Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\295281ff-ef98-4b89-b233-8d2413d449de\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 26 января 2009 года № 30

О пастбищах

(В редакции Законов КР от 11 июля 2011 года № 91, 28 декабря 2011 года № 254, 7 мая 2016 года № 56, 30 июля 2019 года № 107, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики о пастбищах

Управление пастбищами, их улучшение и использование регулируются Земельным кодексом Кыргызской Республики, настоящим Законом, а также соответствующим законодательством и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики, регулирующие отношения в области управления, улучшения и использования пастбищ, кроме пастбищ государственного лесного фонда, должны соответствовать требованиям Земельного кодекса Кыргызской Республики и настоящего Закона.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Пастбища - вид сельскохозяйственных угодий, покрытых травянистой растительностью, используемых в виде подножного корма для выпаса скота и в иных целях, отраженных в земельно-учетных данных.

Органы местного самоуправления - представительные, исполнительные органы, обеспечивающие решение вопросов местного значения.

Уполномоченный государственный орган - государственный орган в области управления пастбищами, определяемый Правительством Кыргызской Республики.

Государственная комиссия по установлению границ пастбищ - временная государственная комиссия, созданная решением Правительства Кыргызской Республики.

Объекты пастбищной инфраструктуры - сооружения, мосты, дороги, скотопрогонные трассы, скотоостановочные и водопойные площадки, баки для купки овец, кошары и отгороженные места, предназначенные для нужд выпасаемого скота, сезонного проживания, соответствующие сооружения пастухов и иное недвижимое имущество, необходимое для содержания и функционирования пастбищ.

Оптимальная нагрузка - количество единиц скота на площадь, на которой возможно выпасать скот без нанесения ущерба ботаническому составу пастбищного травостоя, его производительности и экологической целостности пастбищ.

Пастбищепользователи - физические и юридические лица Кыргызской Республики, имеющие право на использование пастбищ.

Объединение пастбищепользователей - общественная организация на территории местного самоуправления, которая представляет интересы пастбищепользователей соответствующей административно-территориальной единицы в отношении использования пастбищ.

Жайыт комитет - исполнительный орган объединения пастбищепользователей.

План сообщества по управлению и использованию пастбищ - план, охватывающий период в пять лет, по управлению и использованию пастбищ, находящихся в государственной собственности.

Ежегодный план использования пастбищ - план, определяющий разрешенное и согласованное использование пастбищ, которые находятся в управлении данного местного самоуправления.

Пастбищный билет - документ, предоставляющий право использования пастбищ для выпаса скота и наделяющий пастбищепользователя статусом члена объединения пастбищепользователей.

Использование пастбищ в иных целях - использование пастбищных ресурсов в других целях, кроме выпаса скота, к которым относятся, но не ограничивается, охота, пчеловодство, сбор лекарственных трав, плодов и ягод, заготовка сена и топлива, добыча общераспространенных полезных ископаемых, установка сооружений связи легкой конструкции (не капитальных), туризм и отдых граждан.

Скотопрогоны - участки пастбищ, определяемые жайыт комитетом, для перегона либо перемещения скота между пастбищами.

Улучшение пастбищ - система мероприятий, направленных на повышение урожая и качества пастбищ.

Залужение - посев многолетних трав с целью создания травостоя различного хозяйственного использования.

Поверхностное улучшение пастбищ - мероприятие по улучшению пастбищ путем создания культурных пастбищ без полного нарушения дернины.

Коренное улучшение пастбищ - мероприятие по улучшению пастбищ путем уничтожения дернины и последующего залужения.

Культурные пастбища - участки пастбищ, на которых проведено поверхностное улучшение, создан хороший травостой путем посева кормовых культур, проводится систематический уход, вносятся удобрения, осуществляется загонная (порционная) пастьба скота.

Кормовые культуры - сельскохозяйственные культуры, выращиваемые с целью использования на корм животным.

Пастбища коренного улучшения - сельскохозяйственное угодье, покрытое травянистой растительностью, созданное путем уничтожения дернины и последующего залужения.

