Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском
   
                                                            Утверждено
                                                     Указом Президента
                                                 Кыргызской Республики
                                                      от 2 мая 2001 г.
                                                                 № 152
   
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
        о народном курултае представителей местного сообщества
                                   
                          I. Общие понятия

   народный  курултай – представительная форма участия членов местного
сообщества в управлении делами местного значения, осуществляемом путем
избрания ими делегатов курултая в соответствии с настоящим Положением,
и  обсуждении  на курултае важных вопросов жизнедеятельности  местного
сообщества,  включая  отчеты глав местного  самоуправления  и  местных
государственных администраций о деятельности местных органов власти;
   сход  граждан  – прямая форма участия членов местного сообщества  в
управлении   делами   местного  значения  путем  обсуждения   вопросов
жизнеобеспечения и жизнедеятельности сообщества на собраниях  граждан,
проживающих на территории одной улицы, квартала, микрорайона или села,
с  принятием по ним рекомендаций или решений в соответствии с  Уставом
местного сообщества;
   инициативная   группа   –   группа  членов   местного   сообщества,
инициирующая  проведение курултая или схода граждан в  соответствии  с
Уставом местного сообщества;
   комиссия   по   организации  и  проведению  курултая  –   комиссия,
образуемая  соответствующим местным кенешем,  для  проведения  выборов
делегатов   курултая  и  первого  его  организационного   собрания   в
соответствии с Уставом местного сообщества;
   местное   сообщество   –   население,  постоянно   проживающее   на
территории  аильного,  поселкового и городского кенешей,  объединенное
общими  интересами  в  решении вопросов местного значения  через  свои
представительные, исполнительные и другие органы;
   член   местного  сообщества  –  гражданин  Кыргызской   Республики,
постоянно проживающий на территории местного сообщества и связанный  с
ним  взаимными  обязательствами. Гражданин Кыргызской  Республики,  не
проживающий  на территории местного сообщества, но имеющий  на  данной
территории  на праве собственности недвижимое имущество,  уплачивающий
налоги  в  местный  бюджет и заявивший о своем желании  участвовать  в
делах местного сообщества, может быть его членом.
   
                          II. Общие положения

   1.   Для   принятия  коллективных  решений  по  важнейшим  вопросам
местного  значения,  требующих обсуждения  с  членами  сообщества,  на
территории  каждого сельского (поселкового) кенеша и города Кыргызской
Республики   созываются  народные  курултаи  из  числа  представителей
местного сообщества, избранных на сходах граждан делегатами курултая в
соответствии с настоящим Положением.
   2.  Народный  курултай  вправе рассматривать  все  жизненно  важные
вопросы местного сообщества, включая:
   -  принятие Устава местного сообщества, внесения в него изменений и
дополнений;
   -    утверждение   основных   принципов   и   правил    организации
самофинансирования,      самообеспечения,     саморегулирования      и
самовоспитания на территории местного сообщества;
   -  формирование,  выполнение и использование  местного  бюджета,  а
также внебюджетных средств местного сообщества;
   -  проекты программ социально-экономического развития территории  и
социальной защиты местного населения;
   -  заслушивание отчетов глав местного самоуправления сел,  поселков
и  городов,  а  также  глав  местных государственных  администраций  о
деятельности  исполнительных органов по претворению  в  жизнь  решений
курултая;
   -  установление  основных  правил и  мер  по  охране  общественного
порядка, соблюдению экологических и санитарных требований, организации
празднеств,  религиозных обрядов и различных публичных  мероприятий  и
других    мероприятий,   которые   могут   повлиять    на    состояние
жизнедеятельности местного сообщества;
   -  установление  обязательных норм по несению  общественной  службы
членами   местного  сообщества  в  чрезвычайных  ситуациях  и   других
условиях,  требующих мобилизации сил и средств местного  сообщества  в
общественных интересах;
   -  рассмотрение иных, не противоречащих законодательству Кыргызской
Республики   и   Уставу   местного  сообщества  вопросов,   касающихся
жизнедеятельности местного сообщества.
   3.  Решения курултая, не противоречащие законодательству Кыргызской
Республики и Уставу местного сообщества, обязательны для исполнения на
всей    территории   соответствующей   административно-территориальной
единицы.
   4.   Решения  народного  курултая  по  вопросам  местного  бюджета,
программы  социально-экономического развития территории  и  социальной
защиты   местного  населения,  выражения  недоверия   главе   местного
самоуправления  или  главе  местной государственной  администрации,  а
также  о  продлении срока полномочий главы местного  самоуправления  и
главы  местной  государственной администрации  на  второй  срок  носят
рекомендательный  характер  и  в  обязательном  порядке  вносятся   на
рассмотрение  сессии  соответствующего  кенеша  и  принимаются   двумя
третями голосов депутатов всего состава кенеша.
   
