г.Бишкек
от 31 июля 2009 года № 256
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об основах государственной молодежной политики
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Основные направления государственной молодежной
политики
Глава 3. Формирование и реализация государственной молодежной
политики
Глава 4. Заключительные положения
Настоящий Закон определяет основы создания правовых, экономичес-
ких, социальных и иных условий, направленных на реализацию прав и инте-
ресов молодых граждан, молодежных организаций, их потенциала в интере-
сах государства и общества.
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего Закона является определение це-
лей, принципов, основных направлений и мер реализации государственной
молодежной политики.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона используются следующие основные термины:
активная молодежь - молодые граждане (молодежные организации), ре-
ализующие собственные инициативы в интересах общества и государства;
волонтерская деятельность - осуществление физическими и юридичес-
кими лицами общественно полезного труда, направленного на удовлетворе-
ние общественных или государственных интересов, оказываемого на добро-
вольных началах в различных формах без получения денежного вознагражде-
ния, в ходе которого они могут приобретать знания, опыт, навыки и де-
монстрировать свои способности;
государственная молодежная политика - система мер, направленных на
создание правовых, экономических, социальных, организационных условий
для самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах госу-
дарства, реализуемых государственными органами и органами местного са-
моуправления;
молодые граждане (молодежь) - граждане Кыргызской Республики и ли-
ца без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет;
молодая семья - круг молодых граждан, связанных установленными
взаимными правами и обязанностями, вытекающими из родства или брака, в
котором оба супруга либо один из них не достигли 28-летнего возраста;
молодой специалист - гражданин, не достигший 28 лет, трудовой стаж
по специальности которого не превышает 3 лет;
молодежная организация - некоммерческая организация, участие
(членство) в которой должно составлять не менее 75 процентов молодых
граждан, деятельность которых направлена на развитие, самореализацию,
защиту прав и интересов, а также удовлетворение духовных и иных потреб-
ностей молодежи;
неорганизованная молодежь - не вовлеченные в общественно полезную
деятельность молодые граждане, не реализующие имеющиеся возможности
посредством занятости, повышения образования и реализации других форм
гражданского участия;
неформальные объединения молодежи - группа объединенных общими ин-
тересами молодых граждан, не зарегистрированная в установленном законо-
дательством порядке в качестве юридических лиц;
социальные службы для молодежи - юридические лица, а также гражда-
не, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, оказывающие услуги по социальной поддержке молодым
гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
талантливая молодежь - молодые граждане, обладающие высоким твор-
ческим, интеллектуальным и культурным потенциалом, который может быть
использован для повышения уровня развития общества и государства;
трудная жизненная ситуация - состояние, объективно нарушающее жиз-
недеятельность молодого гражданина, которое он не может решить самосто-
ятельно в силу следующих причин:
1) не способен к самообслуживанию ввиду ограниченных возможностей
здоровья;
2) находится без попечения родителей (законных представителей) или
имеет ближайших родственников, находящихся на его иждивении, включая
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) является малоимущим;
4) является жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, эко-
логических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
5) является беженцем, вынужденным переселенцем;
6) находится в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
7) является субъектом, в отношении которого было применено наси-
лие;
8) отсутствует возможность социальной адаптации после отбытия уго-
ловного наказания;
уполномоченный орган по защите прав и интересов молодежи - госу-
дарственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных ему в ус-
тановленном порядке полномочий реализацию государственной молодежной
политики.
Статья 3. Принципы реализации государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика основывается на следующих
принципах:
1) взаимодействия и координации государственных органов и органов
местного самоуправления с физическими и юридическими лицами;
2) целевой финансовой поддержки молодых граждан (молодежных орга-
низаций) государственными органами и органами местного самоуправления;
3) вовлечения молодых граждан (молодежных организаций) в процесс
разработки государственных и иных программ по вопросам, затрагивающим
права и интересы молодых граждан;
4) создания равных прав и возможностей для самореализации, а также
стимулирования общественно полезных инициатив через вовлечение молодежи
мужского и женского пола в социально-экономическую, политическую и
культурную жизнь общества;
5) содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении него-
сударственной поддержки молодежи (молодежных организаций);
6) проведения мониторинга и оценки органов государственной власти,
органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Статья 4. Цели и задачи государственной молодежной политики
Целью государственной молодежной политики является формирование
активной гражданской позиции и ценностных ориентиров молодежи, обеспе-
чивающих стабильное инновационное развитие страны, ее территориальную
целостность и культурную идентичность народа Кыргызстана.
