Конвенция вступает в силу на девяностый день после сдачи на хране-
ние такой Стороной документа о  ратификации,  принятии,  одобрении  или
присоединении.
     4. Любой протокол,  если в таком  протоколе  не  предусматривается
иное,  вступает в силу для стороны, которая ратифицирует, принимает или
одобряет этот протокол или присоединяется к нему после его вступления в
силу  согласно  пункту  2 выше,  на девяностый день после даты сдачи на
хранение этой стороной своего документа о ратификации,  принятии, одоб-
рении или присоединении или в день, когда Конвенция вступает в силу для
этой Стороны,  в зависимости от того, какой из этих дней наступит позд-
нее.
     5. Для целей пунктов 1 и 2 выше любой документ,  сданный на хране-
ние региональной организацией экономической интеграции, не рассматрива-
ется в качестве дополнительного к документам, сданным на хранение госу-
дарствами-членами такой организации.

     Статья 18. Оговорки
 
     Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

     Статья 19. Выход
 
     1. В любое время по истечении четырех лет со дня вступления насто-
ящей Конвенции в силу для данной Стороны эта  Сторона  может  выйти  из
Конвенции, направив письменное уведомление Депозитарию.
     2. За исключением случаев, предусмотренных в каком-либо протоколе,
в  любое время по истечении четырех лет со дня вступления такого прото-
кола в силу для данной стороны эта сторона может  выйти  из  протокола,
направив письменное уведомление Депозитарию.
     3. Любой такой выход вступает в силу по истечении одного  года  со
дня  получения уведомления Депозитарием или в такой более поздний срок,
который может быть указан в уведомлении о выходе.
     4. Любая Сторона, которая выходит из настоящей Конвенции, считает-
ся также вышедшей из любого протокола, стороной которого она является.

     Статья 20. Депозитарий
 
     1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций  выполняет
функции Депозитария настоящей Конвенции и любых протоколов.
     2. Депозитарий информирует Стороны, в частности, о:
     а) подписании  настоящей  Конвенции  и любого протокола и сдаче на
хранение документов о ратификации, принятии или одобрении или присоеди-
нении в соответствии со статьями 13 и 14;
     b) дате вступления в силу Конвенции и любого протокола в соответс-
твии со статьей 17;
     с) уведомлениях о выходе, сделанных в соответствии со статьей 19;
     d) принятых поправках к Конвенции и любому протоколу,  их принятии
сторонами и датах их вступления в силу в соответствии со статьей 9;
     е) всех  сообщениях,  касающихся принятия и одобрения приложений и
поправок к ним в соответствии со статьей 10;
     f) уведомлениях  региональных организаций экономической интеграции
о пределах их компетенции в вопросах, регулируемых настоящей Конвенцией
и любыми протоколами и поправками к ним;
     g) заявлениях, сделанных в соответствии с пунктом 3 статьи 11.

     Статья 21. Аутентичные тексты
 
     Подлинный текст настоящей Конвенции, английский, арабский, испанс-
кий,  китайский, русский и французский варианты которого являются равно
аутентичными,  сдается на хранение Генеральному  секретарю  Организации
Объединенных Наций.
     В удостоверение чего  нижеподписавшиеся,  должным  образом  на  то
уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
 
     Совершено в Вене в 22-й день марта 1985 года.

     Согласно статье 10 настоящей Конвенции, приложения к ней составля-
ют ее неотъемлемую часть. 
 
 
                                                     Приложение I
                                                  к Венской Конвенции
                                               об охране озонового слоя
 
