Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                             УТРАТИЛА СИЛУ
                 в соответствии с Указом Президента КР
                    от 14 апреля 2006 года УП №173




                               Утверждена
                           Указом Президента
                         Кыргызской Республики
                      от 18 июня 2000 года N 152

                    НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЖАШТЫК"
              по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 г.

  --------------------------------------------------------------------
  Основание для разработки|- Закон Кыргызской Республики "Об основах
                          |  государственной молодежной политики"
                          |- Указ Президента Кыргызской Республики "Об
                          |  объявлении 2000 года Годом молодежи и
                          |  образования" от 19 января 2000 года N 19
  Цели и задачи Программы,|- Гражданское становление,
  важнейшие целевые       |  духовно-нравственное и патриотическое
  показатели              |  воспитание молодежи
                          |-    Содействие    решению    социально-
  экономических
                          |    проблем  молодежи,  включая  развитие
  жилищного
                          |   строительства  и поддержку  молодежи  и
  молодых
                          |  семей
                          |- Профессиональное развитие и содействие
                          |  занятости молодежи, молодежному
                          |  предпринимательству и деловой активности
                          |  молодежи
                          |- Интеллектуальное и физическое развитие
                          |  молодежи, развитие художественного и
                          |  научно-технического творчества, массовых
                          |  видов детского и молодежного спорта и
                          |  туризма, международных обменов
                          |- Правовая защита и социальная поддержка
                          |    молодежи,   детских   и   молодежных
  общественных
                          |  объединений
  Основные    исполнители |-   Государственная    комиссия    при
  Правительстве
  мероприятий  Программы  |  Кыргызской Республики  по  делам  семьи,
  женщин
                          |    и  молодежи,  Министерство  труда   и
  социальной
                          |  защиты, Министерство образования, науки и
                          |     культуры,   Министерство   обороны,
  Министерство
                          |  иностранных дел, Министерство внутренних
                          |  дел, Министерство здравоохранения,
                          |  Государственное агентство по туризму и
                          |  спорту при Правительстве Кыргызской
                          |  Республики, детские и молодежные
                          |  общественные объединения
  Источники финансирования|- Республиканский бюджет
                          |- Местные бюджеты
                          |- Инвестиции, привлеченные средства
  Организация контроля за |- Отдел социальной политики Администрации
  исполнением Национальной|  Президента Кыргызской Республики
  программы               |- Управление социально-культурного развития
                          |  Аппарата Премьер-министра Кыргызской
                          |  Республики
  --------------------------------------------------------------------

                               ВВЕДЕНИЕ

    Национальная программа "Жаштык" по развитию  молодежи  Кыргызстана
(далее  -  Национальная программа) опирается на основополагающие  идеи
и   принципы  Всеобщей  Декларации  прав  человека,  Резолюции   50/81
Генеральной   Ассамблеи   ООН   "Всемирная   программа   действий   по
развитию  молодежи до 2000 года и на последующий период", Конвенции  о
правах ребенка, Конституции  Кыргызской Республики,  Закона Кыргызской
Республики "Об основах государственной молодежной политики".
    Государственная  молодежная   политика   в  Кыргызской  Республике
направлена  на создание правовых и социально-экономических предпосылок
для    развития   молодежи,    формирование   у   молодого   поколения
кыргызстанцев качеств патриотизма и профессионализма,  нравственное  и
духовное   воспитание  молодых  людей,  защиту  их  прав  и   законных
интересов.
    Основная   идея  государственной  молодежной  политики  Кыргызской
Республики   -  гражданское  становление  и  самореализация  молодежи,
активное участие молодого поколения в жизни общества.
    Национальная   программа    призвана    содействовать   расширению
возможности  молодого  человека в выборе   своего   жизненного   пути,
достижению личного  успеха,  независимо  от его материального уровня и
социального положения.
    Молодежь и  общество находятся в постоянно меняющейся взаимосвязи.
Сегодня  молодые  люди,   обучаясь  и  набираясь   жизненного   опыта,
завтра  становятся активной созидающей силой, передавая свою жизненную
мудрость новым поколениям.
    Нынешние социальные и экономические условия,  а также благополучие
и  условия  жизни для будущих поколений будут зависеть от того,  каким
образом   в  рамках  национальной  политики  будут  решаться  проблемы
молодежи и реализовываться ее потенциальные возможности.
    Государственная  молодежная  политика  направлена   на   повышение
трудового  и  творческого  потенциала молодежи,   как  в   собственных
интересах,  так  и в интересах общества и государства,  что  позволяет
рассматривать  ее  в  ряду главных факторов,  способствующих  развитию
всего  общества  в целом.
    Одним  из  основных  этапов  развития  государственной  молодежной
политики  суверенного Кыргызстана стало формирование ее правовой базы,
где основополагающими документами стали:
    Конституция Кыргызской Республики;
    Трудовой и Гражданский кодексы Кыргызской Республики;
    законы  Кыргызской  Республики - "Об  образовании",  "О  начальном
профессиональном образовании",  "Об основах государственной молодежной
политики,  и  целый  ряд других законодательных  актов,  затрагивающих
вопросы жизнедеятельности молодежи.
    Согласно данным  Нацстаткомитета  дети и молодежь в возрасте до 35
лет  составляют  3482719  человек  или  71,7%   от  общей  численности
населения.
    Отметим, что численность детей и молодежи в республике:
    Дети:
    до 4 лет - 552779;
    от 5 до 9 лет - 599934.
    Подростки, несовершеннолетние:
    от 10 до 14 лет - 585134;
    от 15 до 19 лет - 496001.
    Молодежь, молодые взрослые:
    от 20 до 24 лет - 434182;
    от 25 до 29 лет - 391120;
    от 30 до 35 лет - 423569.
    Осознание необходимости  вычисления  молодежных проблем как особых
социальных  проблем  происходит крайне  медленно.   Естественно,   что
накопившиеся  проблемы не могут быть разрешены сразу,  но запаздывание
с  их  решением  чревато для общества,  его перспектив, реформирования
общества на принципиально новой основе.

             ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Основная  цель   Национальной  программы - создание  и  укрепление
гарантированных       социально-экономических,      политико-правовых,
организационных   условий   для гражданского становления,   социальной
самореализации,  раскрытия творческого и интеллектуального  потенциала
молодежи.
    Программа направлена  на  формирование нравственно-патриотического
сознания    молодежи,    решение   социально-экономических    проблем,
повышение уровня и качества жизни молодежи,  защиту интересов молодого
поколения, эффективное и конструктивное участие молодых людей в  жизни
общества.
    Молодежь  республики  должна органично интегрироваться  в  процесс
социально-экономического  развития  Кыргызстана  как  демократического
государства.

                           Задачи Программы

    1.  Совершенствование  нормативной правовой  базы  для  реализации
государственной   молодежной  политики  и  ее   составной   части    -
Национальной программы.
    2.  Разработка  и  поэтапное внедрение различных  форм  финансовой
поддержки  молодежи  в  целях  равноправного  доступа  к  образованию,
занятости и т.д.
    3. Формирование  системы  обеспечения  жизнедеятельности молодежи,
условий   для   духовно-нравственного  воспитания,    гражданского   и
патриотического   становления,  всестороннего  развития   молодежи   и
повышения уровня ее правовой культуры.
    4.   Создание  программ,   проектов,  направленных  на   занятость
молодежи, развитие и поддержку молодежного предпринимательства.
    5. Развитие культурно-образовательных и информационных институтов,
обеспечивающих приобщение молодежи к национальной и мировой культуре.
    6. Поддержка и развитие молодежных и детско-юношеских объединений,
различных форм гражданской и творческой деятельности молодежи.
    7. Создание и развитие системы поддержки демократических инициатив
молодежи.
    8. Укрепление  системы делового сотрудничества молодежи с органами
территориального самоуправления.
    9. Укрепление системы международного молодежного сотрудничества.
    10. Формирование системы молодежных программ развития, в том числе
региональных.

        ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Основные    направления   деятельности   Национальной    программы
определены   международными  нормами.   Программа  включает:   решение
проблем  образования,   занятости,   преодоления  бедности,   здоровья
молодого   поколения,   охраны   окружающей   среды,    предупреждения
преступности среди молодежи  и несовершеннолетних,  организации спорта
и    досуга,    развития   молодежного   движения   и   международного
сотрудничества.
    Национальная программа не исключает того, что в будущем могут быть
выявлены  новые  специфические и приоритетные  направления  и  внесены
изменения.

                               Раздел 1
                        Образование и культура

    Национальная стратегия в области получения  образования  в  первую
очередь   определяется  Конституцией  Кыргызской  Республики,   где  в
статье  32  устанавливается,  что каждый гражданин  Кыргызстана  имеет
право  на  образование,  а также Законом "Об  образовании"  и  другими
нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
    Основные положения в сфере образования легли в основу реформ и 4-х
программ   развития   образования:  Национальной  программы   "Билим",
"Образование  через  культуру",  Президентской  программы  "Кадры  XXI
века", "Доступ к образованию - Жеткинчек".
    География размещения  высших учебных заведений изменилась в пользу
регионов,      что     соответствует     возрастанию     экономической
самостоятельности  областей   и  необходимости  создания  условий  для
молодежи в получении образования в привычных условиях, где легче найти
свое место в жизни.
    В   общеобразовательных  школах  республики  около  80%   учащихся
обучаются  на  кыргызском  языке,  остальные  на  русском,  узбекском,
таджикском и турецком языках.
    Кроме  того,   как  родной язык изучаются корейский,   дунганский,
уйгурский, немецкий, иврит и др. языки.
    Представители более 70 национальностей обучаются в высших  учебных
заведениях  республики,  в том числе и в трех  вузах  с  международным
статусом.
    Важнейший   показатель  минувшего  периода  -  возросший   интерес
молодежи к высшему образованию.
    В   настоящее   время   в  системе  общего  среднего   образования
функционируют    2030    общеобразовательных    школ,     обязательным
образованием  охвачено 99,5%  всех детей школьного возраста.   Созданы
негосударственные (частные) учреждения образования.   В  школах  этого
типа обучается 2,6  тысячи учащихся.  В системе высшего образования 47
высших  учебных  заведений, в числе которых 15  негосударственных,   7
филиалов  СНГ.  Реализация  права молодежи  на  образование,  несмотря
на  некоторые  издержки,   выполняет главную функцию  -  молодые  люди
смогли  использовать свое время для повышения  своего потенциала,   не
теряя  время  и  возможности  до  формирования  рынка  занятости,   до
улучшения экономической ситуации.
    В  свою  очередь,  сектор образования прошел  необходимые  периоды
развития,   тем  самым  достигая  того этапа,  когда  стало  возможным
требование высокого качества получаемого образования.
    Один   из   показателей  действенности  государственной   политики
повышение  приоритета образования выявляется при рассмотрении  состава
осужденных лиц - правонарушителей: среди студентов и учащихся -  около
3%, в то время как среди необучающегося контингента - около 70%.
    Значительное сокращение количества учреждений культуры, особенно в
сельской  местности,   и  ухудшение их  функционирования  произошло  в
основном  до  1994  года.  За последние 3 года  наметилась  устойчивая
тенденция  к  стабилизации  жизнедеятельности  объектов культуры,   ни
одно  учреждение  культуры не было закрыто,   более  того,  только  за
последние два года отремонтировано 449 объектов культуры.
    Наряду    с   падением   традиционных   контрольных    показателей
(посещаемость,   кружки  и др.),  ослаблением традиционных  институтов
культуры,  в  условиях  крайней ограниченности бюджетных  ассигнований
появились   новые формы работы в сфере культуры, имеются достижения  в
развитии профессионального искусства,  развитии театров и школ  нового
типа.  Для закрепления появляющейся новой базы необходимо предоставить
поддержку новой генерации деятелей и управленцев культуры.

