Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

от 9 июля 2013 года № 127

 

О порядке делегирования органам местного самоуправления

отдельных государственных полномочий

 

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий, а также порядок исполнения, приостановления и прекращения исполнения делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления.

 

Статья 1. Законодательство о делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления

 

Законодательство о делегировании органам местного самоуправления государственных полномочий состоит из Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

 

Статья 2. Принципы делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий

 

1. Делегирование государственными органами своих полномочий органам местного самоуправления осуществляется на основе следующих принципов:

1) законности;

2) социально-экономической обоснованности;

3) реальности и гласности осуществления делегированных государственных полномочий;

4) равенства сторон (при делегировании государственных полномочий на основании договора);

5) материальной и финансовой обеспеченности делегируемых функций и полномочий;

6) дифференциации полномочий в зависимости от территориальных, экономических и иных особенностей органов местного самоуправления;

7) открытости, коллегиальности;

8) подотчетности перед уполномоченным государственным органом;

9) гармонизации общегосударственных и местных интересов.

2. Делегирование государственных полномочий не должно нарушать или ограничивать права и гарантии местного самоуправления, установленные законодательством Кыргызской Республики.

3. Делегирование государственных полномочий производится с целью эффективного их осуществления и качественного предоставления услуг местному сообществу с учетом возможности и реальности их осуществления органами местного самоуправления.

4. Делегируемые государственные полномочия не должны создавать препятствия для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и ухудшать социально-экономическое положение местных сообществ соответствующей территории.

 

Статья 3. Делегирование государственных полномочий на основании закона или договора

 

1. Делегирование государственных полномочий представляет собой передачу государственными органами части принадлежащих им полномочий органам местного самоуправления на основании закона или договора.

2. Запрещается делегирование органам местного самоуправления полномочий органов судебной власти, прокуратуры и других правоохранительных органов, а также иных государственных полномочий, связанных с обеспечением государственной целостности и безопасности Кыргызской Республики, за исключением полномочий правоохранительных органов по обеспечению охраны общественного порядка.

3. Законы и договоры о делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, кроме положений, указанных в части 5 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", должны предусматривать:

1) наименование государственного органа, осуществляющего делегирование государственных полномочий, и органа местного самоуправления, которому делегируются государственные полномочия (при делегировании государственных полномочий на основании договора);

2) наименование органа местного самоуправления, которому делегируются государственные полномочия (при делегировании органам местного самоуправления государственных полномочий законом одному городу или айылному аймаку либо группе городов или айылных аймаков);

3) сроки делегирования государственных полномочий;

4) суммы целевых финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления делегированных государственных полномочий;

5) права и обязанности органа местного самоуправления при осуществлении делегированных государственных полномочий;

6) права и обязанности государственного органа при делегировании отдельных государственных полномочий;

7) нормативы штатной численности исполнительных органов местного самоуправления, необходимых для реализации отдельных делегированных государственных полномочий;

8) методика расчета объема трансфертов (субвенций), предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления отдельных делегированных государственных полномочий;

9) ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее осуществление делегированных государственных полномочий;

10) основания и порядок прекращения и приостановления исполнения делегированных государственных полномочий;

11) порядок и сроки возврата неиспользованных материальных, финансовых и иных средств;

12) права и обязанности специалистов, исполняющих делегированные государственные полномочия;

13) ответственность уполномоченного государственного органа;

14) другие положения и условия, необходимые для осуществления делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий.

4. К основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, относятся государственные полномочия, предусмотренные в части 6 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении".

5. В случае противоречия закона о делегировании государственных полномочий Конституции орган местного самоуправления либо союз (ассоциация) органов местного самоуправления вправе обратиться в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики с требованием о признании его неконституционным.

6. В случае признания Конституционной палатой Верховного суда Кыргызской Республики закона неконституционным действие закона прекращается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 4. Делегирование государственных полномочий на основании

закона

 

1. Государственные полномочия могут быть делегированы на основании закона органам местного самоуправления всех городов и айылных аймаков, группы городов и айылных аймаков или отдельного города и айылного аймака.

2. Проекты законов о делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления всех городов и айылных аймаков, группы городов и айылных аймаков подлежат согласованию с союзом (ассоциацией) органов местного самоуправления.

Проекты законов о делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления отдельных городов и айылных аймаков подлежат согласованию с союзом (ассоциацией) органов местного самоуправления и соответствующими органами местного самоуправления.

3. Возникшие разногласия относительно проекта закона в связи с характером, объемом и порядком делегирования государственных полномочий и обеспечения их материальными, финансовыми и иными средствами подлежат рассмотрению в согласительных комиссиях, образуемых на паритетных началах из представителей государственных органов и представителей органов местного самоуправления, союза (ассоциации) органов местного самоуправления в порядке, установленном статьей 15 настоящего Закона.

