Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
г.Бишкек
от 31 июля 2009 года № 256

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

            Об основах государственной молодежной политики

     Глава 1.   Общие положения
     Глава 2.   Основные направления государственной молодежной
                политики
     Глава 3.   Формирование и реализация государственной молодежной
                политики
     Глава 4.   Заключительные положения


     Настоящий Закон  определяет основы создания правовых,  экономичес-
ких, социальных и иных условий, направленных на реализацию прав и инте-
ресов молодых граждан,  молодежных организаций, их потенциала в интере-
сах государства и общества.

                                Глава 1
                            Общие положения

     Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

     Предметом регулирования настоящего Закона является определение це-
лей,  принципов,  основных направлений и мер реализации государственной
молодежной политики.

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     В целях настоящего Закона используются следующие основные термины:
     активная молодежь - молодые граждане (молодежные организации), ре-
ализующие собственные инициативы в интересах общества и государства;
     волонтерская деятельность - осуществление физическими и  юридичес-
кими лицами общественно полезного труда,  направленного на удовлетворе-
ние общественных или государственных интересов,  оказываемого на добро-
вольных началах в различных формах без получения денежного вознагражде-
ния,  в ходе которого они могут приобретать знания,  опыт, навыки и де-
монстрировать свои способности;
     государственная молодежная политика - система мер, направленных на
создание правовых,  экономических,  социальных, организационных условий
для самореализации молодежи,  развития ее потенциала в интересах  госу-
дарства,  реализуемых государственными органами и органами местного са-
моуправления;
     молодые граждане (молодежь) - граждане Кыргызской Республики и ли-
ца без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет;
     молодая семья  -  круг  молодых граждан,  связанных установленными
взаимными правами и обязанностями,  вытекающими из родства или брака, в
котором оба супруга либо один из них не достигли 28-летнего возраста;
     молодой специалист - гражданин, не достигший 28 лет, трудовой стаж
по специальности которого не превышает 3 лет;
     молодежная организация  -  некоммерческая   организация,   участие
(членство)  в  которой  должно составлять не менее 75 процентов молодых
граждан,  деятельность которых направлена на развитие,  самореализацию,
защиту прав и интересов, а также удовлетворение духовных и иных потреб-
ностей молодежи;
     неорганизованная молодежь  - не вовлеченные в общественно полезную
деятельность молодые граждане,  не  реализующие  имеющиеся  возможности
посредством  занятости,  повышения образования и реализации других форм
гражданского участия;
     неформальные объединения молодежи - группа объединенных общими ин-
тересами молодых граждан, не зарегистрированная в установленном законо-
дательством порядке в качестве юридических лиц;
     социальные службы для молодежи - юридические лица, а также гражда-
не,  осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  без образования
юридического лица,  оказывающие услуги по социальной поддержке  молодым
гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
     талантливая молодежь - молодые граждане,  обладающие высоким твор-
ческим,  интеллектуальным и культурным потенциалом,  который может быть
использован для повышения уровня развития общества и государства;
     трудная жизненная ситуация - состояние, объективно нарушающее жиз-
недеятельность молодого гражданина, которое он не может решить самосто-
ятельно в силу следующих причин:
     1) не способен к самообслуживанию ввиду ограниченных  возможностей
здоровья;
     2) находится без попечения родителей (законных представителей) или
имеет  ближайших родственников,  находящихся на его иждивении,  включая
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
     3) является малоимущим;
     4) является жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, эко-
логических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
     5) является беженцем, вынужденным переселенцем;
     6) находится в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
     7) является субъектом,  в отношении которого было применено  наси-
лие;
     8) отсутствует возможность социальной адаптации после отбытия уго-
ловного наказания;
     уполномоченный орган по защите прав и интересов молодежи  -  госу-
дарственный орган,  осуществляющий в пределах предоставленных ему в ус-
тановленном порядке полномочий  реализацию  государственной  молодежной
политики.