    Основные направления реализации Национальной программы в сфере
    образования и культуры

    -   Выдвинуть  на  первый  план  улучшение  качества  образования,
расширение   доступа   к   образованию,   доступа   к   информационным
технологиям.
    - Сократить разрыв в уровне доступа к образовательным и культурным
программам между городской и сельской молодежью.
    -  Поддержать  программы  по  приобщению  молодежи  к  культурному
наследию народов Кыргызстана.
    - Способствовать появлению образовательных программ, нацеленных на
обучение  миротворческой  деятельности,   толерантности  и  разрешению
конфликтов мирным путем.
    - Повысить рейтинг  профессионально-технической  подготовки  через
улучшение его качества, укрепление материальной базы.
    -  Ввести  в  учебные  планы образовательных  учреждений  обучение
правам   и  обязанностям  человека из разделов  "Конвенции  по  правам
ребенка",   "Всеобщей  Декларации  по  правам   человека"   и   других
нормативных  документов, содействующих правовому просвещению молодежи.
    - Ввести в учебные планы образовательных учреждений дисциплины  по
основам предпринимательской деятельности.
    -   Оказать   содействие   в  становлении   молодежных   движений,
участвующих  в  улучшении качества образования, в социальном  развитии
общества.
    -  Развивать  и  совершенствовать систему  переподготовки  молодых
кадров и сотрудничество молодежи с местными властями.
    - Ввести в вузы (для гуманитарных, экономико-правовых факультетов)
обязательный вступительный экзамен по истории Кыргызстана.
    -   Разработать   и  ввести  в  школьную  программу    уроки    по
нравственно-патриотическому воспитанию.
    - Проводить ежегодные олимпиады по краеведению Кыргызстана.
    -  Проводить  регулярные тренинги по демократизации  управления  и
организации системы образования.
    -   Проводить   периодическое  социологическое   исследование   по
социальной, экономической и политической ориентации молодежи.
    - Разработать  новую  нормативно-законодательную  базу  для  сферы
культуры.
    - Обеспечить поддержку молодых ученых.
    -  Проводить  творческие  семинары,   дискуссии  и  деловые  игры,
стажировки для молодежи по всем направлениям культурной деятельности.
    - Совершенствовать нормативную правовую базу для сферы культуры.
    -    Разработать    новые    программы   с   введением   элементов
предпринимательства для обучения работников культуры.
    - Развивать программы поддержки талантливой молодежи.
    - Разработать специальные меры по  поддержке  культурных  программ
для сельской молодежи.

                               Раздел 2
                            Здравоохранение

    В ходе экономических, политических и социальных изменений в стране
возникла    необходимость   в   разработке  и  принятии  программ   по
улучшению здоровья населения, среди которых ключевыми являются:
    государственная программа "Здоровая нация", Национальная программа
"Манас"   по  реформированию  системы  здравоохранения,   Национальная
программа "Туберкулез",  Национальная программа по профилактике  СПИДа
и  болезней,   передающихся половым путем,  программа ВОЗ  "Синди"  по
борьбе с курением и другие.
    Указом    Президента   Кыргызской   Республики   "Об   образовании
Кыргызского    научного   центра   репродукции  человека  Министерства
здравоохранения Кыргызской Республики" от 02.06.97 г.   N  163  создан
Центр   репродукции  человека,  при котором организована  подростковая
служба,  координирующая охрану репродуктивного здоровья среди детей  и
подростков.   Кроме   того,  во  всех  областных   центрах  республики
образованы и функционируют консультации "Брак и семья" или аналогичные
кабинеты,   где   предусмотрено оказание медицинской помощи  девочкам-
подросткам.
    Принятые   целевые   программы  позволили   снизить   инфекционные
заболевания в 1999 году,  по сравнению с 1997 годом, на 25%, подробные
данные приведены ниже:

    Изменение динамики заболеваемости за 1999 год относительно
    показателей 1997 г.

