Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 февраля 2014 года № 44-р

(В редакции распоряжения Правительства КР от 15 сентября 2015 года № 450-р)

В целях внедрения единого формата предоставления формы отчетности об исполнении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2012 года № 596:

1. Утвердить прилагаемые:

- Методику разработки и реализации ведомственной программы и плана мероприятий по противодействию коррупции;

- Методологию антикоррупционного мониторинга и оценки.

- Руководство по проведению комплексной оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственными органами Кыргызской Республики.

(В редакции распоряжения Правительства КР от 15 сентября 2015 года № 450-р)

2. Государственным органам и органам местного самоуправления Кыргызской Республики принять меры по реализации настоящего распоряжения.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на отдел антикоррупционной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции распоряжения Правительства КР от 15 сентября 2015 года № 450-р)

 

Премьер-министр

Ж.Сатыбалдиев

 

 

Утверждена
распоряжением Правительства Кыргызской Республики
от 12 февраля 2014 года № 44-р

МЕТОДИКА
разработки и реализации ведомственной программы и плана мероприятий по противодействию коррупции

 

1. Общие положения и принципы

Методика разработки и реализации ведомственной программы и плана мероприятий по противодействию коррупции (далее - Методика) предназначена для оказания помощи государственным органам и органам местного самоуправления Кыргызской Республики (далее - субъекты противодействия коррупции) по вопросам подготовки и реализации ведомственных программ и планов мероприятий по противодействию коррупции (далее - ведомственная программа).

Ведомственная программа основывается на следующих основных принципах:

- формирование ведомственной программы на основе долгосрочных антикоррупционных целей и показателей (индикаторов), их достижение и учет положений стратегических документов, принимаемых в данной сфере;

- наиболее полный охват мер по предупреждению коррупции и снижению коррупционных рисков;

- установление измеримых результатов их реализации (конечных и промежуточных результатов);

- интеграция ведомственных антикоррупционных мер для достижения целей государственной антикоррупционной программы;

- проведение регулярной оценки результативности и эффективности проводимых антикоррупционных мер, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации ведомственной программы.

2. Цель ведомственной программы

Цель ведомственной программы должна соответствовать приоритетам государственной антикоррупционной политики и должна быть направлена на исполнение Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции, а также создание субъектами противодействия коррупции комплексной антикоррупционной системы.

Основными целями являются:

- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции);

- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, т.е. произвольное или неоднозначное толкование);

- измеримость (достижение цели можно проверить);

- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации ведомственной программы);

- релевантность (соответствие формулировки цели, ожидаемым конечным результатам реализации ведомственной программы).

Для достижения поставленной в ведомственной программе цели, по каждому приоритетному направлению разрабатываются (задачи) меры, которые отражают конкретные мероприятия государственного органа по противодействию коррупции.

Цели и (задачи) меры ведомственной программы должны быть взаимоувязаны и взаимообусловлены.

При постановке целей и определения мер по ее достижению необходимо обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижений целей и реализации мер. Для этого формируются показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей и реализации заложенных мер.

3. Система управления и контроль за реализацией ведомственной программы

Должностным лицом субъекта противодействия коррупции, ответственным за разработку и выполнение ведомственной программы, является статс-секретарь субъекта противодействия коррупции. В случае отсутствия данной должности в субъекте противодействия коррупции, ответственным за разработку и выполнение ведомственной программы является заместитель руководителя.

В целях разработки и организации выполнения ведомственной программы ответственное лицо за разработку и выполнение ведомственной программы субъекта противодействия коррупции, в рамках своих полномочий:

а) определяет уполномоченное лицо или структурное подразделение субъекта противодействия коррупции, принимающее участие в разработке и обеспечении выполнения ведомственной программы;

б) разрабатывает и представляет на утверждение руководителю субъекта противодействия коррупции ведомственный план мероприятий;

в) обеспечивает координацию работы уполномоченного лица или структурного подразделения субъекта противодействия коррупции по разработке и реализации ведомственной программы;

г) осуществляет взаимодействие по вопросам реализации антикоррупционных мер Правительства Кыргызской Республики с уполномоченным органом по оценке и мониторингу реализации Программы, Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции (далее - уполномоченный орган).

4. Основные направления ведомственной программы

Основными направлениями ведомственной программы являются:

- нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики;

- предварительная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов государственного органа;

- определение ведомственных и отраслевых условий и причин проявления коррупции, мониторинг коррупционных рисков и их устранение;

- совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля соблюдения ограничений и запретов, выявление и устранение конфликта интересов на государственной службе;

- повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности государственного органа с соблюдением режима секретности и сохранности государственных секретов;

- вовлечение институтов гражданского общества в процесс противодействия коррупции в государственных органах с соблюдением режима секретности и сохранности государственных секретов;

- антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников;

- внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов в государственной службе.

