Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\e36ff1ab-549b-4f94-b955-75f673eb1ea5\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 17 июля 2000 года № 61

О внешней миграции

(В редакции Законов КР от 21 ноября 2002 года № 153, 6 августа 2005 года № 125, 23 мая 2008 года № 98,
25 февраля 2009 года № 68, 12 октября 2009 года № 262, 26 июля 2011 года № 127,
17 марта 2012 года № 19, 24 июля 2013 года № 160, 9 декабря 2013 года № 214,
27 января 2015 года № 27, 19 марта 2015 года № 59, 24 октября 2016 года № 171)

 

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области внешней миграции и определяет правовые основы внешней миграции в Кыргызской Республике.

 

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Административное выдворение - принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу за пределы Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Безвизовый режим - режим, при котором граждане иностранного государства имеют право без оформления визы въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Кыргызской Республики по одному из действительных документов, признаваемых Кыргызской Республикой в этом качестве, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Вид на жительство - документ, дающий право иностранным гражданам или лицам без гражданства на постоянное или временное проживание в Кыргызской Республике.

Виза - отметка в действительном документе иностранного гражданина или лица без гражданства, признанного Кыргызской Республикой, и разрешающая въезд в Кыргызскую Республику, пребывание на ее территории, выезд из Кыргызской Республики и транзитный проезд.

Виза имеет единый государственный стандарт, форму, описание. Единый государственный стандарт, форма и описание визы утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Внешняя миграция - перемещение физических лиц на территорию Кыргызской Республики или за пределы Кыргызской Республики.

Законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители, а также представители организаций и лиц, на попечении которых находится лицо, участвующее в деле.

Иммигрант - лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезжающее в Кыргызскую Республику на законных основаниях с целью постоянного жительства.

Иммиграция - въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Кыргызскую Республику на постоянное жительство.

Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства.

Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Кыргызской Республики и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства.

Миграция - перемещение физических лиц по различным причинам из Кыргызской Республики в другие государства и из других государств в Кыргызскую Республику, а также в пределах территории Кыргызской Республики в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Транзитная миграция - перемещение через территорию Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию другого государства.

Трудовая миграция - добровольное перемещение на законном основании физических лиц, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, за пределы Кыргызской Республики, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Кыргызской Республики и прибывающих на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления ими оплачиваемой временной или постоянной трудовой деятельности.

Упрощенный визовый режим - режим, при котором граждане иностранного государства имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Кыргызской Республики на основании визы, получаемой по личному обращению при прибытии на территорию Кыргызской Республики с освобождением от регистрации документов, удостоверяющих личность.

Электронная виза - документальное подтверждение, приравненное по статусу к визе, предоставляемое уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики иностранному гражданину или лицу без гражданства, признанному Кыргызской Республикой, в электронном порядке, в том числе посредством электронной сети Интернет, имеющее специальный считываемый код, наличие которого с действительным документом разрешает въезд в Кыргызскую Республику, пребывание на ее территории, выезд из Кыргызской Республики и транзитный проезд.

Эмигрант - гражданин Кыргызской Республики, выезжающий за пределы Кыргызской Республики на территорию другого государства с целью постоянного жительства.

Эмиграция - выезд граждан Кыргызской Республики за пределы Кыргызской Республики на территорию другого государства с целью постоянного жительства.

Визовый режим - режим, при котором граждане иностранного государства имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Кыргызской Республики на основании действительной визы, порядок получения которой устанавливается законодательством Кыргызской Республики.

Действительный документ - документ, удостоверяющий личность, все части и реквизиты которого соответствуют установленным компетентными органами выдавшего его государства образцам, надлежащим образом оформлен и скреплен правомочными на то органами, не просрочен, принадлежит предъявителю и не имеет подделок.

Документ, удостоверяющий личность, - документ, подтверждающий статус лица, пересекающего государственную границу Кыргызской Республики, который был направлен по дипломатическим каналам и признается Кыргызской Республикой в этом качестве, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Законов КР от 6 августа 2005 года № 125, 23 мая 2008 года № 98, 24 июля 2013 года № 160, 24 октября 2016 года № 171

 

Статья 2. Основные задачи настоящего Закона

Основными задачами настоящего Закона являются:

- регулирование процессов внешней миграции в Кыргызской Республике;

- обеспечение защиты прав и законных интересов мигрантов;

- предупреждение и предотвращение незаконной миграции;

- стабилизация миграции в Кыргызской Республике.

 

Статья 3. Законодательные акты, регулирующие вопросы внешней миграции

В Кыргызской Республике внешние миграционные процессы регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Действие настоящего Закона не распространяется на лиц, получивших статус беженцев, и лиц, ходатайствующих о предоставлении статуса беженцев.

 

Статья 4. Основные принципы регулирования вопросов внешней миграции в Кыргызской Республике

Регулирование внешней миграции основывается на следующих принципах:

- обеспечение закрепленных в Конституции Кыргызской Республики прав человека на свободный выбор места жительства, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу передвижения;

- недопустимость какой-либо дискриминации, ущемления прав и свобод по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств;

- обеспечение соответствия законодательства Кыргызской Республики общепризнанным нормам международного права и вступившим в установленном законом порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика, в области внешней миграции;

- предупреждение стихийной и неупорядоченной миграции на основе программных действий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков, в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;

- участие соответствующих государственных органов в регулировании процессов внешней миграции;

- уважение и соблюдение мигрантами законодательства Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 26 июля 2011 года № 127

 

Статья 5. Уполномоченные государственные органы

В Кыргызской Республике уполномоченными государственными органами в области внешней миграции являются уполномоченные государственные органы в сфере миграции, регистрации населения, охраны и защиты государственной границы, по реализации внешней политики, органы внутренних дел и органы национальной безопасности.

В Кыргызской Республике уполномоченным государственным органом по вопросам обеспечения и реализации единой визовой политики является уполномоченный государственный орган по реализации внешней политики.

Контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется вышеуказанными органами в пределах полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 26 июля 2011 года № 127, 24 октября 2016 года № 171)

 

Статья 5-1. Безвизовый режим

Кыргызская Республика в одностороннем порядке или на основании вступившего в установленном законом порядке в силу международного договора, участницей которого является Кыргызская Республика в целях развития дружественных, добрососедских отношений, укрепления экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей вводит по отношению к зарубежным государствам безвизовый режим.

Безвизовый режим, вводимый Кыргызской Республикой в одностороннем порядке, осуществляется на основании инициируемого Правительством Кыргызской Республики и принятого Жогорку Кенешем Кыргызской Республики соответствующего закона Кыргызской Республики.

Безвизовый режим, вводимый Кыргызской Республикой в соответствии с вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика, осуществляется на основании ратифицированного Жогорку Кенешем Кыргызской Республики данного международного договора.