  --------------------------------------------------------------------
  ---
  В  целом инфекционные заболевания                       |Снижение на
  25%
  в т.ч. кишечные инфекции                               |На 39%
  Сальмонеллез                                           |На 28%
  Вирусный гепатит                                       |В три раза
  Сифилис                                                |33,9%
  Младенческая смертность                                |20%
  Материнская смертность                                 |39%
  --------------------------------------------------------------------
  ---
    Однако    по-прежнему   остаются   высокими   показатели    уровня
заболеваемости туберкулезом, в том числе среди молодежи.  Поражаемость
туберкулезом среди лиц до 30-летнего возраста составляет 65%  от  всех
заболевших.   Учитывая   крайне   неблагополучную   эпидемиологическую
ситуацию по туберкулезу,  постановлением Правительства от 15.12.95  г.
N 531 утверждена Национальная программа "Туберкулез" на 1996-2000 гг.,
где   определена  глобальная  стратегия  и  тактика  борьбы  с  данной
инфекцией. Наблюдается увеличение  количества оставленных младенцев  с
врожденными  болезнями,   что  делает  актуальным  обучение   молодежи
альтернативам  нежелательной  беременности.
    Согласно медико-социологическим данным,  число  здоровых  детей  в
школах  к  концу  учебного  года  не  превышает  20%,  что  связано  с
ухудшением питания,  сокращением программы по общефизической культуре.
Из-за  ухудшения  качества питания, условий  жизни  растет  количество
призывной молодежи, имеющей ту или иную патологию в состоянии здоровья
(до 25%).
    Климатографическое    расположение     республики     способствует
благоприятному   росту  и  распространению  наркосодержащих   растений
(опийного  мака, дикорастущей конопли,  эфедры). В незаконном  обороте
появились   и   синтетические  наркотики,  получаемые   в   подпольных
лабораториях   из  травы  эфедры   и   опийного  мака.   Экономическая
нестабильность,    рост  безработицы,  снижение   доходов   населения,
криминализация  общества повлекли за  собой вовлечение  в  наркобизнес
все большее число подростков и молодежи.
    По  официальной  статистике, за последние 3 года  учет  больных  в
возрасте 15-17 лет насчитывает чуть более 100 человек.  По результатам
опроса,  официальный  рост больных наркоманией увеличился  на  35%,  а
скрытая наркомания намного превышает эти показатели.
    Предстоит большая, долгосрочная работа по профилактике наркомании.
Эта    работа    должна   выполняться  не  только  правоохранительными
органами, но и средствами массовой информации, общественностью.
    Кроме  быстрого  темпа  роста алкоголизации и  наркотизации  среди
подростков  и молодежи отмечается тенденция омоложения.  За  последние
10-15  лет   произошло   снижение  нижней  возрастной  границы  начала
употребления спиртного и наркотиков - до 12-15 лет.
    Подростковым        консультативно-профилактическим        центром
Республиканского   центра   наркологии  разработаны   и   апробированы
программы  превенции потребления психоактивных средств и наркотических
средств, которые дали положительный результат и уже работают  на  базе
школ,  ПТУ и детских садов г.Бишкек, Чуйской области и г.Ош.
    По городу Бишкек,  Ошской и Джалал-Абадской  областям  выполняются
проекты    по   "безопасному   сексу"   и   совершенствованию    услуг
соответствующими  учреждениями  по  планированию   семьи.    В   целях
улучшения   санитарной агитации  и пропаганды здорового  образа  жизни
при   поддержке   ПРООН/ЮНФПА   создан   координационный   Совет   при
Министерстве  здравоохранения,  основной  целью   которого    является
санитарно-просветительская  работа  среди   подростков   по   половому
воспитанию, профилактике СПИДа и болезней, передающихся половым путем.
    Разработан   ряд   проектов  по  решению  проблемы  наркотического
поведения   среди  молодежи:  Проект  "Возрождение"  по   профилактике
химической   зависимости;   Программа  по  профилактике   адъективного
поведения  среди  несовершеннолетних Кыргызской Республики;  Программа
"Родители против наркотиков" и др.
    Основной  задачей   Государственной  программы  "Здоровая   нации"
является улучшение состояния здоровья и качества жизни населения.
    Сегодня, в рамках Комплексных основ развития Кыргызской Республики
в  XXI  столетии,  разрабатывается Национальная программа "Здоровье  -
XXI  -  основы  политики достижения здоровья для всех в  Кыргызстане",
рассчитанная  до  2010 года,  где проблеме здоровья  молодежи  отведен
отдельный раздел этой Программы.

    Основные направления реализации Программы действий в сфере
    здравоохранения

    - Развивать и модернизировать планы действий по защите здоровья  и
распространению   обучающих   профилактических  программ  о   здоровом
образе жизни, правильном питании.
    - Включить в учебные планы начальных и средних общеобразовательных
школ  программы,  концентрирующие внимание на основных   теоретических
и практических знаниях о здоровье.
    -  Разработать  и включить адресные образовательные  программы  по
половому   воспитанию и репродуктивному здоровью в  программы  учебных
заведений.
    -    Развивать    основные   службы   здравоохранения,     включая
реабилитационные центры для молодежи, центры помощи людям с проблемами
сексуального   характера   и  проблемами  воспроизведения,   а   также
активизировать  образовательные программы,   просвещающие  молодежь  о
болезнях,   передающихся половым путем, такие как ВИЧ/СПИД и  др.,  об
альтернативах нежелательной беременности.
    - Разработать  специальные программы,  изучающие проблемы девочек,
девушек  и  молодых  женщин - программу гендерного воспитания  будущей
женщины.
    - Ввести в школьные программы специальные дисциплины для девочек.
    -   Содействовать  распространению  здорового  образа  жизни,    в
сотрудничестве с молодежными организациями.
    - Содействовать  пропаганде здорового образа жизни среди молодежи,
не  допускать реализации алкогольной и табачной продукции   детям   до
18 лет.
    -   Разработать  систему  комплексного  медицинского  обследования
старшеклассников,   учащейся и рабочей молодежи  и  создание  "Единого
паспорта здоровья".

