Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

ВНИМАНИЕ!
Изменения, внесенные Законом КР от 30 июня 2022 года N 53, вступают в силу
по истечении шести месяцев со дня официального опубликования
указанного Закона

Описание: Описание: Описание: C:\Users\Work\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\6b500b88-0385-43d7-8837-4c54307a4118\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

от 12 июля 2012 года № 104

 

О Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

 

(В редакции Закона КР от 30 июня 2022 года N 53)

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Организация и функционирование Национального центра

Глава 3. Гарантии независимости Национального центра

Глава 4. Превентивные посещения мест лишения и ограничения

свободы

Глава 5. Взаимодействие Национального центра с государственными

органами и международными организациями

Глава 6. Заключительные положения

 

Настоящий Закон направлен на создание системы предупреждения пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания в местах лишения и ограничения свободы в отношении содержащихся в них лиц и определяет порядок организации и деятельности Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Национальный центр).

 

Глава 1
Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание (далее - жестокое обращение) - обращение и наказание, которые унижают лицо как личность или вызывают у него чувство страха, неполноценности, которое может сломить нравственное или физическое сопротивление этого лица и вызывает при этом достаточно сильное физическое или нравственное страдание;

место лишения свободы - место, предназначенное для содержания лица, подвергнутого административному задержанию или аресту, задержанного по подозрению в совершении преступления, заключенного под стражу в связи с обвинением в совершении преступления, отбывающего наказание в виде лишения свободы по приговору суда, в том числе:

камеры временного задержания, изоляторы временного содержания и следственные изоляторы;

колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы;

приемники-распределители органов внутренних дел;

гауптвахты;

помещения органов пограничной службы для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию;

пункты приема и временного размещения перемещенных внутри республики лиц и лиц, ищущих убежища;

место ограничения свободы - любое место, которое по своим характеристикам не классифицируется как место лишения свободы, где лицо пребывает или может пребывать по распоряжению государственного органа (должностного лица) либо с его ведома, которое оно не может покинуть по своей воле, в том числе:

место расположения и объекты правоохранительных органов;

центры адаптации и реабилитации несовершеннолетних;

воинские части органов внутренних дел, обороны, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы и уполномоченного государственного органа в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций;

психоневрологические учреждения;

специализированные учреждения для принудительного лечения больных психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;

государственные и негосударственные медико-социальные учреждения для престарелых, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями здоровья (дома для престарелых, детские дома и др.);

специальные учреждения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания;

национальный превентивный механизм - это система предупреждения пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы в отношении содержащихся в них лиц, функционирующая посредством деятельности уполномоченного государственного органа - Национального центра;

превентивное посещение мест лишения и ограничения свободы - беспрепятственное посещение мест лишения и ограничения свободы, осуществляемое сотрудниками Национального центра, членами Координационного совета и экспертами на регулярной основе без предварительного уведомления в любое время в целях предупреждения, защиты лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц от пыток и жестокого обращения и улучшения условий содержания;

пытка - умышленное причинение какому-либо лицу физических или психических страданий, совершенное с целью получить от него или от другого лица сведения или признания, наказать его за деяние, которое совершило оно или другое лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить к совершению определенных действий его или другое лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такое деяние совершается должностным лицом либо по его подстрекательству или с его ведома, или молчаливого согласия любым иным лицом.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы предупреждения пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы в отношении содержащихся в них лиц, отношения между Национальным центром, государственными органами, некоммерческими и международными организациями и иные отношения, возникающие в данной сфере.

2. Настоящий Закон не ограничивает права Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики (далее - Акыйкатчы (Омбудсмен), государственных органов и некоммерческих организаций на посещение мест лишения и ограничения свободы, предусмотренные действующим законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 3. Правовая основа деятельности Национального центра

 

1. Правовой основой деятельности Национального центра является Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

2. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров.

 

Статья 4. Принципы организации и функционирования Национального центра

 

1. Организация и функционирование Национального центра осуществляются в соответствии с принципами законности, независимости, гласности, беспристрастности и недискриминации по признаку пола, расы, языка, этнической принадлежности, происхождения, вероисповедания, возраста, инвалидности, политических или иных убеждений, образования, имущественного и иного положения, а также других обстоятельств.

2. При реализации полномочий Национального центра не допускается вмешательство в производство оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и уголовно-процессуальных действий, за исключением случаев, когда эти мероприятия и действия сопряжены с пытками и жестоким обращением, и такое вмешательство необходимо для устранения опасности, непосредственно угрожающей лицу и его правам.

(В редакции Закона КР от 30 июня 2022 года N 53)

Глава 2
Организация и функционирование Национального центра

 

Статья 5. Национальный центр

 

1. Национальный центр - уполномоченный государственный орган, образуемый с целью содействия выполнению Кыргызской Республикой обязательств по Факультативному протоколу к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

2. Национальный центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банках Кыргызской Республики и за рубежом, гербовую печать со своим наименованием, штампы, фирменные бланки, собственную символику и другие необходимые реквизиты.

3. Национальный центр является независимым органом, самостоятельно организующим и осуществляющим свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной ему настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Органам государственной власти и управления и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью Национального центра.

4. Органами управления Национального центра являются Координационный совет и директор.

5. Структура и штатная численность Национального центра утверждаются Координационным советом по представлению директора Национального центра с учетом соблюдения требований об обязательном функционировании представительств (представителей) Национального центра во всех областях и в городах Бишкек и Ош, с учетом количества, географического расположения и наполняемости мест лишения и ограничения свободы.

