Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 13 июня 2011 года № 41

О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики"

 

Статья 1.

 

Внести в конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 6/2, ст.605) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 1 изложить в следующей редакции:

"Статья 1. Судьи - носители судебной власти

 

1. Судебная власть в Кыргызской Республике принадлежит только судам в лице судей:

Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Верховный суд);

Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционная палата Верховного суда);

местных судов Кыргызской Республики (далее - местные суды);

специализированных судов, учрежденных законом.

2. Судьями являются лица, наделенные в порядке, предусмотренном Конституцией и настоящим конституционным Законом, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

3. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.".

2. Статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Статус судьи

 

1. Статус судьи определяется повышенными требованиями к его приобретению и прекращению, установлением высоких стандартов к личности обладателя, квалификации и поведению, усилением ответственности за ненадлежащее исполнение судейских полномочий, материальным и социальным обеспечением и иными гарантиями, соответствующими высокому статусу.

2. Статус судьи у лица возникает со дня вступления в должность судьи соответствующего суда и прекращается со дня издания акта об освобождении судьи от должности и прекращения полномочий судьи в соответствии с настоящим конституционным Законом. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

3. Судьи всех судов Кыргызской Республики обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями, определяемыми законодательством об организации и процессуальной деятельности соответствующих судов.

4. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы.

5. Установление различий в размере заработной платы в зависимости от занимаемой должности, а также в размерах выходных пособий при выходе в отставку или прекращении статуса и другие различия, установленные настоящим конституционным Законом в зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных обстоятельств, не означает изменения статуса.".

3. В статье 5:

в части 2 слова "Конституционного суда, Верховного суда" заменить словами "Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда";

часть 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Судья местного суда, переведенный из одного местного суда в другой, к присяге не приводится.".

4. Главу 1 дополнить статьями 5-1 и 5-2 следующего содержания:

"Статья 5-1. Требования, предъявляемые к судье в соответствии

с его статусом

 

1. Судья обязан:

1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;

2) соблюдать требования Кодекса чести судей Кыргызской Республики, а также установленную законодательством этику государственных служащих и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи;

3) противостоять попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

4) соблюдать тайну совещания судей;

5) декларировать свое имущество и доходы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

6) соблюдать правила трудового распорядка, установленные в соответствующем суде.

2. Судья не вправе:

1) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц в судах и других государственных органах;

2) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

3) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

4) использовать подарки, полученные в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями. Такие подарки признаются государственной собственностью и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным и другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

5) принимать без разрешения Совета судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей) почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

6) выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, Совета судей с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Кыргызской Республики иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

8) участвовать в забастовках и митингах;

9) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать должность судьи с депутатской деятельностью или деятельностью в государственных органах и органах местного самоуправления, другой оплачиваемой работой, за исключением:

- педагогической, научной и творческой деятельности в той мере, в какой она не мешает исполнению судейских обязанностей;

- участия в деятельности органов судейского самоуправления, Совета по отбору судей Кыргызской Республики (далее - Совет по отбору судей).

3. Судьи не могут состоять в партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

 

Статья 5-2. Основные права судьи

 

1. Судья имеет право в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим конституционным Законом и принятыми на его основе другими законами:

на перевод (ротацию) в другой суд;

быть избранным председателем или заместителем председателя суда, а также в органы судейского самоуправления и в Совет по отбору судей;

на повышение своей квалификации;

на отставку;

требовать опровержения или признания необоснованными любых обвинений в отношении него о нарушении положений статьи 6 настоящего конституционного Закона;

на содействие со стороны государства и органов судейского самоуправления в реализации его законных интересов;

на обеспечение гарантий, установленных настоящим конституционным Законом.

2. Перечисление в части 1 настоящей статьи прав не ограничивает другие права гражданина, являющегося судьей, предоставленные Конституцией гражданам Кыргызской Республики, если реализация этих прав не вступает в противоречие с высоким статусом судьи.".