     Статья 3. Принципы реализации государственной молодежной политики

     Государственная молодежная   политика  основывается  на  следующих
принципах:
     1) взаимодействия  и координации государственных органов и органов
местного самоуправления с физическими и юридическими лицами;
     2) целевой  финансовой поддержки молодых граждан (молодежных орга-
низаций) государственными органами и органами местного самоуправления;
     3) вовлечения  молодых  граждан (молодежных организаций) в процесс
разработки государственных и иных программ по  вопросам,  затрагивающим
права и интересы молодых граждан;
     4) создания равных прав и возможностей для самореализации, а также
стимулирования общественно полезных инициатив через вовлечение молодежи
мужского и женского  пола  в  социально-экономическую,  политическую  и
культурную жизнь общества;
     5) содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении него-
сударственной поддержки молодежи (молодежных организаций);
     6) проведения мониторинга и оценки органов государственной власти,
органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

     Статья 4. Цели и задачи государственной молодежной политики

     Целью государственной  молодежной  политики  является формирование
активной гражданской позиции и ценностных ориентиров молодежи,  обеспе-
чивающих  стабильное инновационное развитие страны,  ее территориальную
целостность и культурную идентичность народа Кыргызстана.
     Достижение поставленной  цели достигается через реализацию следую-
щих задач:
     1) создание условий для социализации;
     2) формирование духовно-нравственных ценностей и культуры;
     3) укрепления  здоровья  и обеспечение доступа к медицинским услу-
гам;
     4) создание  условий  для получения образования,  профессиональной
подготовки;
     5) содействие занятости и обеспечение социальной защиты;
     6) реализация выдвигаемых общественно полезных инициатив;
     7) содействие в создании условий для досуга и развития творческого
потенциала;
     8) вовлечение в процессы жизнедеятельности общества и государства,
воспитание гражданской ответственности.

     Статья 5. Субъекты государственной молодежной политики

     Субъектами государственной молодежной политики являются:
     1) государственные органы и органы местного самоуправления,  обес-
печивающие формирование и реализацию государственной молодежной полити-
ки в рамках своей компетенции;
     2) молодые граждане (молодежные организации);
     3) юридические лица, а также граждане, оказывающие поддержку моло-
дым гражданам (молодым организациям),  вовлеченным в реализацию цели  и
задач государственной молодежной политики.

     Статья 6. Законодательство о государственной молодежной политике

     1. Законодательство  о государственной молодежной политике основы-
вается на Конституции и состоит из настоящего Закона,  других законов и
принимаемых  в соответствии с ними нормативных правовых актов,  а также
международных договоров,  вступивших в установленном законом порядке  в
силу, участником которых является Кыргызская Республика.
     2. Если международным договором,  вступившим в установленном зако-
ном порядке в силу, установлены иные правила, чем те, которые содержат-
ся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

                                Глава 2
                 Основные направления государственной
                          молодежной политики

     Статья 7. Направления деятельности государственных органов
               и органов местного самоуправления

