Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\e34be004-39c6-4a17-885b-71af0543b5bf\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 июля 2009 года № 242

Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 3 февраля 2014 года № 24, 29 ноября 2014 года № 161, 18 марта 2017 года № 46, 1 декабря 2017 года N 197 (2) )

Настоящий Закон определяет основы и организацию обороны Кыргызской Республики, права и обязанности государственных органов и органов местного самоуправления; обязанности юридических лиц независимо от организационно-правовых форм; права и обязанности граждан Кыргызской Республики в области обороны; силы и средства, привлекаемые для обороны; состав, структуру и предназначение Вооруженных Сил Кыргызской Республики; ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области обороны.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Основы обороны

Оборона является элементом национальной безопасности и одной из важнейших функций государства, под которой понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государственного суверенитета, территориальной целостности, общества и граждан Кыргызской Республики.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, законодательством Кыргызской Республики, основополагающими принципами и нормами международного права, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами.

В целях обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Кыргызской Республики (далее - Вооруженные Силы), другие воинские формирования, единая система военно-экономического обеспечения, устанавливается воинская обязанность граждан Кыргызской Республики и военно-транспортная обязанность государственных органов, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, а также собственников транспортных средств.

Вооружение, военная техника и имущество Вооруженных Сил и других воинских формирований являются государственной собственностью и находятся у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

Статья 2. Организация обороны

Организация обороны включает:

1) прогнозирование, выявление и оценку военной опасности и военных угроз;

2) формирование и реализацию единой государственной политики в области обороны;

3) правовое регулирование в области обороны;

3-1) планирование обороны и применения Вооруженных Сил и других воинских формирований;

4) развитие, подготовку и поддержание Вооруженных Сил и других воинских формирований в готовности к обеспечению военной безопасности и обороне;

5) мобилизационную подготовку экономики государства и государственных органов к решению задач по обеспечению обороны;

6) планирование мобилизации и организацию перевода государственных органов и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) подготовку населения, военно-обученных резервов и территории Кыргызской Республики к обороне;

8) охрану и защиту государственной границы, оборону территории и воздушного пространства Кыргызской Республики;

9) обеспечение Вооруженных Сил и других воинских формирований в мирное и военное время в вооружении, военной технике, боеприпасах, военно-техническом, вещевом имуществе, продовольствии, горюче-смазочных материалах и других материально-технических средствах;

10) создание запасов государственного и мобилизационного резервов, государственного неснижаемого запаса;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны;

12) развитие военной науки и системы подготовки военных кадров;

13) создание и совершенствование единой системы управления Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями, а также планирование использования радиочастотного спектра в интересах обороны;

14) осуществление мероприятий по охране окружающей среды в связи с военной деятельностью;

15) координацию деятельности государственных органов Кыргызской Республики и органов местного самоуправления в области обороны;

16) обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы;

17) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и обороны;

18) другие мероприятия в области обороны.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики в области обороны

Законодательство Кыргызской Республики в области обороны основывается на Конституции, международных договорах Кыргызской Республики и включает в себя конституционные законы, настоящий Закон и законы Кыргызской Республики в области обороны.

 

Глава 2
Вооруженные Силы, их предназначение и состав

 

Статья 4. Предназначение Вооруженных Сил

Вооруженные Силы - государственная военная организация, предназначенная для обеспечения надежной защиты государственного суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, общества и граждан Кыргызской Республики и выполнения обязательств в соответствии с международными договорами.

 

Статья 5. Принципы строительства Вооруженных Сил

Принципами строительства Вооруженных Сил являются:

1) самооборона и оборонная достаточность;

2) централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе;

3) подконтрольность Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики и гражданскому обществу;

4) развитие Вооруженных Сил и поддержание высокого уровня их боеготовности;

5) эффективность управления;

6) единство воспитания, обучения личного состава и подготовки кадров;

7) высокий уровень профессионализма;

8) соблюдение прав и социальная защита военнослужащих;

9) единство взглядов на организацию обороны и строительство Вооруженных Сил;

10) преемственность теории и практики строительства, развития, подготовки и применения Вооруженных Сил;

11) соответствие состава, организационно-штатной структуры, численности Вооруженных Сил задачам обеспечения военной безопасности в мирное время и вооруженной защиты в военное время.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 6. Состав, задачи Вооруженных Сил и других воинских формирований

1. Вооруженные Силы состоят из:

1) органов военного управления;

2) сухопутных соединений, частей и учреждений (организаций);

3) Сил воздушной обороны;

4) Национальной гвардии;

5) Пограничной службы.