5. Реализация ведомственной программы

Для реализации ведомственной программы, в рамках компетенции субъекта противодействия коррупции:

- издаются акты по вопросам противодействия коррупции и реализации антикоррупционной политики государства;

- осуществляются меры по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов при прохождении государственной службы;

- проводятся (предварительные) антикоррупционные экспертизы действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых субъектом противодействия коррупции;

- проводятся совместные мероприятия, обмен информацией и иные формы взаимодействия с другими субъектами противодействия коррупции и неправительственными организациями;

- проводятся совещания, конференции, семинары по вопросам противодействия коррупции и реализации антикоррупционной политики;

- проводится анализ рабочих процессов (процедур) для выявления коррупциогенных зон и исключения коррупционных рисков;

- в пределах ведения субъекта противодействия коррупции создаются комиссии и рабочие группы по вопросам противодействия коррупции;

- в соответствии с действующим законодательством рассматриваются обращения граждан и организаций, содержащие сведения о коррупции в государственном органе или его подведомственных подразделениях;

- осуществляется подготовка информационных, информационно-аналитических и справочных материалов по вопросам противодействия коррупции в субъекте противодействия коррупции, в том числе в рамках осуществления антикоррупционного мониторинга, и направление их копий в уполномоченный орган, а также размещение на сайте субъекта противодействия коррупции.

6. Подготовка отчетов о ходе реализации Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции и ведомственных программ

Субъект противодействия коррупции осуществляет подготовку отчета по форме согласно приложению к Методике.

При описании конкретных результатов реализации Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции и ведомственных программ отчет предусматривает:

- основные результаты, достигнутые за отчетный период (отчет о прогрессе);

- запланированные, но не достигнутые результаты, с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;

- анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции и ведомственных программ.

Отчет ежеквартально размещается на официальном сайте субъекта противодействия коррупции.

 

 

 

Приложение
к Методике разработки и реализации ведомственной программы по противодействию коррупции

Форма предоставления отчета реализации ведомственной программы по противодействию коррупции

Наименование субъекта противодействия коррупции (название государственного органа и органа местного самоуправления)

__________________________________________________________________________________

Период предоставления отчетности (число, месяц, год)

__________________________________________________________________________________

ФИО, должность ответственного за разработку и выполнение ведомственной программы

__________________________________________________________________________________

ФИО, должность уполномоченного лица _______________________________________________

Контактные данные: адрес электронной почты, номер служебного телефона

__________________________________________________________________________________

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Индикаторы результативности

Содержание выполненной работы

Причины невыполнения (или частичного выполнения)

Ответственные исполнители

Дальнейшие действия по реализации мер

Бюджет

запланированные

достигнутые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных актов государственного органа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение отраслевых условий и причин проявления коррупции и коррупционных рисков и механизмов их устранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности государственного органа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции в государственных органах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной службе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

1. К представленной выше информации, при необходимости подготавливается пояснительная записка с разъяснением отдельных положений, детализации, описанием реализованных значимых антикоррупционных мер.

2. В случае необходимости в пояснительной записке и в тексте таблицы делаются ссылки на результаты исследований, статистические данные или другую информацию.

3. Вносятся предложения по повышению эффективности реализации государственных антикоррупционных программ, совершенствованию правовой и институциональной базы, а также системы антикоррупционных мер.

 

 

Утверждена
распоряжением Правительства Кыргызской Республики
от 12 февраля 2014 года № 44-р

МЕТОДОЛОГИЯ
антикоррупционного мониторинга и оценки

 

1. Основные принципы антикоррупционной политики и условия проведения антикоррупционного мониторинга

Настоящая методология антикоррупционного мониторинга и оценки (далее - методология) направлена на систематизацию мониторинга и оценки реализации Программы и Плана мероприятий по противодействию коррупции Правительства Кыргызской Республики (далее - программа).

Основными принципами антикоррупционной политики являются:

1) приоритет профилактических мер, направленных на устранение коррупциогенных факторов и проявлений;

2) соблюдение объективности и беспристрастности к мониторингу и оценке, путем привлечения неправительственных организаций и независимых экспертов;

3) оптимизация функций государственных органов и органов местного самоуправления (далее - субъекты противодействия коррупции), а также порядка принятия решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;

4) выявление и устранение конфликта интересов;

5) оценка и управление коррупционными рисками;

6) предупреждение и ликвидация вредных последствий коррупции;

7) антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников;

8) внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной службе;

9) обеспечение прозрачности, открытости и гласности.

2. Основные понятия

Антикоррупционный мониторинг реализации антикоррупционных мер (далее - антикоррупционный мониторинг) - сбор данных, наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также эффективность мер реализации антикоррупционной политики.

Сбор данных - это получение достоверной информации от субъектов о выполнении антикоррупционных мер, встроенных в повседневную работу государственных органов и органов местного самоуправления.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие процессов и явлений в сфере противодействия коррупции, результаты которого фиксируются наблюдателем. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

Анализ проводится на основании полученных данных, делаются выводы и формируются рекомендации относительно принятия управленческого решения.

Оценка - это процесс, направленный на выявление (настолько систематическое и объективное, насколько это возможно) целесообразности, эффективности, продуктивности, ценности (дополнительных преимуществ), устойчивости и/или влияния произведенного вмешательства.

Прогноз - это вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, основанное на специальном научном исследовании (прогнозировании).

Объекты мониторинга - это коррупционные проявления и деятельность государственных органов, органов местного самоуправления по реализации требований антикоррупционного законодательства Кыргызской Республики.

Субъекты мониторинга - государственные органы и органы местного самоуправления.

Коррупционные сигналы - это ситуации, при которых:

а) гражданин не может свободно реализовать свои права, в том числе на получение необходимой информации, либо не может быстро и эффективно решить обычные вопросы в каком-либо органе власти;

б) отсутствует механизм обязательной публичной отчетности;

в) существуют трудности при обжаловании принятых решений;

г) распространены случаи вовлеченности чиновников в предпринимательскую деятельность;

е) финансовые возможности чиновника не соответствуют его образу жизни;

ж) характерно политическое и иное давление на правоохранительные органы и суды;

з) прослеживается низкая степень доверия граждан органам власти всех уровней, а также правоохранительным и судебным органам.

