Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

г.Бишкек

от 31 июля 2007 года № 116

 

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

                     Об охране традиционных знаний

           (В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)

 

     Принят Жогорку Кенешем

     Кыргызской Республики                           26 июня 2007 года

 

     Настоящий Закон  закрепляет основные положения государственной по-

литики, а также правовые, экономические и социальные гарантии в области

традиционных  знаний,  в том числе традиционных знаний с использованием

генетических ресурсов (далее - традиционные  знания),  направленные  на

дальнейшее устойчивое развитие страны и создание условий для справедли-

вого распределения выгод от использования традиционных  знаний,  являю-

щихся историческим наследием и достоянием народа Кыргызской Республики.

     (Абзац второй утратил силу в соответствии с Законом КР от
18 июля 2014 года № 144)

 

                                Глава 1

                            Общие положения

 

     Статья 1. Правовой режим охраны традиционных знаний

 

     Настоящий Закон  устанавливает  правовой режим охраны традиционных

знаний на территории Кыргызской Республики.

     Настоящий Закон  не распространяется на объекты фольклора и народ-

ного прикладного искусства.

     Правовые отношения в области использования генетических ресурсов и

порядок доступа к генетическим ресурсам Кыргызской Республики регулиру-

ются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

     Статья 1-1. Законодательство Кыргызской Республики в сфере традиционных
знаний

 

     Законодательство Кыргызской Республики в сфере традиционных знаний

состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона и иных

нормативных правовых актов, а также вступивших в установленном законом

порядке в силу международных договоров, участницей которых является

Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)

 

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

     Традиционные знания - знания, методы и способы, в том числе с

использованием генетических ресурсов, применяемые в различных областях

человеческой деятельности, которые передавались из одного поколения в

другое в определенном порядке и значении.

     обладатели традиционных знаний - местное сообщество, физические,

юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности,

которые владеют традиционными знаниями;

     местное сообщество - совокупность граждан Кыргызской Республики,

постоянно проживающих на территории административно-территориальной единицы,

объединенных интересами под свою ответственность решать вопросы местного значения

самостоятельно через представительные и исполнительные органы местного самоуправления;

     генетические ресурсы - включают в себя весь животный и растительный мир земного,

водного и иного происхождения, которые могут быть использованы обладателями традиционных

знаний для получения определенных практических результатов в той или иной сфере деятельности.

(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года N 144)

 

                                Глава 2

           Государственное регулирование традиционных знаний

 

     Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования

 

     Целями государственного  регулирования в области традиционных зна-

ний являются правовая охрана, содействие сохранению и широкому примене-

нию традиционных знаний в различных областях человеческой деятельности,

содействие использованию традиционных знаний, в том числе основанных на

генетических ресурсах,  в промышленном производстве, а также дальнейшая

коммерциализация объектов, производимых в результате их использования.

     Государственное регулирование  в области традиционных знаний вклю-

чает:

     1) создание превентивного механизма для охраны традиционных знаний

от неправомерного патентования объектов, созданных на основе традицион-

ных знаний и с использованием генетических ресурсов, посредством внесе-

ния традиционных знаний в базу данных;

     2) справедливое  распределение выгод от использования традиционных

знаний местным сообществам;

     3) создание Фонда для развития местных сообществ,  источниками фи-

нансирования которого будут являться отчисления от использования тради-

ционных знаний, в том числе с использованием генетических ресурсов;

     4) создание Государственного фонда развития системы  использования

традиционных знаний;

     5) проведение научных исследований по традиционным знаниям  и  су-

ществующим  генетическим  ресурсам на предмет их практического примене-

ния, включая:

     - выявление  наиболее  приоритетных направлений исследований в об-

ласти традиционных знаний с использованием генетических ресурсов, кото-

рые могут внести значительный вклад в охрану окружающей среды;

     - разработку и развитие новых видов использования генетических ре-

сурсов;

     - проведение исследовательских работ с целью инвентаризации тради-

ционных знаний на территории Кыргызской Республики;

     - выявление общеизвестных и широко используемых традиционных  зна-

ний.

 

     Статья 4. Уполномоченный государственный орган

 

     Государственную политику  в  области традиционных знаний реализует

уполномоченный государственный орган в области  интеллектуальной  собс-

твенности  (далее  - уполномоченный орган).  В соответствии с настоящим

Законом уполномоченный орган принимает заявки на регистрацию традицион-

ных знаний,  осуществляет государственную регистрацию,  вносит данные о

регистрации в государственный реестр, формирует базу данных по традици-

онным знаниям, публикует сведения о традиционных знаниях.

(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)

 

                                Глава 3

                   Субъекты правоотношений в области

                          традиционных знаний

 

     Статья 5. Субъекты правоотношений

 

     Субъектами правоотношений в области традиционных  знаний  являются

государство,  местные сообщества, физические и юридические лица незави-

симо от организационно-правовых форм  и  форм  собственности,  а  также

иностранные физические и юридические лица.