Органы военного управления, соединения, части и учреждения обладают правами юридического лица.

Военные комиссариаты являются местными органами военного управления.

2. Задачами Вооруженных Сил являются:

1) вооруженная защита государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности, конституционного строя, общества и граждан Кыргызской Республики от агрессии;

2) вооруженная охрана и защита государственной границы Кыргызской Республики, ее экономических интересов;

3) участие в территориальной обороне;

4) поддержание режимов чрезвычайного и военного положений;

5) ликвидация незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6) участие в борьбе с терроризмом и экстремистской деятельностью;

7) участие в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

8) охрана стратегических объектов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

9) участие в мероприятиях по предупреждению и преодолению кризисных ситуаций, указанных в части 2 статьи 10 настоящего Закона;

10) иные задачи в сфере обороны и обеспечения военной безопасности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. К обороне с применением средств вооруженной борьбы привлекаются воинские формирования государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба и резервные формирования, создаваемые для решения задач территориальной обороны (другие воинские формирования).

Задачи других воинских формирований определяются законодательством Кыргызской Республики, в число которых входит разрешение кризисных ситуаций.

Примечание. Для целей настоящего Закона под кризисными ситуациями понимаются вооруженный мятеж; межэтнические конфликты; вооруженное блокирование, захват дорог республиканского значения и стратегических объектов, включая их повреждение; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 (В редакции Законов КР от 3 февраля 2014 года № 24, 29 ноября 2014 года № 161, 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

Статья 7. Руководство Вооруженными Силами

1. Высшее руководство обороной Кыргызской Республики и Вооруженными Силами осуществляет Президент Кыргызской Республики - Главнокомандующий Вооруженными Силами Кыргызской Республики (далее – Главнокомандующий Вооруженными Силами) - Председатель Совета безопасности Кыргызской Республики (далее - Совет безопасности).

2. Совет безопасности является конституционным консультативным органом, осуществляющим проведение единой государственной политики в области обеспечения обороны и безопасности.

Порядок деятельности Совета безопасности определяется законом.

3. Непосредственное руководство подготовкой и применением Вооруженных Сил и других воинских формирований осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики (далее - Генеральный штаб Вооруженных Сил), который является центральным органом военного управления и главным органом оперативного управления Вооруженными Силами и другими воинскими формированиями.

При введении военного или чрезвычайного положения либо возникновении кризисных ситуаций, указанных в части 2 статьи 10 настоящего Закона, Генеральный штаб Вооруженных Сил является высшим органом оперативного управления и координации сил и средств органов внутренних дел, национальной безопасности, гражданской защиты, других государственных органов Кыргызской Республики и органов местного самоуправления, вовлеченных в рамках своей компетенции в систему обеспечения национальной безопасности.

4. Общее руководство по вопросам реализации государственной военной политики в Вооруженных Силах и других воинских формированиях осуществляет входящий в структуру Правительства Кыргызской Республики государственный орган, ведающий вопросами обороны, приказы руководителя которого по вопросам, отнесенным к его полномочиям, обязательны для Вооруженных Сил и других воинских формирований, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 7, изложенную на государственном языке.

 (В редакции Законов КР от 3 февраля 2014 года № 24, 18 марта 2017 года № 46, 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

Статья 8. Дислокация Вооруженных Сил

1. Дислокация соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил определяется Главнокомандующим Вооруженными Силами в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации по предложению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил.

2. Передислокацию соединений, воинских частей и подразделений (учреждений) Вооруженных Сил в пределах земель, переданных в пользование Вооруженным Силам, осуществляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 9. Комплектование Вооруженных Сил

Вооруженные Силы и другие воинские формирования комплектуются через органы местного военного управления добровольно по контракту и на основе воинской обязанности, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 10. Применение Вооруженных Сил

1. Вооруженные Силы применяются по планам их применения, обеспечения военной безопасности Кыргызской Республики, мобилизационного развертывания и территориальной обороны, утвержденным Главнокомандующим Вооруженными Силами, в целях обеспечения безопасности граждан, общества и государства.