Улучшение пастбищной инфраструктуры - мероприятия, направленные на реконструкцию, ремонт, реабилитацию, строительство объектов пастбищной инфраструктуры.

(В редакции Законов КР от 11 июля 2011 года № 91, 28 декабря 2011 года № 254 , 30 июля 2019 года № 107, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 3. Право собственности и установление границ пастбищ

1. Пастбища находятся в исключительной собственности Кыргызской Республики.

2. Границы пастбищ должны быть установлены на основе распределения их в границах бывших советских и коллективных хозяйств с учетом границ существующих административно-территориальных единиц.

В случае возникновения в процессе установления границ споров границы участков пастбищ, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, устанавливаются:

- в границах земель, предоставленных колхозам и совхозам по государственному акту в пользование;

- в границах земель, входивших в состав государственного земельного запаса, использовавшихся колхозами и совхозами на основе долгосрочного пользования, в соответствии с материалами по установлению границ хозяйствующих субъектов.

Положения абзаца четвертого настоящей части не распространяются на земли лесного фонда, возвращенные в состав государственного лесного фонда 15 апреля 1997 года.

3. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 декабря 2011 года № 254)

4. Установление границ пастбищ должно проводиться местной комиссией, образованной местной государственной администрацией. В состав комиссии входят главы исполнительного органа местного самоуправления каждой сопредельной территории местного самоуправления, представители местного кенеша, представитель уполномоченного органа по вопросам окружающей среды и лесного хозяйства, представители объединений пастбищепользователей сопредельных территорий местного самоуправления, специалисты по землеустройству государственной администрации области и уполномоченного государственного органа в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.

5. Правительством Кыргызской Республики может быть создана государственная комиссия по установлению границ пастбищ, уполномоченная разрешать споры, не решенные комиссиями, созданными в соответствии с частью 4 настоящей статьи, либо комиссиями областных рабочих групп, и обеспечивающая подготовку окончательных рекомендаций Правительству Кыргызской Республики в отношении пастбищных границ. Данная комиссия вправе создать рабочие группы в каждой области, уполномоченные урегулировать споры между органами местного самоуправления, касающиеся пастбищных границ, утверждать и представлять государственной комиссии пастбищные границы, определенные местными комиссиями согласно части 2 настоящей статьи, с учетом настоящих границ административно-территориальных единиц местных айылных аймаков.

51. В свое время переданные в пользование на основе государственного акта пастбища, границы земель, входящие в состав государственного земельного запаса, в соответствии с настоящими административно-территориальными единицами местных айылных аймаков находятся в ведении соответствующего айылного аймака. Возможна передача пастбищ в пользование пастбищепользователям (жайыт комитетам) соответствующих айылных аймаков при обязательном приобретении пастбищного билета в соответствии со сроками государственного акта.

6. Утверждение границ пастбищ осуществляется Правительством Кыргызской Республики на основании рекомендаций государственной комиссии по установлению границ пастбищ.

(В редакции Закона КР от 11 июля 2011 года № 91, 28 декабря 2011 года № 254, 7 мая 2016 года № 56)

Статья 31. Использование пастбищ

1. Использование пастбищ осуществляется в соответствии с планом сообщества по управлению и использованию пастбищ и ежегодным планом использования пастбищ.

2. Использование пастбищ для выпаса скота осуществляется на основании пастбищных билетов.

3. Использование пастбищ в иных целях осуществляется на основе договоров об использовании пастбищ в иных целях.

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2011 года № 254, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 4. Полномочия местного самоуправления

1. Ответственность и контроль за управлением государственными пастбищными угодьями, кроме права распоряжения, передается органам местного самоуправления.

2. Орган местного самоуправления вправе делегировать полномочия по управлению и использованию пастбищ объединениям пастбищепользователей.

3. Представительный орган местного самоуправления утверждает план сообщества по управлению и использованию пастбищ и ежегодный план использования пастбищ, а также отчеты об их исполнении.

4. Вмешательство государственных органов и местной государственной администрации в деятельность органов местного самоуправления и объединений пастбищепользователей по использованию пастбищ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2011 года № 254, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 5. Объединение пастбищепользователей

1. Местное сообщество создает объединение пастбищепользователей, представляющее интересы владельцев скота и других пользователей пастбищ данной территориальной единицы в отношении пользования и улучшения пастбищ.