Коррупциогенные факторы - это ситуации, при которых:

1) отсутствуют механизмы для общественного контроля;

2) отсутствует прозрачность при назначении на должность и освобождения от должности субъекта противодействия коррупции;

3) отсутствует прозрачность при распределении ресурсов;

4) имеется сжатость сроков для вынесения юридически значимого решения и т.п.

3. Цели, задачи и направления антикоррупционного мониторинга

Основной целью антикоррупционного мониторинга является формирование объективной оценки уровня коррупции в республике для своевременного предупреждения, выявления и устранения последствий коррупционных проявлений, на основе принимаемых управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) обеспечение организации и координации деятельности субъектов противодействия коррупции по своевременному и качественному предоставлению информационных материалов (отчеты, доклады, аналитические и пояснительные записки) об исполнении мероприятий по противодействию коррупции;

2) разработка и внедрение системы мониторинга исполнения антикоррупционных мер субъектами противодействия коррупции и оценки их влияния на коррупционную обстановку;

3) проведение регулярного мониторинга реализации программ по индикаторам результативности, с последующей оценкой эффективности реализуемых мер;

4) выявление и прогнозирование ключевых направлений повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции, упреждению возможностей возникновения и действия коррупциогенных факторов и формированию антикоррупционного общественного мнения.

Основными направлениями антикоррупционного мониторинга является анализ:

- мер, реализуемых посредством антикоррупционных программ по обеспечению оценки их эффективности;

- коррупциогенных сигналов, к которым относятся фактические признаки распространенности коррупции на практике;

- коррупциогенных факторов по своевременному приведению нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Кыргызской Республики, обеспечению разработки и реализации антикоррупционных программ.

Антикоррупционный мониторинг и оценка реализации мероприятий программы отслеживаются через индикаторы результативных показателей. Система мониторинга и оценки программы основываются на двух каналах информации: государственном (официальный) и с привлечением неправительственных организаций и независимых экспертов (общественный).

Антикоррупционный мониторинг проводится самими субъектами противодействия коррупции (первичный мониторинг), а также уполномоченным органом по оценке и мониторингу реализации Программы, Плана и ведомственных планов мероприятия по противодействию коррупции (сводный мониторинг) - (далее - уполномоченный орган).

Методами проведения антикоррупционного мониторинга являются:

а) изучение общепринятых коррупционных практик и отслеживание механизмов коррупционных ситуации;

б) измерение уровня и структуры коррупции по уровням и институтам власти, отраслям экономики и т.п.;

в) изучение общественного сознания в сфере коррупции;

г) измерение эффективности антикоррупционных мероприятий.

4. Проведение (первичного) антикоррупционного мониторинга на ведомственном уровне

Субъекты противодействия коррупции разрабатывают внутриведомственную антикоррупционную политику, а также определяют конкретный перечень мероприятий по следующим направлениям:

- законодательному обеспечению противодействия коррупции;

- совершенствованию государственного управления в целях предупреждения и снижения уровня коррупции;

- повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению;

- реализации мер (краткосрочные и среднесрочные меры).

Антикоррупционный мониторинг реализации мер антикоррупционной политики на ведомственном уровне, помимо отчетов о реализации и выполнении мер, с учетом достижения поставленных индикаторов в планах мероприятий по противодействию коррупции, включает дополнительные направления:

1) мониторинг антикоррупционного образования - предоставление данных по разработке и внедрению антикоррупционных образовательных программ и распространению антикоррупционных знаний среди населения;

2) мониторинг антикоррупционной пропаганды - предоставление данных о публикациях в средствах массовой информации, посвященных проблемам коррупции, коррупциогенным факторам и мерам реализации антикоррупционной политики;

3) мониторинг антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, включая их проекты, - предоставление данных о проведении антикоррупционной экспертизы (государственных, муниципальных, общественных и независимых экспертов) по выявлению и устранению правотворческих дефектов, способных порождать коррупционные правоотношения;

4) мониторинг обращений граждан и юридических лиц по вопросам защиты их прав от коррупционных посягательств - предоставление данных о рассмотрении жалоб и обращений, поступивших в адрес субъектов противодействия коррупции, в том числе по "телефонам доверия" и в электронной форме, обращений от граждан и юридических лиц по защите их от коррупционных посягательств;

5) мониторинг взаимодействия субъектов противодействия коррупции с неправительственными организациями и независимыми экспертами;

6) мониторинг соблюдения требований законодательства при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

7) мониторинг открытости антикоррупционной деятельности субъектов противодействия коррупции и/или реализации антикоррупционной политики;

8) мониторинг финансового контроля о целевом и эффективном использовании бюджетных средств субъектов противодействия коррупции, либо их должностными лицами;

9) мониторинг организации и результативности деятельности служб по управлению человеческими ресурсами по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Уполномоченное лицо или структурное подразделение субъекта противодействия коррупции (далее - уполномоченное лицо) проводит первичный мониторинг (внутриведомственный) реализации краткосрочных и среднесрочных мер по противодействию коррупции в своих структурных подразделениях по исполнению запланированных мероприятий и готовит отчет.

Уполномоченные лица представляют в уполномоченный орган отчеты за отчетный период по реализации программы в печатном виде и на электронных носителях по установленной форме (приложение 1 к настоящей Методологии).