 

     Статья 6. Представительство интересов обладателей традиционных

               знаний

 

     Интересы обладателей традиционных знаний могут  быть  представлены

общественными организациями физических и/или юридических лиц, создавае-

мыми обладателями традиционных знаний определенной местности, действую-

щими  на основании устава такой организации и государственной регистра-

ции.

     Интересы физического  лица  - обладателя традиционных знаний могут

быть представлены как самим физическим лицом,  так  и  определяемым  им

представителем.

     Иностранные физические и юридические лица в соответствии с настоя-

щим Законом вправе осуществлять свою деятельность через своих официаль-

ных представителей.

 

                                Глава 4

                    Предоставление охраны в области

                          традиционных знаний

 

     Статья 7. Правовая охрана традиционных знаний

 

     Правовая охрана распространяется на традиционные знания практичес-

ки  применимые в той или иной сфере человеческой деятельности и имеющие

положительный результат в сфере их применения.

     Правовая охрана не распространяется на традиционные знания,  кото-

рые реально или потенциально могут нанести вред жизни и здоровью  чело-

века, а также окружающей среде.

     Правовая охрана традиционных знаний возникает на основании регист-

рации в порядке,  установленном настоящим Закономили вступившими в

установленном законом порядке в силу международным договором, участницей

которого является Кыргызская Республика порядке в силу международным

договором Кыргызской Республики.

     Традиционные знания могут быть зарегистрированы одним или совмест-

но несколькими юридическими или физическими лицами,  независимо от форм

собственности, являющимися обладателями традиционных знаний.

     В целях охраны традиционных знаний в Кыргызской Республике,  вклю-

чения их в базу данных заявки на регистрацию традиционных знаний  могут

быть поданы государственными органами и учреждениями.

     Порядок регистрации и использования традиционных знаний  государс-

твенными органами и учреждениями определяется Правительством Кыргызской

Республики.

     Регистрация традиционных знаний в Кыргызской Республике бессрочна.

(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)

 

     Статья 8. Патентование объектов, созданных на основе традиционных

               знаний

 

     Не допускается  в  Кыргызской  Республике  патентование  объектов,

представляющих собой традиционные знания.

     При патентовании объектов,  созданных на основе традиционных  зна-

ний, в материалах заявки обязательно раскрытие происхождения традицион-

ных знаний,  используемых в качестве прототипа или  аналога.  Заявитель

обязан указать источник доведения традиционных знаний до всеобщего све-

дения.

     Обладатель свидетельства,  на имя которого зарегистрировано тради-

ционное знание,  имеет право на получение вознаграждения  от  владельца

патента  на изобретение,  созданное с использованием традиционного зна-

ния.

     Порядок выплаты вознаграждения за использование традиционного зна-

ния в целях создания изобретения определяется соглашением между облада-

телем  свидетельства  на  традиционное  знание  и владельцем патента на

изобретение.

     При этом  соглашение в обязательном порядке должно предусматривать

отчисления платежей за использование традиционного знания в Фонд разви-

тия местного сообщества или в Государственный фонд развития системы ис-

пользования традиционных знаний.

     Для предотвращения неправомерного патентования объектов, созданных

на основе традиционных знаний,  создается база данных  по  традиционным

знаниям, используемая при проведении экспертизы патентуемых объектов.

     Формирование базы данных осуществляется уполномоченным органом  на

основе  сведений о зарегистрированных традиционных знаниях и сведений о

традиционных знаниях, ставших общедоступными.

 

                                Глава 5

                    Регистрация традиционных знаний

 

     Статья 9. Заявка на регистрацию и предоставление права пользования

               традиционным знанием или на предоставление права

               пользования уже зарегистрированным традиционным знанием

 

     Заявка на  регистрацию и предоставление права пользования традици-

онным знанием или заявка на предоставление права пользования уже  заре-

гистрированным традиционным знанием (далее - заявка) подается в уполно-

моченный  орган  заявителем  самостоятельно  или  через   представителя

(представителей),  осуществляющего свою деятельность на основе доверен-

ности, выданной в установленном законом порядке заявителем, чьи интере-

сы он представляет.

     Заявка представляется на государственном или официальном языке.

     Заявка должна содержать:

     1) заявление о регистрации и предоставлении права пользования тра-

диционным  знанием или о предоставлении права пользования уже зарегист-

рированным традиционным знанием с указанием заявителя, а также его мес-

тонахождения и местожительства;

     2) конкретное и полное описание заявляемого традиционного  знания,

включая:

     - место происхождения традиционного знания (границы географическо-

го объекта);

     - описание генетического ресурса,  в случае использования во взаи-

мосвязи с традиционными знаниями;

     - области применения и достигаемые положительные результаты;

     - сведения о ранее изданных публикациях, о заявляемых на регистра-

цию традиционных знаниях.