2. Объединения пастбищепользователей могут быть учреждены как органы территориального общественного самоуправления и подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица в органах юстиции.

3. Члены объединения пастбищепользователей вправе требовать от объединения исполнения положений настоящего Закона, а также предоставления им любой информации о деятельности объединения.

4. Пастбищепользователи несут ответственность перед объединением за исполнение плана сообщества по управлению и использованию пастбищ и ежегодного плана использования пастбищ.

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2011 года № 254, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 6. Жайыт комитет

1. Исполнительным органом объединения пастбищепользователей является жайыт комитет.

2. Жайыт комитет состоит из представителей пастбищепользователей, депутатов местного кенеша, представителя уполномоченного органа по вопросам окружающей среды и лесного хозяйства, глав исполнительного органа местного самоуправления.

Жайыт комитет осуществляет руководство текущей деятельностью объединения пастбищепользователей.

3. Члены жайыт комитета избираются на общем собрании объединения из представителей пастбищепользователей на три года. Председатель жайыт комитета избирается большинством голосов пастбищепользователей по представлению главы соответствующего айылного аймака.

4. Количество членов жайыт комитета должно быть нечетным.

5. Полномочия жайыт комитета:

- разработка плана сообщества по управлению и использованию пастбищ;

- разработка ежегодного плана использования пастбищ;

- реализация положений плана сообщества по управлению и использованию пастбищ и ежегодного плана использования пастбищ;

- мониторинг состояния пастбищ;

- выдача пастбищных билетов в соответствии с ежегодным планом использования пастбищ, а также заключение договоров об использовании пастбищ в иных целях;

- определение размера сбора за использование пастбищ с обязательным утверждением ее местным кенешем;

- разрешение споров, касающихся использования пастбищ, в рамках его полномочий;

- управление доходами, поступившими от оплаты за пользование пастбищами и другими ресурсами, направляемыми в качестве инвестиций в пастбищную инфраструктуру, на их содержание, управление и улучшение в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики;

- иные вопросы руководства текущей деятельностью объединения, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания объединения.

6. Типовые положения о порядке формирования, об организации деятельности жайыт комитета, о порядке разработки плана сообщества по управлению и использованию пастбищ и ежегодного плана по использованию пастбищ, порядке установления сбора за использование пастбищ, положение о порядке определения норм нагрузки скота на пастбищные угодья Кыргызской Республики, порядок определения государственных стандартов и методов оценки мониторинга состояния и качества пастбищ, а также положения, инструкции, правила и другие нормативные правовые акты по вопросам управления и использования пастбищ разрабатываются уполномоченным государственным органом в сфере регулирования пастбищными угодьями и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

7. При разработке и реализации плана сообщества по управлению и использованию пастбищ и ежегодного плана использования пастбищ жайыт комитет вправе привлекать квалифицированных специалистов, а также соответствующие учреждения и организации.

8. Жайыт комитет по всем вопросам своей деятельности подотчетен общему собранию пастбищепользователей.

9. По требованию четверти пастбищепользователей, входящих в объединение, любой вопрос, относящийся к компетенции жайыт комитета, может быть вынесен на рассмотрение общего собрания пастбищепользователей.

(В редакции Законов КР от 11 июля 2011 года № 91, 28 декабря 2011 года № 254, 7 мая 2016 года № 56, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 7. План сообщества по управлению и использованию пастбищ

1. В планах сообществ по управлению и использованию пастбищ содержится вся основная информация, необходимая для обеспечения устойчивого использования пастбищ и информированности всех пользователей об их правах и обязанностях.

При составлении плана сообщества по управлению и использованию пастбищ жайыт комитеты обязаны учитывать планы государственных органов, уполномоченных в сфере охраны окружающей среды, согласно информации, поступившей от этих органов к моменту утверждения плана сообщества по управлению и использованию пастбищ.