Информационные материалы (отчеты, доклады), представленные с нарушением сроков, уполномоченным органом к рассмотрению не принимаются.

5. Проведение (сводного) антикоррупционного мониторинга уполномоченным органом

Сводный отчет составляется уполномоченным органом, определяемым Правительством Кыргызской Республики.

1) Отчет представленный субъектом противодействия коррупции составляется по установленной форме (приложение 2 к настоящей Методологии).

2) Альтернативный отчет со стороны гражданского общества представляется в виде:

- данных и сообщений, публикуемых в средствах массовой информации;

- обращения граждан, организаций, бизнес-сообществ и их объединений;

- результатов социологических исследований;

- данных верификации предоставляемых отчетов субъектов противодействия коррупции и иных официальных данных по итогам проверки;

- других материалов.

Уполномоченный орган, обобщая и анализируя представленные субъектами противодействия коррупции отчеты, осуществляет сводный мониторинг реализации краткосрочных и среднесрочных мер программ, с учетом результатов альтернативного мониторинга, представленного неправительственными организациями.

В ходе сводного мониторинга исполнения антикоррупционных мер и достижения результатов со стороны субъектов противодействия коррупции, уполномоченный орган определяет статус исполнения программы с оценкой достижения результатов по запланированным индикаторам и исполнения мер, заложенных в ведомственных планах, с использованием ведомственных индикаторов.

На основе оценки уполномоченного органа, по итогам сводного мониторинга периодически оценивается эффективность реализации программы по достижению промежуточных результатов. На основании полученных результатов готовится заключение для принятия необходимых мер по повышению эффективности действий, перераспределению ресурсов и их оптимальному использованию, улучшению координации с субъектами противодействия коррупции, а также достижения целей и задач, обозначенных в Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики.

6. Проведение оценки состояния коррупции на национальном уровне

Оценка состояния коррупции на национальном уровне проводится регулярно уполномоченным органом с привлечением государственных и неправительственных структур, а также некоммерческих исследовательских организаций. При этом оценка состояния коррупции проводится конкретно по каждому субъекту противодействия коррупции, в соответствии с графиком, утверждаемым уполномоченным органом. Оценка состояния коррупции субъекта противодействия коррупции, в значительной мере, опирается на информацию, полученную посредством антикоррупционного мониторинга, а также отчетов по реализации программ и планов противодействия коррупции.

Для повышения объективности проводимых оценок состояния коррупции могут применяться и альтернативные методики (размер ущерба от коррупции в денежном выражении). Оценка основывается на соответствующей подтверждающей информации (по количеству и типу коррупционных рисков, схем, правонарушений; уязвимости субъектов противодействия коррупции).

В отчетах отражаются следующие вопросы:

- усиление гарантий, обеспечивающих реализацию антикоррупционной политики государства в социальной, экономической и правовой сферах;

- защита системы государственной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов;

- выявление и устранение коррупционных схем и рисков;

- повышение прозрачности и подотчетности субъектов противодействия коррупции;

- объединение усилий государственных органов и гражданского общества в деле противодействия коррупции и повышение его информированности;

- предпринимаемые меры по противодействию коррупции на международном, межведомственном, региональном, секторальном уровнях, а также во взаимодействии с институтами гражданского общества;

- система обеспечения этичного и профессионального поведения сотрудников субъектов противодействия коррупции;

- укрепление доверия граждан к системе государственной власти, создание стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствование национального законодательства, с учетом Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 6 августа 2005 года;

- определение дополнительных приоритетов, индикаторов и механизмов мониторинга по реализации антикоррупционных мер Правительства Кыргызской Республики.

Структуру эффективности противодействия коррупции определяют элементы, демонстрирующие полное соответствие обязательным элементам каждой из антикоррупционных мер. Для каждого уровня оценки имеется пять возможных уровней соответствия, составляющих критерии оценки: "соответствует в полной мере" - выставляется балл "4", "в значительной степени соответствует" - выставляется балл "3", "частично соответствует" - выставляется балл "2", и "не соответствует" - выставляется балл "1". В исключительных обстоятельствах оценка может также быть определена как "неприменим", в этом случае выставляется балл "0" (отсутствие институциональных и законодательных инструментариев). Эти рейтинги основаны только на существенных критериях и определены следующим образом:

Балл 4

Антикоррупционные меры полностью выполняются в отношении всех существенных критериев

Балл 3

Имеются только незначительные недостатки с полным соответствием значительному большинству существенных критериев

Балл 2

Субъекты мониторинга предприняли ряд значительных мер и соответствуют некоторым из существенных критериев

Балл 1

Имеются серьезные недостатки, с несоответствием значительному большинству существенных критериев

Балл 0

Требование (или часть требования) неприменимо из-за структурных, правовых или институциональных характеристик субъекта противодействия коррупции

В процессе обсуждения и проверки эффективности борьбы по противодействию коррупции односторонний визит к оцениваемому субъекту противодействия коррупции даст возможность получить более подробную информацию об эффективности реализуемых мероприятий, включая информацию по коррупционным рискам и уязвимым местам.