Достижение поставленной цели достигается через реализацию следую-
щих задач:
1) создание условий для социализации;
2) формирование духовно-нравственных ценностей и культуры;
3) укрепления здоровья и обеспечение доступа к медицинским услу-
гам;
4) создание условий для получения образования, профессиональной
подготовки;
5) содействие занятости и обеспечение социальной защиты;
6) реализация выдвигаемых общественно полезных инициатив;
7) содействие в создании условий для досуга и развития творческого
потенциала;
8) вовлечение в процессы жизнедеятельности общества и государства,
воспитание гражданской ответственности.
Статья 5. Субъекты государственной молодежной политики
Субъектами государственной молодежной политики являются:
1) государственные органы и органы местного самоуправления, обес-
печивающие формирование и реализацию государственной молодежной полити-
ки в рамках своей компетенции;
2) молодые граждане (молодежные организации);
3) юридические лица, а также граждане, оказывающие поддержку моло-
дым гражданам (молодым организациям), вовлеченным в реализацию цели и
задач государственной молодежной политики.
Статья 6. Законодательство о государственной молодежной политике
1. Законодательство о государственной молодежной политике основы-
вается на Конституции и состоит из настоящего Закона, других законов и
принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также
международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в
силу, участником которых является Кыргызская Республика.
2. Если международным договором, вступившим в установленном зако-
ном порядке в силу, установлены иные правила, чем те, которые содержат-
ся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2
Основные направления государственной
молодежной политики
Статья 7. Направления деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления
1. Основными направлениями деятельности государственных органов
исполнительной власти в рамках установленной законодательством Кыргызс-
кой Республики компетенции являются:
1) разработка и реализация целевых государственных программ с
участием молодежи, направленных на поддержку и стимулирование активной
и талантливой молодежи, молодых специалистов, развитие и реализацию их
творческого и инновационного потенциала в интересах развития общества и
государства;
2) обеспечение взаимодействия, координации и мониторинга деятель-
ности государственных органов и органов местного самоуправления, иных
физических и юридических лиц, задействованных в реализации указанных
программ;
3) оказание методологической помощи органам местного самоуправле-
ния в вопросах работы с молодежью (молодежными организациями), подго-
товки и осуществления мониторинга и оценки реализации молодежных прог-
рамм;
4) разработка и утверждение в установленном порядке нормативного
правового акта, регламентирующего порядок финансирования инициатив мо-
лодых граждан (молодежных организаций) за счет средств, предусмотренных
государственным бюджетом;
5) налаживание и поддержание международных связей и обеспечение
представительства интересов молодых граждан Кыргызской Республики в
международных и межгосударственных организациях в вопросах обеспечения
прав и интересов молодых граждан (молодежных организаций);
6) подготовка отчетов и мониторинг исполнения международных обяза-
тельств Кыргызской Республики;
7) обеспечение гарантированного уровня социальных услуг и реализа-
ция мер по защите и укреплению здоровья молодых граждан;
8) проведение профилактических мероприятий, направленных на пре-
дупреждение и пресечение вовлечения молодежи в противозаконную деятель-
ность, включая экстремизм и религиозный фанатизм;
9) вовлечение молодежи (молодежных организаций), включая неоргани-
зованную молодежь и неформальные объединения молодежи, в реализацию за-
дач государственной молодежной политики;
10) организация профессиональной ориентации, профессиональной под-
готовки (переподготовки) и повышения квалификации, подготовка программ,
содействующих занятости;
11) обеспечение проведения научных исследований по проблемам моло-
дежи, а также осуществление специализированных видов экспертиз проектов
программ в области государственной молодежной политики;
12) обеспечение поддержки молодых граждан, осуществляющих волон-
терскую деятельность.
2. Основными направлениями деятельности органов местного самоуп-
равления, исходя из установленной законодательством Кыргызской Респуб-
лики компетенции, являются:
1) обеспечение информационного сопровождения, в соответствующих
границах административно-территориальных единиц, реализуемых программ в
области молодежной политики;
2) разработка, утверждение и реализация программ местного уровня
на основе целевых государственных молодежных программ, с участием моло-
дых граждан (молодежных организаций), включая неорганизованную молодежь
и неформальные объединения молодежи;
3) разработка и утверждение в установленном порядке нормативного
правового акта, регламентирующего порядок оказания поддержки талантли-
вой и активной молодежи, молодых специалистов, молодых семей и молодых
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4) обеспечение условий для развития физической культуры и спорта,
организация досуга, включая предоставление помещений для реализации мо-
лодежных программ на местном уровне;
5) выявление и учет молодых граждан и молодых семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
6) обеспечение поддержки молодых граждан, осуществляющих волон-
терскую деятельность.
Статья 8. Стимулирование инициатив молодежи (молодежных
организаций) и иных физических и юридических лиц,
оказывающих поддержку молодежи (молодежным организациям)
1. Стимулирование инициатив молодежи (молодежных организаций) и
иных физических и юридических лиц, оказывающих поддержку молодежи (мо-
лодежным организациям), вовлеченной в реализацию государственной моло-
дежной политики (далее - субъекты государственной поддержки), осущест-
вляется путем оказания государственной финансовой поддержки.
