Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: C:\Users\NKN\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\83c12904-a3d1-43d1-a854-ab7f7fb97c50\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 августа 2006 года № 170

О защите прав участников уголовного судопроизводства

(В редакции Закона КР от 10 ноября 2011 года № 202, 31 декабря 2019 года № 152)

Глава I

Общие положения

 

Настоящий Закон предусматривает введение системы мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства, включающей меры их безопасности и социальной защиты, а также определяет основания и порядок их применения.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года № 152)

 

Статья 1. Государственная защита участников уголовного судопроизводства

Государственная защита свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства (далее - государственная защита), осуществление предусмотренных настоящим Законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (далее - меры безопасности), а также мер социальной защиты указанных лиц (далее - меры социальной защиты) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, осуществляются уполномоченными на то государственными органами.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года №152)

Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите

1. Государственной защите в соответствии с настоящим Законом подлежат субъекты уголовного судопроизводства, предусмотренные главами 4-7 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.

2. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 31 декабря 2019 года № 152)

3. Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики близкие родственники, родственники, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в частях 1-2 настоящей статьи.

4. Указанные в частях 1-3 настоящей статьи лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, далее именуются "защищаемые лица".

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года №152)

Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту

1. Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

2) органы, осуществляющие меры безопасности;

3) органы, осуществляющие меры социальной защиты.

2. Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

3. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы, уполномоченный орган в сфере борьбы с экономическими преступлениями по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществление отдельных мер безопасности.

4. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или постановлению прокурора органами внутренних дел, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы, уполномоченным органом в сфере борьбы с экономическими преступлениями, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

5. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

6. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики.

7. Осуществление мер социальной защиты возлагается на органы социальной защиты населения и иные органы в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 10 ноября 2011 года № 202, 31 декабря 2019 года № 152)

Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты

1. Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

2. Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законом Кыргызской Республики "Об оперативно-розыскной деятельности".

3. Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц.

Статья 5. Законодательство Кыргызской Республики о государственной защите прав участников уголовного судопроизводства

Законодательство Кыргызской Республики о государственной защите прав свидетелей и потерпевших основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики, других законов, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также вступивших в силу в установленном законом порядке международных договоров и соглашений, участником которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года №152)

 

Глава II

Виды государственной защиты

 

Статья 6. Меры безопасности

1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов с изменениями анкетных данных, применяемая также в случае необходимости в отношении членов семьи защищаемого лица;

6) изменение внешности;

7) маскировка их внешности или дополнительная визуальная изоляция при выступлении на суде, а также неоглашение анкетных данных и других данных в ходе судебного следствия;

8) изменение места работы (службы) или учебы;

9) временное помещение в безопасное место;

10) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

2. При наличии оснований, указанных в статье 16 настоящего Закона, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

3. Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

4. В целях дополнительного обеспечения мер безопасности участников уголовного судопроизводства орган, в производстве которого находится дело, вправе:

1) вынести официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;

2) применить меру обеспечения уголовного судопроизводства в виде запрета на приближение к защищаемому лицу.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года № 152)

Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица

1. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица обеспечиваются органами, осуществляющими меры безопасности, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

2. Занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.

Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности

1. Органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

2. Виды выдаваемых защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, а также порядок их выдачи устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице

1. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

2. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица

1. Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.

2. При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств государственного бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

3. При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

4. В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

5. Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.

Статья 11. Маскировка внешности или дополнительная визуальная изоляция защищаемого лица при выступлении на суде и неоглашение анкетных данных и других данных, публично устанавливающих личность в ходе судебного следствия

В соответствии с частью 1 статьи 2 настоящего Закона к лицам, подлежащим государственной защите, может быть применена маскировка внешности или дополнительная визуальная изоляция, а также неоглашение анкетных и других данных, публично устанавливающих их личность, по решению органа, осуществляющего государственную защиту.

Статья 12. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица

Защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 13. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место

Защищаемое лицо может быть помещено в место, где ему будет обеспечена безопасность.

Статья 14. Обеспечение безопасности военнослужащего

1. Безопасность военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона, с учетом особенностей прохождения им военной службы.