5. Статью 6 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Безупречность поведения судей

 

1. Судья занимает свою должность и сохраняет свои полномочия до тех пор, пока его поведение является безупречным.

2. Под безупречностью поведения судьи понимается отсутствие в отношении этого судьи подтвержденных или признанных Советом судей фактов нарушения обязанностей, предусмотренных статьей 5-1 настоящего конституционного Закона.".

6. В части 3 статьи 7:

абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

"Удостоверение судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда выдается Торага Жогорку Кенеша.

Удостоверение председателя, заместителя председателя Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда выдается Торага Жогорку Кенеша на основании решения собрания судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда.";

часть дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:

"Удостоверение председателя, заместителя председателя местного суда выдается Президентом Кыргызской Республики (далее - Президент) на основании решения собрания судей местного суда.

Удостоверение судьи местного суда выдается Президентом.".

7. В части 3 статьи 8 слова "Кыргызской Республики (далее - Совет судей)" исключить.

8. В пункте 2 части 1 статьи 9 слова "Конституционного суда, Верховного суда" заменить словами "Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда".

9. Часть 1 статьи 11 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) правом на отставку.".

10. Часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"1. Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные в воздействии на судью, несут ответственность, предусмотренную законом.".

11. Статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Неприкосновенность судьи

 

1. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан и арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой правоохранительный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за противоправные деяния, совершенные им в период осуществления полномочий судьи, в ином порядке, чем установлено настоящим конституционным Законом.

3. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности других людей.".

12. Название главы 3 изложить в следующей редакции: "Глава 3. Порядок избрания судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, избрания и освобождения председателя и заместителей председателя Верховного суда".

13. Статьи 15 и 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Требования, предъявляемые к судьям Верховного суда,

Конституционной палаты Верховного суда, порядок их

избрания

 

1. Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет, в том числе пятилетний стаж судейской работы.

Судьей Конституционной палаты Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, владеющий государственным и официальным языками.

2. Судьи Верховного суда, в том числе Конституционной палаты Верховного суда, избираются Жогорку Кенешем по представлению Президента, основанному на предложении Совета по отбору судей, с учетом гендерного представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола, до предельного возраста, установленного Конституцией.

3. Отбор кандидатов на замещение вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда осуществляется Советом по отбору судей на конкурсной основе.

Конкурс на замещение вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда осуществляется путем проведения собеседования.

4. Совет по отбору судей объявляет конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда не позднее шестидесяти дней до достижения предельного возраста судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда либо не позднее двадцати дней со дня досрочного прекращения полномочий судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда или досрочного освобождения его от должности.

5. Заявление на участие в конкурсе должно быть подано претендентом в Совет по отбору судей в течение десяти дней со дня публикации объявления.

К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта;

2) заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании;

3) заверенные копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих наличие у претендента стажа работы по юридической профессии;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в течение одного года перед участием в конкурсе.

К заявлению могут быть приложены иные документы (отзывы, рекомендации), характеризующие личность претендента.

Действующие судьи Кыргызской Республики вправе участвовать в конкурсном отборе на должности судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда путем подачи заявлений.

Личные дела судей Кыргызской Республики, подавших заявление на участие в конкурсе, представляются в Совет по отбору судей аппаратами Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и уполномоченным государственным органом по обеспечению деятельности местных судов (далее - уполномоченный государственный орган).

6. После завершения приема заявлений Совет по отбору судей в десятидневный срок по результатам изучения личных дел претендентов и проведения собеседования с ними вносит Президенту кандидатуру для избрания на должность судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда.

7. Президент вносит в Жогорку Кенеш представление на кандидата для избрания судьей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда.

По представленной кандидатуре Жогорку Кенеш принимает решение не позднее двух недель со дня поступления представления.

8. В случае неизбрания Жогорку Кенешем представленной кандидатуры на должность судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда Президент вносит по предложению Совета по отбору судей другую кандидатуру по результатам нового конкурсного отбора.