(В редакции Закона КР от 6 августа 2005 года № 125)

 

РАЗДЕЛ II
ВЪЕЗД ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В КЫРГЫЗСКУЮ
РЕСПУБЛИКУ И ПРЕБЫВАНИЕ ИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ

Глава 1
Основные требования к въезду и пребыванию иностранных граждан и лиц без
гражданства тв Кыргызской Республике

 

Статья 6. Разрешение на въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Кыргызскую Республику, их пребывание в Кыргызской Республике, транзитный проезд и выезд из Кыргызской Республики

Граждане иностранного государства, в отношении которых действует безвизовый режим, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Кыргызской Республики без оформления визы по одному из действительных документов.

На граждан иностранных государств, предусмотренных соответствующим перечнем, утвержденным Правительством Кыргызской Республики, распространяется упрощенный визовый режим. Граждане этих иностранных государств имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Кыргызской Республики на основании визы, получаемой по личному обращению при прибытии на территорию Кыргызской Республики.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут въехать в Кыргызскую Республику и выехать из Кыргызской Республики на основании действительных документов и виз на въезд в Кыргызскую Республику или выезд из Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 7 настоящего Закона, если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики или вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Порядок оформления и выдачи электронной визы (документального подтверждения) определяется Правительством Кыргызской Республики.

Въезд и пребывание иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику на временное или постоянное жительство, осуществляются на основании действительных документов и визы, временного или постоянного вида на жительство, выданных в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Иностранные граждане или лица без гражданства с момента пересечения государственной границы Кыргызской Республики обязаны в течение пяти рабочих дней зарегистрироваться по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Законом, если иное не установлено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Для осуществления трудовой деятельности в Кыргызской Республике иностранные граждане или лица без гражданства должны иметь разрешение на трудоустройство в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Находящиеся в Кыргызской Республике иностранный гражданин или лицо без гражданства могут ходатайствовать о продлении визы, вида на жительство и разрешения на работу.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны покинуть Кыргызскую Республику по истечении срока действия визы, регистрации, вида на жительство в случае сокращения срока пребывания или аннулирования вида на жительство.

(В редакции Законов КР от 21 ноября 2002 года № 153, 6 августа 2005 года № 125, 23 мая 2008 года № 98, 24 июля 2013 года № 160, 24 октября 2016 года № 171

 

Статья 7. Въезд в Кыргызскую Республику и выезд из Кыргызской Республики иностранных граждан или лиц без гражданства

Иностранные граждане или лица без гражданства въезжают в Кыргызскую Республику и выезжают из Кыргызской Республики через пункты пропуска на государственной границе, открытые для международного сообщения по действительным документам и визам, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Въезд в Кыргызскую Республику иностранного гражданина или лица без гражданства не разрешается по следующим основаниям:

1) в случае отсутствия визы или действительного документа;

2) в интересах обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

3) если это представляет угрозу здоровью, защите прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики и других лиц, проживающих в Кыргызской Республике;

4) если во время предыдущего пребывания были установлены факты нарушения ими законодательства Кыргызской Республики;

5) если при возбуждении ходатайства о въезде в Кыргызскую Республику они сообщили о себе ложные сведения или представили подложные документы;

6) если в отношении их уполномоченными органами Кыргызской Республики принято решение о невозможности пребывания (проживания) в Кыргызской Республике, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

7) по иным основаниям, установленным законодательством Кыргызской Республики.

Отказ во въезде при наличии визы незамедлительно представляется ходатайствующему в письменном виде должностным лицом компетентного государственного органа, принявшего решение об отказе с указанием оснований отказа. Отказ во въезде может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Выезд из Кыргызской Республики иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории Кыргызской Республики - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством Кыргызской Республики обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики за совершение административного правонарушения на территории Кыргызской Республики - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Кыргызскую Республику и выезде из Кыргызской Республики проходят миграционный контроль. Положение о миграционном контроле утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Порядок пересечения государственной границы Кыргызской Республики регулируется настоящим Законом, законодательством Кыргызской Республики о государственной границе, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 26 июля 2011 года № 127, 9 декабря 2013 года № 214)

 

Статья 8. Регистрация иностранных граждан или лиц без гражданства

Перечень иностранных государств с указанием сроков освобождения иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику, от регистрации по месту пребывания в уполномоченных государственных органах по реализации внешней политики, регистрации населения, а также в гостиницах утверждается Правительством Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. В случае наличия вступившего в установленном законом порядке в силу международного договора, участницей которого является Кыргызская Республика, которым установлены иной срок и порядок пребывания, применяются положения данного международного договора, с учетом принципов взаимности и паритетной основы.

Освобождаются от регистрации документов, удостоверяющих личность:

1) главы государств и правительств зарубежных стран, члены государственных, парламентских и правительственных делегаций, прибывшие в Кыргызскую Республику по приглашению Президента, Жогорку Кенеша и Правительства Кыргызской Республики, административно-технический персонал этих делегаций, члены семей перечисленных лиц;

2) члены экипажей иностранных военных самолетов, прибывшие в Кыргызскую Республику в установленном порядке. Передвижение по территории Кыргызской Республики членов экипажей военных самолетов осуществляется согласно плану приема прибывших военных самолетов;

3) лица, входящие в состав экипажей гражданских воздушных судов международных авиалиний, - при нахождении в аэропортах, указанных в действующем расписании движения;

4) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171)

5) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171) 

(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171)

(Часть 4 утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171)

(В редакции законов КР от 21 ноября 2002 года № 153, 6 августа 2005 года № 125, 23 мая 2008 года № 98, 26 июля 2011 года № 127, 24 октября 2016 года № 171)

 

Статья 9. Регистрация в уполномоченном государственном органе по реализации внешней политики

В уполномоченном государственном органе по реализации внешней политики регистрируются следующие иностранные граждане, пользующиеся специальной международной защитой, особый статус которых признается Кыргызской Республикой:

1) главы иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных в Кыргызской Республике, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица, члены административно-технического персонала и обслуживающего персонала дипломатических представительств и консульских учреждений, а также члены их семей и гости дипломатических представительств и консульских учреждений, если они проживают на территории указанных представительств и учреждений;

2) сотрудники ведомств иностранных государств и члены их семей, прибывающие в Кыргызскую Республику по служебным делам и имеющие дипломатические или служебные паспорта;

3) прибывшие в Кыргызскую Республику по служебным делам должностные лица международных организаций, сотрудники представительств указанных организаций в Кыргызской Республике, а также сотрудники представительств стран при международных организациях, имеющих штаб-квартиру в Кыргызской Республике, которые в соответствии с уставными документами данных организаций или соответствующими вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика пользуются привилегиями и иммунитетами, а также члены их семей.

Уполномоченный государственный орган по реализации внешней политики выдает указанным лицам аккредитационные карточки либо производит запись о регистрации непосредственно в паспортах.