7. Развитие институциональных мер в сфере предупреждения коррупции

Антикоррупционный мониторинг позволит совершенствовать программу по следующим направлениям:

- усиление гарантий, обеспечивающих реализацию антикоррупционной политики государства в социальной, экономической и правовой сферах;

- защита системы государственной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов;

- выявление и устранение коррупционных схем и рисков во всех сферах экономики и политики;

- обновление мер по предотвращению коррупции и борьбе с ней, с учетом международного опыта и наработок на национальном уровне;

- введение системы обеспечения добросовестного управления, этичного и профессионального поведения сотрудников субъектов противодействия коррупции;

- укрепление доверия граждан к системе государственной власти, созданию стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствованию национального законодательства, с учетом норм международного права о противодействии коррупции.

 

 

 

Приложение 1
к Методологии антикоррупционного мониторинга и оценки

Форма представления отчета о реализации программы

Наименование субъекта противодействия коррупции (название государственного органа и органа местного самоуправления)

_____________________________________________________________________________

Период предоставления отчетности (число, месяц, год) ___________________________

ФИО, должность уполномоченного лица ________________________________________

Контактные данные: адрес электронной почты, номер служебного телефона

_____________________________________________________________________________

Краткосрочные или среднесрочные меры,  предусмотренные Программой: (указать пункты)

_____________________________________________________________________________

Мероприятия

Промежуточные результаты

Причины невыполнения (или частичного выполнения)

Дальнейшие действия по реализации мер

1

2

3

4

5

Приоритет 1: Устранение коррупционных схем

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Приоритет 2: Реформа и модернизация государственного управления в целях повышения прозрачности и подотчетности государственных органов

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Приоритет 3: Взаимодействие субъектов по противодействию коррупции с гражданским обществом и его информированность

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Примечание:

1. К представленной выше информации, при необходимости, готовится пояснительная записка с разъяснением отдельных положений, детализации, описанием реализованных значимых антикоррупционных мер, не предусмотренных Программой и Планом мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции.

2. В случае необходимости, в пояснительной записке и в тексте таблицы указываются ссылки на результаты исследований, статистические данные или другая информация.

 

 

 

Приложение 2
к Методологии антикоррупционного мониторинга и оценки

ИНДИКАТОРЫ
результативности реализации мер противодействия коррупции субъектами противодействия
коррупции (по ведомственным программам и планам)

 

№ п/п

Основные направления антикоррупционной политики

Индикаторы результативности/действия

Единица измерения

1

Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики

Подготовка и принятие проектов законов и нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции

Количество и наименование нормативных правовых актов

Функционирование ведомственной системы механизмов противодействия коррупции

Количество и наименование механизмов (мер)

2

Определение условий и причин проявлений коррупции, коррупционных рисков и механизмы их устранения

Систематизированный перечень коррупционных рисков в разрезе госорганов

Перечень и количество коррупционных рисков

Доля жалоб (всего) по факту коррупции в государственном органе и доля жалоб, по которым приняты меры

В % от общего количества жалоб, поступивших за отчетный период

Количество выявленных фактов коррупционных правонарушений

Перечень и количество коррупционных правонарушений

Количество служащих, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений

В % от общего количества служащих

3

Совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы

Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках осуществления кадровой политики

В % доля антикоррупционных механизмов и их перечень

Количество служащих, представивших сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

В % от общего количества служащих

4

Повышение качества, открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности государственного органа

Доля предоставляемых государственных услуг, по которым разработаны новые стандарты качества и прозрачности

В % от общего числа государственных услуг

Количество оказываемых гражданам и организациям государственных услуг в электронном виде

В % от общего числа государственных услуг

Размещение на официальном сайте условий и результатов проведения государственных закупок

В % от общего числа государственных закупок

Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственного органа и возможность прямых обращений и обратной связи

Количество обращений и ответов по каналам обратной связи (общественные приемные, "телефоны доверия", "горячие линии", форумы)

Доля публикаций в СМИ о результатах обращений граждан и юридических лиц по вопросам защиты их прав от коррупционных посягательств и т.д.

Увеличение (в %) количества публикаций за отчетный период по отношению к прошлым годам

Количество служебных расследований, проведенных в отношении сотрудников

Количество сотрудников, привлеченных к ответственности по итогам служебного расследования

5

Обеспечение обратной связи совместно с институтами гражданского общества по вопросам реализации мер антикоррупционной политики

Обнародование результатов общественного мониторинга и контроля

Количество опубликованных материалов о результатах общественного мониторинга и контроля

Количество проведенных антикоррупционных мероприятий по противодействию коррупции во взаимодействии с гражданским обществом

Перечень мероприятий (в %) от общего количества запланированных мероприятий

Предоставление отчетности государственных органов по исполнению антикоррупционных мер во взаимодействии с гражданским обществом

Своевременность (степень выполнения по срокам)

Выработка предложений по внесению изменений в существующую антикоррупционную стратегию и программу, по разработке новых мер в сфере противодействия коррупции

Количество и содержание предложений по разработке новых мер

6

Антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения госслужащих

Количество проведенных семинаров (мероприятий) в госоргане и подведомственных учреждениях по вопросам противодействия коррупции

Перечень тем и количество семинаров

Численность государственных служащих, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции

Увеличение (в %) количества служащих, прошедших обучение по теме

7

Внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной службе

Количество проведенных семинаров (численность госслужащих) по внедрению принципов добросовестности госорганов

В % от общего числа семинаров и обученных

Разработка Кодекса этических норм по соблюдению принципов добросовестного управления

Количество служащих (в %) от общего числа подписавших Кодекс этических норм

Количество служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам проверок соблюдения Кодекса этических норм

Количество служащих (в %) от общего числа, подписавших Кодекс этических норм

 

РУКОВОДСТВО
по проведению комплексной оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственными органами Кыргызской Республики

(В редакции распоряжения Правительства КР от 15 сентября 2015 года № 450-р)

Руководство по проведению комплексной оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственными органами (далее - Руководство) предназначено для использования при проведении оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственными органами Кыргызской Республики (далее - госорганы).