 

Статья 5. Делегирование государственных полномочий на основании

договора

 

1. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может осуществляться на основании договора, заключаемого между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Типовой договор о делегировании отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления после консультации и обсуждения с союзом (ассоциацией) органов местного самоуправления утверждается постановлением Правительства Кыргызской Республики.

3. В случае делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий на основании договора условия договора и перечень передаваемых полномочий подлежат утверждению соответствующим местным кенешем.

 

Статья 6. Обеспечение материальными, финансовыми и иными ресурсами

при делегировании государственных полномочий органам

местного самоуправления

 

1. Делегирование государственных полномочий допускается лишь в случаях, когда органы государственной власти одновременно с делегированием государственных полномочий предусматривают материальные, финансовые или иные ресурсы, необходимые для их исполнения, в том числе целевые трансферты (субвенции) из республиканского бюджета в местный бюджет.

2. Целевые трансферты (субвенции) включают оплату труда специалиста, командировочные расходы, расходы, связанные с повышением квалификации, и другие финансовые расходы, необходимые для выполнения делегируемых государственных полномочий.

3. Объем финансовых средств на осуществление органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий определяется Правительством Кыргызской Республики на основании методики расчета объема трансфертов (субвенций).

4. Финансовые средства, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий, предусматриваются в республиканском бюджете отдельной статьей.

5. Финансовые средства, передаваемые из республиканского бюджета органам местного самоуправления для осуществления полномочий, зачисляются и учитываются в структуре доходов и расходов местного бюджета отдельной статьей.

6. Органам местного самоуправления запрещается нецелевое расходование материальных и финансовых средств, полученных для осуществления делегированных государственных полномочий.

 

Статья 7. Права и обязанности органов местного самоуправления при

осуществлении делегированных государственных полномочий

 

1. Органы местного самоуправления при осуществлении делегированных государственных полномочий имеют право:

1) требовать своевременной и в полном объеме передачи материальных, финансовых и иных средств, предусмотренных для осуществления органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий;

2) получать от органов государственной власти методическую, организационную, консультативную и иную помощь.

2. Органы местного самоуправления при осуществлении делегированных государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять делегированные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2) рационально распоряжаться материальными, финансовыми и иными средствами, переданными для исполнения делегированных государственных полномочий, обеспечивать их целевое использование;

3) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения соответствующими государственными органами проверок в части осуществления делегированных государственных полномочий и использования предоставленных материальных, финансовых и иных средств;

4) представлять государственным органам документы и иную информацию о ходе осуществления делегированных государственных полномочий;

5) своевременно представлять отчет о результатах исполнения делегированных государственных полномочий соответствующему государственному органу.

 

Статья 8. Права и обязанности уполномоченного государственного

органа при делегировании государственных полномочий

 

1. Государственный орган при делегировании своих полномочий органам местного самоуправления имеет право:

1) принимать в области своей компетенции обязательные для исполнения акты по вопросам осуществления переданных органам местного самоуправления делегированных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением;

2) взыскивать в установленном порядке использованные не по целевому назначению средства, переданные органам местного самоуправления для осуществления делегированных государственных полномочий.

2. Государственный орган в пределах своей компетенции обязан:

1) своевременно и в полном объеме передать материальные, финансовые и иные средства, предназначенные для обеспечения реализации государственных делегированных полномочий;

2) оказывать органам местного самоуправления методическую, организационную, консультативную и иную помощь для осуществления делегированных государственных полномочий;

3) обеспечивать органы местного самоуправления необходимой правовой, технической и иной документацией, необходимой для осуществления делегированных государственных полномочий;

4) осуществлять контроль за реализацией делегированных государственных полномочий и целевым использованием переданных материальных, финансовых и иных средств.

 

Статья 9. Специалист исполнительного органа местного

самоуправления, исполняющий обязанности по

делегированным государственным полномочиям

 

1. Специалист исполнительного органа местного самоуправления, исполняющий обязанности по делегированным государственным полномочиям, является муниципальным служащим.

2. Специалист исполнительного органа местного самоуправления, исполняющий обязанности по делегированным государственным полномочиям, назначается и освобождается от должности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о муниципальной службе.

 

Статья 10. Сроки наделения органов местного самоуправления

государственными полномочиями

 

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями со дня вступления в силу соответствующего закона или договора о делегировании государственных полномочий, если иное не предусмотрено в самом законе или договоре.

2. Государственные полномочия могут быть делегированы органам местного самоуправления на определенный и неопределенный срок.

В случае делегирования государственных полномочий на определенный срок, срок их исполнения должен быть предусмотрен в законе или в договоре.