Уполномоченный государственный орган по реализации внешней политики производит в необходимых случаях регистрацию паспортов, прибывших в Кыргызскую Республику государственных и общественных деятелей зарубежных стран и членов их семей, когда об этом ходатайствуют дипломатические представительства или консульские учреждения, а также международные организации и другие принимающие организации.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

 

Статья 10. Регистрация в уполномоченном государственном органе в сфере регистрации населения

В уполномоченном государственном органе в сфере регистрации населения регистрируются иностранные граждане и лица без гражданства, не указанные в пунктах 1-3 статьи 8 и статье 9 настоящего Закона, по месту их фактического проживания. Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Кыргызской Республики.

Физические и юридические лица, оказывающие свои услуги по временному размещению иностранных граждан и лиц без гражданства, обязаны зарегистрировать их в уполномоченном государственном органе в сфере регистрации населения в сроки, установленные настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

 

Статья 11. Регистрация в гостиницах

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года N 171)

 

Статья 12. Продление действия регистрации

Продление действия регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства производится после продления срока действия визы или вида на жительство в Кыргызской Республике.

Порядок продления действия регистрации иностранных граждан, в отношении которых действует безвизовый режим, определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 24 октября 2016 года № 171)

 

Статья 13. Выдача виз

Визы на въезд в Кыргызскую Республику иностранным гражданам или лицам без гражданства выдаются дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Кыргызской Республики, в случае отсутствия таковых - специально уполномоченными на то представительствами других стран в соответствии со статьей 14 настоящего Закона, за исключением электронных виз, которые выдаются и продлеваются уполномоченным государственным органом по реализации внешней политики.

Продление виз на территории Кыргызской Республики осуществляется уполномоченным государственным органом по реализации внешней политики.

Срок рассмотрения ходатайства иностранных граждан или лиц без гражданства о выдаче визы на въезд в Кыргызскую Республику составляет не более семи рабочих дней.

Категории и виды виз, а также порядок их оформления и выдачи определяются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 14. Основания для выдачи виз

Основаниями для выдачи виз на въезд в Кыргызскую Республику являются:

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику с деловыми целями, - письменное ходатайство принимающих организаций с приложением необходимых документов, удостоверяющих деловой характер поездок;

- для граждан иностранных государств, предусмотренных соответствующим перечнем, утвержденным Правительством Кыргызской Республики, - личное обращение;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику с целью трудоустройства, - ходатайство работодателя, зарегистрированного в установленном порядке на территории Кыргызской Республики;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику с целью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, - личное заявление индивидуального предпринимателя;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику по частным делам, - ходатайства граждан Кыргызской Республики или приглашение организации здравоохранения, зарегистрированной на территории Кыргызской Республики;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, проезжающих транзитом через территорию Кыргызской Республики, - личное заявление или ходатайства юридических лиц с приложением действительного документа с визой страны следования в случае ее необходимости или копия разрешения (приглашения), заверенная официальными властями третьей страны, в случае получения визы по прибытии;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику с туристической целью, - личное заявление или письменное ходатайство туристических организаций;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Кыргызскую Республику с учебной целью, - ходатайство образовательных организаций, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Кыргызской Республике и осуществляющих инвестиционную деятельность, - подтверждающие документы, выданные уполномоченным органом в сфере экономики, удостоверяющие их вклад в экономику Кыргызской Республики денежных и материальных ценностей, эквивалентных сумме не менее 10 (десяти) миллионов сомов.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 141. Основания для продления срока действия виз

Основаниями для продления срока действия виз являются:

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Кыргызской Республике с целью трудоустройства и осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, - разрешение уполномоченного государственного органа в сфере миграции на право осуществлять трудовую деятельность на территории Кыргызской Республики;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в Кыргызскую Республику с целью воссоединения семьи, в том числе этническим кыргызам для переселения в Кыргызскую Республику, на временное или постоянное местожительство, - документ о рассмотрении ходатайства заявителя о выдаче вида на жительство или приеме в гражданство;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в Кыргызскую Республику с целью посещения семьи, в том числе этническим кыргызам для посещения Кыргызской Республики, - ходатайства граждан Кыргызской Республики и/или документ, подтверждающий родство;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Кыргызской Республике с учебной целью, - ходатайство образовательных организаций, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики, с приложением заверенной ими копии индивидуального договора между заявителем и образовательной организацией.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 15. Вид на жительство

Иностранные граждане или лица без гражданства, прибывающие в Кыргызскую Республику, могут обратиться за получением вида на жительство. Виды на жительство подразделяются на временные и постоянные.

Иностранные граждане или лица без гражданства, прибывающие в Кыргызскую Республику на срок свыше шести месяцев, могут получить временный вид на жительство в соответствии с настоящим Законом.

Иностранные граждане или лица без гражданства, находящиеся на территории Кыргызской Республики свыше 5 лет и которым в соответствии с настоящим Законом предоставлен статус иммигранта, получают постоянный вид на жительство в соответствии с настоящим Законом.

Порядок оформления и выдачи вида на жительство устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

В Кыргызской Республике виды на жительство выдаются уполномоченным государственным органом в сфере миграции в соответствии с настоящим Законом.

Вид на временное или постоянное жительство является удостоверением личности иностранного гражданина или лица без гражданства во время его пребывания на территории Кыргызской Республики.

Вид на временное или постоянное жительство вместе с действительным документом дают право на многократное пересечение государственной границы без необходимости получения визы на въезд в Кыргызскую Республику и выезд из Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 12 октября 2009 года № 262, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 16. Основания отказа в выдаче визы и вида на жительство

Виза и не выдается и не подлежит продлению иностранному гражданину или лицу без гражданства, если заявитель:

1) представляет опасность для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики и других лиц, проживающих в Кыргызской Республике;

2) представил ложные сведения при подаче ходатайства о получении визы, регистрации по месту фактического проживания или разрешения на работу;

3) не соблюдает порядок получения визы и вида на жительство, установленный законодательством Кыргызской Республики;

4) осуществляет деятельность, представляющую угрозу безопасности Кыргызской Республики;

5) является лицом, против которого возбуждено уголовное дело в Кыргызской Республике, - до окончания производства по делу;

6) осужден за совершение преступления в Кыргызской Республике, до отбытия или освобождения от наказания;

7) страдает таким расстройством здоровья или заболеванием, характер, тяжесть и возможная продолжительность которого представляют угрозу здоровью других лиц или требуют особого надзора учреждений здравоохранения и которое упомянуто в списке, утвержденном Правительством Кыргызской Республики;

8) не может обеспечить себя и лиц, находящихся на его иждивении;

9) до истечения одного года с момента получения отказа во въезде в Кыргызскую Республику обращается с повторным ходатайством;

10) подвергался административному или принудительному выдворению из Кыргызской Республики с наложением временного или постоянного запрета на въезд в Кыргызскую Республику - до истечения срока запрета на въезд;

11) незаконно находится в Кыргызской Республике или помог другому иностранному гражданину или лицу без гражданства незаконно проникнуть на территорию Кыргызской Республики;

12) является членом террористических, экстремистских или сепаратистских организаций.