Настоящее Руководство регламентирует процедуры проведения оценки, верификацию отчетов, выработку практических рекомендаций в сфере противодействия коррупции, а также совершенствование инструментов управления процессами противодействия коррупции и институционализации постоянного направления антикоррупционной деятельности госорганов, а также определяет:

- формирование единой терминологической базы и унификации системы оценки;

- определение критериев эффективной реализации антикоррупционных мер;

- систематизация и упорядочение процесса взаимодействия и информационного обмена между сторонами в ходе проведения оценки;

- определение перечня основных источников информации;

- создание механизмов проверки промежуточных и итоговых результатов.

В Руководстве используются следующие основные термины:

Оценка - процесс, направленный на выявление целесообразности, эффективности, действенности, продуктивности, ценности, устойчивости и/или влияния произведенного вмешательства.

Верификация - метод, который с помощью ряда конкретных принципов и подходов позволяет оценить качество подготавливаемых госорганом антикоррупционных программ и их соответствие основным направлениям реализации антикоррупционной политики.

Валидация - документальное подтверждение того, что процесс реализации антикоррупционной стратегии, выполняемый в рамках антикоррупционной политики государства, протекает эффективно, позволяет снизить коррупционные риски и внедрить антикоррупционные механизмы в деятельность госоргана.

Объект оценки - оцениваемый госорган (основные направления антикоррупционной деятельности госоргана).

Субъект оценки - уполномоченный государственный орган, ответственный за разработку и реализацию антикоррупционной политики.

1. Основные подходы к проведению оценки эффективности реализации антикоррупционных мер

Цель организации оценочных мероприятий - проведение объективной формализованной оценки результативности деятельности госорганов по реализации антикоррупционных мер, выявление проблем, возникающих при реализации антикоррупционных мер, и разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов предупреждения коррупции.

Задачи:

- оценка системы предупреждения коррупции в госоргане;

- оценка соответствия и процесса эффективности реализации антикоррупционных мер;

- оценка исполнения рекомендаций уполномоченного государственного органа, ответственного за разработку и реализацию антикоррупционной политики, подготовленных по итогам мониторинга и оценки Секретариата Совета обороны Кыргызской Республики а также рекомендаций, подготовленных в рамках международных оценок;

- оценка соответствия предоставляемой информации фактическим антикоррупционным мерам, реализуемым в госоргане, и оказание содействия в разработке и реализации мер предупреждения коррупции.

Предметом оценки эффективности реализации антикоррупционных мер является степень реализации возложенных на госорган антикоррупционных задач, а также внутриведомственных мер противодействия коррупции.

Оценка эффективности реализации антикоррупционных мер осуществляется ежегодно по итогам отчетного (календарного) года согласно графику, разрабатываемому и утверждаемому субъектом оценки.

График проведения оценки включает:

- перечень госорганов, подлежащих оценке;

- сроки представления заключений по итогам проведения оценки в Аппарат Правительства Кыргызской Республики и Секретариат Совета обороны Кыргызской Республики.

2. Общие подходы к формированию критериев (показателей) оценки эффективности исполнения антикоррупционных мер

Формирование критериев и показателей эффективности реализации антикоррупционных мер проводится на основе следующих требований:

- критерии эффективности следует дифференцировать в зависимости от вида направления - предупреждение и профилактика коррупции, борьба с коррупцией, ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

- формирование специальных критериев и показателей, характеризующих эффективность и действенность их реализации, для каждого вида антикоррупционных мер;

- показатели эффективности реализации антикоррупционных мер не должны подменяться количественными показателями проведенных мероприятий;

- критерии и показатели эффективности/действенности должны позволять подтвердить их не только данными отчетов госорганов, но и независимыми источниками информации, данными социологических исследований, экспертными оценками, общественным мнением;

- критерии эффективности реализации антикоррупционных мер должны отражать динамику показателей за определенный период проведения антикоррупционной политики;

- критерии эффективности/действенности должны также отражать качество исполнения, степень соответствия проведенных мероприятий задачам и установленным срокам, исключая продление срока исполнения два и более раз по инициативе госоргана.

3. Принципы проведения оценки

При подготовке к проведению оценки эффективности реализации антикоррупционных мер необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип "открытых дверей" заключается в привлечении к работе различных заинтересованных сторон, включая независимых экспертов и представителей гражданского сектора.

Принцип объективности - всесторонне полное и независимое проведение анализа и оценки, исключающее конфликт интересов и субъективизм.

Принцип достоверности - проведение оценки на основе достоверной информации и подтверждение результатов оценки соответствующими документами.

Принцип прозрачности - наличие источников происхождения информации.

4. Процедура проведения оценки эффективности реализации антикоррупционных мер

Оценка эффективности реализации антикоррупционных мер проводится в несколько этапов:

1 этап

Субъект оценки:

- определяет и утверждает экспертную группу в количестве от 3 до 9 человек, в состав которой входят представители субъекта оценки, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики (по согласованию), госорганов и независимые эксперты;

- утверждает график проведения оценки эффективности реализации антикоррупционных мер;

- направляет в госорган уведомление о проведении оценки не позднее 15 дней до начала проведения оценки. Вместе с уведомлением направляется вопросник по форме согласно приложению 1 к настоящему Руководству.