В случае если срок делегирования не предусмотрен в законе или договоре о делегировании, государственные полномочия признаются делегированными органам местного самоуправления на неопределенный срок.

 

Статья 11. Порядок осуществления органами местного самоуправления

делегированных государственных полномочий

 

1. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют делегированные им государственные полномочия в пределах выделенных материальных, финансовых и иных средств.

2. Органы местного самоуправления при осуществлении делегированных государственных полномочий руководствуются Конституцией, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 12. Отчетность органов местного самоуправления перед

уполномоченными государственными органами

 

1. Органы местного самоуправления представляют в соответствующий государственный орган в установленные законом или договором о делегировании государственных полномочий сроки отчеты об исполнении делегированных государственных полномочий и использовании материальных и финансовых средств, выделенных на их исполнение.

2. В случае непредоставления отчетности об исполнении делегированных государственных полномочий в установленные законом или договором о делегировании государственных полномочий сроки органы местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную в законе или договоре.

 

Статья 13. Порядок осуществления контроля за исполнением органами

местного самоуправления делегированных государственных

полномочий

 

1. Государственные органы в целях контроля за исполнением делегированных государственных полномочий вправе:

1) производить проверки деятельности органов местного самоуправления в части исполнения делегированных государственных полномочий и целевого использования средств, переданных на реализацию государственных полномочий;

2) запрашивать необходимую информацию от органов местного самоуправления и их должностных лиц об исполнении делегированных им государственных полномочий и целевом использовании переданных средств;

3) проводить методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления делегированных государственных полномочий и использования средств, переданных на реализацию государственных полномочий.

2. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий соответствующий государственный орган осуществляет в виде:

1) координации деятельности органов местного самоуправления в части осуществления ими делегированных государственных полномочий;

2) принятия от органов местного самоуправления отчетов о результатах исполнения делегированных государственных полномочий в порядке и сроки, установленные в законе или договоре о делегировании;

3) проведения проверок деятельности органов местного самоуправления в части осуществления ими делегированных государственных полномочий и использования средств, переданных на реализацию государственных полномочий;

4) рекомендаций органам местного самоуправления по вопросам реализации делегированных государственных полномочий;

5) оценки решений, принимаемых органами местного самоуправления, с точки зрения законности и целесообразности.

 

Статья 14. Основания и порядок прекращения и приостановления

осуществления делегированных государственных полномочий

органами местного самоуправления

 

1. Осуществление органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий может быть прекращено в случаях:

1) истечения срока действия закона или договора о делегировании государственных полномочий;

2) вступления в силу закона о признании утратившим силу закона о делегировании государственных полномочий;

3) вступления в законную силу решения суда о досрочном прекращении договора о делегировании государственных полномочий либо признании неконституционным закона о делегировании государственных полномочий;

4) досрочного расторжения договора о делегировании государственных полномочий.

2. Делегированные государственные полномочия могут быть досрочно прекращены по инициативе государственного органа или представительного органа местного самоуправления.

3. Прекращение осуществления государственных полномочий, делегированных на основании закона, по инициативе делегировавших государственных органов возможно в случаях:

1) если при сложившихся условиях эти полномочия могут быть наиболее эффективно выполнены органами государственной власти;

2) в случае систематического нарушения требований закона о делегировании государственных полномочий и неисполнения органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий;

3) в случае нецелевого использования органами местного самоуправления материальных, финансовых и иных средств, полученных для осуществления делегированных государственных полномочий, если эти нарушения создали условия, затрудняющие исполнение делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления.

4. В случаях наступления оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, государственный орган уведомляет об этом в письменном виде органы местного самоуправления, осуществляющие делегированные государственные полномочия и вносит представление в Правительство Кыргызской Республики. Правительство Кыргызской Республики в месячный срок рассматривает представление государственного органа, при установлении достоверности указанных причин инициирует проект закона о внесении изменений в соответствующий закон о делегировании государственных полномочий или о признании его утратившим силу.

5. Прекращение осуществления государственных полномочий, делегированных на основании закона, по инициативе органов местного самоуправления возможно в случаях:

1) если выполнение переданных полномочий становится невозможным по причинам, не зависящим от органов местного самоуправления;

2) приостановления предоставления материальных, финансовых и иных средств, необходимых для исполнения делегированных государственных полномочий, в течение трех и более месяцев и отказа органов местного самоуправления от дальнейшего их исполнения в соответствии с частью 14 настоящей статьи;

3) непредоставления материальных, финансовых и иных средств, необходимых для реализации делегированных государственных полномочий, в течение двух и более месяцев.

6. В случае наступления оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, органы местного самоуправления вносят представление в Правительство Кыргызской Республики. Правительство Кыргызской Республики в месячный срок рассматривает представление органов местного самоуправления, при установлении достоверности указанных причин инициирует проект закона о внесении изменений в соответствующий закон о делегировании государственных полномочий или о признании его утратившим силу.

