г.Бишкек
от 12 августа 2010 года ВП № 120
ДЕКРЕТ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О лишении А.Акаева статуса неприкосновенности
После мартовской революции 2005 года, в соответствии с решительным
волеизъявлением народа органами прокуратуры в отношении экс-президента
Кыргызской Республики А.Акаева был возбужден целый ряд уголовных дел,
которыми ему инкриминировались деяния, направленные против интересов
народа и государства. Вопрос о привлечении его к уголовной ответствен-
ности и экстрадиции из Российской Федерации, безусловном исполнении
принципа неотвратимости наказания за содеянные преступления сегодня ос-
тается открытым, поскольку А.Акаев пользуется статусом неприкосновен-
ности.
Многочисленные интервью А.Акаева после апрельских событий 2010 го-
да, в которых он пытается создать видимость своей сопричастности к на-
родному движению по свержению семейно-кланового режима К.Бакиева, тем
не менее четко выдают его желание обелить себя от предъявляемых обвине-
ний и представить годы своего правления в качестве образца демократии и
справедливости. Одновременно его заявления носят выраженный провокаци-
онный характер, так как направлены на ухудшение общественно-политичес-
кой ситуации в республике и, фактически, являются сигналом для деструк-
тивных действий "третьей" силы, жаждущей реванша.
Народ Кыргызстана знает, что основы семейно-кланового правления
были заложены во времена правления А.Акаева, его семьи и окружения и
получили свое дальнейшее развитие при К.Бакиеве. Бывшие президенты
страны правили исключительно в личных интересах, с целью семейного обо-
гащения, предавая национальные интересы. И они заслуживают, как этого
требует народ, уголовного преследования.
Прежде всего, Акаев А. посягнул на право народа быть единственным
источником власти, предприняв изощренные попытки для ее узурпации.
Принятая в 1993 году новая Конституция независимого Кыргызстана,
предусматривала такие системы сдержек и противовесов между всеми ветвя-
ми власти и президентом, что ни один из них не мог сконцентрировать всю
полноту власти. Однако, принятая "легендарным" Парламентом Конституция,
оказалась не по нраву новоиспеченному Президенту Кыргызской Республики
А.Акаеву, и вся его последующая деятельность по изменению Конституции
была направлена на усиление и укрепление личной власти.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики 1993 года из-
менения в основной закон могли вноситься только Жогорку Кенешем. А.Ака-
ев, заведомо зная, что многие его противоправные предложения об усиле-
нии полномочий президента не найдут поддержки у депутатского корпуса
первоначально, в 1994 году, инициировал норму в Конституцию о допусти-
мости внесения изменений и дополнений в нее путем референдума. В даль-
нейшем им неоднократно использовался референдум для еще большего расши-
рения и усиления собственных полномочий и законодательного закрепления
единоличного правления.
Далее А.Акаев пошел на грубейшее нарушение Конституции 1993 года в
редакции 1996 года, где четко и ясно было написано, что одно и то же
лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд. Однако
А.Акаев, используя заключение подручного Конституционного суда, придав
видимость внешней законности своим действиям, в 2000 году баллотировал-
ся на третий президентский срок. Такие действия А.Акаева должны быть
расценены как узурпация власти.
Экс-президент А.Акаев совершил тягчайшее преступление. Из-за его
преступной соглашательской позиции по вопросам линии прохождения кыр-
гызско-китайской границы исконно кыргызские земли, названия которых
свидетельствуют об их неотъемлемой исторической принадлежности кыргызс-
кому народу, отошли Китаю. На его антинародное решение не повлияли даже
имевшиеся достоверные архивные документы, представленные ему для озна-
комления. Соглашением между Кыргызской Республикой и Китайской Народной
Республикой о кыргызско-китайской границе, подписанным Акаевым 4 июля
1996 года, Китаю отошли участки Жаны-Жер (расположенный по течению реки
Сары Жаз), Боз-Айгыр-Ходжент (побережье реки Какшал), подножье горы
Хан-Тенгри, Энилчек (вечный ледниковый массив), общей площадью примерно
358,7 кв.км. Дополнительным соглашением от 26 августа 1999 года о кыр-
гызско-китайской границе Китаю отошел участок Узонгуу-Кууш, площадью
примерно 872,0 кв.км. Соглашением между Кыргызской Республикой, Китайс-
кой Народной Республикой и Казахской Республикой от 26 августа 1999 го-
да о точке стыка границ трех государств символ и гордость кыргызов
Хан-Тенгри, расположенная на территории Кыргызской Республики, была по-
делена между тремя государствами.
15 декабря 2001 года А.Акаев подписал договор о кыргызско-казахс-
танской государственной границе, согласно которому отошли Казахстану
участки Кок-Сай, карьер Маймак Кара-Бууринского района, участок Дружба,
площадью 12 га, Ысык-Атинского района, расположенный на важной страте-
гической трассе Бишкек-Торугарт, и 500 гектаров пастбищных угодий Кар-
кыра, имеющих особую историческую значимость для кыргызского народа.
А.Акаев, узурпировав всю власть, опираясь на подконтрольное Прави-
тельство, при поддержке и молчаливом согласии судебных органов, по сво-
ему усмотрению распоряжался природными богатствами Кыргызстана и высо-
кодоходными предприятиями.