2. В планы сообществ по управлению и использованию пастбищ входят следующие компоненты:

- карты, на которых обозначены границы пастбищ, площади, выведенные из пользования, и охраняемые территории, скотопрогоны, водопойные места и иные значимые объекты пастбищной инфраструктуры, состояние пастбищ и качество всех пастбищных участков;

- оптимальная нагрузка;

- планы по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры;

- среднесрочный план по управлению и использованию пастбищ, их улучшению и реабилитации на период до пяти лет;

- ежегодно обновляемый план управления и использования пастбищ;

- планы управления и использования пастбищ в иных целях.

3. План сообщества по управлению и использованию пастбищ обязателен для исполнения всеми пастбищепользователями после его утверждения представительным органом местного самоуправления.

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2011 года № 254, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 8. Ежегодный план использования пастбищ

1. Жайыт комитет ежегодно разрабатывает план использования пастбищ, который прилагается к плану сообщества по управлению и использованию пастбищ и является его неотъемлемой частью. Ежегодный план использования пастбищ должен содержать:

- список пастбищепользователей, имеющих пастбищные билеты на планируемый год;

- опись скота, на который был выдан пастбищный билет на планируемый год, и список его владельцев-пастухов;

- перечень мер, касающихся здоровья животных (вакцинация, купка и т.д.), которые должны соблюдаться пастбищепользователями в качестве условия использования пастбищ;

- перечень мероприятий, направленных на улучшение пастбищ и пастбищной инфраструктуры;

- карту и календарный график, устанавливающие сезонные маршруты выпаса скота, пастбищеоборот, передвижение скота, скотопрогоны и используемые загоны;

- список лиц, использующих пастбища не для целей выпаса, с указанием разрешенных им видов деятельности, а также мест, в которых им разрешается осуществлять указанные мероприятия;

- график оплаты по каждому виду пастбищепользования.

2. Ежегодный план использования пастбищ обязателен для исполнения после утверждения представительным органом местного самоуправления.

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2011 года № 254, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 9. Взимание земельного налога

Налогообложение пастбищепользователей осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 10. Сбор за пользование пастбищными угодьями

1. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 декабря 2011 года № 254)

2. Пастбищные билеты выдаются жайыт комитетом после внесения соответствующего сбора за пользование пастбищными угодьями.

По решению представительного органа местного самоуправления допускается внесение сбора за пастбищный билет по частям, не менее 50 процентов общего объема сбора за пользование пастбищными угодьями вносится не позднее 15 апреля, а оставшаяся часть - не позднее 1 ноября текущего года. В случае несвоевременного внесения сбора начисляется пеня за каждый день просрочки в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о неналоговых доходах.

3. Размер сбора за пользование пастбищными угодьями определяется ежегодно для каждой пастбищной системы и для каждого вида пользования пастбищ жайыт комитетом не ниже налоговой базовой ставки с учетом оптимальной нагрузки, включается в ежегодные планы использования пастбищ и утверждается представительным органом местного самоуправления.

4. Сбор за пользование пастбищными угодьями устанавливается и изменяется в зависимости от поголовья скота и вида домашних животных.

5. Размер сбора за использование пастбищ в иных целях определяется:

- на участках, деятельность на которых приводит к нарушению пастбищного покрова, - в соответствии с нормативами стоимости возмещения потерь сельскохозяйственного производства, установленными законодательством;

- на участках, деятельность на которых исключает выпас скота, но не приводит к нарушению пастбищного покрова, - равным размеру сбора за использование данного участка для выпаса скота;

- на участках, деятельность на которых не исключает выпас скота и не приводит к нарушению пастбищного покрова, сбор не взимается.

6. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 10 июля 2020 года № 76)

7. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 10 июля 2020 года № 76) 

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2011 года № 254, 7 мая 2016 года № 56, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 11. Использование средств за пастбищепользование

Средства за пользование пастбищными угодьями поступают в местный бюджет и не менее двух третей части средств, поступивших за пользование пастбищными угодьями, используются на улучшение пастбищ и пастбищной инфраструктуры, а также на содержание жайыт комитета в соответствии с ежегодным планом использования пастбищ.