                               Раздел 3
                         Молодежь и занятость

    Одна из главных проблем среди молодежи - проблема занятости, и это
положение обостряется в связи с изменением ситуации на рынке труда.
    Молодежь является  одной  из наименее защищенных групп населения и
особо  нуждается  в поддержке со стороны государственных  органов.   С
наибольшими   трудностями   в   поиске   рабочего  места  сталкивается
молодежь,   имеющая   низкий  уровень  общего   и    профессионального
образования.    Таким  образом,   в  сложившейся  ситуации   актуально
проектирование    соответствующей   рынку   системы   профессионально-
технического образования.
    В  соответствии  со  статьей  4  Закона  "О  содействии  занятости
населения" органами службы занятости в качестве безработных признаются
граждане  в  возрасте с 16 лет. Согласно Положению "О профессиональном
обучении   безработных   граждан"  на  профессиональное   обучение   и
переобучение  в первую очередь направляется молодежь.  Кроме того,   в
числе  мер  также  и Национальная программа "Рынок труда  и  занятость
населения  в  Кыргызской Республике на 1998-2000 годы и на  период  до
2005   года   (ЭМГЕК)",   утвержденная  постановлением   Правительства
Кыргызской Республики  от  30.04.98 г. N 236 и предусматривающая  меры
по обеспечению занятости молодежи.
    Для  трудоустройства  молодежи,   испытывающей  особые  трудности,
осуществляется   новый  инструмент активной политики  на  рынке  труда
"Чек на рабочее место".
    Одной из проблем занятости молодежи является то,  что каждый пятый
молодой  человек,  зарегистрированный в  службе  занятости,  выпускник
общеобразовательных    учреждений    и   среднего   (полного)   общего
образования    не   имеет   профессии   и   стажа   работы.     Низкая
конкурентоспособность  молодежи на рынке труда в основном  обусловлена
недостатком   профессиональных  знаний,  отсутствием  квалификации   и
трудовых навыков.
    В  обществе  и  экономике Кыргызстана доминирует сектор  сельского
хозяйства.  В  сельской  местности проживает  более  3-х  млн.человек.
Сельское  хозяйство является основной отраслью экономики и дает  около
45%  валовой продукции,  а также доля его в экспорте составляет  около
50%   от  общего экспорта  страны.  Все больше увеличивается  удельный
вес   крестьянских  и  фермерских  хозяйств,   руководителями  которых
являются  представители молодежи.  Все это дает основание  говорить  о
том,   что  изменяющиеся социально-экономические  условия  все  больше
подталкивают  молодежь  села  к  самостоятельности,   к   надежде   на
собственные силы, к готовности активного созидания своего будущего.
    В  стране   отмечается  миграция сельской молодежи  в  г.Бишкек  и
Чуйскую  область.  В связи с этим службой занятости разработаны  новые
формы  регулирования рынка труда.  Для поддержки всех  групп  молодежи
создана   и   работает   Республиканская   Молодежная   биржа   труда,
возобновили   деятельность  студенческие  профсоюзные   организации  и
студенческие  сельскохозяйственные отряды.   Ежемесячно  в  Молодежной
бирже труда в среднем имеются  около 2000 вакансий,  из которых 73%  -
рабочей  специальности,   в последнее время  запрос  от  работодателей
составляет  ежедневно 500 вакансий.  За  1999 г.   трудоустроены  2418
молодых  людей,  из них выпускники школ - 777, ПТУ - 1039,  выпускники
ВУЗов  -  225,  ССУЗов  -  337  человек.  В  г.Бишкек   создан   Отдел
временного  трудоустройства и Передвижная служба  занятости,  услугами
которых  пользуется в основном молодежь. За 1999  год  в   Передвижную
службу   занятости  обратилось  3100 человек,   в  том  числе  1027  -
молодежи  от  16  до  29  лет,   трудоустроено  382  молодых.   Однако
необходимо управлять процессом миграции сельской молодежи и  проводить
политику   дальнейшего   развития   системы   социальных    служб    и
информационного  обеспечения  молодежи,   основных  форм   организации
досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма.
    Снижению официально  зарегистрированной безработицы среди молодежи
способствует   усиление  акцента  в  политике  службы   занятости   на
проведение  активных  мер регулирования рынка труда.  Профессиональное
обучение    остается   приоритетным   направлением   для   дальнейшего
трудоустройства  молодежи.  Почти три четверти (75,6%) от общего числа
направленных на профессиональное обучение составляет молодежь, из  них
пятая  часть  -  подростки от  16 до 18 лет.  Из числа трудоустроенных
после  завершения  профессионального обучения свыше  69%  -  молодежь.
Более  трети  (37,3%) молодых людей принимали участие на  общественных
работах временного характера.
    Решение   проблемы  занятости  молодежи,  создание   условий   для
реализации  желаний  и  способностей  молодых  людей,   повышение   их
трудовой    активности    связаны   с   вовлечением     молодежи     в
предпринимательскую  деятельность.