6. Сотрудники Национального центра назначаются на должности директором Национального центра по представлению Координационного совета по результатам конкурсного отбора. Конкурсный отбор на вакантные должности сотрудников Национального центра проводится Координационным советом по правилам, установленным Регламентом Координационного совета.

7. Сотрудники Национального центра освобождаются от должности директором Национального центра.

8. При отборе кандидатов на должность сотрудника Национального центра обеспечивается гендерный баланс и представленность разных этнических групп, групп меньшинств.

9. В кадровом составе Национального центра не должно преобладать более 70 процентов представителей одного пола. В случае если по конкурсу на вакантное место сотрудника Национального центра прошли два кандидата разного пола, то при равных условиях должен быть принят кандидат того пола, который менее представлен в Национальном центре.

10. Заработная плата сотрудникам Национального центра устанавливается на уровне заработной платы государственных служащих Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена).

 

Статья 6. Цели и задачи Национального центра

 

1. Основными целями Национального центра являются предупреждение пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы в отношении содержащихся в них лиц и содействие улучшению условий содержания.

2. Основными задачами Национального центра являются:

1) разработка стратегии по предупреждению пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы и улучшению условий содержания, координация и отслеживание ее исполнения, участие в ее реализации;

2) обеспечение эффективного функционирования системы регулярных превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы сотрудниками Национального центра, членами Координационного совета и экспертами;

3) разработка и реализация просветительских и образовательных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, влекущих применение пыток и жестокого обращения;

4) содействие совершенствованию нормативной правовой базы в области борьбы с пытками и жестоким обращением;

5) взаимодействие с государственными органами для обеспечения эффективной деятельности системы предупреждения пыток и жестокого обращения;

6) формирование в обществе нетерпимости к пыткам и жестокому обращению и осознания важности борьбы с ними;

7) содействие развитию международного сотрудничества в области борьбы с пытками и жестоким обращением.

 

Статья 7. Функции и права Национального центра

 

1. Национальный центр:

1) осуществляет регулярные превентивные посещения мест лишения и ограничения свободы;

2) разрабатывает методологию и ежегодную программу превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы;

3) осуществляет просветительские и образовательные мероприятия, направленные на устранение причин и условий, влекущих применение пыток и жестокого обращения, и повышение уровня общественной осведомленности о законодательстве в области прав человека, механизмах их защиты;

4) периодически обобщает практику превентивных посещений по стране и анализирует ситуацию с пытками и жестоким обращением в местах лишения и ограничения свободы;

5) определяет системные причины, которые влекут или могут повлечь применение пыток и жестокое обращение в отношении лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц, доводит их до сведения государственных органов и общественности;

6) устанавливает прямые контакты, осуществляет обмен информацией с государственными органами Кыргызской Республики в целях практической реализации рекомендаций по устранению причин и условий, влекущих применение пыток и жестокое обращение в отношении лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц;

7) направляет в органы прокуратуры сообщение об установленном факте применения пыток и жестокого обращения в отношении лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц для расследования и привлечения виновных к ответственности;

8) содействует сотрудничеству некоммерческих организаций, администраций мест лишения и ограничения свободы, иных органов, осуществляющих полномочия по обеспечению законных прав и свобод лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц по предупреждению и пресечению пыток и жестокого обращения;

9) организует освещение результатов превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы в средствах массовой информации и на веб-сайте Национального центра;

10) устанавливает связи и обмен информацией с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета ООН против пыток (далее Подкомитет по предупреждению), национальными превентивными механизмами других государств, международными организациями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи;

11) представляет предложения и замечания, касающиеся действующего законодательства или законопроектов в области предупреждения пыток и жестокого обращения;

12) участвует в подготовке и представлении отчетов Кыргызской Республики в сфере обеспечения и защиты прав человека в международные органы по правам человека;

13) самостоятельно определяет объем необходимых средств для финансирования Национального центра и самостоятельно распоряжается средствами в пределах сметы расходов.

2. Национальный центр вправе:

1) вносить в соответствующие государственные органы Кыргызской Республики предложения по вопросам совершенствования государственной политики в области предупреждения пыток и жестокого обращения в отношении лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц, улучшения условий содержания;

2) запрашивать в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, некоммерческих организаций любую информацию, за исключением охраняемой законом, аналитические, справочно-статистические материалы, необходимые для реализации своих задач и функций.

 

Статья 8. Требования к сотрудникам Национального центра

 

1. Сотрудником Национального центра может быть избрано любое дееспособное лицо, являющееся гражданином Кыргызской Республики, имеющее высшее образование, опыт практической работы юристом, педагогом, врачом, психологом, психиатром, социальным работником, а также опыт работы с уязвимыми группами общества, такими как мигранты, несовершеннолетние, лица с ограниченными возможностями здоровья, с этническими и языковыми меньшинствами, а также имеющее профессиональный опыт в управлении и осуществлении контроля над местами лишения и ограничения свободы или опыт мониторинга мест лишения и ограничения свободы.

2. Сотрудниками Национального центра не могут быть судьи, сотрудники правоохранительных органов, работники уголовно-исполнительной системы, лица, занятые в местах с ограничением свободы (места с высокой концентрацией особо уязвимых групп, таких как несовершеннолетние, женщины, лица с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, душевнобольные и т.д.), а также лица, имеющие судимость за совершение преступления.