     1. Основными  направлениями  деятельности  государственных органов
исполнительной власти в рамках установленной законодательством Кыргызс-
кой Республики компетенции являются:
     1) разработка и  реализация  целевых  государственных  программ  с
участием молодежи,  направленных на поддержку и стимулирование активной
и талантливой молодежи,  молодых специалистов, развитие и реализацию их
творческого и инновационного потенциала в интересах развития общества и
государства;
     2) обеспечение взаимодействия,  координации и мониторинга деятель-
ности государственных органов и органов местного  самоуправления,  иных
физических  и  юридических лиц,  задействованных в реализации указанных
программ;
     3) оказание  методологической помощи органам местного самоуправле-
ния в вопросах работы с молодежью (молодежными  организациями),  подго-
товки  и осуществления мониторинга и оценки реализации молодежных прог-
рамм;
     4) разработка  и  утверждение в установленном порядке нормативного
правового акта,  регламентирующего порядок финансирования инициатив мо-
лодых граждан (молодежных организаций) за счет средств, предусмотренных
государственным бюджетом;
     5) налаживание  и  поддержание  международных связей и обеспечение
представительства интересов молодых  граждан  Кыргызской  Республики  в
международных  и межгосударственных организациях в вопросах обеспечения
прав и интересов молодых граждан (молодежных организаций);
     6) подготовка отчетов и мониторинг исполнения международных обяза-
тельств Кыргызской Республики;
     7) обеспечение гарантированного уровня социальных услуг и реализа-
ция мер по защите и укреплению здоровья молодых граждан;
     8) проведение  профилактических мероприятий,  направленных на пре-
дупреждение и пресечение вовлечения молодежи в противозаконную деятель-
ность, включая экстремизм и религиозный фанатизм;
     9) вовлечение молодежи (молодежных организаций), включая неоргани-
зованную молодежь и неформальные объединения молодежи, в реализацию за-
дач государственной молодежной политики;
     10) организация профессиональной ориентации, профессиональной под-
готовки (переподготовки) и повышения квалификации, подготовка программ,
содействующих занятости;
     11) обеспечение проведения научных исследований по проблемам моло-
дежи, а также осуществление специализированных видов экспертиз проектов
программ в области государственной молодежной политики;
     12) обеспечение  поддержки молодых граждан,  осуществляющих волон-
терскую деятельность.
     2. Основными  направлениями  деятельности органов местного самоуп-
равления,  исходя из установленной законодательством Кыргызской Респуб-
лики компетенции, являются:
     1) обеспечение информационного  сопровождения,  в  соответствующих
границах административно-территориальных единиц, реализуемых программ в
области молодежной политики;
     2) разработка,  утверждение  и реализация программ местного уровня
на основе целевых государственных молодежных программ, с участием моло-
дых граждан (молодежных организаций), включая неорганизованную молодежь
и неформальные объединения молодежи;
     3) разработка  и  утверждение в установленном порядке нормативного
правового акта,  регламентирующего порядок оказания поддержки талантли-
вой и активной молодежи,  молодых специалистов, молодых семей и молодых
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
     4) обеспечение  условий для развития физической культуры и спорта,
организация досуга, включая предоставление помещений для реализации мо-
лодежных программ на местном уровне;
     5) выявление и учет молодых граждан и молодых семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
     6) обеспечение поддержки молодых  граждан,  осуществляющих  волон-
терскую деятельность.

     Статья 8. Стимулирование инициатив молодежи (молодежных
               организаций) и иных физических и юридических лиц,
               оказывающих поддержку молодежи (молодежным организациям)

     1. Стимулирование  инициатив  молодежи  (молодежных организаций) и
иных физических и юридических лиц,  оказывающих поддержку молодежи (мо-
лодежным организациям),  вовлеченной в реализацию государственной моло-
дежной политики (далее - субъекты государственной поддержки),  осущест-
вляется путем оказания государственной финансовой поддержки.
     2. Государственная финансовая поддержка инициатив субъектов  госу-
дарственной  поддержки  осуществляется  в соответствии с целевыми госу-
дарственными программами и программами местного уровня,  на  конкурсной
основе.
     Конкурс по оказанию государственной финансовой поддержки  является
открытым.
     3. Молодежные инициативы,  претендующие на получение государствен-
ной финансовой поддержки, должны соответствовать следующим требованиям:
     1) отвечать целям государственных  программ  и  программ  местного
уровня соответственно;
     2) представлять описание, бюджет и план реализации молодежной ини-
циативы.
     4. Государственные органы и  органы  местного  самоуправления  при
проведении  конкурса  на  оказание государственной финансовой поддержки
обязаны:
     1) гарантировать  равный  доступ участия в конкурсе всем субъектам
государственной финансовой поддержки;
     2) обеспечивать прозрачность проведения конкурса,  в том числе пу-
тем обязательной публикации информации о  его  проведении  в  средствах
массовой информации республиканского и местного значения;
     3) привлекать в состав конкурсной комиссии:
     лиц, не имеющих какой-либо прямой или косвенной заинтересованности
в результатах конкурса;
     представителей молодежи (молодежных организаций).
     5. Порядок организации и проведения конкурса,  исчерпывающий пере-
чень требований,  которым должны соответствовать субъекты государствен-
ной финансовой поддержки, устанавливаются Правительством, с учетом тре-
бований, предусмотренных настоящей статьей.
     6. Нецелевое использование государственных средств,  полученных  в
рамках  реализации  государственной поддержки инициатив молодых граждан
(молодых организаций),  влечет за собой установленную законодательством
Кыргызской Республики ответственность.