(В редакции Закона КР от 10 июля 2020 года № 76)

Статья 12. Порядок обмена права аренды на пастбищный билет

1. Пастбищепользователям, имеющим зарегистрированное право на аренду пастбищных угодий, находящихся в государственной собственности, и соблюдавшим ранее установленный порядок использования пастбищ, после введения в действие настоящего Закона надлежит в обязательном порядке произвести обмен их права аренды на пастбищный билет, покрывающий выпас максимального количества животных в соответствии с оптимальной нагрузкой пастбищных площадей, охваченных арендой.

2. Аренда пастбищ, не заключенная или не зарегистрированная в соответствии с ранее установленными правовыми процедурами, регулирующими использование пастбищ, считается недействительной.

3. При отсутствии пастбищного билета пастбища подлежат изъятию как используемые не по целевому назначению.

Статья 13. Оценка состояния пастбищ и контроль их управления

1. Государственный орган, уполномоченный в сфере ведения мониторинга земель, ежегодно осуществляет оценку состояния пастбищных угодий.

2. Результаты оценки предоставляются в уполномоченный орган в сфере регулирования пастбищными угодьями.

2-1. Уполномоченный орган контролирует сохранность природного состояния пастбищ. В случае допущения разрушения природного состояния пастбищ (без учета природных стихий) в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики виновные привлекаются к административной и уголовной ответственности.

3. По результатам рассмотрения полученных данных уполномоченный государственный орган направляет в соответствующие органы местного самоуправления предписания об устранении нарушений, приводящих к ухудшению состояния пастбищ.

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2011 года № 254, 7 мая 2016 года № 56)

Статья 14. Уполномоченный государственный орган в сфере регулирования пастбищными угодьями

1. Правительство Кыргызской Республики определяет уполномоченный государственный орган, который осуществляет политику по регулированию вопросов пользования пастбищными угодьями, находящимися в исключительной собственности Кыргызской Республики.

2. К компетенции уполномоченного государственного органа относятся:

- разработка рекомендаций по реализации программ и законодательства Кыргызской Республики в сфере использования пастбищ;

- определение государственных стандартов и методов оценки мониторинга состояния и качества пастбищ;

- наблюдение за реализацией программ мониторинга состояния пастбищ;

- разработка типовых положений, инструкций, правил и других нормативных правовых актов, а также методических материалов по вопросам использования пастбищ;

- мониторинг применения планов сообществ по управлению и использованию пастбищ объединением пастбищепользователей и ежегодных планов использования пастбищ;

- оказание технической и иной поддержки органам местного самоуправления и жайыт комитетам в использовании пастбищ;

- осуществление контроля использования пастбищ объединениями пастбищепользователей.

(В редакции Законов КР от 11 июля 2011 года № 91, 28 декабря 2011 года № 254, 10 июля 2020 года № 76)

Статья 15. Запрещение аренды пастбищ

Передача пастбищ в аренду и субаренду запрещается.

Статья 16. Государственная регистрация права пользования пастбищами

1. Право пользования пастбищами органов местного самоуправления в пределах границ, определенных Правительством Кыргызской Республики, подлежит в установленном порядке обязательной государственной регистрации.

2. Право пользования пастбищами на основании пастбищных билетов более трех лет подлежит обязательной государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.

Право пользования пастбищами на основании пастбищных билетов на срок менее трех лет также может быть зарегистрировано по желанию держателя билета.

3. При осуществлении государственной регистрации прав на земельные участки, границы которых устанавливаются в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, государственный регистрационный орган осуществляет фиксацию границ в соответствии с полученными данными, не проводя дополнительных изысканий.

(В редакции Законов КР от 11 июля 2011 года № 91, 28 декабря 2011 года № 254)

Статья 17. Разрешение споров

Споры, в случае несогласия любой стороны, задействованной в данном споре, с решением жайыт комитета разрешаются уполномоченным государственным органом путем переговоров. Если согласие не достигнуто, спор разрешается в судебном порядке.

Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица, члены жайыт комитета и пастбищепользователи несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность за нарушение настоящего Закона.

Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

К. Бакиев