 

Статья 9. Координационный совет

 

1. Координационный совет является высшим органом управления Национального центра и состоит из одиннадцати членов.

2. В состав Координационного совета входят:

1) Акыйкатчы (Омбудсмен) - по должности;

2) один депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш), предложенный парламентским большинством;

3) один депутат Жогорку Кенеша, предложенный парламентской оппозицией;

4) 8 представителей некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке, уставная деятельность которых связана с защитой прав на свободу от пыток, жестоких видов обращений и наказания.

3. Состав Координационного совета избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть членом Координационного совета более двух сроков подряд, за исключением Акыйкатчы (Омбудсмена). Руководители парламентских комитетов, руководители депутатских фракций и/или политических партий могут быть членами Координационного совета без каких-либо ограничений.

4. Члены Координационного совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Им гарантируется возмещение расходов на служебные поездки при осуществлении полномочий члена Координационного совета.

5. Руководство Координационным советом осуществляет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.

6. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Координационного совета осуществляет Национальный центр.

 

Статья 10. Порядок формирования Координационного совета

 

1. Члены Координационного совета из числа депутатов Жогорку Кенеша избираются парламентским большинством и парламентской оппозицией.

За 2 месяца до истечения срока полномочий членов Координационного совета из числа депутатов Жогорку Кенеша председатель Координационного совета извещает об этом Торага Жогорку Кенеша и предлагает избрать новых членов Координационного совета от парламентского большинства и парламентской оппозиции.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Координационного совета из числа депутатов Жогорку Кенеша председатель Координационного совета не позднее 10 дней извещает Торага Жогорку Кенеша об избрании членов Координационного совета от соответствующего депутатского объединения фракций.

2. Заседания парламентского большинства и парламентской оппозиции проводятся раздельно и считаются правомочными при присутствии не менее половины их членов.

Избранным в состав Координационного совета считается кандидат от парламентского большинства и кандидат от парламентской оппозиции, получившие наибольшее количество голосов членов парламентского большинства и парламентской оппозиции соответственно. Голосование по кандидатурам проводится открыто.

3. Члены Координационного совета от некоммерческих организаций избираются жеребьевкой. Правом выдвижения кандидата в члены Координационного совета обладают некоммерческие организации, уставная деятельность которых связана с защитой прав на свободу от пыток, жестоких видов обращений и наказания. Одна некоммерческая организация вправе предлагать одного кандидата в члены Координационного совета.

К кандидатам в члены Координационного совета от некоммерческих организаций предъявляются требования, предъявляемые к сотрудникам Национального центра в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.

4. За 3 месяца до истечения сроков полномочий членов Координационного совета от некоммерческих организаций Национальный центр опубликовывает в официальных печатных органах Кыргызской Республики и на веб-сайте Национального центра объявление с предложением к некоммерческим организациям о выдвижении кандидатов в члены Координационного совета.

5. Не позднее 30 дней со дня опубликования Национальным центром объявления о выдвижении кандидатов некоммерческие организации направляют в Национальный центр предложения по кандидатурам в члены Координационного совета.

Соответствующее решение, принятое некоммерческой организацией и оформленное в соответствии с ее учредительными документами, направляется в Национальный центр вместе с копией свидетельства о регистрации юридического лица и Устава организации.

6. Национальный центр запрашивает у соответствующих государственных органов сведения о наличии судимости кандидатов, а также проводит предварительную проверку данных о кандидатах на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на должность члена Координационного совета от некоммерческих организаций.

Рассмотрение предложений о кандидатах в члены Координационного совета от некоммерческих организаций осуществляется рабочей комиссией, членами которой могут быть директор Национального центра, Акыйкатчы (Омбудсмен), представители международных организаций и научные работники, на предмет соответствия деятельности некоммерческих организаций работам, связанным с защитой прав и свобод лиц, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, и поступившим рекомендациям от других некоммерческих организаций. Рабочая комиссия формируется Жогорку Кенешем. Жогорку Кенеш вправе самостоятельно определять состав и количество членов рабочей комиссии. Порядок и результаты рассмотрения предложений о кандидатах в члены Координационного совета от некоммерческих организаций, выдвигаемых для участия в жеребьевке, должны быть опубликованы на официальном сайте Национального центра. Допущенные к жеребьевке кандидаты приглашаются на процедуру жеребьевки.

7. Национальный центр приглашает на процедуру жеребьевки по одному представителю от каждой некоммерческой организации, выдвинувшей кандидата в члены Координационного совета. Перед началом жеребьевки директор Национального центра информирует представителей некоммерческих организаций об общем количестве кандидатов, выдвинутых в члены Координационного совета, о кандидатах, не допущенных к жеребьевке, с указанием мотивов отклонения, о количестве кандидатов, допущенных к жеребьевке.

8. Фамилии кандидатов, допущенных к жеребьевке, запечатываются в одинаковые конверты без каких-либо пометок, опускаются в урну и перемешиваются.

9. Избранным членом Координационного совета от некоммерческих организаций считается кандидат, конверт с фамилией которого был извлечен директором Национального центра из урны.

10. В случае если число кандидатов от некоммерческих организаций на вакантные должности членов Координационного совета после отклонения кандидатур в соответствии с частью 7 настоящей статьи будет равно числу вакансий, то все они считаются избранными в состав Координационного совета.

