Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
г.Бишкек
от 25 апреля 2008 года № 65

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

             Об административно-территориальном устройстве
                         Кыргызской Республики

          (Опубликован вестник Администрации Президента КР 
            №8 (134) апреля 2008 года.,в газете "Эркинтоо" 
                     от 8 мая 2008 года №33)


     Глава 1.  Общие положения
     Глава 2.  Полномочия органов государственной власти и местного
               самоуправления в решении вопросов
               административно-территориального устройства
     Глава 3.   Наименование, переименование, учет и регистрация
                административно-территориальных единиц и населенных
                пунктов

     Настоящий Закон определяет понятие,  принципы административно-тер-
риториального  устройства Кыргызской Республики (далее - административ-
но-территориальное устройство), порядок решения вопросов административ-
но-территориального   устройства,  полномочия  органов  государственной
власти и местного самоуправления при решении вопросов образования и уп-
разднения административно-территориальных единиц,  установления и изме-
нения их границ,  учета и регистрации административно-территориальных и
территориальных единиц,  а также иных вопросов, связанных с администра-
тивно-территориальным устройством.

                                Глава 1
                            Общие положения

     Статья 1. Основные понятия, используемые в данном Законе

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     административно-территориальное устройство Кыргызской Республики -
это деление территории на административно-территориальные единицы в це-
лях организации эффективного государственного управления и местного са-
моуправления;
     административно-территориальная единица - это определенная законом
территория, включающая в себя территорию одного или нескольких населен-
ных пунктов и иные незаселенные территории,  в которой органы государс-
твенной  власти или местного самоуправления осуществляют соответственно
государственное управление или самоуправление;
     населенные пункты - города, поселки городского типа, села и другие
населенные пункты, образованные в порядке, определяемом законодательст-
вом Кыргызской Республики;
     категории населенных пунктов - совокупность административно-терри-
ториальных единиц, обладающих установленным законом определенным стату-
сом;
     область -  административно-территориальная  единица,  объединяющая
территории городов областного значения,  а также районов, расположенных
на территории данной области,  в которой осуществляется государственное
управление с учетом интересов местных сообществ и  компетенции  органов
местного самоуправления;
     район - административно-территориальная единица,  объединяющая се-
ла,  поселки и/или города районного значения,  расположенные в установ-
ленных границах данного района,  в которой осуществляется государствен-
ное управление с учетом интересов местных сообществ и компетенции орга-
нов местного самоуправления;
     город -  это административно-территориальная единица в виде города
республиканского,  областного и районного значения, а также поселка го-
родского типа,  в которой местное сообщество осуществляет местное само-
управление в порядке,  установленном Конституцией и законами Кыргызской
Республики;
     аильный округ - это административно-территориальная единица,  сос-
тоящая из одного или нескольких сел,  в которой местное сообщество осу-
ществляет местное самоуправление в порядке,  установленном Конституцией
и законами Кыргызской Республики;
     поселок городского типа (поселок) - это населенный пункт,  на тер-
ритории  которого расположены экономически важные объекты (промышленные
предприятия, стройки, железнодорожные станции и т.д.), а также населен-
ные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, если
они достигли определенного уровня  благоустройства,  имеют  численность
населения не менее 2 тысяч человек;
     аил (село) - населенный пункт, достигший определенного уровня бла-
гоустройства,  с численностью населения не менее 50 человек, из которых
занятые в сельскохозяйственном производстве и члены их семей составляют
не менее половины населения.

     Статья 2. Понятие административно-территориального устройства

     Административно-территориальное устройство  - это деление террито-
рии Кыргызской Республики на административно-территориальные единицы  в
целях  организации  эффективного государственного управления и местного
самоуправления,  обеспечения законности и правопорядка, реализации сво-
бод, прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики.

     Статья 3. Основные принципы административно-территориального
               устройства

     Административно-территориальное устройство основывается на принци-
пах:
     - единства и неотчуждаемости территории Кыргызской Республики;
     - сочетания  общегосударственных  интересов и интересов населения,
проживающего на соответствующей территории;
     - осуществления органами государственной власти и местного самоуп-
равления своих полномочий в пределах границ соответствующих администра-
тивно-территориальных единиц;
     - сбалансированности и комплексности развития административно-тер-
риториальных единиц;
     - включения в состав территорий более крупных административно-тер-
риториальных единиц территорий менее крупных административно-территори-
альных единиц;
     - определения  правового  статуса  административно-территориальных
единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем
социально-экономического развития и другими факторами;
     - гласности и учета общественного мнения при решении вопросов  ад-
министративно-территориального устройства.