2. В целях обеспечения безопасности военнослужащего могут применяться также:

1) командирование защищаемого лица в другую воинскую часть, другое военное учреждение;

2) перевод защищаемого лица на новое место военной службы, в том числе в воинскую часть или военное учреждение другого органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (по согласованию между соответствующими должностными лицами органов исполнительной власти);

3) командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение.

3. Командирование и перевод военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, осуществляются с его согласия, выраженного в письменной форме. При переводе военнослужащий назначается на равную воинскую должность. При этом должно быть обеспечено его использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности.

Статья 15. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания

1. Безопасность защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания либо содержания в дисциплинарной воинской части, обеспечивается путем применения в отношении его мер безопасности, предусмотренных пунктами 3, 5, 6, 8 и 9 части 1 статьи 6 настоящего Закона, или иных мер, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Кыргызской Республики.

2. В целях обеспечения безопасности лица, указанного в части 1 настоящей статьи, могут применяться также:

1) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других областях Кыргызской Республики;

2) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

3) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;

4) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 151. Официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности

В целях обеспечения мер безопасности участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников и (или) супруга (супруги) орган, в производстве которого находится дело, выносит официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности.

Официальное предостережение должно быть вынесено органом, в производстве которого находится дело, в течение 24 часов и в этот же срок должно быть объявлено данному лицу под расписку.

Форма и содержание официального предостережения определяются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года № 152)

Статья 152. Запрет на приближение к защищаемому лицу

1. Мера обеспечения личной безопасности в виде запрета на приближение к защищаемому лицу применяется органом, обеспечивающим безопасность защищаемого лица, в отношении лица:

1) от которого потенциально может исходить угроза жизни и здоровью защищаемого лица или установлен факт такой угрозы;

2) предпринимающего контакт с защищаемым лицом, целью которого является физическое, моральное воздействие на защищаемое лицо в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

2. Запрещается лицу, в отношении которого вынесен запрет на приближение к защищаемому лицу:

1) встречаться с защищаемым лицом;

2) следовать и (или) вести наблюдение за защищаемым лицом;

3) выходить или пытаться выйти на контакт с защищаемым лицом;

4) находиться вблизи места проживания, пребывания и места работы защищаемого лица.

3. Форма запрета на приближение к защищаемому лицу определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года № 152)

Статья 16. Меры социальной защиты

1. В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств государственного бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Кыргызской Республики, и назначается пенсия или ежемесячное социальное пособие по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекших за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств государственного бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Кыргызской Республики, и назначается пенсия или ежемесячное социальное пособие по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

3. В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекших за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств государственного бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

4. В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

5. Защищаемым лицам, имеющим одновременно право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в случае причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

6. Порядок выплаты единовременных пособий, указанных в частях 1-5 настоящей статьи, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

7. Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств государственного бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба, в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

 

Глава III

Основания и порядок осуществления государственной защиты

 

Статья 17. Основания применения мер безопасности

 

1. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

2. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей отделов по поддержке семьи и детей (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

3. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

(В редакции Закона КР от 10 ноября 2011 года № 202)

 

Статья 18. Основания применения мер социальной защиты

 

Основаниями применения мер социальной защиты являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

 

Статья 19. Порядок применения мер безопасности

1. Порядок применения мер безопасности определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства лица, указанного в частях 1-3 статьи 2 настоящего Закона, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение 24 часов принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

3. Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд в течение 10 дней. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

4. Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Законом, и определяет способы их применения.

5. Об избранных мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд (судью), прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

6. В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 10 ноября 2011 года № 202, 31 декабря 2019 года № 152)

Статья 20. Порядок применения мер социальной защиты

1. Порядок применения мер социальной защиты определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Орган, принимающий решение об осуществлении государственной защиты, получив заявление (сообщение) о гибели (смерти) защищаемого лица и установив, что гибель (смерть) наступила в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, обязан в течение 3 суток принять решение о применении мер социальной защиты в отношении членов семьи погибшего (умершего) и лиц, находившихся на его иждивении, либо об отказе в их применении.

3. Орган, принимающий решение об осуществлении государственной защиты, получив заявление (сообщение) о причинении защищаемому лицу в связи с участием в уголовном судопроизводстве телесного повреждения или иного вреда его здоровью, обязан проверить это заявление (сообщение) и в течение 3 суток принять решение о применении мер социальной защиты либо об отказе в их применении.

4. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган, осуществляющий меры социальной защиты, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

5. Постановление (определение) о применении мер социальной защиты либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд в течение 10 дней. Жалоба подлежит рассмотрению в течение месяца со дня ее подачи.

6. Орган, осуществляющий меры социальной защиты, получив постановление (определение) о применении мер социальной защиты, обязан исполнить его в течение 10 суток.

(В редакции Закона КР от 10 ноября 2011 года № 202)

Статья 21. Отмена мер безопасности

1. Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, указанные в статье 16 настоящего Закона, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом в соответствии с частью 6 статьи 19 настоящего Закона.

2. Меры безопасности также могут быть отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

3. Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.

4. Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд в течение 10 дней. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

5. В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.

6. Постановление (определение) о применении мер безопасности действует до принятия органом, указанным в части 2 статьи 3 настоящего Закона, решения об их отмене.

7. Суд (судья) при постановлении приговора по уголовному делу выносит определение (постановление) об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года № 152)

 

Статья 22. Конфиденциальность осуществления государственной защиты

 

1. Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

2. Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 23. Обязательность исполнения решений об осуществлении

государственной защиты

 

1. Решения органов, обеспечивающих государственную защиту, принимаемые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, которым они адресованы.

2. Органы государственной власти Кыргызской Республики и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие органам, обеспечивающим государственную защиту.

 

Глава IV

Права и обязанности защищаемых лиц и органов,
 обеспечивающих государственную защиту

 

Статья 24. Права и обязанности защищаемых лиц

 

1. Защищаемые лица имеют право:

1) знать свои права и обязанности;

2) требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности лиц, указанных в части 3 статьи 2 настоящего Закона;

3) требовать применения мер социальной защиты в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

4) знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер;

5) обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных настоящим Законом, либо об их отмене;

6) обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту, в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

2. Защищаемые лица обязаны:

1) выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту;

2) немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;

3) при обращении с имуществом, указанным в пункте 2 части 1 статьи 6 настоящего Закона и выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

4) не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту.

 

Статья 25. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту

 

1. Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:

1) запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;

2) производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и органам, осуществляющим меры социальной защиты, для осуществления государственной защиты лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона;

3) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры социальной защиты, применения дополнительных мер государственной защиты;

4) полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной защиты по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.

2. Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:

1) избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Законом, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;

2) требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;

3) обращаться в суд (к судье), к прокурору, начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;

4) проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики "Об оперативно-розыскной деятельности".

3. Органы, осуществляющие меры социальной защиты, имеют право:

1) запрашивать у органов, принимающих решение об осуществлении государственной защиты, и защищаемых лиц дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной защиты;

2) обращаться в органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, с ходатайством об отмене мер социальной защиты в случае установления обстоятельств, исключающих возможность применения указанных мер.

4. Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны:

1) немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной защиты;

2) осуществлять все необходимые меры безопасности и меры социальной защиты;

3) своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении, об изменении, о дополнении или об отмене применения в отношении их мер безопасности и мер социальной защиты, предусмотренных настоящим Законом, а также о принятии предусмотренных законодательством Кыргызской Республики решений, связанных с обеспечением государственной защиты;

4) разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении его государственной защиты.

 

Глава V

Ответственность за нарушение требований
настоящего закона

 

Статья 26. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

 

Должностное лицо органа, обеспечивающего государственную защиту, виновное в непринятии решения об осуществлении государственной защиты или в ненадлежащем ее осуществлении, несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 27. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности

 

Разглашение сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 28. Ответственность защищаемого лица

 

Продажа, залог или передача другим лицам имущества, указанного в пункте 2 части 1 статьи 6 настоящего Закона и выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно утрата или порча этого имущества влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

 

Глава VI

Финансирование и материально-техническое
обеспечение государственной защиты

 

Статья 29. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты

1. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 31 декабря 2019 года № 152)

2. Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной защиты участников уголовного судопроизводства осуществляются за счет средств государственного бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

3. Расходы, связанные с обеспечением государственной защиты, не могут быть возложены на защищаемое лицо.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года № 152)

 

Глава VII

Заключительные положения

 

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.

 

2. Правительству Кыргызской Республики в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты;

2) в случае необходимости внести в установленном порядке в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Кыргызской Республики.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

К.Бакиев