2. В целях оперативного принятия мер для борьбы с терроризмом, ликвидации незаконных вооруженных формирований, последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения и преодоления кризисных ситуаций, сопряженных с угрозой жизни и здоровью людей, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны, при которых силы и средства правоохранительных органов, других воинских формирований недостаточны для их разрешения, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил может принять решение о применении отдельных войсковых частей и подразделений Вооруженных Сил с незамедлительным докладом Главнокомандующему Вооруженными Силами с предложением о введении чрезвычайного положения.

3. Применение Вооруженных Сил за пределами Кыргызской Республики для выполнения задач в соответствии с международными договорами осуществляется по решению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

4. Использование Вооруженных Сил для достижения внутригосударственных политических целей запрещается.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Глава 3
Полномочия государственных органов в области обороны. Обязанности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц в области обороны. Права и обязанности граждан в области обороны

 

Статья 11. Полномочия Главнокомандующего Вооруженными Силами - Президента Кыргызской Республики

Главнокомандующий Вооруженными Силами - Президент Кыргызской Республики:

1) определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил;

2) объявляет общую или частичную мобилизацию, объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

3) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

4) с введением военного положения руководит обороной Кыргызской Республики;

5) издает директиву Вооруженным Силам и другим воинским формированиям на ведение военных действий;

6) вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет государственные органы военного времени;

7) возглавляет Совет безопасности, утверждает положение о секретариате Совета безопасности;

8) утверждает концепцию национальной безопасности, военную доктрину Кыргызской Республики;

9) утверждает планы обеспечения военной безопасности, применения Вооруженных Сил и других воинских формирований, подготовки территории Кыргызской Республики в интересах обороны, схему мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других воинских формирований;

10) утверждает программы (планы) развития военно-промышленного комплекса, мобилизационной подготовки экономики, населения, государственных органов и органов местного самоуправления, территории в интересах действий Вооруженных Сил и другие программы по укреплению обороноспособности Кыргызской Республики;

11) утверждает положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил и схему его управления;

12) определяет военную форму одежды для Вооруженных Сил, других воинских формирований и государственных органов Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба, и правила ее ношения;

13) утверждает положения и описания боевых знамен и флагов Вооруженных Сил;

14) устанавливает перечень должностей в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и государственных органах Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба, замещаемых лицами высшего офицерского состава;

15) присваивает высшие воинские звания;

16) издает указы о призыве граждан на военную и альтернативную службы, по мобилизации и об их увольнении в запас;

17) организует взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления в области обороны и безопасности;

18) вносит на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вопрос об использовании Вооруженных Сил за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

19) осуществляет иные полномочия в сфере обороны и обеспечения военной безопасности Кыргызской Республики, определенные законодательством Кыргызской Республики.

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 7, изложенную на государственном языке.

 (В редакции Законов КР от 3 февраля 2014 года № 24, 18 марта 2017 года № 46, 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

Статья 12. Полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области обороны

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики:

1) утверждает текст военной присяги, воинские уставы Вооруженных Сил;

2) рассматривает и утверждает расходы на оборону в соответствии с законом о республиканском бюджете Кыргызской Республики (на соответствующий год);

3) устанавливает воинские звания;

4) ратифицирует и денонсирует международные договоры Кыргызской Республики в области обороны, коллективной безопасности и военно-технического сотрудничества;

5) решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Кыргызской Республики при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

6) решает вопросы войны и мира; вводит военное положение, объявляет состояние войны, утверждает или отменяет указы Президента Кыргызской Республики по этим вопросам;

7) осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 13. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области обороны

Правительство Кыргызской Республики:

1) обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка;

2) несет ответственность за состояние и укомплектованность Вооруженных Сил и других воинских формирований;

3) обеспечивает исполнение законодательства Кыргызской Республики по вопросам обороны;

4) вносит в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по проекту закона о республиканском бюджете по расходам на оборону (на соответствующий год);

5) организует оснащение Вооруженных Сил и других воинских формирований вооружением и военной техникой, их обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами;

6) обеспечивает финансовыми и материальными средствами выполнение государственных программ (планов) развития Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

7) обеспечивает развитие инфраструктуры Вооруженных Сил и других воинских формирований;

8) организует разработку и выполнение государственных программ развития оборонного производства, мобилизационных планов и заданий, планов накопления мобилизационных и государственных резервов (запасов);