Жогорку Кенеш рассматривает представление Президента по новой кандидатуре для избрания судьей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и принимает решение в срок не позднее двух недель со дня поступления представления.

9. Судьями Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда не могут быть лица:

1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;

2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;

3) уволенные из правоохранительных органов в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительного органа или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным абзацами восьмым и девятым статьи 10 Закона Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности";

4) имеющие гражданство иностранного государства.

 

Статья 16. Порядок избрания и освобождения председателя

и заместителей председателя Верховного суда

 

1. Судьи Верховного суда избирают из своего состава председателя и заместителей председателя сроком на три года.

Один и тот же судья не может быть избран председателем, заместителем председателя Верховного суда два срока подряд.

2. Избрание и освобождение председателя и заместителей председателя Верховного суда проводятся в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики.

3. Избрание и освобождение председателя и заместителя председателя Конституционной палаты Верховного суда осуществляется в порядке, предусмотренном конституционным Законом Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики".

14. В названии главы 4 слова "назначение председателя и заместителя председателя местного суда" заменить словами "избрание председателя и заместителя председателя местного суда".

15. Статью 17 изложить в следующей редакции:

"Статья 17. Требования, предъявляемые к судьям местных судов

 

1. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

2. К лицам, впервые претендующим на замещение должности судьи местного суда и не имеющим стаж судейской работы, а также к лицам, имеющим судейский стаж работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи превышает десять лет, устанавливается следующее дополнительное требование - наличие сертификата, выдаваемого по результатам сдачи квалификационного экзамена (далее - экзамен). Экзамен сдается по итогам очного или заочного обучения претендентов. Сертификат действителен в течение трех лет. Программа обучения, состав комиссии по приему экзамена, а также порядок его сдачи утверждаются Советом судей.

3. Судьями местных судов не могут быть лица:

1) имеющие судимость, в том числе погашенную или снятую;

2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;

3) уволенные из правоохранительных органов в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительного органа или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным абзацами восьмым и девятым статьи 10 Закона Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности";

4) имеющие гражданство иностранного государства.

4. В стаж работы по юридической профессии, необходимой для занятия должности судьи, засчитывается время работы в следующих должностях:

- депутатов Жогорку Кенеша, имеющих высшее юридическое образование;

- сотрудников юридического подразделения Аппарата Президента, полномочного представителя Президента в Жогорку Кенеше;

- сотрудников юридических подразделений, отделов комитетов, ведающих вопросами правопорядка, прав человека, конституционного законодательства, государственного устройства и судебно-правовыми вопросами Аппарата Жогорку Кенеша, а также консультантов депутатов Жогорку Кенеша (с момента получения высшего юридического образования);

- сотрудников юридического подразделения, структурного подразделения, ведающего вопросами обороны и правоохранительных органов Аппарата Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство), постоянного представителя Правительства в Жогорку Кенеше;

- работников аппарата Верховного суда;

- работников аппарата Конституционной палаты Верховного суда;

- работников аппаратов местных судов;

- работников уполномоченного государственного органа;

- работников органов прокуратуры;

- сотрудников системы юстиции;

- сотрудников юридических служб, следственных подразделений органов внутренних дел;

- сотрудников юридических служб, следственных подразделений службы национальной безопасности;

- сотрудников юридических служб, следственных подразделений таможенных органов и органов финансовой полиции;

- сотрудников юридических служб министерств, государственных комитетов и административных ведомств, а также их подведомственных учреждений;

- сотрудников юридических служб аппаратов государственных комиссий, фондов Кыргызской Республики;

- сотрудников юридических служб аппаратов местных государственных администраций и органов местного самоуправления;

- сотрудников Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики, имеющих высшее юридическое образование;

- сотрудников юридических служб юридических лиц независимо от форм собственности;

- адвокатов Кыргызской Республики;

- нотариусов Кыргызской Республики;

- профессорско-преподавательского состава, ученого-секретаря высшего учебного заведения, занимающихся вопросами права.".