     Статья 4. Административно-территориальные единицы

     Административно-территориальная единица  состоит из территорий од-
ного или нескольких населенных пунктов и иных незаселенных  территорий,
в  пределах  которой органы государственной власти или местного самоуп-
равления осуществляют государственное управление или самоуправление.
     К административно-территориальным единицам относятся:
     область;
     район;
     город;
     аильный округ.
     Область -  это  административно-территориальная  единица,  которая
объединяет  территории  городов  областного значения,  а также районов,
расположенных на территории данной области,  в  которой  осуществляется
государственное  управление с учетом интересов местных сообществ и ком-
петенции органов местного самоуправления.
     Район - это административно-территориальная единица,  объединяющая
села, поселки и/или города районного значения, расположенные в установ-
ленных границах данного района,  в которой осуществляется государствен-
ное управление с учетом интересов местных сообществ и компетенции орга-
нов местного самоуправления.
     Город - это административно-территориальная единица в виде  города
республиканского,  областного и районного значения, а также поселка го-
родского типа,  в которой местное сообщество осуществляет местное само-
управление в порядке,  установленном Конституцией и законами Кыргызской
Республики.
     Аильный округ - это административно-территориальная единица,  сос-
тоящая из одного или нескольких сел,  в которой местное сообщество осу-
ществляет местное самоуправление в порядке,  установленном Конституцией
и законами Кыргызской Республики.
     В целях  определения пространственных пределов,  компетенции соот-
ветствующих органов государственной власти  и  местного  самоуправления
для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наи-
менование, границы и административный центр.
     Территория городов  республиканского  значения в целях оптимальной
организации исполнения решений,  связанных с  удовлетворением  социаль-
но-культурных  и  бытовых потребностей граждан,  охраной правопорядка и
соблюдением законности,  при необходимости делится на районы, не являю-
щиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

     Статья 5. Населенные пункты

     Населенным пунктом  является компактно заселенная часть территории
Кыргызской Республики,  являющаяся местом постоянного жительства  граж-
дан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан зда-
ния и сооружения,  собственное наименование и установленные в соответс-
твующем порядке территориальные границы, а также учтенный и зарегистри-
рованный в порядке,  установленном законодательством Кыргызской Респуб-
лики.
     Населенные пункты подразделяются на городские и сельские.
     К городским населенным пунктам относятся города (республиканского,
областного и районного значения, поселки городского типа), к сельским -
села независимо от их административной подчиненности.
     Небольшие поселения,  имеющие временное  значение  и  непостоянный
состав  населения  или являющиеся объектами служебного назначения (дома
лесников, полевые станы, метеостанции, дома мастеров дорожных участков,
дома чабанов на отгонных пастбищах и т.д.),  а также одиночные дворы не
являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми насе-
ленными пунктами,  с которыми они связаны в хозяйственном,  администра-
тивном и территориальном отношении.
     Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимос-
ти от численности проживающего населения и уровня развития и  специали-
зации производственной и социально-культурной инфраструктуры.
     Населенные пункты,  в  которых  находятся  органы  государственной
власти и местного самоуправления,  уполномоченные осуществлять управле-
ние соответствующей административно-территориальной единицей,  являются
административными центрами административно-территориальных единиц.