                             ИССЛЕДОВАНИЯ
                     и систематические наблюдения
 
     1. Стороны  Конвенции  признают,  что главными научными проблемами
являются:
     а) изменение озонового слоя, которое может иметь результатом изме-
нение интенсивности солнечного ультрафиолетового  излучения,  влияющего
на живые организмы (УФ-Б) и достигающего поверхности Земли, и возможные
последствия для здоровья человека,  организмов, экосистем и материалов,
используемых человеком;
     b) изменение вертикального профиля озона,  которое может  нарушить
температурную структуру атмосферы, и возможные последствия для погоды и
климата.
     2. Стороны  Конвенции  в  соответствии со статьей 3 сотрудничают в
проведении исследований и систематических наблюдений  и  формулировании
рекомендаций о дальнейших исследованиях и наблюдениях в таких областях,
как:
     а) Исследование физики и химии атмосферы:
     i) комплексное теоретическое моделирование:  дальнейшая разработка
моделей,  рассматривающих  взаимодействие радиационных,  динамических и
химических процессов;  изучение одновременного воздействия на атмосфер-
ный озон различных созданных человеком и природных веществ; интерпрета-
ция данных телеметрических измерений,  полученных со спутников и назем-
ных установок; оценка динамики атмосферных и геофизических параметров и
разработка методов определения причин изменения этих параметров;
     ii) лабораторные измерения коэффициентов изменений, сечений погло-
щения и механизмов взаимодействия тропосферных и стратосферных химичес-
ких  и фотохимических процессов;  данные спектроскопии для подкрепления
полевых измерений во всех соответствующих участках спектра;
     iii) полевые  измерения:  изучение концентрации и потоков основных
исходных газов как естественного,  так и антропогенного  происхождения;
изучение  атмосферной  динамики;  одновременные измерения фотохимически
родственных объектов исследования выше границы земной атмосферы  с  ис-
пользованием  датчиков in situ и дистанционных датчиков;  сопоставление
данных, полученных в разных точках и разными приборами, включая коорди-
нацию  и  унификацию номенклатуры измерений для спутниковой аппаратуры;
получение трехмерных изображений основных следовых  атмосферных  приме-
сей,  спектрального потока солнечной радиации и метеорологических пара-
метров;
     iv) разработка приборов,  включая спутниковые и неспутниковые дат-
чики для измерения следовых атмосферных примесей,  потока солнечной ра-
диации и метеорологических параметров.
     b) Исследование влияния изменений озонового слоя на здоровье чело-
века, биосферу и процессы фоторазложения:
     i) связь видимого и ультрафиолетового солнечного облучения челове-
ка  а) с развитием как немеланомного,  так и меланомного рака кожи и b)
воздействием на иммунологическую систему;
     ii) воздействие  излучения  УФ-Б в зависимости от длины волн а) на
сельскохозяйственные культуры,  леса и другие экосистемы суши и  b)  на
пищевую сеть водных экосистем и рыболовство, а также возможное торможе-
ние выделения кислорода морским фитопланктоном;
     iii) механизмы воздействия излучения УФ-Б на биологические вещест-
ва,  виды и экосистемы, включая связь между дозой, мощностью дозы и ре-
акцией; фоторепарация, адаптация и защита;
     iv) выявление возможного взаимодействия  зон  с  различной  длиной
волны путем изучения биологических спектров действия и спектральной ре-
акции на полихроматическое облучение;
     v) воздействие излучения УФ-Б на чувствительность и активность би-
ологических видов,  играющих важную роль в балансе биосферы;  на  такие
первичные природные процессы, как фотосинтез и биосинтез;
     vi) воздействие излучения УФ-Б на фоторазложение загрязняющих  ве-
ществ, сельскохозяйственных химикатов и других материалов.
     с) Исследование воздействия на климат:
     i) теоретическое  исследование и наблюдение за радиационным эффек-
том озона и других микроэлементов и влиянием на климатические  парамет-
ры,  такие,  как температура поверхности суши и океанов, характер осад-
ков, обмен между тропосферой и стратосферой;
     ii) исследование влияния таких изменений климата на различные виды
человеческой деятельности.
     d) Систематические наблюдения за:
     i) состоянием озонового слоя (пространственная и временная  измен-
чивость  общего содержания и вертикального профиля озона) путем оконча-
тельного введения в строй глобальной  системы  наблюдения  за  озоновым
слоем,  базирующейся на интеграции спутниковых и наземных систем наблю-
дения;
     ii) тропосферной  и  стратосферной концентрацией исходных газов на