    Основные направления реализации Программы действий по обеспечению
    занятости молодого поколения и преодолению бедности

    -  Расширить  спектр  информационных  услуг  по  рынку  труда  для
молодежи.
    - Проводить регулярные "Ярмарки вакансий".
    -   Выработать    меры   по  повышению  эффективной   деятельности
организаций, оказывающих услуги по трудоустройству молодежи.
    - Организовать сезонную занятость молодежи через молодежные биржи.
    - Активизировать работу в сельской местности по  созданию  рабочих
мест  для  молодежи,   путем  развития  перерабатывающих  производств,
сферы услуг, мелкого и среднего предпринимательства.
    - Содействовать  деятельности детских и молодежных организаций для
проведения досуга в различных формах.
    -   Содействовать   организации  молодежных   дружин   по   охране
общественного порядка по месту жительства.
    - Ввести договорные основы обучения студентов-бюджетников.
    -  Усилить  работу  с  молодежью в рамках  Национальной  программы
преодоления бедности "Аракет".
    - Оказать содействие в организации  эффективных  экспериментальных
молодежных фермерских программ.
    - Оказание содействия молодым  людям  в  предоставлении  земельных
участков   под   строительство  жилья  и  другие   цели   в   порядке,
установленном законодательством Кыргызской Республики.
    -  Поддержать  специальные  проекты,  направленные  на  содействие
занятости  молодежи,   создать  систему микрокредитования  молодежного
предпринимательства.
    - Оказать государственную поддержку молодым застройщикам.

                               Раздел 4
              Профилактика правонарушений среди молодежи

    Оздоровление криминогенной  ситуации среди молодежи является одной
из     актуальных    и    приоритетных    задач,     стоящих     перед
правоохранительными органами и общественностью Кыргызской Республики.
    Принято  постановление  Правительства  Кыргызской  Республики   "О
состоянии    и   мерах  по  усилению  профилактики  правонарушений   и
преступности  среди несовершеннолетних" от 1 июля  1997  года  N  395.
Проводятся повсеместно  семинары-совещания с участием руководства МВД,
глав    областных,    районных   государственных    администраций    и
представителей    общественности  по   оказанию  им   практической   и
методической помощи в организации профилактики правонарушений и борьбы
с преступностью среди молодежи.
    По   профилактике   правонарушений  среди  молодежи   все   больше
практикуется  форма  привлечения  общественности  ("Суды   аксакалов",
"Советы   микрорайонов",    педагогические    коллективы     школ    и
профтехучилищ).    Вместе   с   тем,  криминогенная   ситуация   среди
несовершеннолетних в республике остается сложной.
    В    условиях    переходного    периода    социально-экономических
преобразований  и реформ всех сфер жизнедеятельности общества встали в
новом  качестве проблемы молодежи в республике, в т.ч.  их  преступные
проявления. Доля молодежи,  участвовавшей в преступлениях,   к  общему
числу лиц, совершивших преступления, остается высокой.
    Отдельной проблемой  и  в  новом качестве проявляются преступления
молодежи,     связанные   с   распространением,     изготовлением    и
потреблением   наркотических  веществ,    транзит   опия-сырца   через
территорию  республики.  Анализ преступности среди  несовершеннолетних
показывает,   что   сегодня  наиболее остро стоит  проблема  нигде  не
обучающихся    и   не   работающих   подростков.   Данная    категория
несовершеннолетних  составляет 65-70% от  общего  количества  детей  и
подростков,   задержанных за преступления. В связи с этим,  необходимо
усилить  контроль  за  посещаемостью и учетом  учащихся,  доступностью
общеобразовательной   программы  для  всех детей  школьного  возраста.
Прекратить   практику  отчисления  учащихся   без    согласования    с
комиссиями по делам несовершеннолетних.
    За  4  месяца  2000  года заметна тенденция снижения  преступности
среди  несовершеннолетних на 16,4%  (по сравнению с 1999 г.).  Однако,
со   стороны   правоохранительных  органов  не  в   достаточной   мере
осуществляются   мероприятия  по  профилактике  правонарушений   среди
молодежи.  Особо  острой остается проблема социальной  реабилитации  и
адаптации  детей,  отбывших наказание за совершенные преступления.

    Основные направления реализации Программы действий по оздоровлению
    криминогенной ситуации среди молодежи

    -  Активизировать  участие  молодежи и  молодежных  организаций  в
программах, направленных на искоренение правонарушений и преступности.
    - Осуществить меры,  направленные на профилактику  безнадзорности,
преступности  и  иных  правонарушений  среди  несовершеннолетних,    и
создать  в  этих целях соответствующие структуры по защите их  прав  в
системе  органов исполнительной власти всех уровней.
    -     Провести     широкомасштабные    акции    с     привлечением
правоохранительных   органов,   образовательных  учреждений,   средств
массовой информации в целях профилактики правонарушений и юридического
просвещения.
    -  Уделить   первоочередное   внимание профилактическим  мерам  по
предупреждению преступности среди молодежи.
    -  Проводить   работу по предупреждению наркомании  и  алкоголизма
через образовательные программы для детей и молодежи.
    -   Поощрять   исследования  в  области  медицинского  лечения   и
реабилитации молодых наркоманов.
    -    Организовать   программы,    направленные    на    воспитание
толерантности,   с   целью   недопущения   всех   форм    национальной
дискриминации, религиозного фанатизма.
    - Создать реабилитационные программы,  доступные  для  молодежи  с
криминальным прошлым.