9) определяет порядок воинского учета и готовит предложения Главнокомандующему Вооруженными Силами о контингентах граждан Кыргызской Республики, подлежащих призыву на военную службу, военные сборы и по мобилизации;

10) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также подготовкой транспорта, коммуникаций и населения страны;

11) утверждает положения о военно-транспортной обязанности, резервных формированиях, проведении приписки граждан к призывным участкам, воинском учете военнообязанных и призывников;

12) организует разработку и выполнение планов перевода государственных органов и экономики страны на работу в условиях военного времени (особого периода);

13) планирует, обеспечивает и проводит мероприятия оперативного оборудования территории Кыргызской Республики в интересах обороны;

14) определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил и других воинских формирований земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

15) определяет порядок компенсации расходов, понесенных юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики в связи с использованием их имущества для нужд обороны;

16) принимает решения о создании, перепрофилировании и упразднении государственных предприятий, выпускающих военную продукцию;

17) определяет вопросы подготовки граждан к военной службе в соответствии с мобилизационными потребностями Вооруженных Сил;

18) организует в пределах предоставленных полномочий выполнение обязательств по вопросам обороны, содержащихся во вступивших в установленном законом порядке в силу международных договорах, участницей которых является Кыргызская Республика;

19) организует работу по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

20) устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, продажи, ликвидации и списания вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военно-технического имущества;

21) организует контроль за экспортом и импортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий в сфере обороны и продукции двойного назначения;

22) ведет международные переговоры по военным и военно-техническим вопросам, определяет меры по укреплению доверия между государствами, взаимному понижению уровня военной опасности и созданию системы коллективной безопасности;

23) обеспечивает создание государственных финансовых и материальных резервов для нужд территориальной обороны;

24) определяет порядок прохождения военной службы;

25) осуществляет иные полномочия в сфере обороны и обеспечения военной безопасности Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 14. Полномочия государственных органов Кыргызской Республики в области обороны

Полномочия государственных органов в области обороны определяются Правительством Кыргызской Республики для решения следующих задач:

1) производство и поставка необходимой для нужд обороны продукции;

2) мобилизационная подготовка экономики, осуществление мероприятий по обеспечению ее устойчивого функционирования в военное время;

3) обеспечение мероприятий по оперативному оборудованию территории Кыргызской Республики в целях обороны;

4) обеспечение мероприятий территориальной обороны;

5) участие в организации обороны и вооруженной защите Кыргызской Республики;

6) участие в подготовке граждан Кыргызской Республики к военной службе;

7) оперативная и мобилизационная подготовка совместно с Вооруженными Силами;

8) иные задачи в области обороны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 15. Основные полномочия государственного органа, ведающего вопросами обороны

1. Государственный орган, ведающий вопросами обороны:

1) разрабатывает и реализует военную политику;

2) проводит единую военно-техническую политику, участвует в разработке и выполнении государственных программ развития оборонного производства;

3) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 29 ноября 2014 года № 161);

4) разрабатывает и совершенствует военное законодательство;

5) осуществляет подготовку военных кадров;

5-1) обеспечивает деятельность военных комиссариатов, организацию воинского учета, подготовку граждан к военной службе, призыв граждан Кыргызской Республики на военную, альтернативную службы и на военные (мобилизационные) сборы и по мобилизации, создание и накопление военно-обученного резерва по военно-учетным специальностям во взаимодействии с органами местных государственных администраций и местного самоуправления Кыргызской Республики;

6) организует международное военное и военно-техническое сотрудничество;

7) обеспечивает социальную и правовую защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, семей погибших (умерших) военнослужащих;

8) решает иные задачи в сфере обороны и военной политики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Руководитель государственного органа, ведающего вопросами обороны:

1) организует разработку планов (программ) строительства, развития Вооруженных Сил и в пределах своих полномочий осуществляет контроль над их реализацией;

2) разрабатывает предложения по расходам на оборону при формировании бюджета и государственному оборонному заказу;

3) осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил;

3-1) на основании Указа Президента Кыргызской Республики и постановления Правительства Кыргызской Республики издает приказ о призыве граждан на военную и альтернативную службы, об увольнении из рядов Вооруженных Сил военнослужащих по призыву и служащих альтернативной службы, выслуживших установленные сроки службы;

4) организует работу по совершенствованию законодательства в сфере обороны;

5) обеспечивает подготовку кадров для Вооруженных Сил;

6) осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество;

7) в пределах своих полномочий присваивает воинские звания военнослужащим органов управлений, соединений, частей и учреждений уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны в соответствии с порядком, определенным Правительством Кыргызской Республики;

8) участвует в планировании подготовки и обеспечении резервных формирований;

9) разрабатывает планы развития инфраструктуры Вооруженных Сил;

10) участвует в разработке и выполнении планов перевода государственных органов и экономики страны на работу в условиях военного времени (особого периода);

11) участвует в разработке и выполнении государственных программ развития оборонного производства;

12) разрабатывает предложения по предоставлению и использованию для нужд Вооруженных Сил земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

13) разрабатывает предложения по порядку компенсации расходов, понесенных юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики в связи с использованием их имущества для нужд обороны;

14) осуществляет контроль за реализацией государственной политики в сфере обороны;

15) разрабатывает предложения по созданию, перепрофилированию и упразднению государственных предприятий, выпускающих военную продукцию, а также по вопросам подготовки граждан к военной службе в соответствии с мобилизационными потребностями Вооруженных Сил;

16) организует в пределах предоставленных полномочий выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Кыргызской Республики по вопросам обороны;

17) организует работу по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

18) разрабатывает предложения по порядку передачи, сдачи в аренду, продажи, ликвидации и списания вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военно-технического имущества;

19) организует деятельность по внутреннему аудиту;

20) в пределах своих полномочий организует контроль за экспортом и импортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий в сфере обороны и продукции двойного назначения;

21) в пределах своих полномочий ведет международные переговоры по военным и военно-техническим вопросам, о мерах по укреплению доверия между государствами, взаимному понижению уровня военной опасности и созданию системы коллективной безопасности;

22) разрабатывает предложения по порядку присвоения воинских званий;

23) разрабатывает предложения по установлению единых стандартов военной формы одежды для Вооруженных Сил и правилам ее ношения;

24) осуществляет иные полномочия, определенные законодательством Кыргызской Республики.

Должность руководителя государственного органа, ведающего вопросами обороны, является политической государственной должностью, которая может замещаться гражданским лицом.

(В редакции Законов КР от 3 февраля 2014 года № 24, 29 ноября 2014 года № 161)

 

Статья 15-1. Полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил

1. Генеральный штаб Вооруженных Сил:

1) организует систему управления Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и непосредственное управление соединениями и частями Вооруженных Сил;

2) разрабатывает планы применения, мобилизационного развертывания, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил; планы оперативного оборудования территории государства в интересах обороны, дислокации войск и военных объектов, территориальной обороны Кыргызской Республики и обеспечения военной безопасности Кыргызской Республики;

3) организует и обеспечивает мероприятия, проводимые в соответствии с планами строительства, мобилизационного и оперативного развертывания, применения Вооруженных Сил и других воинских формирований, оперативного оборудования территории Кыргызской Республики, территориальной обороны и обеспечения военной безопасности;

4) участвует в разработке планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил, концепции национальной безопасности, военной доктрины, мобилизационных планов экономики Кыргызской Республики;

5) разрабатывает предложения по расходам на оборону государства;

6) организует единую систему оперативной, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других воинских формирований, осуществляет контроль за их состоянием;

7) разрабатывает предложения по составу и численности Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также по силам и средствам территориальной обороны;

8) организует оперативную подготовку штабов государственных органов и органов местного самоуправления для совместных действий под руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами;

9) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, определяющим порядок прохождения военной службы, осуществляет кадровую работу в Вооруженных Силах;

10) разрабатывает предложения по составу, численности, материально-техническому обеспечению и финансированию подразделений в составе коалиционных (коллективных) группировок войск и миротворческих сил;

11) осуществляет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики разведывательную деятельность в интересах обороны и безопасности;

12) обеспечивает безопасность воздушного пространства Кыргызской Республики, прикрытие важных государственных, военных и других объектов от ударов с воздуха;

13) руководит организацией связи и оповещения в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил и других воинских формирований, внедрением автоматизированных систем управления;

14) планирует и организует в Вооруженных Силах и других воинских формированиях мероприятия по информационному, морально-психологическому обеспечению, осуществляет контроль за эффективностью их осуществления;

15) планирует и осуществляет организацию работ по обеспечению информационной безопасности, разрабатывает меры по защите государственной и военной тайны в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

