Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
г.Бишкек
от 12 августа 2010 года ВП № 120

         ДЕКРЕТ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

             О лишении А.Акаева статуса неприкосновенности

     После мартовской революции 2005 года, в соответствии с решительным
волеизъявлением  народа органами прокуратуры в отношении экс-президента
Кыргызской Республики А.Акаева был возбужден целый ряд  уголовных  дел,
которыми  ему  инкриминировались деяния,  направленные против интересов
народа и государства.  Вопрос о привлечении его к уголовной ответствен-
ности  и  экстрадиции  из Российской Федерации,  безусловном исполнении
принципа неотвратимости наказания за содеянные преступления сегодня ос-
тается  открытым,  поскольку А.Акаев пользуется статусом неприкосновен-
ности.
     Многочисленные интервью А.Акаева после апрельских событий 2010 го-
да,  в которых он пытается создать видимость своей сопричастности к на-
родному  движению по свержению семейно-кланового режима К.Бакиева,  тем
не менее четко выдают его желание обелить себя от предъявляемых обвине-
ний и представить годы своего правления в качестве образца демократии и
справедливости.  Одновременно его заявления носят выраженный провокаци-
онный характер,  так как направлены на ухудшение общественно-политичес-
кой ситуации в республике и, фактически, являются сигналом для деструк-
тивных действий "третьей" силы, жаждущей реванша.
     Народ Кыргызстана знает,  что основы  семейно-кланового  правления
были  заложены  во времена правления А.Акаева,  его семьи и окружения и
получили свое дальнейшее  развитие  при  К.Бакиеве.  Бывшие  президенты
страны правили исключительно в личных интересах, с целью семейного обо-
гащения,  предавая национальные интересы.  И они заслуживают, как этого
требует народ, уголовного преследования.
     Прежде всего,  Акаев А. посягнул на право народа быть единственным
источником власти, предприняв изощренные попытки для ее узурпации.
     Принятая в 1993 году новая Конституция  независимого  Кыргызстана,
предусматривала такие системы сдержек и противовесов между всеми ветвя-
ми власти и президентом, что ни один из них не мог сконцентрировать всю
полноту власти. Однако, принятая "легендарным" Парламентом Конституция,
оказалась не по нраву новоиспеченному Президенту Кыргызской  Республики
А.Акаеву,  и  вся его последующая деятельность по изменению Конституции
была направлена на усиление и укрепление личной власти.
     В соответствии  с Конституцией Кыргызской Республики 1993 года из-
менения в основной закон могли вноситься только Жогорку Кенешем. А.Ака-
ев,  заведомо зная, что многие его противоправные предложения об усиле-
нии полномочий президента не найдут поддержки  у  депутатского  корпуса
первоначально,  в 1994 году, инициировал норму в Конституцию о допусти-
мости внесения изменений и дополнений в нее путем референдума.  В даль-
нейшем им неоднократно использовался референдум для еще большего расши-
рения и усиления собственных полномочий и законодательного  закрепления
единоличного правления.
     Далее А.Акаев пошел на грубейшее нарушение Конституции 1993 года в
редакции  1996 года,  где четко и ясно было написано,  что одно и то же
лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд. Однако
А.Акаев,  используя заключение подручного Конституционного суда, придав
видимость внешней законности своим действиям, в 2000 году баллотировал-
ся  на  третий президентский срок.  Такие действия А.Акаева должны быть
расценены как узурпация власти.
     Экс-президент А.Акаев  совершил тягчайшее преступление.  Из-за его
преступной соглашательской позиции по вопросам линии  прохождения  кыр-
гызско-китайской  границы  исконно  кыргызские земли,  названия которых
свидетельствуют об их неотъемлемой исторической принадлежности кыргызс-
кому народу, отошли Китаю. На его антинародное решение не повлияли даже
имевшиеся достоверные архивные документы,  представленные ему для озна-
комления. Соглашением между Кыргызской Республикой и Китайской Народной
Республикой о кыргызско-китайской границе,  подписанным Акаевым 4  июля
1996 года, Китаю отошли участки Жаны-Жер (расположенный по течению реки
Сары Жаз),  Боз-Айгыр-Ходжент (побережье реки  Какшал),  подножье  горы
Хан-Тенгри, Энилчек (вечный ледниковый массив), общей площадью примерно
358,7 кв.км.  Дополнительным соглашением от 26 августа 1999 года о кыр-
гызско-китайской  границе  Китаю отошел участок Узонгуу-Кууш,  площадью
примерно 872,0 кв.км. Соглашением между Кыргызской Республикой, Китайс-
кой Народной Республикой и Казахской Республикой от 26 августа 1999 го-
да о точке стыка границ трех  государств  символ  и  гордость  кыргызов
Хан-Тенгри, расположенная на территории Кыргызской Республики, была по-
делена между тремя государствами.
     15 декабря  2001 года А.Акаев подписал договор о кыргызско-казахс-
танской государственной границе,  согласно которому  отошли  Казахстану
участки Кок-Сай, карьер Маймак Кара-Бууринского района, участок Дружба,
площадью 12 га,  Ысык-Атинского района, расположенный на важной страте-
гической трассе Бишкек-Торугарт,  и 500 гектаров пастбищных угодий Кар-
кыра, имеющих особую историческую значимость для кыргызского народа.
     А.Акаев, узурпировав всю власть, опираясь на подконтрольное Прави-
тельство, при поддержке и молчаливом согласии судебных органов, по сво-
ему  усмотрению распоряжался природными богатствами Кыргызстана и высо-