              III. Организация созыва народного курултая

   5.  Решение  о  созыве  народного курултая представителей  местного
сообщества  соответствующей  территории,  повестка  дня  и  сроки  его
проведения  принимаются  соответствующим  местным  кенешем.  При  этом
каждый  кенеш,  исходя из численности членов местного сообщества  и  с
учетом  других  особенностей  своей  территории,  устанавливает  норму
представительства  для  избрания делегатов курултая.  Если  территория
сельского   или  городского  кенеша  состоит  из  более   чем   одного
населенного  пункта,  то  норма  представительства  должна   учитывать
представительство  от  каждого  села пропорционально  численности  его
населения.
   6.  Делегаты на народный курултай села, поселка и города избираются
на   сходах,  собраниях  жителей,  согласно  норме  представительства,
установленной соответствующим кенешем.
   Делегаты  на  народный  курултай представителей  местных  сообществ
района  избираются  на  курултаях села,  поселка  и  города  районного
подчинения,    входящих    в    состав    района,    согласно    норме
представительства, установленной районным кенешем.
   Делегаты  на  народный  курултай представителей  местных  сообществ
области и республики избираются на народных курултаях района и  города
согласно  норме представительства, установленной областным  кенешем  и
Конгрессом местных сообществ Кыргызской Республики.
   7.  Инициатива  созыва  народного курултая представителей  местного
сообщества соответствующей территории с указанием конкретной  повестки
дня  курултая   принадлежит  местному  кенешу,   инициативной   группе
населения,    главе    местного    самоуправления,    главе    местной
государственной администрации, а также министру Кыргызской  Республики
по  делам  местного самоуправления и регионального развития, Конгрессу
местных   сообществ,   в  том  числе  Ассоциации  городов   Кыргызской
Республики.
   При  этом  вопросы, имеющие общереспубликанское значение,  вносимые
по  предложению  Министра  Кыргызской  Республики  по  делам  местного
самоуправления и регионального развития, Конгресса местных  сообществ,
в   том   числе   Ассоциации  городов  Кыргызской  Республики,   могут
обсуждаться народными курултаями всех уровней с единой повесткой дня в
соответствии с графиком, утвержденным министром Кыргызской  Республики
по делам местного самоуправления и регионального развития.
   8.   Для   созыва  народного  курултая  соответствующей  территории
инициативная  группа населения должна представить  местному  кенешу  и
главе  местного  самоуправления, а также главе местной государственной
администрации  подписные листы, подписанные  не  менее  15  процентами
членов  соответствующего местного сообщества. При этом в  кенешах,  на
территории которых имеется более одного населенного пункта,  подписные
листы  должны  быть подписаны не менее 15 процентами  жителей  каждого
населенного пункта.
   Отказ  от созыва курултая на основе предложения инициативной группы
населения   может   быть   обжалован   в   областной   государственной
администрации или в суде.
   
          IV. Избрание делегатов народного курултая на сходах
                и собраниях членов местного сообщества

   9.  Сходы и собрания членов местного сообщества по месту жительства
или работы для избрания делегатов на народный курултай села, поселка и
города  проводятся  согласно  графику, установленному  соответствующим
кенешем, и действительны только при участии на них членов комиссии  по
организации   и   проведению  народного  курултая  и  оформлении   ими
соответствующего протокола.
   10.  Комиссия по организации и проведению народного курултая (далее
-  комиссия), формируется местным кенешем из числа депутатов  местного
кенеша   и   работников   исполнительных   органов   местной   власти,
представителей органов территориального общественного самоуправления и
общественных организаций в количестве 7-9 человек.
   Решение  комиссии  принимается открытым  голосованием  большинством
голосов  его  членов.  Комиссия разрабатывает и  утверждает  на  своем
заседании  план  мероприятий, связанных с  подготовкой  и  проведением
курултая.
   11.  Сходы  и  собрания  граждан  избирают  делегатов  на  народный
курултай   открытым  голосованием  простым  большинством,   с   учетом
национального,  возрастного и гендерного баланса и  иных  особенностей
своей  территории  с  полномочиями представлять  и  защищать  интересы
членов своего сообщества.
   12.  Правом  выдвижения на сходе граждан кандидатов в  делегаты  на
народный курултай обладают все члены местного сообщества, организации,
органы  территориального  общественного  самоуправления,  политические
партии   и   другие  неправительственные  организации  соответствующей
территории.
   Количество выдвинутых кандидатов в делегаты не ограничивается.
   13.   Делегаты  на  курултай  первичного  территориального   уровня
избираются   с   учетом  количества  членов  местного   сообщества   и
численности  населенных  пунктов, входящих  в  состав  соответствующей
административно-территориальной      единицы,      согласно      норме
представительства, утвержденной местным кенешем.
   Рекомендуемая  норма  представительства на  народный  курултай  при
количестве членов местного сообщества:
   ·   от 500 до 2000         100-150 делегатов
   ·   от 2001 до 5000        150-250 #
   ·   от 5001 до 10000       250-350 #
   ·   свыше 10000            350-500 #
   ·   город Бишкек и Ош      500 – 800 #
   14.  По  итогам проведенных сельских сходов и собраний комиссия  по
организации  и  проведению  народного  курултая  выносит   решение   о
достоверности   полномочий   избранных   делегатов   на   рассмотрение
соответствующего кенеша, который принимает решение о выдаче избранному
делегату мандата, удостоверяющего его полномочия на четыре года.
   15.  При досрочном выбытии делегата по каким-либо причинам комиссия
по  организации  и  проведению народного  курултая  организует  выборы
нового  делегата  на сходе жителей только той территории,  откуда  был
избран выбывший делегат.
   