2. Государственная финансовая поддержка инициатив субъектов госу-
дарственной поддержки осуществляется в соответствии с целевыми госу-
дарственными программами и программами местного уровня, на конкурсной
основе.
Конкурс по оказанию государственной финансовой поддержки является
открытым.
3. Молодежные инициативы, претендующие на получение государствен-
ной финансовой поддержки, должны соответствовать следующим требованиям:
1) отвечать целям государственных программ и программ местного
уровня соответственно;
2) представлять описание, бюджет и план реализации молодежной ини-
циативы.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления при
проведении конкурса на оказание государственной финансовой поддержки
обязаны:
1) гарантировать равный доступ участия в конкурсе всем субъектам
государственной финансовой поддержки;
2) обеспечивать прозрачность проведения конкурса, в том числе пу-
тем обязательной публикации информации о его проведении в средствах
массовой информации республиканского и местного значения;
3) привлекать в состав конкурсной комиссии:
лиц, не имеющих какой-либо прямой или косвенной заинтересованности
в результатах конкурса;
представителей молодежи (молодежных организаций).
5. Порядок организации и проведения конкурса, исчерпывающий пере-
чень требований, которым должны соответствовать субъекты государствен-
ной финансовой поддержки, устанавливаются Правительством, с учетом тре-
бований, предусмотренных настоящей статьей.
6. Нецелевое использование государственных средств, полученных в
рамках реализации государственной поддержки инициатив молодых граждан
(молодых организаций), влечет за собой установленную законодательством
Кыргызской Республики ответственность.
Статья 9. Поддержка талантливой молодежи
1. В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого
потенциала общества, обеспечения преемственности научных, культурных
традиций Кыргызской Республики осуществляется система мер по поддержке
талантливой молодежи.
2. Государственная поддержка талантливой молодежи оказывается пос-
редством:
1) установления государственных, муниципальных, именных стипендий,
премий, предоставления образовательных грантов;
2) содействия в создании условий, обеспечивающих преемственность
знаний, опыта выдающихся деятелей науки, культуры, искусства и спорта;
организации творческих мастерских, школ и иных учреждений;
3) создания и развития центров, образовательных организаций, спор-
тивных школ и клубов;
4) организации и проведения олимпиад, конкурсов, выставок, фести-
валей, смотров, симпозиумов, конференций и других общественных меропри-
ятий;
5) обеспечения доступа на конкурсной основе к национальным и меж-
дународным программам обучения, переподготовки и стажировки.
Глава 3
Формирование и реализация государственной
молодежной политики
Статья 10. Механизмы осуществления государственной молодежной
политики
В Кыргызской Республике обеспечивается обязательное представление
прав и интересов субъектов молодежной политики через функционирование в
системе государственных органов исполнительной власти специального
уполномоченного государственного органа.
Статья 11. Целевые государственные программы и программы местного
уровня в области государственной молодежной политики
1. Целевые государственные программы и программы местного уровня в
области государственной молодежной политики должны отвечать следующим
требованиям:
- реализация конституционного принципа демократического, правово-
го, светского и социального государства;
- вовлечение всех слоев молодежи в общественно полезную деятель-
ность в интересах государства и общества;
- повышение функционирования инфраструктуры для молодежи;
- наличие профилактических мероприятий, направленных на воспитание
правовой культуры и предупреждение преступности среди молодежи.
2. Целевые государственные программы в области государственной мо-
лодежной политики разрабатываются Правительством с учетом требований
настоящего Закона и вносятся на утверждение Жогорку Кенеша.
3. Программы местного уровня разрабатываются исполнительно-распо-
рядительными органами местного самоуправления на основе целевых госу-
дарственных молодежных программ и утверждаются представительными орга-
нами местного самоуправления.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления при
разработке целевых государственных программ и программ местного уровня
в области государственной молодежной политики должны учитывать права и
интересы молодежи мужского и женского пола. Разработанные программы до
их принятия в установленном порядке должны подлежать независимой экс-
пертизе.
Статья 12. Информационно-аналитическое обеспечение государственной
молодежной политики
Государственные органы и органы местного самоуправления осущест-
вляют информационно-аналитическое обеспечение государственной молодеж-
ной политики.
Статья 13. Финансовое обеспечение государственной молодежной
политики
1. Государственная молодежная политика финансируется за счет:
1) средств республиканского бюджета, а также средств местных бюд-
жетов, предусмотренных для участия в реализации государственной моло-
дежной политики;
2) добровольных взносов физических и юридических лиц;
3) иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской
Республики.
2. Финансирование молодежных инициатив в рамках реализации госу-
дарственной молодежной политики может осуществляться через государс-
твенный социальный заказ в порядке, предусмотренном законодательством
Кыргызской Республики.