16) осуществляет топографическое обеспечение Вооруженных Сил;

17) обеспечивает безопасность полетов воздушных судов военной (государственной) авиации; участвует в расследовании авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами военной (государственной) авиации на территории Кыргызской Республики и за рубежом;

18) организует безопасную эксплуатацию вооружения, военной техники и транспортных средств Вооруженных Сил и других воинских формирований;

19) во взаимодействии с государственным органом, ведающим вопросами обороны, реализует мероприятия международного военного и военно-технического сотрудничества;

20) взаимодействует с другими государственными органами Кыргызской Республики в сфере борьбы с терроризмом в организации территориальной обороны и гражданской защиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

21) разрабатывает предложения по созданию оперативно-стратегических запасов в государственном материальном резерве;

22) разрабатывает предложения по военной форме одежды военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований и правилам ее ношения;

23) в пределах своей компетенции осуществляет финансовое, техническое, тыловое и другие виды обеспечения подчиненных соединений, частей и учреждений и создание войсковых запасов материальных средств и инфраструктуры Вооруженных Сил;

24) в пределах своей компетенции организует и ведет хозяйственную и иную деятельность, направленную на обеспечение потребностей Вооруженных Сил и подчиненных ему соединений, частей и учреждений.

2. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил:

1) представляет Главнокомандующему Вооруженными Силами планы применения, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других воинских формирований; планы оперативного оборудования территории государства в интересах обороны, дислокации войск и военных объектов, обеспечения военной безопасности Кыргызской Республики;

2) утверждает план подготовки Вооруженных Сил и других воинских формирований;

3) в пределах своих полномочий присваивает воинские звания военнослужащим органов управлений, соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил в соответствии с порядком, определенным Правительством Кыргызской Республики;

4) назначает на должность и освобождает от должности лиц в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы по контракту;

5) в пределах своих полномочий ведет международные переговоры по вопросам военного и военно-технического сотрудничества;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Решения Генерального штаба Вооруженных Сил реализуются приказами и директивами начальника Генерального штаба Вооруженных Сил в пределах его полномочий, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами Кыргызской Республики, привлекаемыми к обороне и обеспечению безопасности при возникновении кризисных ситуаций, указанных в части 2 статьи 10 настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 16. Обязанности местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области обороны

Местные государственные администрации в пределах своих полномочий и территории обязаны:

1) обеспечивать выполнение законодательных и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области обороны и социально-правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

2) участвовать в разработке и реализации Плана оперативного оборудования своих территорий и коммуникаций в интересах Вооруженных Сил;

3) организовывать и обеспечивать воинский учет и подготовку граждан Кыргызской Республики к военной службе и мобилизации, их призыв на военную службу и военные сборы;

4) осуществлять бронирование граждан Кыргызской Республики из числа работающих в государственных органах и у юридических лиц независимо от форм собственности на период мобилизации и в военное время;

5) обеспечивать мобилизационную подготовку транспорта и других технических средств для нужд обороны;

6) организовывать и осуществлять военно-патриотическое воспитание граждан Кыргызской Республики;

7) обеспечивать перевод органов местного самоуправления на работу в условиях военного времени, а также выполнять планы и задания накопления материальных средств государственного и мобилизационного резервов;

8) участвовать в планировании и обеспечении выполнения мероприятий по территориальной обороне и гражданской защите на своей территории;

8-1) участвовать в подборе, приписке военнообязанных в резервные формирования, организовать их подготовку и материально-техническое обеспечение;

9) вносить в Правительство Кыргызской Республики, Генеральный штаб Вооруженных Сил предложения по улучшению организации гражданской защиты и территориальной обороны;

10) осуществлять иные полномочия в области обороны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 17. Обязанности юридических лиц в области обороны

Должностные лица юридических лиц независимо от организационно-правовой формы в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики:

1) выполняют договорные обязательства, а в военное время - государственные заказы по созданию, производству, поставкам и ремонту вооружения и военной техники, другого военно-технического имущества и ресурсов, подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил;

2) организуют и проводят мероприятия гражданской защиты;

3) осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами и заданиями, планами накопления мобилизационных и государственных резервов на договорной основе, если иное не установлено законом;

4) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

5) создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности;

6) осуществляют воинский учет работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, предоставляют в целях обеспечения национальной безопасности (обороны) здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией расходов в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