содержание в них НО(х), NO и CIO(х), а также углеродистых соединений;
     iii) температурой от земной поверхности до мезосферы с использова-
нием как наземных, так и спутниковых систем;
     iv) волновым составом потока солнечной радиации, достигающего зем-
ной атмосферы, и за тепловым излучением, покидающим ее, с использовани-
ем данных со спутников;
     v) волновым составом потока солнечной радиации,  достигающего зем-
ной  поверхности  в ультрафиолетовой части спектра и влияющего на живые
организмы (УФ-Б);
     vi) свойствами и распределением аэрозолей в слое от земной поверх-
ности до мезосферы с использованием наземных,  самолетных и спутниковых
систем наблюдения;
     vii) переменными,  имеющими большое значение для климатологии,  на
основе  осуществления программ высококачественных метеорологических по-
верхностных измерений;
     viii) микроэлементами,  температурой, потоком солнечной радиации и
аэрозолями,  используя более совершенные методы анализа глобальных дан-
ных.
     3. Стороны Конвенции сотрудничают  в  поощрении  надлежащей  науч-
но-технической  подготовки,  необходимой  для участия в исследованиях и
систематических наблюдениях, указанных в настоящем приложении, учитывая
особые потребности развивающихся стран. Особое внимание следует уделить
перекрестной градуировке приборов и согласованию методов наблюдения для
составления сопоставимых или систематизированных рядов научных данных.
     4. Считается,  что следующие химические  вещества  природного  или
антропогенного происхождения, которые перечислены в произвольном поряд-
ке, могут изменять химические и физические свойства озонового слоя.
     а) Углеродистые вещества:
     i) Окись углерода (СО):
     Окись углерода имеет важные естественные и антропогенные источники
и,  как полагают, играет значительную прямую роль в фотохимических про-
цессах  тропосферы и косвенную роль в фотохимических процессах стратос-
феры.
     ii) Двуокись углерода (СО2):
     Двуокись углерода имеет важные естественные и антропогенные источ-
ники  и  влияет  на  стратосферный  озон  путем воздействия на тепловую
структуру атмосферы.
     iii) Метан (CH4):
     Метан имеет как естественные, так и антропогенные источники и вли-
яет как на тропосферный, так и на стратосферный озон.
     iv) Неметановые виды углеводородов:
     Неметановые виды  углеводородов состоят из большого числа химичес-
ких веществ,  имеют как естественные,  так и антропогенные источники  и
играют  прямую  роль  в фотохимических процессах тропосферы и косвенную
роль в фотохимических процессах стратосферы.
     b) Азотистые вещества:
     i) Закись азота (N2O):
     Преобладающие источники NO(x) являются естественными по характеру,
однако их антропогенное влияние приобретает все большее  значение.  За-
кись азота - основной источник стратосферных NO(x), которые играют клю-
чевую роль в регулировании количества стратосферного озона;
     Окиси азота (NO(x)):
     Наземные источники NO играют важную прямую роль лишь  в  фотохими-
ческих процессах тропосферы,  а косвенную роль - в фотохимии стратосфе-
ры,  причем ввод NO вблизи тропопаузы может непосредственно привести  к
изменениям озона в верхних слоях тропосферы и в стратосфере.
     с) Хлористые вещества:
     i) Полностью   галоидированные   алканы,   например   CCl4,  CFCl3
(CFC-11), CF2Cl2 (CFC-12), C2F3Cl3 (CFC-113), C2F4Cl2 (CFC-114):
     Полностью галоидированные  алканы  являются антропогенными и дейс-
твуют в качестве источника ClO(x), который играет ключевую роль в фото-
химии озона, главным образом на высоте 30-50 км.
     ii) Частично    галоидированные    алканы,     например     CH3Cl,
CHF2Cl(CFC-22), CH2CCl3, CHFCl2 (CFC-21):
     СH3Cl являются естественными,  в то время как остальные  указанные
выше частично галоидированные алканы имеют антропогенное происхождение.
Эти газы также выступают в качестве источника стратосферных СlO(x).
     d) Бромистые вещества:
     Полностью галоидированные алканы, например CF3Br:
     Эти газы  являются антропогенными и действуют в качестве источника
BrO, действие которых аналогично действию ClO(x).
     е) Водородные вещества:
     i) Водород (H2):
     Водород, источник  которого является естественным и антропогенным,
играет незначительную роль в фотохимии стратосферы.
     ii) Вода (H2O):
     Вода, источник которой является естественным,  играет очень важную
роль  как в тропосферной,  так и в стратосферной фотохимии.  Локальными
источниками водяного пара в стратосфере является окисление метана и,  в
меньшей степени, водорода.
 