     Статья 6. Категории населенных пунктов

     К категории  города  республиканского  значения может быть отнесен
населенный пункт, имеющий особое государственное значение или являющий-
ся административным, экономическим и культурным центром республиканско-
го значения,  с производственной и социальной инфраструктурой и числен-
ностью населения не менее 250 тысяч человек.  В таких городах может ус-
танавливаться особый способ организации местного самоуправления. Полно-
мочия  органов местного самоуправления этих городов могут отличаться от
полномочий органов местного самоуправления других населенных пунктов  и
их отношения с органами государственной власти имеют особый характер.
     Статус города республиканского значения определяется законом.
     К категории  города  областного значения могут быть отнесены насе-
ленные пункты,  являющиеся административным, экономическим и культурным
центром, имеющие промышленные предприятия, коммунальное хозяйство и жи-
лищный фонд, развитую сеть учебных, культурно-просветительных, лечебных
и торговых учреждений, с численностью населения не менее 20 тысяч чело-
век.
     К категории  города районного значения может быть отнесен населен-
ный пункт,  являющийся  административным,  экономическим  и  культурным
центром, имеющий производственную и социальную инфраструктуру, развитую
сеть учебных,  культурно-просветительных,  лечебных и торговых учрежде-
ний, с численностью населения не менее 10 тысяч человек.
     К категории поселков городского типа могут быть отнесены  населен-
ные пункты,  на территории которых расположены экономически важные объ-
екты (промышленные  предприятия,  стройки,  железнодорожные  станции  и
т.д.),  а также расположенные в местностях,  имеющих лечебное значение,
если они достигли определенного уровня благоустройства,  с численностью
населения не менее 2 тысяч человек.
     В исключительных случаях к категории городов соответствующего зна-
чения, поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с
меньшей численностью населения, но являющиеся административными, эконо-
мическими и культурными центрами и имеющие близкую перспективу дальней-
шего экономического развития и роста численности населения.
     К категории  аилов  (сел)  могут  быть отнесены населенные пункты,
достигшие определенного уровня благоустройства,  с численностью населе-
ния не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельскохозяйс-
твенном производстве, и члены их семей составляют не менее половины на-
селения. В составе села могут образоваться кыштаки и конуши.
     В исключительных случаях к категории сел могут быть отнесены отда-
ленные и труднодоступные поселения с меньшей численностью населения.

     Статья 7. Территориальные единицы

     Территориальными единицами  являются населенные пункты,  в которых
не создаются местные органы государственной власти или местного самоуп-
равления,  а  также территории специального режима использования (запо-
ведники,  национальные парки, заказники, территории исторических памят-
ников, памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

     Статья 8. Планирование территориального развития
               в административно-территориальных единицах

     В пределах административно-территориальных единиц в порядке,  пре-
дусмотренном  законодательством Кыргызской Республики,  на основе комп-
лексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических,
градостроительных  и  иных условий осуществляется планирование развития
населенных пунктов и административно-территориальной единицы в целом.

                                Глава 2
               Полномочия органов государственной власти
             и местного самоуправления в решении вопросов
              административно-территориального устройства

     Статья 9. Полномочия Жогорку Кенеша

     К компетенции Жогорку Кенеша относятся:
     - образование и упразднение  административно-территориальных  еди-
ниц;
     - установление и перенесение их административных центров;
     - установление  и изменение границ административно-территориальных
единиц;
     - определение категорий населенных пунктов;
     - наименование  и  переименование  административно-территориальных
единиц.

     Статья 10. Полномочия Правительства

     Правительство:
     - вносит в Жогорку Кенеш представления об образовании и  упраздне-
нии административно-территориальных единиц и населенных пунктов,  уста-
новлении и перенесении их административных центров,  установлении и из-
менении границ, об определении категорий населенных пунктов, наименова-
нии и переименовании административно-территориальных единиц и  населен-
ных пунктов;
     - вносит в Жогорку Кенеш  представления  об  отнесении  населенных
пунктов  к  категории городов республиканского,  областного и районного
значения;
     - создает  комиссию по административно-территориальному устройству
при Правительстве;
     - на  основании  заключений комиссии по административно-территори-
альному устройству при Правительстве с  учетом  мнения  соответствующих
местных  кенешей вносит в Жогорку Кенеш представления по вопросам адми-
нистративно-территориального устройства Кыргызской Республики.

     Статья 11. Полномочия местных государственных администраций

     Местная государственная администрация области:
     - с  учетом мнения соответствующих местных кенешей вносит в Прави-
тельство предложения об образовании и упразднении  административно-тер-
риториальных единиц и населенных пунктов в пределах соответствующей об-
ласти,  установлении и изменении их границ,  установлении и перенесении
их административного центра,  определении категорий населенных пунктов,
их наименовании и переименовании,  а также  изменении  транскрипций  их
названий;
     - рассматривает предложения местных государственных  администраций
районов в соответствии с частью второй настоящей статьи.
     Местная государственная администрация района с учетом мнения соот-
ветствующих  местных кенешей вносит в местную государственную админист-
рацию области предложения об образовании и  упразднении  административ-
но-территориальных единиц и населенных пунктов в пределах соответствую-
щего района, установлении и изменении их границ, установлении и перене-
сении их административного центра,  об определении категорий населенных
пунктов, их наименовании и переименовании, а также изменении транскрип-
ций их названий.