В случае если число кандидатов от некоммерческих организаций на вакантные должности членов Координационного совета после отклонения кандидатур в соответствии с частью 7 настоящей статьи будет менее числа вакансий, то проводится дополнительный конкурс по правилам, установленным частями 3-9 настоящей статьи.

11. Действия Национального центра, установленные частью 6 настоящей статьи, должны быть завершены за 10 дней до истечения срока полномочий членов Координационного совета.

12. В случае досрочного прекращения полномочий членов Координационного совета из числа депутатов Жогорку Кенеша и представителей некоммерческих организаций вакантные места членов Координационного совета замещаются в порядке, установленном настоящей статьей.

 

Статья 11. Полномочия Координационного совета

 

1. Координационный совет:

1) определяет общую стратегию и приоритеты развития деятельности Национального центра;

2) регулярно рассматривает вопрос об обращении с лицами, содержащимися в местах лишения и ограничения свободы, с целью усиления, при необходимости, их защиты от пыток и жестокого обращения;

3) утверждает методологию и ежегодную программу превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы, разработанные Национальным центром;

4) вырабатывает и представляет рекомендации и обращения соответствующим государственным органам, должностным лицам в целях улучшения обращения с лишенными свободы и ограниченными в свободе лицами и условий их содержания;

5) заслушивает на своих заседаниях руководителей государственных органов о мерах, принятых в соответствии с его обращениями и рекомендациями;

6) разрабатывает и утверждает Регламент Координационного совета, Положение о Национальном центре, вносит дополнения и изменения в них;

7) избирает директора Национального центра и его заместителя по результатам конкурсного отбора, досрочно прекращает их полномочия;

8) проводит отбор кандидатов на вакантные места сотрудников Национального центра и представляет директору Национального центра кандидатуру для назначения;

9) дает согласие для привлечения члена Координационного совета из числа представителей некоммерческих организаций, сотрудников Национального центра к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

10) осуществляет общественную экспертизу проектов законов, иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов защиты лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц от пыток и жестокого обращения, порядка и условий их содержания;

11) одобряет проект бюджета Национального центра;

12) утверждает структуру и штатную численность Национального центра по представлению директора Национального центра;

13) утверждает размер вознаграждения для директора Национального центра в пределах сметы расходов;

14) утверждает размер вознаграждения для сотрудников Национального центра в пределах сметы расходов. Размер вознаграждения сотрудников Национального центра не может быть менее 80 процентов от вознаграждения директора Национального центра.

2. Координационный совет вправе:

1) представлять предложения и замечания, касающиеся действующего законодательства Кыргызской Республики;

2) привлекать независимый аудит для проведения аудита финансовой отчетности деятельности Национального центра.

 

Статья 12. Первое и последующие заседания Координационного совета

 

1. Первое заседание первого состава Координационного совета должно быть проведено не позднее 30 дней со дня его формирования. Первое заседание первого состава Координационного совета проходит под председательством старейшего члена Координационного совета.

2. На первом заседании первого состава Координационного совета утверждается Регламент его деятельности, избираются председатель Координационного совета и его заместитель.

3. Заседание Координационного совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 7 членов его состава. Решения Координационного совета принимаются большинством голосов от общего числа его членов, если иное не установлено настоящим Законом.

4. Заседания Координационного совета проводятся один раз в месяц по инициативе председателя Координационного совета, который устанавливает дату, время и место проведения заседания. Вопросы, выносимые на рассмотрение Координационного совета, подготавливаются Национальным центром.

5. Внеочередные заседания созываются по инициативе председателя Координационного совета, директора Национального центра или по инициативе 7 членов Координационного совета.

6. На всех заседаниях Координационного совета, за исключением первого заседания первого состава, директор Национального центра участвует в обязательном порядке.

 

Статья 13. Прекращение полномочий члена Координационного совета

 

1. Полномочия члена Координационного совета прекращаются по следующим основаниям:

1) истечение срока, на который он избран;

2) добровольный отказ от дальнейшего исполнения обязанностей путем подачи письменного заявления о сложении своих полномочий;

3) выезд на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики;

4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда;

5) вступление в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим;

6) в случае смерти;

7) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

8) неучастие в работе без уважительной причины в течение 3 месяцев;

9) нарушение этики и допущение действий, повлекших нарушение прав и свобод лица, находящегося в местах лишения и ограничения свободы.

2. Досрочное прекращение полномочий члена Координационного совета осуществляется решением Координационного совета, принимаемое большинством голосов от общего числа членов Координационного совета.

3. Координационный совет вправе инициировать перед Жогорку Кенешем отзыв члена Координационного совета из числа депутатов Жогорку Кенеша по основаниям, указанным в пунктах 8 и 9 части 1 настоящей статьи. В этом случае Жогорку Кенеш решает вопрос о досрочном отзыве члена Координационного совета большинством голосов от присутствующих на заседании при наличии заключения профильного комитета Жогорку Кенеша.

4. Полномочия Акыйкатчы (Омбудсмена) в качестве члена Координационного совета прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий в должности Акыйкатчы (Омбудсмена) в установленном законом порядке.

 

Статья 14. Директор Национального центра

 

1. Национальный центр возглавляет директор Национального центра.

2. Директор Национального центра избирается Координационным советом по результатам конкурсного отбора сроком на 2 года. Одно и то же лицо может быть избрано директором Национального центра не более двух сроков подряд.

