Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
г.Бишкек
от 21 июля 2008 года № 162

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                  О государственном социальном заказе

     Принят Жогорку Кенешем
     Кыргызской Республики                             5 июня 2008 года

     Настоящий Закон регулирует общие принципы,  правовые и организаци-
онные основы формирования,  размещения и исполнения государственных со-
циальных заказов, в целях реализации социальных программ.
     Настоящий Закон направлен на повышение эффективности использования
государственных бюджетных  средств,  выделяемых  для  решения  социаль-
но-экономических проблем, и улучшение качества предоставляемых социаль-
ных услуг населению.

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     социальная программа (проект) - совокупность организационных, эко-
номических и технических мер, направленных на достижение целей в облас-
ти образования,  науки, информации, здравоохранения, спорта, охраны ок-
ружающей среды;  молодежной, демографической, гендерной политики; соци-
альной защиты;  правозащитной деятельности;  культуры и иных  социально
значимых сферах;
     государственный социальный заказ  -  форма  реализации  социальных
программ  (проектов)  и отдельных мероприятий,  направленных на решение
социально-экономических задач и оказание услуг за счет  государственных
бюджетных средств;
     государственный заказчик (далее - заказчик) - уполномоченные госу-
дарственные органы и органы местного самоуправления,  заключающие дого-
воры на выполнение государственного социального заказа и являющиеся от-
ветственными за выполнение социальных программ;
     уполномоченные государственные органы - министерства  и  ведомства
Кыргызской Республики и их территориальные структуры, в компетенцию ко-
торых входят вопросы социального развития;
     конкурс на выполнение государственного социального заказа (далее -
конкурс) - форма размещения государственного социального  заказа  путем
определения его исполнителя, предоставившего социальный проект, в кото-
ром предложены наиболее эффективные способы реализации социальной прог-
раммы;
     исполнитель государственного социального заказа (далее -  исполни-
тель)  -  зарегистрированная некоммерческая организация (за исключением
политических партий, профсоюзов и религиозных организаций), заключившая
договор с государственным заказчиком на выполнение государственного со-
циального заказа;
     договор на  выполнение государственного социального заказа - дого-
вор, заключенный между заказчиком и исполнителем государственного соци-
ального  заказа  в  целях обеспечения государственных нужд в социальной
сфере в порядке, установленном настоящим Законом и другими нормативными
правовыми актами Кыргызской Республики.

     Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики
               о государственном социальном заказе

     Законодательство Кыргызской Республики о государственном  социаль-
ном  заказе основывается на Конституции Кыргызской Республики,  состоит
из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской  Рес-
публики.
     Если в международном договоре,  вступившем в силу в  установленном
порядке, содержатся иные правила, чем те, которые предусмотрены настоя-
щим Законом, то применяются правила международного договора.

     Статья 3. Цели государственного социального заказа

     Целями государственного социального заказа являются:
     - решение  социально значимых проблем,  не охваченных или недоста-
точно охваченных деятельностью государственных органов;
     - привлечение  в социальную сферу дополнительных людских,  матери-
альных, финансовых ресурсов из негосударственных источников;
     - повышение  ответственности  исполнителей за целевое расходование
выделенных средств;
     - повышение адресности мер социальной защиты;
     - создание правового механизма  для  эффективного  и  непрерывного
предоставления социальных услуг населению;
     - продвижение конкуренции между исполнителями социального заказа и
повышение качества социальных услуг;
     - эффективное использование государственных средств;
     - создание рынка по предоставлению социальных услуг.

     Статья 4. Принципы организации процесса государственного
               социального заказа

     Организация процесса государственного социального заказа основыва-
ется на следующих принципах:
     1) законности,  справедливости и прозрачности  процесса  государс-
твенного социального заказа;
     2) равного и свободного доступа к информации о государственном со-
циальном заказе;
     3) повышения эффективности реализации социальных программ;
     4) предоставления  возможности для участия граждан Кыргызской Рес-
публики в решении социальных задач;
     5) развития социального партнерства;
     6) индивидуальности человека,  учета особых нужд получателей соци-
альных услуг;
     7) свободы выбора социальных услуг в  соответствии  с  социальными
нуждами;
     8) предоставления равных возможностей и недопущения  дискриминации
по доступу к социальным услугам и в предоставлении социальных услуг;
     9) приближения организаций, оказывающих социальные услуги, к полу-
чателям социальных услуг;
     10) поощрения конкуренции в предоставлении социальных услуг.