Объект оценки изучает вопросник и готовит ответы, а также все необходимые документы (результаты первичного мониторинга, отчеты и т.д.).

Длительность проведения оценки составляет от 3 до 10 рабочих дней, в зависимости от оцениваемого госоргана.

2 этап

Экспертная группа:

- проводит процесс верификации и валидации антикоррупционных мер госоргана на основе представленного объектом оценки подготовленного вопросника с предоставлением всех необходимых документов, согласно приложению 1;

- осуществляет проверку документации по первичному мониторингу, представленной госорганом (представленные ранее отчеты; справка о результатах аудита Счетной палаты Кыргызской Республики; соответствующие решения по организационному и нормативно-правовому обеспечению реализации антикоррупционной политики; информация об анализе отраслевых условий возникновения коррупционных рисков; любую другую информацию и ссылки, имеющие отношения к сокращению коррупционных рисков и демонтажу коррупционных схем (например, независимые отчеты, публикации в СМИ, экспертные мнения и т.д.).

Основываясь на программных документах по антикоррупционной политике, оценка должна:

- удостоверить, что меры, указанные в плане мероприятий госорганов по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и в ведомственном плане, выполняются, как описано в предоставляемых отчетах (мероприятия, результаты, влияние, ресурсы);

- удостоверить, что отчет по первичному мониторингу и другие представленные подтверждающие документы имеются и могут быть верифицированы в соответствии с предъявляемыми требованиями и Методологией антикоррупционного мониторинга и оценки;

- определить, как реализованные меры повлияли на создание системы предупреждения коррупции и снижение коррупционных рисков.

В случае, если в ходе проведения оценки выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объекта оценки, необходимо подготовить соответствующие рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков, которые включаются в экспертные заключения об эффективности реализации антикоррупционных мер госоргана.

3 этап

Экспертная группа:

- по итогам проведенной работы экспертная группа за 3 рабочих дня до истечения срока проведения оценки, установленного субъектом оценки, готовит проект отчета по форме согласно приложению 2 к Руководству.

Цель - определение, на какие вопросы были даны исчерпывающие ответы, какие вопросы требуют дополнительных пояснений, а также какие вопросы являются проблематичными и требуют особого внимания в процессе оценки;

- проводит совместное обсуждение проекта отчета с соответствующими структурными подразделениями и должностными лицами госоргана;

- при необходимости, вносит изменения и дополнения в проект отчета на основе представленных документов и обоснованных замечаний и предложений. В случае возникновения спорных моментов госорган готовит необходимые документы и информацию в течение 3 рабочих дней и представляет обоснованные комментарии и предложения;

- проводит итоговое обсуждение проведенной оценки с установлением рейтинга соответствия согласно Методологии антикоррупционного мониторинга и оценки;

- готовит окончательную версию проекта отчета и направляет для рассмотрения в Аппарат Правительства Кыргызской Республики;

- готовит рекомендации по каждому направлению антикоррупционной деятельности госоргана. Рекомендации должны соответствовать поставленным целям оценки эффективности и основываться на заключениях и выводах, сделанных по результатам проведенной оценки.

Рекомендации должны быть:

- направлены на принятие конкретных мер по устранению причин выявленного недостатка или проблемы;

- направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;

- четкими, ясными и конкретными.

Для более объективной оценки результатов в отчет следует включать информацию о достижении госоргана в антикоррупционной деятельности, которая могла бы быть использована другими госорганами в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности.

Уполномоченный государственный орган, ответственный за разработку и реализацию антикоррупционной политики, вносит предложение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики о рассмотрении итогового отчета о проведенной оценке на заседании Правительства Кыргызской Республики.

 

 

 

Приложение 1
к Руководству по проведению комплексной оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственными органами Кыргызской Республики

 

Форма

ВОПРОСНИК
для проведения комплексной оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственными органами Кыргызской Республики

Ключевые вопросы

В рамках ведомственного плана

В рамках плана Правительства Кыргызской Республики

Нормативно-правовые и организационные меры по обеспечению реализации антикоррупционной политики

1

Наличие Уполномоченного по вопросам предупреждения коррупции

 

 

2

Наличие ведомственной антикоррупционной программы

 

 

3

Наличие антикоррупционной комиссии госоргана

 

 

4

Наличие установленной процедуры взаимодействия со структурными подразделениями/территориальными управлениями по реализации мер предупреждения коррупции

 

 

5

Выявление коррупционных факторов в госоргане путем проведения опроса (анкетирование) среди получателей услуг, их устранение

 

 

6

Проведенные превентивные мероприятия по предупреждению коррупции в госоргане

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА и инвентаризация действующих НПА (в случае их поведения)

7

Осуществление инвентаризации действующих нормативных правовых актов

 

 

8

Осуществление антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов

 

 

9

Практика проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (в том числе независимыми экспертами)

 

 

10

Количество обучающих семинаров по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по предупреждению коррупции путем оценки и управления коррупционными рисками

11

Выявлены коррупционные риски при реализации функций госорганом

 

 

12

Проведена оценка коррупционных рисков

 

 

13

Наличие систематизированного перечня коррупционных рисков

 

 

14

Наличие утвержденного реестра коррупционных рисков в госоргане

 

 

15

Внедрена внутриведомственная система мониторинга и оценки управления коррупционными рисками

 

 