7. Прекращение исполнения государственных полномочий, делегированных на основании договора, осуществляется по инициативе одной из сторон в случае нарушений условий договора одной из сторон и если эти нарушения привели к ненадлежащему выполнению или создали условия, затрудняющие исполнение делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления.

8. Сторона, инициирующая прекращение исполнения государственных полномочий, обязана на основании договора направить уведомление в письменной форме другой стороне за двадцать рабочих дней или иной срок, предусмотренный договором, до предполагаемой даты прекращения исполнения делегированных полномочий.

9. Сторона, получившая уведомление о прекращении исполнения делегированных государственных полномочий, обязана на основании договора рассмотреть его в течение пяти рабочих дней или иной срок, предусмотренный договором, и о результатах рассмотрения известить другую сторону. В случае согласия другой стороны с уведомлением исполнение делегированных государственных полномочий прекращается.

10. В случае непоступления в течение указанного времени на основании договора ответа в письменном виде о результатах рассмотрения уведомления или несогласия другой стороны с прекращением исполнения делегированных государственных полномочий вопрос о досрочном прекращении делегированных государственных полномочий решается в судебном порядке.

11. В случае прекращения исполнения делегированных государственных полномочий неиспользованные на основании закона или договора материальные, финансовые и иные средства, переданные органам местного самоуправления на их реализацию, подлежат возврату государственному органу, делегировавшему государственные полномочия, либо в республиканский бюджет или иной источник финансирования, из которого были получены указанные средства.

12. В случае приостановления финансирования исполнения делегированных государственных полномочий в объеме, порядке и сроки, предусмотренные законом или договором, органы местного самоуправления вправе приостановить исполнение делегированных государственных полномочий, о чем уведомляют в письменном виде в течение пяти рабочих дней соответствующий государственный орган.

13. С момента возобновления финансирования исполнения делегированных государственных полномочий исполнение делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления возобновляется.

14. В случае приостановления предоставления материальных, финансовых и иных средств для исполнения делегированных государственных полномочий в течение трех и более месяцев органы местного самоуправления вправе отказаться от дальнейшего исполнения указанных полномочий.

15. В случае прекращения либо приостановления исполнения делегированных государственных полномочий в соответствии с настоящей статьей государственные полномочия со дня их прекращения или приостановления подлежат исполнению государственными органами, делегировавшими их органам местного самоуправления.

 

Статья 15. Разрешение конфликтов и споров

 

1. Уполномоченным государственным органом создается согласительная комиссия для разрешения споров и разногласий, возникших:

1) относительно проекта закона в связи с характером, объемом и порядком делегирования государственных полномочий и обеспечения органов местного самоуправления материальными, финансовыми и иными ресурсами;

2) при реализации государственных полномочий, делегированных на основании закона.

2. Согласительная комиссия создается из представителей государственных органов и представителей органов местного самоуправления, союза (ассоциации) органов местного самоуправления. Работа согласительной комиссии строится на паритетных началах.

3. Споры и разногласия решаются согласительной комиссией посредством проведения переговоров и обсуждений.

4. В случае неразрешения согласительной комиссией споров и разногласий по проекту закона проект закона подлежит повторному согласованию не ранее шести месяцев.

5. В случае неразрешения согласительной комиссией споров и разногласий по вопросам реализации делегированных государственных полномочий на основании закона все разногласия разрешаются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

 

Статья 16. Ответственность за исполнение делегированных

государственных полномочий

 

1. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление делегированных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными, финансовыми и иными средствами.

2. Органы местного самоуправления освобождаются от ответственности за неисполнение государственных полномочий, наделенными в соответствии с законом или договором, если вступившим в силу судебным актом установлено, что исполнение указанных полномочий не было обеспечено необходимыми материальными и финансовыми средствами либо их исполнение было невозможно в результате решений и действий органов государственной власти.

3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение делегированных государственных полномочий должностные лица, государственные и муниципальные служащие несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4. Привлечение к ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение делегированных государственных полномочий государственными органами, делегировавшими государственные полномочия, не допускается.

5. Местное сообщество не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий должностными лицами органов местного самоуправления.

 

Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики:

1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

2) до 1 сентября 2013 года:

- подготовить и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом проекты законов о делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также проекты законов, направленные на приведение действующих законов в соответствие с настоящим Законом;

- утвердить типовой договор о делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) определить методику расчета объема трансфертов (субвенций), предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления отдельных государственных делегированных полномочий;

4) при разработке проекта республиканского бюджета на 2015 год и последующие годы предусмотреть в них расходы, необходимые для исполнения делегированных государственных полномочий с учетом требований настоящего Закона.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А.Атамбаев