                               Раздел 5
                             Досуг и спорт

    В  настоящее  время  в республике работают 92 спортивных  школы  и
клубов  с  общим охватом занимающихся свыше 35 тысяч человек,   в  том
числе  в  г.Бишкек  - 23,  в Ошской области - 21,  в  Таласской  -  6,
Нарынской - 5, Чуйской - 8,  Иссык-Кульской - 9, Джалал-Абадской -  20
спортивных  школ, т.е.  охвачены все регионы республики.  Однако  лишь
10 спортивных  школ имеют собственную спортивную базу.
    Из-за   прекращения   прежних  форм  культурно-спортивных   работ,
повышения  цен на услуги,  и одновременно из-за запаздывания  перехода
на   новые  формы  работы  в  рыночных  условиях,   снизился   уровень
массового    спорта,  уменьшился  доступ  бедных  слоев  к  спортивным
услугам.  В  то  же  время возникают новые формы  организации  спорта,
развиваются  некоторые  виды спорта, расширяется  сфера  международных
контактов.
    В  настоящее  время  функционируют 40 федераций  по  разным  видам
спорта.   В  республике  культивируется 54 вида  спорта,   в  секциях,
группах   по   видам   спорта,   клубах  и   группах   оздоровительной
направленности  занимается 186465 человек,  в  том  числе  молодежи  -
173346 человек.
    Проводимые с 1996 года спартакиады по классическим  видам  спорта,
национальным   видам  и  народным играм дали  новый  толчок  массовому
приобщению  молодежи  к регулярным занятиям физической   культурой   и
спортом, особенно в отдаленных регионах республики.
    Назрела необходимость  провести  "инвентаризацию"  оздоровительных
комплексов,   спортивных  сооружений, секций, клубов,  где  занимаются
дети  и   молодежь.   Многие  ведомственные,  профсоюзные   учреждения
культурно-спортивного     типа,    детские   оздоровительные    центры
закрываются из-за нехватки денежных средств на их содержание.  В  этой
связи необходимо пересмотреть спортивную политику с тем, чтобы занятия
в  подростковых клубах и секциях стали более доступными в материальном
отношении для большинства юношей и девушек.

    Основные направления реализации Национальной программы по развитию
    спорта и организации досуга молодежи

    -   Всемерно  поощрять  участие  молодежи  в  спорте,   туризме  и
международных культурных мероприятиях.
    - Создать условия для студентов для занятий спортом во всех высших
учебных заведениях.
    -   Поддержать  программы,   предусматривающие  участие  учащихся,
студентов,  молодых рабочих и служащих в соревнованиях,  спартакиадах,
туристических походах.
    - Продолжить  работу  по  созданию  новых  и обеспечению имеющихся
спортивных   сооружений   инвентарем  и   оборудованием,    отвечающим
современным требованиям.
    -   Поддержка   инициатив,   обеспечивающих  молодежь   доступными
образовательными  программами,   предназначенными  для  реализации  во
время досуга.
    - Поддержка инициатив, содействующих развитию социально-культурной
и   спортивной   жизни   сельской  молодежи,   развитию   общественных
библиотек, культурно-информационных центров, клубов, кружков.
    - Содействие росту перспективных спортсменов.
    - Возродить  проведение соревнований среди молодежи допризывного и
призывного возраста.
    -  Принять  меры  по  сохранению и улучшению состояния  спортивных
сооружений, центров по республике.
    - Организовать  проведение  психолого-педагогической  экспертизы и
сертификации игровой продукции, видеоматериалов для детей и молодежи.

                               Раздел 6
                        Охрана окружающей среды

    В   период    экономической  нестабильности  все   увеличивающиеся
потребности   людей  в  природных  ресурсах  угрожают  равновесию    в
экосистемах   и  часто  приводят к различным катастрофам  -  оползням,
селям, землетрясениям, эрозии и деградации плодородной почвы.
    Хищническое  использование   хозяйствующими  субъектами  природных
ресурсов приводит к дальнейшему ухудшению экологической обстановки.
    Молодежь  Кыргызстана обеспокоена ухудшением  окружающей  среды  и
заинтересована в сохранении экологического равновесия.

    Основные направления Программы действий по улучшению состояния
    окружающей среды

    -   Внедрить   в  учебные  планы  школ  изучение  вопросов  охраны
окружающей  среды  для  бережного  отношения  молодежи  к  природе   и
окружающей  среде.
    -   Увеличить   выпуск  информационных  материалов  о   глобальных
изменениях   климата  и  причин  их  влияния  на   окружающую   среду.
Содействовать   широкому   распространению  информации   о   проблемах
окружающей   среды,   способствующих бережному отношению  к  природным
ресурсам.
    - Развивать сотрудничество местных органов государственной  власти
с  неправительственными  организациями по вопросам  охраны  окружающей
среды, разработать программу участия молодежи в борьбе с оползнями, по
посадке деревьев, уничтожения и вторичной переработки отходов.
    -  Усилить  роль  СМИ  в распространении информации  по  проблемам
окружающей  среды,  расширить  участие молодежи  в  процессе  принятия
решений  по  вопросам окружающей среды,  оказать поддержку  молодежным
организациям и движениям, активно участвующим в охране природы.
    - Создать комплексные программы для молодежи (молодежные лагеря  и
др.),  общественные  проекты, программы по защите окружающей  среды  и
сотрудничества между поколениями в вопросах охраны окружающей среды.