Вид на жительство не выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства, если заявитель:

1) представляет опасность для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики и других лиц, проживающих в Кыргызской Республике;

2) представил ложные сведения при подаче ходатайства о получении визы, регистрации по месту фактического проживания, вида на жительство или разрешения на работу;

3) не соблюдает порядок получения визы и вида на жительство, установленный законодательством Кыргызской Республики;

4) осуществляет деятельность, представляющую угрозу безопасности Кыргызской Республики;

5) является лицом, против которого возбуждено уголовное дело в Кыргызской Республике, - до окончания производства по делу;

6) осужден за совершение преступления в Кыргызской Республике - до отбытия или освобождения от наказания;

7) страдает таким расстройством здоровья или заболеванием, характер, тяжесть и возможная продолжительность которого представляют угрозу здоровью других лиц или требуют особого надзора учреждений здравоохранения и которое упомянуто в списке, утвержденном Правительством Кыргызской Республики;

8) не может обеспечить себя и лиц, находящихся на его иждивении;

9) до истечения одного года с момента получения отказа в виде на жительство в Кыргызской Республике обращается с повторным ходатайством;

10) подвергался административному или принудительному выдворению из Кыргызской Республики с наложением временного или постоянного запрета на въезд в Кыргызскую Республику - до истечения срока запрета на въезд;

11) незаконно находится в Кыргызской Республике или помог другому иностранному гражданину или лицу без гражданства незаконно проникнуть на территорию Кыргызской Республики;

12) является членом террористических, экстремистских или сепаратистских организаций;

13) не владеет государственным или официальным языком в объеме, необходимом для постоянного проживания на территории Кыргызской Республики. Порядок подтверждения уровня владения государственным или официальным языком определяется Правительством Кыргызской Республики.

Решение об отказе в выдаче визы или вида на жительство сообщается заявителю в трехдневный срок с момента принятия решения. Решение об отказе в выдаче визы или вида на жительство выдается в письменном виде по требованию ходатайствующего.

(В редакции Законов КР от 26 июля 2011 года № 127, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 17. Аннулирование визы или вида на жительство

Основаниями для аннулирования визы являются случаи, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства:

1) представили ложные сведения при подаче ходатайства о получении визы и продлении срока ее действия, регистрации по месту фактического проживания или разрешения на работу;

2) осуществляют деятельность, представляющую угрозу безопасности Кыргызской Республики;

3) прервали обучение в Кыргызской Республике либо были отчислены из образовательных учреждений, в связи с которым был продлен срок действия визы;

4) прервали трудовые отношения по инициативе одной из сторон трудового договора, на основании которых был продлен срок действия визы;

5) расторгли брак с гражданином Кыргызской Республики и если в браке нет детей или суд оставляет детей у того из родителей, который является гражданином или постоянным жителем Кыргызской Республики;

6) прекратили инвестиционную деятельность при подтверждении уполномоченного государственного органа в сфере экономики.

Основаниями для аннулирования вида на жительство являются случаи, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства:

1) представили ложные сведения при подаче ходатайства о получении визы и продлении срока ее действия, регистрации по месту фактического проживания, вида на жительство или разрешения на работу;

2) осуществляют деятельность, представляющую угрозу безопасности Кыргызской Республики;

3) состоят в фиктивном браке с гражданином Кыргызской Республики либо иностранным гражданином или лицом без гражданства, имеющими постоянный вид на жительство в Кыргызской Республике, с целью получения постоянного вида на жительство в Кыргызской Республике;

4) прервали обучение в Кыргызской Республике либо были отчислены из образовательных учреждений, в связи с которым был получен вид на жительство в Кыргызской Республике;

5) прервали трудовые отношения по инициативе одной из сторон трудового договора, на основании которых был получен вид на жительство в Кыргызской Республике;

6) расторгли брак с гражданином Кыргызской Республики или лицом, имеющим в течение пяти лет постоянный вид на жительство в Кыргызской Республике, и если в браке нет детей или суд оставляет детей у того из родителей, который является гражданином или постоянным жителем Кыргызской Республики;

7) прекратили инвестиционную деятельность при подтверждении уполномоченного государственного органа в сфере экономики.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 18. Сокращение срока пребывания в Кыргызской Республике иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранному гражданину и лицу без гражданства, нарушающим законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и порядке их пребывания, может быть сокращен определенный им срок пребывания в Кыргызской Республике.

Решение о сокращении срока пребывания принимается органом, выдавшим визу или вид на жительство.

Статья 19. Предписание о выезде из Кыргызской Республики, административное и принудительное выдворение за пределы Кыргызской Республики

Иностранному гражданину и лицу без гражданства, у которых истек срок действия визы или вида на жительство либо вид на жительство аннулирован, уполномоченный государственный орган по реализации внешней политики, органы внутренних дел или органы национальной безопасности предписывают покинуть Кыргызскую Республику. Иностранный гражданин и лицо без гражданства обязаны покинуть территорию Кыргызской Республики в срок, указанный в предписании о выезде.

Уполномоченные государственные органы в сфере миграции, регистрации населения, по реализации внешней политики обязаны уведомлять органы внутренних дел или органы национальной безопасности о выявленных фактах нарушений порядка пребывания в Кыргызской Республике.

В случае невыполнения предписания иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежат административному выдворению из Кыргызской Республики.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть подвергнуты административному выдворению в случае:

1) если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики и других лиц;

3) если они неоднократно нарушили законодательство Кыргызской Республики и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности.

Материалы на административное выдворение оформляются уполномоченным государственным органом по реализации внешней политики, органами внутренних дел или органами национальной безопасности.

Административное выдворение за пределы Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного взыскания устанавливается и назначается судом (судьей).

Вместе с предписанием покинуть страну или административным выдворением органом внутренних дел или органом национальной безопасности может быть наложен временный или постоянный запрет на въезд в Кыргызскую Республику с обязательным уведомлением уполномоченных государственных органов в сфере охраны и защиты государственной границы и по реализации внешней политики.

Административное выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства из Кыргызской Республики осуществляется силами органа внутренних дел и органа национальной безопасности по решению суда.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежат принудительному выдворению за пределы Кыргызской Республики без решения суда в случаях:

1) осуществления трудовой или индивидуальной предпринимательской деятельности без соответствующих разрешительных документов;

2) нахождения на территории Кыргызской Республики более одного года без визы, регистрации или вида на жительство;

3) отказа от добровольного выезда за пределы территории Кыргызской Республики, несмотря на истечение срока, аннулирования или сокращения сроков действия виз или вида на жительство.

Решение о принудительном выдворении иностранного гражданина и лица без гражданства принимается органом внутренних дел или органом национальной безопасности.