В результате таких преступных действий одно из крупнейших золото-
рудных месторождений в мире - Кумтор на заведомо невыгодных для Кыр-
гызстана условиях, без проведения тендера и ратификации соглашения Жо-
горку Кенешем было передано в 1994 году иностранному инвестору "Камеко
Корпорэйшн". Экономическая неэффективность данного проекта в последую-
щем была доказана многими экспертами, когда бюджет Кыргызстана из-за
коррумпированности семьи А.Акаева недополучил десятки, сотни миллиардов
сомов.
В 2004 году управление проектом по Соглашению должно было перейти
кыргызской стороне. Однако, интересы Акаева А., его семьи и приближен-
ных оказались выше, чем интересы народа Кыргызстана, в результате чего
в 2003 году было принято предложение корпорации "Камеко Корпорэйшн" о
реструктуризации проекта по разработке золоторудного месторождения Кум-
тор. Предложение иностранного инвестора по реструктуризации проекта
Кумтор было принято, несмотря на аргументированные возражения Жогорку
Кенеша, и без его согласия, хотя для изменения действующего соглашения
по законодательству требовалось согласие Жогорку Кенеша Кыргызской Рес-
публики.
Насколько невыгодными были для Кыргызстана ранее подписанные сог-
лашения по проекту Кумтор было убедительно доказано после мартовской
революции 2005 года, когда инвестор был вынужден пойти на пересмотр
всех ранее действовавших соглашений. Результатом такого пересмотра и
подписания нового соглашения стало значительное увеличение количества
акций кыргызской стороны и отчислений в Фонд развития Иссык-Кульской
области, и в несколько раз увеличившиеся поступления в бюджет от проек-
та Кумтор.
Такая же участь постигла и золоторудное месторождение Джеруй.
Высокодоходные предприятия Кыргызстана, такие как Кантский цемент-
но-шиферный комбинат, Каиндинский сахарный завод, Шампанвинкомбинат,
крупные заводы имени Ленина и Фрунзе и десятки других предприятий с по-
дачи экс-президента А.Акаева были приватизированы его родственниками в
нарушение действующего законодательства по символическим ценам, стои-
мость которых ими была оплачена за счет прибыли этих организаций. Ре-
зультат такой приватизации - потеря бюджетом республики сотен миллионов
сомов.
Под видом реформы сельскохозяйственной отрасли недвижимое имущест-
во, техника, иное имущество и живность сотен колхозов и совхозов были
разграблены.
Судебные, правоохранительные и фискальные органы, бюрократический
аппарат использовались А.Акаевым для подавления любого инакомыслия, с
приданием таким действиям внешней видимости законности. Именно в период
правления А.Акаева появились политзаключенные, осужденные журналисты. В
частности, Сыдыкова З., Тургуналиев Т., Кулов Ф. и другие.
Впервые в новейшей истории Кыргызстана было расстреляно мирное на-
селение в месте Боспиек Аксыйского района, вышедшее с законным требова-
нием освобождения депутата Жогорку Кенеша Бекназарова А., заключенного
в СИЗО по надуманным мотивам. В результате расстрела мирного населения,
учиненного А.Акаевым, погибло шесть человек и ранения получили более
ста граждан.
Путем массовых фальсификаций результатов голосования избирателей в
ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в феврале
2005 года А.Акаев подменил волеизъявление народа своим частным интере-
сом в захвате всей полноты власти, для последующего продления своих
полномочий через подручных депутатов, выдвинутых от партии "Алга Кыр-
гызстан", основателями которой явились его дети.
Нарушение конституционных прав граждан на свободу выражения мне-
ний, свободу слова, свободу выбора вынудили народ восстать против узур-
пировавшей всю власть системы. Массовые фальсификации результатов выбо-
ров депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики стали последней кап-
лей, переполнившей чашу терпения народа. Несмотря на то, что волнения
на юге республики, в Кочкорском и Тонском районах начались в феврале
2005 года, а в марте 2005 года в Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской,
Таласской областях были назначены народные губернаторы, А.Акаев не пос-
читал необходимым вступить в контакт с населением вплоть до своего изг-
нания, уверовав в свою непогрешимость.
На основании вышеизложенного, в соответствии с Декретом Временного
Правительства Кыргызской Республики от 7 апреля 2010 года № 1 Временное
Правительство Кыргызской Республики принимает настоящий Декрет:
1. Установить, что путем совершения особо тяжкого преступления,
выразившегося в допущении применения огнестрельного боевого оружия про-
тив мирного населения, передаче исконных кыргызских земель Китаю, Ка-
захстану, уничтожении народного богатства, узурпации государственной
власти посредством так называемых народных референдумов, А.Акаев вышел
за рамки законности.
2. Учитывая тяжесть совершенного Акаевым А. преступления, лишить
его статуса экс-президента Кыргызской Республики и неприкосновенности.
3. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики в рамках законо-
дательства Кыргызской Республики принять необходимые меры по привлече-
нию к уголовной ответственности Акаева А., а также его экстрадиции в
Кыргызскую Республику.
4. Настоящий Декрет вступает в силу со дня подписания.
Председатель Временного
Правительства Кыргызской Республики Р.Отунбаева