     Статья 9. Поддержка талантливой молодежи

     1. В  целях  сохранения и развития интеллектуального и творческого
потенциала общества,  обеспечения преемственности  научных,  культурных
традиций  Кыргызской Республики осуществляется система мер по поддержке
талантливой молодежи.
     2. Государственная поддержка талантливой молодежи оказывается пос-
редством:
     1) установления государственных, муниципальных, именных стипендий,
премий, предоставления образовательных грантов;
     2) содействия  в создании условий,  обеспечивающих преемственность
знаний,  опыта выдающихся деятелей науки, культуры, искусства и спорта;
организации творческих мастерских, школ и иных учреждений;
     3) создания и развития центров, образовательных организаций, спор-
тивных школ и клубов;
     4) организации и проведения олимпиад,  конкурсов, выставок, фести-
валей, смотров, симпозиумов, конференций и других общественных меропри-
ятий;
     5) обеспечения  доступа на конкурсной основе к национальным и меж-
дународным программам обучения, переподготовки и стажировки.

                                Глава 3
               Формирование и реализация государственной
                          молодежной политики

     Статья 10. Механизмы осуществления государственной молодежной
                политики

     В Кыргызской  Республике обеспечивается обязательное представление
прав и интересов субъектов молодежной политики через функционирование в
системе  государственных  органов  исполнительной  власти  специального
уполномоченного государственного органа.

     Статья 11. Целевые государственные программы и программы местного
                уровня в области государственной молодежной политики

     1. Целевые государственные программы и программы местного уровня в
области государственной молодежной политики должны  отвечать  следующим
требованиям:
     - реализация конституционного принципа демократического,  правово-
го, светского и социального государства;
     - вовлечение всех слоев молодежи в общественно  полезную  деятель-
ность в интересах государства и общества;
     - повышение функционирования инфраструктуры для молодежи;
     - наличие профилактических мероприятий, направленных на воспитание
правовой культуры и предупреждение преступности среди молодежи.
     2. Целевые государственные программы в области государственной мо-
лодежной политики разрабатываются Правительством  с  учетом  требований
настоящего Закона и вносятся на утверждение Жогорку Кенеша.
     3. Программы местного уровня разрабатываются  исполнительно-распо-
рядительными  органами  местного самоуправления на основе целевых госу-
дарственных молодежных программ и утверждаются представительными  орга-
нами местного самоуправления.
     4. Государственные органы и  органы  местного  самоуправления  при
разработке  целевых государственных программ и программ местного уровня
в области государственной молодежной политики должны учитывать права  и
интересы молодежи мужского и женского пола.  Разработанные программы до
их принятия в установленном порядке должны подлежать  независимой  экс-
пертизе.

     Статья 12. Информационно-аналитическое обеспечение государственной
                молодежной политики

     Государственные органы и органы местного  самоуправления  осущест-
вляют  информационно-аналитическое обеспечение государственной молодеж-
ной политики.

     Статья 13. Финансовое обеспечение государственной молодежной
                политики

     1. Государственная молодежная политика финансируется за счет:
     1) средств республиканского бюджета,  а также средств местных бюд-
жетов,  предусмотренных  для участия в реализации государственной моло-
дежной политики;
     2) добровольных взносов физических и юридических лиц;
     3) иных источников,  не запрещенных  законодательством  Кыргызской
Республики.
     2. Финансирование молодежных инициатив в рамках  реализации  госу-
дарственной  молодежной  политики  может осуществляться через государс-
твенный социальный заказ в порядке,  предусмотренном  законодательством
Кыргызской Республики.
     3. Органы местного самоуправления по делегированным  государствен-
ным полномочиям по реализации государственной молодежной политики обес-
печиваются средствами из республиканского бюджета в  порядке,  установ-
ленном законодательством Кыргызской Республики.

     Статья 14. Информирование Жогорку Кенеша о реализации
                государственной молодежной политики

     1. Премьер-министр в рамках представления ежегодного отчета о  ра-
боте  Правительства  информирует Жогорку Кенеш о результатах реализации
государственной молодежной политики.
     2. По  итогам  заслушивания  ежегодного  отчета Премьер-министра и
изучения предложений по вопросам молодежи от государственных органов  и
органов местного самоуправления может осуществляться корректировка реа-
лизуемой государственной молодежной политики.

     Статья 15. Консультативные советы по делам молодежи

     По вопросам,  затрагивающим права и интересы  молодежи,  государс-
твенные  органы  и  органы местного самоуправления могут создавать кон-
сультативные советы с участием представителей молодежных организаций  и
других  заинтересованных  сторон для совместного обсуждения и выработки
решений рекомендательного характера.

