ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
Документ | Реквизиты | Ссылающиеся документы |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 4 августа 2008 года № 183
О продовольственной безопасности Кыргызской Республики
(В редакции Законов КР от 30 июля 2013 года № 175, 20 февраля 2017 года № 28, 25 января 2023 года № 11, 13 апреля 2023 года № 88)
Настоящий Закон устанавливает основные направления в области обеспечения продовольственной безопасности Кыргызской Республики, являющейся неотъемлемой и важной составной частью национальной безопасности государства.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие термины и определения:
продовольственная безопасность Кыргызской Республики (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики Кыргызской Республики, при котором обеспечивается продовольственная независимость республики и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для населения в соответствии с установленными минимальными нормами потребления продуктов питания;
См.:
постановление Правительства КР от 19 февраля 2010 года № 111 "Об утверждении среднефизиологических норм потребления основных продуктов питания для населения Кыргызской Республики"
обеспечение продовольственной безопасности - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на предупреждение продовольственных кризисов и удовлетворение потребностей населения, в том числе его социально уязвимых слоев, в основных продуктах питания на уровне минимальных норм потребления продуктов питания;
продовольственный кризис - ситуация, в которой обеспечение населения основными продуктами питания в соответствии с минимальными нормами потребления продуктов питания находится под угрозой на всей или значительной части территории Кыргызской Республики и данная угроза может быть устранена только с применением мер государственного регулирования;
социально уязвимые слои населения - категория граждан, определяемая органами социальной защиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о социальной защите;
минимальные нормы потребления продуктов питания - нормы потребления пищевых продуктов в количестве, необходимом для обеспечения потребностей в питании, и утвержденные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о продовольственной безопасности;
необходимый уровень производства продуктов питания - уровень производства основных продуктов питания и пищевого сырья отечественными товаропроизводителями, рассчитанный на основе среднедушевой потребности населения в основных пищевых продуктах с учетом структуры распределения населения по возрасту, полу, условиям труда, климата, а также по другим особенностям пищевого рациона, при котором обеспечивается продовольственная безопасность Кыргызской Республики;
физическая доступность продуктов питания - бесперебойное поступление продуктов питания в места их потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения;
экономическая доступность продуктов питания - возможность приобретения населением, в том числе его социально уязвимыми слоями, продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления продуктов питания при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособиях;
особый режим - определенный период времени действия продовольственного кризиса. Временные рамки особого режима устанавливаются решением Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров) по представлению Совета по продовольственной безопасности и питанию;
здоровое питание населения - комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций и экономического положения.
(В редакции Закона КР от 20 февраля 2017 года № 28, 25 января 2023 года №11)
Статья 2. Законодательство по продовольственной безопасности
Продовольственная безопасность основывается на требованиях законодательства Кыргызской Республики, а также международных договоров, вступивших в силу в установленном законом порядке.
Статья 3. Обеспечение продовольственной безопасности
1. Цель обеспечения продовольственной безопасности - создание условий для доступа населения к необходимому количеству продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления продуктов питания, которые основываются на их наличии, доступности и безопасности, а также условий для доступа к здоровому питанию.
2. Продовольственная безопасность обеспечивается через принятие и реализацию общегосударственных и отраслевых программ по достижению продовольственной безопасности путем:
- обеспечения безопасности здоровья человека и качества производимых, ввозимых и реализуемых в Кыргызской Республике продуктов питания и продовольственного сырья в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов и нормативных правовых актов, действующих до вступления в силу технических регламентов;
- определения порядка оперативной закупки, доставки и распределения основных продуктов питания для населения, и в первую очередь для его социально уязвимых слоев, в случае возникновения продовольственного кризиса или угрозы его возникновения;
- утверждения перечня основных продуктов питания, который разрабатывается уполномоченным государственным органом в сфере здравоохранения Кыргызской Республики;
- осуществления государственного контроля за производством, хранением и реализацией продуктов питания во всех организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о проведении проверок.
3. При возникновении продовольственного кризиса либо его угрозе Кабинет Министров по представлению Совета по продовольственной безопасности и питанию устанавливает особый режим обеспечения продовольственной безопасности на определенный период.
4. Наличие продуктов питания определяется сочетанием запасов государственного материального резерва, импорта, продовольственной помощи и собственного производства.
5. Продукты питания должны быть доступными как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательской способности.
(В редакции Закона КР от 20 февраля 2017 года № 28, 25 января 2023 года № 11)
Статья 4. Основные направления государственной поддержки производства продуктов питания
1. Достижение продовольственной безопасности обеспечивается развитием агропромышленного комплекса Кыргызской Республики. Стратегической целью развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики является обеспечение потребностей населения Кыргызской Республики основными продуктами питания за счет их производства отечественными хозяйствующими субъектами.
2. Основными направлениями государственной поддержки являются:
- гарантии по оплате сдаваемой сельскохозяйственными производителями продовольственной продукции по заранее объявляемым ценам;
- дотации на производство основных продуктов питания;
- развитие лизинговой деятельности, направленной на укрепление материально-технической базы сельских товаропроизводителей;
- финансирование научно-исследовательских программ по развитию семеноводства и селекции сельскохозяйственных растений и животных, племенному делу, совершенствованию технологий производства, переработки, хранения и рационального использования продовольственных продуктов.