3. Директором Национального центра может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 25 лет, имеющий высшее образование, опыт практической работы на руководящих должностях не менее 3 лет. Опыт работы в области защиты прав человека является преимуществом при отборе кандидата на должность директора Национального центра.

4. Директор Национального центра:

1) организует деятельность Национального центра;

2) представляет Национальный центр во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями;

3) вносит вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Координационного совета;

4) участвует на заседаниях Координационного совета и обеспечивает исполнение его решений;

5) организует обобщение результатов работы Национального центра и принимает меры, направленные на улучшение организации его деятельности;

6) представляет на утверждение Координационному совету структуру и штатную численность Национального центра;

7) назначает сотрудников Национального центра по представлению Координационного совета, досрочно прекращает их полномочия;

8) представляет доклад о деятельности и финансовый отчет Национального центра за прошедший год в Жогорку Кенеш;

9) осуществляет другие полномочия, возложенные на него настоящим Законом.

5. Директор Национального центра подотчетен Координационному совету в пределах его компетенции.

6. В период отсутствия директора Национального центра исполнение обязанностей директора возлагается на его заместителя. Процедура избрания заместителя директора Национального центра проходит по правилам избрания директора.

 

Статья 15. Доклады Национального центра

 

1. Национальный центр ежегодно до 1 марта представляет в Жогорку Кенеш доклад о своей деятельности за предыдущий год.

2. Ежегодный доклад должен содержать общие оценки, заключения о состоянии сферы предупреждения пыток и жестокого обращения и рекомендации по их предупреждению. В нем должны быть указаны государственные органы (должностные лица), которые препятствовали деятельности Национального центра, не принимали во внимание его рекомендации.

3. К ежегодному докладу прилагается финансовый отчет Национального центра за прошедший год.

4. При необходимости Национальный центр может представить в Жогорку Кенеш специальный доклад (доклады) по фактам грубых нарушений прав человека, выявленных в местах лишения и ограничения свободы и требующих немедленного решения.

5. Ежегодные и специальные доклады, финансовые отчеты Национального центра подлежат опубликованию и распространению в официальных печатных органах и на веб-сайте Национального центра не позднее одного месяца со дня их представления в Жогорку Кенеш.

 

Статья 16. Рекомендации Координационного совета

 

1. По результатам обобщения практики превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы Координационный совет вырабатывает рекомендации в целях устранения причин и условий, способствующих применению пыток и жестокого обращения в отношении лиц, содержащихся в местах лишения и ограничения свободы, и улучшения условий содержания.

2. Рекомендации Координационного совета направляются в соответствующие государственные органы Кыргызской Республики, должностным лицам для принятия соответствующих мер реагирования.

3. Государственные органы, должностные лица обязаны в течение месяца со дня получения рекомендаций проинформировать Координационный совет о принятых мерах.

В случаях выявления Национальным центром фактов по применению пыток и других видов жестокого обращения государственные органы обязаны безотлагательно принять меры по устранению причин и условий, способствовавших данным действиям, и в течение суток предоставить информацию о принятых мерах в отношении допустившего данные неправомерные действия работника.

 

Глава 3
Гарантии независимости Национального центра

 

Статья 17. Организационно-функциональная независимость Национального центра

 

Организационно-функциональная независимость Национального центра обеспечивается:

прозрачными процедурами и критериями отбора и назначения сотрудников Национального центра, избрания членов Координационного совета, сроками полномочий и процедурами досрочного прекращения полномочий;

невмешательством в организационно-функциональную деятельность Национального центра;

иммунитетом членов Координационного совета, сотрудников Национального центра;

достаточным финансированием деятельности Национального центра.

 

Статья 18. Недопустимость вмешательства в деятельность Национального центра

 

1. Вмешательство и воспрепятствование деятельности членов Координационного совета, сотрудников Национального центра запрещаются и влекут установленную законом уголовную и административную ответственность.

2. Члены Координационного совета, сотрудники Национального центра не подлежат вызову и допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах частной жизни лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц, которые стали известны им во время бесед с ними.

 

Статья 19. Иммунитет членов Координационного совета, сотрудников Национального центра

 

1. Члены Координационного совета, сотрудники Национального центра могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, с согласия Координационного совета в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Для получения согласия на привлечение члена Координационного совета, сотрудника Национального центра к ответственности прокурор вносит в Координационный совет представление, в котором указываются обстоятельства дела и квалификация деяния.

3. Решение о даче согласия на привлечение члена Координационного совета, сотрудника Национального центра к ответственности принимается, если за него проголосовало не менее 9 членов Координационного совета не позднее 10 дней со дня внесения представления.

4. Член Координационного совета, сотрудник Национального центра в период и в связи с исполнением своих полномочий не может быть задержан и арестован, подвергнут обыску и личному досмотру без согласия Координационного совета, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

Член Координационного совета, сотрудник Национального центра, подвергнутый административному задержанию или задержанный по подозрению в совершении преступления, подлежит немедленному освобождению после установления его личности.

5. Не допускается наложение ареста на личный багаж, документы и корреспонденцию члена Координационного совета, сотрудника Национального центра в период исполнения им своих полномочий, а также досмотр и изъятие багажа, документов и корреспонденции.

6. Вопросы иммунитета депутатов Жогорку Кенеша и Акыйкатчы (Омбудсмена), являющихся членами Координационного совета, регламентируются соответствующими законами.