16

Количество поступивших и рассмотренных жалоб по фактам коррупции в госоргане

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по совершенствованию системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы

17

Принимаемые меры по соблюдению госслужащими этических норм поведения

 

 

18

Проведение обучающих семинаров и тренингов по вопросам предупреждения коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению сотрудников госоргана

 

 

19

Проведение служебных расследований по выявленным фактам коррупционных проявлений в госоргане, том числе на основании публикаций в СМИ, анализ и обобщение результатов

 

 

20

Мероприятия по внедрению антикоррупционных механизмов в рамках осуществления кадровой политики

 

 

21

Внутренние ротации, проведенные в целях предупреждения коррупции

 

 

22

Количество сотрудников, уволенных в связи с утратой доверия

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по повышению открытости и обеспечению информационной прозрачности деятельности государственного органа

23

Наличие и функционирование на официальном сайте госоргана раздела по антикоррупционной деятельности

 

 

24

Механизм обеспечения информационной открытости деятельности госоргана и широкого освещения реализации антикоррупционных мер в СМИ, обратная связь

 

 

25

Реализованные мероприятия по информированию граждан об антикоррупционной деятельности и реализации антикоррупционной политики/частота проведения

 

 

26

Перечень предоставляемых госуслуг, по которым разработаны новые стандарты качества и прозрачности

 

 

27

Выступления руководителя государственного органа в СМИ по вопросам предупреждения коррупции

 

 

28

Функционирование антикоррупционных "горячих линий", "call-центров" для приема жалоб и предложений

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по взаимодействию с гражданским обществом по вопросам предупреждения коррупции

29

Принятые меры для обеспечения эффективного взаимодействия госоргана с институтами гражданского общества

 

 

30

Участие представителей гражданского общества в разработке ведомственного плана по предупреждению коррупции

 

 

31

Наличие проведенных совместно с представителями гражданского общества мероприятий по предупреждению коррупции в госоргане

 

 

32

Организация приема граждан по вопросам предупреждения коррупции в госоргане

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по организации антикоррупционного образования и пропаганды антикоррупционного поведения сотрудников государственного органа

33

Наличие программы для обучения сотрудников

 

 

34

Наличие разработанных и утвержденных методических материалов по вопросам предупреждения коррупции

 

 

35

Количество проведенных обучающих семинаров для сотрудников по вопросам предупреждения коррупции

 

 

36

Механизм проведения антикоррупционной пропаганды в госоргане

 

 

37

Наличие информационных материалов, обеспечивающих реализацию антикоррупционной пропаганды

 

 

38

Общее количество мероприятий по осуществлению антикоррупционной пропаганды для населения в средствах массовой информации

 

 

39

Издание печатных рекламных материалов по борьбе с коррупцией (плакаты, брошюры, стикеры, значки и т.д.)

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по внедрению принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной службе

40

Разработаны и внедрены этические стандарты поведения госслужащих

 

 

41

Наличие мер по внедрению принципов добросовестного управления в госоргане

 

 

42

Проведение бесед, лекций с целью формирования в коллективе обстановки нетерпимости к проявлениям коррупции

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по урегулированию конфликта интересов

43

Информация о выявленных случаях конфликта интересов на государственной службе

 

 

44

Проведение заседаний по урегулированию конфликта интересов на государственной службе

 

 

45

Принятие мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта

 

 

Рекомендации:

 

 

Меры по снижению коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок и эффективный внутренний аудит

46

Существует система обеспечения публичного доступа к информации о тендерной документации, а также о произведенных закупках методом из одного источника, с определением перечня услуг, оказываемых на платной основе

 

 

47

Установлены стандарты внутреннего аудита

 

 

Рекомендации:

 

 

Примечание:

В дополнение к ответам должны быть предоставлены копии всех документов (или соответствующие выдержки из них), на которые имеется ссылка в ответах.

В случае, если не представлен содержательный ответ на один из конкретных вопросов, госоргану необходимо представить письменное обоснование.

Ответы на вопросы должны быть предоставлены также в электронной форме.

Для правоохранительных и контролирующих органов субъект оценки вправе включить дополнительные вопросы.

 

 

 

Приложение 2
к Руководству по проведению комплексной оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственными органами Кыргызской Республики

 

Форма

ОТЧЕТ
по итогам проведенной оценки эффективности реализации антикоррупционных мер государственным органом

1. Название документа.

2. Наименование государственного органа.

3. Паспорт государственного органа:

- функции;

- организационная структура государственного органа;

- штатная численность;

- руководящий состав государственного органа;

- должностное лицо, ответственное за координацию исполнения антикоррупционных мер;

- уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции.

4. Обобщенные результаты рейтингов

Анализируемое направление

- соответствует в полной мере;

- в значительной степени соответствует;

- частично соответствует;

- не соответствует

Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики

 

Проведение антикоррупционной экспертизы проектов НПА и инвентаризация действующих НПА (в случае проведения)

 

Предотвращение коррупции путем оценки и управления коррупционными рисками

 

Совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы

 

Повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности государственного органа

 

Взаимодействие с гражданским обществом

 

Организация антикоррупционного образования и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников государственного органа

 

Внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной службе

 

Урегулирование конфликта интересов

 

Снижение коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок и эффективный внутренний аудит

 

Реализация задач, в рамках плана Правительства Кыргызской Республики и межведомственного взаимодействия по демонтажу политической и системной коррупции

 

5. Рекомендации.

6. Выводы.