16. В статье 18:

по всему тексту статьи слова "Национальный совет" в различных падежных формах заменить словами "Совет по отбору судей" в соответствующих падежах;

абзац первый части 4 изложить в следующей редакции:

"4. Совет по отбору судей объявляет конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда не позднее шестидесяти дней до достижения предельного возраста судьи местного суда либо не позднее двадцати дней со дня досрочного прекращения полномочий судьи местного суда или досрочного освобождения его от должности. Объявление о конкурсе размещается в государственном печатном органе, а также на сайте Совета по отбору судей.";

в части 5 цифры "3 - 5" заменить цифрами "4, 5".

17. В статье 19:

по всему тексту статьи слова "Национальный совет" в различных падежных формах заменить словами "Совет по отбору судей" в соответствующих падежах;

слова "Судебный департамент" в различных падежных формах заменить словами "уполномоченный государственный орган" в соответствующих падежах;

в пункте 5 части 1 текста на официальном языке слово "предусмотренный" заменить словом "предусмотренного";

абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:

"Документы судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда формируются аппаратами Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и передаются в уполномоченный государственный орган.";

в абзаце втором части 4 слова "лиц, имеющих двухгодичный срок ограничения участия в конкурсе в соответствии со статьей 20 настоящего конституционного Закона, а также документы," исключить.

18. В статье 21:

по всему тексту статьи слова "Национальный совет" в различных падежных формах заменить словами "Совет по отбору судей" в соответствующих падежах;

в части 1:

пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2) лица, имеющие судейский стаж работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи не превышает десяти лет;

3) лица, получившие сертификат по результатам сдачи экзамена.";

часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Собеседование проводится в порядке, определяемом Советом по отбору судей. В процессе собеседования членами Совета по отбору судей кандидатам задаются вопросы, определенные в Положении о проведении собеседования, позволяющие определить:

1) интеллектуальные способности;

2) личные качества;

3) способность правильно понимать и объективно рассматривать дело;

4) коммуникативные навыки и эффективность их применения.

Кроме этого, члены Совета по отбору судей вправе запросить в отношении кандидата, претендующего на замещение вакантной должности судьи:

- декларацию о доходах;

- иную информацию, подтверждающую безупречность поведения кандидата.";

в абзаце втором части 3 слова "Национальным советом" заменить словом "законом";

в части 4 слова "Судебном департаменте" заменить словами "уполномоченном государственном органе".

19. В статье 22:

в части 1 слова "рекомендованных Национальным советом" заменить словами "предложенных Советом по отбору судей";

абзацы второй и третий части 2 изложить в следующей редакции:

"Президент вправе возвратить Совету по отбору судей материалы по представленной кандидатуре, мотивируя свое решение. Если Совет по отбору судей не установит обстоятельств, препятствующих назначению кандидата на должность судьи местного суда, то Совет по отбору судей вносит повторно Президенту предложение по этой же кандидатуре, которая подлежит обязательному назначению в течение десяти рабочих дней.

В случае согласия Совета по отбору судей с обстоятельствами, изложенными Президентом, Совет по отбору судей объявляет новый конкурс".

20. Статьи 23-25 изложить в следующей редакции:

"Статья 23. Основания и порядок перевода (ротации) судьи местного

суда

 

1. Судья местного суда может быть переведен из одного местного суда в другой местный суд по следующим основаниям:

1) по собственному желанию;

2) в случае реорганизации суда, изменения его структуры и штатной численности судей;

3) в целях государственной защиты судей по не зависящим от судьи и государства обстоятельствам;

4) в случае участия судьи местного суда в конкурсном отборе на вакантную должность судьи другого местного суда и внесения Советом по отбору судей его кандидатуры Президенту.

2. Перевод (ротация) судей по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется Советом по отбору судей по мере поступления заявлений судей. Заявления судей подаются в уполномоченный государственный орган на имя Совета по отбору судей.