 

Статья 20. Использование информации в деятельности Национального центра

 

1. Члены Координационного совета, сотрудники Национального центра, привлекаемые для участия в превентивных посещениях, эксперты в период исполнения и после прекращения своих полномочий не вправе разглашать информацию, распространение которой создает угрозу безопасности функционирования мест лишения и ограничения свободы, содержащихся в них лиц и работающего персонала, а также сведения о частной жизни, ставшие известными в результате их деятельности, иначе как с согласия лица, к которому эта информация относится.

2. Никто не может быть привлечен к ответственности или подвергнут иному воздействию, а также иным образом ущемлен в своих правах и свободах за предоставление членам Координационного совета и сотрудникам Национального центра информации, будь то правдивой или ложной, и ни одно такое лицо или организация не могут быть каким-либо иным образом ущемлены в правах и свободах.

3. Не допускается преследование в любой форме лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушениями их прав и законных интересов.

4. Национальный центр вправе публиковать общую информацию, полученную из личных данных, и публиковать соответствующую информацию, касающуюся любых других вопросов, которая использует данные личного характера анонимно.

 

Статья 21. Финансирование деятельности Национального центра

 

1. Финансирование деятельности Национального центра осуществляется из средств республиканского бюджета, а также из иных средств, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

2. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства, необходимые для обеспечения эффективного функционирования Национального центра. Национальный центр формирует проект бюджета и направляет его для согласования в Правительство Кыргызской Республики. В случае наличия разногласий Правительство Кыргызской Республики включает предложения Национального центра без изменений в проект республиканского бюджета, подлежащий направлению в Жогорку Кенеш, и прилагает свое заключение.

3. Национальный центр самостоятельно распоряжается средствами в пределах сметы расходов.

4. Финансовая отчетность представляется директором Национального центра в уставленном законом порядке.

 

Глава 4
Превентивные посещения мест лишения и ограничения свободы

 

Статья 22. Места лишения и ограничения свободы, подлежащие превентивным посещениям

 

1. Программа превентивных посещений, осуществляемых Национальным центром, охватывает все места лишения и ограничения свободы, находящиеся под юрисдикцией Кыргызской Республики.

2. Национальному центру предоставляется доступ к любой информации о количестве мест лишения и ограничения свободы, их местонахождении и о количестве содержащихся в них лиц.

3. Национальный центр составляет и периодически обновляет список мест лишения и ограничения свободы в разрезе соответствующих министерств и ведомств, областей и городов Бишкек и Ош.

4. Национальный центр самостоятельно выбирает места лишения и ограничения свободы для превентивного посещения.

 

Статья 23. Типы превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы

 

1. Превентивные посещения мест лишения и ограничения свободы проводятся посредством периодических посещений с проведением всесторонней проверки, промежуточных или специальных посещений на основе единой методологии, разработанной Национальным центром и утвержденной Координационным советом.

2. Превентивное посещение мест лишения и ограничения свободы с проведением всесторонней проверки имеет целью всесторонний анализ и оценку системы лишения и ограничения свободы и выявление основных причин, способствующих применению пыток и жестокого обращения в отношении лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц. Посещение с проведением всесторонней проверки сопровождается индивидуальными беседами с не менее чем одной третью от общего количества лиц, содержащихся в местах лишения и ограничения свободы, изучением информации, касающейся обращения с ними, включая медицинские карты отдельных лиц с их согласия, приказы и распоряжения администрации о наложении взысканий, документацию, удостоверяющую законность их пребывания в указанных местах.

3. Промежуточное превентивное посещение мест лишения и ограничения свободы осуществляется в период между посещениями с проведением всесторонней проверки через неопределенные промежутки времени без предварительного уведомления. Цель промежуточных превентивных посещений заключается в том, чтобы проследить за выполнением рекомендаций и гарантировать, что лишенные свободы и ограниченные в свободе лица, сотрудники мест лишения и ограничения свободы не подверглись репрессиям за сотрудничество с группой, осуществлявшей превентивное посещение.

4. Специальные посещения проводятся по каждому сообщению о применении пыток и жестокого обращения, факте смерти в местах лишения и ограничения свободы или для исследования конкретной проблемы.

 

Статья 24. Периодичность превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы

 

1. Национальный центр самостоятельно определяет периодичность посещений тех или иных мест лишения и ограничения свободы в зависимости от финансовых ресурсов, предоставленных для функционирования Национального центра.

2. Превентивные посещения мест лишения и ограничения свободы с проведением всесторонней проверки осуществляются в соответствии со списком мест лишения и ограничения свободы и программой посещений, которая ежегодно разрабатывается Национальным центром и утверждается Координационным советом.

3. Периодичность промежуточных превентивных посещений определяется директором Национального центра, руководителями территориальных представительств (представителями) с учетом количества, географического расположения, типа и наполняемости мест лишения и ограничения свободы. Минимальная частота промежуточных посещений любого места лишения и ограничения свободы зависит от результатов предыдущих посещений, наличия или отсутствия неправительственных источников информации относительно ситуации с соблюдением права на свободу от пыток и жестокого обращения в данном месте лишения и ограничения свободы.

4. В любом случае каждое место лишения и ограничения свободы должно быть подвергнуто посещению с проведением всесторонней проверки не менее одного раза в 2 года, а промежуточные превентивные посещения должны составлять не менее половины общего времени, использованного для всех типов посещений.