 
                                                     Приложение II
                                                  к Венской Конвенции
                                               об охране озонового слоя
 
                                 ОБМЕН
                              информацией
 
     1. Стороны Конвенции признают,  что сбор информации и обмен ею яв-
ляются важными средствами осуществления целей настоящей Конвенции и за-
логом того, что любые меры, которые могут быть приняты, будут уместны и
справедливы.  Поэтому Стороны будут обмениваться научной,  технической,
социально-экономической, деловой, коммерческой и правовой информацией.
     2. Стороны Конвенции при решении вопроса о том,  какая  информация
подлежит сбору и обмену, должны принимать во внимание полезность инфор-
мации и стоимость ее получения.  Стороны признают далее,  что сотрудни-
чество, о котором говорится в настоящем приложении, должно быть совмес-
тимо с национальными законами,  постановлениями и практикой в отношении
патентов, торговых секретов и охраны конфиденциальной и запатентованной
информации.
     3. Научная информация:
     К ней относится информация:
     а) о научных исследованиях,  запланированных и проводимых на госу-
дарственной или частной основе,  с целью облегчения  координации  науч-
но-исследовательских программ и таким образом наиболее эффективного ис-
пользования имеющихся национальных и международных ресурсов;
     b) данные о выбросах, необходимые для исследований;
     с) о научных результатах, опубликованных в специальной научной ли-
тературе  по вопросам физики и химии земной атмосферы и ее чувствитель-
ности к изменениям,  и особенно по вопросам состояния озонового слоя  и
последствий для здоровья человека, окружающей среды и климата изменений
общего содержания или вертикального профиля озона в любой шкале  време-
ни;
     d) об оценке результатов научных исследований и рекомендациях  для
будущих исследований.
     4. Техническая информация:
     К ней относится информация:
     а) о наличии и стоимости химических заменителей  и  альтернативных
технологий, которые позволят сократить выбросы веществ, изменяющих озо-
новый слой,  а также о связанных с этим планируемых или проводимых исс-
ледованиях;
     b) об ограничениях и возможном риске,  связанных с  использованием
химических и других заменителей и альтернативных технологий.
     5. Социально-экономическая и коммерческая информация  относительно
веществ, упоминаемых приложении I:
     К ней относится информация:
     а) о производстве и производственной мощности;
     b) об использовании и тенденциях использования продукции;
     с) об импорте/экспорте;
     d) о расходах,  риске и выгодах тех видов человеческой деятельнос-
ти,  которые могут косвенно вызвать изменения озонового слоя, и о влия-
нии принимаемых или планируемых мер регулирования этой деятельностью.
     6. Правовая информация:
     К ней относится информация:
     а) о национальных законах,  административных мерах и правовых исс-
ледованиях, касающихся охраны озонового слоя;
     b) о  международных соглашениях,  включая двусторонние соглашения,
касающиеся охраны озонового слоя;
     с) о методах и условиях лицензирования и наличия патентов, связан-
ных с охраной озонового слоя.
 
 
                                СПИСОК
              государств, подписавших Конвенцию об охране
               озонового слоя в Вене 22 марта 1985 года
 
     1. Аргентина
     2. Белорусская ССР
     3. Бельгия
     4. Голландия
     5. Греция
     6. Египет
     7. Италия
     8. Канада
     9. Мексика
     10. Нидерланды
     11. Норвегия
     12. СССР
     13. Украинская ССР
     14. Швейцария
     15. Швеция
     16. Финляндия
     17. ФРГ
     18. Франция
     19. Чили
     20. Европейское экономическое сообщество