7) исполняют иные полномочия в области обороны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 18. Права и обязанности граждан Кыргызской Республики в области обороны

Граждане Кыргызской Республики исполняют конституционный долг и обязанность по защите Отечества путем прохождения военной и альтернативной служб. Порядок прохождения военной и альтернативной служб устанавливается законами и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Граждане Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом:

1) обязаны проходить военную службу, порядок прохождения которой определен законодательством Кыргызской Республики;

2) принимают участие в мероприятиях территориальной обороны и гражданской защиты;

3) предоставляют в целях обеспечения национальной безопасности (обороны) по требованию государственных органов здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

4) исполняют иные обязанности в области обороны в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Глава 4
Состояние войны (вооруженного конфликта). Военное положение. Гражданская оборона. Территориальная оборона

 

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 7, изложенную на государственном языке.

 

Статья 19. Состояние войны (вооруженного конфликта)

Состояние войны объявляется Президентом Кыргызской Республики в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и этот вопрос незамедлительно вносится на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

С момента объявления войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с объявлением о прекращении военных действий и их фактическим прекращением. В случае внезапного нападения на Кыргызскую Республику руководство Вооруженными Силами и военное командование обязаны принять меры для отражения агрессии, не ожидая объявления войны.

Вооруженный конфликт может возникнуть в формах военных инцидентов, военных акций и других военных столкновений ограниченного масштаба с использованием вооружения и военной техники.

Для решения задач в вооруженном конфликте Президентом Кыргызской Республики могут создаваться объединенные (межведомственные) группировки войск.

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 7, изложенную на государственном языке.

 (В редакции Закона КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

Статья 20. Военное положение

Военное положение вводится на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях.

Режим военного положения определяется конституционным Законом Кыргызской Республики.

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 7, изложенную на государственном языке.

 (В редакции Закона КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

Статья 21. Территориальная оборона

Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты объектов и коммуникаций на территории Кыргызской Республики от действий противника, диверсионных и террористических актов и других видов угроз, а также установления и поддержания режима военного положения.

К территориальной обороне Кыргызской Республики привлекаются резервные формирования, соединения, части, учреждения Вооруженных Сил, других воинских формирований и правоохранительных органов Кыргызской Республики, другие государственные органы, органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики:

- осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Кыргызской Республики;

- определяет порядок организации территориальной обороны.

(В редакции Законов КР от 3 февраля 2014 года № 24, 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

Статья 22. Гражданская защита

Гражданская защита организуется в целях защиты населения и объектов экономики от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также от воздействия средств поражения при ведении боевых действий.

Задачи и организация гражданской защиты определяются законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Глава 5
Заключительные положения

 

Статья 23. Финансирование обороны

Финансирование обороны и Вооруженных Сил осуществляется из государственного бюджета Кыргызской Республики и других источников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 3 февраля 2014 года № 24)

 

Статья 24. Ограничение деятельности общественных и иных организаций и объединений в Вооруженных Силах

Деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах не допускается.

Не допускается использовать военнослужащих и финансовые средства Вооруженных Сил для создания структур и осуществления деятельности любых общественных и иных организаций и объединений.

Не допускается осуществление любой деятельности юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на территории воинских частей и учреждений, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Не допускается членство военнослужащих в политических партиях, а также их выступление в поддержку какой-либо политической партии.

Не допускается ведение любой политической пропаганды и агитации, а также вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил.

В период проведения выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, проведения референдумов допускается ведение соответствующей разъяснительной работы на территории соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил.

 

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства по вопросам обороны

Должностные лица государственных органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 26. Осуществление правосудия и обеспечение законности в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и государственных органах

Правосудие в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и государственных органах, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляют суды Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Надзор за законностью и расследование дел о преступлениях в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и государственных органах, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляется органами прокуратуры Кыргызской Республики.

 

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

- Закон Кыргызской Республики "Об обороне" от 13 апреля 1994 года № 1462-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 6, ст.182);

- постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "О порядке введения в действие Закона Кыргызской Республики "Об обороне" от 13 апреля 1994 года № 1463-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 6, ст.183);

- пункт 4 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с принятием Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" от 21 ноября 1997 года № 82 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г., № 12, ст.573);

- статью 3 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 3 января 2005 года № 2 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2005 г., № 3, ст.184).

Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

К.Бакиев