 

Статья 25. Порядок превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы

 

1. Превентивные посещения мест лишения и ограничения свободы осуществляются в любой день и в любое время суток без предварительного уведомления.

2. Для осуществления превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы директором Национального центра или руководителями территориальных представительств (представителями) формируются группы из числа сотрудников Национального центра и членов Координационного совета. При необходимости для участия в превентивных посещениях мест лишения и ограничения свободы привлекаются эксперты разного профиля. Состав и количество членов группы зависят от типа превентивного посещения, типа места лишения и ограничения свободы и количества содержащихся в нем лиц. В любом случае минимальное количество членов их группы должно быть 2, один из которых должен быть членом Координационного совета или сотрудником Национального центра.

3. При формировании групп обеспечивается гендерный баланс и представленность разных этнических групп, групп меньшинств. В состав группы должны быть включены лица, обладающие профессиональными навыками, необходимыми для эффективного превентивного посещения с учетом специфики посещаемого места лишения и ограничения свободы.

4. Привлекаемый для участия в превентивных посещениях мест лишения и ограничения свободы эксперт должен обладать компетенцией и профессиональными знаниями, необходимыми для эффективного превентивного посещения. Эксперт сопровождает группу во время превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы и представляет ей мотивированные заключения по вопросам, входящим в круг его экспертных познаний. Порядок отбора и привлечения эксперта к участию в превентивных посещениях определяется Координационным советом.

5. Место лишения и ограничения свободы для превентивного посещения определяют директор Национального центра или руководители территориальных представительств (представители) Национального центра.

6. Допуск группы на территорию места лишения и ограничения свободы осуществляется администрацией при предъявлении удостоверения установленного образца и письменного направления установленного образца, заверенного директором Национального центра или руководителем территориального представительства (представителем), с указанием членов группы, осуществляющей превентивные посещения. Если в состав группы включен эксперт, дополнительно предъявляется письменное разрешение установленного образца, выданное директором Национального центра или руководителем территориального представительства (представителем).

7. При входе на территорию и выходе с территории места лишения и ограничения свободы вещи, включая документы и одежду членов группы, осуществляющей превентивное посещение, не подвергаются досмотру.

8. Обеспечение безопасности членов групп, осуществляющих превентивное посещение мест лишения и ограничения свободы, возлагается на администрацию этих мест.

9. При наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности члена группы, осуществляющей превентивное посещение, он обязан отказаться от участия в превентивном посещении места лишения и ограничения свободы.

10. Руководитель администрации места лишения и ограничения свободы информирует директора Национального центра о неправомерных действиях члена группы, осуществляющей превентивное посещение.

11. По результатам каждого превентивного посещения места лишения и ограничения свободы составляется письменный отчет по форме, утвержденной Координационным советом, и подписывается всеми членами группы, принимавшими в нем участие. Член группы вправе иметь особое мнение, которое прикладывается к отчету. Порядок рассмотрения особого мнения, изложенного по результатам превентивного посещения, определяется Координационным советом.

12. Отчеты, за исключением конфиденциальной и личной информации, размещаются на официальном сайте Национального центра.

13. Нарушение членом группы требований настоящего Закона и других нормативных правовых актов, регулирующих порядок функционирования мест лишения и ограничения свободы, влечет установленную законом ответственность при соблюдении требований статьи 19 настоящего Закона.

 

Статья 26. Права и обязанности членов Координационного совета и сотрудников Национального центра при осуществлении

превентивных посещений

 

1. Члены Координационного совета и сотрудники Национального центра при осуществлении превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы вправе:

1) иметь доступ к информации о количестве лиц, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, а также о количестве таких мест и их местонахождении;

2) выбирать беспрепятственно места, которые они считают необходимыми посетить, и лиц, с которыми они считают необходимым побеседовать;

3) иметь беспрепятственный допуск к любым местам лишения и ограничения свободы, их сооружениям и объектам без предварительного уведомления в любой день и в любое время суток;

4) проводить не ограниченные во времени беседы с лишенными свободы и ограниченными в свободе лицами наедине, а также с любым другим лицом, которое может представить информацию, необходимую для достижения целей превентивного посещения, при необходимости с помощью переводчика;

5) запрашивать и получать от администрации мест лишения и ограничения свободы информацию, касающуюся обращения с лишенными свободы и ограниченными в свободе лицами, а также условий их содержания под стражей, включая медицинские карты отдельных лиц с их согласия, приказы и распоряжения администрации о наложении взысканий, знакомиться с документацией, удостоверяющей законность их пребывания в указанных местах;

6) производить фото-, аудио- и видеосъемку, снимать копии с документов, полученных от администрации места лишения и ограничения свободы. Производство фото- и видеосъемок объектов, обеспечивающих безопасность и охрану лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц, осуществляется с разрешения администрации, а также с согласия лиц, на которых направлены фото- и видеокамеры.

2. Члены Координационного совета и сотрудники Национального центра при осуществлении превентивных посещений мест лишения и ограничения свободы обязаны:

1) соблюдать Конституцию, настоящий Закон, другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики;

2) не допускать действий, унижающих достоинство работников мест лишения и ограничения свободы, обеспечивающих внутренний распорядок, а также лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц;

3) требовать, в случае необходимости, немедленного оказания медицинской помощи и проведения медицинского освидетельствования лиц, подвергшихся насилию, присутствовать при его проведении с их согласия, а также делать соответствующие заявления;

4) незамедлительно информировать директора Национального центра об установленном факте применения пыток и жестокого обращения в отношении лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц для последующего направления сообщения в органы прокуратуры для расследования и привлечения виновных к ответственности.