               V. Организация работы народного курултая

   16.  Работа  каждого народного курултая проводится в  торжественно-
деловой   обстановке,  с  обязательным  исполнением  Гимна  Кыргызской
Республики  при открытии и закрытии народного курултая,  формированием
рабочих органов курултая - президиума, секретариата и счетной комиссии
для подсчета голосов делегатов при принятии решений.
   Народный   курултай  вправе  начать  свою  работу,  если   на   нем
присутствует не менее 2/3 избранных делегатов.
   17.   Перед  началом  первого  организационного  курултая   каждому
избранному   делегату   обязательно   должен   быть   вручен   мандат,
удостоверяющий его полномочия.
   Участие  делегата  в работе последующих курултаев  возможно  только
при наличии мандата.
   18.  Депутаты местных кенешей всех уровней, а также главы  местного
самоуправления  и  местных государственных администраций  участвуют  в
работе  курултая соответствующего уровня и пользуются правом делегата,
для чего им также вручаются мандаты делегата народного курултая.
   19.  Народный курултай представителей местного сообщества открывает
глава  местного самоуправления соответствующей территории, а  курултай
района  и  области  –  председатель  соответствующего  кенеша.  Работу
курултая,  после сформирования его рабочих органов, ведет по поручению
рабочего президиума один из его членов.
   20.  Народный курултай, как правило, проводится гласно, в  открытой
обстановке,  с  приглашением представителей общественности  и  средств
массовой информации.
   В  исключительных  случаях народный курултай  вправе,  большинством
голосов  от  своего  состава принять решение об  обсуждении  отдельных
вопросов в закрытой обстановке.
   21.  Решения  народного курултая принимаются,  как  правило,  путем
открытого   голосования   простым  большинством   голосов   делегатов,
присутствующих  на  курултае. Подсчет голосов  делегатов  производится
счетной комиссией, сформированной самим курултаем.
   При  поступлении предложения о выражении недоверия  главе  местного
самоуправления  села,  поселка  или  города,  а  также  главе  местной
государственной  администрации, поддержанного не менее  25  процентами
присутствующих  на  курултае делегатов, решение народного  курултая  о
выражении  недоверия главе местной исполнительной  власти  принимается
двумя третями голосов всех делегатов, избранных на курултай.
   Такой  же  механизм принятия решения применяется и при  поступлении
предложения о продлении срока полномочий главы соответствующей местной
исполнительной власти на следующий срок.
   22. Каждый делегат народного курултая имеет один голос.
   При   принятии   решения   народным   курултаем   провести   тайное
голосование должны быть подготовлены кабины, печать, урны, бюллетени и
т.д.
   23.   Народный   курултай  проводится  с  ведением   протокола   на
государственном или на официальном языке.
   24.  Повестка дня курултая, время и место его проведения сообщаются
членам   сообщества   через  средства  массовой   информации,   органы
территориального  общественного  самоуправления,  сельских  старост  и
использованием  иных возможностей не менее чем за 10  дней  до  начала
народного курултая.
   25. Народный курултай проводится не реже одного раза в два года.
   Внеочередной   народный  курултай  может   созываться,   в   случае
возникновения  необходимости, соответствующим местным кенешем  или  по
инициативе  главы  местного самоуправления и  местной  государственной
администрации, поддержанной решением соответствующего кенеша, а  также
в  случае,  если  созыв народного курултая письменно  потребовали  1/3
делегатов  курултая. При созыве внеочередного курултая срок объявления
и подготовки курултая может быть сокращен до 3 дней.
                                   
                      VII. Заключительная глава

   26.  Организация и проведение народного курултая осуществляется  за
счет средств местного бюджета.
   27.    Решение,    принятое   народным   курултаем,   затрагивающее
исключительные  полномочия местного кенеша, если законодательством  не
предусмотрено   иное,   вступает  в   силу   после   утверждения   его
соответствующим кенешем. Остальные решения народного курултая вступают
в силу со дня их опубликования.
   28.  Решения,  протоколы  и  другие  документы  народного  курултая
хранятся   в   местных  кенешах  в  течение  5   лет,   по   истечении
установленного срока они сдаются в архив.
   29.  Решения  народного  курултая, противоречащее  законодательству
республики,  могут  быть обжалованы в суде. До принятия  решения  суда
решение   народного   курултая   приостанавливается   главой   местной
государственной администрации области - губернатором.