     Статья 16. Республиканский фонд поддержки молодежных инициатив

     1. В целях оказания государственной финансовой поддержки  молодеж-
ных инициатив,  активной и талантливой молодежи создается Республиканс-
кий фонд поддержки молодежных инициатив (далее - Фонд).  Порядок форми-
рования и деятельности Фонда определяется Правительством.
     2. Источниками формирования Фонда могут являться средства  респуб-
ликанского и местного бюджетов,  добровольные взносы, благотворительные
пожертвования, а также иные источники, не запрещенные законодательством
Кыргызской Республики.

     Статья 17. Участие молодежи в формировании и реализации
                государственной молодежной политики

     1. Молодежь (молодежные организации) участвует  в  формировании  и
реализации государственной молодежной политики посредством:
     1) представления предложений и взаимодействия  с  государственными
органами и органами местного самоуправления;
     2) участия в общественных обсуждениях,  слушаниях проектов целевых
государственных  программ,  программ  местного уровня и других вопросов
реализации прав и интересов молодежи;
     3) реализации молодежных инициатив;
     4) информационной поддержки и представления рекомендаций по разра-
ботке проектов нормативных правовых актов,  затрагивающих права и инте-
ресы молодежи;
     5) участия в работе консультативных советов, международных, межго-
сударственных и иных организациях, занимающихся вопросами молодежи;
     6) иных  формах,  не запрещенных законодательством Кыргызской Рес-
публики.
     2. В целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации
государственной молодежной политики один раз в два года проводится Рес-
публиканский конгресс молодежи Кыргызстана.  Порядок организации и про-
ведения Республиканского конгресса молодежи Кыргызстана, процедура изб-
рания делегатов, представляющих интересы молодежи от регионов, устанав-
ливаются Правительством.  Проект нормативного правового акта Правитель-
ства,  регламентирующего  процедуру  организации и проведения,  а также
избрания делегатов  Республиканского  конгресса  молодежи  Кыргызстана,
подлежит  обязательному общественному обсуждению и рассмотрению на кон-
сультативном совете.
     3. Основными задачами Республиканского конгресса молодежи Кыргызс-
тана являются:
     1) обсуждение;
     2) разработка рекомендаций;
     3) принятие обращений к государственным органам,  органам местного
самоуправления и иным организациям по вопросам государственной молодеж-
ной политики.

     Статья 18. Специализированные организации, осуществляющие
                работу с молодежью

     1. К специализированным организациям,  осуществляющим работу с мо-
лодежью, относятся:
     1) воспитательные организации (молодежные, подростковые клубы, до-
ма и дворцы молодежи,  физкультурно-спортивные объединения,  молодежные
центры и другие организации);
     2) социальные службы для молодежи,  включая организации по содейс-
твию занятости молодежи (молодежные биржи труда, центры занятости моло-
дежи и другие организации);
     3) учреждения дополнительного образования;
     4) детские и молодежные оздоровительные центры и лагеря;
     5) молодежные организации, другие организации, реализующие инициа-
тивы, направленные на защиту прав и интересов молодежи.
     2. Специализированные организации,  указанные в части 1  настоящей
статьи,  осуществляют мероприятия по социальной поддержке, оказанию бы-
товых,  медицинских,  психолого-педагогических,  правовых услуг, по со-
действию социальной,  психологической адаптации и социальной реабилита-
ции молодых граждан,  находящихся в трудной жизненной ситуации, по ито-
гам результатов конкурса, государственного социального заказа.

                                Глава 4
                       Заключительные положения

     Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

     1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликова-
ния.
     2. Признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "Об  осно-
вах государственной молодежной политики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыр-
гызской Республики, 2000 г., № 6, ст.291).
     3. Правительству в шестимесячный срок:
     1) внести в установленном порядке проекты нормативных правовых ак-
тов, направленных на реализацию положений настоящего Закона;
     2) осуществить мероприятия по разработке, принятию проектов норма-
тивных правовых актов,  направленных на реализацию положений настоящего
Закона.

     Президент Кыргызской Республики                  К.Бакиев

     Принят Жогорку Кенешем
     Кыргызской Республики                            25 июня 2009 года