     К заявке должны быть приложены:

     1) официальный документ,  выданный компетентным органом, подтверж-

дающий практическую применимость традиционных знаний, положительный ре-

зультат их применения в той или иной сфере деятельности;

     2) заключение  компетентного  органа (компетентных органов) о том,

что заявитель является членом местного сообщества и/или находится в ге-

ографическом объекте, к которому относится традиционное знание.

     В случае подачи заявки на регистрацию  традиционных  знаний  госу-

дарственными органами, указанное заключение не требуется;

     3) для иностранного заявителя документ,  подтверждающий его  право

на заявленное традиционное знание в стране происхождения.

     Требования к документам заявки и порядок их представления устанав-

ливаются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)

 

     Статья 10. Рассмотрение заявки

 

     Рассмотрение заявки проводится в течение трех месяцев с даты пода-

чи в уполномоченный орган.  В ходе рассмотрения заявки проверяется сос-

тав необходимых документов, правильность их оформления, рассматривается

соответствие заявленного на регистрацию традиционного знания требовани-

ям, предусмотренным статьей 9 настоящего Закона.

     По результатам рассмотрения заявки выносится решение о регистрации

традиционного знания либо об отказе в регистрации.

     Основанием для  отказа в удовлетворении заявки является невыполне-

ние условий, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона.

 

     Статья 11. Регистрация традиционных знаний и выдача свидетельств

 

     Уполномоченный орган на основании положительного решения при усло-

вии уплаты пошлины производит регистрацию традиционного знания и вносит

сведения о регистрации или о предоставлении права пользования  традици-

онным  знанием  в Государственный реестр традиционных знаний Кыргызской

Республики (далее - Реестр).  Порядок занесения  и  перечень  сведений,

вносимых в Реестр, определяются Правительством Кыргызской Республики.

     По желанию обладателей традиционных знаний сведения, относящиеся к

регистрации традиционных знаний, внесенные в Реестр, при условии уплаты

установленной пошлины могут быть опубликованы уполномоченным органом  в

официальном  бюллетене  в течение трех месяцев с даты их внесения в Ре-

естр. Объем и содержание публикуемых сведений устанавливаются уполномо-

ченным органом по согласованию с обладателем традиционных знаний.

     Традиционные знания,  которые публикуются частично или не публику-

ются, сохраняются уполномоченным органом в режиме конфиденциальности.

     Пошлина уплачивается в течение двух месяцев с даты получения  зая-

вителем решения.

     Заявителям, на имя которых  зарегистрировано  традиционное  знание

и/или предоставлено право пользования традиционным знанием,  в установ-

ленном порядке выдаются свидетельства установленного уполномоченным ор-

ганом образца.  Форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений

устанавливаются уполномоченным органом.

     Выдача свидетельства производится уполномоченным органом в течение

двух месяцев после опубликования в официальном бюллетене.

(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)

 

     Статья 12. Срок действия свидетельства на право пользования

                традиционным знанием

 

     Свидетельство действует до истечения десяти лет, считая с даты по-

дачи заявки в уполномоченный орган.

     Срок действия  свидетельства  может быть продлен по заявлению вла-

дельца свидетельства при условии уплаты установленной пошлины.

     Заявление о  продлении срока действия свидетельства подается в те-

чение последнего года действия свидетельства.

     Срок действия свидетельства продлевается каждый раз на десять лет.

     По ходатайству владельца свидетельства для продления  срока  дейс-

твия  свидетельства  ему может быть представлен дополнительный шестиме-

сячный срок продления при условии уплаты дополнительной пошлины.

     Запись о продлении срока действия свидетельства вносится уполномо-

ченным органом в Реестр и свидетельство.

 

     Статья 13. Внесение изменений в Реестр и свидетельство

 

     Владелец свидетельства уведомляет уполномоченный орган об  измене-

нии своего наименования,  фамилии, имени или отчества, а также о других

изменениях,  относящихся к регистрации и предоставлению права пользова-

ния традиционным знанием.

     Запись об изменении вносится в Реестр и свидетельство при  условии

уплаты пошлины.

     Исправления очевидных и технических ошибок,  допущенных не по вине

заявителя,  вносятся  уполномоченным органом в Реестр и свидетельство о

регистрации и/или о праве пользования традиционным знанием  без  уплаты

пошлины.

 

     Статья 14. Договор на использование традиционных знаний

 

     Лицу, не  являющемуся обладателем традиционных знаний,  в установ-

ленном настоящим Законом порядке может быть предоставлено право пользо-

вания  зарегистрированным  традиционным  знанием при условии заключения

договора между ним и обладателем традиционного знания, зарегистрировав-

шим в уполномоченном органе традиционное знание.