Сроки лишения права въезда и пребывания на территории Кыргызской Республики иностранных граждан или лиц без гражданства, наложенного решением суда, могут составлять от десяти лет до постоянного, в зависимости от степени совершенного правонарушения и общественной опасности.

Сроки лишения права въезда и пребывания на территории Кыргызской Республики иностранных граждан или лиц без гражданства, наложенного уполномоченным государственным органом по реализации внешней политики, органом внутренних дел или органом национальной безопасности, могут составлять от одного года до десяти лет в зависимости от степени совершенного правонарушения и общественной опасности.

На основании предписания покинуть страну или административного выдворения уполномоченным государственным органом по реализации внешней политики, органом внутренних дел или органом национальной безопасности в действительный проездной документ иностранного гражданина или лица без гражданства проставляется специальная отметка (штамп) с указанием срока запрета на въезд в Кыргызскую Республику.

Финансирование расходов по административному выдворению осуществляется за счет средств:

1) выдворяемых иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) приглашающих и/или принимающих организаций или частных лиц;

3) в исключительных случаях - за счет бюджетных средств.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 20. Передвижение по территории Кыргызской Республики

Иностранные граждане и лица без гражданства могут свободно передвигаться по территории Кыргызской Республики, открытой для их посещения.

В местностях, закрытых для посещения иностранных граждани лиц без гражданства, въезд и передвижение осуществляются только по разрешению уполномоченного государственного органа в сфере регистрации населения.

(В редакции Закона КР от 23 мая 2008 года № 98)

Статья 21. Определение порядка передвижения

Порядок передвижения иностранных граждан или лиц без гражданства, действительные документы или заменяющие их документы которых зарегистрированы в уполномоченном государственном органе по реализации внешней политики, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Этот порядок распространяется также на сотрудников авиакомпаний, банков, торгово-промышленных фирм и других иностранных представительств, постоянно аккредитованных в Кыргызской Республике.

Порядок передвижения иностранных корреспондентов и журналистов, аккредитованных при уполномоченном государственном органе по реализации внешней политики, и членов их семей регулируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 26 июля 2011 года № 127, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 22. Проездные документы

Иностранные граждане или лица без гражданства, находящиеся в Кыргызской Республике, должны иметь действительный документ.

Об утрате документа, удостоверяющего личность, иностранный гражданин или лицо без гражданства должны немедленно сообщить в ближайшее отделение органа внутренних дел и дипломатическое представительство или консульское учреждение государства принадлежности и получить письменное подтверждение о данном факте.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 23. Транзитный проезд

Транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Кыргызской Республики осуществляется в соответствии с Правилами транзитного проезда по территории Кыргызской Республики, утвержденными Правительством Кыргызской Республики, и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

(Часть 2 утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171)

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 24. Порядок въезда, передвижения, выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на личном и служебном транспортном средствах

Порядок въезда, передвижения, выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на личном и служебном транспортном средствах устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Транспортные средства, ввезенные иностранными гражданами и лицами без гражданства под обязательство обратного вывоза, подлежат вывозу за пределы Кыргызской Республики по истечении установленного срока и не могут отчуждаться на территории Кыргызской Республики.

Транспортное средство, отчужденное в нарушение части второй настоящей статьи, может быть изъято в доход государства по решению суда.

Статья 25. Обязанности физических и юридических лиц, пригласивших иностранных граждан и лиц без гражданства

Физические и юридические лица, пригласившие иностранных граждан или лиц без гражданства в Кыргызскую Республику, и принимающие организации обязаны своевременно разъяснять иностранным гражданам и лицам без гражданства их права и обязанности, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики, а также принимать меры к своевременной регистрации и оформлению документов на право пребывания их в Кыргызской Республике, передвижения по территории республики и на выезд из нее по истечении определенного им срока пребывания.

Финансовое обеспечение и медицинское обслуживание иностранных граждан и лиц без гражданства возлагается на принимающую сторону при отсутствии иной письменной договоренности сторон.

 

Глава 2
Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на временное жительство
в Кыргызскую Республику

Статья 26. Временный вид на жительство

Временный вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшим в Кыргызскую Республику на срок более шести месяцев, имеющим в Кыргызской Республике легальный источник существования:

1) для работы по трудовому договору вместе с разрешением на работу;

2) для обучения в учебном заведении по ходатайству учебного заведения;

3) для реализации инвестиционной деятельности на территории Кыргызской Республики.

Временный вид на жительство может быть получен иностранным гражданином или лицом без гражданства:

1) на срок не более одного года с последующим ежегодным продлением на срок не более пяти лет;

2) на срок, установленный трудовым договором или предусмотренный для выполнения иной деятельности, в том числе учебным планом или планом научного сотрудничества.

Временный вид на жительство также может быть выдан членам семьи вышеуказанных лиц.

Статья 27. Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства

Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, за исключением этнических кыргызов, получивших статус кайрылмана, на территории Кыргызской Республики определяется Правительством Кыргызской Республики.

Привлечение иностранной рабочей силы на территорию Кыргызской Республики осуществляется на основе разрешений, выданных уполномоченным государственным органом в сфере миграции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

При регулировании трудовой миграции приоритетное значение имеет защита внутреннего рынка труда.

(В редакции Закона КР от 27 января 2015 года № 27)

Статья 28. Квота на трудовую миграцию

Квота на трудовую миграцию устанавливает предельное количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в целях осуществления трудовой деятельности в Кыргызскую Республику.

Квота на трудовую миграцию ежегодно за четыре месяца до начала каждого календарного года определяется Правительством Кыргызской Республики.

Квота на трудовую миграцию для юридических и физических лиц, имеющих цель приглашать в Кыргызскую Республику трудящихся - мигрантов, устанавливается уполномоченным государственным органом в сфере миграции на основании ежегодной квоты на трудовую миграцию.

(В редакции Закона КР от 25 февраля 2009 года № 68)

Статья 29. Условия пребывания в Кыргызской Республике иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в порядке трудовой миграции

Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Кыргызскую Республику в порядке трудовой миграции, не связанной с переменой гражданства, должны иметь постоянное место жительства за пределами Кыргызской Республики.

Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Кыргызскую Республику и осуществляющие трудовую деятельность без соответствующего разрешения уполномоченного государственного органа, подлежат выдворению в соответствии с настоящим Законом

 

Глава 3
Иммиграция

 

Статья 30. Иммиграционная квота

В целях государственного регулирования процесса иммиграции в Кыргызскую Республику ежегодно определяется иммиграционная квота, которая устанавливает предельную величину на иммиграцию.

Иммиграционная квота за четыре месяца до начала каждого календарного года определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 31. Предоставление статуса иммигранта

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно находящиеся в Кыргызской Республике и желающие получить в Кыргызской Республике статус иммигранта, подают ходатайство в уполномоченный государственный орган в сфере миграции.