     Статья 5. Сферы реализации государственного социального заказа

     Реализация государственного социального заказа  осуществляется  по
следующим направлениям:
     1) достижение целей в области образования,  науки, информации, фи-
зической культуры и спорта;
     2) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
     3) охрана окружающей среды;
     4) поддержка молодежной политики и детских инициатив;
     5) решение проблем демографии;
     6) решение гендерных проблем;
     7) поддержка социально уязвимых слоев населения;
     8) помощь детям-сиротам, детям из неполных и многодетных семей;
     9) содействие в трудоустройстве граждан;
     10) защита прав, законных интересов граждан и организаций;
     11) развитие культуры и искусства;
     12) охрана историко-культурного наследия;
     13) укрепление общественного согласия;
     14) иные социально значимые направления, не противоречащие законо-
дательству Кыргызской Республики.

     Статья 6. Осуществление государственного социального заказа

     Государственный социальный заказ осуществляется посредством выпол-
нения некоммерческими организациями государственных социальных программ
(проектов)  и  отдельных мероприятий,  направленных на решение социаль-
но-экономических задач.
     Для участия  в  конкурсе  допускаются  некоммерческие организации,
осуществляющие деятельность по направлениям,  предусмотренным статьей 5
настоящего Закона.

     Статья 7. Формирование государственного социального заказа

     Формирование государственного  социального  заказа производится на
основе мероприятий социальных программ государственным заказчиком.
     Государственный заказчик:
     - осуществляет составление описания условий государственного соци-
ального заказа, размещение которого будет осуществляться путем проведе-
ния конкурса;
     - заключает договоры с исполнителями на выполнение социального за-
каза;
     - осуществляет финансирование работ по реализации проекта исполни-
телем социального заказа;
     - контролирует ход реализации социального заказа и проводит оценку
его качества.

     Статья 8. Финансирование программ (проектов), реализуемых
               в рамках государственного социального заказа

     Финансирование программ (проектов), реализуемых в рамках государс-
твенного социального заказа,  осуществляется за счет республиканского и
местных бюджетов Кыргызской Республики в виде предоставления грантов.
     В республиканском бюджете Кыргызской Республики  ежегодно  предус-
матриваются средства на финансирование программ (проектов) по государс-
твенному социальному заказу.
     Органы местного  самоуправления  имеют право ежегодно предусматри-
вать в местном бюджете средства на финансирование  программ  (проектов)
по государственному социальному заказу.
     Финансовые средства, предусмотренные для реализации программ (про-
ектов) в рамках государственного социального заказа, используются в це-
лях и порядке,  установленных настоящим Законом  и  иными  нормативными
правовыми актами Кыргызской Республики,  в соответствии с договорами на
выполнение государственного социального заказа.

     Статья 9. Размещение государственного социального заказа

     Размещение государственного социального заказа производится в фор-
ме открытых публичных конкурсов.
     Для организации и проведения конкурса социальных программ  (проек-
тов) создаются отдельные конкурсные комиссии, составы которых утвержда-
ются государственным заказчиком,  ответственным за реализацию соответс-
твующих социальных программ.
     Порядок проведения конкурса определяется положением,  утверждаемым
Правительством Кыргызской Республики.
     Информационное сообщение  о  проведении  конкурса  публикуется   в
средствах  массовой информации на государственном и официальном языках,
тиражи которых позволяют получить  достаточную  информированность  всех
возможных претендентов, занимающихся такого рода деятельностью.