                               Раздел 7
          Молодежные движения и международное сотрудничество

    Важным этапом  осуществления  государственной  молодежной политики
Кыргызской   Республики  является  проведение  открытой  международной
политики,  направленной на укрепление дружбы, сотрудничества  и  обмен
опытом между молодежными, детскими, общественными объединениями  стран
ближнего  и   дальнего  зарубежья,  а также  проведение  культурных  и
образовательных   визитов  между  школьниками  и  студентами   учебных
заведений.   Участие   молодежи  в  образовательных,    культурных   и
правозащитных  международных программах в  республике  весьма  высоко,
необходимо   расширение  спектра  интересов  в   других   направлениях
социального   сектора.   Национальная  программа   действий   включает
поддержку  этих  мероприятий  как этап  развития  интеграции  молодежи
Кыргызстана.
    Важная  роль  международного  сотрудничества  состоит  в  создании
благоприятных   условий   для  осуществления  Национальной   программы
действий.

    Основные направления Национальной программы по развитию
    молодежного движения и международному сотрудничеству

    -   Поощрять  деятельность  молодежных  организаций  по   развитию
общества через информационно-образовательную, организационную помощь.
    -  Содействовать  региональному  и международному  сотрудничеству,
обмену опытом между молодежными организациями.
    -   Содействовать   вовлечению  молодежи   в   неправительственные
организации на региональном, национальном и международном уровнях.
    -   Оказывать  поддержку  молодежным  движениям,  направленным  на
развитие  образования,  спорта,  культуры,  охраны  окружающей  среды,
создание правового общества, поддержку детей, женщин, развитие села.

                               Раздел 8
                 Патриотическое воспитание молодежи и
                        подрастающего поколения

    Молодежь   Кыргызстана  обеспокоена  сохраняющейся  в   республике
безработицей  среди  молодежи, возникновением  безверия  в  завтрашний
день,  увеличением числа преступности,  отходом от  своих   корней   и
многовековых  традиций и обычаев, продолжающейся в  ее  среде  широкой
пропагандой  вахабизма,  религиозной нетерпимости,  ростом сепаратизма
и  национального экстремизма, что является прямой угрозой национальной
безопасности республики.
    В связи  с  этим,  молодежь  Кыргызстана заинтересована в активном
участии   молодежи  в  демократических  реформах,    консолидации   ее
прогрессивных   сил,   внедрения   в  ее  среду  норм  нравственности,
патриотизма,   культуры  толерантного  поведения,   веротерпимости   и
миролюбия.

    Основные направления Программы в сфере патриотического воспитания
    молодежи

    - Создание  научно-методической,  системной,  организационной базы
внедрения    норм    нравственности,     патриотизма    в    практику,
противодействия  антиобщественным  проявлениям и повышения  социальной
активности молодежи.
    -  Создание  эффективной системы мониторинга и  выработка  мер  по
противодействию  антиобщественным деяниям  в  молодежной  среде  через
средства массовой информации, законодательство и молодежные социально-
политические акции.
    - Создание системы государственной экспертизы публикаций, видео- и
аудиоматериалов,  провоцирующих разжигание национальной,   религиозной
и иной розни.
    -  Внедрение  в  систему  образования  всех  уровней  программ  по
воспитанию нравственности и патриотизма.
    - Внедрение в практику профессиональную переподготовку и повышение
квалификации  молодых  кадров  с целью  их  адаптации  условиям  жизни
общества.

    Развитие институционального механизма улучшений положения молодежи

    -   Создание   координационных  советов  по  делам  молодежи   при
Госкомиссии,   областных,  городских  и  районных   госадминистрациях,
оказание им организационной поддержки.
    - Создание  центров  молодежных  инициатив  (ЦМИ) во всех регионах
республики, информационного центра молодежных проблем.
    -  Создание  системы  отбора и подготовки  кадров,   работающих  с
молодежью в центре и на местах.
    -   Содействие  в  организации  молодежных  НПО,   школ  лидерства
молодежи, поддержка их проектов и интеграция в молодежные организации.
    - Создание информационной сети по оказанию помощи молодым ученым и
специалистам, научно-технических центров молодежи.
    - Содействие расширению научно-технических контактов.
    -   Разработать   механизмы  партнерства  между  заинтересованными
представителями неправительственного и частного секторов.
    - Расширение международных технических и культурных обменов  между
молодыми людьми через новые партнерские связи.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    2000 год  - является годом начала новой государственной молодежной
политики,  суть  которой  заключается в  широкой  поддержке  молодежи,
укреплении   взаимодействия  правительственных  и  неправительственных
структур,   в   создании  и  осуществлении  многопрофильных   программ
поддержки    молодежных   инициатив.    Это   способствует    широкому
использованию  молодежного  потенциала,  снижению  уровня  бедности  и
обеспечению  экономического  подъема страны,  благосостоянию  молодого
поколения.
    Молодому поколению предстоит управлять  нашим  "завтрашним  днем",
поэтому  главной  задачей  государства является  воспитание  духовной,
высокоинтеллектуальной молодежи.
    Национальная программа  действий  по развитию молодежи Кыргызстана
"Жаштык"  призвана  определить основные цели,  принципы  и  приоритеты
государственной молодежной политики. В соответствии с  ее  положениями
должны   быть  определены  нормативно-правовые  механизмы   реализации
молодежной   политики,   сформированы   основы  ее  методологического,
организационного  и  информационного  обеспечения.   В  свою  очередь,
молодое   поколение   должно  стать  действенным  рычагом   проведения
прогрессивной молодежной политики.
    Государство,  вкладывая  инвестиции  в  развитие  молодежи  и   их
организаций, способствует усилению и укреплению всей страны.
    Дальнейшее    развитие   молодежного   движения   в   Кыргызстане,
интеллектуальный    и    трудовой   потенциал    позволяет    улучшить
благосостояние молодого поколения и создает благоприятные условия  для
становления и развития молодого человека в XXI веке.