(Часть 2 утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171)

Вносить ходатайство об иммиграции в Кыргызскую Республику имеют право дееспособный иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста 18 лет.

Уполномоченный государственный орган в сфере миграции рассматривает ходатайства о признании лица иммигрантом и принимает по ним решения в соответствии с установленной иммиграционной квотой, в порядке, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Срок рассмотрения ходатайства о получении статуса иммигранта не должен превышать девяти месяцев.

Решения уполномоченного государственного органа в сфере миграции, принимаемые при рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса иммигранта, могут быть обжалованы в суд.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства для получения статуса иммигранта должны иметь постоянный источник дохода, дающий им возможность обеспечить свои (и членов их семей) насущные потребности, денежный эквивалент которых утверждает Правительство Кыргызской Республики.

В случае отсутствия достаточных финансовых возможностей у ходатайствующего и членов его семьи должна существовать гарантия о трудоустройстве или возможности финансового обеспечения не ниже установленного в Кыргызской Республике прожиточного минимума.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 32. Порядок внесения ходатайств об иммиграции

К ходатайству об иммиграции прилагаются следующие нотариально удостоверенные документы заявителя:

1) копия действительного документа или заменяющего его на основании вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика документа;

2) копия свидетельства о рождении или приравненного к нему документа;

3) справка о составе членов его семьи, копия свидетельства о браке;

4) справка о наличии постоянного легального источника дохода, обеспечивающего заявителю и членам его семьи прожиточный минимум;

5) справка о медицинском освидетельствовании;

6) справка об отсутствии судимости иностранного гражданина на территории государства, гражданином которого он является, а для лиц без гражданства - справка об отсутствии судимости на территории государства, в котором он проживал до въезда на территорию Кыргызской Республики.

Кроме вышеперечисленных документов к ходатайству прилагаются:

1) для лиц, указанных в пункте 1 статьи 33 настоящего Закона, справка, подтверждающая национальность одного из родителей;

2) для лиц, указанных в пунктах 2, 3 статьи 33 настоящего Закона, - приглашение, посланное родственником-гражданином Кыргызской Республики, документ, удостоверяющий родственную связь;

3) для лиц, указанных в пункте 3 статьи 33 настоящего Закона, если они едут вместе с возбудившим ходатайство лицом, - ходатайство последнего о присвоении ему статуса иммигранта; если они едут к иммигранту на жительство, - приглашение последнего;

4) для лиц, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 33 настоящего Закона, - документы, подтверждающие факт опеки или попечительства;

5) для лиц, указанных в пункте 6 статьи 33 настоящего Закона, документы, свидетельствующие о наличии специальности (профессии).

Если вместе с иммигрантами-родителями переезжают их несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет, требуется письменное согласие последних на иммиграцию.

Если в Кыргызскую Республику переезжает только один из родителей, которого сопровождают дети в возрасте до 18 лет, он должен представить нотариально удостоверенное заявление другого супруга о том, что он не против проживания детей вместе с родителем-иммигрантом. В случае отсутствия такого согласия родитель-иммигрант должен представить судебное решение соответствующего государства о присуждении детей этому родителю.

При необходимости уполномоченные государственные органы в сфере миграции правомочны требовать от ходатайствующего лица предоставления дополнительных документов.

(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года № 98, 12 октября 2009 года № 262, 26 июля 2011 года № 127, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 33. Лица, пользующиеся преимущественным правом получения статуса иммигранта

Преимущественным правом получения статуса иммигранта пользуются следующие иностранные граждане или лица без гражданства:

1) кыргызы по происхождению, то есть граждане или лица без гражданства другого государства, один из родителей которых является кыргызом;

2) родители гражданина Кыргызской Республики, его супруга, дети в возрасте до 18 лет или совершеннолетние недееспособные дети;

3) родители, супруга иммигранта, его дети в возрасте до 18 лет или совершеннолетние недееспособные дети;

4) лица, находящиеся под опекой или попечительством гражданина Кыргызской Республики;

5) лица, являющиеся опекунами или попечителями гражданина Кыргызской Республики;

6) известные деятели науки, культуры и иные лица, внесшие значительный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие Кыргызской Республики, а также высококвалифицированные специалисты, требующиеся экономике Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 34. Основания отказа в получении статуса иммигранта

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, ходатайствующим о получении статуса иммигранта, может быть отказано в случаях, если заявитель:

1) представляет опасность для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики и других лиц, проживающих в Кыргызской Республике;

2) представил ложные сведения при подаче ходатайства о получении визы, регистрации по месту фактического проживания, вида на жительство или разрешения на работу;

3) не соблюдает порядок получения визы и вида на жительство, установленный законодательством Кыргызской Республики;

4) осуществляет деятельность, представляющую угрозу безопасности Кыргызской Республики;

5) является лицом, против которого возбуждено уголовное дело в Кыргызской Республике, - до окончания производства по делу;

6) осужден за совершение преступления в Кыргызской Республике, до отбытия или освобождения от наказания;

7) страдает таким расстройством здоровья или заболеванием, характер, тяжесть и возможная продолжительность которого представляют угрозу здоровью других лиц или требуют особого надзора учреждений здравоохранения и которое упомянуто в списке, утвержденном Правительством Кыргызской Республики;

8) не может обеспечить себя и лиц, находящихся на его иждивении;

9) до истечения одного года с момента получения отказа в виде на жительство в Кыргызской Республике обращается с повторным ходатайством;

10) подвергался административному или принудительному выдворению из Кыргызской Республики с наложением временного или постоянного запрета на въезд в Кыргызскую Республику - до истечения срока запрета на въезд;

11) незаконно находится в Кыргызской Республике или помог другому иностранному гражданину или лицу без гражданства незаконно проникнуть на территорию Кыргызской Республики.

12) является членом террористических, экстремистских или сепаратистских организаций;

13) не владеет государственным или официальным языком в объеме, необходимом для постоянного проживания на территории Кыргызской Республики. Порядок подтверждения уровня владения государственным или официальным языком определяется Правительством Кыргызской Республики.

Решение об отказе в предоставлении статуса иммигранта сообщается заявителю в трехдневный срок с момента принятия решения. Решение об отказе в предоставлении статуса иммигранта в письменном виде выдается по требованию ходатайствующего.

(В редакции Законов КР от 26 июля 2011 года № 127, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 35. Постоянный вид на жительство

Постоянный вид на жительство иностранному гражданину и лицу без гражданства, получившим статус иммигранта в соответствии с настоящим Законом, выдается уполномоченным государственным органом в сфере регистрации населения.

(В редакции Закона КР от 26 июля 2011 года № 127)

Статья 36. Права и обязанности иммигранта

Права и обязанности иммигранта предусматриваются Законом Кыргызской Республики "О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике", настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 37. Повторное рассмотрение ходатайства об иммиграции

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым было отказано в удовлетворении просьбы о предоставлении статуса иммигранта в Кыргызской Республике, вправе вновь обратиться с ходатайством об иммиграции.