     Статья 10. Формирование конкурсных комиссий

     Для организации  и проведения конкурса социальных программ (проек-
тов) ежегодно создаются конкурсные комиссии.
     Уполномоченные государственные  органы формируют конкурсные комис-
сии по республиканским  программам  (проектам),  а  также  региональным
программам (проектам), которые предполагается реализовать на территории
двух или более областей Кыргызской Республики.
     Территориальные структуры  уполномоченных  государственных органов
формируют территориальные конкурсные комиссии по программам (проектам),
финансируемым  из республиканского бюджета,  если реализация этих прог-
рамм (проектов) будет осуществляться исключительно на территории их от-
ветственности.
     Органы местного самоуправления формируют  конкурсные  комиссии  по
программам (проектам), финансируемым из местного бюджета, которые пред-
полагается реализовать на  территории  ответственности  данного  органа
местного самоуправления.
     Конкурсные комиссии должны состоять из представителей заказчика  и
независимых внешних экспертов.  Количественный состав конкурсных комис-
сий определяет заказчик.  При этом независимые внешние эксперты  должны
составлять не менее 50 процентов от общего числа членов комиссий.
     Кандидатуры независимых внешних экспертов предлагают  неправитель-
ственные организации.
     Неправительственные организации имеют право направлять свои  пись-
менные  предложения по составу конкурсных комиссий (кандидатуры незави-
симых внешних экспертов) со дня опубликования  объявления  о  конкурсе.
Заказчик  регистрирует и ведет учет предложений неправительственных ор-
ганизаций по кандидатурам независимых внешних экспертов.
     Если количество  предложенных независимых внешних экспертов превы-
шает необходимое количество для формирования состава комиссии, заказчик
производит отбор независимых внешних экспертов путем открытой жеребьев-
ки, проведенной с участием представителей неправительственных организа-
ций, предложивших кандидатов на конкурсные комиссии.

     Статья 11. Требования к участникам конкурса

     Участниками конкурсов могут быть некоммерческие организации, кото-
рые осуществляют свою деятельность в сферах, предусмотренных в статье 5
настоящего  Закона,  и  имеют  опыт не менее одного года работы в сфере
объявленной конкурсной программы (проекта).
     Участник конкурса должен иметь свой банковский счет.
     Несколько некоммерческих организаций (независимо от форм собствен-
ности) могут сформировать общую проектную группу на договорной основе и
представить общее заявление на участие в конкурсе.  В этом случае в за-
явлении  и  проектном предложении должны быть определены разделение от-
ветственности между этими некоммерческими организациями и вклад каждого
из них в реализацию проекта.

     Статья 12. Выявление и устранение конфликта интересов
                при определении победителей конкурса

     Механизм отбора победителей конкурса должен предусматривать  спра-
ведливую  оценку  кандидатов,  чтобы  избежать предоставления бюджетных
средств по государственному социальному заказу на произвольной  основе,
в том числе по политическим или личным мотивам.
     Член конкурсной комиссии, если он имеет прямой или косвенный инте-
рес к какому-либо участнику (наличие конфликта интересов),  обязан отк-
рыто сообщить об этом на заседании конкурсной комиссии остальным членам
комиссии  и  объявить о том,  что он не голосует и не принимает участие
при обсуждении проектного предложения данного участника.
     Решения конкурсной комиссии, принятые с наличием конфликта интере-
сов у членов конкурсных комиссий, могут быть отменены в судебном поряд-
ке. С соответствующим заявлением в суд имеют право обратиться участники
конкурса либо иные заинтересованные лица в срок не позднее одного меся-
ца со дня принятия решения конкурсной комиссией.  В случае отмены реше-
ния конкурсной комиссии,  принятого с наличием конфликта  интересов,  в
судебном  порядке,  договор  социального  заказа (если он был заключен)
признается недействительным,  конкурсная комиссия проводит новый  отбор
победителя конкурса.  При этом член конкурсной комиссии,  который скрыл
наличие конфликта интересов, привлекается к ответственности в соответс-
твии с законодательством Кыргызской Республики,  а участник, победа ко-
торого была отменена в судебном порядке,  не допускается к  участию  на
конкурсе.

     Статья 13. Исполнитель государственного социального заказа

     Победители конкурсов  получают статус исполнителей социального за-
каза и заключают с государственным заказчиком договор на выполнение го-
сударственного социального заказа.
     Права и обязанности исполнителя государственного социального зака-
за  определяются  договором  на выполнение государственного социального
заказа с учетом требований, установленных настоящим Законом.