     По договору обладатель традиционного знания предоставляет право на

использование традиционного знания другому лицу в обусловленном догово-

ром объеме использования прав,  сроков,  территории и порядка платежей.

Условия договора определяются по соглашению сторон. Регистрация догово-

ра осуществляется в уполномоченном органе при условии  уплаты  установ-

ленной пошлины.

     Договор в обязательном порядке должен предусматривать положение об

отчислениях платежей за использование традиционных знаний в Фонд разви-

тия местного сообщества или Государственный фонд развития  системы  ис-

пользования традиционных знаний.

     При этом отчисления платежей за использование традиционных знаний,

предусмотренные договором в Фонд развития соответствующего местного со-

общества или Государственный фонд развития системы использования тради-

ционных знаний, должны составлять не менее двадцати процентов.

 

     Статья 15. Пошлины

 

     За совершение юридически значимых действий,  связанных с регистра-

цией или предоставлением права пользования традиционным знанием, взима-

ются пошлины, уплачиваемые уполномоченному органу.

     Перечень действий,  за совершение которых  взимаются  пошлины,  их

размеры  и сроки уплаты,  а также основания освобождения от уплаты пош-

лин,  уменьшения их размеров и возврата устанавливаются  Правительством

Кыргызской Республики.

     Пошлины уплачиваются в уполномоченный орган заявителем, владельцем

свидетельства или по соглашению с ними любыми физическими или юридичес-

кими лицами.

     Все средства,  поступившие  на  счет уполномоченного органа в виде

пошлин,  включая валютные,  и плата за услуги и материалы  используются

уполномоченным органом для технического оснащения,  создания и примене-

ния автоматизированной системы,  комплектования базы данных по традици-

онным  знаниям,  подготовки  и стимулирования кадров,  а также развития

системы интеллектуальной собственности.

 

     Статья 16. Фонды

 

     Обладателями традиционных знаний в целях  сохранения  традиционных

знаний  и справедливого распределения выгод от их использования местным

сообществам Кыргызской Республики создается Фонд развития местного  со-

общества.

     Для развития системы традиционных  знаний  общенародного  значения

создается  Государственный фонд развития системы использования традици-

онных знаний при уполномоченном органе.

     Источниками финансирования  фондов являются отчисления платежей по

договорам за использование традиционных знаний и другие  источники,  не

запрещенные законодательством Кыргызской Республики.

 

     Статья 17. Использование традиционных знаний

 

     Использованием традиционных знаний в объектах, содержащих традици-

онные знания и созданных на их основе,  признаются изготовление, приме-

нение,  ввоз,  распространение,  предложение к продаже,  продажа и иное

введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью.

     Незаконным использованием традиционных знаний признается использо-

вание в производстве с коммерческой целью без  заключения  договоров  с

обладателями традиционных знаний.

     Допускается использование традиционных знаний без получения согла-

сия обладателя традиционного знания в образовательных и научно-исследо-

вательских целях с указанием источника,  а также исключительно для лич-

ных целей.

     При неиспользовании или недостаточном использовании  зарегистриро-

ванных  традиционных знаний владельцами свидетельств в течение трех лет

с даты выдачи свидетельства любое лицо,  желающее использовать охраняе-

мые  традиционные  знания,  в  случае отказа владельца свидетельства от

заключения с этим лицом договора на использование  традиционных  знаний

на условиях, соответствующих установившейся практике, имеет право обра-

титься в суд с иском о предоставлении ему разрешения  на  использование

традиционных знаний.

     В случае если владелец свидетельства не докажет, что неиспользова-

ние  или  недостаточное  использование традиционного знания обусловлено

уважительными причинами, суд предоставляет указанное разрешение с опре-

делением пределов использования, размера, сроков и порядка платежей.

     Размер платежей за использование традиционных знаний  должен  быть

установлен в соответствии с установившейся практикой.

     При чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия,  катастрофы,

крупные  аварии),  а также в интересах национальной безопасности Прави-

тельство Кыргызской Республики имеет право выдать разрешение на исполь-

зование  традиционных  знаний с выплатой владельцу свидетельства сораз-

мерной компенсации, причем объем и продолжительность использования тра-

диционных знаний ограничиваются целями, для которых оно было разрешено.

Споры, возникающие из такого использования, разрешаются судом.

 

     Статья 18. Рассмотрение споров, связанных с применением настоящего

                Закона

 

     Споры, связанные с применением настоящего Закона,  рассматриваются

в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

     (Статья 19 утратила силу в соответствии с Законом КР от 18 июля 2014 года № 144)

 

     Статья 20. О введении в действие настоящего Закона

 

     Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

    

     Президент Кыргызской Республики                  К.Бакиев