Повторное ходатайство об иммиграции принимается не раньше чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Статья 38. Иммиграционный фонд

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171)

 

РАЗДЕЛ III
ВЫЕЗД ИЗ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ВЪЕЗД В КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ ГРАЖДАН
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава 1
Основные требования к выезду из Кыргызской Республики и въезду в Кыргызскую Республику
 граждан Кыргызской Республики

 

Статья 39. Принципы и порядок выезда из Кыргызской Республики и въезда в Кыргызскую Республику граждан Кыргызской Республики

Каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право на выезд из Кыргызской Республики и въезд в Кыргызскую Республику. Гражданин Кыргызской Республики не может быть лишен права на выезд из Кыргызской Республики. Право на выезд из Кыргызской Республики может быть временно ограничено в соответствии со статьей 46 настоящего Закона.

Гражданин Кыргызской Республики не может быть лишен права на въезд в Кыргызскую Республику.

Граждане Кыргызской Республики выезжают из Кыргызской Республики через пункты пропуска на государственной границе, открытые для международного сообщения, по действительным документам и заменяющим их документам на основании вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Законов КР от 6 августа 2005 года № 125, 23 мая 2008 года № 98, 26 июля 2011 года № 127)

Статья 40. Выезд несовершеннолетних

Граждане Кыргызской Республики, не достигшие 18-летнего возраста, могут выезжать из Кыргызской Республики по нотариально удостоверенному ходатайству законных представителей. При отсутствии ходатайства законных представителей выезд несовершеннолетних может быть разрешен по решению суда.

Выезд из Кыргызской Республики на постоянное место жительства детей в возрасте от 14 до 18 лет может быть осуществлен только при наличии выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного их согласия.

Статья 41. Выезд из Кыргызской Республики недееспособных лиц

Гражданам Кыргызской Республики, признанным судом недееспособными, выезд из Кыргызской Республики может быть разрешен на основании нотариально удостоверенного ходатайства их законных представителей или по решению суда.

Статья 42. Документы на право выезда из Кыргызской Республики и въезда в Кыргызскую Республику

Документами, дающими право на выезд из Кыргызской Республики и въезд в Кыргызскую Республику и удостоверяющими личность гражданина Кыргызской Республики во время пребывания за ее пределами, являются:

1) общегражданский паспорт гражданина Кыргызской Республики;

2) дипломатический паспорт;

3) служебный паспорт;

4) свидетельство на возвращение.

Дипломатический и служебный паспорта выдаются и используются в порядке, предусмотренном Правительством Кыргызской Республики. Дипломатический и служебный паспорта подлежат возврату государству в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Нарушение правил выдачи, использования и возврата Дипломатического и служебного паспортов влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае утраты гражданином Кыргызской Республики документов, удостоверяющих личность, документом, дающим право на въезд в Кыргызскую Республику, является свидетельство на возвращение в Кыргызскую Республику, которое выдается дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Кыргызской Республики. Положение о свидетельстве на возвращение утверждается Правительством Кыргызской Республики.

В предусмотренных вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, случаях вместо документов, указанных в части первой настоящей статьи, для выезда из Кыргызской Республики могут использоваться другие документы, удостоверяющие личность.

(В редакции Закона КР от 23 мая 2008 года № 98, 19 марта 2015 года № 59)

Статья 43. Порядок оформления общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики

Оформление общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики для выезда из Кыргызской Республики производится гражданам Кыргызской Республики, постоянно проживающим в Кыргызской Республике и достигшим 16-летнего возраста, - по личному ходатайству.

Оформление общегражданского паспорта на гражданина, не достигшего 16-летнего возраста, производится на основании нотариально удостоверенного ходатайства родителей или законных представителей. В ходатайстве указываются сведения о гражданине, не достигшем 16-летнего возраста, а также об отсутствии обстоятельств, ограничивающих в соответствии с настоящим Законом право на выезд из Кыргызской Республики.

Общегражданский паспорт на ребенка, не достигшего 16-летнего возраста, оформляется сроком на три года.

Гражданам Кыргызской Республики, постоянно проживающим в Кыргызской Республике, общегражданский паспорт выдается уполномоченным государственным органом в сфере регистрации населения по месту жительства, а проживающим за ее пределами, - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Кыргызской Республики.

Оформление дипломатического или служебного паспорта гражданину Кыргызской Республики осуществляется консульской службой уполномоченного государственного органа по реализации внешней политики в установленном порядке.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 44. Правила выдачи и оформления паспортов, их временной задержки и изъятия

Правила выдачи и оформления паспортов, их временной задержки и изъятия определяются Правительством Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом и подлежат опубликованию.

Статья 45. Сроки и порядок рассмотрения документов на выезд

(Исключена Законом КР от 6 августа 2005 года № 125)

Статья 46. Основания для временных ограничений в праве выезда граждан Кыргызской Республики из Кыргызской Республики

Гражданину Кыргызской Республики может быть временно отказано в выезде из Кыргызской Республики в случаях:

1) если заявитель осведомлен в информации, составляющей государственный секрет, - до истечения срока, установленного законодательством Кыргызской Республики;

2) если действуют неурегулированные алиментные, договорные или иные неисполненные обязательства, - до исполнения обязательств или разрешения спора по взаимному согласованию сторон в предусмотренных законом случаях, или обеспечения обязательств залогом, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;

3) если против заявителя возбуждено уголовное дело, - до окончания производства по делу;

4) если заявитель осужден за совершение преступления, - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

5) если заявитель уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судебным решением, - до исполнения обязательств;

6) если заявитель сознательно сообщил о себе ставшие известными ложные сведения, - до выяснения причин и последствий представления ложных сведений;

7) если заявитель подлежит призыву на срочную военную службу, - до решения вопроса об отсрочке от призыва;

8) если в отношении заявителя предъявлен гражданский иск в суд, до окончания производства по делу;

9) если заявитель по приговору суда признан особо опасным рецидивистом или находится под административным надзором милиции, - до погашения (снятия) судимости или прекращения надзора.

Паспорт может быть временно задержан или изъят в случаях, предусмотренных пунктами 1-9 части первой настоящей статьи, или в случае использования паспорта для совершения преступления, или обнаружения в нем подделки, а также в случаях прекращения гражданства Кыргызской Республики. Временная задержка или изъятие паспорта в таких случаях осуществляются судом, органами прокуратуры, органами национальной безопасности, органами пограничной службы Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 6 августа 2005 года № 125, 23 мая 2008 года № 98, 24 октября 2016 года № 171)

Статья 47. Ограничение на выезд граждан Кыргызской Республики из Кыргызской Республики в целях их безопасности

В случае возникновения в каком-либо иностранном государстве чрезвычайной ситуации, делающей невозможным создание в нем условий для безопасности граждан Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа по реализации внешней политики принимает решение об особом порядке выезда граждан Кыргызской Республики в это государство или вправе вводить временное ограничение на выезд в данное государство. Указанные ограничения действуют до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Решение Правительства Кыргызской Республики в обязательном порядке доводится до сведения граждан Кыргызской Республики, имеющих намерение выехать в государство, по которому принято решение Правительства Кыргызской Республики, и предупреждаются о невозможности со стороны Кыргызской Республики обеспечить гражданину необходимую безопасность в связи с возникновением чрезвычайной ситуации. Это предупреждение не является запретом для выезда.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 48. Порядок разрешения споров

Отказ в выдаче и оформлении общегражданского паспорта либо его временная задержка или изъятие могут быть обжалованы гражданином Кыргызской Республики в суд.