кодоходными предприятиями.
     В результате  таких преступных действий одно из крупнейших золото-
рудных месторождений в мире - Кумтор на заведомо  невыгодных  для  Кыр-
гызстана условиях,  без проведения тендера и ратификации соглашения Жо-
горку Кенешем было передано в 1994 году иностранному инвестору  "Камеко
Корпорэйшн".  Экономическая неэффективность данного проекта в последую-
щем была доказана многими экспертами,  когда бюджет  Кыргызстана  из-за
коррумпированности семьи А.Акаева недополучил десятки, сотни миллиардов
сомов.
     В 2004  году управление проектом по Соглашению должно было перейти
кыргызской стороне.  Однако, интересы Акаева А., его семьи и приближен-
ных оказались выше,  чем интересы народа Кыргызстана, в результате чего
в 2003 году было принято предложение корпорации "Камеко  Корпорэйшн"  о
реструктуризации проекта по разработке золоторудного месторождения Кум-
тор.  Предложение иностранного инвестора  по  реструктуризации  проекта
Кумтор  было принято,  несмотря на аргументированные возражения Жогорку
Кенеша,  и без его согласия, хотя для изменения действующего соглашения
по законодательству требовалось согласие Жогорку Кенеша Кыргызской Рес-
публики.
     Насколько невыгодными  были для Кыргызстана ранее подписанные сог-
лашения по проекту Кумтор было убедительно  доказано  после  мартовской
революции  2005  года,  когда  инвестор был вынужден пойти на пересмотр
всех ранее действовавших соглашений.  Результатом такого  пересмотра  и
подписания  нового  соглашения стало значительное увеличение количества
акций кыргызской стороны и отчислений в  Фонд  развития  Иссык-Кульской
области, и в несколько раз увеличившиеся поступления в бюджет от проек-
та Кумтор.
     Такая же участь постигла и золоторудное месторождение Джеруй.
     Высокодоходные предприятия Кыргызстана, такие как Кантский цемент-
но-шиферный  комбинат,  Каиндинский сахарный завод,  Шампанвинкомбинат,
крупные заводы имени Ленина и Фрунзе и десятки других предприятий с по-
дачи  экс-президента А.Акаева были приватизированы его родственниками в
нарушение действующего законодательства по символическим  ценам,  стои-
мость  которых ими была оплачена за счет прибыли этих организаций.  Ре-
зультат такой приватизации - потеря бюджетом республики сотен миллионов
сомов.
     Под видом реформы сельскохозяйственной отрасли недвижимое имущест-
во,  техника,  иное имущество и живность сотен колхозов и совхозов были
разграблены.
     Судебные, правоохранительные и фискальные органы,  бюрократический
аппарат использовались А.Акаевым для подавления любого  инакомыслия,  с
приданием таким действиям внешней видимости законности. Именно в период
правления А.Акаева появились политзаключенные, осужденные журналисты. В
частности, Сыдыкова З., Тургуналиев Т., Кулов Ф. и другие.
     Впервые в новейшей истории Кыргызстана было расстреляно мирное на-
селение в месте Боспиек Аксыйского района, вышедшее с законным требова-
нием освобождения депутата Жогорку Кенеша Бекназарова А.,  заключенного
в СИЗО по надуманным мотивам. В результате расстрела мирного населения,
учиненного А.Акаевым,  погибло шесть человек и ранения  получили  более
ста граждан.
     Путем массовых фальсификаций результатов голосования избирателей в
ходе  выборов  депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в феврале
2005 года А.Акаев подменил волеизъявление народа своим частным  интере-
сом  в  захвате  всей полноты власти,  для последующего продления своих
полномочий через подручных депутатов,  выдвинутых от партии "Алга  Кыр-
гызстан", основателями которой явились его дети.
     Нарушение конституционных прав граждан на свободу  выражения  мне-
ний, свободу слова, свободу выбора вынудили народ восстать против узур-
пировавшей всю власть системы. Массовые фальсификации результатов выбо-
ров депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики стали последней кап-
лей,  переполнившей чашу терпения народа.  Несмотря на то, что волнения
на  юге  республики,  в Кочкорском и Тонском районах начались в феврале
2005 года,  а в марте 2005 года в Джалал-Абадской,  Ошской, Баткенской,
Таласской областях были назначены народные губернаторы, А.Акаев не пос-
читал необходимым вступить в контакт с населением вплоть до своего изг-
нания, уверовав в свою непогрешимость.
     На основании вышеизложенного, в соответствии с Декретом Временного
Правительства Кыргызской Республики от 7 апреля 2010 года № 1 Временное
Правительство Кыргызской Республики принимает настоящий Декрет:
     1. Установить,  что  путем  совершения особо тяжкого преступления,
выразившегося в допущении применения огнестрельного боевого оружия про-
тив мирного населения,  передаче исконных кыргызских земель Китаю,  Ка-
захстану,  уничтожении народного богатства,  узурпации  государственной
власти посредством так называемых народных референдумов,  А.Акаев вышел
за рамки законности.
     2. Учитывая тяжесть совершенного Акаевым А.  преступления,  лишить
его статуса экс-президента Кыргызской Республики и неприкосновенности.
     3. Генеральной  прокуратуре Кыргызской Республики в рамках законо-
дательства Кыргызской Республики принять необходимые меры по  привлече-
нию  к  уголовной ответственности Акаева А.,  а также его экстрадиции в
Кыргызскую Республику.
     4. Настоящий Декрет вступает в силу со дня подписания.

     Председатель Временного
     Правительства Кыргызской Республики               Р.Отунбаева