3. Органы местного самоуправления по делегированным государствен-
ным полномочиям по реализации государственной молодежной политики обес-
печиваются средствами из республиканского бюджета в порядке, установ-
ленном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 14. Информирование Жогорку Кенеша о реализации
государственной молодежной политики
1. Премьер-министр в рамках представления ежегодного отчета о ра-
боте Правительства информирует Жогорку Кенеш о результатах реализации
государственной молодежной политики.
2. По итогам заслушивания ежегодного отчета Премьер-министра и
изучения предложений по вопросам молодежи от государственных органов и
органов местного самоуправления может осуществляться корректировка реа-
лизуемой государственной молодежной политики.
Статья 15. Консультативные советы по делам молодежи
По вопросам, затрагивающим права и интересы молодежи, государс-
твенные органы и органы местного самоуправления могут создавать кон-
сультативные советы с участием представителей молодежных организаций и
других заинтересованных сторон для совместного обсуждения и выработки
решений рекомендательного характера.
Статья 16. Республиканский фонд поддержки молодежных инициатив
1. В целях оказания государственной финансовой поддержки молодеж-
ных инициатив, активной и талантливой молодежи создается Республиканс-
кий фонд поддержки молодежных инициатив (далее - Фонд). Порядок форми-
рования и деятельности Фонда определяется Правительством.
2. Источниками формирования Фонда могут являться средства респуб-
ликанского и местного бюджетов, добровольные взносы, благотворительные
пожертвования, а также иные источники, не запрещенные законодательством
Кыргызской Республики.
Статья 17. Участие молодежи в формировании и реализации
государственной молодежной политики
1. Молодежь (молодежные организации) участвует в формировании и
реализации государственной молодежной политики посредством:
1) представления предложений и взаимодействия с государственными
органами и органами местного самоуправления;
2) участия в общественных обсуждениях, слушаниях проектов целевых
государственных программ, программ местного уровня и других вопросов
реализации прав и интересов молодежи;
3) реализации молодежных инициатив;
4) информационной поддержки и представления рекомендаций по разра-
ботке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и инте-
ресы молодежи;
5) участия в работе консультативных советов, международных, межго-
сударственных и иных организациях, занимающихся вопросами молодежи;
6) иных формах, не запрещенных законодательством Кыргызской Рес-
публики.
2. В целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации
государственной молодежной политики один раз в два года проводится Рес-
публиканский конгресс молодежи Кыргызстана. Порядок организации и про-
ведения Республиканского конгресса молодежи Кыргызстана, процедура изб-
рания делегатов, представляющих интересы молодежи от регионов, устанав-
ливаются Правительством. Проект нормативного правового акта Правитель-
ства, регламентирующего процедуру организации и проведения, а также
избрания делегатов Республиканского конгресса молодежи Кыргызстана,
подлежит обязательному общественному обсуждению и рассмотрению на кон-
сультативном совете.
3. Основными задачами Республиканского конгресса молодежи Кыргызс-
тана являются:
1) обсуждение;
2) разработка рекомендаций;
3) принятие обращений к государственным органам, органам местного
самоуправления и иным организациям по вопросам государственной молодеж-
ной политики.
Статья 18. Специализированные организации, осуществляющие
работу с молодежью
1. К специализированным организациям, осуществляющим работу с мо-
лодежью, относятся:
1) воспитательные организации (молодежные, подростковые клубы, до-
ма и дворцы молодежи, физкультурно-спортивные объединения, молодежные
центры и другие организации);
2) социальные службы для молодежи, включая организации по содейс-
твию занятости молодежи (молодежные биржи труда, центры занятости моло-
дежи и другие организации);
3) учреждения дополнительного образования;
4) детские и молодежные оздоровительные центры и лагеря;
5) молодежные организации, другие организации, реализующие инициа-
тивы, направленные на защиту прав и интересов молодежи.
2. Специализированные организации, указанные в части 1 настоящей
статьи, осуществляют мероприятия по социальной поддержке, оказанию бы-
товых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, по со-
действию социальной, психологической адаптации и социальной реабилита-
ции молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, по ито-
гам результатов конкурса, государственного социального заказа.
Глава 4
Заключительные положения
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликова-
ния.
2. Признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "Об осно-
вах государственной молодежной политики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыр-
гызской Республики, 2000 г., № 6, ст.291).
3. Правительству в шестимесячный срок:
1) внести в установленном порядке проекты нормативных правовых ак-
тов, направленных на реализацию положений настоящего Закона;
2) осуществить мероприятия по разработке, принятию проектов норма-
тивных правовых актов, направленных на реализацию положений настоящего
Закона.
Президент Кыргызской Республики К.Бакиев
Принят Жогорку Кенешем
Кыргызской Республики 25 июня 2009 года