Статья 5. Мероприятия при кризисных ситуациях, связанных с продовольственной безопасностью
При возникновении продовольственного кризиса либо его угрозе Кабинет Министров:
- устанавливает нормативное распределение основных продуктов питания на определенный период для социально уязвимых слоев населения;
- устанавливает гарантированные цены на сырье и оперативно его закупает напрямую у сельскохозяйственных производителей в государственный материальный резерв;
- вводит государственное регулирование цен на отдельные виды продовольственных товаров в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о ценообразовании;
- (утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 апреля 2023 года № 88)
- регулирует экспортные и импортные поставки основных продуктов питания путем установления сезонных пошлин в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о внешнеторговой деятельности;
- организует доставку и распределение основных продуктов питания по доступным ценам для социально уязвимых слоев населения;
- способствует эффективному и достаточному финансированию из республиканского бюджета в целях решения проблем в области продовольственной безопасности и питания.
(В редакции Закона КР от 20 февраля 2017 года № 28, 25 января 2023 года №11, 13 апреля 2023 года № 88 )
Статья 6. Информация, мониторинг и анализ в сфере продовольственной безопасности
1. Информация в области продовольственной безопасности, мониторинг и анализ состояния агропродовольственного комплекса должны включать в себя следующее:
- баланс необходимого и фактического уровней производства продовольствия в Кыргызской Республике, который является основой системы расчетов уровня продовольственной безопасности и продовольственной независимости Кыргызской Республики, а также базой для планирования производства основных продуктов питания и составляется ежегодно Кабинетом Министров;
- состояние производства продуктов питания, объемов продовольствия и сельскохозяйственной продукции, общегосударственного и регионального баланса необходимого и фактического уровня производства продуктов питания;
- состояние развития агропромышленного комплекса;
- сведения об объемах производимого и ввозимого продовольствия, о его движении, цене, качестве, а также динамике потребления в течение календарного года;
- состояние и тенденция развития внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
- наличие и объем государственного материального резерва;
- наличие и состояние складских помещений для хранения государственного материального резерва;
- оптовую торговлю продовольствием, сельскохозяйственной продукцией и сопутствующими товарами;
- покупательскую способность групп населения;
- выполнение государственных и целевых программ, договоров, соглашений и осуществление мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности;
- наличие технических регламентов, международных, межгосударственных и национальных стандартов, норм и правил, действующих в Кыргызской Республике, а также нормативных правовых актов, действующих до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
2. Порядок предоставления информации по продовольственной безопасности устанавливает Кабинет Министров.
См.:
постановление Правительства КР от 3 марта 2009 года № 138 "Об утверждении Положения о мониторинге и индикаторах продовольственной безопасности Кыргызской Республики"
3. Ответственность за сбор, мониторинг и анализ информации по продовольственной безопасности возлагается на уполномоченный государственный орган в сфере сельского хозяйства.
4. Ответственность за мониторинг и анализ эффективности системы организации здорового питания возлагается на уполномоченный орган в области здравоохранения.
(В редакции Закона КР от 20 февраля 2017 года № 28, 25 января 2023 года № 11)
Статья 7. Качество и безопасность продовольственных товаров
1. Качество и безопасность продовольственных товаров, производимых, ввозимых и реализуемых физическими и юридическими лицами на территории Кыргызской Республики, должны соответствовать требованиям, предъявляемым соответствующими техническими регламентами, санитарными, ветеринарными, фитосанитарными нормами и правилами, а также другими нормативными правовыми актами, действующими в Кыргызской Республике.
2. Государственный надзор за безопасностью и качеством пищевой продукции осуществляется уполномоченными государственными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
3. Пищевая продукция, производимая, ввозимая и реализуемая на территории Кыргызской Республики, должна соответствовать обязательным требованиям соответствующих технических регламентов.
(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 175)
Статья 8. Совет по продовольственной безопасности и питанию
1. Кабинет Министров для координации действий по управлению и принятию решений стратегического и оперативного характера, связанных с обеспечением стабильного и бесперебойного снабжения республики продовольствием формирует Совет по по продовольственной безопасности и питанию.
2. Совет по продовольственной безопасности и питанию является совещательным органом и в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров и другими нормативными актами Кыргызской Республики, а также своим Положением, утверждаемым Кабинетом Министров.
3. Решение о возникновении продовольственного кризиса или угрозы его возникновения принимается Кабинетом Министров по рекомендации Совета по продовольственной безопасности и питанию с одновременным уведомлением о принятом решении Жогорку Кенеша.
4. Рабочим органом Совета по продовольственной безопасности и питанию является уполномоченный государственный орган в сфере сельского хозяйства.
(В редакции Закона КР от 20 февраля 2017 года № 28, 25 января 2023 года № 11)
Статья 9. Достижение продовольственной безопасности
Продовольственная безопасность Кыргызской Республики считается обеспеченной:
- если уровень запасов государственного материального резерва покрывает не менее 90-дневную потребность социально уязвимых слоев населения в основных продуктах питания;
- если государственный бюджет республики имеет возможность финансирования поставок основных продуктов питания в соответствии с требованием настоящего Закона;
- если обеспечены качество, калорийность и безопасность пищевых продуктов, соответствующие нормативным требованиям, действующим в Кыргызской Республике.
Статья 10. Ответственность за нарушение законодательства о продовольственной безопасности
Нарушение требований настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с гражданским и уголовным законодательством Кыргызской Республики, законодательством Кыргызской Республики о правонарушениях.
(В редакции Закона КР от 25 января 2023 года № 11)
Статья 11. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркинтоо" от 8 августа 2008 года № 58
2. Правительству Кыргызской Республики:
- в месячный срок со дня опубликования привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;
- обеспечить принятие нормативных правовых актов, вытекающих из настоящего Закона.
Президент Кыргызской Республики |
К.Бакиев |