Отказ гражданину Кыргызской Республики в выезде из Кыргызской Республики по основаниям, предусмотренным пунктами 3-5 и 9 части первой статьи 46 настоящего Закона, обжалованию не подлежит.

Статья 49. Регистрация граждан Кыргызской Республики за ее пределами

Граждане Кыргызской Республики, выезжающие за пределы Кыргызской Республики на срок свыше трех месяцев, в течение пятнадцати дней регистрируются в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Кыргызской Республики в государстве въезда.

В случаях отсутствия в пункте прибытия дипломатического представительства или консульского учреждения Кыргызской Республики регистрация производится через электронные или факсимильные средства связи в стране пребывания.

В случае отсутствия в стране пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения Кыргызской Республики регистрация производится в специально уполномоченных на то представительствах других государств.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2012 года №19)

 

Глава 2
Выезд граждан Кыргызской Республики за пределы Кыргызской Республики
на временное жительство

 

Статья 50. Защита Кыргызской Республикой прав и законных интересов граждан Кыргызской Республики за ее пределами

Гражданам Кыргызской Республики, выезжающим за пределы Кыргызской Республики, гарантируются защита и покровительство Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 51. Осуществление трудовой деятельности гражданами Кыргызской Республики за ее пределами

Граждане Кыргызской Республики, кроме лиц, находящихся на воинской службе, могут осуществлять трудовую деятельность за пределами Кыргызской Республики.

Порядок деятельности физических и юридических лиц в Кыргызской Республике, занимающихся трудоустройством граждан Кыргызской Республики за ее пределами, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 52. Выезд по служебным делам

Выезд граждан Кыргызской Республики из Кыргызской Республики по служебным делам осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.

Статья 53. Выезд по частным делам

Выезд граждан Кыргызской Республики из Кыргызской Республики по частным делам может осуществляться в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Глава 3
Эмиграция

 

Статья 54. Порядок выезда граждан Кыргызской Республики на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики

Граждане Кыргызской Республики, выезжающие на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики, должны иметь соответствующую визу или разрешение, выдаваемые в порядке, установленном законодательством государства въезда.

Граждане Кыргызской Республики, получившие выездные документы, имеют право на вывоз в страну выезда, а также сохранение на территории Кыргызской Республики имущества, принадлежащего им на праве собственности. Любое ограничение их гражданских, социальных, трудовых, жилищных и иных прав не допускается. Вывоз гражданами Кыргызской Республики предметов, представляющих культурную, историческую или иную ценность для государства, за пределы Кыргызской Республики регулируется законодательством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Граждане Кыргызской Республики до выезда за ее пределы на постоянное жительство обязаны исполнить имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами, на которых распространяется юрисдикция Кыргызской Республики.

Порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством соответствующего государства въезда, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Граждане Кыргызской Республики, выехавшие на постоянное жительство за ее пределы, по возвращении в Кыргызскую Республику на постоянное жительство пользуются на общих основаниях всеми правами, гарантируемыми законодательством Кыргызской Республики, и несут предусмотренные законом обязанности.

Статья 55. Лица, не являющиеся эмигрантами

К эмигрантам не относятся сотрудники посольств и представительств Кыргызской Республики в зарубежных странах, граждане Кыргызской Республики, осуществляющие в зарубежных странах временную трудовую деятельность, военнослужащие, выполняющие миротворческую миссию, а также лица, находящиеся на учебе, лечении, в туристической поездке, по приглашению организации и частных лиц и в служебной командировке в зарубежных странах. К эмигрантам также не относятся и другие лица, временно выехавшие из Кыргызской Республики.

Статья 56. Выезд из Кыргызской Республики граждан, имеющих допуск к государственным секретам

Выезд из Кыргызской Республики гражданина Кыргызской Республики может быть не разрешен в случаях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики".

Временные ограничения должны быть доведены до сведения граждан, связанных с допуском к информации, составляющей государственный секрет, администрацией предприятия, учреждения, организации или уполномоченным ею органом, руководителем учебного заведения, командованием воинской части при приеме на работу (учебу) и зачислении на военную службу.

Статья 57. Расходы, связанные с выездом из Кыргызской Республики граждан Кыргызской Республики

Расходы, связанные с выездом из Кыргызской Республики граждан Кыргызской Республики на постоянное место жительства в другие государства, осуществляются за счет собственных средств эмигрантов, а также может осуществляться из других законных источников.

 

РАЗДЕЛ IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 58. Основания ответственности за правонарушения

Иммигранты, совершившие противоправные деяния на территории Кыргызской Республики, несут ответственность на общих основаниях с гражданами Кыргызской Республики, за исключением случаев, установленных вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 59. Ответственность за незаконный въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Кыргызской  Республики

Иностранные граждане и лица без гражданства несут в соответствии с законодательством Кыргызской Республики ответственность за незаконный въезд на территорию Кыргызской Республики.

Статья 60. Ответственность за принятие на работу иностранных граждан и лиц без гражданства

В случае оформления на работу юридическими и физическими лицами иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Кыргызской Республики без соответствующих разрешительных документов, работодатели привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 октября 2016 года № 171)

Статья 61. Ответственность физических и юридических лиц, пригласивших иностранных граждан и лиц без гражданства

В случае несоблюдения требований статьи 25 настоящего Закона физические и юридические лица, пригласившие иностранных граждан и лиц без гражданства в Кыргызскую Республику, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 62. Ответственность за нарушение порядка пребывания или транзитного проезда

Нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства порядка пребывания в Кыргызской Республике, то есть проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения, выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания или несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Кыргызской Республики, влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Вопрос об ответственности лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными правовыми актами, разрешается дипломатическим путем.

Статья 63. Ответственность перевозчика

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 октября 2016 года № 171)

 

РАЗДЕЛ V
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 64. Государственная пошлина и консульские сборы

Государственная пошлина и консульские и другие сборы по настоящему Закону уплачиваются в размере и порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 65. Введение в действие настоящего Закона

Ввести в действие настоящий Закон со дня опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "О порядке пребывания иностранных граждан в Кыргызской Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 3, ст.70).

 

        Президент

Кыргызской Республики

 

А. Акаев