Совет по отбору судей, рассмотрев заявления судей о переводе (ротации), удовлетворяет их и вносит предложение Президенту о переводе (ротации) судей лишь при обоюдном согласии судей о переводе (ротации).

Судья, переведенный из одного местного суда в другой вправе повторно обратиться с заявлением о переводе (ротации) не ранее чем через пять лет со дня последнего перевода (ротации).

3. В случае реорганизации местного суда, изменения его структуры с передачей штатных единиц судей в другие местные суды Советом по отбору судей заслушиваются мнения судей относительно перевода (ротации) их в суды, куда передаются штатные единицы судей реорганизуемого суда либо суда, структура которого изменена. Решение Совета по отбору судей по переводу (ротации) судей принимается с учетом всех обстоятельств и возможности работы судей на новом месте.

4. Совет по отбору судей рассматривает вопрос о переводе (ротации) в целях государственной защиты судей по независящим от судьи и государства обстоятельствам безотлагательно. Основанием для рассмотрения этого вопроса является обращение председателя соответствующего местного суда или обращение судьи, подтвержденное соответствующими материалами правоохранительных органов. Решение Совета по отбору судей по переводу (ротации) в целях государственной защиты судей принимается после изучения всех обстоятельств и определения обоснованности имеющейся угрозы судье.

5. Перевод (ротация) судьи местного суда осуществляется на оставшийся срок его полномочий.

6. Решение о переводе (ротации) судьи принимается Советом по отбору судей и направляется Президенту для издания соответствующего указа. Указ подлежит подписанию в течение десяти дней со дня поступления решения Президенту.

 

Статья 24. Порядок избрания председателей и заместителей

председателей местных судов

 

1. Председатели и заместители председателей местных судов избираются собранием судей соответствующего местного суда сроком на три года.

2. Один и тот же судья не может быть избран председателем, заместителем председателя местного суда два срока подряд в одном и том же суде.

3. Избрание и освобождение председателей, заместителей председателей местных судов проводятся в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 25. Отстранение судьи от должности

 

1. Судья отстраняется от должности (отстраняется от исполнения обязанностей судьи) в случае дачи согласия Советом судей на привлечение его к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого) или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

2. Жогорку Кенеш по предложению Совета судей может отстранить от должности судью Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда в случае дачи Генеральному прокурору Кыргызской Республики (далее - Генеральный прокурор) согласия на привлечение судьи в качестве обвиняемого.

Президент по предложению Совета судей может отстранить от должности судью местного суда в случае дачи Генеральному прокурору согласия на привлечение судьи в качестве обвиняемого.

3. Отстранение судьи от должности не влечет приостановления выплат судье заработной платы и иных видов материального и социального обеспечения судьи.

4. Судья, отстраненный от должности, восстанавливается в ранее занимаемой должности (считается приступившим к исполнению обязанностей судьи) органом, его избравшим или назначившим, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения об отстранении его от должности.".

21. В статье 26:

части 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Судья освобождается от должности досрочно в случае:

1) подачи письменного заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

2) неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, подтвержденной заключением медицинской комиссии;

3) назначения судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда судьей местного суда; избрания судьи местного суда судьей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда;

4) перехода на другую работу, не связанную с осуществлением правосудия;

5) отказа судьи местного суда от перевода в другой местный суд по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего конституционного Закона;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;

7) вступления в законную силу решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

8) совершения дисциплинарного проступка, не совместимого с безупречностью поведения и высоким званием судьи, подтвержденного решением Совета судей;

9) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

10) членства в политических партиях, его выступления в поддержку какой-либо политической партии;

11) если судья:

- зарегистрирован в качестве кандидата в Президенты;

- включен в зарегистрированный список политической партии, участвующей в выборах Жогорку Кенеша;

- зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты местного кенеша.

3. Судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда освобождаются от должности досрочно большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента на основании решения Совета судей.";

в части 4 слова "Национального совета" заменить словами "Совета судей".