     Статья 14. Договор на выполнение государственного
                социального заказа

     Для того  чтобы гарантировать партнерские отношения между сторона-
ми,  условия договора социального заказа должны обсуждаться обеими сто-
ронами и не должны навязываться исполнителю без его согласия.  Справед-
ливые условия договора являются основным фактором для обеспечения того,
чтобы отношения между сторонами были конструктивными и взаимовыгодными.
     В договоре должна быть установлена общая сумма гранта,  предостав-
ляемого  заказчиком  исполнителю  для реализации социального заказа,  а
также подробный бюджет с графиком выполнения мероприятий.
     Договор должен устанавливать права и обязанности заказчика,  с од-
ной стороны, а также права и обязанности исполнителя, - с другой.
     Договор должен   предусматривать  условия  перечисления  бюджетных
средств. По усмотрению сторон и особенностей проекта бюджетные средства
могут  перечисляться заказчиком исполнителю одним платежом или несколь-
кими платежами поэтапно. При этом условия перечисления второго и после-
дующих платежей могут быть привязаны к качеству и объему выполнения до-
говора исполнителем на каждом предыдущем этапе.
     Для того  чтобы  обеспечить  прозрачность выполняемой исполнителем
деятельности,  договор должен предусматривать  обязанность  исполнителя
представлять  заказчику  отчет  о деятельности и финансовый отчет.  При
этом,  в зависимости от продолжительности  программы  (проекта),  могут
быть предусмотрены сроки и этапы предоставления такого рода отчетов.
     Договор должен предусматривать,  что заказчик имеет право в  любое
время  организовать  финансовую проверку исполнителя по предоставленным
бюджетным средствам и осуществлять мониторинг деятельности  исполнителя
по выполнению договора социального заказа.
     В договоре следует указать последствия нарушения условий  договора
социального заказа.

     Статья 15. Государственная поддержка исполнителей
                государственного социального заказа

     При осуществлении исполнителями государственного социального зака-
за  государственные  органы и органы местного самоуправления в пределах
компетенции, установленной законами Кыргызской Республики, оказывают им
информационную, консультативную, методическую, организационно-техничес-
кую поддержку в выполнении программ (проектов) по государственному  со-
циальному заказу.
     Информационная и консультативная поддержка осуществляется посредс-
твом разъяснения нормативных правовых актов Кыргызской Республики, пре-
доставления информации о деятельности государственных органов по вопро-
сам осуществления государственного социального заказа, разработки и ре-
ализации государственных,  отраслевых и региональных программ,  предос-
тавления  статистических данных и иной информации,  необходимой для вы-
полнения программы (проекта) государственного социального заказа.
     Методическая и организационно-техническая поддержка осуществляется
посредством содействия в разработке информационно-справочных и  методи-
ческих материалов,  организационной помощи в проведении семинаров, кон-
ференций,  тренингов и иных мероприятий в соответствии с программой го-
сударственного социального заказа.

     Статья 16. Контроль за исполнением государственного
                социального заказа

     Контроль за исполнением государственного социального  заказа  осу-
ществляется заказчиком,  а также иными уполномоченными государственными
органами в пределах  их  компетенции,  установленной  законодательством
Кыргызской Республики.
     Государственные органы должны обеспечить использование  исполните-
лем бюджетных средств,  в соответствии с договором.  Контроль государс-
твенных органов за использованием бюджетных средств  и  проектной  дея-
тельностью  исполнителя  должен  осуществляться с соблюдением автономии
исполнителя.

     Статья 17. Рассмотрение споров

     Споры между исполнителем и заказчиком при заключении,  исполнении,
изменении  или расторжении договоров на выполнение государственного со-
циального заказа, а также о возмещении имущественного либо иного ущерба
рассматриваются в установленном законом порядке судом.

     Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства
                о государственном социальном заказе

     Нарушение законодательства Кыргызской Республики о государственном
социальном заказе влечет ответственность, установленную законодательст-
вом Кыргызской Республики.
     Исполнитель несет ответственность за целевое использование бюджет-
ных средств в соответствии с договором на  выполнение  государственного
социального заказа.
     За нецелевое использование бюджетных средств, полученных на выпол-
нение  государственного социального заказа,  исполнитель привлекается к
ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республи-
ки.

     Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона

     Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

     Опубликован в газете "Эркинтоо" от 25 июля 2008 года N 54

     Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный  срок  разрабо-
тать и принять соответствующие нормативные правовые акты для реализации
настоящего Закона.

     Президент Кыргызской Республики                   К.Бакиев