Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\7e06e9e0-87d5-4e01-b0db-272feb251bf6\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 25 апреля 2008 года N 65

Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики

Настоящий Закон определяет понятие, принципы административно-территориального устройства Кыргызской Республики (далее - административно-территориальное устройство), порядок решения вопросов административно-территориального устройства, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц, а также иных вопросов, связанных с административно-территориальным устройством.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в данном Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

административно-территориальное устройство Кыргызской Республики это деление территории на административно-территориальные единицы в целях организации эффективного государственного управления и местного самоуправления;

административно-территориальная единица - это определенная законом территория, включающая в себя территорию одного или нескольких населенных пунктов и иные незаселенные территории, в которой органы государственной власти или местного самоуправления осуществляют соответственно государственное управление или самоуправление;

населенные пункты - города, поселки городского типа, села и другие населенные пункты, образованные в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики;

категории населенных пунктов - совокупность административно-территориальных единиц, обладающих установленным законом определенным статусом;

область - административно-территориальная единица, объединяющая территории городов областного значения, а также районов, расположенных на территории данной области, в которой осуществляется государственное управление с учетом интересов местных сообществ и компетенции органов местного самоуправления;

район - административно-территориальная единица, объединяющая села, поселки и/или города районного значения, расположенные в установленных границах данного района, в которой осуществляется государственное управление с учетом интересов местных сообществ и компетенции органов местного самоуправления;

город - это административно-территориальная единица в виде города республиканского, областного и районного значения, а также поселка городского типа, в которой местное сообщество осуществляет местное самоуправление в порядке, установленном Конституцией и законами Кыргызской Республики;

аильный округ - это административно-территориальная единица, состоящая из одного или нескольких сел, в которой местное сообщество осуществляет местное самоуправление в порядке, установленном Конституцией и законами Кыргызской Республики;

поселок городского типа (поселок) - это населенный пункт, на территории которого расположены экономически важные объекты (промышленные предприятия, стройки, железнодорожные станции и т.д.), а также населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, если они достигли определенного уровня благоустройства, имеют численность населения не менее 2 тысяч человек;

аил (село) - населенный пункт, достигший определенного уровня благоустройства, с численностью населения не менее 50 человек, из которых занятые в сельскохозяйственном производстве и члены их семей составляют не менее половины населения.

Статья 2. Понятие административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство - это деление территории Кыргызской Республики на административно-территориальные единицы в целях организации эффективного государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации свобод, прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики.

Статья 3. Основные принципы административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство основывается на принципах:

- единства и неотчуждаемости территории Кыргызской Республики;

- сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

- осуществления органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

- сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц;

- включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

- определения правового статуса административно-территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

- гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

Статья 4. Административно-территориальные единицы

Административно-территориальная единица состоит из территорий одного или нескольких населенных пунктов и иных незаселенных территорий, в пределах которой органы государственной власти или местного самоуправления осуществляют государственное управление или самоуправление.

К административно-территориальным единицам относятся:

область;

район;

город;

аильный округ.

Область - это административно-территориальная единица, которая объединяет территории городов областного значения, а также районов, расположенных на территории данной области, в которой осуществляется государственное управление с учетом интересов местных сообществ и компетенции органов местного самоуправления.

Район - это административно-территориальная единица, объединяющая села, поселки и/или города районного значения, расположенные в установленных границах данного района, в которой осуществляется государственное управление с учетом интересов местных сообществ и компетенции органов местного самоуправления.

Город - это административно-территориальная единица в виде города республиканского, областного и районного значения, а также поселка городского типа, в которой местное сообщество осуществляет местное самоуправление в порядке, установленном Конституцией и законами Кыргызской Республики.

Аильный округ - это административно-территориальная единица, состоящая из одного или нескольких сел, в которой местное сообщество осуществляет местное самоуправление в порядке, установленном Конституцией и законами Кыргызской Республики.

В целях определения пространственных пределов, компетенции соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр.

Территория городов республиканского значения в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делится на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

Статья 5. Населенные пункты

Населенным пунктом является компактно заселенная часть территории Кыргызской Республики, являющаяся местом постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные границы, а также учтенный и зарегистрированный в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Населенные пункты подразделяются на городские и сельские.

К городским населенным пунктам относятся города (республиканского, областного и районного значения, поселки городского типа), к сельским села независимо от их административной подчиненности.

Небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения (дома лесников, полевые станы, метеостанции, дома мастеров дорожных участков, дома чабанов на отгонных пастбищах и т.д.), а также одиночные дворы не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в хозяйственном, административном и территориальном отношении.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от численности проживающего населения и уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры.

Населенные пункты, в которых находятся органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные осуществлять управление соответствующей административно-территориальной единицей, являются административными центрами административно-территориальных единиц.

Статья 6. Категории населенных пунктов

К категории города республиканского значения может быть отнесен населенный пункт, имеющий особое государственное значение или являющийся административным, экономическим и культурным центром республиканского значения, с производственной и социальной инфраструктурой и численностью населения не менее 250 тысяч человек. В таких городах может устанавливаться особый способ организации местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления этих городов могут отличаться от полномочий органов местного самоуправления других населенных пунктов и их отношения с органами государственной власти имеют особый характер.

Статус города республиканского значения определяется законом.

К категории города областного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся административным, экономическим и культурным центром, имеющие промышленные предприятия, коммунальное хозяйство и жилищный фонд, развитую сеть учебных, культурно-просветительных, лечебных и торговых учреждений, с численностью населения не менее 20 тысяч человек.

К категории города районного значения может быть отнесен населенный пункт, являющийся административным, экономическим и культурным центром, имеющий производственную и социальную инфраструктуру, развитую сеть учебных, культурно-просветительных, лечебных и торговых учреждений, с численностью населения не менее 10 тысяч человек.

К категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых расположены экономически важные объекты (промышленные предприятия, стройки, железнодорожные станции и т.д.), а также расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, если они достигли определенного уровня благоустройства, с численностью населения не менее 2 тысяч человек.

В исключительных случаях к категории городов соответствующего значения, поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но являющиеся административными, экономическими и культурными центрами и имеющие близкую перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

К категории аилов (сел) могут быть отнесены населенные пункты, достигшие определенного уровня благоустройства, с численностью населения не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, и члены их семей составляют не менее половины населения. В составе села могут образоваться кыштаки и конуши.

В исключительных случаях к категории сел могут быть отнесены отдаленные и труднодоступные поселения с меньшей численностью населения.

Статья 7. Территориальные единицы

Территориальными единицами являются населенные пункты, в которых не создаются местные органы государственной власти или местного самоуправления, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников, памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Статья 8. Планирование территориального развития в административно-территориальных единицах

В пределах административно-территориальных единиц в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий осуществляется планирование развития населенных пунктов и административно-территориальной единицы в целом.

Глава 2
Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов административно-территориального устройства

Статья 9. Полномочия Жогорку Кенеша

К компетенции Жогорку Кенеша относятся:

- образование и упразднение административно-территориальных единиц;

- установление и перенесение их административных центров;

- установление и изменение границ административно-территориальных единиц;

- определение категорий населенных пунктов;

- наименование и переименование административно-территориальных единиц.

Статья 10. Полномочия Правительства

Правительство:

- вносит в Жогорку Кенеш представления об образовании и упразднении административно-территориальных единиц и населенных пунктов, установлении и перенесении их административных центров, установлении и изменении границ, об определении категорий населенных пунктов, наименовании и переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов;

- вносит в Жогорку Кенеш представления об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного и районного значения;

- создает комиссию по административно-территориальному устройству при Правительстве;

- на основании заключений комиссии по административно-территориальному устройству при Правительстве с учетом мнения соответствующих местных кенешей вносит в Жогорку Кенеш представления по вопросам административно-территориального устройства Кыргызской Республики.

Статья 11. Полномочия местных государственных администраций

Местная государственная администрация области:

- с учетом мнения соответствующих местных кенешей вносит в Правительство предложения об образовании и упразднении административно-территориальных единиц и населенных пунктов в пределах соответствующей области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административного центра, определении категорий населенных пунктов, их наименовании и переименовании, а также изменении транскрипций их названий;

- рассматривает предложения местных государственных администраций районов в соответствии с частью второй настоящей статьи.

Местная государственная администрация района с учетом мнения соответствующих местных кенешей вносит в местную государственную администрацию области предложения об образовании и упразднении административно-территориальных единиц и населенных пунктов в пределах соответствующего района, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административного центра, об определении категорий населенных пунктов, их наименовании и переименовании, а также изменении транскрипций их названий.

Статья 12. Полномочия местных кенешей

Местные кенеши:

- с учетом мнения местного сообщества вносят в Правительство предложения об образовании и упразднении административно-территориальных единиц, населенных пунктов в пределах соответствующего местного самоуправления, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении административного центра, определении категорий населенных пунктов, наименовании и переименовании административно-территориальных единиц, населенных пунктов, а также изменении транскрипций их названий;

- вносят свои предложения в местную государственную администрацию области или района в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

Статья 13. Документы и материалы, необходимые для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики

Для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики Правительство вносит в Жогорку Кенеш:

- представление, содержащее соответствующие ходатайства и обоснование целесообразности вносимого предложения, сведения о размере изменяемой территории, численности населения, проживающего на данной территории, перечень основных предприятий, учреждений и организаций, их производственные показатели, численность работающих на каждом из них, сведения о структуре и штатах местных представительных и исполнительных органов, их изменении в связи с реорганизацией, вопросы наименования и переименования, а также иные сведения, необходимые для решения вопроса по существу, и мнения соответствующих местных кенешей по рассматриваемому вопросу;

- схематическую карту с указанием на ней новых границ административно-территориальных единиц и других географических данных, имеющих значение для решения вопроса по существу. Карта подписывается представителем Правительства, а также руководителями представительных и исполнительных органов, принимающих и передающих территории, подписи скрепляются печатями;

- акт научной экспертизы и экономический расчет проводимых преобразований и переименований.

Глава 3
Наименование, переименование, учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов

Статья 14. Наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов

Наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов осуществляются с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других условий в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О географических названиях в Кыргызской Республике".

Статья 15. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, исключение их из учетных данных

Административно-территориальные единицы и населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию, и постоянно проживающее на ней население, подлежат учету и регистрации.

Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также исключение их из учетных данных производятся уполномоченным государственным органом.

Утрачивают статус самостоятельных административно-территориальных единиц и исключаются из учетных данных населенные пункты, включенные в состав городов, поселков или сел и ставшие их частью, а также поселения, из которых выехали или переселились жители.

Порядок и перечень документов, представляемых для учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц, определяются Правительством.

Статья 16. Статистический учет административно-территориальных и территориальных единиц

Статистический учет административно-территориальных и территориальных единиц ведут органы государственной статистики на основании данных учета административно-территориальных и территориальных единиц.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Опубликован в газете "Эркинтоо" от 13 мая 2008 года N 33

С момента вступления в силу настоящего Закона административно-территориальные единицы аильных кенешей считать административно-территориальными единицами аильных округов.

Правительству в месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Признать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 22 сентября 1981 года, N 1808-X "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Киргизской ССР" (Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР, 1981 г., N 18, ст.151).

 

Президент Кыргызской Республики

 

К.Бакиев

 

 

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

 

6 марта 2008 года