 

Глава 5
Взаимодействие Национального центра с государственными органами и
международными организациями

 

Статья 27. Взаимодействие Национального центра с Подкомитетом по предупреждению и национальными превентивными

механизмами других стран

 

1. Национальный центр поддерживает прямые контакты, осуществляет обмен информацией по вопросам, касающимся методов и стратегий по предупреждению пыток и жестокого обращения с Подкомитетом по предупреждению, при необходимости конфиденциально.

2. В соответствии с мандатом, изложенным в Факультативном протоколе к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Подкомитет по предупреждению вправе:

1) оказывать Национальному центру услуги в области профессиональной подготовки и технической помощи в целях укрепления его потенциала;

2) консультировать Национальный центр и оказывать помощь в деле оценки потребностей и мер, необходимых для усиления защиты лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц от пыток и жестокого обращения и улучшения условий содержания;

3) представлять рекомендации и замечания в целях укрепления возможностей и мандата Национального центра для предупреждения пыток и жестокого обращения.

3. Национальный центр устанавливает и поддерживает контакты с национальными органами по предупреждению пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы (национальными превентивными механизмами) других стран с целью совмещения усилий по предупреждению пыток и жестокого обращения, обмена опытом и распространения наилучшей практики.

 

Статья 28. Взаимодействие Национального центра с Акыйкатчы (Омбудсменом)

 

1. Национальный центр и Акыйкатчы (Омбудсмен) координируют свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона.

2. Национальный центр при осуществлении своей деятельности может проводить совместные мероприятия с Акыйкатчы (Омбудсменом) и его Аппаратом в рамках своих полномочий.

3. Национальный центр и Акыйкатчы (Омбудсмен) вправе делать совместные публичные заявления по вопросам соблюдения права на свободу от пыток и жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы и условий содержания в средствах массовой информации.

 

Статья 29. Взаимодействие Национального центра с государственными органами

 

1. Национальный центр осуществляет свою деятельность в прямом постоянном контакте с государственными органами, должностными лицами Кыргызской Республики.

2. Государственные органы, должностные лица Кыргызской Республики в пределах их компетенции обязаны:

1) по обращению Национального центра оказать необходимое содействие в организации его работы;

2) рассмотреть рекомендации Координационного совета и содействовать их реализации;

3) направлять в Национальный центр проекты нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц, порядка и условий их содержания, а также вопросов предупреждения пыток и жестокого обращения;

4) публиковать и распространять ежегодные и специальные доклады Национального центра.

 

Глава 6
Заключительные положения

 

Статья 30. Положение о формировании первого состава Координационного совета

 

1. Первый состав Координационного совета должен быть сформирован не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

2. В течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего Закона Акыйкатчы (Омбудсмен) направляет Торага Жогорку Кенеша членов Координационного совета по правилам, установленным частями 1 и 2 статьи 10 настоящего Закона.

3. В течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего Закона Акыйкатчы (Омбудсмен) опубликовывает в официальных печатных органах Кыргызской Республики и на веб-сайте Акыйкатчы (Омбудсмена) объявление с предложением к некоммерческим организациям, уставная деятельность которых связана с защитой или содействием защите прав и свобод человека, о выдвижении кандидатов в члены Координационного совета.

Рассмотрение предложений о кандидатах Координационного совета от некоммерческих организаций осуществляется рабочей комиссией на предмет соответствия деятельности неправительственной организации работам, связанным с защитой прав и свобод лиц, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, и поступившим рекомендациям от других некоммерческих организаций, членами которых могут быть Акыйкатчы (Омбудсмен), депутаты Жогорку Кенеша, представители международных организаций и научные работники. Порядок и результаты рассмотрения предложений о кандидатах в члены Координационного совета от некоммерческих организаций, выдвигаемых для участия в жеребьевке, должны быть опубликованы на официальном сайте Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) и Жогорку Кенеша. Допущенные к жеребьевке кандидаты приглашаются на процедуру жеребьевки.

4. Избранными членами Координационного совета от некоммерческих организаций считаются первые 8 кандидатов, конверты с фамилиями которых были извлечены Акыйкатчы (Омбудсменом) из урны.

5. В случае если число кандидатов от некоммерческих организаций на вакантные должности членов Координационного совета после отклонения кандидатур в соответствии с частью 7 статьи 10 настоящего Закона составит 8, то все они считаются избранными в состав Координационного совета.

В случае если число кандидатов от некоммерческих организаций на вакантные должности членов Координационного совета после отклонения кандидатур в соответствии с частью 7 статьи 10 настоящего Закона будет менее 8, то проводится дополнительный конкурс по правилам, установленным частями 3, 5-8 статьи 10 и 3-5 настоящей статьи.

6. Срок полномочий 4 членов Координационного совета из числа представителей некоммерческих организаций, отобранных в первый состав Координационного совета, заканчивается по истечении 2-летнего срока. Имена этих членов определяются жеребьевкой на первом заседании первого состава Координационного совета.

 

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

2. Правительству Кыргызской Республики в 3-месячный срок после принятия настоящего Закона:

- представить в Жогорку Кенеш предложения по приведению действующего законодательства Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом;

- решить организационно-технические вопросы, связанные с реализацией настоящего Закона.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А.Атамбаев