22. В части 2 статьи 27 слова "или Конституционного суда" заменить словами ", Конституционной палаты Верховного суда".

23. Главу 5 дополнить статьей 27-1 следующего содержания:

"Статья 27-1. Отставка судьи

 

1. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если он был освобожден по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5, 11 части 2 статьи 26 настоящего конституционного Закона, или его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 27 настоящего конституционного Закона.

3. Судьям, пребывающим в отставке, удостоверение судьи в отставке выдается Президентом.".

24. В статье 28:

в абзаце втором части 1 цифру "1" заменить цифрой "2";

часть 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Совет судей, учитывая малозначительность совершенного дисциплинарного проступка, может ограничиться предупреждением.";

в части 3 слова "два года" заменить словами "шесть месяцев";

часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Замечание и выговор судьям применяются Советом судей в соответствии с Положением о дисциплинарной комиссии.

Досрочное освобождение от должности за совершение дисциплинарного проступка применяется как крайняя мера дисциплинарного воздействия за грубое нарушение требований о безупречном поведении судей.

Решение о досрочном освобождении судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда принимается Жогорку Кенешем по представлению Президента, основанному на решении Совета судей о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности.

Решение о досрочном освобождении судей местного суда принимается Президентом на основании решения Совета судей о досрочном освобождении судьи от занимаемой должности.".

25. В статье 29:

абзац первый части 1 после слов "дисциплинарного производства" дополнить словом ", возбужденного";

в предложении первом абзаца первого части 2 слово "возбуждает" заменить словами "вправе возбудить";

часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Судья, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, должен быть заблаговременно ознакомлен с материалами производства.

Отказ от ознакомления с материалами не является препятствием для дальнейшего дисциплинарного производства.".

26. В статье 30:

по всему тексту статьи слова "Национальный совет" в различных падежных формах заменить словами "Совет судей" в соответствующих падежах;

в части 2 слова "(привлечении в качестве обвиняемого)" заменить словами "(вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого)";

часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Дача согласия о привлечении судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда, местных судов к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, принимается Советом судей по представлению Генерального прокурора.".

27. В статье 33:

абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:

"При этом лицам, перечисленным в абзаце первом настоящей части и вновь избранным или назначенным судьями, засчитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента последнего избрания или назначения, в случае получения единовременного пособия при предыдущем освобождении от должности или прекращении полномочий судьи.";

абзац второй части 4 после слов "настоящей статьи," дополнить словами "а также судьям в отставке";

часть 6 после слов "Конституционного суда," дополнить словами "Конституционной палаты Верховного суда,".

28. В части 3 статьи 34 слово "Президентом" заменить словом "Правительством".

29. В статье 35:

в части 1 слова ", за исключением положения части 2 статьи 17, которое подлежит применению с 1 сентября 2008 года" исключить;

в части 2 слова "статьи 20" заменить словами "части 2 статьи 17 настоящего конституционного Закона";

части 2-1 и 2-2 признать утратившими силу;

часть 2-3 изложить в следующей редакции:

"2-3. Действие статьи 27-1 настоящего конституционного Закона распространяется на судей Кыргызской Республики, которые были освобождены либо если их полномочия были прекращены до вступления в силу настоящего конституционного Закона по основаниям, указанным в части 2 статьи 27-1 настоящего конституционного Закона.".

 

Статья 2.

 

1. Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением:

- абзаца четвертого пункта 15 статьи 1 настоящего конституционного Закона, вступающего в силу со дня окончания формирования судейского корпуса местных судов в соответствии с Конституцией, принятой на референдуме (всенародном голосовании) от 27 июня 2010 года.

2. Установить, что до вступления в силу абзаца четвертого пункта 15 статьи 1 настоящего конституционного Закона, претенденты на должности судей местных судов вправе сдать квалификационный экзамен и быть допущенными к собеседованию без прохождения обучения.

Совету судей в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего конституционного Закона разработать и утвердить порядок и условия сдачи квалификационного экзамена.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

Р. Отунбаева