     Статья 12. Полномочия местных кенешей

     Местные кенеши:
     - с учетом мнения местного сообщества вносят в Правительство пред-
ложения  об  образовании  и упразднении административно-территориальных
единиц, населенных пунктов в пределах соответствующего местного самоуп-
равления,  установлении и изменении их границ, установлении и перенесе-
нии административного центра, определении категорий населенных пунктов,
наименовании  и  переименовании административно-территориальных единиц,
населенных пунктов, а также изменении транскрипций их названий;
     - вносят  свои предложения в местную государственную администрацию
области или района в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

     Статья 13. Документы и материалы, необходимые для рассмотрения
                вопросов административно-территориального устройства
                Кыргызской Республики

     Для рассмотрения  вопросов  административно-территориального  уст-
ройства Кыргызской Республики Правительство вносит в Жогорку Кенеш:
     - представление,  содержащее соответствующие ходатайства и обосно-
вание целесообразности вносимого предложения,  сведения о размере изме-
няемой территории, численности населения, проживающего на данной терри-
тории, перечень основных предприятий, учреждений и организаций, их про-
изводственные показатели, численность работающих на каждом из них, све-
дения  о  структуре  и штатах местных представительных и исполнительных
органов,  их изменении в связи с реорганизацией, вопросы наименования и
переименования,  а также иные сведения, необходимые для решения вопроса
по существу,  и мнения соответствующих местных кенешей по рассматривае-
мому вопросу;
     - схематическую карту с указанием на ней новых границ  администра-
тивно-территориальных  единиц  и других географических данных,  имеющих
значение для решения вопроса по существу.  Карта подписывается предста-
вителем Правительства, а также руководителями представительных и испол-
нительных органов,  принимающих и передающих территории, подписи скреп-
ляются печатями;
     - акт научной экспертизы и экономический расчет проводимых  преоб-
разований и переименований.

                                Глава 3
           Наименование, переименование, учет и регистрация
                административно-территориальных единиц
                         и населенных пунктов

     Статья 14. Наименование и переименование
                административно-территориальных единиц и населенных
                пунктов

     Наименование и переименование административно-территориальных еди-
ниц  и  населенных  пунктов осуществляются с учетом общегосударственных
интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других
условий  в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О географичес-
ких названиях в Кыргызской Республике".

     Статья 15. Учет и регистрация административно-территориальных
                единиц и населенных пунктов, исключение их из учетных
                данных

     Административно-территориальные единицы и населенные пункты, имею-
щие закрепленную за ними территорию, и постоянно проживающее на ней на-
селение, подлежат учету и регистрации.
     Учет и  регистрация административно-территориальных единиц и насе-
ленных пунктов,  а также исключение их из учетных  данных  производятся
уполномоченным государственным органом.
     Утрачивают статус самостоятельных  административно-территориальных
единиц и исключаются из учетных данных населенные пункты,  включенные в
состав городов,  поселков или сел и ставшие их частью,  а также поселе-
ния, из которых выехали или переселились жители.
     Порядок и перечень документов,  представляемых для учета и регист-
рации административно-территориальных и территориальных единиц, опреде-
ляются Правительством.

     Статья 16. Статистический учет административно-территориальных
                и территориальных единиц

     Статистический учет  административно-территориальных  и территори-
альных единиц ведут органы государственной статистики на основании дан-
ных учета административно-территориальных и территориальных единиц.

     Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
     С момента вступления в силу настоящего Закона административно-тер-
риториальные единицы аильных кенешей считать административно-территори-
альными единицами аильных округов.
     Правительству в  месячный  срок привести свои нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Законом.
     Признать утратившим  силу  Указ  Президиума Верховного Совета Кир-
гизской ССР от 22 сентября 1981 года,  N 1808-X "О порядке решения воп-
росов  административно-территориального устройства Киргизской ССР" (Ве-
домости Верховного Совета Киргизской ССР, 1981 г., N 18, ст.151).

     Президент Кыргызской Республики                  К.Бакиев

     Принят Жогорку Кенешем
     Кыргызской Республики                            6 марта 2008 года